Практическая реализация проектной деятельности с использованием ИКТ - школьная газета «Первоклассник".
Практическая реализация проектной деятельности с использованием ИКТ - школьная газета «Первоклассник".
Новые федеральные образовательные стандарты (ФГОС) ставят перед школой новые задачи: приоритетом начального общего образования становится формирование общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.
В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения и воспитания.
А.Б. Воронцова в своем пособии для учителей «Проектные задачи в начальной школе» пишет что: в последние годы эту проблему в начальной школе пытаются решать, в частности, через организацию проектной деятельности. Метод проектов составляет основу проектного обучения, смысл которого заключается в создании условий для самостоятельного усвоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов.
Однако более тщательный анализ того, что обычно называют проектной деятельностью в начальной школе, выявил две крайности. Любо это механический перенос метода проектов в начальную школу из основной или старшей школы, либо простое присвоение название «проект» всему, что только ни делается: самостоятельно решили несколько задач из учебника – «проект» и т.д.»
С нашей точки зрения, полноценная проектная деятельность не соответствует возрастным возможностям младших школьников, особенно в рамках урока. Переносить способы работы из основной школы в начальную школу, как правило, неэффективно. В этом случае «спасательным кругом» для решения проблемы является внеурочная деятельность.
Ступенькой перехода к практической реализации проектной деятельности по нашему мнению будет являться возможность формирования ИКТ – компетентности обучающихся в начальной школе через реализацию проекта классной газеты.
Практическая реализация проектной деятельности с использованием ИКТ - школьная газета «Первоклассник».
Что же такое – классная газета? Классная газета – современное средство воспитания патриотизма, формирования активной гражданской позиции, а также средство повышения интереса к учёбе. Она моделирует собой ситуацию взрослой жизни, позволяет охватить достаточно широкий круг учащихся, различных и по интересам, и по социальному положению, способствует сплоченности детей, совершенствованию межличностных отношений через умение считаться с мнением, интересами и желаниями сверстников.
Классная газета играет большую роль в жизни издающих её детей. Она способствует взрослению ребят, их воспитанию. В результате работы каждый: и пишущий, и читающий – чувствует собственную значимость и причастность к решению школьных задач. Ещё одним важным качеством, которое «взращивает» газета, является ответственность. Ведь работа в команде - дело серьёзное и трудное… Каждый берётся за ту работу, которая ему по плечу.
Перед школьником как субъектом коммуникативной деятельности, овладевающим информационной культурой, ставятся следующие цели: научиться читать, писать, слушать и говорить. Достижение этой цели приводит, с нашей точки зрения, к овладению культурой чтения, культурой письма, культурой слушания, культурой речи. В совокупности эти четыре компонента составляют коммуникативную основу информационной культуры личности.
Цель: создание живой, активно работающей информационной среды через издание классной газеты.
Задачи:
Информационная - оперативно и достоверно освещать события и факты классной жизни.
Образовательная - обучение детей современным технологиям издательской деятельности.
Воспитательная – совершенствование умений отстаивать свои права, развитие способности к созидательной деятельности, творческой свободы, инициативы, самостоятельности.
Коммуникативная – развитие у учащихся коммуникативных качеств, готовности к сотрудничеству, стремления сообща решать возникающие проблемы и вопросы.
Управленческая – газета, как печатный орган класса, школы, позволяет оперативно доводить необходимую информацию от управленческой структуры к подразделениям школы и осуществляет обратную связь.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА. (Или как всё начиналось…)
1 этап - Создание команды единомышленников.
Чтобы издавать и распространять газету, прежде всего, нужна крепкая команда.
В редакционную коллегию входят учащиеся 1 класса, классный руководитель и родители. Все поручения распределяются на добровольной основе, являются сменными в течение творческого процесса.
Учредителем газеты является администрация школы.
Распределение редакционных обязанностей:
1. Педагогические кадры (куратор проекта классной газеты, зам. директора по УР).
2. Главный редактор (классный руководитель) .
3. Дизайнер (проводит практическую работу по созданию макета газеты согласно теме выпуска; принимает подготовленные корреспондентами материалы, осуществляет подбор иллюстраций (фото, рисунки, графики, схемы); (конкурс – эмблема газеты)
4. Журналисты (корреспонденты, ребята и родители, (которые на данном этапе выступают в качестве помощников) любящие и умеющие писать статьи).
5. Фотокорреспонденты (учащиеся, увлекающиеся фотографией и умеющие работать с цифровым фотоаппаратом).
2 этап - Разработка плана работы редколлегии.
1. Организационно-подготовительный.
- Провести классный час для создания журналистского объединения; разработать и создать структуру редакции;
- Формирование групп учащихся.
- Составление плана работы (составление тематики газет).
- Подбор информационный ресурсов для проекта.
- Создание учителем вводной презентации для учащихся.
2. Обучающий
-Введение в проблематику проекта с помощью вводной презентации учителя.
-Краткое изложение сведений о газетах, видах, их назначении.
- Выявление предварительных знаний детей по теме проекта.
- Изучение методов сбора и обработки информации.
- Определение групп по интересам.
- Определение этапов работы над номером газеты.
- Знакомство с критериями оценки работ.
3 . Исследовательский.
Работа по группам. Распределение журналистских заданий. Сбор информации, а именно:
- Самостоятельный поиск информации.
- Работа с печатными материалами.
- Сохранение результатов в формате Word .
- Выводы по работе.
- Взаимооценка работ друг друга.
Создание макета газеты, обсуждение единого дизайна.
Оформление номера газеты.
4. Итоговый.
1. Презентация результатов проекта: издание классной газеты, участие в конкурсах и фестивалях.
2. Подведение общих итогов – презентация с фотографиями учеников, выполняющих задачи проекта, для итогового обзора на стенде разместить фото-материалы работы учеников над проектом.
3 этап - Схема организации выпуска школьной газеты.
Каждый номер газеты представляет своего рода задачу, связанную с необходимостью раскрыть определенную тему. Тема позволяет объединить статьи учащихся общей идеей, а их работу сделать направленной, например, у нас есть страничка Я – исследователь, где печататься могут не только обучающиеся 1 «А» класса, но и все ребята посещающие кружок, выполнившие требования к изданию.
Издание отражает события, явления, мнения с точки зрения общечеловеческих ценностей: мира, добра, толерантности, здорового образа жизни и т.д. Статьи должны носить жизнеутверждающий, оптимистичный характер.
Примерный перечень тем выпусков газет:
1. Знакомство (с начальными классами, направлениями работы: спортивной деятельностью, исследовательской, и т.д.; с работниками газеты (они могут написать свои биографии с долей юмора, вымысла).
2. Подготовка к празднику.
Можно включить все праздники, которые волнуют и отмечаются в школе, городе, стране.
3. Глобальные проблемы современности ( экология, отсутствие толерантности в обществе и т.д.) (В перспективе)
4. В мире интересного (открытия, исследования, исторические справки).
4 этап - Верстка газеты (создание первой полосы, современный дизайн газеты, принципы верстки). (В перспективе)
Методические принципы:
- личностно – ориентированный подход учитывает особенности учащихся, способствует обучению свободно и творчески мыслить;
- коммуникативная направленность даёт учащимся возможность общаться в процессе создания, выпуска и реализации газеты;
- деятельный характер обучения позволяет работать индивидуально, в парах, группах;
- взаимосвязанное обучение написанию заметок и статей, подготовке постоянных рублик, разделов, тематических выпусков газет;
- поэтапность обучения от простого к сложному способствует свободному владению письменной речью при создании заметок, статей.
3. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
Повышение социальной активности учащихся.
Развитие познавательной активности.
Повышение интереса к знаниям.
Развитие ценностной ориентации учащихся.
Развитие эстетических вкусов учащихся.
Развитие сотруднических отношений: ученики – учителя – родители.
Повышение технических возможностей новых информационных технологий в образовании.
4. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.
Компьютеры
Принтер
Сканер
Цифровой фотоаппарат
Интернет
Школьный сайт
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Практическая реализация проектной деятельности с использованием ИКТ - школьная газета «Первоклассник". »
Новые федеральные образовательные стандарты (ФГОС) ставят перед школой новые задачи: приоритетом начального общего образования становится формирование общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.
В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения и воспитания.
А.Б. Воронцова в своем пособии для учителей «Проектные задачи в начальной школе» пишет что: в последние годы эту проблему в начальной школе пытаются решать, в частности, через организацию проектной деятельности. Метод проектов составляет основу проектного обучения, смысл которого заключается в создании условий для самостоятельного усвоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов.
Однако более тщательный анализ того, что обычно называют проектной деятельностью в начальной школе, выявил две крайности. Любо это механический перенос метода проектов в начальную школу из основной или старшей школы, либо простое присвоение название «проект» всему, что только ни делается: самостоятельно решили несколько задач из учебника – «проект» и т.д.»
С нашей точки зрения, полноценная проектная деятельность не соответствует возрастным возможностям младших школьников, особенно в рамках урока. Переносить способы работы из основной школы в начальную школу, как правило, неэффективно. В этом случае «спасательным кругом» для решения проблемы является внеурочная деятельность.
Ступенькой перехода к практической реализации проектной деятельности по нашему мнению будет являться возможность формирования ИКТ – компетентности обучающихся в начальной школе через реализацию проекта классной газеты.
Практическая реализация проектной деятельности с использованием ИКТ - школьная газета «Первоклассник».
Что же такое – классная газета? Классная газета – современное средство воспитания патриотизма, формирования активной гражданской позиции, а также средство повышения интереса к учёбе. Она моделирует собой ситуацию взрослой жизни, позволяет охватить достаточно широкий круг учащихся, различных и по интересам, и по социальному положению, способствует сплоченности детей, совершенствованию межличностных отношений через умение считаться с мнением, интересами и желаниями сверстников.
Классная газета играет большую роль в жизни издающих её детей. Она способствует взрослению ребят, их воспитанию. В результате работы каждый: и пишущий, и читающий – чувствует собственную значимость и причастность к решению школьных задач. Ещё одним важным качеством, которое «взращивает» газета, является ответственность. Ведь работа в команде - дело серьёзное и трудное… Каждый берётся за ту работу, которая ему по плечу.
Перед школьником как субъектом коммуникативной деятельности, овладевающим информационной культурой, ставятся следующие цели: научиться читать, писать, слушать и говорить. Достижение этой цели приводит, с нашей точки зрения, к овладению культурой чтения, культурой письма, культурой слушания, культурой речи. В совокупности эти четыре компонента составляют коммуникативную основу информационной культуры личности.
Цель: создание живой, активно работающей информационной среды через издание классной газеты.
Задачи:
Информационная - оперативно и достоверно освещать события и факты классной жизни.
Образовательная - обучение детей современным технологиям издательской деятельности.
Воспитательная – совершенствование умений отстаивать свои права, развитие способности к созидательной деятельности, творческой свободы, инициативы, самостоятельности.
Коммуникативная – развитие у учащихся коммуникативных качеств, готовности к сотрудничеству, стремления сообща решать возникающие проблемы и вопросы.
Управленческая – газета, как печатный орган класса, школы, позволяет оперативно доводить необходимую информацию от управленческой структуры к подразделениям школы и осуществляет обратную связь.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА. (Или как всё начиналось…)
1 этап - Создание команды единомышленников.
Чтобы издавать и распространять газету, прежде всего, нужна крепкая команда.
В редакционную коллегию входят учащиеся 1 класса, классный руководитель и родители. Все поручения распределяются на добровольной основе, являются сменными в течение творческого процесса.
Учредителем газеты является администрация школы.
Распределение редакционных обязанностей:
1. Педагогические кадры (куратор проекта классной газеты, зам. директора по УР).
2. Главный редактор (классный руководитель) .
3. Дизайнер (проводит практическую работу по созданию макета газеты согласно теме выпуска; принимает подготовленные корреспондентами материалы, осуществляет подбор иллюстраций (фото, рисунки, графики, схемы); (конкурс – эмблема газеты)
4. Журналисты (корреспонденты, ребята и родители, (которые на данном этапе выступают в качестве помощников) любящие и умеющие писать статьи).
5. Фотокорреспонденты (учащиеся, увлекающиеся фотографией и умеющие работать с цифровым фотоаппаратом).
2 этап - Разработка плана работы редколлегии.
1. Организационно-подготовительный.
- Провести классный час для создания журналистского объединения; разработать и создать структуру редакции;
- Формирование групп учащихся.
- Составление плана работы (составление тематики газет).
- Подбор информационный ресурсов для проекта.
- Создание учителем вводной презентации для учащихся.
2. Обучающий
-Введение в проблематику проекта с помощью вводной презентации учителя.
-Краткое изложение сведений о газетах, видах, их назначении.
- Выявление предварительных знаний детей по теме проекта.
- Изучение методов сбора и обработки информации.
- Определение групп по интересам.
- Определение этапов работы над номером газеты.
- Знакомство с критериями оценки работ.
3 . Исследовательский.
Работа по группам. Распределение журналистских заданий. Сбор информации, а именно:
- Самостоятельный поиск информации.
- Работа с печатными материалами.
- Сохранение результатов в формате Word .
- Выводы по работе.
- Взаимооценка работ друг друга.
Создание макета газеты, обсуждение единого дизайна.
Оформление номера газеты.
4. Итоговый.
1. Презентация результатов проекта: издание классной газеты, участие в конкурсах и фестивалях.
2. Подведение общих итогов – презентация с фотографиями учеников, выполняющих задачи проекта, для итогового обзора на стенде разместить фото-материалы работы учеников над проектом.
3 этап - Схема организации выпуска школьной газеты.
Каждый номер газеты представляет своего рода задачу, связанную с необходимостью раскрыть определенную тему. Тема позволяет объединить статьи учащихся общей идеей, а их работу сделать направленной, например, у нас есть страничка Я – исследователь, где печататься могут не только обучающиеся 1 «А» класса, но и все ребята посещающие кружок, выполнившие требования к изданию.
Издание отражает события, явления, мнения с точки зрения общечеловеческих ценностей: мира, добра, толерантности, здорового образа жизни и т.д. Статьи должны носить жизнеутверждающий, оптимистичный характер.
Примерный перечень тем выпусков газет:
1. Знакомство (с начальными классами, направлениями работы: спортивной деятельностью, исследовательской, и т.д.; с работниками газеты (они могут написать свои биографии с долей юмора, вымысла).
2. Подготовка к празднику.
Можно включить все праздники, которые волнуют и отмечаются в школе, городе, стране.
3. Глобальные проблемы современности ( экология, отсутствие толерантности в обществе и т.д.) (В перспективе)
4. В мире интересного (открытия, исследования, исторические справки).
4 этап - Верстка газеты (создание первой полосы, современный дизайн газеты, принципы верстки). (В перспективе)
Методические принципы:
- личностно – ориентированный подход учитывает особенности учащихся, способствует обучению свободно и творчески мыслить;
- коммуникативная направленность даёт учащимся возможность общаться в процессе создания, выпуска и реализации газеты;
- деятельный характер обучения позволяет работать индивидуально, в парах, группах;
- взаимосвязанное обучение написанию заметок и статей, подготовке постоянных рублик, разделов, тематических выпусков газет;
- поэтапность обучения от простого к сложному способствует свободному владению письменной речью при создании заметок, статей.
3. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
Повышение социальной активности учащихся.
Развитие познавательной активности.
Повышение интереса к знаниям.
Развитие ценностной ориентации учащихся.
Развитие эстетических вкусов учащихся.
Развитие сотруднических отношений: ученики – учителя – родители.
Повышение технических возможностей новых информационных технологий в образовании.