Реализация проектного метода обучения в докладах младших школьников
Гоголадзе Юлиана Анатолиевна
Проектное обучение может рассматриваться как дидактическая система, а метод проектов – как компонент системы, как педагогическая технология, которая предусматривает не только интеграцию знаний, но и применение актуализированных знаний, приобретение новых.
В рамках проектного подхода одной из методик, которую я использую, является организационная форма работы с учениками «Новости».
Каждый день обучения один из учеников готовит доклад по той теме, которая ему интересна. Важным здесь является то, что ученик сам выбирает тему доклада. Этим достигается несколько целей:
- Ученик
- раскрывает свои интересы;
- показывает, в какой области он больше всего осведомлен;
- получает возможность самореализоваться в коллективе;
- Учитель
- получает информацию о интересах ребенка, которая помогает в дальнейшем в процессе обучения;
- наиболее полно представляет возможности ребенка;
- определяет его роль в коллективе.
Соотнесение проектной формы «Новости» с общими методами проектной деятельности
Проектная учебная деятельность учащихся – сторона, компонент проектного обучения, связанного с выявлением и удовлетворением потребностей учащихся посредством проектирования и создания идеального или материального продукта, обладающего объективной или субъективной новизной. Она представляет собой творческую учебную работу по решению практической задачи, цели и содержание которой определяются учащимися и осуществляются ими в процессе теоретической проработки и практической реализации при консультации учителя.
В педагогической практике использование метода проектов может целенаправленно решать задачи индивидуально-ориентированного образования. Действенность этого метода обусловлена тем, что он позволяет детям выбрать деятельность по интересам, которая соответствует их способностям, и направлен на формирование у них знаний, умений и навыков. Выполняя проекты, школьники осваивают алгоритм инновационной творческой деятельности, учатся самостоятельно находить и анализировать информацию, получать и применять знания по различным отраслям, восполнять пробелы, приобретать опыт решения творческих задач.
Разрабатывая и реализуя проекты, учащиеся развивают навыки мышления, поиска информации, анализа, экспериментирования, принятия решений, самостоятельной работы и работы в группах.
Проекты могут выполняться индивидуально либо в группах. В групповых проектах отдельные разделы выполняются индивидуально. Но и в проектах, таких как «Новости», выполняемых индивидуально, есть элементы групповой работы, например, при проведении мозгового штурма или взаимной оценки первоначальных докладов друг друга. Включение групповой работы в проект «Новости» помогает развивать навыки сотрудничества и чувство коллективной ответственности. При групповой работе школьники усваивают материал в совместной инновационной форме его изучения, обсуждения и взаимообучения с выработкой обобщенного, коллективного решения. Учащиеся в группе осваивают элементы организационной деятельности лидера, сотрудника, исполнителя, получая социальный опыт практической деятельности.
Многие школьники, могут испытывать трудности в выборе темы проекта «Новости», особенно на начальном этапе. Для решения этой проблемы учителю желательно иметь “банк направлений проектов”, состоящий из реально выполнимых заданий, сгруппированных по сферам интересов и подготовленности учащихся, и проводить разъяснительную работу о содержании и возможностях того или иного проекта.
Выполнить проект «Новости» – это не только собрать материал, необходимую информацию по теме. Потенциал развития этого проекта состоит в том, чтобы применить добытые знания на практике, например: провести экскурсию, оформить стенды, альбомы, подготовить по возможности видео или фотосъемку, озвучить видеофильм, привлечь родителей, представителей социума, организовать встречи с интересными людьми, подготовиться к конференции, сделать конкретное практическое дело.
Технология проектного обучения включает ряд общих этапов. Этот вопрос достаточно подробно освещается в литературе. Я предлагаю модификацию этих этапов с точки зрения реализации проекта «Новости». В таблице 2 приведены характеристики этих этапов проектирования.
Однако творческие люди не всегда думают логически. Психология творческих проектов требует, чтобы учащиеся могли выполнять их в разной последовательности. Это по мере возможности должно быть отражено в тексте проекта. Данный подход способствует развитию способностей к реализации творческих устремлений учащихся и одновременно более глубокому пониманию содержания, выбору и использованию необходимых средств, управлению деятельностью для достижения намеченных результатов.
Таблица 2.
Характеристика основных этапов проектного обучения в проекте «Новости»
Этапы выполнения проекта
Задачи, решаемые учащимися
Деятельность учащихся
Деятельность учителя
Формы и методы обучения
1. Поисковый
- поиск и анализ «новости»;
- выбор темы «новости»;
- планирование формирования «новости» по этапам;
- сбор, изучение исходной информации,
обработка и анализ информации по теме «новости»
- обсуждают «новости» с учителем и сверстниками
- формулируют проблему;
- уточняют и анализируют информацию;
-
фиксируют результаты
- мотивирует учащихся;
- ставит перед участниками проблему затронутую в «новости»
- организует обсуждение проблемы,
- наблюдает, консультирует
- доклад «новости»;
- проблемная беседа;
- консультация;
- обсуждение.
2. Конструк-торский
- поиск решения проблемы
задачи конкретного проекта «новости»;
- исследование вариантов развития ситуации «новости»
- экспертиза решений;
- работают с информацией «новости»;
- проводят синтез, анализ
- оценку идей;
- выполняют графические работы;
- оформляют документацию
- организует, активизирует
и направляет поиск и выработку идей;
- высказывает предположения;
- помогает в выборе решений;
- советует (по просьбе);
- рекомендует;
- наблюдает;
- консультирует
- беседа;
- дискуссия;
- “мозговой штурм”;
- морфологи-ческий анализ;
- ролевая игра;
- самостоя-тельная работа
3. Технологи-ческий
- составление плана практической
реализации предложенных при обсуждении вариантов;
- внесение при необходимости
изменений врешения
- осуществляют самоконтроль
и корректировку своей деятельности;
- проводят экспертизу новости
- обеспечивает презентационную базу;
- косвенно руководит
деятельностью учащихся;
- организует и координирует;
- консультирует, советует
- беседа;
- показ;
самостоятельная работа;
- практическая работа
4. Заключительный
- оценка предложенных вариантов
выполнения изделия;
- анализ процесса выполнения проекта;
- изучение возможности
использования результатов
проектирования
- осуществля-ют самоанализ
и самооценку результатов
проектирования
- участвуют в коллективном
обсуждении и оценке
результатов проекта
- консультирует;
- оказывает помощь;
- организует
обсуждение проектов;
- слушает;
- участвует в анализе
и оценке результатов
проекта;
- аргументиро-вано оценивает
работу учащихся
над проектом
- беседа;
- дискуссия;
- консультация;
- деловая (ролевая) игра;
- имитационно–деятельностная игра
Отмечу наиболее важные педагогические приемы, которые используются в проекте «Новости».
Прежде всего, педагогу необходимо продумать «запуск проекта», обеспечивающий добровольное и заинтересованное включение учащихся в проектную деятельность. Это может быть создание проблемной ситуации, обсуждение практической задачи, жизненно важной для детей, рассказ о привлекательной перспективе, обращение авторитетных и др.
Другим важным приемом является «звездочка обдумывания». Модификация этого приема для проекта «Новости» заключается в том, что учителем и детьми выдвигается некоторая большая тема и конечная цель. Эта тема в свою очередь разбивается на подтемы и определяется система действий учащихся по подготовке «новостей» по каждой подтеме. Теоретическое и практическое освещение и обсуждение этих подтем позволяет приблизиться к решению главной проблемы. По существу, проектная деятельность – это система «звездочек обдумывания», последующих практических и соответствующих познавательных действий учащихся.
Управление учебной проектной деятельностью предполагает анализ результатов ее компонентов (Таблица 3).
Таблица 3.
№
Параметры оценивания
Ф.И.О.
Ф.И.О.
Ф.И.О.
1
Актуальность выбранной темы
2
Глубина раскрытия темы
3
Практическая ценность проекта
4
Композиционная стройность
5
Соответствие плану
6
Обоснованность выводов
7
Правильность и грамотность оформления
8
Аккуратность и дизайн оформления
9
Содержательность приложения
10
Выступление на защите
11
Умение изложить самое интересное и ценное
12
Умение отвечать на вопросы
13
Умение защищать свою точку зрения
14
Итоговая оценка
При подведении итогов учебного проектирования можно использовать лист отзывов, который включает следующие разделы: интересные, впечатляющие моменты; темы, которые наиболее полно раскрыты; уточнение, мнение, пожелание; главные выводы.
Таким образом, включение проектной деятельности в учебный процесс требует соответствующей психолого-педагогической подготовки педагогов, а также предварительного обучения школьников решению прикладных задач.