kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Реализация проектного метода обучения в докладах младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Реализация проектного метода обучения в докладах младших школьников

Гоголадзе Юлиана Анатолиевна

Проектное обучение может рассматриваться как дидактическая система, а метод проектов – как компонент системы, как педагогическая технология, которая предусматривает не только интеграцию знаний, но и применение актуализированных знаний, приобретение новых.

В рамках проектного подхода одной из методик, которую я использую, является организационная форма работы с учениками «Новости».

Каждый день обучения один из учеников готовит доклад по той теме, которая ему интересна. Важным здесь является то, что ученик сам выбирает тему доклада. Этим достигается несколько целей:

  • Ученик
    • раскрывает свои интересы;
    • показывает, в какой области он больше всего осведомлен;
    • получает возможность самореализоваться в коллективе;
  • Учитель
    • получает информацию о интересах ребенка, которая помогает в дальнейшем в процессе обучения;
    • наиболее полно представляет возможности ребенка;
    • определяет его роль в коллективе.

Соотнесение проектной формы «Новости» с общими методами проектной деятельности

Проектная учебная деятельность учащихся – сторона, компонент проектного обучения, связанного с выявлением и удовлетворением потребностей учащихся посредством проектирования и создания идеального или материального продукта, обладающего объективной или субъективной новизной. Она представляет собой творческую учебную работу по решению практической задачи, цели и содержание которой определяются учащимися и осуществляются ими в процессе теоретической проработки и практической реализации при консультации учителя.

В педагогической практике использование метода проектов может целенаправленно решать задачи индивидуально-ориентированного образования. Действенность этого метода обусловлена тем, что он позволяет детям выбрать деятельность по интересам, которая соответствует их способностям, и направлен на формирование у них знаний, умений и навыков. Выполняя проекты, школьники осваивают алгоритм инновационной творческой деятельности, учатся самостоятельно находить и анализировать информацию, получать и применять знания по различным отраслям, восполнять пробелы, приобретать опыт решения творческих задач.

Разрабатывая и реализуя проекты, учащиеся развивают навыки мышления, поиска информации, анализа, экспериментирования, принятия решений, самостоятельной работы и работы в группах.

Проекты могут выполняться индивидуально либо в группах. В групповых проектах отдельные разделы выполняются индивидуально. Но и в проектах, таких как «Новости», выполняемых индивидуально, есть элементы групповой работы, например, при проведении мозгового штурма или взаимной оценки первоначальных докладов друг друга. Включение групповой работы в проект «Новости» помогает развивать навыки сотрудничества и чувство коллективной ответственности. При групповой работе школьники усваивают материал в совместной инновационной форме его изучения, обсуждения и взаимообучения с выработкой обобщенного, коллективного решения. Учащиеся в группе осваивают элементы организационной деятельности лидера, сотрудника, исполнителя, получая социальный опыт практической деятельности.

Многие школьники, могут испытывать трудности в выборе темы проекта «Новости», особенно на начальном этапе. Для решения этой проблемы учителю желательно иметь “банк направлений проектов”, состоящий из реально выполнимых заданий, сгруппированных по сферам интересов и подготовленности учащихся, и проводить разъяснительную работу о содержании и возможностях того или иного проекта.

Выполнить проект «Новости» – это не только собрать материал, необходимую информацию по теме. Потенциал развития этого проекта состоит в том, чтобы применить добытые знания на практике, например: провести экскурсию, оформить стенды, альбомы, подготовить по возможности видео или фотосъемку, озвучить видеофильм, привлечь родителей, представителей социума, организовать встречи с интересными людьми, подготовиться к конференции, сделать конкретное практическое дело.

Технология проектного обучения включает ряд общих этапов. Этот вопрос достаточно подробно освещается в литературе. Я предлагаю модификацию этих этапов с точки зрения реализации проекта «Новости». В таблице 2 приведены характеристики этих этапов проектирования.

Однако творческие люди не всегда думают логически. Психология творческих проектов требует, чтобы учащиеся могли выполнять их в разной последовательности. Это по мере возможности должно быть отражено в тексте проекта. Данный подход способствует развитию способностей к реализации творческих устремлений учащихся и одновременно более глубокому пониманию содержания, выбору и использованию необходимых средств, управлению деятельностью для достижения намеченных результатов.

Таблица 2.

Характеристика основных этапов проектного обучения в проекте «Новости»

Этапы выполнения проекта

Задачи, решаемые учащимися

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Формы и методы обучения

1. Поисковый

- поиск и анализ «новости»;

- выбор темы «новости»;

- планирование формирования «новости» по этапам;

- сбор, изучение исходной информации,

обработка и анализ информации по теме «новости»

- обсуждают «новости» с учителем и сверстниками

- формулируют проблему;

- уточняют и анализируют информацию;

-

фиксируют результаты

- мотивирует учащихся;

- ставит перед участниками проблему затронутую в «новости»

- организует обсуждение проблемы,

- наблюдает, консультирует

- доклад «новости»;

- проблемная беседа;

- консультация;

- обсуждение.

2. Конструк-торский

- поиск решения проблемы

задачи конкретного проекта «новости»;

- исследование вариантов развития ситуации «новости»

- экспертиза решений;

- работают с информацией «новости»;

- проводят синтез, анализ

- оценку идей;

- выполняют графические работы;

- оформляют документацию

- организует, активизирует

и направляет поиск и выработку идей;

- высказывает предположения;

- помогает в выборе решений;

- советует (по просьбе);

- рекомендует;

- наблюдает;

- консультирует

- беседа;

- дискуссия;

- “мозговой штурм”;

- морфологи-ческий анализ;

- ролевая игра;

- самостоя-тельная работа

3. Технологи-ческий

- составление плана практической

реализации предложенных при обсуждении вариантов;

- внесение при необходимости

изменений врешения

- осуществляют самоконтроль

и корректировку своей деятельности;

- проводят экспертизу новости

- обеспечивает презентационную базу;

- косвенно руководит

деятельностью учащихся;

- организует и координирует;

- консультирует, советует

- беседа;

- показ;

самостоятельная работа;

- практическая работа

4. Заключительный

- оценка предложенных вариантов

выполнения изделия;

- анализ процесса выполнения проекта;

- изучение возможности

использования результатов

проектирования

- осуществля-ют самоанализ

и самооценку результатов

проектирования

- участвуют в коллективном

обсуждении и оценке

результатов проекта

- консультирует;

- оказывает помощь;

- организует

обсуждение проектов;

- слушает;

- участвует в анализе

и оценке результатов

проекта;

- аргументиро-вано оценивает

работу учащихся

над проектом

- беседа;

- дискуссия;

- консультация;

- деловая (ролевая) игра;

- имитационно–деятельностная игра

Отмечу наиболее важные педагогические приемы, которые используются в проекте «Новости».

Прежде всего, педагогу необходимо продумать «запуск проекта», обеспечивающий добровольное и заинтересованное включение учащихся в проектную деятельность. Это может быть создание проблемной ситуации, обсуждение практической задачи, жизненно важной для детей, рассказ о привлекательной перспективе, обращение авторитетных и др.

Другим важным приемом является «звездочка обдумывания». Модификация этого приема для проекта «Новости» заключается в том, что учителем и детьми выдвигается некоторая большая тема и конечная цель. Эта тема в свою очередь разбивается на подтемы и определяется система действий учащихся по подготовке «новостей» по каждой подтеме. Теоретическое и практическое освещение и обсуждение этих подтем позволяет приблизиться к решению главной проблемы. По существу, проектная деятельность – это система «звездочек обдумывания», последующих практических и соответствующих познавательных действий учащихся.

Управление учебной проектной деятельностью предполагает анализ результатов ее компонентов (Таблица 3).

Таблица 3.

Параметры оценивания

Ф.И.О.

Ф.И.О.

Ф.И.О.

1

Актуальность выбранной темы

2

Глубина раскрытия темы

3

Практическая ценность проекта

4

Композиционная стройность

5

Соответствие плану

6

Обоснованность выводов

7

Правильность и грамотность оформления

8

Аккуратность и дизайн оформления

9

Содержательность приложения

10

Выступление на защите

11

Умение изложить самое интересное и ценное

12

Умение отвечать на вопросы

13

Умение защищать свою точку зрения

14

Итоговая оценка

При подведении итогов учебного проектирования можно использовать лист отзывов, который включает следующие разделы: интересные, впечатляющие моменты; темы, которые наиболее полно раскрыты; уточнение, мнение, пожелание; главные выводы.

Таким образом, включение проектной деятельности в учебный процесс требует соответствующей психолого-педагогической подготовки педагогов, а также предварительного обучения школьников решению прикладных задач.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Реализация проектного метода обучения в докладах младших школьников »

Реализация проектного метода обучения в докладах младших школьников

Гоголадзе Юлиана Анатолиевна

Проектное обучение может рассматриваться как дидактическая система, а метод проектов – как компонент системы, как педагогическая технология, которая предусматривает не только интеграцию знаний, но и применение актуализированных знаний, приобретение новых.

В рамках проектного подхода одной из методик, которую я использую, является организационная форма работы с учениками «Новости».

Каждый день обучения один из учеников готовит доклад по той теме, которая ему интересна. Важным здесь является то, что ученик сам выбирает тему доклада. Этим достигается несколько целей:

  • Ученик

    • раскрывает свои интересы;

    • показывает, в какой области он больше всего осведомлен;

    • получает возможность самореализоваться в коллективе;

  • Учитель

    • получает информацию о интересах ребенка, которая помогает в дальнейшем в процессе обучения;

    • наиболее полно представляет возможности ребенка;

    • определяет его роль в коллективе.

Соотнесение проектной формы «Новости» с общими методами проектной деятельности

Проектная учебная деятельность учащихся – сторона, компонент проектного обучения, связанного с выявлением и удовлетворением потребностей учащихся посредством проектирования и создания идеального или материального продукта, обладающего объективной или субъективной новизной. Она представляет собой творческую учебную работу по решению практической задачи, цели и содержание которой определяются учащимися и осуществляются ими в процессе теоретической проработки и практической реализации при консультации учителя.

В педагогической практике использование метода проектов может целенаправленно решать задачи индивидуально-ориентированного образования. Действенность этого метода обусловлена тем, что он позволяет детям выбрать деятельность по интересам, которая соответствует их способностям, и направлен на формирование у них знаний, умений и навыков. Выполняя проекты, школьники осваивают алгоритм инновационной творческой деятельности, учатся самостоятельно находить и анализировать информацию, получать и применять знания по различным отраслям, восполнять пробелы, приобретать опыт решения творческих задач.

Разрабатывая и реализуя проекты, учащиеся развивают навыки мышления, поиска информации, анализа, экспериментирования, принятия решений, самостоятельной работы и работы в группах.

Проекты могут выполняться индивидуально либо в группах. В групповых проектах отдельные разделы выполняются индивидуально. Но и в проектах, таких как «Новости», выполняемых индивидуально, есть элементы групповой работы, например, при проведении мозгового штурма или взаимной оценки первоначальных докладов друг друга. Включение групповой работы в проект «Новости» помогает развивать навыки сотрудничества и чувство коллективной ответственности. При групповой работе школьники усваивают материал в совместной инновационной форме его изучения, обсуждения и взаимообучения с выработкой обобщенного, коллективного решения. Учащиеся в группе осваивают элементы организационной деятельности лидера, сотрудника, исполнителя, получая социальный опыт практической деятельности.

Многие школьники, могут испытывать трудности в выборе темы проекта «Новости», особенно на начальном этапе. Для решения этой проблемы учителю желательно иметь “банк направлений проектов”, состоящий из реально выполнимых заданий, сгруппированных по сферам интересов и подготовленности учащихся, и проводить разъяснительную работу о содержании и возможностях того или иного проекта.

Выполнить проект «Новости» – это не только собрать материал, необходимую информацию по теме. Потенциал развития этого проекта состоит в том, чтобы применить добытые знания на практике, например: провести экскурсию, оформить стенды, альбомы, подготовить по возможности видео или фотосъемку, озвучить видеофильм, привлечь родителей, представителей социума, организовать встречи с интересными людьми, подготовиться к конференции, сделать конкретное практическое дело.

Технология проектного обучения включает ряд общих этапов. Этот вопрос достаточно подробно освещается в литературе. Я предлагаю модификацию этих этапов с точки зрения реализации проекта «Новости». В таблице 2 приведены характеристики этих этапов проектирования.

Однако творческие люди не всегда думают логически. Психология творческих проектов требует, чтобы учащиеся могли выполнять их в разной последовательности. Это по мере возможности должно быть отражено в тексте проекта. Данный подход способствует развитию способностей к реализации творческих устремлений учащихся и одновременно более глубокому пониманию содержания, выбору и использованию необходимых средств, управлению деятельностью для достижения намеченных результатов.

Таблица 2.

Характеристика основных этапов проектного обучения в проекте «Новости»

Этапы выполнения проекта

Задачи, решаемые учащимися

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Формы и методы обучения

1. Поисковый

- поиск и анализ «новости»;

- выбор темы «новости»;

- планирование формирования «новости» по этапам;

- сбор, изучение исходной информации,

обработка и анализ информации по теме «новости»


- обсуждают «новости» с учителем и сверстниками

- формулируют проблему;

- уточняют и анализируют информацию;

-

фиксируют результаты

- мотивирует учащихся;

- ставит перед участниками проблему затронутую в «новости»

- организует обсуждение проблемы,

- наблюдает, консультирует

- доклад «новости»;

- проблемная беседа;

- консультация;

- обсуждение.

2. Конструк-торский

- поиск решения проблемы

задачи конкретного проекта «новости»;

- исследование вариантов развития ситуации «новости»

- экспертиза решений;


- работают с информацией «новости»;

- проводят синтез, анализ

- оценку идей;

- выполняют графические работы;

- оформляют документацию


- организует, активизирует

и направляет поиск и выработку идей;

- высказывает предположения;

- помогает в выборе решений;

- советует (по просьбе);

- рекомендует;

- наблюдает;

- консультирует

- беседа;

- дискуссия;

- “мозговой штурм”;

- морфологи-ческий анализ;

- ролевая игра;

- самостоя-тельная работа

3. Технологи-ческий

- составление плана практической

реализации предложенных при обсуждении вариантов;

- внесение при необходимости

изменений врешения

- осуществляют самоконтроль

и корректировку своей деятельности;

- проводят экспертизу новости

- обеспечивает презентационную базу;

- косвенно руководит

деятельностью учащихся;

- организует и координирует;

- консультирует, советует


- беседа;

- показ;

самостоятельная работа;

- практическая работа

4. Заключительный

- оценка предложенных вариантов

выполнения изделия;

- анализ процесса выполнения проекта;

- изучение возможности

использования результатов

проектирования


- осуществля-ют самоанализ

и самооценку результатов

проектирования

- участвуют в коллективном

обсуждении и оценке

результатов проекта

- консультирует;

- оказывает помощь;

- организует

обсуждение проектов;

- слушает;

- участвует в анализе

и оценке результатов

проекта;

- аргументиро-вано оценивает

работу учащихся

над проектом


- беседа;

- дискуссия;

- консультация;

- деловая (ролевая) игра;

- имитационно–деятельностная игра

Отмечу наиболее важные педагогические приемы, которые используются в проекте «Новости».

Прежде всего, педагогу необходимо продумать «запуск проекта», обеспечивающий добровольное и заинтересованное включение учащихся в проектную деятельность. Это может быть создание проблемной ситуации, обсуждение практической задачи, жизненно важной для детей, рассказ о привлекательной перспективе, обращение авторитетных и др.

Другим важным приемом является «звездочка обдумывания». Модификация этого приема для проекта «Новости» заключается в том, что учителем и детьми выдвигается некоторая большая тема и конечная цель. Эта тема в свою очередь разбивается на подтемы и определяется система действий учащихся по подготовке «новостей» по каждой подтеме. Теоретическое и практическое освещение и обсуждение этих подтем позволяет приблизиться к решению главной проблемы. По существу, проектная деятельность – это система «звездочек обдумывания», последующих практических и соответствующих познавательных действий учащихся.

Управление учебной проектной деятельностью предполагает анализ результатов ее компонентов (Таблица 3).

Таблица 3.

Параметры оценивания

Ф.И.О.

Ф.И.О.

Ф.И.О.

1

Актуальность выбранной темы

 

 

 

2

Глубина раскрытия темы

 

 

 

3

Практическая ценность проекта

 

 

 

4

Композиционная стройность

 

 

 

5

Соответствие плану

 

 

 

6

Обоснованность выводов

 

 

 

7

Правильность и грамотность оформления

 

 

 

8

Аккуратность и дизайн оформления

 

 

 

9

Содержательность приложения

 

 

 

10

Выступление на защите

 

 

 

11

Умение изложить самое интересное и ценное

 

 

 

12

Умение отвечать на вопросы

 

 

 

13

Умение защищать свою точку зрения

 

 

 

14

Итоговая оценка

 

 

 

При подведении итогов учебного проектирования можно использовать лист отзывов, который включает следующие разделы: интересные, впечатляющие моменты; темы, которые наиболее полно раскрыты; уточнение, мнение, пожелание; главные выводы.

Таким образом, включение проектной деятельности в учебный процесс требует соответствующей психолого-педагогической подготовки педагогов, а также предварительного обучения школьников решению прикладных задач.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Реализация проектного метода обучения в докладах младших школьников

Автор: Гоголадзе Юлиана Анатолиевна

Дата: 18.10.2015

Номер свидетельства: 241246

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Психологическое тестирование младших школьников на основе их докладов "
    ["seo_title"] => string(81) "psikhologhichieskoie-tiestirovaniie-mladshikh-shkol-nikov-na-osnovie-ikh-dokladov"
    ["file_id"] => string(6) "241249"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1445197123"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(187) "Доклад на тему "ПОДХОДЫ К РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ" "
    ["seo_title"] => string(114) "doklad-na-tiemu-podkhody-k-riealizatsii-fgos-chieriez-razvitiie-tvorchieskogo-voobrazhieniia-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "103590"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402593280"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "Тема доклада: "Проектная деятельность с учащимися на уроке и во внеурочной деятельности» "
    ["seo_title"] => string(101) "tiema-doklada-proiektnaia-dieiatiel-nost-s-uchashchimisia-na-urokie-i-vo-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "246114"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446296974"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Проектная деятельность по математике с учащимися 5-6 классов"
    ["seo_title"] => string(62) "proiektnaiadieiatielnostpomatiematikiesuchashchimisia56klassov"
    ["file_id"] => string(6) "282160"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453651147"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(200) "Метод проектов, как средство развития творческих способностей обучающихся, воспитанников начальных классов"
    ["seo_title"] => string(80) "mietod_proiektov_kak_sriedstvo_razvitiia_tvorchieskikh_sposobnostiei_obuchaiushc"
    ["file_id"] => string(6) "368510"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1481482313"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства