Психологическое тестирование младших школьников на основе их докладов
Гоголадзе Юлиана Анатолиевна
Проектное обучение может рассматриваться как дидактическая система, а метод проектов – как компонент системы, как педагогическая технология, которая предусматривает не только интеграцию знаний, но и применение актуализированных знаний, приобретение новых.
В рамках проектного подхода одной из методик, которую я использую, является организационная форма работы с учениками «Новости».
Каждый день обучения один из учеников готовит доклад по той теме, которая ему интересна. Важным здесь является то, что ученик сам выбирает тему доклада. Этим достигается несколько целей:
- Ученик
- раскрывает свои интересы;
- показывает, в какой области он больше всего осведомлен;
- получает возможность самореализоваться в коллективе;
- Учитель
- получает информацию о интересах ребенка, которая помогает в дальнейшем в процессе обучения;
- наиболее полно представляет возможности ребенка;
- определяет его роль в коллективе.
Связь организационной форма работы с учениками «Новости» с методиками тестирования детей
В процессе реализации организационная форма работы с учениками «Новости» учитель извлекает данные о психологическом состоянии ребенка, которые перекликаются с известными методиками тестирования (таблица 1).
Таблица 1.
Методика тестирования детей
Цель методики
Организационная форма работы с учениками «Новости»
Исследование памяти с помощью методики заучивания десяти слов
Исследование процессов памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение
Обсуждение новости к классе позволяет дифференцировать детей по способности запоминать новые слова, прозвучавшие в докладе
Интервью "Волшебный мир"
Применяется в целях знакомства с ребенком (младшим школьником), его главными проблемами и переживаниями. В интервью ребенку предлагается идентифицировать себя со всемогущим волшебником, который может сделать все, что захочет, в волшебной стране
Опрос детей, чтобы они сделали, если бы являлись главными персонажами «новости», что бы хотели изменить и чего достичь
Методика "Аналогии"
Методика состоит из нескольких заданий на установление логических связей между словами по заданному образцу. Она предназначена для оценки особенностей вербального (понятийного) мышления
Направить обсуждение «новости» в сторону переноса ее в другую ситуацию и другое время. Помочь детям понять логику событий.
Методика "Вербальная фантазия"
В ходе рассказа фантазия ребенка оценивается по следующим признакам:
1.Скорость процессов воображения.
2.Необычность, оригинальность образов.
3. Богатство фантазии.
4.Глубина и проработанность (детализированность) образов.
Происходит оценка рассказа ребенка по тем же признакам.
Оценка результатов
0 баллов ставится тогда, когда данный признак в рассказе практически отсутствует. 1 балл рассказ получает в том случае, если данный признак имеется, но выражен сравнительно слабо. 2 балла рассказ зарабатывает тогда, когда соответствующий признак не только имеется, но и выражен достаточно сильно.
Делаются выводы о направлении развития ребенка.
Методика "Выучи слова"
Определяется динамика процесса заучивания. Ребенок получает задание за несколько попыток выучить наизусть и безошибочно воспроизвести ряд, состоящий из 12 слов: дерево, кукла, вилка, цветок, телефон, стакан, птица, пальто, лампочка, картина, человек, книга.
Произносятся новые слова из доклада ребенка. Далее детей просят их воспроизвести.
Оценка результатов
10 баллов — ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел все 12 слов за 6 или меньше попыток.
8-9 баллов — ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 10-11 слов.
6-7 баллов — ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 8-9 слов.
4-5 баллов — ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 6-7 слов.
2-3 баллов — ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 4-5 слов.
0-1 баллов — ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток не более 3 слов.
Выводы об уровне развития
10 баллов — очень высокий.
8-9 баллов — высокий.
4-7 баллов — средний.
2-3 балла — низкий.
0-1 балл — очень низкий.
Методика "Исключение лишнего"
Методика "Исключение понятий"
Исследование способности к обобщению и абстрагированию, умения выделять существенные признаки.
Детям называется несколько объектов (слов) по теме «новости» Предлагается найти лишний объект, и как можно назвать остальные, если их объединить в одну группу.
Методика "Назови слова"
Методика определяет запас слов, которые хранятся в активной памяти ребенка
Учитель называет детям некоторое слово из соответствующей новости, которая принадлежит к некоторой группе и просит его самостоятельно перечислить другие слова, относящиеся к этой же группе.
Методика "Нелепицы"
Оцениваются элементарные образные представления, ребенка об окружающем мире и о логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами этого мира: животными, их образом жизни, природой. С помощью этой же методики определяется умение ребенка рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль.
При обсуждении новости учитель генерирует ряд нелепых ситуаций. Затем детей спрашивает: что в этой ситуации не так, и как должно быть.
Обе части выполняются последовательно. Сначала ребенок просто называет все нелепицы, а затем объясняет, как на самом деле должно быть.
Оценка результатов
10 баллов — такая оценка ставится ребенку в том случае, если за отведенное время он заметил все имеющихся на нелепицы, успел удовлетворительно объяснить, что не так, и, кроме того, сказать, как на самом деле должно быть.
8-9 баллов — ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но от одной до трех из них не сумел до конца объяснить или сказать, как на самом деле должно быть.
6-7 баллов — ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но три-четыре из них не успел до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть.
4-5 баллов — ребенок заметил все имеющиеся нелепицы, но 5-7 из них не успел за отведенное время до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть.
2-3 балла — за отведенное время ребенок не успел заметить 1 -4 из 7 имеющихся нелепиц, а до объяснения дело не дошло.
0-1 балл — за отведенное время ребенок успел обнаружить меньше четырех из семи имеющихся нелепиц.
Выводы об уровне развития
10 баллов - очень высокий.
8-9 баллов - высокий.
4-7 баллов - средний.
2-3 балла - низкий.
0-1 балл - очень низкий.
Методика "Определение активного словарного запаса"
Отмечается частота употребления ребенком различных частей речи, сложных предложений с союзами и вводных конструкций, что свидетельствует об уровне развития его речи
В рассказе ребенка фиксируются следующие признаки речи:
- Существительные
- Глаголы
- Причастия
- Деепричастия
- Прилагательные в начальной форме
- Прилагательные в сравнительной степени
- Прилагательные в превосходной степени
- Союзы
- Предлоги
- Частицы
- Однородные члены предложения
- Сложные предложения с союзами типа «и», «а», «но», «да», «или» и др.
- Сложные предложения, соединённые подчинительными союзами типа: «который», «потому что», «так как» и др.
- Вводные конструкции, начинающиеся со слов «во-первых», «по моему мнению», «я думаю», «мне кажется» и т.п.
Оценка результатов
10 баллов - в речи встречаются не менее 10 из перечисленных в протоколе признаков.
8-9 баллов – в речи не менее 8-9 разных протокольных признаков.
6-7 баллов - 6-7 в речи разных признаков.
4-5 баллов - в речи 4-5 разных признаков.
2-3 балла - в речи присутствуют 2-3 признака.
0-1 балл - рассказа нет или в нем имеются 1-2 слова, представляющие собой одну-единственную часть речи.
Выводы об уровне развития
10 баллов - очень высокий.
8-9 баллов - высокий.
4-7 баллов - средний.
2-3 балла - низкий.
0-1 балл - очень низкий.
Оценка отношений подростка с классом
Исследование восприятия индивидом группы является важным моментом в исследовании межличностного восприятия
Наблюдение, как ребенок воспринимает обсуждение классом «новости».
Тип 1 «индивидуалистический». Ребенок воспринимает группу как помеху своей деятельности или относится к ней нейтрально. Группа не представляет собой самостоятельной ценности для реюенка. Это проявляется в уклонении от совместных форм деятельности, в предпочтении индивидуальной работы, в ограничении контактов.
Тип 2 («прагматический»). Группа воспринимается и оценивается с точки зрения ее «полезности» для индивида. Отдается предпочтение более компетентным членам группы, способным оказать помощь, взять на себя решение сложной проблемы или послужить источником необходимой информации.
Тип 3 («коллективистический»).
На первый план для ребенка выступают проблемы группы и отдельных ее членов, наблюдается заинтересованность, как в успехах каждого члена группы, так и группы в целом, стремления внести свой вклад в обсуждение «новости». Проявляется потребность в коллективных формах работы.
Разумеется, учитель не способен применять все перечисленные методы одновременно. Выбирается метод, наиболее подходящий теме «новости» или реакции учеников.