kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Психологическое тестирование младших школьников на основе их докладов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Психологическое тестирование младших школьников на основе их докладов

Гоголадзе Юлиана Анатолиевна

Проектное обучение может рассматриваться как дидактическая система, а метод проектов – как компонент системы, как педагогическая технология, которая предусматривает не только интеграцию знаний, но и применение актуализированных знаний, приобретение новых.

В рамках проектного подхода одной из методик, которую я использую, является организационная форма работы с учениками «Новости».

Каждый день обучения один из учеников готовит доклад по той теме, которая ему интересна. Важным здесь является то, что ученик сам выбирает тему доклада. Этим достигается несколько целей:

  • Ученик
    • раскрывает свои интересы;
    • показывает, в какой области он больше всего осведомлен;
    • получает возможность самореализоваться в коллективе;
  • Учитель
    • получает информацию о интересах ребенка, которая помогает в дальнейшем в процессе обучения;
    • наиболее полно представляет возможности ребенка;
    • определяет его роль в коллективе.

Связь организационной форма работы с учениками «Новости» с методиками тестирования детей

В процессе реализации организационная форма работы с учениками «Новости» учитель извлекает данные о психологическом состоянии ребенка, которые перекликаются с известными методиками тестирования (таблица 1).

Таблица 1.

Методика тестирования детей

Цель методики

Организационная форма работы с учениками «Новости»

Исследование памяти с помощью методики заучивания десяти слов

Исследование процессов памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение

Обсуждение новости к классе позволяет дифференцировать детей по способности запоминать новые слова, прозвучавшие в докладе

Интервью "Волшебный мир"

Применяется в целях знакомства с ребенком (младшим школьником), его главными проблемами и переживаниями. В интервью ребенку предлагается идентифицировать себя со всемогущим волшебником, который может сделать все, что захочет, в волшебной стране

Опрос детей, чтобы они сделали, если бы являлись главными персонажами «новости», что бы хотели изменить и чего достичь

Методика "Аналогии"

Методика состоит из нескольких заданий на установление логических связей между словами по заданному образцу. Она предназначена для оценки особенностей вербального (понятийного) мышления

Направить обсуждение «новости» в сторону переноса ее в другую ситуацию и другое время. Помочь детям понять логику событий.

Методика "Вербальная фантазия"

В ходе рассказа фантазия ребенка оценивается по следующим признакам:

1.Скорость процессов воображения.

2.Необычность, оригинальность образов.

3. Богатство фантазии.

4.Глубина и проработанность (детализированность) образов.

Происходит оценка рассказа ребенка по тем же признакам.

Оценка результатов

0 баллов ставится тогда, когда данный признак в рассказе практически отсутствует. 1 балл рассказ получает в том случае, если данный признак имеется, но выражен сравнительно слабо. 2 балла рассказ зарабатывает тогда, когда соответствующий признак не только имеется, но и выражен достаточно сильно.

Делаются выводы о направлении развития ребенка.

Методика "Выучи слова"

Определяется динамика процесса заучивания. Ребенок получает задание за несколько попыток выучить наизусть и безошибочно воспроизвести ряд, состоящий из 12 слов: дерево, кукла, вилка, цветок, телефон, стакан, птица, пальто, лампочка, картина, человек, книга.

Произносятся новые слова из доклада ребенка. Далее детей просят их воспроизвести.

Оценка результатов

10 баллов — ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел все 12 слов за 6 или меньше попыток.

8-9 баллов — ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 10-11 слов.

6-7 баллов — ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 8-9 слов.

4-5 баллов — ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 6-7 слов.

2-3 баллов — ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 4-5 слов.

0-1 баллов — ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток не более 3 слов.

Выводы об уровне развития

10 баллов — очень высокий.

8-9 баллов — высокий.

4-7 баллов — средний.

2-3 балла — низкий.

0-1 балл — очень низкий.

Методика "Исключение лишнего"

Методика "Исключение понятий"

Исследование способности к обобщению и абстрагированию, умения выделять существенные признаки.

Детям называется несколько объектов (слов) по теме «новости» Предлагается найти лишний объект, и как можно назвать остальные, если их объединить в одну группу.

Методика "Назови слова"

Методика определяет запас слов, которые хранятся в активной памяти ребенка

Учитель называет детям некоторое слово из соответствующей новости, которая принадлежит к некоторой группе и просит его самостоятельно перечислить другие слова, относящиеся к этой же группе.

Методика "Нелепицы"

Оцениваются элементарные образные представления, ребенка об окружающем мире и о логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами этого мира: животными, их образом жизни, природой. С помощью этой же методики определяется умение ребенка рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль.

При обсуждении новости учитель генерирует ряд нелепых ситуаций. Затем детей спрашивает: что в этой ситуации не так, и как должно быть.

Обе части выполняются последовательно. Сначала ребенок просто называет все нелепицы, а затем объясняет, как на самом деле должно быть.

Оценка результатов

10 баллов — такая оценка ставится ребенку в том случае, если за отведенное время он заметил все имеющихся на нелепицы, успел удовлетворительно объяснить, что не так, и, кроме того, сказать, как на самом деле должно быть.

8-9 баллов — ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но от одной до трех из них не сумел до конца объяснить или сказать, как на самом деле должно быть.

6-7 баллов — ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но три-четыре из них не успел до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть.

4-5 баллов — ребенок заметил все имеющиеся нелепицы, но 5-7 из них не успел за отведенное время до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть.

2-3 балла — за отведенное время ребенок не успел заметить 1 -4 из 7 имеющихся нелепиц, а до объяснения дело не дошло.

0-1 балл — за отведенное время ребенок успел обнаружить меньше четырех из семи имеющихся нелепиц.

Выводы об уровне развития

10 баллов - очень высокий.

8-9 баллов - высокий.

4-7 баллов - средний.

2-3 балла - низкий.

0-1 балл - очень низкий.

Методика "Определение активного словарного запаса"

Отмечается частота употребления ребенком различных частей речи, сложных предложений с союзами и вводных конструкций, что свидетельствует об уровне развития его речи

В рассказе ребенка фиксируются следующие признаки речи:

  • Существительные
  • Глаголы
  • Причастия
  • Деепричастия
  • Прилагательные в начальной форме
  • Прилагательные в сравнительной степени
  • Прилагательные в превосходной степени
  • Союзы
  • Предлоги
  • Частицы
  • Однородные члены предложения
  • Сложные предложения с союзами типа «и», «а», «но», «да», «или» и др.
  • Сложные предложения, соединённые подчинительными союзами типа: «который», «потому что», «так как» и др.
  • Вводные конструкции, начинающиеся со слов «во-первых», «по моему мнению», «я думаю», «мне кажется» и т.п.

Оценка результатов

10 баллов - в речи встречаются не менее 10 из перечисленных в протоколе признаков.

8-9 баллов – в речи не менее 8-9 разных протокольных признаков.

6-7 баллов - 6-7 в речи разных признаков.

4-5 баллов - в речи 4-5 разных признаков.

2-3 балла -  в речи присутствуют 2-3 признака.

0-1 балл - рассказа нет или в нем имеются 1-2 слова, представляющие собой одну-единственную часть речи.

Выводы об уровне развития

10 баллов - очень высокий.

8-9 баллов - высокий.

4-7 баллов - средний.

2-3 балла - низкий.

0-1 балл - очень низкий.

Оценка отношений подростка с классом

Исследование восприятия индивидом группы является важным моментом в исследовании межличностного восприятия

Наблюдение, как ребенок воспринимает обсуждение классом «новости».

Тип 1 «индивидуалистический». Ребенок воспринимает группу как помеху своей деятельности или относится к ней нейтрально. Группа не представляет собой самостоятельной ценности для реюенка. Это проявляется в уклонении от совместных форм деятельности, в предпочтении индивидуальной работы, в ограничении контактов.

Тип 2 («прагматический»). Группа воспринимается и оценивается с точки зрения ее «полезности» для индивида. Отдается предпочтение более компетентным членам группы, способным оказать помощь, взять на себя решение сложной проблемы или послужить источником необходимой информации.

Тип 3 («коллективистический»).

На первый план для ребенка выступают проблемы группы и отдельных ее членов, наблюдается заинтересованность, как в успехах каждого члена группы, так и группы в целом, стремления внести свой вклад в обсуждение «новости». Проявляется потребность в коллективных формах работы.

Разумеется, учитель не способен применять все перечисленные методы одновременно. Выбирается метод, наиболее подходящий теме «новости» или реакции учеников.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Психологическое тестирование младших школьников на основе их докладов »

Психологическое тестирование младших школьников на основе их докладов

Гоголадзе Юлиана Анатолиевна

Проектное обучение может рассматриваться как дидактическая система, а метод проектов – как компонент системы, как педагогическая технология, которая предусматривает не только интеграцию знаний, но и применение актуализированных знаний, приобретение новых.

В рамках проектного подхода одной из методик, которую я использую, является организационная форма работы с учениками «Новости».

Каждый день обучения один из учеников готовит доклад по той теме, которая ему интересна. Важным здесь является то, что ученик сам выбирает тему доклада. Этим достигается несколько целей:

  • Ученик

    • раскрывает свои интересы;

    • показывает, в какой области он больше всего осведомлен;

    • получает возможность самореализоваться в коллективе;

  • Учитель

    • получает информацию о интересах ребенка, которая помогает в дальнейшем в процессе обучения;

    • наиболее полно представляет возможности ребенка;

    • определяет его роль в коллективе.

Связь организационной форма работы с учениками «Новости» с методиками тестирования детей

В процессе реализации организационная форма работы с учениками «Новости» учитель извлекает данные о психологическом состоянии ребенка, которые перекликаются с известными методиками тестирования (таблица 1).

Таблица 1.

Методика тестирования детей

Цель методики

Организационная форма работы с учениками «Новости»

Исследование памяти с помощью методики заучивания десяти слов

Исследование процессов памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение

Обсуждение новости к классе позволяет дифференцировать детей по способности запоминать новые слова, прозвучавшие в докладе

Интервью "Волшебный мир"

Применяется в целях знакомства с ребенком (младшим школьником), его главными проблемами и переживаниями. В интервью ребенку предлагается идентифицировать себя со всемогущим волшебником, который может сделать все, что захочет, в волшебной стране

Опрос детей, чтобы они сделали, если бы являлись главными персонажами «новости», что бы хотели изменить и чего достичь

Методика "Аналогии"

Методика состоит из нескольких заданий на установление логических связей между словами по заданному образцу. Она предназначена для оценки особенностей вербального (понятийного) мышления

Направить обсуждение «новости» в сторону переноса ее в другую ситуацию и другое время. Помочь детям понять логику событий.

Методика "Вербальная фантазия"

В ходе рассказа фантазия ребенка оценивается по следующим признакам:

1.Скорость процессов воображения.

2.Необычность, оригинальность образов.

3. Богатство фантазии.

4.Глубина и проработанность (детализированность) образов.

Происходит оценка рассказа ребенка по тем же признакам.

Оценка результатов

0 баллов ставится тогда, когда данный признак в рассказе практически отсутствует. 1 балл рассказ получает в том случае, если данный признак имеется, но выражен сравнительно слабо. 2 балла рассказ зарабатывает тогда, когда соответствующий признак не только имеется, но и выражен достаточно сильно.

Делаются выводы о направлении развития ребенка.

Методика "Выучи слова"

Определяется динамика процесса заучивания. Ребенок получает задание за несколько попыток выучить наизусть и безошибочно воспроизвести ряд, состоящий из 12 слов: дерево, кукла, вилка, цветок, телефон, стакан, птица, пальто, лампочка, картина, человек, книга.

Произносятся новые слова из доклада ребенка. Далее детей просят их воспроизвести.

Оценка результатов

10 баллов — ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел все 12 слов за 6 или меньше попыток.

8-9 баллов — ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 10-11 слов.

6-7 баллов — ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 8-9 слов.

4-5 баллов — ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 6-7 слов.

2-3 баллов — ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 4-5 слов.

0-1 баллов — ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток не более 3 слов.

Выводы об уровне развития

10 баллов — очень высокий.

8-9 баллов — высокий.

4-7 баллов — средний.

2-3 балла — низкий.

0-1 балл — очень низкий.

Методика "Исключение лишнего"

Методика "Исключение понятий"

Исследование способности к обобщению и абстрагированию, умения выделять существенные признаки.

Детям называется несколько объектов (слов) по теме «новости» Предлагается найти лишний объект, и как можно назвать остальные, если их объединить в одну группу.

Методика "Назови слова"

Методика определяет запас слов, которые хранятся в активной памяти ребенка

Учитель называет детям некоторое слово из соответствующей новости, которая принадлежит к некоторой группе и просит его самостоятельно перечислить другие слова, относящиеся к этой же группе.

Методика "Нелепицы"

Оцениваются элементарные образные представления, ребенка об окружающем мире и о логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами этого мира: животными, их образом жизни, природой. С помощью этой же методики определяется умение ребенка рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль.

При обсуждении новости учитель генерирует ряд нелепых ситуаций. Затем детей спрашивает: что в этой ситуации не так, и как должно быть.

Обе части выполняются последовательно. Сначала ребенок просто называет все нелепицы, а затем объясняет, как на самом деле должно быть.

Оценка результатов

10 баллов — такая оценка ставится ребенку в том случае, если за отведенное время он заметил все имеющихся на нелепицы, успел удовлетворительно объяснить, что не так, и, кроме того, сказать, как на самом деле должно быть.

8-9 баллов — ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но от одной до трех из них не сумел до конца объяснить или сказать, как на самом деле должно быть.

6-7 баллов — ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но три-четыре из них не успел до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть.

4-5 баллов — ребенок заметил все имеющиеся нелепицы, но 5-7 из них не успел за отведенное время до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть.

2-3 балла — за отведенное время ребенок не успел заметить 1 -4 из 7 имеющихся нелепиц, а до объяснения дело не дошло.

0-1 балл — за отведенное время ребенок успел обнаружить меньше четырех из семи имеющихся нелепиц.

Выводы об уровне развития

10 баллов - очень высокий.

8-9 баллов - высокий.

4-7 баллов - средний.

2-3 балла - низкий.

0-1 балл - очень низкий.

Методика "Определение активного словарного запаса"

Отмечается частота употребления ребенком различных частей речи, сложных предложений с союзами и вводных конструкций, что свидетельствует об уровне развития его речи

В рассказе ребенка фиксируются следующие признаки речи:

  • Существительные

  • Глаголы

  • Причастия

  • Деепричастия

  • Прилагательные в начальной форме

  • Прилагательные в сравнительной степени

  • Прилагательные в превосходной степени

  • Союзы

  • Предлоги

  • Частицы

  • Однородные члены предложения

  • Сложные предложения с союзами типа «и», «а», «но», «да», «или» и др.

  • Сложные предложения, соединённые подчинительными союзами типа: «который», «потому что», «так как» и др.

  • Вводные конструкции, начинающиеся со слов «во-первых», «по моему мнению», «я думаю», «мне кажется» и т.п.

Оценка результатов

10 баллов - в речи встречаются не менее 10 из перечисленных в протоколе признаков.

8-9 баллов – в речи не менее 8-9 разных протокольных признаков.

6-7 баллов - 6-7 в речи разных признаков.

4-5 баллов - в речи 4-5 разных признаков.

2-3 балла - в речи присутствуют 2-3 признака.

0-1 балл - рассказа нет или в нем имеются 1-2 слова, представляющие собой одну-единственную часть речи.

Выводы об уровне развития

10 баллов - очень высокий.

8-9 баллов - высокий.

4-7 баллов - средний.

2-3 балла - низкий.

0-1 балл - очень низкий.

Оценка отношений подростка с классом

Исследование восприятия индивидом группы является важным моментом в исследовании межличностного восприятия

Наблюдение, как ребенок воспринимает обсуждение классом «новости».

Тип 1 «индивидуалистический». Ребенок воспринимает группу как помеху своей деятельности или относится к ней нейтрально. Группа не представляет собой самостоятельной ценности для реюенка. Это проявляется в уклонении от совместных форм деятельности, в предпочтении индивидуальной работы, в ограничении контактов.

Тип 2 («прагматический»). Группа воспринимается и оценивается с точки зрения ее «полезности» для индивида. Отдается предпочтение более компетентным членам группы, способным оказать помощь, взять на себя решение сложной проблемы или послужить источником необходимой информации.

Тип 3 («коллективистический»).

На первый план для ребенка выступают проблемы группы и отдельных ее членов, наблюдается заинтересованность, как в успехах каждого члена группы, так и группы в целом, стремления внести свой вклад в обсуждение «новости». Проявляется потребность в коллективных формах работы.



Разумеется, учитель не способен применять все перечисленные методы одновременно. Выбирается метод, наиболее подходящий теме «новости» или реакции учеников.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Тесты

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Психологическое тестирование младших школьников на основе их докладов

Автор: Гоголадзе Юлиана Анатолиевна

Дата: 18.10.2015

Номер свидетельства: 241249

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "«Овладение эффективными  педагогическими технологиями и внедрение их в УВП.» "
    ["seo_title"] => string(88) "ovladieniie-effiektivnymi-piedaghoghichieskimi-tiekhnologhiiami-i-vniedrieniie-ikh-v-uvp"
    ["file_id"] => string(6) "181824"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1425398646"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства