В данной работе говорится о важности развития грамотности чтения и её роли в формировании функциональной грамотности учащихся. Материал представленный в этой статье может быть полезен учителям начальных классов, здесь описывается ряд активных методов обучения, которые способствуют развитию грамотности чтения. Даны примеры приёмов, которые учитель может использовать в своей работе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие грамотности чтения»
Касап О.И.
ОШ имени Асубаева Р.С.
Развитие грамотности чтения.
«Люди перестают мыслить, когда перестают читать»
Денни Дидро
Наш мир стремительно меняется, растёт объём информации, появляются новые высокие технологии. На современном этапе развития общества актуальным стало умение человека действовать в различных нестандартных ситуациях, принимать самостоятельные решения, быстро включаться в новые виды деятельности, уметь налаживать отношения с окружающими, работать в команде и, главное - уметь ориентироваться в огромном информационном потоке.
В Послании Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана отмечено: «Образование должно давать не только знания, но и умения их использовать в процессе социальной адаптации» [1] В связи с этим Главой государства указана необходимость дальнейшего развития функциональной грамотности школьников [2]
Для того чтобы наши выпускники овладели высоким уровнем функциональной грамотности, были способны решать множество задач в различных жизненных сферах, мы должны большое внимание уделять развитию грамотности чтения.
Чтение это труд, и труд достаточно тяжёлый. И задача учителя начальной школы сделать его интересным и продуктивным. Мы должны учить ребёнка не только беглому, осознанному и выразительному чтению, но и умению размышлять, высказывать своё мнение, отстаивать свою точку зрения, давать ответы на проблемные вопросы. На уроках литературного чтения я использую ряд приёмов, которые способствуют развитию читательской грамотности. Для формирования беглого и осознанного чтения использую различные тренажёры, которые способствуют активизации мыслительной деятельности учащихся. Это тексты с картинками, тексты вертушки, чтение наоборот, перемешанные буквы, чтение с половинками слов, зашумлённый текст, сплошной текст. Выполнение дыхательной гимнастики, рассказывание чистоговорок и скороговорок, так же положительно влияют на формирование беглого чтения. На сегодняшний день очень важно не только знание определённых фактов, но и умение перерабатывать информацию, анализировать её, применять на практике. Развитию этих умений способствуют методы активного обучения. Ребята на уроках с удовольствием составляют «тонкие» и «толстые» вопросы, и если на первые можно дать односложный ответ, то вторые требуют размышления, привлечения новых знаний, дети учатся анализировать, высказывать свою точку зрения. Большой интерес вызывает приём «Шесть шляп». Ребята делятся на группы, и каждая группа получает свою «шляпу». В каждой шляпе своё задание, которое нужно рассмотреть, обсудить и представить свою работу. Цвет шляп: белая (факты), красная (эмоции), зелёная (творчество), жёлтая (позитивное мышление, защита, оправдание героев), чёрная шляпа (проблемы, противоречия, критика героев), синяя (связь с жизнью, выводы, обобщение). При использовании приёма «Ромашка Блума» дети учатся отвечать на различные вопросы (простые, уточняющие, творческие, интерпретационные, оценочные, практические). Интересны такие приёмы как «Инсерт», «Зигзаг», «Жокей и лошадь», «Корзина идей». Все эти приёмы развивают творческое воображение детей, умение высказывать своё мнение и отстаивать свою точку зрения, ориентироваться в содержании текста, находить нужную информацию. И что немаловажно - ребята, работая в группе, паре, учатся прислушиваться к окружающим, приходить к единому мнению. Интерес у детей вызывает приём «Почемучка». Используем для примера любой предмет и задаём вопрос: «Для чего может быть нужен этот предмет, где может быть использован?» Данный приём способствует развитию связной речи учащихся, развитию творческого воображения. Полезно на уроках литературного чтения использовать дневники читателя. В них ребята анализируют поведение героев произведения с позиции: «А как бы я поступил на месте героя», делятся друг с другом мнениями о произведениях, могут выполнить рисунок к понравившемуся эпизоду. Каждый ученик ведёт свой дневник читателя в той форме, которую посчитает нужной.
Без грамотности чтения невозможно формирование функционально грамотного человека. Мы должны помнить о том, что грамотное чтение сегодня, это залог успеха в дальнейшей жизни наших учеников. Как гласит народная мудрость: «Чтение - лучшее учение».
Литература:
Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана
Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012 -2016 г.: Астана, 2012г.