Урок - презентация по развитию функциональной грамотности чтения. ТЕМА УРОКА: Cтихотварение Олжаса Сулейменова «Волчата»
Цели урока: познакомить с жизнью и творчеством поэта; учиться анализировать стихотворное произведение.
Задачи:
- Формировать общее представление о жизни и творчестве поэта, научить анализировать стихотворное произведение;
- Создать условия для развития мыслительной деятельности при анализе, синтезе.
- Воспитовать свободно и критически мыслящую личность, коммуникативность в групповом взаимодействии; формирование нравственных качеств.
-
Тип урока: комбинированный
Методы и приемы: кластер, парная мозговая атака, таблица ЗХУ, стратегии «направленное чтение», «синквейн», «шесть шляп мышления».
Форма работы: коллективная, группавая.
- РКМЧП
- текст в раздаточных материалах, таблица ЗХУ, шесть шляп.
-
Ход урока
І. Стадия вызова. Деление класса на группы (на усмотрение учителя). 1.Этап подготовки к восприятию новой темы. А)Сообщение темы и целей урока. Б)Составление кластера.
-Какие ассоциации возникают у вас при имени «Олжас Сулейменов»? Составьте кластер.
(О.Сулейменов-поэт,ученый,языковед-исследователь,историк,философ,патриот,общественный деятель).
В)Парная мозговая атака.
Учащиеся работоют по парам и составляют список того,что они знают или думают по теме,то есть о волках и волчатах.
Примерный сценарий обсуждения в парах:
. Волки-хищные звери.
. Волчата-это детеныши волчицы.
. Волчата рождаются слепыми и беспомощными.
. Есть стихи о волчонках.Мы читали о них.
. Смотрели фильм казахского кинорежиссера Т.Теменова «Волченок среди людей».
. Это фильм о дружбе десятилетнего казахского мальчика с волчонком.Также этот фильм о взаимоотношении человека с природой,о любви к животным,об ответвенности человека перед животным.
. Есть зарубежные фильмы о волчатах.
. А что говорится о волчатах в стихотворении О.Сулейменова?
- Стадия осмысления.
-
1.Заполнение таблицы.
-Предлагаю заполнить(или составить)таблицу ЗХУ.
(В колонку «Знаю» вносят сведения, известные о волчатах вообще, то есть результат обсуждения в парке. В колонку «Хочу узнать» вводятся спорные вопросы и идеи. Поставим вопрос к излучаемой теме до ее изучения. Например:
- О чем это стихотворение?
- Как развивается в нем событие?
- Стоит ли читать стихотворение?
- Понравился ли оно нам?
-
-Мы попытаемся ответить на эти поставленные вопросы.
2. Работа по стратегии «Направленное чтение».
-Сейчас мы будем анализировать стихотврение.Вы будете читать про себя с несколькими перерывами, останавливаться, обсуждать прочитанное, отвечать на вопросы.
Чтение 1–го отрывка.
Шел человек,
Шел степью долго-долго.
Куда? Зачем?
Нам это не узнать.-Где шел человек? (он шел степью)
-Как вы дкмаете, куда шел человек и зачем шел? (Может быть, он шел туда, гле рыщут волки, и шел, чтобы охотиться на них).
-А нам это известно?(Нам это не узнат).
-По-вашему, что дальше будет?(Ответы учеников).Чтение 2–го отрыва
В густой лощине он увидел волка,
Точней-волчицу,
А вернее-мать.-Какого волка, точней волчицу, по-вашему, увидел человек?
-Что проихойдет далше?Чтение 3-го отрывка.
Она лежала в зарослях полыни,
откинув лапы и оскалив пасть,
из горла перехваченного плыло
толками что-то темное,
как грязь.
Кем,
Волком иль охотничьими псами?-Как вы думаете6 что произошло с волчицей? (Её убили).
-И чем же она убита? (Может быть, убили охотники).
-Как она погибла? (Может быть, она погибла, добывая пищу для своих детёнышей, чтобы спасти их).Чтение 4-го отрывка
Слепым волчатам это не узнать.
Они, толкаясь и ворча, сосали
большую, не податливую мать.
Голодные волчата позабыли,
как власно пахнет в зарослях укроп,
они,прижавшись к раннам,
жадно пили
густую, холодеюшую кравь.
И вместе с ней
вливалась жажда мести.
Кому?Любому. Лишь бы не простить.
И будут мстить
в отдельности, не вместе
а встретятся -
друг другу будут мстить.-Почему волчатам не узнать, кем убита их мать? (Они маленькие, слепые, еще не видели свет)
-Что они пили вместо молока? (густую, холодеющую кровь)
-Как вы думаете, волчата будут мстить, когда подрастут?
-Кому и как будут мстить?
-Как вы думаета, что сделал человек с волчатами?Чтение 5-го отрывка
И человек пошёл своей дорогой.
Куда? Зачем?
Нам это не узнать.
Он был волчатник, но волчат
не тронул:
волчат уже не защищала мать.-Почему волчатник не тронул волчат?
-Что этим хотел сказать автор?3.Анализ всего стихотворения:
-Какую роль играет чееловек в данном произведении?
-Кто виноват в смерти волчицы?
-Как относится автор к волчатам?
-В каких строках выражена главная мысль стихотворения?ІІІ.Стадия рефлексии.
1.Стратегия «Синквейн». Работа в группах.
-составить пятистишие на темы «Волк» и «Волчата».2.Подведение итогов.
-Ответе на вопросы, которые сами поставили, запишите свои ответы в третью графу таблиц.3.Оценивание.
Самооценка методом «Шесть шляп мышления».