Развитие логического мышления в период подготовки ребенка к школе
Развитие логического мышления в период подготовки ребенка к школе
Базой для развития интеллектуальных способностей ребёнка являются возможности образно-логического, наглядно-действенного (конструктивного) и сенсомоторного мышления. Без умения анализировать формы объектов, пропорции и размеры их частей; без умения устанавливать различные типы связей между различными формами, объектами, явлениями или их признаками; без способности самостоятельно строить умозаключения или выводить закономерности на основе анализа, синтеза, индукции и дедукции – без всех этих способностей и умений не может быть хорошей обучаемости ребёнка в школе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие логического мышления в период подготовки ребенка к школе»
Развитие логического мышления в период подготовки ребёнка к школе
1. Преемственность дошкольного и начального образования в гуманно-личностной школе.
Поступление ребёнка в школу является стартовой точкой нового этапа развития. Показателями готовности к этому этапу являются следующие критерии:
физиологическая зрелость,
социальная зрелость,
умственное развитие,
эмоционально-волевое развитие.
Ребёнок должен быть готов к новым формам сотрудничества со взрослыми и сверстниками. Для подготовки детей к систематическому обучению важна социальная зрелость, то есть умение ребёнка работать в коллективе, общаться со сверстниками, считаться с мнением других детей. Где же получить опыт такой работы детям, не посещающим детские дошкольные учреждения? Ведь с каждым годом, в силу социально-экономических причин возрастает процент таких детей.
В нашу школу приходят дети из различных дошкольных учреждений. Тесное сотрудничество с каждым из них практически невозможно, так как в ДОУ нет единой учебной программы, которая является подготовительным этапом начального школьного обучения. В связи с этим очень часто причиной неуспеваемости, школьных неврозов, повышенной тревожности первоклассника является неподготовленность ребёнка к процессу обучения. На базе нашей школы были организованы подготовительные курсы «Материнская школа». Такое название они получили из-за того, что будущие первоклассники приходят на занятия именно с мамами. Одним из важнейших направлений деятельности «Материнской школы» мы определили решение проблем, связанных с трудностями адаптации детей к школе через сотрудничество с семьёй. Обучение на подготовительных курсах способствует выявлению факторов, прогнозирующих трудности в обучении, создаёт условия для проведения своевременной педагогической коррекции. Дети, не посещающие детские дошкольные учреждения, накапливают опыт общения со сверстниками.
Ещё Я.А Коменский – основоположник гуманной педагогики, в своём труде «Материнская школа» писал, что очень важно, чтобы у ребёнка завязалось знакомство с его будущим учителем ещё до школы. Тогда ребёнок будет относиться к школе и учителям бодро и с расположением, что соответственно благоприятно скажется на протекании периода адаптации. Курсы по подготовке детей к школе проводили учителя выпускных, четвёртых классов. По завершению работы курсов каждый ребёнок определялся с выбором своего первого учителя, а родители писали заявления о приёме в школу, руководствуясь выбором своего чада. В моём выпуске 2008-2012 г. основу класса (16 человек) составили именно такие ребята, посещавшие мои занятия.
В нашем общеобразовательном учреждении работа с будущими первоклассниками и их родителями начинается задолго до школы. В сентябре проводится система PR –мероприятий по привлечению дошкольников на курсы: согласование плана работы МДОУ и МБОУ СОШ №8, выступление учителей на родительских собраниях в МДОУ. В октябре проводим родительское собрание с презентацией школы, программы подготовительных курсов. Еженедельные занятия по субботам проводятся до конца апреля.
Одним из важнейших направлений деятельности наших подготовительных курсов мы считаем решение проблем, связанных с адаптацией детей к школе на основе сотрудничества с семьёй. В школе проводится родительский лекторий, в работе которого задействованы психологи, логопеды, педагоги. Одна из особенностей занятий состоит в том, что дети занимаются совместно с родителями. Это позволяет:
родителям глубже понять своего ребёнка, познакомиться с различными методиками и дидактическими играми;
сплотить и объединить семью через различные творческие задания.
Для родителей занятия – своеобразный семинар, а общение со своими детьми – ежедневный практикум. Основным результатом работы «Материнской школы» считаем возникшее огромное желание ребёнка идти в первый класс.
Программа подготовительных курсов участвовала в конкурсе проектов культурно-образовательных инициатив «Образование Сургута – XXI веку», имеет сертификат. Во время проведения подготовительных курсов «Материнская школа» реализовывались компилятивные программы:
« Развитие логического мышления»;
«Речевое развитие»;
«Математика».
Мною была разработана авторская программа «Развитие логического мышления», которая послужила основой для создания программы «Первая ступень в Скале» по курсу «Мир логики» (и серии уроков к нему), ставшая победителем муниципального конкурса программ предшкольного образования, и удостоенная гранта Главы города Сургута (2009-2010 уч.год).
2.Развитие логического мышления в период подготовки ребёнка к школе.
Базой для развития интеллектуальных способностей ребёнка являются возможности образно-логического, наглядно-действенного (конструктивного) и сенсомоторного мышления. Без умения анализировать формы объектов, пропорции и размеры их частей; без умения устанавливать различные типы связей между различными формами, объектами, явлениями или их признаками; без способности самостоятельно строить умозаключения или выводить закономерности на основе анализа, синтеза, индукции и дедукции – без всех этих способностей и умений не может быть хорошей обучаемости ребёнка в школе.
Дети с недостаточной сформированностью мыслительных навыков уже с первого класса испытывают трудности в обучении, всё больше отстают от своих сверстников. Это приводит к снижению самооценки детей, конфликтам с учителями и родителями. Задача взрослых состоит в том, чтобы как можно раньше познакомить детей с техникой умственной работы, упражнять их в сознательном овладении приёмами мыслительных действий.
Ребёнок, начиная обучаться в школе, должен обладать достаточно развитым конкретным мышлением. Чтобы сформировать у него научное понятие, необходимо научить его дифференцированно подходить к признакам предметов. Надо показать, что есть существенные признаки, без наличия которых предмет не может быть подведён под данное понятие. Критерием овладения тем или иным понятием является умение им оперировать.
Как показывают психологические исследования, одним из наиболее эффективных методов организации восприятия и воспитания наблюдательности является сравнение. Развивая у ребёнка такую мыслительную операцию, как сравнение, делаем его восприятие более глубоким. При этом количество ошибок восприятия уменьшается.
К концу дошкольного периода начинает формироваться словесно-логическое мышление. Оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений. Здесь необходима помощь взрослых, так как известна нелогичность детских рассуждений.
Главной целью курса является совершенствование мыслительных операций старшего дошкольника на переломном этапе развития (переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению).
Для достижения поставленной цели в основу курса «Мир логики» мною положены упражнения, игры, различные задания, которые позволили определить основные задачи – научить детей:
описывать признаки предметов;
узнавать предметы по заданным признакам;
определять одинаковые и различные свойства предметов;
выделять существенные признаки предметов;
сравнивать предметы между собой;
обобщать;
классифицировать предметы, выбирая основание для классификации;
определять последовательность событий;
судить о противоположных явлениях и признаках;
определять отношения между предметами типа род – вид;
давать определения тем или иным понятиям;
развивать мыслительные операции анализа и синтеза;
развивать речь, находчивость и сообразительность.
В основу курса положены принципы:
направленности на саморазвитие;
деятельностного характера обучения;
индивидуализации;
соответствия возрастным особенностям;
обратной связи.
Поскольку для дошкольников основной вид деятельности – игра, то предусмотрено построение занятий в игровой форме или с использованием дидактических игр и игровых приёмов. Задания и упражнения в каждой теме подобраны так, что степень их сложности возрастает.
Основными логическими приёмами формирования понятий являются анализ, сравнение, абстрагирование, обобщение, классификация.