Содержание мастер-класса
- Введение
Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Выявление одаренных детей должно начинаться уже в дошкольном возрасте, затем в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления.
Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности всей образовательной системы.
Категории одаренных детей:
- Дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями.
- Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями.
- Дети с высокими творческими (художественными) способностями.
- Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями.
- Дети, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада.
Перед педагогами и родителями стоит задача создания оптимальных условий для развития и обучения детей с разносторонними способностями. Детский сад должен взять курс на развитие способностей всех детей.
Оптимальный результат достигается при одновременно существующем изменении содержания учебных программ, методов обучения и сочетании основных стратегий ускорения.
Одаренный ребенок не продвигается быстрее, а получает дополнительный материал, большие возможности развития мышления и креативности, развивает умение работать самостоятельно.
Стратегия обогащения включает несколько направлений: расширение кругозора знаний об окружающем мире и самопознание, углубление знаний и развития инструментария получения знаний. Обогащение обучения специально направлено на развитие творческого мышления.
Развивать творческие способности детей можно по-разному, в т.ч. средствами изобразительного искусства. ДОУ должен стать первой ступенью, на которой будет осуществляться диагностика и развитие одаренности и художественных способностей, раскрываться творческий потенциал каждого ребенка.
Для выявления художественных способностей и одаренности у воспитанников в нашем ДОУ апробируются различные методы комлексной диагностики. В их числе:
- анкетирование воспитателей подготовительных групп по проблеме «Развитие художественных способностей и одаренности детей»;
- тестирование родителей воспитанников по проблеме «Способности вашего ребенка»;
- анкетирование родителей воспитанников по проблеме «Развитие способностей вашего ребенка»;
- анкетирование воспитателей подготовительных групп по проблеме «Роль воспитателей в развитии художественных способностей и одаренности детей в период подготовки к школе».
Проводимая в ДОУ работа показала, что качество подготовки творчески одаренных и способных детей возрастет при обязательном соблюдении следующих условий:
- реализация принципа индивидуализации и дифференциации по отношению к творчески одаренным и способным детям в процессе проведения занятий.
- обеспечение тесного взаимодействия воспитателей и родителей при решении проблемы развития художественных способностей и одаренности у детей.
- разработка методических рекомендаций для воспитателей ДОУ по развитию творческих способностей, одаренности и стимулированию творческой активности воспитанников средствами изобразительного искусства.
- подбор серии игр, упражнений, заданий творческого характера для развития художественных способностей и одаренности у воспитанников средствами изобразительного искусства в условиях детского сада и в семье.
Перечень тем:
1 тема «Теоретическая основа проблемы одаренности в дошкольном возрасте»
- Кого считать одаренным?
- Где и в чем проявляется одаренность (виды одаренности)?
- Идентификация одаренных детей, формы проявления.
- Качество подготовки творчески одаренных детей
2 тема «Основные приемы развития творческого воображения»
- Определение основных приемов творческого воображения, которые могут способствовать развитию одаренности и художественных способностей
- Алгоритм деятельности педагога по реализации развития художественных способностей
- Практическое занятие по применению приемов творческого воображения
- Домашнее задание: «Составление картотеки игр (заданий, упражнений) на развитие творческого воображения»
3 тема «Проблемы и трудности в развитии творческости детей»
- Презентация «Картотеки игр (заданий, упражнений) на развитие творческого воображения»
- Взаимодействие с родителями
- Материально - техническое обеспечение
- Практическое задание: «Составление картотеки игр (заданий, упражнений) на развитие творческого воображения»
4 тема «Использование нетрадиционных техник рисования в развитии художественных способностей детей»
- Нетрадиционные техники рисования
- мониторинг – фактор заинтересованности педагогов в результатах своего труда
- Практическое занятие «Просмотр и анализ занятия по ИЗО с применением нетрадиционных техник рисования» ДОУ №84
- Домашнее задание «Создание банка данных нетрадиционных техник ИЗО»
5 тема « Стереотипы цветового восприятия»
- Цветоведение
- Как развивать фантазию ребенка
- Практическое занятие: «Составление цветовой карты»
6 тема «Графика и живопись»
- Разнообразие графических и живописных приемов
- Музейная практика
- Практическое задание: «Составление фантазийных заданий для развития воображения на занятиях ИЗО»
7 тема « Инновационные методы и приемы в проведении занятий по ИЗО – из опыта работы»
- Сочетание и применение различных методов и приемов в проведении занятий по ИЗО
- Просмотр и анализ занятия в ДОУ №84 «Уроки пальцеграфии»
- Презентация «Банка данных нетрадиционных техник ИЗО»
- тема Итоговое занятие в виде защиты конспектов занятий на развитие художественных способностей
- Защита конспектов занятий «Использование современных технологий развития художественных способностей
Список используемой литературы
- От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой- 2-е изд. Испр. И доп. –М.Мозаика-Синтез,2011
- Методика определения уровня воображения. Психология от а до Я.-М.2000
- Святкова О. Развиваем творческие способности.- М.: Изд-во Розовый слон, 2000.
- Субботина Л.Ю. Развитие воображения детей – Ярославль: академия развития, 2001.
- Лейтес Н.С. Психология одаренных детей.- Москва, 1996.
- Доровской А.И. сто советов по развитию одаренности детей. – Москва, 1997.
- М.В. Водинская, М.С. Шапиро. Развитие творческих способностей ребенка на занятиях изобразительной деятельностью. – М,: Розовый слон, 2004
- Вальдес Одриосола М.С. арттерапия в работе с детьми/ Психотерапевтические виды художественной деятельности. – М.- Владос. 2005
- М.Н. Приезжая. Возможности использования интерактивной доски в работе с детьми. Старший воспитатель. Март 2013
- Выготский Л.С. Психология искусства.- М.. 1968
- Доронова Т.Н. Развитие детей от 2 до 5 в изобразительной деятельности. – М. – Сфера, 2005
- А.А. Некрасова. Развитие творческих способностей детей средствами изобразительного искусства. Старший воспитатель. Ноябрь 2009
- www.kvazu.narod.ru
Учебно-тематический план
«Развитие творческости детей в ДОУ»
Цель: создать условия для полноценного проявления и развития личностных качеств слушателей в разработке системы работы по развитию художественных способностей одаренных детей в ДОУ
Категория слушателей: начинающие воспитатели ДОУ
Срок обучения: 36 часов
Форма обучения: лекции, практические занятия
Режим занятий: 2 раза в неделю
Теоретическая основа проблемы одаренности в дошкольном возрасте
Кого считать одаренным?
Где и в чем проявляется одаренность (виды одаренности)?
Идентификация одаренных детей, формы проявления.
Качество подготовки творчески одаренных детей
Основные приемы развития творческого воображения
Определение основных приемов творческого воображения, которые могут способствовать развитию одаренности и творческих способностей
Алгоритм деятельности педагога по реализации развития творческих способностей
Практическое занятие по применению приемов творческого воображения
Домашнее задание: «Составление картотеки игр (заданий, упражнений) на развитие творческого воображения»
Проблемы и трудности в развитии творческости детей
Взаимодействие с родителями
Материально - техническое обеспечение
Презентация «Картотеки игр (заданий, упражнений) на развитие творческого воображения»
Использование нетрадиционных техник рисования в развитии творческих способностей детей»
Нетрадиционные техники рисования
Мониторинг – фактор заинтересованности педагогов в результатах своего труда
Практическое занятие «Просмотр и анализ занятия по ИЗО с применением нетрадиционных техник рисования»
Домашнее задание «Создание банка данных нетрадиционных техник ИЗО»
« Стереотипы цветового восприятия»
Цветоведение
Как развивать фантазию ребенка
Практическое занятие: «Составление цветовой карты»
«Графика и живопись»
Разнообразие графических и живописных приемов
Музейная практика
Практическое задание: «Составление фантазийных заданий для развития воображения на занятиях ИЗО»
Инновационные методы и приемы в проведении занятий по ИЗО – из опыта работы
Сочетание и применение различных методов и приемов в проведении занятий по ИЗО
1.Просмотр и анализ занятия в ДОУ №84 «Уроки пальцеграфии»
2.Презентация «Банка данных нетрадиционных техник ИЗО»
Итоговый контроль
Защита конспектов занятий
«Использование современных технологий развития художественных способностей»
"Развитие творческости детей в ДОУ"