Статья по теме самообразования:
«Формы индивидуальной работы с
учащимися в период адаптации
в новом коллективе»
Подготовила:
учитель начальных классов
МОУ - СОШ № 1
г. Аткарска Саратовской области
Глухова Антонина Витальевна
2015 год
В процессе адаптации каждый человек участвует многократно: первый адаптивный период – это начало жизни, причем первые три месяца – это период критической адаптации, второй период начинается с того времени, когда малыш учится говорить, затем – вхождение ребенка в коллектив (ясли, сад), обучение (где каждый школьник переживает процесс адаптации несколько раз).
О сложности и значимости периода, связанного с адаптацией ребенка в школе, говорит особое внимание, обращаемое на него отечественными психологами и педагогами в научной литературе. Считается, что именно в первые месяцы школьной жизни начинает формироваться та система отношения ребенка к самому себе, те устойчивые формы взаимоотношений со сверстниками и взрослыми и базовые учебные установки, которые в существенной мере определяют в дальнейшем его жизнь в социуме, эффективность стиля общения, возможности личностной самореализации в школьной среде.
В самом общем и распространенном своем значении адаптация понимается как приспособление человека к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности. Педагоги добавляют еще один критерий – важно, чтобы это приспособление осуществлялось человеком без серьезных внутренних потерь: ухудшения самочувствия и настроения, понижения самооценки.
Таким образом, можно считать, что адаптация – это не только приспособление индивида к успешному функционированию в данной среде, но и способность к дальнейшему психологическому, личностному, социальному развитию.
Работая по данной теме, я ставила для себя следующие задачи для данной возрастной группы детей, и для их родителей.
Для первоклассников:
- помочь ребенку принять позицию школьника;
- помочь осознать появление нового для них коллектива – класса;
- ввести понятие оценки, самооценки и различные её критерии;
- обучить школьников навыкам учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками.
Для родителей:
- снять напряжение родителей, вызванное предстоящим учебным годом;
- создать атмосферу сотрудничества;
- договориться о способах взаимодействия учителя с родителями в течение года;
- выяснить ожидания родителей по поводу обучения ребенка в школе и соотнести их с ожиданиями педагогов.
Первичная адаптация первоклассников к новым социальным условиям - этот этап самый сложный для учащихся и самый ответственный для взрослых (учителей и родителей). В рамках данного этапа с сентября по январь предполагалось:
Изучение личных дел и проведение анкетирования учащихся и родителей классным руководителем, во-первых, для первичного ознакомления и получения общих сведений об учащихся, их семей; во-вторых, для составления карты сопровождения (социального паспорта класса, характеристики класса). Выяснилось, что в 1 классе 15 девочек и 16 мальчиков, из них 8 учащихся проживают в многодетных семьях, а 9 – воспитываются в неполной семье.
Начало школьной жизни – серьезное испытание для большинства детей, приходящих в первый класс, связанное с резким изменением всего образа жизни. Они должны привыкнуть к коллективу, к новым требованиям, к повседневным обязанностям.
Начало обучения в школе совпадает с интенсивным психическим развитием. Идет формирование познавательной деятельности, развиваются различные виды памяти, словесно-логическое мышление. Высокая эмоциональность способствует преобладанию непроизвольных реакций. Но ученики уже могут сознательно управлять своим поведением, подчиняться необходимым требованиям – развивается произвольность. Поддержка мотивации идет через развитие любознательности. Недоразвитие мелкой моторики рук не позволяет некоторым детям достаточно успешно овладевать основами красивого письма. Поэтому важно уделять внимание развитию мелких мышц в разных видах деятельности. Всему этому способствует организация внеурочной деятельности. Такие кружки как «Вышивка», «Театральный», «Умники и умницы», «Я – исследователь», «Лоскутная пластика», на которые дети ходят с удовольствием. Они видят результаты своего труда: выставки работ, участие в научных конференциях, мероприятиях различных уровней. Это повышает их интерес и к учению, и к занятиям в кружках.
В младшем школьном возрасте у детей активно происходит формирование внутреннего плана действий, начинает развиваться способность к рефлексии.
Как правило, ребята стремятся стать школьниками: они идут в школу с большим интересом и готовностью выполнять учебные задания. Но для многих из них школьные требования слишком трудны, а распорядок слишком строг. Для этих детей период адаптации к школе может быть сложным.
Поэтому адаптационный период значительно отличается от других периодов жизни школьников.
Для того, чтобы облегчить этот процесс, для первоклассников предусмотрен особый режим в школе.
- Проведение подготовительной работы «Школа будущих первоклассников».
Эта работа проводится в нашей школе с декабря по март. Дети знакомятся с учителем, друг с другом. Свою психологическую поддержку оказывает психолог школы, а также и социальный педагог.
Цели подготовительной работы:
• обеспечение психологической адаптации детей;
• знакомство с основными школьными правилами;
• привитие навыков индивидуальной, парной и коллективной работы;
• обучение элементарным приемам обратной связи;
• знакомство с системой школьного оценивания;
• развитие внимания, памяти, мышления, воображения;
• организация классного коллектива.
Содержание работы строится на доступном практически всем первоклассникам материале игры, рисовании, конструировании.
- Проведение сокращённой формы уроков.
Это проведение в 1 четверти 3 уроков по 35мин, во 2 четверти 4 уроков по 40 мин., обязательное проведение двух физминуток на 10- й и 20- й мин. урока. Дополнительные каникулы в феврале.
Уроки в адаптационный период стараюсь строить в доступной и интересной форме. Использую методы: рисуночные методы, метод направленного воображения, игры, использование ЦОРов «Игры для 1- 4 классов», наглядный: красочные презентации к урокам и мероприятиям.
Занятия носят двойственный характер: они содержат не только развивающие, коррекционные упражнения, но и диагностические задания.
- Занятия физкультурой.
Организация утренней зарядки перед 1 уроком в течение 1 полугодия и 3 урока физкультуры в неделю.
- Оценивание.
Исключается система балльного (отметочного) оценивания. Оценочная деятельность педагогов направлена на то, чтобы стимулировать учебно-познавательную деятельность первоклассников. У каждого учителя имеется «копилка» контрольно-оценочных приемов и
средств, листы индивидуальных достижений и т.д.
Таким образом, работа по оцениванию учебных достижений первоклассников ведется в следующем направлении: заложить основы оценочной самостоятельности учащихся (самооценка).
ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУЧЕБНОЙ ЖИЗНИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
Внеучебная деятельность первоклассников организуется в соответствии с пожеланиями детей и их родителей.
1. Организация групп продленного дня.
2. Общешкольные и классные мероприятия во внеурочное время с целью приобщения первоклассников к школьным традициям.
3.Выполнение требования соответствия содержания и форм воспитательной работы возрастным особенностям первоклассников. Воспитание в процессе игры (сюжетно-ролевые, игры драматизации, спортивные и т.д.) как прием воспитания.
В этом учебном году ребята стали участниками общешкольных мероприятий “Веселые старты”, “Посвящение в первоклассники» ”, «Азбука безопасности дорожного движения», «Осенний калейдоскоп», праздники для мам и бабушек: «День Матери» и «8 Марта», классные часы: «Просто я работаю волшебником», «Люби книгу!», «Путешествие в страну Здоровья», «Чудо Земли – хлеб!» и другие.
Ученики 1 класса весь год участвовали в предметных неделях: математики, окружающего мира, русского языка и литературы, географии и права, эстетической направленности.
В 2015 году исполнилось 70 лет Победы над фашистской Германией. Учащиеся 1 класса приняли активное участие в подготовке и проведении мероприятий к этой дате: провели акцию «Георгиевская ленточка», акцию «Поздравь ветерана», приняли участие в литературно – музыкальной композиции « Семидесятая весна»
Подобные мероприятия помогают детям настроиться на предъявленную школой систему требований, снять чрезмерное психологическое напряжение и проявить свои способности.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ
Проведение родительского собрания по вопросам адаптации первоклассников «В семье – первоклассник. Что меняется?», индивидуальных консультаций и посещение родителями мероприятий и уроков.
Задания и игры для первоклассников в адаптационный период:
- «На что похоже?»
- Расскажи стихи руками
- Рисование «Цветик – семицветик»
- Ассоциации
- «Графический диктант»
- Игра «Морская фигура»
- Штриховка
- Настроение
- «Что изменилось?»
- «Кто лишний?»
- «Назови одним словом»
- «Кто больше назовет»
- Игра с мячом «Съедобное – несъедобное»
- «Доскажи словечко»
- «Живая азбука»
- «Загадки»
Основные показатели благоприятной адаптации ребенка:
• сохранение физического, психического и социального здоровья детей;
• установление контакта с учащимися, с учителем;
• формирование адекватного поведения;
• овладение навыками учебной деятельности.