kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья "Формы индивидуальной работы с учащимися в период адаптации в новом коллективе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья по теме самообразования:

«Формы индивидуальной работы с

учащимися в период адаптации

в новом коллективе»

Подготовила:

учитель начальных классов

МОУ - СОШ № 1

г. Аткарска Саратовской области

 Глухова Антонина Витальевна

2015 год

           В процессе адаптации каждый человек участвует многократно: первый адаптивный период – это начало жизни, причем первые три месяца – это период критической адаптации, второй период начинается с того времени, когда малыш учится говорить, затем – вхождение ребенка в коллектив (ясли, сад), обучение (где каждый школьник переживает процесс адаптации несколько раз).

      О сложности и значимости периода, связанного с адаптацией ребенка в школе, говорит особое внимание, обращаемое на него отечественными психологами и педагогами в научной литературе. Считается, что именно в первые месяцы школьной жизни начинает формироваться та система отношения ребенка к самому себе, те устойчивые формы взаимоотношений со сверстниками и взрослыми и базовые учебные установки, которые в существенной мере определяют в дальнейшем его жизнь в социуме, эффективность стиля общения, возможности личностной самореализации в школьной среде.

     В самом общем и распространенном своем значении адаптация понимается как приспособление человека к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности. Педагоги добавляют еще один критерий – важно, чтобы это приспособление осуществлялось человеком без серьезных внутренних потерь: ухудшения самочувствия и настроения, понижения самооценки.

    Таким образом, можно считать, что адаптация – это не только приспособление индивида к успешному функционированию в данной среде, но и способность к дальнейшему психологическому, личностному, социальному развитию.

     Работая по данной теме, я  ставила для себя следующие   задачи   для данной возрастной группы детей, и для их родителей.

Для первоклассников:

  • помочь ребенку принять позицию школьника;
  • помочь осознать появление нового для них коллектива – класса;
  • ввести понятие оценки, самооценки и различные её критерии;
  • обучить школьников навыкам учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками.

Для родителей:

  • снять напряжение родителей, вызванное предстоящим учебным годом;
  • создать атмосферу сотрудничества;
  • договориться о способах взаимодействия учителя с родителями в течение года;
  • выяснить ожидания родителей по поводу обучения ребенка в школе и соотнести их с ожиданиями педагогов.

 

         Первичная адаптация первоклассников к новым социальным условиям - этот этап самый сложный для учащихся и самый ответственный для взрослых (учителей и родителей). В рамках данного этапа с сентября по январь предполагалось:

         Изучение личных дел и проведение анкетирования учащихся и родителей классным руководителем, во-первых, для первичного ознакомления и получения общих сведений об учащихся, их семей; во-вторых, для составления карты сопровождения (социального  паспорта класса, характеристики класса). Выяснилось, что в 1 классе 15 девочек и 16 мальчиков, из них 8 учащихся проживают в многодетных семьях, а 9 – воспитываются в неполной семье.

          Начало школьной жизни – серьезное испытание для большинства детей, приходящих в первый класс, связанное с резким изменением всего образа жизни. Они должны привыкнуть к коллективу, к новым требованиям, к повседневным обязанностям.

        Начало обучения в школе совпадает с интенсивным психическим развитием. Идет формирование познавательной деятельности, развиваются различные виды памяти, словесно-логическое мышление. Высокая эмоциональность способствует преобладанию непроизвольных реакций. Но ученики уже могут сознательно управлять своим поведением, подчиняться необходимым требованиям – развивается произвольность. Поддержка мотивации идет через развитие любознательности. Недоразвитие мелкой моторики рук не позволяет некоторым детям достаточно успешно овладевать основами красивого письма. Поэтому важно уделять внимание развитию мелких мышц в разных видах деятельности. Всему этому способствует организация внеурочной деятельности. Такие кружки как «Вышивка», «Театральный», «Умники и умницы», «Я – исследователь», «Лоскутная пластика», на которые дети ходят с удовольствием. Они видят результаты своего труда: выставки работ, участие в научных конференциях, мероприятиях различных уровней. Это повышает их интерес и  к учению,  и  к занятиям в кружках.

       В младшем школьном возрасте у детей активно происходит формирование внутреннего плана действий, начинает развиваться способность к рефлексии.

      Как правило, ребята стремятся стать школьниками: они идут в школу с большим интересом и готовностью выполнять учебные задания. Но для многих из них школьные требования слишком трудны, а распорядок слишком строг. Для этих детей период адаптации к школе может быть сложным.

    Поэтому адаптационный период значительно отличается от других периодов жизни школьников.

Для того,  чтобы облегчить этот процесс, для первоклассников предусмотрен особый режим в школе.          

  1.  Проведение подготовительной работы  «Школа будущих первоклассников».    

Эта работа проводится в нашей школе с декабря по март. Дети знакомятся с учителем, друг с другом. Свою психологическую поддержку оказывает психолог школы, а также и социальный педагог.

Цели подготовительной работы:

•     обеспечение психологической адаптации детей;

•     знакомство с основными школьными правилами;

•     привитие навыков индивидуальной, парной и коллективной работы;

•     обучение элементарным приемам обратной связи;

•     знакомство с системой школьного оценивания;

•     развитие внимания, памяти, мышления, воображения;

•     организация классного коллектива.

Содержание работы строится на доступном практически всем первоклассникам материале игры, рисовании, конструировании.

  1. Проведение сокращённой формы уроков.

         Это проведение  в 1 четверти 3 уроков по 35мин,  во 2 четверти 4 уроков по 40 мин.,  обязательное    проведение двух  физминуток  на 10- й и 20- й мин. урока. Дополнительные каникулы в феврале.

         Уроки  в адаптационный период стараюсь строить в доступной и интересной форме. Использую методы: рисуночные методы, метод направленного воображения, игры, использование  ЦОРов «Игры для 1- 4 классов», наглядный: красочные презентации к урокам и мероприятиям.

    Занятия носят двойственный характер: они содержат не только развивающие, коррекционные упражнения, но и диагностические задания.

  1. Занятия физкультурой.

Организация утренней зарядки перед 1 уроком в течение 1 полугодия и 3 урока физкультуры в неделю.

  1. Оценивание.

    Исключается  система балльного (отметочного) оценивания. Оценочная деятельность педагогов направлена на то, чтобы стимулировать учебно-познавательную деятельность первоклассников. У каждого учителя имеется «копилка» контрольно-оценочных приемов и 

средств, листы индивидуальных достижений и т.д.

Таким образом, работа по оцениванию учебных достижений  первоклассников ведется  в следующем направлении:  заложить основы оценочной самостоятельности  учащихся (самооценка).

ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУЧЕБНОЙ ЖИЗНИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

     Внеучебная деятельность первоклассников организуется в соответствии с пожеланиями детей и их родителей.

1.  Организация групп продленного дня.

2.  Общешкольные и классные мероприятия во внеурочное время с целью приобщения первоклассников к школьным традициям. 

3.Выполнение требования  соответствия содержания и форм воспитательной работы возрастным особенностям первоклассников.   Воспитание   в   процессе   игры   (сюжетно-ролевые,  игры драматизации, спортивные и т.д.) как прием воспитания.

         В этом учебном году ребята стали участниками общешкольных мероприятий “Веселые старты”, “Посвящение в первоклассники» ”,  «Азбука безопасности дорожного движения»,  «Осенний калейдоскоп», праздники для мам и бабушек: «День Матери» и «8 Марта»,  классные часы: «Просто я работаю волшебником», «Люби книгу!», «Путешествие в страну Здоровья», «Чудо Земли – хлеб!» и другие.

         Ученики 1 класса весь год участвовали в предметных неделях: математики, окружающего мира, русского языка и литературы, географии и права,  эстетической направленности. 

          В 2015 году исполнилось 70 лет Победы над фашистской Германией. Учащиеся 1 класса приняли активное участие в подготовке и проведении мероприятий к этой дате: провели акцию «Георгиевская ленточка», акцию «Поздравь ветерана», приняли участие в литературно – музыкальной композиции       « Семидесятая весна»

           Подобные мероприятия помогают детям настроиться на предъявленную школой систему требований, снять чрезмерное психологическое напряжение и проявить свои способности.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ

Проведение родительского собрания по вопросам адаптации первоклассников «В семье – первоклассник. Что меняется?»,  индивидуальных консультаций и посещение родителями мероприятий и уроков.

Задания и игры для первоклассников в адаптационный период:

  • «На что похоже?»
  • Расскажи стихи руками
  • Рисование «Цветик – семицветик»
  • Ассоциации
  • «Графический диктант»
  • Игра «Морская фигура»
  • Штриховка
  • Настроение
  • «Что изменилось?»
  • «Кто лишний?»
  • «Назови одним словом»
  • «Кто больше назовет» 
  • Игра с мячом «Съедобное – несъедобное»
  •  «Доскажи словечко»
  • «Живая азбука»
  •  «Загадки»

Основные показатели благоприятной адаптации ребенка:

•     сохранение физического, психического и социального здоровья детей;

•     установление контакта с учащимися, с учителем;

•     формирование адекватного поведения;

•     овладение навыками учебной деятельности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Формы индивидуальной работы с учащимися в период адаптации в новом коллективе" »



Статья по теме самообразования:







«Формы индивидуальной работы с

учащимися в период адаптации

в новом коллективе»





Подготовила:

учитель начальных классов

МОУ - СОШ № 1

г. Аткарска Саратовской области

Глухова Антонина Витальевна











2015 год

В процессе адаптации каждый человек участвует многократно: первый адаптивный период – это начало жизни, причем первые три месяца – это период критической адаптации, второй период начинается с того времени, когда малыш учится говорить, затем – вхождение ребенка в коллектив (ясли, сад), обучение (где каждый школьник переживает процесс адаптации несколько раз).

О сложности и значимости периода, связанного с адаптацией ребенка в школе, говорит особое внимание, обращаемое на него отечественными психологами и педагогами в научной литературе. Считается, что именно в первые месяцы школьной жизни начинает формироваться та система отношения ребенка к самому себе, те устойчивые формы взаимоотношений со сверстниками и взрослыми и базовые учебные установки, которые в существенной мере определяют в дальнейшем его жизнь в социуме, эффективность стиля общения, возможности личностной самореализации в школьной среде.

В самом общем и распространенном своем значении адаптация понимается как приспособление человека к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности. Педагоги добавляют еще один критерий – важно, чтобы это приспособление осуществлялось человеком без серьезных внутренних потерь: ухудшения самочувствия и настроения, понижения самооценки.

Таким образом, можно считать, что адаптация – это не только приспособление индивида к успешному функционированию в данной среде, но и способность к дальнейшему психологическому, личностному, социальному развитию.

Работая по данной теме, я ставила для себя следующие задачи  для данной возрастной группы детей, и для их родителей.

Для первоклассников:

  • помочь ребенку принять позицию школьника;

  • помочь осознать появление нового для них коллектива – класса;

  • ввести понятие оценки, самооценки и различные её критерии;

  • обучить школьников навыкам учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками.

Для родителей:

  • снять напряжение родителей, вызванное предстоящим учебным годом;

  • создать атмосферу сотрудничества;

  • договориться о способах взаимодействия учителя с родителями в течение года;

  • выяснить ожидания родителей по поводу обучения ребенка в школе и соотнести их с ожиданиями педагогов.


Первичная адаптация первоклассников к новым социальным условиям - этот этап самый сложный для учащихся и самый ответственный для взрослых (учителей и родителей). В рамках данного этапа с сентября по январь предполагалось:

Изучение личных дел и проведение анкетирования учащихся и родителей классным руководителем, во-первых, для первичного ознакомления и получения общих сведений об учащихся, их семей; во-вторых, для составления карты сопровождения (социального паспорта класса, характеристики класса). Выяснилось, что в 1 классе 15 девочек и 16 мальчиков, из них 8 учащихся проживают в многодетных семьях, а 9 – воспитываются в неполной семье.

Начало школьной жизни – серьезное испытание для большинства детей, приходящих в первый класс, связанное с резким изменением всего образа жизни. Они должны привыкнуть к коллективу, к новым требованиям, к повседневным обязанностям.

Начало обучения в школе совпадает с интенсивным психическим развитием. Идет формирование познавательной деятельности, развиваются различные виды памяти, словесно-логическое мышление. Высокая эмоциональность способствует преобладанию непроизвольных реакций. Но ученики уже могут сознательно управлять своим поведением, подчиняться необходимым требованиям – развивается произвольность. Поддержка мотивации идет через развитие любознательности. Недоразвитие мелкой моторики рук не позволяет некоторым детям достаточно успешно овладевать основами красивого письма. Поэтому важно уделять внимание развитию мелких мышц в разных видах деятельности. Всему этому способствует организация внеурочной деятельности. Такие кружки как «Вышивка», «Театральный», «Умники и умницы», «Я – исследователь», «Лоскутная пластика», на которые дети ходят с удовольствием. Они видят результаты своего труда: выставки работ, участие в научных конференциях, мероприятиях различных уровней. Это повышает их интерес и к учению, и к занятиям в кружках.

В младшем школьном возрасте у детей активно происходит формирование внутреннего плана действий, начинает развиваться способность к рефлексии.

Как правило, ребята стремятся стать школьниками: они идут в школу с большим интересом и готовностью выполнять учебные задания. Но для многих из них школьные требования слишком трудны, а распорядок слишком строг. Для этих детей период адаптации к школе может быть сложным.

Поэтому адаптационный период значительно отличается от других периодов жизни школьников.

Для того, чтобы облегчить этот процесс, для первоклассников предусмотрен особый режим в школе.  

    1. Проведение подготовительной работы  «Школа будущих первоклассников».

Эта работа проводится в нашей школе с декабря по март. Дети знакомятся с учителем, друг с другом. Свою психологическую поддержку оказывает психолог школы, а также и социальный педагог.

Цели подготовительной работы:

•     обеспечение психологической адаптации детей;

•     знакомство с основными школьными правилами;

•     привитие навыков индивидуальной, парной и коллективной работы;

•     обучение элементарным приемам обратной связи;

•     знакомство с системой школьного оценивания;

•     развитие внимания, памяти, мышления, воображения;

•     организация классного коллектива.

Содержание работы строится на доступном практически всем первоклассникам материале игры, рисовании, конструировании.

    1. Проведение сокращённой формы уроков.

Это проведение в 1 четверти 3 уроков по 35мин, во 2 четверти 4 уроков по 40 мин., обязательное проведение двух физминуток на 10- й и 20- й мин. урока. Дополнительные каникулы в феврале.

Уроки в адаптационный период стараюсь строить в доступной и интересной форме. Использую методы: рисуночные методы, метод направленного воображения, игры, использование ЦОРов «Игры для 1- 4 классов», наглядный: красочные презентации к урокам и мероприятиям.

Занятия носят двойственный характер: они содержат не только развивающие, коррекционные упражнения, но и диагностические задания.

    1. Занятия физкультурой.

Организация утренней зарядки перед 1 уроком в течение 1 полугодия и 3 урока физкультуры в неделю.

    1. Оценивание.

Исключается система балльного (отметочного) оценивания. Оценочная деятельность педагогов направлена на то, чтобы стимулировать учебно-познавательную деятельность первоклассников. У каждого учителя имеется «копилка» контрольно-оценочных приемов и 

средств, листы индивидуальных достижений и т.д.

Таким образом, работа по оцениванию учебных достижений  первоклассников ведется  в следующем направлении:  заложить основы оценочной самостоятельности  учащихся (самооценка).

ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУЧЕБНОЙ ЖИЗНИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

Внеучебная деятельность первоклассников организуется в соответствии с пожеланиями детей и их родителей.

1.  Организация групп продленного дня.

2.  Общешкольные и классные мероприятия во внеурочное время с целью приобщения первоклассников к школьным традициям. 

3.Выполнение требования соответствия содержания и форм воспитательной работы возрастным особенностям первоклассников.   Воспитание   в   процессе   игры   (сюжетно-ролевые,  игры драматизации, спортивные и т.д.) как прием воспитания.

В этом учебном году ребята стали участниками общешкольных мероприятий “Веселые старты”, “Посвящение в первоклассники» ”, «Азбука безопасности дорожного движения», «Осенний калейдоскоп», праздники для мам и бабушек: «День Матери» и «8 Марта», классные часы: «Просто я работаю волшебником», «Люби книгу!», «Путешествие в страну Здоровья», «Чудо Земли – хлеб!» и другие.

Ученики 1 класса весь год участвовали в предметных неделях: математики, окружающего мира, русского языка и литературы, географии и права, эстетической направленности.

В 2015 году исполнилось 70 лет Победы над фашистской Германией. Учащиеся 1 класса приняли активное участие в подготовке и проведении мероприятий к этой дате: провели акцию «Георгиевская ленточка», акцию «Поздравь ветерана», приняли участие в литературно – музыкальной композиции « Семидесятая весна»

Подобные мероприятия помогают детям настроиться на предъявленную школой систему требований, снять чрезмерное психологическое напряжение и проявить свои способности.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ

Проведение родительского собрания по вопросам адаптации первоклассников «В семье – первоклассник. Что меняется?», индивидуальных консультаций и посещение родителями мероприятий и уроков.

Задания и игры для первоклассников в адаптационный период:

  • «На что похоже?»

  • Расскажи стихи руками

  • Рисование «Цветик – семицветик»

  • Ассоциации

  • «Графический диктант»

  • Игра «Морская фигура»

  • Штриховка

  • Настроение

  • «Что изменилось?»

  • «Кто лишний?»

  • «Назови одним словом»

  • «Кто больше назовет» 

  • Игра с мячом «Съедобное – несъедобное»

  •  «Доскажи словечко»

  • «Живая азбука»

  •  «Загадки»

Основные показатели благоприятной адаптации ребенка:

•     сохранение физического, психического и социального здоровья детей;

•     установление контакта с учащимися, с учителем;

•     формирование адекватного поведения;

•     овладение навыками учебной деятельности.











Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
Статья "Формы индивидуальной работы с учащимися в период адаптации в новом коллективе"

Автор: Глухова Антонина Витальевна

Дата: 07.09.2015

Номер свидетельства: 229221

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "статья по теме: Творческий рост учащихся в системе дополнительного образования "
    ["seo_title"] => string(93) "stat-ia-po-tiemie-tvorchieskii-rost-uchashchikhsia-v-sistiemie-dopolnitiel-nogho-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "145366"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418905196"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(194) "Психолого-педагогическое сопровождение младших школьников согласно ФГОС начального общего образования "
    ["seo_title"] => string(124) "psikhologho-piedaghoghichieskoie-soprovozhdieniie-mladshikh-shkol-nikov-soghlasno-fgos-nachal-nogho-obshchiegho-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "139575"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1417758342"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Адаптация учащихся 1 классов к учебной деятельности."
    ["seo_title"] => string(64) "adaptatsiia_uchashchikhsia_1_klassov_k_uchiebnoi_dieiatiel_nosti"
    ["file_id"] => string(6) "348753"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1476298969"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Организация летнего отдыха учащихся на пришкольной площадке."
    ["seo_title"] => string(70) "orghanizatsiialietnieghootdykhauchashchikhsianaprishkolnoiploshchadkie"
    ["file_id"] => string(6) "293131"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1455422464"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Психологическое сопровождение летнего отдыха детей "
    ["seo_title"] => string(64) "psikhologhichieskoie-soprovozhdieniie-lietniegho-otdykha-dietiei"
    ["file_id"] => string(6) "167575"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423119189"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства