kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие творческих способностей младших школьников на уроках математики

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие творческих способностей  младших школьников на уроках математики                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие творческих способностей младших школьников на уроках математики »

Развитие творческих способностей младших школьников на уроках математики


План

1. Роль математики в развитии интеллектуальных и творческих

способностей ребенка.

2. Провоцирующие задачи как средство развития критичности мышления.

3. Творческие задания и развивающие игры – эффективное средство самореализации ребенка.

4. Развитие логических суждений у младших школьников.

О проблеме формирования и развития творческого потенциала детей младшего школьного возраста много говорят и пишут. Анализ психолого- педагогической литературы и практика позволяют утверждать, что этот вопрос находится под пристальным вниманием ученых, учителей и родительской общественности.

Современному обществу нужны образованные, нравственные, творческие люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения. Другими словами, от школы сегодня ждут не «нашпигованных» знаниями выпускников, а людей, способных на протяжении всей жизни добывать и применять новые знания, следовательно, быть профессионально и социально мобильными.

В настоящее время уделяется большое внимание подготовке молодого поколения к творческой деятельности во всех сферах жизни и общества. Развитие творческих возможностей учащихся важно на всех этапах школьного обучения, но особое значение имеет формирование творческого мышления в младшем школьном возрасте. Это связано с тем, что в начальных классах начинают формироваться способы учебной работы, закладываются приемы решения учебных задач, которыми учащиеся будут пользоваться в дальнейшем.

Для педагогической науки проблема развития творческих способностей учащихся не нова, и будет справедливо признать, что в этом важном вопросе сделано немало. И все же формирование и развитие творческих способностей младших школьников по-прежнему достаточно серьезно волнует и интересует учителей.

Анализ психолого-педагогической литературы (П.П.Блонский, Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, Д.Б.Эльконин, П.Я.Гальперин, Д.Б.Богоявленская) позволяет определить творчество как процесс совершенствования личности, мышления, сознания, интеллекта; постоянного стремления создавать нечто новое, делать больше и лучше, чем прежде.

«Творчество – это высшая и наиболее сложная форма человеческой деятельности, способ его самоутверждения, процесс самореализации человеческой индивидуальности и непременное условие его самосовершенствования».

Психологи отмечают, что творческий потенциал заложен и присутствует в каждом ребенке, поскольку творчество – это естественная, природная функция мозга, которая проявляется и реализуется в определенной деятельности в меру наличия специальных способностей. Если в дошкольном возрасте приобщение к творчеству происходит в игровой форме средствами умственного, нравственного, физического и эстетического воспитания, то в младшем школьном возрасте данный процесс протекает в учебной деятельности, когда ребенок начинает присваивать научные знания, художественные образы, нравственные ценности. От ученика это требует анализа, планирования и рефлексии учебной деятельности, что стимулирует развитие его творческого потенциала.

Для меня предельно ясно, что работу по формированию и развитию творческих способностей младших школьников необходимо проводить на каждом уроке и во внеурочное время. Опыт работы убедительно доказывает, что бесценную помощь в решении данного вопроса оказывают уроки математики, которые обеспечивают поступательное совершенствование личности ребенка, дают целостное представление о мире и месте в нем человека, способствуют не только развитию творческих задатков и склонностей, но и формируют готовность детей к дальнейшему саморазвитию.

Роль математики в развитии интеллектуальных и творческих способностей человека исключительно велика. Ни один школьный предмет не может конкурировать с возможностями математики в развитии мышления учащихся. Причина столь исключительной роли математики в том, что это самая

теоретическая наука из всех изучаемых в школе, в ней высокий уровень абстракции. Математическому мышлению присущи все качества научного мышления. Как указывал академик А.Н.Колмогоров, «различные стороны математических способностей встречаются в разных комбинациях».

Говоря о развитии творческих способностей младших школьников на уроках математики, мы говорим о развитии у них логического, комбинаторного и алгоритмического мышления, геометрического воображения. Эта задача реализуется через расширение круга решаемых математических задач.

В младшем возрасте наиболее эффективным способом развития творческих способностей является решение школьниками системы специальным образом подобранных заданий (логических, геометрических и т.д.). Особую роль играют задания повышенной трудности (олимпиадные задания), требующие от учеников творческого подхода, нетрадиционного взгляда на решение. Конечно, необходимо придерживаться определенной последовательности с учетом возрастания сложности заданий и упражнений.

Во всем многообразии заданий, развивающих творческие способности можно выделить такие задачи, которые называют задачами – ловушками, «обманными» задачами, провоцирующими. В условиях таких задач содержаться различного рода упоминания, указания, намеки, подталкивающие к выбору ошибочного пути решения или неверного ответа.

Провоцирующие задачи обладают высоким развивающим потенциалом. Они способствуют воспитанию одного из важнейших качеств мышления – критичности, приучают к анализу воспринимаемой информации, ее разносторонней оценке. Дидактическая ценность провоцирующих задач неоспорима. Попадая в заранее приготовленную ловушку, ученик испытывает досаду, сожаление от того, что не придал особого значения тем нюансам условия, из-за которых он угодил в неловкое положение.

Чтобы получить целостное представление обо всем многообразии провоцирующих задач, их возможностях в развитии критичности мышления младших школьников, приведем типологии этих задач.


1тип. Задачи, условия которых в той или иной мере навязывают неверный ответ.


2тип. Задачи, условия которых тем или иным способом подсказывают неверный путь решения.


3тип. Задачи, вводящие в заблуждение из-за неоднозначности трактовки терминов, словесных оборотов, буквенных или числовых выражений.


4тип. Задачи, условия которых допускают возможность «опровержения» верного решения синтаксическим или иным нематематическим способом.

Описанные разновидности провоцирующих задач не исчерпывают всего их многообразия. Эти упражнения позволяют сделать урок развивающим и показать детям, что математика – не только умение писать, считать и решать задачи, но и умение нестандартно мыслить, рассуждать, конструировать.

Эффективным средством, позволяющим раскрыться и самореализоваться ребенку в классе, является творческая работа детей. Творческие задания, при выполнении которых дети что-то придумывают, составляют, изобретают.

В книге «Ступеньки творчества» Б.П.Никитин пишет:

«Сущность творчества – в предугадывании результата правильно поставленного опыта, в создании усилием мысли рабочей гипотезы, близкой к действительности, в том, что математики называют математическим чутьем. Вот здесь-то и требуются особые качества ума, такие, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи и зависимости, закономерности и т.д.- все то, что в совокупности и составляет творческие способности».

Развивающие игры. Они создают своеобразный микроклимат для развития творческих сторон интеллекта. При этом разные игры развивают разные интеллектуальные качества: внимание, память, особенно зрительную, умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизаро –

вать материал; способность к комбинированию, т.е. умение создавать новые комбинации из имеющихся элементов, предметов; умение находить ошибки и недостатки; пространственное представление и воображение, способность предвидеть результаты своих действий.


В совокупности эти качества, видимо, и составляют то, что называется сообразительностью, изобретательностью, творческим складом мышления.

На уроках математики использую развивающие игры Б.Н.Никитина. «Сложи квадрат». Составь из предложенных восьми фигур один квадрат.

Составление конструкций из различных фигур способствует развитию пространственных представлений, мышления, внимания. Привлечение геометрического материала развивает логическое мышление.

«Сложи узор». С огромным желанием и интересом дети участвуют в игре «Сложи узор»: предлагаются 16 квадратов, из которых нужно составить узор. Узоры напоминают контуры различных предметов, картин.

В игре дети выполняют 3 вида заданий. Сначала учатся по узорам-заданиям складывать из квадратов точно такие же узоры. Затем решают обратную задачу: глядя на квадраты, рисуют узор, который они образуют. И, наконец, - придумывают новые узоры, каких еще нет в образцах, т.е. выполняют творческую работу.

Остановимся на развитии логического мышления. Опыт работы убеждает, что особый интерес у учеников вызывают логические задачи.

Одной из важнейших задач, стоящих перед учителем начальных классов, является развитие логики мышления, которая позволила бы детям строить умозаключения, приводить доказательства, высказывания, логически связанные между собой; делать выводы, обосновывая свои суждения, и, в конечном счете, самостоятельно приобретать знания.

Каждое логическое математическое задание содержит некоторый математический «секрет». Найти его – основная задача решающего. Для этого нужно найти закономерность (правило), по которой составлена первая часть задачи, так называемое условие задачи, и, применяя метод аналогии, решить вторую часть задачи. Решающему понадобятся не только знания, но и такие общие умения, как умения наблюдать, сравнивать, обобщать, проводить аналогии, делать выводы и обосновывать их. Логические задачи носят творческий характер и способствуют развитию интереса к математике, запоминанию интересных математических закономерностей.


Рассмотренные выше математические задания направлены на развитие творческой деятельности, в том числе исследовательских умений, что так необходимо при подготовке к переходу в основное звено. В моем классе с такими заданиями справляются ребята с выраженными математическими способностями. Для остальных детей даю задачи с обязательной опорой на схемы, чертежи, таблицы, ключевые слова. В итоге творческие задания по математике вызывают интерес и способствуют развитию ребенка, а мне помогают разнообразить приемы работы.

Математика имеет неограниченные возможности в развитии интеллекта, творчества. Эффективно развиваются различные стороны психической деятельности человека: внимание, воображение, фантазия, образное мышление.


























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Развитие творческих способностей младших школьников на уроках математики

Автор: Ермак Наталья Николаевна

Дата: 15.12.2014

Номер свидетельства: 144091

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(207) "Развитие творческих способностей младших школьников при организации проектно- исследовательской деятельности "
    ["seo_title"] => string(123) "razvitiie-tvorchieskikh-sposobnostiei-mladshikh-shkol-nikov-pri-orghanizatsii-proiektno-issliedovatiel-skoi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "212986"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1431961685"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Роль уроков математики в развитии творческих способностей  младших школьников."
    ["seo_title"] => string(83) "rol-urokov-matiematiki-v-razvitii-tvorchieskikh-sposobnostiei-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "287258"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1454441660"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "Игровые задания и упражнения для развития творческого мышления младших школьников"
    ["seo_title"] => string(88) "ighrovyiezadaniiaiuprazhnieniiadliarazvitiiatvorchieskoghomyshlieniiamladshikhshkolnikov"
    ["file_id"] => string(6) "297145"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1456149349"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"
    ["seo_title"] => string(86) "razvitiietvorchieskikhsposobnostieiuchashchikhsianaurokakhinformatikivnachalnoishkolie"
    ["file_id"] => string(6) "304791"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1457791468"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(174) ""Развитие творческих способностей учащихся на уроках музыки" (тема по самообразованию учителя)"
    ["seo_title"] => string(97) "razvitiietvorchieskikhsposobnostieiuchashchikhsianaurokakhmuzykitiemaposamoobrazovaniiuuchitielia"
    ["file_id"] => string(6) "267670"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450436449"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства