kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Роль уроков математики в развитии творческих способностей младших школьников.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ф.И.О. учителя:         Колесник Раиса Николаевна

Дата рождения:          15.09.65г       

Образование: высшее

(какое учебное заведение окончила):

Костанайский педагогический институт

Специальность по диплому: Педагогика и методика начального образования

Место работы:                       ГУ «Банновска средняя школа» ООРФ»

Занимаемая должность:        Учитель начальных классов

Квалификационная категория, дата присвоения:   Первая   

Роль уроков математики в развитии творческих способностей

младших школьников

В большинстве современных концепций в качестве основного личностного фактора творческой одаренности указывается позитивная Я – концепция, позволяющая человеку реализовать имеющийся у него творческий потенциал.

 Условием сознания и проявления ребенком  своей индивидуальности является принятие и поддержка взрослыми его эмоциональных проявлений.

Так как одним из обязательных условий является  безоценочность принятия ребенка и его безопасность, на своих уроках я стараюсь принимать все ответы детей, даже если они повторяются. Ведь, повторяя одно и то же, дети на самом деле предъявляют себя, а не повторяющиеся сведения. Для ребенка эти слова полны своего смысла, имеющего отношение только к нему: они могут выражать обладание этим знанием, иногда гордость за то, что он тоже это знает. Важно, что ребенок это произносит, то есть активизирует эти знания, или усваивает то, что узнал или сам проживает отношение, которое ему понравилось, когда отвечал другой ребенок. Восхищаюсь каждой идеей обучаемых. Ошибки использую как возможность по – новому, неожиданно взглянуть  на привычное. Описываю свои чувства, называю конкретные факты или детали, которые мне понравились. Часто употребляю слова: «молодец», «умница», «прекрасно», «восхитительно», «блестяще», «очень хорошо».

Развитие творческих способностей – мышление, чувства, воображение развиваются  учебными предметами, средствами математики, насыщенными развитием мысли, рождением чувств, возникновением воображения, которые имеют более высокую точность, глубину и всеохватность сравнительно с возрастными возможностями обучаемых. Развитие творческих возможностей мышления в обучении состоит в обеспечении возможностей творческого усвоения знаний во все более трудных, проблемных ситуациях. Характеризующихся раскрытием все более общих закономерностей и большими возможностями перехода от уже усвоенных знаний к новым.

Творческое усвоение знаний может достигаться с помощью создания проблемных ситуаций, обеспечения возможности « открытия» усваиваемых знаний, различных форм и методов исследовательского характера.

В основу проблемных ситуаций я закладываю разные противоречия, возникающие между необходимостью и невозможностью выполнить требования учителя. Обычно для создания противоречия даю обучаемым практическое задание, либо невыполнимое вообще, либо непохожее на предыдущее.

Так, например, изучая случаи сложения двузначных чисел с переходом через десяток, в серию заданий (выражения без перехода) включаю выражение 25+19. Оно вызывает у детей затруднение. Спрашиваю:

- Можете выполнить это задание?

(Этим вопросом я побуждаю своих учеников к осознанию противоречия.)

- Почему у вас  возникло затруднение?

(5 и 9 дает 14,а это больше 10.)

- Можете сформулировать тему урока?

(Если дети не могут сформулировать тему сами – помогаю им.)

Итак, проблема поставлена. Впрочем, решение ее (как и всех других) не беру на себя. Предлагаю детям самим обдумать решение, обсудить его в группе (или в парах). Более «слабые» ученики могут воспользоваться математическим набором и воспроизвести практическое действие под руководством учителя. Другие соединяют единицы и десятки стрелочками, кто–то производит вычислительные операции мысленно.

И вот она радость открытия:

- Я знаю!

Важным результатом подобной работы считаю:

1) в решении проблем участвуют все ученики класса;

2)механизм решения каждый открывает сам – это несколько продолжительнее  по времени, чем было бы мое объяснение, но зато уровень понимания и прочность усвоения гораздо выше.

Творческая деятельность ученика – центральное звено обучения; включает детей в поисковую (звристическую) деятельность – основной путь развития креативности мышления.

«Креативность, - пишет исследователь П.Торранс, - это значит копать глубже, смотреть лучше, нырять в глубину, проходить сквозь стены, зажигать солнце, приветствовать будущее».

Одной из актуальных проблем современного образования является – креативность мышления школьников. Во многом это обусловлено обострившимся противоречием между возрастающими потребностями человека, общества, цивилизации, отказе от стереотипных способов мышления.

Поэтому для организации обучения, при которой школьники активно вовлекаются в творческий процесс, где осуществляется познавательная деятельность через развитие креативности мышления, включающие в себя умение видеть проблему, беглость, гибкость, оригинальность, способность к синтезу и анализу, ощущение стройности организации идей, я использую следующие учебные задания.

1. Задания для развития гибкости мышления.

- вычленить проблему,

- составить план решения,

-сформулировать гипотезу (что послужило причиной изменения значений выражений в каждом столбике?)

- выбрать и обосновать способ решения.

Задумай свою взаимосвязь.

Подобные задания включаю в устный счет: « В семье 7 братьев, у каждого брата по сестре. Сколько в семье человек?» (8)

Развиваю у детей не только гибкость мышления, но и понимание взаимосвязей.

2.Задания для развития оригинальности.

- определить «правильность» условия задачи,

- придумать свою, необычную задачу,

-предложить совершенно иной способ решения данной задачи

3. Задания для развития беглости.

- выбрать удобный способ решения,

-найти несколько возможных решений,

-установить сходство и различие.

4.Задания для развития креативности мышления.

- сформулировать свои вопросы к заданию,

- определить, в чем заключается противоречие (в одном больше, в другом меньше),

-высказать свои критические замечания,

- оценить ответы одноклассников, исправить ошибки.

5. Задания для развития логического мышления.

-выбрать рациональное решение и довести  его до  логического окончания,

-определить, все ли данные задачи использованы при решении,

- установить, приняты ли  во внимание все понятия, содержащиеся в задаче.

6.Познавательные задания.

Включают в себя всю систему познавательных действий, начиная от действий, связанных с восприятием, запоминанием, осмыслением, и заканчивая операциями логического и творческого мышления.

Например:

- утверждаю, что 12 можно представить в виде двух одинаковых слагаемых,

- прочитайте: 1,2,3,4,5,6,7,8,9. Найди значение суммы всех чисел. Как это сделать рационально?  1+9,2+8,3+7,4+6, +5 = 45

- найди закономерность и дорисуй фигуру,

- что общего между цифрами 4,5,7 и буквами Г, Д, Ж. (порядковый номер)

7. Творческие задачи.

Задача – это начало, исходное звено познавательного, поискового и творческого процессов. Именно в ней выражается новое пробуждение мысли.

Обычно в школе решаются так называемые «закрытые» задачи, то есть имеющие точное условие, строгий алгоритм решения, единственно верный ответ. Жизнь же ставит перед человеком «открытые» задачи, имеющие довольно размытые, допускающие варианты условия (например: как найти работу?), а соответственно – разные пути решения.

Виды творческих задач.

1) Изобретательская задача.

« Вы хотите есть. На столе хлеб, а у стола голодный лев» «Как быть?»

- зажечь факел,

-бросить льву кость,

- а может это не животное, а человек с именем Лев.

2) Исследовательская задача.

« Почему работают часы без подзавода?»

3) Конструкторская задача.

«Придумать, как измерить периметр прямоугольника, тогда как дети не имеют о самом понятии «периметр» представление»

4) Прогностическая задача.

Предлагает анализ положительных или отрицательных последствий известных нам последствий.

(Вода, воздух, использование древесины и т.д.)

5)Задачи с достраиваемыми условиями.

Дети анализируют и сами  вводят некоторые данные и ограничения. Их можно использовать в разминках организованных в форме «мозгового штурма».

Хочу отметить, что, используя подобные задания системно, я вижу успешный результат обучения уже к концу учебного года. Дети легче и быстрее усваивают учебный материал, а главное не пропадает интерес к учебе, и всегда отрадно слышать от ребят: «А сегодня на уроке будут запутанные задания?»

Считаю, что систематическое решение творческих задач позволяет развивать у моих учеников креативность мышления, не утрачивая интерес к обучению и давать высокие показатели уровня знаний.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Роль уроков математики в развитии творческих способностей младших школьников.»






Ф.И.О. учителя: Колесник Раиса Николаевна

Дата рождения: 15.09.65г

Образование: высшее

(какое учебное заведение окончила):

Костанайский педагогический институт

Специальность по диплому: Педагогика и методика начального образования

Место работы: ГУ «Банновска средняя школа» ООРФ»

Занимаемая должность: Учитель начальных классов

Дата назначения на должность: 03.92 г.

Общий стаж трудовой деятельности: 30 лет

Педагогический стаж: 30 лет

Квалификационная категория, дата присвоения: Первая 2011 год

Курсы повышения квалификации: 2011 год, 2012 год





Роль уроков математики в развитии творческих способностей

младших школьнико

В условиях мощного потока информации, многообразия ее источников важно прививать школьникам умение выделять главное, самостоятельно находить необходимые сведения, оперативно перерабатывать научную информацию, использовать полученные знания в жизненных ситуациях. Творческий, преобразующий характер деятельности тесно связан с активностью и самостоятельностью индивида.

В большинстве современных концепций в качестве основного личностного фактора творческой одаренности указывается позитивная Я – концепция, позволяющая человеку реализовать имеющийся у него творческий потенциал.

Условием формирования положительной Я – концепции является осуществление работы с эмоциональным содержанием, то есть необходимо, чтобы человек признал собственные эмоциональные реакции как ценность и научился их выражать социально приемлемым способом.

Идея о необходимости развития творческой познавательной активности как важнейшем компоненте целостной личности имеет давнюю историю. Еще Сократ, высоко оценивая возможности каждого индивида к познанию, подчеркивал необходимость умелого руководства познавательной активностью и самостоятельностью обучаемых. Условием сознания и проявления ребенком своей индивидуальности является принятие и поддержка взрослыми его эмоциональных проявлений. Эта мысль получила дальнейшее развитие в трудах Я.А. Каменского, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинского и других.

Так как одним из обязательных условий является безоценочность принятия ребенка и его безопасность, на своих уроках я стараюсь принимать все ответы детей, даже если они повторяются. Ведь, повторяя одно и то же, дети на самом деле предъявляют себя, а не повторяющиеся сведения. Для ребенка эти слова полны своего смысла, имеющего отношение только к нему: они могут выражать обладание этим знанием, иногда гордость за то, что он тоже это знает. Важно, что ребенок это произносит, то есть активизирует эти знания, или усваивает то, что узнал или сам проживает отношение, которое ему понравилось, когда отвечал другой ребенок. Восхищаюсь каждой идеей обучаемых. Ошибки использую как возможность по – новому, неожиданно взглянуть на привычное. Описываю свои чувства, называю конкретные факты или детали, которые мне понравились. Часто употребляю слова: «молодец», «умница», «прекрасно», «восхитительно», «блестяще», «очень хорошо».

Развитие творческих способностей – мышление, чувства, воображение развиваются учебными предметами, средствами математики, насыщенными развитием мысли, рождением чувств, возникновением воображения, которые имеют более высокую точность, глубину и всеохватность сравнительно с возрастными возможностями обучаемых. Развитие творческих возможностей мышления в обучении состоит в обеспечении возможностей творческого усвоения знаний во все более трудных, проблемных ситуациях. Характеризующихся раскрытием все более общих закономерностей и большими возможностями перехода от уже усвоенных знаний к новым.

Творческое усвоение знаний может достигаться с помощью создания проблемных ситуаций, обеспечения возможности « открытия» усваиваемых знаний, различных форм и методов исследовательского характера.

В основу проблемных ситуаций я закладываю разные противоречия, возникающие между необходимостью и невозможностью выполнить требования учителя. Обычно для создания противоречия даю обучаемым практическое задание, либо невыполнимое вообще, либо непохожее на предыдущее.

Так, например, изучая случаи сложения двузначных чисел с переходом через десяток, в серию заданий (выражения без перехода) включаю выражение 25+19. Оно вызывает у детей затруднение. Спрашиваю:

- Можете выполнить это задание?

(Этим вопросом я побуждаю своих учеников к осознанию противоречия.)

- Почему у вас возникло затруднение?

(5 и 9 дает 14,а это больше 10.)

- Можете сформулировать тему урока?

(Если дети не могут сформулировать тему сами – помогаю им.)

Итак, проблема поставлена. Впрочем, решение ее (как и всех других) не беру на себя. Предлагаю детям самим обдумать решение, обсудить его в группе (или в парах). Более «слабые» ученики могут воспользоваться математическим набором и воспроизвести практическое действие под руководством учителя. Другие соединяют единицы и десятки стрелочками, кто–то производит вычислительные операции мысленно.

И вот она радость открытия:

- Я знаю!

Важным результатом подобной работы считаю:

1) в решении проблем участвуют все ученики класса;

2)механизм решения каждый открывает сам – это несколько продолжительнее по времени, чем было бы мое объяснение, но зато уровень понимания и прочность усвоения гораздо выше.

Творческая деятельность ученика – центральное звено обучения; включает детей в поисковую (звристическую) деятельность – основной путь развития креативности мышления.

«Креативность, - пишет исследователь П.Торранс, - это значит копать глубже, смотреть лучше, нырять в глубину, проходить сквозь стены, зажигать солнце, приветствовать будущее».

Одной из актуальных проблем современного образования является – креативность мышления школьников. Во многом это обусловлено обострившимся противоречием между возрастающими потребностями человека, общества, цивилизации, отказе от стереотипных способов мышления.

Поэтому для организации обучения, при которой школьники активно вовлекаются в творческий процесс, где осуществляется познавательная деятельность через развитие креативности мышления, включающие в себя умение видеть проблему, беглость, гибкость, оригинальность, способность к синтезу и анализу, ощущение стройности организации идей, я использую следующие учебные задания.

1. Задания для развития гибкости мышления.

- вычленить проблему,

- составить план решения,

-сформулировать гипотезу (что послужило причиной изменения значений выражений в каждом столбике?)

- выбрать и обосновать способ решения.

Задумай свою взаимосвязь.

Подобные задания включаю в устный счет: « В семье 7 братьев, у каждого брата по сестре. Сколько в семье человек?» (8)

Развиваю у детей не только гибкость мышления, но и понимание взаимосвязей.

2.Задания для развития оригинальности.

- определить «правильность» условия задачи,

- придумать свою, необычную задачу,

-предложить совершенно иной способ решения данной задачи

3. Задания для развития беглости.

- выбрать удобный способ решения,

-найти несколько возможных решений,

-установить сходство и различие.

4.Задания для развития креативности мышления.

- сформулировать свои вопросы к заданию,

- определить, в чем заключается противоречие (в одном больше, в другом меньше),

-высказать свои критические замечания,

- оценить ответы одноклассников, исправить ошибки.

5. Задания для развития логического мышления.

-выбрать рациональное решение и довести его до логического окончания,

-определить, все ли данные задачи использованы при решении,

- установить, приняты ли во внимание все понятия, содержащиеся в задаче.

6.Познавательные задания.

Включают в себя всю систему познавательных действий, начиная от действий, связанных с восприятием, запоминанием, осмыслением, и заканчивая операциями логического и творческого мышления.

Например:

- утверждаю, что 12 можно представить в виде двух одинаковых слагаемых,

- прочитайте: 1,2,3,4,5,6,7,8,9. Найди значение суммы всех чисел. Как это сделать рационально? 1+9,2+8,3+7,4+6, +5 = 45

- найди закономерность и дорисуй фигуру,

- что общего между цифрами 4,5,7 и буквами Г, Д, Ж.. (порядковый номер)

7. Творческие задачи.

Задача – это начало, исходное звено познавательного, поискового и творческого процессов. Именно в ней выражается новое пробуждение мысли.

Обычно в школе решаются так называемые «закрытые» задачи, то есть имеющие точное условие, строгий алгоритм решения, единственно верный ответ. Жизнь же ставит перед человеком «открытые» задачи, имеющие довольно размытые, допускающие варианты условия (например: как найти работу?), а соответственно – разные пути решения.

Виды творческих задач.

1) Изобретательская задача.

« Вы хотите есть. На столе хлеб, а у стола голодный лев» «Как быть?»

- зажечь факел,

-бросить льву кость,

- а может это не животное, а человек с именем Лев.

2) Исследовательская задача.

« Почему работают часы без подзавода?»

3) Конструкторская задача.

«Придумать, как измерить периметр прямоугольника, тогда как дети не имеют о самом понятии «периметр» представление»

4) Прогностическая задача.

Предлагает анализ положительных или отрицательных последствий известных нам последствий.

(Вода, воздух, использование древесины и т.д.)

5)Задачи с достраиваемыми условиями.

Дети анализируют и сами вводят некоторые данные и ограничения. Их можно использовать в разминках организованных в форме «мозгового штурма».

Хочу отметить, что, используя подобные задания системно, я вижу успешный результат обучения уже к концу учебного года. Дети легче и быстрее усваивают учебный материал, а главное не пропадает интерес к учебе, и всегда отрадно слышать от ребят: «А сегодня на уроке будут запутанные задания?»

Считаю, что систематическое решение творческих задач позволяет развивать у моих учеников креативность мышления, не утрачивая интерес к обучению и давать высокие показатели уровня знаний.

Литература

1. Начальная школа Казахстана №2 2006 г стр.4 – 8 «Особенности системного мышления учащихся начальной школы»

2. «Технологические карты и разноуровневые задания по математике». Вельгоша И.Н. 2003г Г.Костанай

3. Начальнаят школа Казахстана №4 2005 г стр17 – 21 «Игры как средство познавательной активности учащихся»

4. « Подготовка к олимпиадам. Развитие познавательного интереса. Задания разного уровня сложности». О.Н. Пупышева «Вако» 2007 г

5. Методические рекомендации «Использование нестандартных форм уроков при изучении математики в начальной школе» В.В. Щур г. Костанай 1995г

6. П. Торанс «Как развить творческое мышление у детей младшего возраста?» 2000г

7. «Практическая психология в начальной школе» Р.В. Овчарова ТЦ «Свера» 1996 г

8. «Справочник классного руководителя 1 -4 классы»

Н.И. Дереклеева «Вако» 2007 г

9. Популярное пособие для родителей и педагогов « Развивающие игры для младших школьников» Ярославль 2003 г

10. Математика «Дидактические материалы, методические рекомендации». Т.К. Жикалкина Издательский дом «Дрофа» 2000г

11. «Игровые занимательные задачи» З.А. Михайлова «Просвещение» 1990г

12. Республиканский научно – методический журнал «Преподавание в начальной школе». №4 2010г стр 48 – 50

13. Начальная школа Казахстана «Пути формирования познавательных интересов первоклассников». №3, 2008 г стр18 -24

14. Начальная школа Казахстана «Развитие познавательной деятельности учащихся на уроках математики» №5 стр 2009г стр 48 -53

15.Преподавание в начальных классах «Республиканский научно – методический журнал» №6 2010 г стр 47 – 48 « Особенности использования технологий развивающего обучения на уроках математики в начальной школе».

16.Б.П. Никитин «Ступеньки творчества или развивающие игры» «Просвещение» 1990 г

17.Начальная школа Казахстана «Новые подходы, преемственность, перспективы» Р.Р. Тушев №1 2006г

18. Республиканский научно – познавательный журнал «Преподавание в начальных классах» №5 2010 г стр 19 – 25 «Материал к урокам математики».

19.Начальная школа Казахстана «Учимся решать задачи» №2 2009 г стр 14-16

20. Начальная школа Казахстана «использование вспомогательных моделей при решении задач» №4 2009 стр 43

21. Начальная школа Казахстана «Индивидуальная работа с одаренными детьми». №2 2005 г стр29.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Роль уроков математики в развитии творческих способностей младших школьников.

Автор: Колесник Раиса Николаевна

Дата: 02.02.2016

Номер свидетельства: 287258

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "Игровые задания и упражнения для развития творческого мышления младших школьников"
    ["seo_title"] => string(88) "ighrovyiezadaniiaiuprazhnieniiadliarazvitiiatvorchieskoghomyshlieniiamladshikhshkolnikov"
    ["file_id"] => string(6) "297145"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1456149349"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "Формирование творческих компетентностей младших школьников на уроках и во внеурочное время "
    ["seo_title"] => string(106) "formirovaniie-tvorchieskikh-kompietientnostiei-mladshikh-shkol-nikov-na-urokakh-i-vo-vnieurochnoie-vriemia"
    ["file_id"] => string(6) "148291"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1419626219"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) ""Роль дидактической игры в системе обучения младших школьников" "
    ["seo_title"] => string(71) "rol-didaktichieskoi-ighry-v-sistiemie-obuchieniia-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "125303"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414948331"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) ""Развитие логического мышления младших школьников на уроках математики". "
    ["seo_title"] => string(82) "razvitiie-loghichieskogho-myshlieniia-mladshikh-shkol-nikov-na-urokakh-matiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "148221"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1419612339"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(174) ""Развитие творческих способностей учащихся на уроках музыки" (тема по самообразованию учителя)"
    ["seo_title"] => string(97) "razvitiietvorchieskikhsposobnostieiuchashchikhsianaurokakhmuzykitiemaposamoobrazovaniiuuchitielia"
    ["file_id"] => string(6) "267670"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450436449"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства