kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие памяти младших школьников в процессе обучения математике

Нажмите, чтобы узнать подробности

  1. Научная статья на тему "Развитие памяти младших школьников в процессе обучения математике",в которой разрботан комплекс математических игр,направленных на формирование памяти,этот комлекс должен использоваться в процессе обучения на уроках математике.

    Уроки математики помогают развитию памяти. В данной работе мы рассмотрим комплекс заданий, направленный на развитие памяти младших школьников.

    Было проведено исследование.   Гипотеза исследования: процесс развития памяти младших школьников в процессе обучения математике будет проходить быстрее и эффективнее, если разработать комплекс заданий, включающий в себя:

  2. математические слова;
  3. цепочки слов;
  4. игру «Повтори-ка!»;
  5. зрительный диктант;Итак, после проведения методик по изучению памяти младших школьников был сделан вывод: у большинства учеников уровень сформированности памяти средний. Это касается и группы А, и группы В. Нужно так же заметить, что в контрольной группе В на одного ребенка больше с высоким уровнем сформированности памяти. Комплекс проводился только с детьми группы А на протяжении 15 уроков математики. В начале каждого урока после устного счета детям давалось одно из заданий. На последних двух уроках использовались первые 4 задания, по два на каждом уроке.
  6. игру на развитие памяти

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие памяти младших школьников в процессе обучения математике »

Анкушева Алена Александровна, учитель начальных классов.

Научная статья на тему:

Развитие памяти младших школьников в процессе обучения математике

Память – это процессы запоминания, организации, сохранения, восстановления и забывания обретенного опыта, позволяющие повторно использовать его в деятельности или возвратить в сферу сознания.

Сюда же включается и способность человека запоминать математические объекты, понятия, отношения, рассуждения, действия и воспроизводить их в необходимый момент. Без достаточно развитой памяти не может быть успешного изучения математики.

Память лежит в основе способностей ребёнка и является условием учения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Есть дети, которые с трудом запоминают, но зато неплохо воспроизводят и долго хранят в памяти запомненную информацию. Это индивиды с развитой долговременной памятью. А есть, которые напротив, быстро запоминают, но зато также быстро забывают, то, что когда-то запомнили. У них более сильно развита кратковременная и оперативная виды памяти.

В процессе обучения одной из важных задач учителя является систематическая и целенаправленная работа по развитию памяти учащихся. Причем работа должна быть направлена не, просто на запоминание определенного количества фактов, а прежде всего на обучение приемам рационального запоминания с их должной мотивацией.

Уроки математики помогают развитию памяти. В данной работе мы рассмотрим комплекс заданий, направленный на развитие памяти младших школьников.

Было проведено исследование. Гипотеза исследования: процесс развития памяти младших школьников в процессе обучения математике будет проходить быстрее и эффективнее, если разработать комплекс заданий, включающий в себя:

  • математические слова;

  • цепочки слов;

  • игру «Повтори-ка!»;

  • зрительный диктант;

игру на развитие памяти

Методы исследования:

  1. Анализ теоретических источников.

  2. Наблюдение.

  3. Методики изучения уровня сформированности памяти.

  4. Психолого-педагогический эксперимент.

Количественная и качественная обработка данных.

В опытно-экспериментальной работе приняло участие 60 детей младшего школьного возраста, 30 из которых составили экспериментальную группу (А), а 30 – контрольную группу (В).

Опытно-экспериментальная работа проводилась в 3 этапа:

  1. Констатирующий.

  2. Формирующий.

  3. Контрольный.

Итак, после проведения методик по изучению памяти младших школьников был сделан вывод: у большинства учеников уровень сформированности памяти средний. Это касается и группы А, и группы В. Нужно так же заметить, что в контрольной группе В на одного ребенка больше с высоким уровнем сформированности памяти. Комплекс проводился только с детьми группы А на протяжении 15 уроков математики. В начале каждого урока после устного счета детям давалось одно из заданий. На последних двух уроках использовались первые 4 задания, по два на каждом уроке.

  1. В начале были использованы упражнения, рекомендованные С.И. Волковой и Н.Н. Столяровой для развития памяти младших школьников. При их выполнении заранее дается установка на запоминание и разъясняется ход дальнейших действий учащихся Математические слова.

Ученикам называется несколько слов: треугольник, отнять, восемь, столько же, пример, математика, четыре, получится. Учащихся должны запомнить из них как можно больше слов. При проверке один ученик называет слова, другие добавляют. Анализируя количество названных слов, выясняют причины запоминания одних и не запоминания других.

На уроках дети часто забывали называть слово «столько же». Это происходило от того, что для них очень сложно понять как это «столько же» (эту тему они проходили только через неделю после начала применения комплекса заданий). В дальнейшем при повторном выполнении этого задания дети смогли назвать все слова.

  1. Цепочка слов.

Детям зачитывается по три слова, связанных по смыслу: круг, треугольник, квадрат; плюс, минус, равняется; шесть, четыре, два и т.д. Затем снова произносится первое слово, а второе и третье слова называют учащиеся по одному или хором. При анализе подчеркивается, что слова, связанные по смыслу, запоминаются легче.

  1. Повтори-ка!

Учитель называет слово (например, пять). Ученик повторяет это слово и добавляет другое (пять, квадрат). Следующий ученик, перечислив ранее названные слова, добавляет свое (пять, квадрат, больше) и т.д. Тот, кто не сумеет повторить всех слов или перепутает их порядок, выбывает из игры. Побеждает тот, кто остается, т.е. у кого лучше память.

Эта игра проводилась иногда и после уроков на продленке. В результате количество учеников, сумевших правильно повторить все слова увеличилось с 5 до 9.

  1. Зрительный диктант.

В течение одной минуты детям показывается фигура. Учащиеся, в свою очередь, внимательно смотрят, прорисовывают в воздухе, стараясь запомнить очертание фигуры, чтобы затем точнее нарисовать в тетради или на листе бумаги. Результаты проверяются.





Эти фигуры предоставлялись детям в течение четырех дней. С каждой новой фигурой рисунки детей были точнее.

  1. Игра на развитие памяти

Школьникам предлагается посмотреть на рисунки и постараться их запомнить. Затем нарисовать их по памяти и рассказать, как они их запомнили. ( Рисунок просматривается не более 5 секунд, затем закрывается)



Итак, чтобы развить память младших школьников, был разработан комплекс заданий, который должен использоваться в процессе обучения математике.

Сравнив результаты проведенных методик на констатирующем и контрольном этапах эксперимента, получили, что на контрольном этапе детей с высоким уровнем сформированности памяти стало 6,что на 2 больше, чем на констатирующем этапе.

Количество детей с низким уровнем сформированности памяти на контрольном этапе уменьшилось на 4, что является хорошим показателем.

Что касается контрольной группы В, то результаты определения сформированности памяти у этих детей остались прежними.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что разработанный комплекс заданий, использованный в процессе обучения математике у экспериментальной группы А, помог развитию памяти младших школьников. Причем, процесс развития памяти проходил быстрее и эффективнее, чем в контрольной группе В, в которой комплекс заданий не использовался.

Значит, разработанный комплекс заданий, направленных на развитие памяти младших школьников в процессе обучения математике, действительно способствует быстрому и эффективному процессу развития памяти, что в свою очередь повышает общий уровень ее сформированности.






3



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Развитие памяти младших школьников в процессе обучения математике

Автор: Анкушева Алена Александровна

Дата: 22.01.2015

Номер свидетельства: 159523

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(212) "Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках математики как условие успешности обучения "
    ["seo_title"] => string(128) "aktivizatsiia-poznavatiel-noi-dieiatiel-nosti-mladshikh-shkol-nikov-na-urokakh-matiematiki-kak-usloviie-uspieshnosti-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "192981"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427549272"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «КАК ПОМОЧЬ МЛАДШИМ ШКОЛЬНИКАМ В ОБУЧЕНИИ?»"
    ["seo_title"] => string(60) "roditielskoiesobraniiekakpomochmladshimshkolnikamvobuchienii"
    ["file_id"] => string(6) "334177"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1465752140"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "«Активные технологии в развитии  творчества младшего школьника» "
    ["seo_title"] => string(70) "aktivnyie-tiekhnologhii-v-razvitii-tvorchiestva-mladshiegho-shkol-nika"
    ["file_id"] => string(6) "181807"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1425397644"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(210) "Комплекс заданий направленный на формирование представлений о зависимости между величинами у младших школьников"
    ["seo_title"] => string(123) "komplieks-zadanii-napravliennyi-na-formirovaniie-priedstavlienii-o-zavisimosti-miezhdu-vielichinami-u-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "311380"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1459187019"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) ""Роль дидактической игры в системе обучения младших школьников" "
    ["seo_title"] => string(71) "rol-didaktichieskoi-ighry-v-sistiemie-obuchieniia-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "125303"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414948331"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства