~~Роль диактической игры в системе обучения младших школьников
В педагогической литературе многими педагогами уже не раз говорилось о том, как важно активно и целенаправленно формировать интересы, потребности личности. Большая роль в духовном развитии личности, в развитии интересов, конечно, принадлежит школе. Многообразны пути целенаправленного воздействия на личность школьника, на формирование его нравственных чувств, творческих способностей. Необходимо заботиться об интересном, содержательном процессе обучения и разумном, активном отдыхе.
Игра – это та форма деятельности детей, которую они охотнее всего принимают и больше всего любят. Роль дидактической игры в системе обучения младших школьников.
Введение
В педагогической литературе многими педагогами уже не раз говорилось о том, как важно активно и целенаправленно формировать интересы, потребности личности. Большая роль в духовном развитии личности, в развитии интересов, конечно, принадлежит школе. Многообразны пути целенаправленного воздействия на личность школьника, на формирование его нравственных чувств, творческих способностей. Необходимо заботиться об интересном, содержательном процессе обучения и разумном, активном отдыхе.
Игра – это та форма деятельности детей, которую они охотнее всего принимают и больше всего любят. В детском возрасте игра – это норма и ребенок должен всегда играть, даже когда делает серьезное дело. В игре испытываются возможности, просыпаются дремавшие до поры силы, способности получают мощный стимул к развитию. Игра, органически присущая детскому возрасту, при умелом руководстве со стороны взрослого способна творить чудеса. Ленивого может сделать трудолюбивым, незнайку знающим, неумелого – умельцем. Помогает включить в активную деятельность детей замкнутых и застенчивых. Словно волшебная палочка, игра может изменить отношение детей к тому, что кажется им порой слишком обычным и скучным.
В школьном возрасте игра становится более сложной, т.к. ребенок находится во власти не только своей фантазии, но все шире вступает в малознакомый ему мир другого человека, стремится понять его. Игра начинает приобретать для школьника более осознанный характер, становясь реальным и самым доступным средством познания мира, утверждения в нем себя. С поступлением в школу ребенка доминирующей становится учебная деятельность, и характер его деятельности резко меняется. Игра отодвигается на второй план учебой; кроме школьных уроков надо выполнять еще домашнее задания. Удивляются родители: «Он так рвался в школу! Почему же теперь он не хочет учиться?» Одна из основных причин – это несформированность интеллектуальных навыков, отсутствие психологической готовности ребенка к процессу обучения, к школе. Поэтому вовлекать его учебный процесс надо с помощью игры, необходимо поддерживать интерес ребенка к учебе. Учиться без увлечения невозможно, т.к. это будут лишь механические действия детей на уроке. Исследователями экспериментально проверено и убедительно доказано резкое возрастание интереса у детей к учебным действиям, если они включаются в игровую ситуацию. Учебные задачи становятся для учащихся более доступными, общая продуктивность деятельности заметно повышается, дети проявляют активность, находчивость, сообразительность, что способствует быстрому и легкому усвоению знаний.
Если на уроке будет присутствовать живой, активный дух детства, т.е. будут решаться головоломки, ребусы, будут проводиться викторины и конкурсы, то от этого процесс усвоения знаний будет только выигрывать.
Можно также сказать, что игры детей окупаются золотом самой высокой пробы, ибо воспитывают и развивают в ребенке целостно милосердие и память, честность и внимание, трудолюбие и воображение, справедливость, наблюдательность – словом все, что составляет богатство человеческой личности.
Игра может быть тихой и шумной, озорной и веселой, умной и нелепой, которая в детстве увлекает и радует, заполняет все свободное время, является для ребят делом чрезвычайно важным.
Со времен эпидемии оспы, черной чумы, других инфекционных болезней человечество не было подвержено еще такому массовому и всеобщему «заболеванию», которое не признает никаких границ, не поддается никаким прививкам и блокадам, перед которым медицина бессильна. «Заболеванию» носящему научное название – Игра.
Миллионы людей проходили в игре школу жизни, познавали окружающий мир, учились человеческим отношениям.
Игра – вечный спутник детства. Досадно, что она порой становится редкой гостьей в домах, является падчерицей в школе – на уроках, даже на переменах. Как ни странно, взрослые, забывшие свое детство, в том числе и многие родители и педагоги, стараясь, как можно скорее обогатить ребенка, стремятся рывками перевести путевые стрелки детства в мир взрослости. Даже сам переход от тонкого и нежного бытия дошкольника к строгому, обязательному дисциплинированному бытию школьника часто идет без промежуточного моста в виде игры – учения.
И начинается:
Сиди прямо.
Руки на парту
Не отвлекайтесь, начинаем решать задачу…
А ребенок смотрит в окно на счастливцев, которые запускают воздушного змея. Детство многое теряет, если из него уходит «вечный двигатель» творчества, активной деятельности, самопознания, самовыражения.
Игра – это сотворение собственного мира, в котором можно установить для себя законы, отдаться мечте и радостям.
Игра имеет огромное образовательное значение. Интересная игра повышает умственную активность ребенка и может решить более трудную задачу на занятии. Это можно считать серьезным основанием для широкого использования игры в организации процесса обучения. Но это не значит, что занятия должны проводиться только в форме игры. Обучение требует разнообразных методов. Игра – один из них и она дает хорошие результаты только в сочетании с другими: наблюдениями, беседами и т.д.
Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях. Благодаря играм дети учатся доверять самим себе и всем людям, распознавать, что следует принять, а что отвергнуть в окружающем мире. Уже поэтому удлинение детства в играх есть великое завоевание цивилизации, есть возможность, говоря словами польского гения, одного из лучших терапевтов Европы, писателя с мировым именем, педагога и психолога Януша Корчака, «отыскать себя в обществе, себя в человечестве, себя во Вселенной»
Уже поэтому в игровом мироощущении детей присутствует истина более глубокая, чем в рассудочном взгляде на мир. Игры любимы и жизненно необходимы детям, потому что служат, прежде всего, посредником между миром ребенка и внешним миром.
Сущность, структура и функции дидактической игры. Значение дидактической игры в системе обучения младших школьников.
Игра должна соответствовать знаниям, которыми располагают играющие, в этом случае легко определить какую игру надо давать учащимся того или иного класса.
Интерес к играм, решение задач, требующих напряжение мысли, появляется не всегда и не у всех детей сразу, и поэтому предлагать такие игры надо постепенно, не оказывая давления на детей. При применении дидактических игр следует соблюдать принцип от простого к сложному. Но зато, когда ребенку удается осилить задание, преодолеть первые трудности, он испытывает большую радость и готов перейти к более сложной игре. У него появляется вера в свои силы, развивается «умственный аппетит», а это значит. Что цель таких игр достигнута.
Обязательными компонентами игры являются: правила, игровой замысел, компонент и результат.
Таким образом, обязательными структурными элементами игры являются:
Обучающая дидактическая задача.
Игровые действия.
Правила.
Игровой замысел.
Оборудование.
Результат.
Игровой замысел – первый структурный компонент – выражен, как правило, в названии игры. Он заложен в той дидактической задаче, которую надо решить в учебном процессе. Игровой замысел часто выступает в виде вопроса, как проектирующего ход игры, или в виде загадки. В любом случае он придает игре познавательный характер, предъявляет участникам определённые требования в отношении знаний.
Дидактическая задача – является следующим структурным компонентом дидактической игры. Для выбора игры необходимо знать уровень подготовленности школьников, т.к. в играх они должны оперировать уже имеющимися знаниями и представлениями. Иначе говоря, определяя дидактическую задачу, надо прежде всего иметь в виду, какие знания и представления должны усваиваться, закрепляться детьми, какие умственные операции в связи с этим должны развиваться, какие качества личности детей можно формировать средствами этой игры (наблюдательность, активность и.т.д.)
В каждой дидактической игре своя обучающая задача, что отличает одну игру от другой. При определении дидактической задачи следует избегать повторений в содержании, трафаретных фраз (развивать внимание, память, мышление) Как правило, эти задачи решаются в каждой игре, но в одних играх надо больше внимания уделять развитию памяти, в других – внимания, а в третьих – мышления.
Каждая дидактическая игра имеет свои правила. Основная цель правил игры – организовать действия, поведение детей. Правила могут запрещать, разрешать, предписывать, делать игру занимательной, напряженной.Соблюдение правил в игре требует от детей определенных усилий воли, умения общаться, преодолевать отрицательные эмоции, проявляющиеся из – за неудачного результата. Важно, определяя правила игры, ставить детей в такие условия, при которых они получали бы радость от выполнения задания. Используя дидактическую игру через ее правила и действия у детей формируют доброжелательность и выдержку.
Существенной стороной дидактической игры являются игровые действия. Игровые действия составляют основу дидактической игры – без них невозможна сама игра. Игра отличается от игровых упражнений тем, что выполнение в ней игровых правил направляется, контролируется игровыми действиями: поднятие карточек, передвижение фишек.
Основой дидактической игры, которая пронизывает собой ее структурные элементы, является познавательное содержание. Оно заключается в усвоении тех знаний и умений, которые применяются при решении учебной проблемы, поставленной игрой.Дидактическая игра имеет определенный результат, который является финалом игры и придает игре законченность. Он выступает, прежде всего, в форме решения поставленной учебной задачи и дает школьникам моральное и умственное удовлетворение.
Для учителя результат игры всегда является показателем уровня достижений учащихся или в усвоении знаний, или в их применении. Все структурные элементы дидактической игры взаимосвязаны между собой и отсутствие основных из них разрушает игру. Без игрового замысла и игровых действий, без организующих игру правил, дидактическая игра или невозможна, или теряет свою специфическую форму, превращается в выполнение указаний, упражнений. Сочетание всех элементов игры и их взаимодействие повышает организованность игры, ее эффективность, приводит к желаемому результату.
Дидактическая игра – это признанный метод обучения и воспитания, обладающий образовательной, развивающей, воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве. Она направлена на развитие у детей раннего возраста мышления, воображения, внимания и т.д.
В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, стремиться к знаниям. Увлекшись, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные дети включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.
Игровой характер при проведении уроков должен иметь определенную меру. Превышение этой меры может привести к тому, что дети во всем будут видеть только игру.
В процессе игры учащиеся должны грамотно проводить свои рассуждения, речь их должна быть правильной, четкой, красивой и краткой.
Игру нужно закончить на данном уроке, получить результат.
Только в этом случае она сыграет положительную роль.
Игра является средством умственного развития. Чтобы понять замысел, усвоить игровые действия и правила, нужно активно выслушать и осмыслить объяснение учителя. Решение задач поставленных играми, требует сосредоточенного внимания, активной мыслительной деятельности, выполнение сравнения и обобщения.
Дидактическая игра снимает утомляемость, поддерживает внимание. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения.
Дидактическая игра увлекает, заставляет задуматься и проявить инициативу. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение.
Игра является определяющим фактором активизации познавательной деятельности. Она положительно влияет на повышение качества знаний, умений и навыков.
Литература
Аникеева Н.П., Воспитание игрой. – М., 1991
Бондаренко А.К., Дидактическая игра в детском саду. – М.,1991
Жикалкина П.К., Игровые и занимательные задания по математике. – М., 198
Коваленко В.Г., Дидактические игры на уроках математики. М., 1990
Менджерицкая Д.В., Воспитателю о детской игре. – М., 1982
Минскин Е.М., От игры к знаниям. – М., 1982
Минскин Е.М., Игры и развлечения в группе продленного дня М.,1985
Сорокина А.И., Дидактическая игра в детском саду. – М.,1982
Шмаков С.А., Игры – шутки, игры – минутки. – М., «Новая Школа» 1993
Автор материала: Шестакова Ольга Васильевна