Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках математики как условие успешности обучения
Математика в начальных классах является основным учебным предметом. Младшие школьники усваивают систему важнейших математических понятий, овладевают умениями и навыками в области счета, письма, речи, без чего невозможно успешное обучение в школе.
В связи с тем, что приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала, актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий.
Современное содержание математического образования направлено главным образом на интеллектуальное развитие младших школьников, формирование культуры и самостоятельности мышления.
Проблемы активизации познавательной деятельности школьников на сегодняшний день приобретают всё большую актуальность. Этой теме посвящено множество исследований в педагогике и психологии. И это закономерно, т.к. учение - ведущий вид деятельности школьников, в процессе которого решаются главные задачи, поставленные перед школой: подготовить подрастающее поколение к жизни, к активному участию в научно-техническом и социальном процессе. Общеизвестно, что эффективное обучение находится в прямой зависимости от уровня активности учеников в этом процессе.
Как известно, знания, полученные без интереса, не становятся полезными. Поэтому одной из труднейших и важнейших задач дидактики как была, так и остается проблема воспитания интереса к учению.
Познавательный интерес, как и мотив деятельности школьника, развивается и формируется в деятельности и, прежде всего, в учении.
Управление активностью учащихся традиционно называют активизацией.
Главная цель активизации- формирование активности учащихся, повышение качества учебно- воспитательного процесса.(2 слайд)
"Предмет математики настолько серьезен, что полезно, не упускать случая, сделать его немного занимательным " - сказал Б.Паскаль.(3 слайд)
Я в своей практике использую различные приемы активизации познавательной деятельности.
Это разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность учащихся.
На уроках я создаю ситуации, в которых учащиеся сами: (4слайд)
Отстаивают своё мнение;
Принимают участие в дискуссиях и обсуждениях;
Задают вопросы друг другу и учителю;
Анализируют ответы друг друга;
Оценивают ответы (самопроверка, взаимопроверка);
Консультируют по отдельным вопросам своих одноклассников;
Самостоятельно выбирают разноуровневые задания;
Находят несколько вариантов решения проблемы;
Выбирают вариант оценивания (тренировочная доска);
Нахождение “ошибкоопасных мест”.
Я убедилась в том, что наилучшее иллюстрирование заставляет ученика применить рассуждение, т.е. логические средства исследования, способствующие развитию мыслительных операций. Достаточная подготовленность к мыслительной деятельности снимает психологические нагрузки в учении, предупреждает неуспеваемость.
Мышление базируется на знаниях ребенка. В своей работе использую задания на развитие мышления, которые мы успешно выполняем на уроках математики с учащимися: задачи на смекалку, кроссворды, ребусы.
Проблемное обучение позволяет формировать познавательные интересы учащихся. В проблемном обучении на общее обсуждение ставится вопрос - тема. Средством создания любой проблемной ситуации в учебном процессе является учебные проблемы (проблемная задача, проблемное задание, проблемный вопрос). Каждая учебная проблема подразумевает противоречие. Я считаю, что именно противоречие между познавательными и практическими задачами, которые выдвигаются самим ходом обучения, и наличным уровнем знаний, умений и навыков учащихся, уровнем их умственного развития, служит движущей силой обучения.
Урок математики в 3 классе.
Тема: Распределительное свойство умножения.
Цель: сформировать представление о распределительном свойстве умножения и способности к выполнению на его основе внетабличного умножения.
Тип урока :комбинированный. Изучение нового материала..
Найдите площадь данного прямоугольника
-Как найти площадь прямоугольника?
-Как двумя способами можно вычислить площадь прямоугольника, если он состоит из двух маленьких . ( решение задачи двумя способами у доски)
-Посмотрите внимательно на выражения, которыми мы записали решение задачи, что заметили?
-Какой вывод можно сделать?
-Проверим правильность нашего вывода. Откроем учебник и зачитаем правило.
-Запишем это свойство с помощью букв.
-Какие свойства умножения и сложения знаете? Соедините линиями соответствующие законы сложения и умножения.
- Для чего мы изучаем свойства сложения и умножения? Нужны ли были они мореплавателям?
В своей работе, при обучении учащихся, большое внимание уделяю нестандартным задачам на построение цепочки логических рассуждений. Решение таких задач учащиеся
легко отыскивают с помощью составление таблицы или схемы. Задания вызывают у детей большой интерес. А ведь именно интерес должен лежать в основе обучения младшего школьника.
Магазин получил со склада 1000 линеек. Одни из них имеют длину 20 см, а другие 0-30см. Общая длина линеек 220 м. Сколько 20 сантиметровых линеек получил магазин?
Решение:
20см*1000=20000см=200м- была бы общая длина линеек, если бы все они были 20-сантиметровыми
220-200+20м- лишняя общая длина потому, что есть 30-сантиметровые линейки
30-20=10 см - на столько 30-сантиметровая линейка длиннее 20- сантиметровой
20м :10см=2000см:10см=200шт-30-сантиметровых линеек
1000-200=800 шт.
Большое место в системе заданий отвожу также и заданиям на развитие памяти у учащихся. В курсе математики разработана система содержательно-логических заданий, направленная на развитие зрительной, слуховой, наглядно-образной и словесно-логической памяти у детей. В задания на развитие произвольной памяти в свою работу я включаю такие игры, как "Запомни математические термины”, "Цепочка слов”, "Лишнее слово”
Так же стремлюсь как можно чаще применять уроки с использованием ИКТ. Например «Меры длины», Периметр прямоугольника», А так же различные тренажеры для устного счета с использованием мультимедийных технологий.
Познавательный интерес носит поисковый характер. Под его влиянием у младшего школьника постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. При этом поисковая деятельность школьника совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи. Познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов - мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность.
Я учитываю индивидуальные линии развития и обучения каждого ученика
Мои ученики принимают активное участие в школьных, городских математических конкурсах , олимпиадах .
По итогам первых двух триместров имеем такие результаты:
Уровни сформироаванности УУД по результатам входной и промежуточной контрольных
работ.
| Уровни сформированности УУД |
| Личностные | Регулятивные | Предметные |
| в | с | н | в | с | н | в | с | н |
Входная к/р | 94% | 6% | | 69% | 10% | 21% | 5% | 60% | 35% |
Промежуточная к/р | | 100% | | | 90% | | 10% | 65% | 45% | |
В этом году всем классом участвовали в мониторинге математической подготовки учащихся начальной школы, который проводили организаторы международного математического конкурса-игры «Кенгуру».
Уровень математической подготовки учащихся оценивался по следующим параметрам:
Программные знания и умения | Ср. данные по классу | Общее развитие | Ср. данные по классу |
Чтение, запись и сравнение чисел | 95,5% | Внимательность | 74,5% |
Арифметические действия | 87,7% | Основы логического мышления | 64,8% |
Именованные величины | 94,5% | Установление последовательности действий | 50% |
Решение текстовых задач | 78,2% | Базовые навыки | 90,4% |
Понимание математического языка | 85,5% | Вопросы повышенной сложности | 35% |
Геометрические фигуры | 50% | Опережающее развитие | 69,1% |
Программный курс по математике усложняется, очень часто говорят о том, что ученик не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь. Но часто на практике мы сталкиваемся с тем, что факелы только тлеют, а сосуды упорно наполняются. Чтобы научить детей думать, открывать, изобретать, учитель должен очень много придумывать, изобретать и открывать. Факелы зажигаются только при условии активной творческой деятельности самого учителя.
Я предложила те средства активизации познавательной деятельности учащихся, которые я применяю на своих уроках.
Но самым главным разочарованием для меня до сих пор является тот факт, что среди моих учеников встречаются такие, в ком я, как ни стараюсь, не могу зажечь искру желания к работе, развить познавательную мотивацию, интерес к предмету. Это заставляет меня находиться в постоянном поиске методов организации деятельности учащихся на уроке.