«ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
«ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
Развитие основ умения учиться (формирование универсальных учебных действий) определено федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) и является одной из важнейших задач образования. Новые специальные запросы определяют следующие цели образования: общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, решение ключевой педагогической задачи «научить учиться».
Введение компетенций в нормативную и практическую составляющую образования позволяет решать проблему, типичную для российской школы, когда ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных жизненных задач или проблемных ситуаций.
Компетентностный подход предполагает не усвоение учеником отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе. В связи с этим меняется, точнее, по- иному определяется система методов обучения. В основе отбора и конструирования методов обучения лежит структура соответствующих компетенций и функции, которые они выполняют в образовании. Образовательная компетенция – требование к образовательной подготовке, выраженное совокупностью взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально значимой продуктивной деятельности.
«Строительство» ключевых компетенций «закладывается» в образовательный процесс посредством различных технологий, в том числе и методом проектов.
Главная идея проектной деятельности состоит в том, что лишь та деятельность выполняется учеником с большим увлечением, которая выбрана им самостоятельно. Именно проектная деятельность позволяет сместить акцент с процесса пассивного накопления учеником суммы знаний на овладение им различными способами деятельности в условиях доступности информационных ресурсов, что способствует активному формированию творческой личности, способной решать нетрадиционные задачи в нетрадиционных условиях.
Принципиальное отличие проекта от других форм организации совместной учебной деятельности – детская инициатива: ребенок начинает действовать по собственному внутреннему побуждению и вносить в совместную деятельность изменения, которые становятся критерием субъектного действия ученика. Но главный результат – это то, что в процессе проектно-исследовательской деятельности школьник учится вести наблюдения, ясно и коротко излагать свои мысли, выделять главное, отстаивать свою точку зрения, делать выводы; работать со справочной литературой, словарями; предоставлять результаты в виде публичного выступления.
Реализация такого подхода в педагогической практике учителя начальных классов - необходимое условие достижения современного качества образования. Особенно актуально это в условиях реализации ФГОС второго поколения. Считаю, что мой опыт в полной мере обеспечивает получение учащимися на уроках и во внеурочной деятельности опыта продуктивной деятельности, что является основным условием формирования ключевых компетенций.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»»
Доклад на тему : «ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
Выполнила : учитель начальных классов
МОУ «Начальная школа – детский сад
№ 24 «Солнышко»
Штукина Елена Теодозьевна
Тутаев 2015 г.
«ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
Современная начальная школа не может оставаться в стороне от процессов модернизации образования, происходящих сегодня во всем мире, в том числе и в России. Наша новая школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования.
Для учителя – это переход от передачи знаний к созданию условий для активного познания и получения детьми практического опыта. Для учащихся – переход от пассивного усвоения информации к активному ее поиску, критическому осмыслению, использованию на практике. Главной проблемой учителя является «поиск средств и методов развития образовательных компетенций учащихся как условие, обеспечивающее качественное усвоение программы». К таким методам можно отнести метод проектов, который не является принципиально новым в педагогической практике.
Развитие основ умения учиться (формирование универсальных учебных действий) определено Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) и является одной из важнейших задач образования. Новые специальные запросы определяют следующие цели образования: общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, решение ключевой педагогической задачи «научить учиться».
Введение компетенций в нормативную и практическую составляющую образования позволяет решать проблему, типичную для российской школы, когда ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных жизненных задач или проблемных ситуаций.
Компетентностный подход предполагает не усвоение учеником отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе. В связи с этим меняется, точнее, по- иному определяется система методов обучения. В основе отбора и конструирования методов обучения лежит структура соответствующих компетенций и функции, которые они выполняют в образовании. Образовательная компетенция – требование к образовательной подготовке, выраженное совокупностью взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально значимой продуктивной деятельности.
«Строительство» ключевых компетенций «закладывается» в образовательный процесс посредством различных технологий, в том числе и методом проектов.
Метод проектов как средство формирования ключевых компетенций.
Формирование конкурентоспособной личности начинается уже в начальной школе, а может быть еще и раньше. Специфика воспитания такой личности в младшем школьном возрасте в условиях реализации современного образования заключается в следующем: нам нужны деятельностные формы и методы обучения, т.е. групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные. Именно с их помощью можно решить важнейшие задачи, которые выдвигает перед образованием современная действительность:
- развить у учащихся самостоятельность и ответственность;
- сформировать умение отстаивать свои права;
- развить способность к созидательной деятельности;
- воспитать толерантность, терпимость к чужому мнению, умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.
Поэтому нашей целью является создание условий на первой ступени обучения для реализации компетентностного подхода через использование метода проектов.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему.
Главная идея проектной деятельности состоит в том, что лишь та деятельность выполняется учеником с большим увлечением, которая выбрана им самостоятельно. Именно проектная деятельность позволяет сместить акцент с процесса пассивного накопления учеником суммы знаний на овладение им различными способами деятельности в условиях доступности информационных ресурсов, что способствует активному формированию творческой личности, способной решать нетрадиционные задачи в нетрадиционных условиях.
Проектное обучение позволяет реализовать следующие цели обучения:
Способствовать повышению личной уверенности у каждого участника процесса, его самореализации и рефлексии.
Развивать осознание значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, развитие коммуникабельности.
Развивать исследовательские умения.
Использование проектной деятельности решает сразу несколько задач в сфере обучения и воспитания:
- каждый ученик может проявить себя как творческая личность;
- каждый ученик включен в деятельность, которая ему «по душе»;
-добывание знаний детьми строится на принципах проблемного обучения;
-у учащихся развиваются навыки самостоятельной работы в мыслительной и волевой сферах;
- работа над проектом воспитывает целеустремленность, инициативность;
- фундаментальные знания связываются с эмоциональной памятью, что исключает возможность забывания.
Кроме того, исключается «бесперспективность» обучения. Школьников не удовлетворяет далекая перспектива учения: заниматься, чтобы готовиться к взрослой жизни. Они хотят получить практический результат от учебы сейчас, а не через далекие годы. А результат любого проекта именно реальный продукт, что подтверждает функцию положительной мотивации проектной деятельности.
Метод проектов - это метод обучения, предполагающий постановку самими учащимися значимой и интересной для них проблемы (не просто темы, а именно проблемы), которую необходимо решить, получив конкретный, «осязаемый» результат. Таким образом, именно такое обучение и будет способствовать развитию личности, вести развитие за собой.
В результате использования метода проектного обучения у учащихся развиваются такие компетенции, как:
- коммуникативная, так как ученик в процессе изготовления «продукта» деятельности постоянно взаимодействует с другими участниками проекта, высказывает свою точку зрения, аргументировано доказывает свое мнение, учиться слушать и уважать чужое мнение;
- информационная, так как учащиеся учатся самостоятельно находить, анализировать и отбирать различные виды информации;
- социальная (в ходе использования групповой формы учащиеся учатся работать в команде, приобретают навыки работы в группе);
- продуктивная – способность создать свой собственный продукт, что является обязательной целью проектного обучения, принимать решения и нести за них ответственность.
Формирование ключевых компетенций младших школьников, а в рамках
ФГОС НОО – формирование универсальных учебных действий.
1) Формирование коммуникативной компетенции в сотрудничестве. Умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнёров.
Способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать.
Умение выступать перед аудиторией, высказывать своё мнение, отстоять свою точку зрения. В рамках стандартов – это блок коммуникативных УУД).
2) Формирование умения работать с информацией (информационные компетенции) Сбор, систематизация, хранение, использование информации – в стандартах 2 поколения - блок познавательных УУД.
3) Формирование учебно-познавательных компетенций, способности к организации деятельности и управлению ею: формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество, принимать решения; формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования времени; - в контексте ФГОС 2 поколения - это блок регулятивных УУД. Остановимся на формах работы, которые помогают формировать компетенции.
Компетенции
Виды деятельности
Учебно-познавательные компетенции.
Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки.
1. Проведение экспериментов.
2. Конспектирование.
3. Работа с учебником.
4. Фотографирование объектов.
5. Работа над рефератом.
6. Участие в экскурсии.
7. Изготовление приборов.
Информационные компетенции (ИКТ).
Навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Владение современными средствами информации и информационными технологиями (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет). Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача.
1. Поиск информации в библиотеке.
2. Поиск информации в электронных энциклопедиях.
3. Поиск информации в школьной медиатеке.
4. Использование информации из Интернета.
5. Создание презентации.
6. Создание буклета.
Коммуникативные компетенции.
Знание способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др.
1. Участие в обсуждении вопросов семинаров, конференций.
2. Выступление на конференции.
3. Выступление с сообщением.
4. Взаимоконтроль
5. Участие в дискуссии.
6. Участие в анкетировании.
7. Собеседование.
Такие формы работы обеспечивают реализацию деятельностного подхода в процессе обучения. На этой основе формируются компетенции личностного самосовершенствования. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом. Ученик овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения.
В проектную деятельность необходимо включать школьников постепенно, начиная с первого класса. Вначале – это доступные творческие задания, выполняемые на уроках обучения грамоте (например, создание книжки - азбуки), окружающего мира (Книжка-малышка «Моя семья»), трудового обучения и в форме коллективных творческих дел, проводимых во внеурочное время. А уже в 3-4 классах учащиеся с большим интересом выполняют довольно сложные проекты, под руководством учителя проводят и индивидуальные и коллективные научные исследования, в которые могут быть включены результаты проектно-исследовательской работы каждого ученика.
Принципиальное отличие проекта от других форм организации совместной учебной деятельности – детская инициатива: ребенок начинает действовать по собственному внутреннему побуждению и вносить в совместную деятельность изменения, которые становятся критерием субъектного действия ученика. Но главный результат – это то, что в процессе проектно-исследовательской деятельности школьник учится вести наблюдения, ясно и коротко излагать свои мысли, выделять главное, отстаивать свою точку зрения, делать выводы; работать со справочной литературой, словарями; предоставлять результаты в виде публичного выступления. Очень важно, что метод проектов может быть реализован при соблюдении таких условий , как:
1) наличие темы, проблемы важной и интересной для ученика;
2) совместная распределенная деятельность младших школьников друг с другом, с родителями, учителем;
3)обязательное представление, презентация достигнутых результатов. Педагогическая значимость метода проектов состоит в том, что: 1) метод проектов выводит педагогический процесс из стен детского учреждения в окружающий мир, природную и социальную среду, открывает возможности формирования собственного жизненного опыта ребенка по взаимодействию с окружающим миром;
2) метод проектов дает возможность изменить характер учебной деятельности детей: из репродуктивной она превращается в поисковую и творческую; прежний подход, когда учитель объясняет, а ученик слушает, запоминает, воспроизводит, заменяется подходом, когда ученик сам познает, открывает, осмысливает и применяет полученные знания;
3) метод проектов позволяет детям экспериментировать, осуществлять пробное самостоятельное действие, предъявлять результаты – продукт; ребята получают возможность самореализации в конкретном деле, они не только слушают и смотрят, но и действуют: мастерят, рисуют, конструируют, составляют задачи, кроссворды, пишут доклады, стихи, сценарии, участвуют в инсценировках;
4) метод проектов – педагогическая технология, актуализирующая субъектную позицию ребенка в педагогическом процессе; метод, идущий от детских потребностей и интересов, возрастных и индивидуальных особенностей;
5) метод проектов позволяет ребенку проявить учебную инициативу и самостоятельность, использовать в нестандартной, новой ситуации знания и умения из разных образовательных областей;
6) метод проектов позволяет учителю выявить уровень личностного отношения школьников к учебному труду; их умение работать в коллективе и способность активно действовать и брать на себя ответственность за качество выполненной работы.
7) метод проектов – это, с одной стороны, форма организации образовательного пространства, а с другой – метод развития творческого познавательного мышления. Таким образом , активное применение проектно-исследовательских технологий на уроках и во внеурочной деятельности позволяет сделать вывод об устойчивом формировании и поэтапном совершенствовании у учащихся всех видов ключевых компетенций, что, в свою очередь, говорит о положительном системном эффекте в образовательно-воспитательной деятельности.
Проектно-исследовательская деятельность среди учащихся начальной школы – новый подход для отечественной педагогики и очень актуальный в современных условиях развития российского общества. Реализация такого подхода в педагогической практике учителя начальных классов - необходимое условие достижения современного качества образования. Особенно актуально это в условиях реализации ФГОС второго поколения. Считаю, что мой опыт в полной мере обеспечивает получение учащимися на уроках и во внеурочной деятельности опыта продуктивной деятельности, что является основным условием формирования ключевых компетенций.