kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие творческого мышления младших школьников на уроках русского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Автор статьи подробно рассказывает о видах заданий, которые можно использовать на уроках русского языка для развития творческого мышления младших школьников. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие творческого мышления младших школьников на уроках русского языка»

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА


«Если ученик в школе не научится ничего творить,

то в жизни он всегда будет только подражать»

Л.Н. Толстой


Теория творческого мышления разрабатывалась многими учеными, среди которых можно отметить А. В. Хуторского, А. М. Матюшкина, Л. С. Выготского, Д. В.Чернилевского, А. В. Морозова, В. Н. Дружинина. Перечисленные исследователи рассматривали проблему развития творческого мышления различных представителей учебного процесса (учителя, преподавателя, ученика, ребенка и т. д.) в разнообразных педагогических условиях.

Что же принято понимать под творческим мышлением? Это умение находить нестандартные решения в абсолютно разных ситуациях, а также способность с интересом познавать мир. На протяжении долгого времени считалось, что творческое мышление совсем не требуется развивать, а обоснования такой гипотезы давали такие: другие виды важнее.

Творческое мышление – это мышление, которое характеризуется следующими особенностями:

- быстрота – это способность, при которой личность выдвигает максимальное количество идей;

- гибкость – способность высказывать многообразие идей;

- оригинальность – способность создавать новые необычные идеи, противоречащие привычным;

- законченность – способность совершенствовать свой «продукт» или придавать ему законченный вид.

Творчество – это создание нового, прекрасного, оно противостоит шаблону, оно наполняет жизнь радостью, возбуждает потребность в знании, работу мысли, вводит человека в атмосферу вечного поиска. Способность и готовность к творчеству становится чертой личности человека, креативностью (от латинского – сотворение, творчество). Поэтому в деле воспитания, образования понятие «творчество» обычно связывается с понятиями «способность», «развитие», «одарённость».

В практике обучения русскому языку сложились вполне определённые виды творческих работ или заданий, которые использую я и о которых хочу вам рассказать.

Виды заданий, которые можно использовать на уроках русского языка для развития творческого мышления:

  1. «Ступеньки».

На доске записывается одна буква.

Задача: подобрать как можно больше слов на эту букву. Каждое последующее слово должно быть на одну букву больше предыдущего.

МЫ

МИР

МЫШЬ

МИШКА

МОЛОКО

МАГАЗИН и т. д.

  1. «Телеграмма».

Берется одно слово, и каждый придумывает телеграмму, в которой первое слово начинается с первой буквы, второе – со второй и т. д.

МУКА

«Машину украли! Караул! Автостоянка!».

Можно выбрать одну букву и составить телеграмму так, чтобы каждое слово в ней начиналось с одной буквы.

  1. «Слова».

Составить цепочку слов, чтобы каждое слово в ней начиналось на ту букву (звук), на которую заканчивалось предыдущее.

«Укрась слово».

К существительному подобрать как можно больше прилагательных.

«Кто что делает».

Ведущий называет предмет, ученики по очереди говорят, какое действие он совершает.

  1. «Слова наоборот».

Дурт дярто азалг дебо

дог зов генс гарво

Какие слова написаны? Что в них общего? Чем отличаются? Найди лишнее.

  1. «Четвертый лишний» или «Найди лишнее».

Найди слово, которое отличается по какому-то признаку от всех остальных слов.

Птица, самолет, пчела, бабочка.

Дождь, снег, град, молния.

Берёза, ясень, ель, ива.

Найди словосочетание, которое отличается от остальных.

Весёлый марш, новое пианино,

быстрая полька, грустная песня.

  1. Игра «Поиск общего».

Прочитать пару слов. Найти общие признаки. Составить предложение.

карандаш и тетрадь

молоко и компот

газета и календарь

  1. «Лови ошибку».

Дается несколько грамматических правил, одно или несколько из которых неверны. Найти и доказать ошибочность.

  1. Игра «За кем последнее слово?».

Образовать родственные слова от данного корня. Выигрывает тот, кто называет слово последним.

  1. «Эстафета-рассказ».

Кто удачнее напишет коллективный рассказ за определенное время (работа в группах). Каждый участник имеет право добавить только одно - два предложения к уже написанному. Тему рассказа определяет учитель.


Формы работы творческого характера на уроках русского языка могут быть разнообразными:

- составления словаря настроений,

- предварительное чтение высокохудожественных произведений о природе, что дает возможность в нужный момент выбрать из памяти и выстроить цепочку или ряд слов с тематическими связями;

- целенаправленная работа над загадками, которые являются метафорами или построены на основе сравнения, развивает творческое, образное видение предмета и учат составлять собственные загадки; знакомство с построением стиха.

Здесь стоит задача научить чувствовать ритм, музыку, рифму стихов, передавать в стихах свое настроение, свои представления об окружающем мире;

- коллективное и индивидуальное придумывание своего варианта развития сюжета известных сказок;

- придумывание своего варианта продолжения сказки.

Чтобы выполнить творческое задание, ученик должен не столько хорошо знать программный материал, но, и это главное, - уметь делать выводы на основе сравнений, обобщений, выявлять закономерности, уметь фантазировать.

Следует отметить, что ребята с удовольствием вовлекаются в процесс творчества, если тема сформулирована широко и оригинально, что позволяет каждому раскрыть свои представления о мире, найти более близкий и знакомый образ, то есть детям предоставляется свобода в отборе содержания.

Детское творчество неисчерпаемо. Главный стимул творчества – огромная радость, которую оно даёт и ученику, и учителю. Творите сами, проявите в полную силу свои творческие способности, и творить будут ваши ученики.


Используемая литература

  1. Развитие творческого мышления младших школьников на уроках русского языка и чтения | Методическая разработка по русскому языку на тему: | Образовательная социальная сеть (nsportal.ru)

  2. Афонина Р. М. Развитие творческого мышления учащихся в процессе выполнении экспериментов/Журнал «Начальная школа». 2007 № 6, с. 56-60.

  3. Савенков А. И. Маленький исследователь: Как научить младшего школьника приобретать знания. //Ярославль, 2002.

  4. Тихомирова Л.Ф. Развитие творческого мышления детей. //Ярославль, 1996.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Развитие творческого мышления младших школьников на уроках русского языка

Автор: Мурзина Татьяна Викторовна

Дата: 24.01.2022

Номер свидетельства: 598756

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка"
    ["seo_title"] => string(73) "razvitiietvorchieskikhsposobnostieiuchashchikhsianaurokakhrusskoghoiazyka"
    ["file_id"] => string(6) "295984"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1455898053"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "Формирование творческих компетентностей младших школьников на уроках и во внеурочное время "
    ["seo_title"] => string(106) "formirovaniie-tvorchieskikh-kompietientnostiei-mladshikh-shkol-nikov-na-urokakh-i-vo-vnieurochnoie-vriemia"
    ["file_id"] => string(6) "148291"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1419626219"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Лингвистические игры на уроках русского языка "
    ["seo_title"] => string(53) "linghvistichieskiie-ighry-na-urokakh-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "149343"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1420139477"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "Статья на тему "Как развивать интеллектуальные способности на уроках русского языка" "
    ["seo_title"] => string(89) "stat-ia-na-tiemu-kak-razvivat-intielliektual-nyie-sposobnosti-na-urokakh-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "103328"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402579892"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(169) "Олимпиадные развития как инструмент поддержки творческих способностей младших школьников "
    ["seo_title"] => string(100) "olimpiadnyie-razvitiia-kak-instrumient-poddierzhki-tvorchieskikh-sposobnostiei-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "129478"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1415716201"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства