Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка
Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка
Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка
Аннотация. В статье рассматривается описание различных методов по развитию творческих способностей на уроках русского языкав начальной школе. Представлена разработка креативного урока в соответствии со структурой креативного урока в инновационной педагогической системе НФТМ-ТРИЗ разработаны все блоки урока. Рассматривается решение практических и творческих задач в соответствии с выбранной темой.
Ключевые слова: творческая деятельность, творческие задания, развитие творческих способностей, формирования креативной компетентности учащегося, творческое мышление.
Ни для кого не секрет, что русский язык считается не только одним из самых трудных, но чуть ли не самым скучным и потому нелюбимым предметом школьного курса. Редко можно найти людей, интересующихся русским языком.
В реализации задач общего развития младших школьников предмету «Русский язык» принадлежит очень важная роль. Курс русского языка в начальном звене направлен на реализацию основных функций языка, прежде всего коммуникативной и познавательной. Роль русского языка в развитии мышления и речи, в воспитании эмоций и воли определена самой природой, самой сущностью языка – быть средством связи между человеком и окружающим его миром, окружающей действительностью. Без языка невозможно существование общества, невозможен обмен мыслями между людьми, передача и хранение информации. Именно язык является средством воплощения мысли, средством познания, общения и воздействия.
«Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, темно понимает или вовсе не понимает его настоящего значения и не получило навыка распоряжаться им свободно в изустной и письменной речи, всегда будет страдать от этого коренного недостатка при изучении всякого другого предмета», - подчёркивал К. Д. Ушинский.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка»
Жидких Н.В.
учитель начальных классов
Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка
Аннотация. В статье рассматривается описание различных методов по развитию творческих способностей на уроках русского языкав начальной школе. Представлена разработка креативного урока в соответствии со структурой креативного урока в инновационной педагогической системе НФТМ-ТРИЗ разработаны все блоки урока. Рассматривается решение практических и творческих задач в соответствии с выбранной темой.
Ключевые слова: творческая деятельность, творческие задания, развитие творческих способностей, формирования креативной компетентности учащегося, творческое мышление.
Ни для кого не секрет, что русский язык считается не только одним из самых трудных, но чуть ли не самым скучным и потому нелюбимым предметом школьного курса. Редко можно найти людей, интересующихся русским языком.
В реализации задач общего развития младших школьников предмету «Русский язык» принадлежит очень важная роль. Курс русского языка в начальном звене направлен на реализацию основных функций языка, прежде всего коммуникативной и познавательной. Роль русского языка в развитии мышления и речи, в воспитании эмоций и воли определена самой природой, самой сущностью языка – быть средством связи между человеком и окружающим его миром, окружающей действительностью. Без языка невозможно существование общества, невозможен обмен мыслями между людьми, передача и хранение информации. Именно язык является средством воплощения мысли, средством познания, общения и воздействия.
«Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, темно понимает или вовсе не понимает его настоящего значения и не получило навыка распоряжаться им свободно в изустной и письменной речи, всегда будет страдать от этого коренного недостатка при изучении всякого другого предмета», - подчёркивал К. Д. Ушинский.
Прошло много времени с тех пор, как были написаны эти строки, но актуальность их не пропадает: через изучение русского языка - к познанию всех наук.
Как пробудить в ребёнке желание учить русский язык? Необходимо помочь ему познать тайны языка, его особенности и, главное, красоту. Решение данной проблемы мы видим в организации процесса обучения через развитие творческого мышления. «Сухое» изучение орфографии и грамматики вызывает только скуку и в результате дети теряют интерес к данному предмету. Только тогда учитель испытывает истинное удовольствие, когда он видит глаза детей, полные любопытства и удивления, когда урок заканчивается массой различных вопросов и высказываний. Когда ребёнку на уроке интересно, он стремиться узнать больше. Такого результата можно добиться, когда урок проходит в интересной, занимательной обстановке.
Ребёнок должен жить в мире творчества. «Без этого, писал В. А. Сухомлинский, он засушенный цветок».
Активизация творческой деятельности учащихся в процессе преподавания русского языка, представляет собой сложную проблему. Чтобы пробудить у учащихся интерес к предмету, мы проводим уроки русского языка в необычной форме: урок-сказка, урок-путешествие, урок-конкурс, урок-викторина, т.е. использование огромного арсенала такой деятельности как игровая. Несмотря на то, что в младшем школьном возрасте на первое место выходит учебная деятельность, игровая еще не утратила свою актуальность и может стать для педагога помощником в развитии творческих способностей на уроках русского языка. Включение в учебный процесс игры, создание на уроке игровой ситуации приводит к тому, что учащиеся, увлеченные игрой, незаметно для себя и без особого напряжения приобретают определенные знания, умения и навыки.Творческие работы и задания возбуждают «умственный аппетит», формируют положительное отношение к учебной деятельности, (в конкретном случае – к русскому языку) [1].
Для формирования творческих способностей необходимы, на наш взгляд, следующие условия:
Свободная атмосфера на уроке, возможность выбора вида деятельности;
Доверие и уважение к ученикам со стороны учителя; постоянное предоставление ученикам самостоятельности в познавательной деятельности; помощь детям наводящая, а не подсказывающая.
Высокий уровень познавательных интересов учащихся, внимание учителя к мотивации учения, игровые методики, юмор.
Внимание к интересам каждого ученика, его склонностям, разностороннему развитию, к его способностям.
Опыт работы позволил нам сделать вывод, что в развитии творческих способностей младших школьников необходима именно система, поскольку эпизодический характер творческих упражнений и заданий, предусмотренный программой начального обучения, не способствует активизации творческой деятельности учащихся, следовательно, недостаточно эффективно отражается наформировании креативной компетентности детей.
В своей работе для активизации творческого мышления учащихся предпочтение отдаём следующим методам:
методу проблемного обучения;
методу мозгового штурма;
методу синквейна.
Метод проблемного обучения – это метод, связанный с самостоятельным поиском и открытием школьниками тех или иных истин. Проблемное обучение учит детей мыслить самостоятельно, творчески, формирует у них элементарные навыки исследовательской деятельности [2].
Мозговой штурм позволяет не только активизировать младших школьников и помогает разрешить проблему, но так, же формирует нестандартное мышление, то есть получение максимального количества новых идей за минимально отведённый отрезок времени. Такая технология не ставит ребенка в рамки правильных и неправильных ответов. Ученики могут высказывать любое мнение, которое поможет найти выход из затруднительной ситуации.
Метод синквейна часто используем как метод проверки уровня знаний учеников [3]. С помощью синквейна можно проверять знания на любом из этапов обучения, чтобы понять, как понимают учащиеся то, что они уже успели пройти, а также таким образом можно немного сменить вид деятельности, чтобы избежать однообразия в обучении. По результатам написания синквейна уже можно подкорректировать то, что вы собираетесь давать на уроке ученикам для правильного усвоения ими изученного материала. Используя метод синквейна учащиеся могут показать не только свои знания, но и глубину понимания темы урока. Собрав такое количество информации, учитель может лучше понять, добился ли он желаемого результата, и лучше скорректировать дальнейшее обучение.
Правила написания синквейна:
Первая строчка – записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.
Вторая строчка – пишутся два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
Третья строчка – записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
Четвёртая строчка – здесь размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого автор характеризует тему в целом, высказывает свое отношение к теме.
Пятая строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, выражает личное отношение автора к теме.
Никого не могут оставить равнодушным разгадывание кроссвордов, шарад, ребусов. Этот занимательный материал помогает нашим ученикам в усвоении орфографии. Кроссворды, ребусы со словарными словами одно из любимых творческих заданий на уроке. У детей развиваются не только творческие способности, но и увеличивается орфографическая грамотность.
Рассмотренные выше приёмы по развитию творческого мышления хотим представить в виде методической разработки одного креативного урока русского языка в 3 классе по теме «Правописание суффиксов –ек, –ик». Мы считаем, что применяемые нестандартные задания делают урок более интересным и развивают творческие способности младших школьников.
Разработка урока русского языка в 3 классе по теме «Правописание суффиксов -ек, -ик»
Тема урока: Правописание суффиксов -ек, -ик.
Цель урока: создание условий для ознакомления учащихся с правописанием суффиксов -ек, -ик.
Задачи урока
Предметные:
формировать умение написания слов с суффиксами -ик, -ек;
развивать умение видеть орфограмму в предлагаемом языковом материале;
развивать умение разбирать слова по составу;
расширять словарный запас;
способствовать развитию умения осознанно и произвольно строить речевые высказывания;
развивать мыслительно-речевую деятельность учащихся, умение анализировать, сравнивать, продолжать работу по развитию критического, образного мышления;
Какая группа вызвала затруднения? Почему возникло затруднение?
- Какой гласный звук слышим во всех словах этой группы? (На магнитную доску вывешивается карточка со словами).
- Посмотрите, как мы пишем эти слова (вывешивается второй плакат). Что мы видим?
- Сформулируйте тему урока: Правописание суффиксов - ек, - ик.
- Сформулируйте цель урока: Научиться писать слова с суффиксом - ек, -ик.
Чтобы достигнуть цели урока, можно идти разными путями.
Путь 1: взять готовое правило в учебнике.
Путь 2: самим сформулировать это правило.
- Каким путем мы пойдем?
- Хорошо. Итак, мы сами попробуем сформулировать правило. Будем работать в парах. Возьмите конверт с цифрой 2, прочитайте задание.
Читают задание.
- Произнесите каждую пару слов.
- В каком суффиксе при изменении формы слова гласный звук сохраняется, а в каком гласный звук исчезает, выпадает?
- Сделайте вывод, когда в слове пишется суффикс - ик, а когда суффикс - ек.
Есть карандашик – нет карандашика
Есть кирпичик – нет кирпичика
Есть клубочек – нет клубочка
Есть горошек – нет горошка.
Вывод:
Мы сравнили пару слов…………..
Заметили……………………………
Сравнили другую пару……………
Заметили……………………………
Что вы заметили?
- Ребята, кто попробует сформулировать правило о суффиксах - ек, - ик?
- Давайте проверим, правы ли мы с вами. Откройте учебникина с. 125
- Прочитаем правило.
- Поработайте с правилом в парах сменного состава. Расскажите правило друг другу.
- Попробуйте составить алгоритм. Для этого выделите самые главные фразы из правила.
- Ещё раз прочитайте внимательно правило в учебнике. «Свернём» его в инструкцию, алгоритм – предписание наших действий.
Алгоритм написания гласных
в суффиксах - ик, - ек.
Таблица 2
Алгоритм написания гласных в суффиксах – ик, - ек
I шаг.
Измени форму слова.
II шаг.
Определи «убегает» ли гласный.
Да.
Нет.
Пиши – ек.
Пиши – ик.
- Чтобы закрепить полученные знания, потренироваться в применении выведенного нами правила, выполним следующее задание: найти ошибки, исправить их и доказав правильность своего утверждения, списать правильно.
- Ребята, вы хорошо потрудились. Нам пора отдохнуть. Встаньте. Поставьте ноги вместе, стопы прижаты к полу, руки опущены, спина прямая. Сделайте спокойно вдох, выдох. Плавно поднимаем руки вверх. Держим их ладонями друг к другу, пальцы вместе. Потянитесь всем телом. Вытягиваясь вверх, представьте крепкое, сильное деревце. Высокий, стройный ствол тянется к солнцу. Организм, как дерево наливается силой, бодростью, здоровьем, красотой, улыбкой. (15-20сек) Опустите руки, расслабьтесь. Пожелайте улыбками друг другу здоровья и успешной работы. Молодцы, садитесь на свои места.
Блок 4. Головоломка.
Смекалка во всяком деле выручит.
Шарады.
Всего две ноты и предлог.
Построить я на даче смог.
Подсказка: 2 буквы, потом ещё 2 буквы и 1, вместе- 7 букв. (Домик)
На листке
Бумаги,
С прописной,
мы выведем:
БАРСУК.
(Есть зверь такой лесной.)
"У" зачеркнем.
Взамен
Напишем "И".
Ну вот:
На месте барсука
Обосновался кот!..
Ответы: барсук, Барсик.
Ребусы.
Столик.
Замочек.
Котик.
Рис. 1. Ребусы
Блок 5 (содержательная часть).
1. Комментированное письмо.
- А сейчас я предлагаю вам потренироваться в написании слов при помощи нового правила
- Будем пользоваться алгоритмом. Игра «Продолжи».
- Комментированное письмо (на доске записаны слова).
- Как будем работать, выполняя упражнение? По очереди проговаривайте друг другу алгоритм. Давайте будем записывать слова, распределяя их на 2 группы. Выделяйте суффикс.
- Поменяйтесь тетрадями (взаимопроверка).
- Какой оттенок значения вносят эти суффиксы в слово?
- Давайте составим предложение с любым из слов
- Сейчас мы будем работать в группах.
Задания для групп:
Для первой группы.
Много загадок т…ит в себе обыкновенный ёж…к. Этот к…лючий клубоч…к выдерживает чудов…щные дозы ядов.
Ходячий комоч…к защищён мощнее, чем зримым своим заборч…ком из иголочек.
В природе ещё много секретов, ключ…к к которым надо искать.
2) Для второй группы.
Приходи ко мне, дружочек, почаще, приноси мне кусочек послаще!
За ним сидим, за ним едим. Он всей семье необходим Слово + суффикс (Столик)
Солнечный… (зайчик)
Так звали поросёнка из мультфильма (Фунтик)
Вдруг откуда-то летит маленький Комарик
А в руке его горит маленький …(фонарик)
Сам сахарный, кафтан зелёный бархатный. Слово + суффикс (арбузик)
Кланяется, кланяется,
Придёт домой - растянется. Слово + суффикс (Топорик)
Друг Вини-Пуха … Иа (ослик)
Разгадывание кроссворда.
Блок 7 (компьютерная интеллектуальная поддержка). Дети выполняют задание на компьютере, выбирают нужный вариант ответа. Интерактивный самоконтроль по теме «Гласные Е и И в суффиксах существительных - ек и - ик»
В каком слове пропущена не такая буква, как в трёх остальных? 1) рисуноч…к, 2) манеж…к, 3) песоч…к, 4) полушубоч…к
В каком слове пишется не такая гласная, как в трёх остальных? 1) салат...к ; 2) клубоч..к, 3) карниз…к, 4) паркет…к
В каком слове нет суффикса - ек? 1) козлёноч…к, 2) телёноч…к, 3) ребёноч…к, 4) кирпич…к
В каком слове один суффикс? 1) чайничек, 2) подарочек, 3) огонечек, 4) чулочек
В каком слове нет суффикса - ик? 1) ящик, 2) прыщик, 3) клещик 4) борщик
В каком слове есть суффикс - ик? 1) финик, 2) веник, 3) блокнотик, 4) дворник
В каком слове есть суффикс - ик? 1) супчик, 2) укропчик, 3) перчик, 4) помидорчик.
Таблица 3
Код ответов
№ задания
1
0
Ответ
3
Блок 7. Резюме.
1) Прием «Написание синквейна» работа в группах.
-А сейчас давайте оформим вывод, написав синквейн.
На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.
На второй строчке надо написать два прилагательных.
На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия.
На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение.
Последняя строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение.
Написание синквейна детьми по группам.
1 группа:
1. Суффиксы
2. Беглый, исчезающий
3. Изменить, исчез, остался.
4. Если слово ты изменишь, то узнаешь, что писать!
5. Запомни!
2 группа:
1. - ек, - ик.
2. Уменьшительный, ласкательный.
3.Изменяем, не выпадает, выпадает.
4.Меняем форму слова.
5. Выучи!
2) Рефлексия
Закончи предложение:
Сегодня на уроке
Я узнал(а) …
У меня получилось…
Теперь я знаю.
Мне понравилось…
Я хочу похвалить…
Выставление оценок
- Подсчитайте количество полученных баллов, сравните полученную сумму с записями на слайде и поставьте себе оценку за урок.
«5» – 15- 14 баллов
«4» – 13-12 баллов
11-0 баллов – «моя хорошая оценка ждет меня на следующем уроке»
3) Информация о домашнем задании:
1. Упр 244
2. Составить 3 предложения со словами, где есть суффиксы - ек, - ик,
3. Составить ребусы, кроссворды с новыми суффиксами.
- Спасибо за урок!
Психологи доказали научно, а учителя знают из своей повседневной практики, что легче усваивается учебный материал, вызывающий у детей положительные эмоции. Учение должно пробуждать чувство радости познания, радости успеха. Из собственного опыта работы можно с уверенностью сказать, что хорошо подготовленные и продуманные уроки русского языка дают большие возможности для расширения творческого потенциала и интеллектуального развития детей. Такой подход позволяет ученикам более сознательно усвоить материал, оказаться не пассивными слушателями, а активными участниками урока.
Ссылки на источники
Утёмов В. В., Зиновкина М. М., Горев П. М. Педагогика креативности: Прикладной курс научного творчества: Учебное пособие. – Киров: АНОО «Межрегиональный ЦИТО», 2013. – 212 с.
Мухина С. А., Соловьёва А. А. Современные инновационные технологии обучения. – М., 2008.
Плавинская Н. В. Несколько слов о синквейне. // Литература, № 5, 2006 г.