kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Развитие творческих способностей младших школьников в условиях группы продлённого дня»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В школе с наличием ГПД внеурочная деятельность в основном реализуется воспитателем. Соответственно школа должна создать условия для всестороннего развития детей, их познавательных интересов, навыков самообразования и, конечно, творческих способностей.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Развитие творческих способностей младших школьников в условиях группы продлённого дня»»


«Развитие творческих способностей младших школьников в условиях группы продлённого дня»

Воспитатель ГПД

ГБОУ «СОШ № 377

Кировского района

город Санкт-Петербург

Букина Оксана Васильевна


Основной целью моей педагогической деятельности является создание условий для формирования творческой личности, активной и самостоятельной, через включение в систему творческих занятий и положительной мотивации творческой деятельности, индивидуальный подход к развитию каждого воспитанника.

Достигнуть творческого развития каждого ребенка можно за счет использования разнообразных видов творческой деятельности, активизации творческого мышления в учебной деятельности и на прогулке, во время игры.

В соответствии с ФГОС НОО в школах организуется внеурочная деятельность, одним из направлений которой является улучшение условий для развития ребенка и учет его индивидуальных особенностей. В школе с наличием ГПД внеурочная деятельность в основном реализуется воспитателем. Соответственно школа должна создать условия для всестороннего развития детей, их познавательных интересов, навыков самообразования и, конечно, творческих способностей.

«Творчество обязательно должно являться нормальным и постоянным спутником детского развития». (Б.В.Давыдов). Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, воображение. В процессе творчества у него возникает интерес не только к результату, но и в первую очередь к процессу деятельности, в которой ученик открывает что-то новое для себя самого. В основе творчества лежит умение комбинировать старое в новые сочетания. Творчество дает переживание своей целостности, оно отражает внутренний мир ребенка, его стремления, желания. В момент творчества человек наиболее полно осознает себя как личность.

Благоприятными условиями для формирования творческих способностей младших школьников является разнообразная деятельность в условиях группы продленного дня.

Творчество – это способность, включающая в себя целую систему взаимосвязанных способностей-элементов: воображение, ассоциативность, фантазия, мечтательность (Л.С. Выготский, Я.А. Пономарев, Д. Б. Эльконин, А.И. Леонтьев).

В своей работе я опираюсь на:

·        Деятельностный подход в воспитании (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Щуркова Н.Е.), согласно которому должны быть использованы разнообразные виды деятельности: познавательная, ценностно-ориентировочная, трудовая, художественно-творческая, физкультурно-оздоровительная, коммуникативная, игровая.

·        Гуманно личностную технологию Ш.А. Амонашвили, В.А. Сухомлинского, которая отличается прежде всего своей гуманистической сущностью, психотерапевтической направленностью на поддержку личности, помощь ей, оптимистическую веру в его творческие силы, отвергая принуждение.

·        Технология природосообразности М. Монтессори, в которой развитие детей опирается на их естественное развитие.

·        Игровые технологии (Иванов И.П.).

·        Технология развивающего обучения Эльконина Д.Б., Давыдова В.В., Выготского Л.С.

Ведущая педагогическая идея моего опыта заключена в словах Василия Александровича Сухомлинского « Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии, творчества».

С учетом требований, предъявляемых к образованию на современном этапе развития общества, а также особенностей и способностей своих воспитанников передо мной встала необходимость создания такой модели воспитательной работы в ГПД, которая была бы направлена на:

- выявление и развитие творческого потенциала детей;

- построение занятий в ГПД на деятельностной основе;

- проведение занятий с детьми, реализующих гуманно-личностную, развивающую и исследовательскую технологии.

Поэтому при организации работы с детьми я опираюсь на основные педагогические принципы:

-   от простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным.

-  принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.

-   принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс.

Условия, необходимые для организации в начальной школе систематической работы по развитию познавательных интересов и способностей, очень трудно обеспечить на уроках, насыщенных учебным материалом.  У воспитателей ГПД возможности гораздо шире: прогулки, экскурсии, спортивные часы, кружковая работа, клубные часы, время самоподготовки.

Творчеству можно и нужно учить всех. Особенно если эта работа начата в младшем школьном возрасте.

Неспособных к творчеству нет!  Развить заложенную в каждом ребёнке способность к творчеству, воспитать у него качества, необходимые для того, чтобы в различных видах деятельности он мог преуспевать и как исполнитель и как творец, как этого требует реальная жизнь, значит воспитывать поколение, которое будет преодолевать инертность форм и методов работы.

Оптимальность и эффективность средств

Эффективные средства для развития творческих способностей в ГПД:

- игровая деятельность

- библиотечные часы с иллюстрированием

- клубные часы

- кружковые занятия, трудовая деятельность

Развитие творческих способностей, согласно деятельностному подходу, происходит лишь в случае разнообразия и цикличности занятий. Поэтому я выделила 5 основных видов деятельности, каждый из них соотносится с определенным днем недели:

1.Понедельник – «Клуб любознательных» (развивающие занятия: час юного географа, литературные часы, КВНы, математические игры и т.д.)

2.Вторник – занятия по ПДД и ППБ («Будь внимателен на дорогах», «Для всех без исключения есть правила движения», «ТБ при перемещении в городском транспорте», «Правила движения для велосипедистов», «Не шути с огнем», «Пожар – стихийное бедствие» и т.д.)

3.Среда – игровая деятельность (подвижные игры на открытом воздухе и в помещении, развивающие игры)

4.Четверг – «Безопасность и здоровье» (психологические игры, беседы на темы здорового образа жизни и безопасности на улице и дома);

 5.Пятница – «Умелые ручки» (художественное творчество: выполнение различных изделий руками с использованием картона, цветной бумаги, клея, ножниц и других подсобных материалов).

Таким образом, каждый вид деятельности в условиях продленного дня имеет в недельном расписании свое место, что дает временную возможность его заранее обсуждать и готовить вместе с детьми.

Творчество – вещь настолько хрупкая и неоднозначная, что никогда нельзя точно сделать выводы о творческой гениальности ребенка. Говорят, что все люди талантливы, только некоторым не дали возможности проявить свой талант. Поэтому направления развития должны быть самыми разнообразными.

Художественное творчество многообразно по форме: это и работа с бумагой в разных техниках, аппликации из самых порой неожиданных материалов (например, макароны, крупа, подсобный и природный материал), работа с тканью, салфетками, лепка. 

Часто изготовление поделок связано с какими-то народными или календарными праздниками: Новый год, Масленица, 23 февраля, 8 марта, День Матери (рамки для фотографий, поздравительные открытки и т.д.). Желание сделать подарок, подарить радость близкому человеку, малышу создает положительную стойкую мотивацию. 

Чем больше жизненного опыта у человека, тем легче фантазировать. Но у детей жизненного опыта еще мало. Для развития воображения дети имеют достаточный багаж знаний, который черпают из книг, фильмов, спектаклей, показов учителя. Под впечатлением они могут творить, изображать то, что эмоционально пережили, почувствовали душой и сердцем. Им нужно лишь немного помочь и разбудить их фантазию. С этой целью я провожу творческие занятия.

Положительным моментом является то, что творческие работы привлекают внимание детей, которые не блещут знаниями по другим предметам, здесь они открываются с положительной стороны.

При систематическом использовании творческих методов обучения у детей вырабатывается личностный подход к получению индивидуального результата, умение отстаивать и защищать свою собственную точку зрения. Дети становятся коммуникабельными.

Открываются большие возможности для совместного творчества учителя и ученика. При этом ведущим становится понятие сотрудничества, сотворчества, а дети являются полноправными участниками этого процесса.

Благодаря этому мои воспитанники принимают активное участие в муниципальных конкурсах: конкурс чтецов, конкурсы рисунков «Огонь – это опасно», «Дорога и дети» были награждены грамотами и дипломами победителей и сертификатами за участие. Так же мои воспитанники активно участвуют в районных мероприятиях, музыкальных театрализованных представлениях, проводимых Домом детского творчества, занимаются в районной школе искусств и районной спортивной школе, за что награждены грамотами и ценными призами.

Вывод: для развития творческих способностей школьников в условиях ГПД созданы специальные условия:

·        Творческие мастерские разной направленности

·        Игры развивающего и творческого характера, дидактические, сюжетно-ролевые

·        Использование технологии КТД, проведение воспитательно - досуговых мероприятий, праздников

·        Творческие задания познавательного характера

·        Организация развивающей среды в ГПД

·        Наблюдения, исследования, экскурсии

·        Создание и поддержка положительной мотивации во время творческой деятельности, комфортная психологическая обстановка.

Адресная направленность опыта

Опыт моей работы может быть использован любым воспитателем группы продленного дня, а также учителем начальных классов для планирования внеурочной деятельности младших школьников, если он заинтересован в развитии творческих способностей каждого ребенка, воспитания и формирования активной творческой личности воспитанника.

Список литературы:

1.     Амонашвили Ш.А. Педагогическая симфония.- М., 2002.

2.     Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском развитии. – С.П.б.: Союз, 1997.

3.     Голубева Э. А. Способности и индивидуальность. – М., 1993.

4.     Иванов И.П. Энциклопедия КТД. – М., 2001.

5.     Как воспитать в ребенке творческую личность. Ростов–на -Дону, 2004.

6.     Мищенкова Л.В. Творческие игры и развивающие упражнения для группы продленного дня 1-4 классы., Волгоград, 2010 г.

7. Монтессори М. Метод научной педагогики. –М., 2010.

8.  Попова И.Н., Исаева С.А., Ромашкова Е.И. Организация и содержание работы в группе продленного дня. М., 2006.

9.  Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М., 1998.

10.  Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. Москва, 2002 год

11.  ФГОС Начального общего образования на период 2010-2012 гг.

12.  Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды –М.,1989г.


3



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс

Автор: Букина Оксана Васильевна

Дата: 03.06.2022

Номер свидетельства: 608764

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(175) "Формирование творческого воображения и мышления у младших школьников в группе продлённого дня"
    ["seo_title"] => string(80) "formirovanie_tvorcheskogo_voobrazheniia_i_myshleniia_u_mladshikh_shkolnikov_v_gr"
    ["file_id"] => string(6) "591654"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1637088177"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Целевая программа "Физическое развитие." (В режиме группы продлённого дня). "
    ["seo_title"] => string(85) "tsielievaia-proghramma-fizichieskoie-razvitiie-v-riezhimie-ghruppy-prodlionnogho-dnia"
    ["file_id"] => string(6) "195948"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1427985250"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(61) "План воспитательной работы в ГПД "
    ["seo_title"] => string(33) "plan-vospitatiel-noi-raboty-v-gpd"
    ["file_id"] => string(6) "121284"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1413913601"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(52) "Воспитательная работа в ГПД "
    ["seo_title"] => string(29) "vospitatiel-naia-rabota-v-gpd"
    ["file_id"] => string(6) "121292"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1413914316"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "Организация внеурочной деятельности"
    ["seo_title"] => string(45) "orghanizatsiia-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-1"
    ["file_id"] => string(6) "248360"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446718221"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства