Целевая программа «Физическое развитие»
Данная программа составлена на основе программы Ковалько В.И. «Основы Школы Здоровья. Практический материал по внеурочной физкультурно-оздоровительной работе»(2005 г.).
Главная цель «Основы Школы Здоровья»- всестороннее развитие личности на фоне доступного в этом возрасте уровня физической культуры личности младшего школьника.
Основные задачи:
-вызвать у учащихся начальных классов интерес к Школе Здоровья, позволив ощутить красоту и радость движения;
-формировать у учащихся жизненно важные гигиенические умения. Навыки полезные привычки;
-обучить школьников доступным физкультурным знаниям, двигательным умениям и навыкам;
-добиться того, чтобы каждый ученик чувствовал себя равноправным членом коллектива, был активным и общительным;
-воспитывать у детей любознательность, честность, творческую инициативу.
Достижение поставленных задач возможно при выполнении следующих условий:
-формирование у учащихся начальных классов положительной мотивации к двигательной деятельности;
-содействие созданию игровых группировок, позволяющим учащимся различной степени двигательной активности, разного темперамента, уровня умственных способностей, проявить интерес к усвоению научных знаний;
-эмоционально-стимулирующее общение учителя с учащимися;
-высокий уровень культуры движений учителя;
-целенаправленная работа над основами культуры движений учащихся.
Программой «Основы Школы Здоровья» предложена особая методика проведения занятий подвижных игр. В первой (подготовительной вводной) части занятия проводится изучение, повторение и совершенствование строевых упражнений, навыков в ходьбе, развивается общая выносливость в продолжительном беге, выполняются упражнения общеразвивающего характера, сообщаются теоретические сведения. Весь этот материал дается в игровой, занимательной форме с использованием материала программы «Основы Школы Здоровья».
Во второй основной части занятия проводится формирование жизненно важных двигательных навыков и физических качеств. Для решения поставленных задач используются подвижные игры высокой и средней интенсивности выраженной направленности (игры с бегом; игры с прыжками; игры с лазанием).
В заключительной части занятия проводятся подвижные игры средней или низкой интенсивности: «Дерево дружбы», «Урони платок», «Замри», «Делай как я», «Угадай, кто подходил?», «Исправь осанку».
Данная программа адаптирована к условиям работы группы продленного дня, ориентирована на использование для проведения спортивных часов в количестве 175 часов(5 часов в неделю).
Содержание программы «Физическое развитие»
В первом классе работа по курсу «Основы Школы Здоровья» проводится под общей темой «Физкульт-Ура! Начинается с утра» и предполагает помимо знакомства учащихся с основами здорового образа жизни формирование представлений необходимости занятий физкультурой с первых минут после утреннего пробуждения. В этом поможет воспитателю введение персонажа Физкультоша, который в качестве почетного гостя может участвовать в каждом занятии.
В 1 четверти ученики знакомятся с Физкультошей, который научит детей элементарным упражнениям для формирования правильной осанки, расслабления, покажет пальчиковые малоподвижные игры.
Во 2 четверти- школьники вместе с Физкультошей учатся играть, а также придумывать комплексы утренней гимнастики.
В 3 четверти дети знакомятся с закаливанием.
4 четверть подводит итоги знакомства с Физкультошей, которая организовывает соревнования по видам движения на призы Физкультоши.
Во втором классе работа по курсу «Основы Школы Здоровья» проводится под общей темой «Чтобы не было беды».
1 четверть - чтобы не было беды, мы научимся соблюдать режим дня;
2 четверть - чтобы не было беды, мы научимся соблюдать особые правила поведения при занятиях физическими упражнениями;
3 четверть - чтобы не было беды, мы научимся понимать значение физических упражнений для нашего организма;
4 четверть - чтобы не было беды, мы привыкнем всегда правильно относиться к своим поступкам и действиям как в игре, так и в повседневной жизни.
Первый класс «Физкульт - Ура! Начинается с утра!»
1 четверть
«Знакомимся с Физкультошей»
Основы здорового образа жизни.
Осанка. Основные положения головы, рук, туловища, ног. Игровые упражнения: «Будь внимательным», «Затейники», «Сделай фигуру», «Узнай голосок», «Вершки и корешки»
Ходьба (с сохранением правильной осанки, с мячом, с гимнастической палкой, со скакалкой, на носках, средним и широким шагом. По разметкам, переступая через препятствия. По линии, в колонне по одному, по два).
Упражнения на релаксацию.
2 четверть
«Играем с Физкультошей»
Строевые упражнения( выполнение команд «Становись», «Равняйсь», «Вольно». «Направо», «Налево», «На месте шагом марш», «Шагом марш», «Класс, стой»; основная стойка. Построение в колонну но одному, в шеренгу. Круг; расхождение по заранее установленным местам, размыкание на ширину вытянутых в стороны рук; повороты переступанием, прыжком). Игровые упражнения: «Быстро встать в колонну», «Два и три», «Построй круг», «Хоровод», «Путешественники», «Что изменилось». Подвижные игры: «Развернем круг», «К своим флажкам», «Мышеловка», «Покажи ленту», «Успей выбежать», «Воротники».
Бег ( в медленном, среднем, быстром темпе, с изменением направления по сигналу, в чередовании с ходьбой, на носках, с подниманием бедра, парами, тройками по диагонали, с ускорением, челночный бег;).
Физические упражнения с предметами (упражнения для рук, туловища, ног, скакалкой. Комплекс упражнений утренней гимнастики).
Игровые упражнения: «Передал- садись», «Брось- поймай», «Мяч в корзину», «Займи свободный кружок!», «Успей поймать!».
Подвижные игры: «Мяч в воздухе», «Передача мяча в колонне», «Кого назвали- тот ловит», «Передача мяча по кругу».
Подвижные игры для развития общей выносливости( «Гуж», «Кто дальше!, «Шаг за шагом», «Морской бой», «Поезд в тоннеле», «Салка с мячом»).
3 четверть
«Закаляемся с Физкультошей»
Физические упражнения без предметов( для рук. Туловища, ног, упражнения для осанки. В основной стойке; комплекс упражнений утренней гимнастики).
Дыхательная гимнастика.
Равновесие(стойка на носках, стойка на одной ноге, вторая нога согнута; ходьба по прямой линии).
Игровые упражнения: «Разойдись – не упади», «Канатоходец!», «Кто дольше не уронит?», «Шагай через кочки», «Через холодный ручеек», «Донеси мешочек», «Ловкий шофер», «Переправа».
Подвижные игры: «Паук и муха», «Стой», «Совушка», «Кто раньше дойдет до середины», «Ловишки на одной ноге».
Подвижные игры для развития статического и динамического равновесия( «Совушка», «Сигнал», «С горки через ворота», «Сороконожки», «Космонавты»); для развития движения рук, координации движений в пространстве( «Нос, нос, нос, лоб», «Хитрая лиса», «Ловкие ребята», «Все к своим флажкам», «Чей отряд соберется быстрее»).
4 четверть
«Соревнуемся с Физкультошей»
Лазание, перелезание.( Перелезание через горку матов, лазание по гимнастической стенке произвольным способом).
Игровые упражнения: «С мячом- под дугой», «Переползи – не урони!», «Кто быстрее к своим флажкам», «Котята и щенята».
Подвижные игры: «перелет птиц», «Лови обезьян», «Белки в лесу», «Кошки и мышки».