Просмотр содержимого документа
«Развитие музыкальности и чувства ритма на уроках по ритмике»
Развитие музыкальности и чувства ритма
на уроках ритмики
«Музыкально-ритмическое воспитание оказывает огромное влияние на развитие воли, характера и интеллекта человека...»
(Эмиль Жак-Далъкроз)
Современные научные исследования свидетельствуют о том, что музыка и музыкальное воспитание играют особую роль во всестороннем, полноценном развитии ребенка. Развитие музыкальных способностей, как и формирование основ музыкальной культуры нужно начинать в дошкольном возрасте.
«Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется личность человека.
В период с трех до семи лет ребенок интенсивно растет и развивается, движения становятся его потребностью, поэтому физическое воспитание особенно важно в этот возрастной период» [9, с. 3].
В жизни каждой семьи наступает момент, когда родители задумываются над тем, в какой творческий кружок или секцию отдать своего ребенка и как его гармонично развивать. Очень многие из родителей выбирают именно занятия танцами, т.к. среди множества форм художественного воспитания подрастающего поколения хореография занимает особое место.
Занятия танцем не только учат понимать и создавать прекрасное, они развивают образное мышление и фантазию, формируют правильную осанку, прививают основы этикета и грамотной манеры поведения в обществе. На таких занятиях ребёнок не только научится красиво танцевать, двигаться, держать осанку, но и будет развиваться духовно. Ведь танец – это творчество, танец – это именно тот вид искусства, который поможет ребёнку раскрыться, показать окружающим, как он видит этот мир.
Детский танец начинается с ритмики.
В МБОУДОД «Детская школа искусств» (г. Дзержинский) для детей 5-6 лет существует отделение раннего эстетического развития, в учебном плане которого есть предмет «Ритмика и танец».
Ритмика – это танцевальные упражнения, исполняемые под музыкальное сопровождение.
Ритмика является сравнительно молодой музыкально-педагогической дисциплиной. В ее основе лежат идеи выдающегося музыканта-педагога, композитора и дирижера Эмиля Жака-Далькроза, получившие широкое распространение в начале XX века. Назначение своей системы Далькроз сформулировал так: «Цель ритмики – подвести ее последователей к тому, чтобы они смогли сказать к концу своих занятий не столько «я знаю», сколько «я ощущаю», и, прежде всего, создавать у них непреодолимое желание выражать себя, что можно делать после развития их эмоциональных способностей и их творческого воображения» [4, с. 3].
Среди основных задач обучения данному предмету можно выделить следующие:
- развитие общей физической подготовки (силы, выносливости, ловкости);
- развитие танцевальных данных (координации движений, выворотности, гибкости, прыжка, шага и т.д.);
- воспитание трудолюбия, терпения, навыков общения в коллективе;
- развитие музыкальности, чувства ритма, артистичности и эмоциональной выразительности.
Ритмический слух как основа музыкальности
«Единство жизни –
это лишь единство ритма»
И. Стоун
Музыка - одно из могучих средств эстетического воспитания детей, воспроизводящее окружающую нас действительность в звуковых образах. Общение с музыкой способствует музыкально-эстетическому становлению ребенка, развивает основы его музыкальности (под музыкальностью понимается умение ребенка (слушателя) воспринимать в музыке определенное содержание), а музыкальная деятельность оказывает положительное влияние на общее развитие ребенка.
Воздействие музыки положительно сказывается на эмоциональном состоянии детей, дает возможность им получить общее эстетическое, моральное и физическое развитие. Она концентрирует внимание, память, восприятие, поддерживает работоспособность, усиливая эффект выполняемых упражнений, и улучшает педагогический процесс.
Музыкальность - сложное понятие, характеризующееся разным сочетанием отдельных способностей. Академик Б.В. Асафьев, обобщая свои наблюдения, отмечал у одних детей хорошую музыкальную память, у других - отзывчивость на музыку, у третьих - наличие абсолютного слуха, сопровождающееся не пониманием сложных художественных образов и, наоборот, у четвертых - неразвитый слух, сочетающийся порой с глубоким и серьезным интересом к музыке.
Наиболее развернутая характеристика музыкальных способностей дана Б.М. Тепловым, который показал разнообразные динамичные взаимосвязи между музыкой и переживаниями человека, между деятельностью и способностями, которые при этом развиваются. Им сделан анализ своеобразия музыкальности у детей.
Музыкальность, по мнению Б.М. Теплова, - это «тот компонент музыкальной одаренности, который необходим для занятия именно музыкальной деятельностью в отличие от всякой другой, и притом необходим для любого вида музыкальной деятельности» [3, с. 231].
Музыкальную одаренность Б.М. Теплов определял как качественно своеобразное сочетание способностей, от которого зависит успешность занятий музыкальной деятельностью. Он выдвинул категорию музыкальной одаренности, включающую как общие моменты, присущие многим видам деятельности, так и специальные, необходимые для занятия именно музыкальной деятельностью.
Главный признак музыкальности - способность эмоционально отзываться на музыку, сопереживать. Выразителями определенного содержания являются звуковысотные и ритмические движения, эмоционально воздействующие на слушателя. Следовательно, необходимо единство эмоциональной и слуховой сторон музыкальности.
Отсутствие музыкальности у человека проявляется в том, что музыка переживается им «просто как звуки, ничего решительно не выражающие. Чем больше человек слышит в звуках, тем более он музыкален» [6, с.37].
Музыкальность у детей - это комплекс способностей, содействующих успешному проявлению активной музыкальной деятельности в доступных формах. Интерес к музыке и достаточно развитый слух говорят о музыкальности у ребенка.
Ритм – один из центральных, основополагающих элементов музыки, обусловливающий ту или иную закономерность в распределении звуков во времени и является природным качеством человека.
Переживание ритма – это активный процесс, тесто связанный с восприятием музыки. «Слушатель только тогда переживает ритм, когда он его сопроизводит, соделывает… Всякое полноценное восприятие музыки есть активный процесс, предполагающий не просто слушание, но и соделывание, причем соделывание включает весьма разнообразные движения. Вследствие этого восприятие музыки никогда не является только слуховым процессом: оно всегда слуходвигательный процесс» [7, с. 192-193].
Развитие ритма приводит нас к понятию – чувство музыкального ритма, которое имеет не только моторную, но и эмоциональную природу. Содержание музыки эмоционально. Ритм – одно из выразительных средств музыки, с помощью которых передается содержание. Следовательно, музыкальный ритм всегда является выражением некоторого эмоционального содержания, составляет основу эмоциональной отзывчивости на музыку.
Активный, действенный характер музыкального ритма позволяет передавать в движениях мельчайшие изменения настроения музыки и тем самым постигать выразительность музыкального языка. Характерные особенности музыкальной речи (акценты, паузы, плавное или отрывистое движение и т.д.) могут быть переданы соответствующими по эмоциональной окраске движениями (хлопок, притоп, замирание в позе, плавные или отрывистые движения рук и ног и т.д.). Это позволяет использовать их для развития эмоциональной отзывчивости на музыку.
Таким образом, ритмический слух – это способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его.
Развитие музыкальности и ритмического слуха у детей дошкольного возраста на уроках ритмики и танца
Программа обучения предмету ритмика и танец на отделении раннего эстетического развития рассчитана на 2 года и соответствует возрасту детей 5-6 лет.
Основным видом деятельности детей данного возраста является игра. Речь идет о том, чтобы сделать игру органичным компонентом урока. Игры служат прекрасным средством создания атмосферы радости, бодрости, удовольствия. В играх дети легко усваивают и совершенствуют многие способности и жизненно необходимые навыки.
Поэтому в работе с маленькими учениками я всегда стараюсь придерживаться принципа «учимся – играя».
Развитие ритмического слуха является неотъемлемой частью в развитии музыкальности детей.
В данной главе я расскажу об основных методиках, применяемых мною на уроках ритмики и танца с детьми дошкольного возраста для достижения поставленной цели.
Исполнение упражнений под стихи.
Стихотворение заменяет ритмическую основу или счет. Все упражнения просты для выполнения, направлены на согласование речи с движением. Ребенок сопряженно с педагогом на каждый слог синхронно совершает движения руками, ногами, ладошками.
Например:
Упражнение «робот»
Стоит робот на дороге,
У него не гнуться ноги,
Может он махать руками,
Может он моргать глазами,
Может головой кивать,
Раз, два, три, четыре, пять.
Дети руки сгибают в локтях, совершают поочередно действия, имитирующие движения рук робота или Буратино. Текст произносится скандировано и четко.
Танцевальные движения, исполняемые под детские песни
Например:
В. Шаинский «Песенка крокодила Гены» и т.д.
Слова в песне помогают ребенку почувствовать метроритм музыкального произведения, сильную долю, тишину (паузы), начало и окончание танцевальной и музыкальной фразы.
Благодаря данной методике дети прекрасно начинают слышать музыку, понимать ее и «пропевать» танцевальные движения, тем самым способствуя развитию пластики, гибкости, танцевальности и создания гармонии в творческом процессе.
Прохлопывание ритмического рисунка
Данное упражнение можно выполнять под стихи, с музыкальным сопровождением и без него.
Например:
Игра «Хлопай в такт»
Дети улавливают и воспроизводят хлопками «пульс» звучащей музыки. Репертуар – детские песни, польки и марши.
Игра «Повторяй-ка»
Преподаватель задает учащимся комбинацию с хлопками с определенным метроритмическим рисунком. Учащиеся должны в точности ее повторить. Ритмические построения должны быть небольшие по объёму (два – четыре такта).
По мере усвоения хлопки можно чередовать с притопами и другими простыми танцевальными движениями, что также будет влиять на развитие памяти и координации движений.
Игра «Поезд»
Педагог вместе с детьми произносит слова:
Колёса вперёд покатились, как мячики,
Так-чики, так-чики, так-чики, так-чики!
и прохлопывает ритм движущего поезда.
По мере изучения можно исполнять двумя группами. Одна группа отстукивает сильную долю, другая – две слабые. Поезд также может ускорять движение.
Упражнения с предметами (мячи, флажки, ленты и т.д.)
Игра «Мячик»
Учащиеся стоят по кругу, в руке у одного ребенка мячик. Необходимо передавать его от ученика к ученику в определенном ритме.
Например:
На музыкальный размер 4/4 нужно на «раз, два» передать мяч, на «три, четыре» захватить его двумя руками и т.д.
Игры на смену темпа музыкального сопровождения или игры с ускорением
Игра «Жмурка»
Водящего игрока называют «жмуркой». Дети выбирают «жмурку». Звучит медленная музыка, дети становятся на одно колено, жмурка ходит между ними. Под звучание быстрой музыки дети легким бегом передвигаются вокруг жмурки, который под быструю музыку «засыпает» в красивой позе. С окончанием музыки «жмурка» ловит детей. Если «жмурка» догоняет кого-то, то они меняются ролями.
Очень большой интерес вызывают у детей игры или танцы с ускорением. Темп музыки к концу произведения начинает ускоряться и учащимся необходимо успеть выполнить все заданные движения в более быстром темпе.
6. Игры на смену характера музыкального сопровождения.
Игра «Ласточки, воробьи и петухи»
Дети стоят по кругу или свободно по залу. Каждому образу соответствует своя музыка.
Ласточки – “летают” (быстро бегают на носочках и машут крыльями);
Воробьи – сидят на корточках, клюют зернышки, прыгают по залу;
Петухи – важно прохаживаются по залу, крылья за спиной.
Для начала следует разобрать с детьми каждый из этих образов, прослушать музыкальные примеры и объяснить (показать!) какая музыка, какому образу соответствует. И только тогда можно начинать игру.
Заключение
В течение не одного десятка лет педагоги используют движение как средство музыкального развития. В прогрессивных педагогических системах музыкального воспитания движению отводится особое место, так как музыканты признали за ним возможность не только совершенствовать тело, но и развивать духовный мир человека.
Для целостного восприятия музыки необходим ритм. Если у человека с детства не развито чувство ритма, он будет неполноценно воспринимать музыку, т.е. у него будет страдать «музыкальная культура». Поэтому развитие чувства ритма является необходимым условием для формирования музыкальной культуры дошкольников.
Не смотря на то, что одни дети способны достичь высокого уровня музыкального развития, другие, возможно, более скромного, важно, чтобы с раннего детства дети учились относиться к музыке не только как к средству увеселения, но и как к важному явлению духовной культуры. Пусть это понимание будет примитивным, но оно значимо для личности.
Если в процессе музыкальной деятельности будет развито музыкально - эстетическое сознание детей, это не пройдет бесследно для их последующего развития и духовного становления.