kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методический доклад на тему: «Методика работы над развитием чувства метроритма на уроках сольфеджио»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В музыке высота звуков неотделима от их метроритмической организации. Поэтому на уроках сольфеджио развитие интонационного слуха и чувства метроритма должно вестись одновременно. Но в связи с особенностями этих разных сторон музыкального слуха, для каждой из них характерна своя методика развития.

          В понятии чувства метроритма различается несколько сторон:

I. Чувство метра – это ощущение равномерного чередования долей в разных темпах (то есть пульсация).

II. Чувство размера – это ощущение чередования сильных и слабых долей.

III. Чувство ритма – это ощущение чередования разных длительностей.

          Каждая из перечисленных сторон требует на уроке внимания. Все эти ощущения необходимо развивать и закреплять у учащихся. Остановимся на каждой из сторон отдельно.

I. В развитии чувства метроритма основным является ощущение и воспроизведение равномерной пульсации в разных темпах. На примере различных произведений надо объяснить детям, что такое пульсация. Можно сравнить ее с биением сердца человека или с ходом часов. Послушать, как бьется сердце, простучать его биение. Сказать, что если у человека сердце остановится, то человек не сможет жить, и в музыке – без пульсации нет произведения. Дети должны научиться улавливать и отбивать пульс произведения. Для этого педагог на каждом уроке играет несколько отрывков, в которых дети должны почувствовать и простучать пульс. В начале педагог помогает им в этом. Пульс отстукивают все вместе, затем пульс отстукивают сами дети, сначала по группам, позже индивидуально.

Закрепляя чувство метра, очень важно использовать в работе разные темпы упражнений. Ученики должны научиться чувствовать, исполнять и удерживать разные темпы. С первых уроков детям необходимо осознать важность единства темпа. При исполнении мелодии пусть лучше ученик поет ее в более спокойном, чем надо, темпе, но выдерживает его от начала до конца. Недопустимо, когда учащийся в легком месте ускоряет темп, а в трудном замедляет. Следует приучать детей выбирать темп по самому трудному месту. Для закрепления ощущения пульсации полезно использовать шумовой оркестр.

Например, все поют песню, педагог аккомпанирует на фортепиано, а ученики по очереди на разных инструментах ведут пульс. Лучше ощутить, прочувствовать пульсацию помогает использование на уроках элементов ритмики.

 

II. Чувство метра тесно связано с чувством размера.

Ощущая пульсацию в произведении, учащиеся должны научиться выделять в ней сильные и слабые доли. Ощущение сильных долей помогает им правильно определять размер. Слуховое осознание размера в своей основе имеет простую двух и трехдольность. Поэтому важно, чтобы дети свободно определяли, различали, что в основе произведения– 2-х или 3-хдольность.

Полезно проигрывать детям на уроке несколько отрывков из музыкальных произведений, в которых они определяли бы размер. Лишь после прочного усвоения простых размеров, можно переходить к сложным. В сложных размерах основным является тоже ощущение двух и трехдольности. Важно научиться отличать простую 2-х и 3-хдольность от сложной. В этом должны помогать все выразительные средства музыки: форма, гармония, мелодический рисунок, фактура, ритм. Это надо объяснить детям, показать на примерах, как разные выразительные средства помогают определить, что здесь не 2/4, а 4/4, не 3/8, а 6/8.

 Например, сравнить два марша в размере 2/4 и 4/4 (игрушечный и настоящий марши). Разобрать вместе с детьми, как размер влияет на характер марша, показать, как разные выразительные средства влияют на размер, почему. Полезно использовать для определения размеров примеры разных жанров, отмечая, что многим жанрам характерны свои размеры.

 Очень важно воспитать у учащихся правильное понимание группировки в разных размерах. Закреплять это понимание  в письменных заданиях на группировку (в заданном размере сгруппировать длительности; по группировке определить размер). Правильное исполнение группировки зависит от произнесения названий нот. В любой группе на начале доли делается акцент, а остальные ноты произносятся с ней слитно. Для выработки правильного произношения использовать сольмизацию. В средних и старших классах для сольфеджирования берут примеры со смешанными, переменными размерами.

В смешанных размерах важно научиться понимать, улавливать в каком порядке чередуются 2-х и 3-хдольные простые размеры, составляющие этот смешанный. Это важно, так как влияет на фразировку, смысл мелодии. В смешанных, а еще больше в переменных смена метров зависит от метра стиха. Поэтому мелодии с такими размерами легче понимаются, осознаются и исполняются детьми со словами.

          При работе над метром, размером следует помнить, что метроритмические ощущения бывают только слухо-двигательными, а не просто слуховыми, то есть сама природа чувства метра требует его закрепления в каких-то движениях. На уроках сольфеджио можно использовать ходьбу, хлопки, ритмические движения, танцевальные элементы, дирижирование. Основной двигательной формой на уроке сольфеджио является дирижирование. Но педагог должен помнить, что дирижирование имеет смысл и пользу, лишь когда движения руки естественны, автоматизированы и являются отражением ощущения темпа и размера. Поэтому на начальных этапах лучше не вводить схему жестов размера, а тактировать свободными, произвольными движениями или отстукивать доли.

В младших классах в разных упражнениях, заданиях возможна замена жеста руки хлопками, ходьбой и т.п. Дирижирование осваивается постепенно. Сначала дети учатся движению руки или рук вниз-вверх, т.е. в размере 2/4. Жест приводится в порядок, выделяется сильная доля – направление руки на сильную долю всегда вниз. Жест не должен быть неопределенным, расплывчатым. Каждая доля имеет свою фиксированную точку. Объем жестов небольшой, используется в основном свободная кисть руки, слегка участвует рука до локтя. Схема дирижирования в разных размерах сначала отрабатывается на счет, затем при сольмизации, дальше на знакомых песнях, на интонационных упражнениях. Лишь после усвоения схемы дирижирования, оно используется в чтении с листа, в других формах работы.

 

III. Особое внимание на уроках сольфеджио надо уделять развитию чувства ритма. Каждая ритмическая фигура сначала должна быть освоена на слух, а лишь затем проработана теоретически, в нотописании, закреплена при помощи различных форм работы. Например, хорошо помогают усвоению разных ритмов такие формы работы:

1. Сольмизация.                                    

2. Пение песен со словами.

3.Простукивание ритма:

а) знакомых песен, произведений по специальности.

б) по ритмической формуле.   

в) по нотам незнакомых мелодий.                                    

4. Игра в шумовом оркестре.

5. Запись ритма:

а) знакомых мелодий.

б) ритма, который простучал педагог.

 в) незнакомой мелодии.

6. Пение гамм, ладов, интонационных упражнений, настроек, распевок в разных ритмах.

7. Брать чтение с листа легкое интонационно, чтобы основное внимание уделить ритму.

8. Пение разученной мелодии с ритмическим аккомпанементом.   

 9. Ритмическое двухголосие.

10. Творческие задания. Сочинить мелодию на заданный ритм, к мелодии придумать ритмический аккомпанемент, мелодия записана ровными длительностями – придумать к ней ритм.

          Ритмические фигуры осваиваются постепенно, от простого к сложному. Освоение длительностей начинают с четверти в размере 2/4 (длительность совпадает с долей такта). Затем осваивают долгие длительности. Мелкие длительности сложнее для восприятия. Важным этапом является освоение четного дробления – сначала дробление четверти на восьмые, затем на шестнадцатые. Объяснить, что мы дробим четверть на одинаковые, ровные части. Использовать упражнения на дробление: одна группа отстукивает пульс (четверти), другая – ритм, где есть восьмые, позже шестнадцатые. На занятиях следует подробно проработать различные варианты дробления долей в размерах 2/4 и 3/4.На разные варианты дробления приводить музыкальные примеры, разучивать мелодии, использовать в упражнениях и т.п.

          Некоторые ритмические фигуры вызывают у детей затруднение при освоении. Например, ноты с точкой. В нотах с точкой начало следующей доли падает на точку, то есть существует лишь во внутреннем представлении. Поэтому полезно расшифровать ноту с точкой в виде залигованных нот. Дети видят, что тянут реальную ноту (точка для них абстрактна). Точно так же разобрать с учащимися синкопу, записать ее в виде залигованных нот. Дети должны понять, как она образовалась. Тщательно прорабатывается пунктирный ритм. В этом ритме содержится противоречие между написанием и произношением. В записи шестнадцатая присоединяется ребром к восьмой, а при исполнении эта шестнадцатая произносится слитно со следующей нотой. Это противоречие надо разъяснить детям и на разных упражнениях проработать этот ритм. Ритмические фигуры сначала осваиваются на слух, затем  в игре, отстукивании и лишь после этого включаются в сольфеджирование.

          Таким образом, при работе над развитием чувства метроритма следует параллельно развивать все 3 его стороны, используя на уроках разные формы работы

Просмотр содержимого документа
«Методический доклад на тему: «Методика работы над развитием чувства метроритма на уроках сольфеджио»»



Министерство культуры Республики Крым

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская музыкальная школа имени Георгия Шендерева»

городского округа Судак









Методический доклад на тему:

«Методика работы над развитием чувства метроритма на уроках сольфеджио»









Выполнила:

Ломоносова Е. М.

Концертмейстер Высшей категории, преподаватель теоретических дисциплин









2016г



В музыке высота звуков неотделима от их метроритмической организации. Поэтому на уроках сольфеджио развитие интонационного слуха и чувства метроритма должно вестись одновременно. Но в связи с особенностями этих разных сторон музыкального слуха, для каждой из них характерна своя методика развития.

В понятии чувства метроритма различается несколько сторон:

I. Чувство метра – это ощущение равномерного чередования долей в разных темпах (то есть пульсация).

II. Чувство размера – это ощущение чередования сильных и слабых долей.

III. Чувство ритма – это ощущение чередования разных длительностей.

Каждая из перечисленных сторон требует на уроке внимания. Все эти ощущения необходимо развивать и закреплять у учащихся. Остановимся на каждой из сторон отдельно.

I. В развитии чувства метроритма основным является ощущение и воспроизведение равномерной пульсации в разных темпах. На примере различных произведений надо объяснить детям, что такое пульсация. Можно сравнить ее с биением сердца человека или с ходом часов. Послушать, как бьется сердце, простучать его биение. Сказать, что если у человека сердце остановится, то человек не сможет жить, и в музыке – без пульсации нет произведения. Дети должны научиться улавливать и отбивать пульс произведения. Для этого педагог на каждом уроке играет несколько отрывков, в которых дети должны почувствовать и простучать пульс. В начале педагог помогает им в этом. Пульс отстукивают все вместе, затем пульс отстукивают сами дети, сначала по группам, позже индивидуально.

Закрепляя чувство метра, очень важно использовать в работе разные темпы упражнений. Ученики должны научиться чувствовать, исполнять и удерживать разные темпы. С первых уроков детям необходимо осознать важность единства темпа. При исполнении мелодии пусть лучше ученик поет ее в более спокойном, чем надо, темпе, но выдерживает его от начала до конца. Недопустимо, когда учащийся в легком месте ускоряет темп, а в трудном замедляет. Следует приучать детей выбирать темп по самому трудному месту. Для закрепления ощущения пульсации полезно использовать шумовой оркестр.

Например, все поют песню, педагог аккомпанирует на фортепиано, а ученики по очереди на разных инструментах ведут пульс. Лучше ощутить, прочувствовать пульсацию помогает использование на уроках элементов ритмики.



II. Чувство метра тесно связано с чувством размера.

Ощущая пульсацию в произведении, учащиеся должны научиться выделять в ней сильные и слабые доли. Ощущение сильных долей помогает им правильно определять размер. Слуховое осознание размера в своей основе имеет простую двух и трехдольность. Поэтому важно, чтобы дети свободно определяли, различали, что в основе произведения– 2-х или 3-хдольность.

Полезно проигрывать детям на уроке несколько отрывков из музыкальных произведений, в которых они определяли бы размер. Лишь после прочного усвоения простых размеров, можно переходить к сложным. В сложных размерах основным является тоже ощущение двух и трехдольности. Важно научиться отличать простую 2-х и 3-хдольность от сложной. В этом должны помогать все выразительные средства музыки: форма, гармония, мелодический рисунок, фактура, ритм. Это надо объяснить детям, показать на примерах, как разные выразительные средства помогают определить, что здесь не 2/4, а 4/4, не 3/8, а 6/8.

Например, сравнить два марша в размере 2/4 и 4/4 (игрушечный и настоящий марши). Разобрать вместе с детьми, как размер влияет на характер марша, показать, как разные выразительные средства влияют на размер, почему. Полезно использовать для определения размеров примеры разных жанров, отмечая, что многим жанрам характерны свои размеры.

Очень важно воспитать у учащихся правильное понимание группировки в разных размерах. Закреплять это понимание в письменных заданиях на группировку (в заданном размере сгруппировать длительности; по группировке определить размер). Правильное исполнение группировки зависит от произнесения названий нот. В любой группе на начале доли делается акцент, а остальные ноты произносятся с ней слитно. Для выработки правильного произношения использовать сольмизацию. В средних и старших классах для сольфеджирования берут примеры со смешанными, переменными размерами.

В смешанных размерах важно научиться понимать, улавливать в каком порядке чередуются 2-х и 3-хдольные простые размеры, составляющие этот смешанный. Это важно, так как влияет на фразировку, смысл мелодии. В смешанных, а еще больше в переменных смена метров зависит от метра стиха. Поэтому мелодии с такими размерами легче понимаются, осознаются и исполняются детьми со словами.

При работе над метром, размером следует помнить, что метроритмические ощущения бывают только слухо-двигательными, а не просто слуховыми, то есть сама природа чувства метра требует его закрепления в каких-то движениях. На уроках сольфеджио можно использовать ходьбу, хлопки, ритмические движения, танцевальные элементы, дирижирование. Основной двигательной формой на уроке сольфеджио является дирижирование. Но педагог должен помнить, что дирижирование имеет смысл и пользу, лишь когда движения руки естественны, автоматизированы и являются отражением ощущения темпа и размера. Поэтому на начальных этапах лучше не вводить схему жестов размера, а тактировать свободными, произвольными движениями или отстукивать доли.

В младших классах в разных упражнениях, заданиях возможна замена жеста руки хлопками, ходьбой и т.п. Дирижирование осваивается постепенно. Сначала дети учатся движению руки или рук вниз-вверх, т.е. в размере 2/4. Жест приводится в порядок, выделяется сильная доля – направление руки на сильную долю всегда вниз. Жест не должен быть неопределенным, расплывчатым. Каждая доля имеет свою фиксированную точку. Объем жестов небольшой, используется в основном свободная кисть руки, слегка участвует рука до локтя. Схема дирижирования в разных размерах сначала отрабатывается на счет, затем при сольмизации, дальше на знакомых песнях, на интонационных упражнениях. Лишь после усвоения схемы дирижирования, оно используется в чтении с листа, в других формах работы.



III. Особое внимание на уроках сольфеджио надо уделять развитию чувства ритма. Каждая ритмическая фигура сначала должна быть освоена на слух, а лишь затем проработана теоретически, в нотописании, закреплена при помощи различных форм работы. Например, хорошо помогают усвоению разных ритмов такие формы работы:

1. Сольмизация.

2. Пение песен со словами.

3.Простукивание ритма:

а) знакомых песен, произведений по специальности.

б) по ритмической формуле.

в) по нотам незнакомых мелодий.

4. Игра в шумовом оркестре.

5. Запись ритма:

а) знакомых мелодий.

б) ритма, который простучал педагог.

в) незнакомой мелодии.

6. Пение гамм, ладов, интонационных упражнений, настроек, распевок в разных ритмах.

7. Брать чтение с листа легкое интонационно, чтобы основное внимание уделить ритму.

8. Пение разученной мелодии с ритмическим аккомпанементом.

9. Ритмическое двухголосие.

10. Творческие задания. Сочинить мелодию на заданный ритм, к мелодии придумать ритмический аккомпанемент, мелодия записана ровными длительностями – придумать к ней ритм.

Ритмические фигуры осваиваются постепенно, от простого к сложному. Освоение длительностей начинают с четверти в размере 2/4 (длительность совпадает с долей такта). Затем осваивают долгие длительности. Мелкие длительности сложнее для восприятия. Важным этапом является освоение четного дробления – сначала дробление четверти на восьмые, затем на шестнадцатые. Объяснить, что мы дробим четверть на одинаковые, ровные части. Использовать упражнения на дробление: одна группа отстукивает пульс (четверти), другая – ритм, где есть восьмые, позже шестнадцатые. На занятиях следует подробно проработать различные варианты дробления долей в размерах 2/4 и 3/4.На разные варианты дробления приводить музыкальные примеры, разучивать мелодии, использовать в упражнениях и т.п.

Некоторые ритмические фигуры вызывают у детей затруднение при освоении. Например, ноты с точкой. В нотах с точкой начало следующей доли падает на точку, то есть существует лишь во внутреннем представлении. Поэтому полезно расшифровать ноту с точкой в виде залигованных нот. Дети видят, что тянут реальную ноту (точка для них абстрактна). Точно так же разобрать с учащимися синкопу, записать ее в виде залигованных нот. Дети должны понять, как она образовалась. Тщательно прорабатывается пунктирный ритм. В этом ритме содержится противоречие между написанием и произношением. В записи шестнадцатая присоединяется ребром к восьмой, а при исполнении эта шестнадцатая произносится слитно со следующей нотой. Это противоречие надо разъяснить детям и на разных упражнениях проработать этот ритм. Ритмические фигуры сначала осваиваются на слух, затем в игре, отстукивании и лишь после этого включаются в сольфеджирование.

Таким образом, при работе над развитием чувства метроритма следует параллельно развивать все 3 его стороны, используя на уроках разные формы работы.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс

Автор: Ломоносова Елена Михайловна

Дата: 14.11.2018

Номер свидетельства: 485732

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства