kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа "Ритмика"

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Предмет «Ритмика» на специализации «Хореографическое искусство» средней общеобразовательной школы-комплекс эстетического воспитания №8 является первой и базовой ступенью в хореографическом образовании для овладения другими хореографическими дисциплинами: «Классический танец», «Народно-сценический танец», «Историко-бытовой танец», «Бальный танец».

Ритмика знакомит учащихся с танцевальной культурой, формирует навыки исполнения танцевальных движений, развивает творческие способности, содействует физическому воспитанию и укреплению детского организма.

      На уроках ритмики закладывается элементарная основа, без которой в дальнейшем не может происходить процесс смыслового и зрительного образов движений, формирование двигательного (моторного) образа движений, формирование основы техники исполнения движений, развитие координационных способностей учащихся. Ритмика способствует развитию у детей музыкального восприятия, эмоциональности и образности, совершенствованию мелодического и гармонического слуха, музыкальной памяти, чувства ритма, культуры движений, умению творчески воплощать музыкально-двигательный образ.

Целью программы является развитие мотивации личности к познанию и творчеству, музыкально-эстетическое воспитание детей через обучение хореографии.
Пути достижения этой цели возможны с решением следующих задач:
-приобретение и совершенствование учащимися исполнительских навыков и умений;
-формирование всесторонне развитой творческой личности;
-расширение художественного и общекультурного кругозора;
-удержания интереса к хореографии.

 Содержание программы.

Программа «Ритмика» состоит из 3 –х разделов:

         1.Хореографическая азбука.

        2.Музыка и танец.

       3. Танцевальные этюды и композиции.

    Первый раздел предусматривает приобретение учащимися двигательных навыков, развитие координации, формирование осанки, развитие физических данных необходимых для занятий (шаг, взъём, выворотность, гибкость), овладение большим объёмом новых движений, Предмет «Ритмика» на специализации «Хореографическое искусство» средней общеобразовательной школы-комплекс эстетического воспитания №8 является первой и базовой ступенью в хореографическом образовании для овладения другими хореографическими дисциплинами: «Классический танец», «Народно-сценический танец», «Историко-бытовой танец», «Бальный танец».

Ритмика знакомит учащихся с танцевальной культурой, формирует навыки исполнения танцевальных движений, развивает творческие способности, содействует физическому воспитанию и укреплению детского организма.

      На уроках ритмики закладывается элементарная основа, без которой в дальнейшем не может происходить процесс смыслового и зрительного образов движений, формирование двигательного (моторного) образа движений, формирование основы техники исполнения движений, развитие координационных способностей учащихся. Ритмика способствует развитию у детей музыкального восприятия, эмоциональности и образности, совершенствованию мелодического и гармонического слуха, музыкальной памяти, чувства ритма, культуры движений, умению творчески воплощать музыкально-двигательный образ.

Целью программы является развитие мотивации личности к познанию и творчеству, музыкально-эстетическое воспитание детей через обучение хореографии.
Пути достижения этой цели возможны с решением следующих задач:
-приобретение и совершенствование учащимися исполнительских навыков и умений;
-формирование всесторонне развитой творческой личности;
-расширение художественного и общекультурного кругозора;
-удержания интереса к хореографии.

 Второй раздел предусматривает приобретение учащимися знаний в области музыкальной грамоты, воспитание чувства ритма и музыкального слуха посредством ритмических  упражнений и музыкальных игр.

 Третий раздел предполагает изучение разноплановых  танцев: образных («Пингвины» и т.д.), бальные («Сударушка», «Вару-вару» и т. д.), детские («Чунга -Чанга», «Паровозик»), в современных ритмах («Стирка», «Диско» и т. д.), которые могут стать репертуаром для сцены. При работе над танцевальным репертуаром важным моментом является развитие эмоциональности, синхронности, чувство ансамбля.

Основные методы работы:

  1. наглядный – практический качественный  показ;
  2. словесный – объяснение, желательно образное;
  3. игровой – учебный материал в игровой форме;
  4. творческий – самостоятельное создание учащимися музыкально-двигательных образов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«программа "Ритмика"»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Предмет «Ритмика» на специализации «Хореографическое искусство» средней общеобразовательной школы-комплекс эстетического воспитания №8 является первой и базовой ступенью в хореографическом образовании для овладения другими хореографическими дисциплинами: «Классический танец», «Народно-сценический танец», «Историко-бытовой танец», «Бальный танец».

Ритмика знакомит учащихся с танцевальной культурой, формирует навыки исполнения танцевальных движений, развивает творческие способности, содействует физическому воспитанию и укреплению детского организма.

На уроках ритмики закладывается элементарная основа, без которой в дальнейшем не может происходить процесс смыслового и зрительного образов движений, формирование двигательного (моторного) образа движений, формирование основы техники исполнения движений, развитие координационных способностей учащихся. Ритмика способствует развитию у детей музыкального восприятия, эмоциональности и образности, совершенствованию мелодического и гармонического слуха, музыкальной памяти, чувства ритма, культуры движений, умению творчески воплощать музыкально-двигательный образ.

Целью программы является развитие мотивации личности к познанию и творчеству, музыкально-эстетическое воспитание детей через обучение хореографии.
Пути достижения этой цели возможны с решением следующих задач:
-приобретение и совершенствование учащимися исполнительских навыков и умений;
-формирование всесторонне развитой творческой личности;
-расширение художественного и общекультурного кругозора;
-удержания интереса к хореографии.













Содержание программы.

Программа «Ритмика» состоит из 3 –х разделов:

         1.Хореографическая азбука.

        2.Музыка и танец.

       3. Танцевальные этюды и композиции.

    Первый раздел предусматривает приобретение учащимися двигательных навыков, развитие координации, формирование осанки, развитие физических данных необходимых для занятий (шаг, взъём, выворотность, гибкость), овладение большим объёмом новых движений, общеразвивающих упражнений (включающих в работу мышцы верхнего плечевого пояса, поясничного пояса, брюшного пресса, ног и рук); специальных упражнений (постановка корпуса, позиции ног, положения рук, положения в паре, шаги, бег, притопы, подскоки, перескоки, галоп, шаг польки.

Второй раздел предусматривает приобретение учащимися знаний в области музыкальной грамоты, воспитание чувства ритма и музыкального слуха посредством ритмических упражнений и музыкальных игр.

     Третий раздел предполагает изучение разноплановых  танцев: образных («Пингвины» и т.д.), бальные («Сударушка», «Вару-вару» и т. д.), детские («Чунга -Чанга», «Паровозик»), в современных ритмах («Стирка», «Диско» и т. д.), которые могут стать репертуаром для сцены. При работе над танцевальным репертуаром важным моментом является развитие эмоциональности, синхронности, чувство ансамбля.



Основные методы работы:

  1. наглядный – практический качественный  показ;

  2. словесный – объяснение, желательно образное;

  3. игровой – учебный материал в игровой форме;

  4. творческий – самостоятельное создание учащимися музыкально-двигательных образов.







МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ



Основные педагогические принципы: системность, доступность, последовательность, учёт возрастных особенностей, заинтересованность.



  Урок проводится 2 раза в неделю по 1 часу -  в 1 классе

  Урок делится на 3 части: подготовительную, основную и заключительную.

   Первая часть включает построение, взаимное приветствие, разминку, экзерсис на полу.

   Вторая: изучение элементов классического и народного танцев, основ музыкальной грамоты, танцевальных элементов и их комбинирование (подготовка  к репертуару).

   Третья часть включает работу над этюдами и композициями, закрепление музыкально-ритмического материала в игре.

Содержание и продолжительность каждой части изменчивы, так как зависят от задач, вида занятия, от особенностей и состояния учащихся, от условий работы и т.д.

Чтобы избежать напряжения мышечного аппарата и центральной нервной системы, необходимо периоды напряжения чередовать с периодами отдыха, что позволит учащимся восстановить свои силы и быть готовыми к выполнению более сложных заданий.



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Введение

На первом уроке необходимо провести беседу с детьми о целях и задачах первого года обучения, о правилах поведения и технике безопасности на уроках ритмики, о форме одежды для занятий.



Раздел I. Хореографическая азбука

                   Тема 1.1. Общеразвивающие упражнения

Разминка по кругу: шаг с носка, шаг на п/пальцах, на пятках, галоп (лицом в круг и спиной), подскоки, лёгкий бег на п/пальцах, перескоки.

Тема 1.2. Развитие отдельных групп мышц и подвижности суставов

Разминка на середине: упражнения для головы, шеи и плечевого пояса, упражнения для корпуса, упражнения для рук, ног, прыжки.

Тема 1.3. Экзерсис на полу

Экзерсис на полу направлен на расширение технических способностей учащихся.

Экзерсис выработан на основе многочисленных методик гимнастических упражнений, применяемых в хореографических школах, студиях, спорте.

Экзерсис на полу состоит из нескольких разделов:

  1. упражнения, сидя на полу

  2. лёжа на спине

  3. лёжа на боку

  4. лёжа на животе

  5. упражнения, стоя на коленях

  6. упражнения парами

Каждый из разделов имеет свои задачи, но практически через все упражнения проходит нацеленность на укрепление мышц спины, в стремлении добиться прямой осанки, вытянутости ног в коленях и стопе.

  1. Задачи раздела «Упражнения, сидя на полу»:

укрепление мышц спины, постановка осанки, вытянутость ног в колене и стопе, растяжка ахиллово сухожилия.

  1. Задачи раздела «Упражнения, лёжа на спине»:

укрепление мышц брюшного пресса, выворотности бёдер.

  1. Задачи раздела «Упражнения, лёжа на боку»:

развитие шпагата в сторону, выворотности бёдер.

  1. Задачи раздела «Упражнения, лёжа на животе»:

развитие гибкости корпуса, укрепление мышц спины, укрепление голеностопа.

  1. Задачи раздела «Упражнения, стоя на коленях»:

развитие гибкости, развитие подъёма.

  1. Задачи раздела «Упражнения парами»:

развитие гибкости спины, укрепление мышц спины, развитие выворотности,  укрепление брюшного пресса, растяжка.

Упражнения непременно исполняются в сопровождении музыкального инструмента и здесь важно следить за музыкальностью исполнения движений. Следование чёткой ритмической основе каждого упражнения способствует развитию музыкальности и внутренней организованности. Каждое упражнение имеет свои методические требования, они простые, но важно добиваться абсолютной точности их выполнения.

Все упражнения за редким исключением исполняются по 4 раза подряд. Не рекомендуется уменьшать эту нагрузку, её можно только увеличивать, но исходя из возможностей детей – их физической подготовленности, природных данных и степени концентрации внимания.

Желательно постепенно добиться непрерывности исполнения упражнений, что не должно привести к перегрузкам, т.к. упражнения следуют друг за другом с учётом смены нагрузки на различные группы мышц, при этом напряжение мышц сменяется расслаблением их.

     Тема 1.4. Фигурная маршировка.

  1. Виды рисунков танца (круг, змейка, колонна и т.д.):

  2. Виды фигур («звёздочка», «воротца» и т.д.):

  3. Виды шагов и ходов (марш, галоп, приставной и т.д.).



Тема 1.5. Элементы классического танца

Изучаются на середине зала

  1. понятие: середина класса, 8 точек, линии танца;

  2. постановка корпуса;

  3. позиции ног 1,2,3 свободные

  4. позиции рук

  5. перевод рук из позиции в позицию;



Тема 1.6. Элементы народного танца.

Положение рук на поясе, за юбку, за спиной, положения рук в паре (рука в руке, «лодочка», «корзиночка»; простейшие элементы русского танца:

  1. шаг с носка, с каблука

  2. «ёлочка», «гармошка» ковырялочка

  3. принципы вращения

  4. притопы и перетопы;

  5. присядка «мячик», простейшие хлопушки



Раздел II. Музыка и танец.

Тема 2.1. Связь музыки и движения.

Взаимосвязь танцевального движения с музыкой. Понятие о строении музыкальной и танцевальной речи. Законченность мелодии и танцевального движения. Понятие о музыкальном вступлении и исходном положении танцующего. Начало исполнения движения после исполнения музыкального вступления.

Тема 2.2.Темп музыкального произведения в танцевальных движениях

Понятия о музыкальных темпах: медленный, быстрый, умеренный. Выполнения движений в различных темпах: переход из одного темпа в другой, ускорение и замедление заданного темпа, сохранение заданного темпа после прекращения звучания музыки.

Тема 2.3.Динамика и характер музыкального произведения в танцевальных движениях.

Понятия о динамике (forte, piano)  музыкального произведения. Понятие о характере музыки (радостная, печальная, торжественная и др.). Этюды- импровизации на самостоятельное создание различных образов, развивающие творческую активность учащихся.

Тема 2.4. Музыкально – танцевальные игры.

 Музыкально-танцевальные игры предназначены для разгрузки учащихся, для подведения итогов урока. Способствуют творческой активности, развивают фантазию, внимание, чувство ритма, воображение, ориентацию в пространстве.

  1. «Солдаты и шпионы» (научить детей двигаться в соответствии с характером музыки);

  2. «Эхо» (научить выделять ритмический рисунок хлопками, притопами);

  3. «Цветы» (закреплять у детей умение узнавать музыкальные жанры) и т.д.



Раздел III. Танцевальные этюды и композиции.

Тема 3.1 Парные композиции.

  1. Изучение образных танцев («Весёлые гномы», «Пингвины», «Солнечные зайчики» и т.д. по выбору преподавателя)

  2. Изучение детских танцев («Чунга – Чанга», «Капитошка», «Домовёнок Кузя»)

  3. Изучение бальных танцев («Полька», «Сударушка» и т.д.)

  4. Изучение танцев в современных ритмах («Стирка», «Диско»,  и т.д.).

  5. Изучение русского танца («Барыня», «Лирический» и т.д.).

Тема 3.2.Массовые композиции.

Освоение композиционного пространства. Навыки коллективного исполнительства.

  1. Изучение массовых композиций. («Танец утят», Весёлые друзья», «Новогоднее настроение» и т.д.).



Основные требования к знаниям и умениям учащихся, прошедших курс «Ритмика»:

  1. иметь представления о темпах и динамике музыкальных произведений, уметь их определять и отражать в движениях;

  2. знать понятие: вступление, начало и конец произведения, уметь своевременно начинать движение по окончанию вступления;

  3. иметь навыки воспроизведения простейших ритмических рисунков с помощью хлопков в ладоши и притопов ног.

  4. иметь представление о двигательных функциях отдельных частей тела (головы, плеч, рук, ног, корпуса);

  5. иметь первоначальные навыки координации, хореографической памяти;

  6. знать простейшие построения (фигуры и рисунки танца), уметь самостоятельно размещаться в танцевальном зале;

  7. знать позиции рук и ног;

  8. владеть различными танцевальными шагами.

  9. иметь представление о танцевальном этюде и композиции, выразительности исполнения разнообразных танцев;

  10. уметь ориентироваться на площадке танцевального зала;

  11. иметь навыки исполнения движений в различных ракурсах и рисунках танца;

  12. иметь навыки исполнения танцевальных комбинаций;

  13. иметь навыки коллективного исполнительства.

















































УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

(1 час - 2 раза в неделю)

дата

Наименование тем

Количество часов


Введение

1


Раздел I. Хореографическая азбука

Общеразвивающие упражнения:



шаг с носка, шаг на п/пальцах, на пятках (разминка по кругу)

1


галоп (лицом в круг и спиной) 

1


лёгкий бег на п/пальцах


1


Перескоки

1


Развитие отдельных групп мышц и подвижности суставов.

Разминка на середине:

упражнения для головы, шеи и плечевого пояса


1


упражнения для корпуса,


1


упражнения для рук, ног,


1


Прыжки по 1 прямой позиции


1


Экзерсис на полу (партерный тренаж)

упражнения, сидя на полу

3




Упражнения лежа на спине

2


Упражнения лежа на животе

2


Упражнения лежа на боку

2


Упражнения стоя на коленях

2


Фигурная маршировка.

Виды рисунков танца (круг, змейка, колонна и т.д.):


2


Виды фигур («звёздочка», «воротца» и т.д.):


2


Виды шагов и ходов (марш, галоп, приставной и т.д.).


2


Элементы классического танца

Понятие: середина класса, 8 точек, линии танца;


1


Постановка корпуса


1


позиции ног 1,2,3 свободные

1


позиции рук


1


перевод рук из позиции в позицию

1


Элементы народного танца

Положение рук на поясе, за юбку, за спиной

1


положения рук в паре (рука в руке, «лодочка», «корзиночка»

2


простейшие элементы русского танца:

шаг с носка, с каблука




1


«ёлочка», «гармошка»

2


принципы вращения


1


притопы и удары


1


присядка «мячик», простейшие хлопушки


2


Музыка и танец.

Связь музыки и движения.

Понятие о музыкальном вступлении и исходном положении танцующего. Начало исполнения движения после исполнения музыкального

1


Темп музыкального произведения в танцевальных движениях

Понятия о музыкальных темпах: медленный, быстрый, умеренный.

1


Динамика и характер музыкального произведения в танцевальных движениях.

Понятия о динамике (forte,piano)

1


Музыкально – танцевальные игры.

«Солдаты и шпионы», «Эхо».

1


Танцевальные этюды и композиции.

Парные композиции.

Изучение образных танцев («Весёлые гномы», «Пингвины», «Солнечные зайчики» и т.д. по выбору преподавателя)


5


Изучение детских танцев («Чунга – Чанга», «Капитошка», «Домовёнок Кузя»)


5


Изучение танцев в современных ритмах («Стирка», «Диско»,  и т.д.).


5


Массовые композиции.

Изучение массовых композиций. («Танец утят», Весёлые друзья», и т.д.).


6

 РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Т.Барышникова   Азбука хореографии – Санкт- Петербург 1996 г.

2..Э. Великович   Здесь танцуют  - Ленинград 1974 г.

3. В. Пасютинская   Волшебный мир танца  -  Москва  1985 г.

4. И. Дешкова   Балет (энциклопедия ) -  Москва  1995 г.

5.А. Ваганова  Основы классического танца  -  Санкт – Петербург  2002 г.

6. Г. Гусев  Методика преподавания народного танца  -  Москва  2002г.

7. Т. Пуртова, А. Беликова   Учите детей танцевать   -  Москва  2003г.

8. М Медова  Классический танец  - Москва  2004 г.

9.  Н.А. Вихрева  Экзерсис на полу – Москва, 2004г.

10.Е.Раевская  Музыкально-двигательные упражнения  - Москва 1991 г.

11.Н.Г. Смирнова. Уроки хореографии в образовательных учреждениях. – Кемерово, 1996г.

12.Ритмика и бальные танцы – программа для начальной средней школы  - Москва 1997г

13. Л.Степанова    Новые бальные танцы  - Москва   1971г.

14. В. Кудрякова   Разрешите пригласить – Москва  1977г.

15.Красильникова  Классический танец  младшие классы – Красноярск ,2008г  (DVD).

16.Народно – сценический танец  - Новосибирск, 2000г, (DVD ).

17. Детские танцы  -  Москва,   2002г, (DVD).

18. А. Гришаев Обучение детей детскому современному танцу -  Новосибирск , 2004 г. (DVD).

19. О. Вернигора   Джаз-танец для детей 7 – 9 лет  - Новосибирск 2008 г. (DVD).










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
программа "Ритмика"

Автор: Высочина Юлия Александровна

Дата: 12.02.2016

Номер свидетельства: 292519

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Рабочая программа "Ритмика" для 1-4 класса"
    ["seo_title"] => string(44) "rabochaia_proghramma_ritmika_dlia_1_4_klassa"
    ["file_id"] => string(6) "413275"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1493910015"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "Ритмика как средство разностороннего, гармоничного развития и воспитания личности "
    ["seo_title"] => string(89) "ritmika-kak-sriedstvo-raznostoronniegho-gharmonichnogho-razvitiia-i-vospitaniia-lichnosti"
    ["file_id"] => string(6) "239256"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1444748088"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Программа внеурочной деятельности «Ритмика»  во 2 классе. "
    ["seo_title"] => string(60) "proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-ritmika-vo-2-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "176769"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1424487738"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(269) "Рабочая программа "Ритмика и танец" дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности для детей 5-7 лет"
    ["seo_title"] => string(80) "rabochaia_programma_ritmika_i_tanets_dopolnitelnaia_obshcheobrazovatelnaia_obshc"
    ["file_id"] => string(6) "552747"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1591375326"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(50) "Рабочая программа "Ритмика""
    ["seo_title"] => string(28) "rabochaia_proghramma_ritmika"
    ["file_id"] => string(6) "442912"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1512702945"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства