Предмет «Ритмика» на специализации «Хореографическое искусство» средней общеобразовательной школы-комплекс эстетического воспитания №8 является первой и базовой ступенью в хореографическом образовании для овладения другими хореографическими дисциплинами: «Классический танец», «Народно-сценический танец», «Историко-бытовой танец», «Бальный танец».
Ритмика знакомит учащихся с танцевальной культурой, формирует навыки исполнения танцевальных движений, развивает творческие способности, содействует физическому воспитанию и укреплению детского организма.
На уроках ритмики закладывается элементарная основа, без которой в дальнейшем не может происходить процесс смыслового и зрительного образов движений, формирование двигательного (моторного) образа движений, формирование основы техники исполнения движений, развитие координационных способностей учащихся. Ритмика способствует развитию у детей музыкального восприятия, эмоциональности и образности, совершенствованию мелодического и гармонического слуха, музыкальной памяти, чувства ритма, культуры движений, умению творчески воплощать музыкально-двигательный образ.
Целью программы является развитие мотивации личности к познанию и творчеству, музыкально-эстетическое воспитание детей через обучение хореографии.
Пути достижения этой цели возможны с решением следующих задач:
-приобретение и совершенствование учащимися исполнительских навыков и умений;
-формирование всесторонне развитой творческой личности;
-расширение художественного и общекультурного кругозора;
-удержания интереса к хореографии.
Содержание программы.
Программа «Ритмика» состоит из 3 –х разделов:
1.Хореографическая азбука.
2.Музыка и танец.
3. Танцевальные этюды и композиции.
Первый раздел предусматривает приобретение учащимися двигательных навыков, развитие координации, формирование осанки, развитие физических данных необходимых для занятий (шаг, взъём, выворотность, гибкость), овладение большим объёмом новых движений, Предмет «Ритмика» на специализации «Хореографическое искусство» средней общеобразовательной школы-комплекс эстетического воспитания №8 является первой и базовой ступенью в хореографическом образовании для овладения другими хореографическими дисциплинами: «Классический танец», «Народно-сценический танец», «Историко-бытовой танец», «Бальный танец».
Ритмика знакомит учащихся с танцевальной культурой, формирует навыки исполнения танцевальных движений, развивает творческие способности, содействует физическому воспитанию и укреплению детского организма.
На уроках ритмики закладывается элементарная основа, без которой в дальнейшем не может происходить процесс смыслового и зрительного образов движений, формирование двигательного (моторного) образа движений, формирование основы техники исполнения движений, развитие координационных способностей учащихся. Ритмика способствует развитию у детей музыкального восприятия, эмоциональности и образности, совершенствованию мелодического и гармонического слуха, музыкальной памяти, чувства ритма, культуры движений, умению творчески воплощать музыкально-двигательный образ.
Целью программы является развитие мотивации личности к познанию и творчеству, музыкально-эстетическое воспитание детей через обучение хореографии.
Пути достижения этой цели возможны с решением следующих задач:
-приобретение и совершенствование учащимися исполнительских навыков и умений;
-формирование всесторонне развитой творческой личности;
-расширение художественного и общекультурного кругозора;
-удержания интереса к хореографии.
Второй раздел предусматривает приобретение учащимися знаний в области музыкальной грамоты, воспитание чувства ритма и музыкального слуха посредством ритмических упражнений и музыкальных игр.
Третий раздел предполагает изучение разноплановых танцев: образных («Пингвины» и т.д.), бальные («Сударушка», «Вару-вару» и т. д.), детские («Чунга -Чанга», «Паровозик»), в современных ритмах («Стирка», «Диско» и т. д.), которые могут стать репертуаром для сцены. При работе над танцевальным репертуаром важным моментом является развитие эмоциональности, синхронности, чувство ансамбля.
Основные методы работы:
наглядный – практический качественный показ;
словесный – объяснение, желательно образное;
игровой – учебный материал в игровой форме;
творческий – самостоятельное создание учащимися музыкально-двигательных образов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«программа "Ритмика"»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Предмет «Ритмика» на специализации «Хореографическое искусство» средней общеобразовательной школы-комплекс эстетического воспитания №8 является первой и базовой ступенью в хореографическом образовании для овладения другими хореографическими дисциплинами: «Классический танец», «Народно-сценический танец», «Историко-бытовой танец», «Бальный танец».
Ритмика знакомит учащихся с танцевальной культурой, формирует навыки исполнения танцевальных движений, развивает творческие способности, содействует физическому воспитанию и укреплению детского организма.
На уроках ритмики закладывается элементарная основа, без которой в дальнейшем не может происходить процесс смыслового и зрительного образов движений, формирование двигательного (моторного) образа движений, формирование основы техники исполнения движений, развитие координационных способностей учащихся. Ритмика способствует развитию у детей музыкального восприятия, эмоциональности и образности, совершенствованию мелодического и гармонического слуха, музыкальной памяти, чувства ритма, культуры движений, умению творчески воплощать музыкально-двигательный образ.
Целью программы является развитие мотивации личности к познанию и творчеству, музыкально-эстетическое воспитание детей через обучение хореографии. Пути достижения этой цели возможны с решением следующих задач: -приобретение и совершенствование учащимися исполнительских навыков и умений; -формирование всесторонне развитой творческой личности; -расширение художественного и общекультурного кругозора; -удержания интереса к хореографии.
Содержание программы.
Программа «Ритмика» состоит из 3 –х разделов:
1.Хореографическая азбука.
2.Музыка и танец.
3. Танцевальные этюды и композиции.
Первый раздел предусматривает приобретение учащимися двигательных навыков, развитие координации, формирование осанки, развитие физических данных необходимых для занятий (шаг, взъём, выворотность, гибкость), овладение большим объёмом новых движений, общеразвивающих упражнений (включающих в работу мышцы верхнего плечевого пояса, поясничного пояса, брюшного пресса, ног и рук); специальных упражнений (постановка корпуса, позиции ног, положения рук, положения в паре, шаги, бег, притопы, подскоки, перескоки, галоп, шаг польки.
Второй раздел предусматривает приобретение учащимися знаний в области музыкальной грамоты, воспитание чувства ритма и музыкального слуха посредством ритмических упражнений и музыкальных игр.
Третий раздел предполагает изучение разноплановых танцев: образных («Пингвины» и т.д.), бальные («Сударушка», «Вару-вару» и т. д.), детские («Чунга -Чанга», «Паровозик»), в современных ритмах («Стирка», «Диско» и т. д.), которые могут стать репертуаром для сцены. При работе над танцевальным репертуаром важным моментом является развитие эмоциональности, синхронности, чувство ансамбля.
Основные методы работы:
наглядный – практический качественный показ;
словесный – объяснение, желательно образное;
игровой – учебный материал в игровой форме;
творческий – самостоятельное создание учащимися музыкально-двигательных образов.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Основные педагогические принципы: системность, доступность, последовательность, учёт возрастных особенностей, заинтересованность.
Урок проводится 2 раза в неделю по 1 часу - в 1 классе
Урок делится на 3 части: подготовительную, основную и заключительную.
Первая часть включает построение, взаимное приветствие, разминку, экзерсис на полу.
Вторая: изучение элементов классического и народного танцев, основ музыкальной грамоты, танцевальных элементов и их комбинирование (подготовка к репертуару).
Третья часть включает работу над этюдами и композициями, закрепление музыкально-ритмического материала в игре.
Содержание и продолжительность каждой части изменчивы, так как зависят от задач, вида занятия, от особенностей и состояния учащихся, от условий работы и т.д.
Чтобы избежать напряжения мышечного аппарата и центральной нервной системы, необходимо периоды напряжения чередовать с периодами отдыха, что позволит учащимся восстановить свои силы и быть готовыми к выполнению более сложных заданий.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Введение
На первом уроке необходимо провести беседу с детьми о целях и задачах первого года обучения, о правилах поведения и технике безопасности на уроках ритмики, о форме одежды для занятий.
Раздел I. Хореографическая азбука
Тема 1.1. Общеразвивающие упражнения
Разминка по кругу: шаг с носка, шаг на п/пальцах, на пятках, галоп (лицом в круг и спиной), подскоки, лёгкий бег на п/пальцах, перескоки.
Тема 1.2. Развитие отдельных групп мышц и подвижности суставов
Разминка на середине: упражнения для головы, шеи и плечевого пояса, упражнения для корпуса, упражнения для рук, ног, прыжки.
Тема 1.3. Экзерсис на полу
Экзерсис на полу направлен на расширение технических способностей учащихся.
Экзерсис выработан на основе многочисленных методик гимнастических упражнений, применяемых в хореографических школах, студиях, спорте.
Экзерсис на полу состоит из нескольких разделов:
упражнения, сидя на полу
лёжа на спине
лёжа на боку
лёжа на животе
упражнения, стоя на коленях
упражнения парами
Каждый из разделов имеет свои задачи, но практически через все упражнения проходит нацеленность на укрепление мышц спины, в стремлении добиться прямой осанки, вытянутости ног в коленях и стопе.
Задачи раздела «Упражнения, сидя на полу»:
укрепление мышц спины, постановка осанки, вытянутость ног в колене и стопе, растяжка ахиллово сухожилия.
развитие гибкости корпуса, укрепление мышц спины, укрепление голеностопа.
Задачи раздела «Упражнения, стоя на коленях»:
развитие гибкости, развитие подъёма.
Задачи раздела «Упражнения парами»:
развитие гибкости спины, укрепление мышц спины, развитие выворотности, укрепление брюшного пресса, растяжка.
Упражнения непременно исполняются в сопровождении музыкального инструмента и здесь важно следить за музыкальностью исполнения движений. Следование чёткой ритмической основе каждого упражнения способствует развитию музыкальности и внутренней организованности. Каждое упражнение имеет свои методические требования, они простые, но важно добиваться абсолютной точности их выполнения.
Все упражнения за редким исключением исполняются по 4 раза подряд. Не рекомендуется уменьшать эту нагрузку, её можно только увеличивать, но исходя из возможностей детей – их физической подготовленности, природных данных и степени концентрации внимания.
Желательно постепенно добиться непрерывности исполнения упражнений, что не должно привести к перегрузкам, т.к. упражнения следуют друг за другом с учётом смены нагрузки на различные группы мышц, при этом напряжение мышц сменяется расслаблением их.
Тема 1.4. Фигурная маршировка.
Виды рисунков танца (круг, змейка, колонна и т.д.):
Виды фигур («звёздочка», «воротца» и т.д.):
Виды шагов и ходов (марш, галоп, приставной и т.д.).
Тема 1.5. Элементы классического танца
Изучаются на середине зала
понятие: середина класса, 8 точек, линии танца;
постановка корпуса;
позиции ног 1,2,3 свободные
позиции рук
перевод рук из позиции в позицию;
Тема 1.6. Элементы народного танца.
Положение рук на поясе, за юбку, за спиной, положения рук в паре (рука в руке, «лодочка», «корзиночка»; простейшие элементы русского танца:
шаг с носка, с каблука
«ёлочка», «гармошка» ковырялочка
принципы вращения
притопы и перетопы;
присядка «мячик», простейшие хлопушки
Раздел II. Музыка и танец.
Тема 2.1. Связь музыки и движения.
Взаимосвязь танцевального движения с музыкой. Понятие о строении музыкальной и танцевальной речи. Законченность мелодии и танцевального движения. Понятие о музыкальном вступлении и исходном положении танцующего. Начало исполнения движения после исполнения музыкального вступления.
Тема 2.2.Темп музыкального произведения в танцевальных движениях
Понятия о музыкальных темпах: медленный, быстрый, умеренный. Выполнения движений в различных темпах: переход из одного темпа в другой, ускорение и замедление заданного темпа, сохранение заданного темпа после прекращения звучания музыки.
Тема 2.3.Динамика и характер музыкального произведения в танцевальных движениях.
Понятия о динамике (forte, piano) музыкального произведения. Понятие о характере музыки (радостная, печальная, торжественная и др.). Этюды- импровизации на самостоятельное создание различных образов, развивающие творческую активность учащихся.
Тема 2.4. Музыкально – танцевальные игры.
Музыкально-танцевальные игры предназначены для разгрузки учащихся, для подведения итогов урока. Способствуют творческой активности, развивают фантазию, внимание, чувство ритма, воображение, ориентацию в пространстве.
«Солдаты и шпионы» (научить детей двигаться в соответствии с характером музыки);