Развитие критического мышления у обучающихся 4-х классов на уроках литературного чтения
Развитие критического мышления у обучающихся 4-х классов на уроках литературного чтения
Одной из проблем образования в России всегда была низкая практическая направленность знаний, что подтверждают последние результаты теста PISA (ПИЗА), где Россия в общем рейтинге заняла 30 место (по данным 2018 года). Причиной является перегруженность детей различной информацией, что говорит о неразвитости у детей критического мышления. Задача современного педагога – научить ребенка в огромном потоке информации самостоятельно добывать необходимые знания и критически осмысливать их.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие критического мышления у обучающихся 4-х классов на уроках литературного чтения»
Развитие критического мышления у обучающихся 4-х классов на уроках литературного чтения
Автор: Валькова Любовь Евгеньевна,
учитель начальных классов
МАОУ СОШ №36
Одной из проблем образования в России всегда была низкая практическая направленность знаний, что подтверждают последние результаты теста PISA (ПИЗА), где Россия в общем рейтинге заняла 30 место (по данным 2018 года). Причиной является перегруженность детей различной информацией, что говорит о неразвитости у детей критического мышления. Задача современного педагога – научить ребенка в огромном потоке информации самостоятельно добывать необходимые знания и критически осмысливать их. Актуальность данной темы можно обосновать необходимостью общества в личности, которая обладает определенными качествами мышления, такими как умение работать с нарастающим и изменяющимся потоком знаний, самостоятельно добывать информацию и решать проблемы. Эти навыки позволили бы ученику добиваться высоких результатов в любой сфере.
Технология развития критического мышления является системой стратегий и методических приемов, предназначенных для использования в различных предметных областях, видах и формах работы. Она позволяет добиваться таких образовательных результатов как:
умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний;
умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;
умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;
умение решать проблемы; способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность);
умение сотрудничать и работать в группе;
способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми.
Главная цель применения технологии критического мышления – научить обучающихся осознанно и самостоятельно работать с учебными материалами, а затем уже с другими источниками информации.
Структура урока по этой технологии соответствует закономерным этапам когнитивной деятельности личности. Первая стадия – вызов. Целью данной стадии является вызов знаний, которыми уже обладает обучающийся, активизация его деятельности, мотивация к дальнейшей работе на уроке. Большинство учителей составляет процесс обучения так, что цели, поставленные самим учителем на уроке, будут восприняты обучающимися как собственные. Согласно идеям Дж.Дьюи, необходимо конструировать урок так, чтобы обучающиеся сами ставили цели обучения на уроке, обращаясь к уже имеющимся у них знаниям. Если дать обучающемуся возможность проанализировать то, что он уже знает по изучаемому материалу, то появляется дополнительный стимул для формирования собственных целей- мотивов. Другая цель стадии вызова – это активизация мыслительной деятельности учеников. Важно, чтобы каждый смог принять участие в работе, где требуется актуализация своего личного опыта. Здесь можно сочетать приемы индивидуальной и групповой работы. Не менее важным фактором при реализации стадии вызова является систематизация всей информации, которую получили в результате высказываний обучающихся. Это позволит увидеть ученикам всю информацию в более категориальном виде, помогут выявить противоречия, неясные моменты, которые позже проявятся. Обучающийся намечает, на каком аспекте изучаемого он должен заострить внимание. На стадии вызова на уроке литературного чтения можно использовать такие приемы, как, например, при изучении произведения С.Т.Аксакова «Аленький цветочек» можно для пробуждения интереса использовать прием «Погружение», где учитель будет показывать иллюстрации к сценам из произведения, сопровождая это вопросами: «Как называется это произведение?», «Вас заинтересовала эта история? Хотите узнать ее подробнее?», «Как вы думаете, о чем оно?» «Верите ли вы в чудеса, мечту?». При работе над значением неизвестных слов можно использовать прием «Корзина идей»(«Как вы думаете, какое значение имеет это слово? Какие ассоциации оно у вас вызывает?»). В это время учитель фиксирует ответы детей на доске.
Следующая стадия – осмысление содержания, главной задачей которой является отслеживание понимания учебного материала и сохранение дальнейшей активности всего класса. Важный момент этой стадии – получение информации по теме. Если на предыдущем этапе обучающиеся определили ориентиры для дальнейшей деятельности, то на этом учитель может расставить акценты в соответствии с заданными вопросами. Для успешной организации работы можно использовать такие приемы, как «Чтение с остановками», где во время остановок будет производиться обсуждение материала. Этот прием необходим, поскольку обучающийся далеко не всегда может увидеть важное в тексте, однако для реализации его необходима подготовка к восприятию текста. Можно использовать прием «Дерево предсказаний», суть которого заключается в фиксировании своих предположений обучающимися.
Последняя стадия – рефлексия. Она направлена на обобщение и размышление над материалом, что ребенок получил на уроке. На этом этапе обучающиеся систематизируют новую информацию по отношению к уже имеющейся, а также в соответствии с категориями знания. Таким образом, происходит «присвоение» нового знания и формирование на его основе собственного аргументированного представления об изучаемом. Анализ собственных мыслительных операций составляет сердцевину данного этапа. Наиболее разумным решением является сочетание групповой и индивидуальной работы. Во время индивидуальной работы (эссе, кластер) обучающиеся производят отбор информации, наиболее важный для понимания ими самими сути темы и при этом выражают собственные идеи и причинно-следственные связи.
В ходе работы в рамках этой модели обучающиеся овладевают различными способами интегрирования информации, учатся вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений, строят умозаключения и логические цепи доказательств, выражают свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим.
Преимуществом всех приемов и стратегий, применяемых на уроках, является универсальность и доступность, а также тот факт, что совместная работа способствует лучшему запоминанию текста, его качественному осмыслению.
Урок по произведению Д.Н.Мамина-Сибиряка «Приемыш» по технологии развития критического мышления может быть построен следующим образом:
На стадии вызова мы используем приемы «Прогнозирование результатов» и «Корзина идей».
Реализуем первый прием при помощи вопроса «Что же значит слово «приемыш»? Как думаете, о ком в произведении пойдет речь». Второй прием используется для актуализации знаний по теме урока, в данном случае обучающиеся будут вспоминать известное ими из биографии Мамина-Сибиряка, зафиксируют в тетради то, что вспомнили и обменяются информацией с одноклассниками.
Следующая стадия – осмысление, в ней также может быть представлено два приема. Прием «Дерево с предсказаниями» реализуется в процессе чтения, то есть в одну из остановок в тексте. В кульминационный момент, происходящий после первой встречи лирического героя и хозяина приемыша, Тараса, чтение текста останавливается и звучит вопрос: «Что могло произойти с Приемышем?», после чего обучающиеся высказывают свои предположения. «Стволом» дерева становится озвученный ранее вопрос, а «ветками» предполагаемые варианты.
Последняя стадия, называемая рефлексией, представлена синквейном. Синквейн – пятистрочное стихотворение, лишенное рифмы. Первая строка – существительное, тема стихотворения. Вторая – два прилагательных, описывающих или подходящих теме стихотворения. Третья – три глагола, раскрывающие действия, свойственные данному предмету. Четвертая – фраза, раскрывающая суть предмета или явления. Пятая, заключительная, представляет собой вывод, состоит из одного существительного. Обучающимся будет предложено две темы для синквейна по произведению – «Приемыш» и «Тарас».
Пример синквейна по теме «Приемыш»:
1.Приемыш
2. Грациозный, умный
3. Любит, ждет, надеется
4. Верит в свои силы
5. Борец
Пример синквейна по теме «Тарас»
Тарас
Разумный, одинокий
Отпускает, принимает, понимает
Готов пожертвовать своими интересами
Добряк
Примерные планы уроков по технологии критического мышления с используемыми в них приемами представлены в таблице 1.
Таблица 1 – Приемы и стратегии технологии развития критического мышления уроках литературного чтения в четвертом классе.
№
Тема урока
Приемы и стратегии
Стадия вызова
Стадия осмысления
Стадия рефлексии
1
П.П.Ершов «Конек-горбунок»
Прогнозирование по иллюстрации
Чтение с остановками
Письмо персонажу
2
А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
Верно-неверно
Зигзаг, сравнительная таблица
Прием телеграмма
3
М.Ю.Лермонтов «Ашик-Кериб»
Таблица ЗХУ
Уголки, бортовой журнал
Прием ЗХУ
4
Л.Н.Толстой «Детство»
Перепутанные цепочки
Верно-неверно
Сообщи свое я
5
А.П.Чехов «Мальчики»
Толстые и
тонкие вопросы, таблица ЗХУ
Чтение с остановками
Синквейн
6
В.М.Гаршин «Сказка о жабе и розе»
Круги на воде
Чтение с остановками, сравнительная таблица
Сообщи свое я
7
П.П.Бажов «Серебряное копытце»
Инсерт
Чтение с остановками
Мысли во времени
8
С.Т.Аксаков «Аленький цветочек»
Корзина идей
Чтение с остановками, толстые и тонкие вопросы
Эссе, кластер
9
Е.Л.Шварц «Сказка о потерянном времени»
Кластер
Дерево предсказаний, шесть шляп мышления
Ромашка Блума, творческая работа
1
В.Ю.Драгунский «Что любит Мишка?»
Мозговой штурм, предположение
Взаимоопрос, чтение с остановками
Синквейн, шесть шляп
1
К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками»
Ассоциации
Инсерт, чтение с остановками
До- после
1
Д.Н.Мамин-Сибиряк «Приемыш»
Корзина идей, мозговой штурм
Дерево предсказаний,
чтение с остановками
Синквейн
Каждая из стратегий технологии является инструментом для достижения конкретных целей. Эти стратегии используются учителем для выработки таких умений как умение решать реальные и учебные проблемы, выделять из текста основные смысловые единицы, способность к результативной работе в группе и многое другое. Измерить все вырабатывающиеся в процессе технологии умения количественным показателем нельзя, поскольку существуют вопросы, на которые не существует единственного правильного ответа, а также приоритетность процесса работы, а не результата деятельности обучающегося. При включении технологии в урок можно добиться следующих результатов: умение выделять второстепенное и центральное в тексте, использовать и выбирать подходящие концепции и методы из различных дисциплин для эффективного и творческого решения проблем, формировать ассоциации между разными междисциплинарными фактами и методами, использовать критическое мышление на уроке для исследования, решения и представления решений проблем, принимать решения на основе анализа, эффективно интерпретировать и выражать различные идеи в письменной, визуальной, слуховой и устной формах.
Условно степень развитости показателей критического мышления можно разделить на четыре уровня. На первом уровне обучающий демонстрирует ограниченную демонстрацию навыков, при этом способен: определять основную проблему, спорный вопрос или позицию источника, определять скрытые аспекты проблемы и адресует их отношения друг к другу.
Ко второму уровню обучающийся демонстрирует базовые знания и навыки: определяет собственную позицию по данному вопросу, опираясь на опыт и информацию, недоступную из назначенных источников, имеет более чем одну точку зрения, включая точки зрения, извлеченные из внешней информации, четко различает факт, мнение и признает оценочные суждения.
Третий уровень подразумевает уже понимание и способность применять необходимые знания и навыки. На этом этапе уже возможно: определять и рассматривать обоснованность ключевых предположений, которые лежат в основе проблемы, изучать доказательства и источник доказательств, связывать причину и следствие, иллюстрировать существующие или потенциальные последствия, анализировать объем и контекст проблемы.
Последний уровень является демонстрацией тщательного, эффективного использования знаний и навыков. Для четвертого уровня присуще такое сложное умение, как определение и обсуждение выводов, последствий проблем с учетом контекста, предположений данных и доказательств.
Технология развития критического мышления является отличным средством не только для развития личности, но и для более внимательного отношения к слову, тексту, речи. Использование ее на уроках превращает обычное занятие по литературному чтению в творческий и увлекательный процесс.
Методические рекомендации для учителей начальных классов по применению технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения в четвертом классе.
На уроках литературного чтения в четвертом классе для высокой предметной результативности можно использовать технологию развития критического мышления.
На стадии вызова обычно используются приемы для вызова уже имеющихся знаний по теме. Например, при знакомстве с произведением «Мальчики» А.П.Чехова можно использовать метод «Мозговой штурм». На первом этапе мозгового штурма участникам предлагается подумать и записать все, что они знают или думают про этого писателя, предположения о том, что встретится в произведении; на втором - участники обмениваются информацией. На третьем этапе – учитель сообщает о результатах «мозгового штурма». Идет обсуждение итогов работы, оценка наилучших идей, их обоснование и публичная защита. Принимается коллективное решение о лучших идеях решения проблемы. В заключительном слове ведущий подводит итоги проведения мозговой атаки.
Мозговая атака повышает как качество, так и количество идей. Вероятность натолкнуться на хорошую идею среди большой их выборки увеличивается. Наиболее различный подход к мозговой атаке состоит в том, чтобы рассмотреть ее как чрезвычайно быстрый способ генерирования необходимого разнообразия идей, которое может послужить основой для серьезного поиска решения. Непосредственно ценным выходом мозговой атаки является не сама идея, а категории, на которые они разбиваются в процессе классификации.
Правила проведения мозговой атаки:
1) чем больше идей, тем лучше;
2) нет плохих идей;
3) без плохой идеи не родится хорошая;
4) не критикуйте идеи по мере их выдвижения;
5) отталкивайтесь от уже выдвинутых идей к порождению новых;
6) чем неожиданнее идея, тем лучше;
7) все идеи записывайте;
8) комбинируйте и улучшайте любые идеи.
Также на стадии вызова можно использовать прием «Верно – не верно», суть которого заключается в фиксировании ответов, верных или нет. Задача обучающихся согласиться или не согласиться с утверждениями. Например, при изучении творчества Пушкина обучающиеся в тетрадях расчерчивают таблицу (таблица 2) для проверки уже имеющихся знаний по биографии или произведениям писателя.
Верно
Не верно
1. Пушкин обучался в Царском лицее.
2. Пушкин написал поэму «Руслан и Людмила».
1. Пушкин писал произведения только в стихотворной форме.
2. Стихотворение «Ночевала тучка золотая» было написано Пушкиным.
Таблица 2 «Верно – не верно. Творчество и биография А.С.Пушкина»
Прием «ЗХУ» также может использоваться на стадии вызова. Данный прием подразумевает использование таблицы из трех столбцов, где обучающиеся отмечают в первых двух столбцах уже известное и то, что хочет узнать в процессе, а в последнем итог урока, но эта колонка заполняется на стадии рефлексии. Например, при изучении сказки В.М.Гаршина «Сказка о жабе и розе» можно использовать такую таблицу (таблица 3).
Таблица 3 «Творчество В.М.Гаршина. «Сказка о жабе и розе»»
Знаю
Хочу знать
Узнал на уроке
В.М.Гаршин происходил из древней дворянской семьи.
Участвовал в войне с Турцией.
Ознакомиться с произведением «Сказка о жабе и розе».
В.М.Гаршин был другом художника Репина.
Ознакомился с героями, текстом, содержанием произведения «Сказка о жабе и розе».
Следующая стадия – это стадия осмысления, в течение которой обучающиеся знакомятся с новым материалом. На этой стадии учителю важно сохранить активность, которую обучающиеся проявляли и в начале урока, направлять деятельность идей.
Прием, который можно использовать на уроках с большим количеством новой информации, называется «Зигзаг». Суть приема заключается в чередовании групповой и индивидуальной работы. Например, при знакомстве с биографией Е.Л.Шварца класс делится на несколько групп. Каждой из групп дается свой фрагмент текста, который они прорабатывают. Индивидуальная работа заключается в проработке каждым участником своего отрывка, после чего выбирается лучший и представляется другим группам.
Одним из наиболее интересных приемов, используемых на стадии осмысления, является кубик Блума. Для реализации этого приема понадобится бумажный куб, на гранях которого будет написано: «объясни», «назови», «почему», «предложи», «придумай», «поделись». Формулируется тема урока, то есть направление вопросов, на которые будут отвечать обучающиеся, затем кубик бросается учителем. Учитель задает вопрос в соответствии с выпавшей гранью. Например, при изучении произвдения Е.Л.Шварца «Сказка о потерянном времени» можно задать такие вопросы:
- «объясни» – «Какое качество объединяет ребят, попавших в такую ситуацию?»
Это вопросы уточняющие. Они помогают увидеть проблему в разных аспектах и сфокусировать внимание на всех сторонах заданной проблемы.
- «назови» – «Назови главных героев сказки».
Предполагает воспроизведение знаний. Это самые простые вопросы. Ученику предлагается просто назвать предмет, явление, термин и т.д.
- «почему» – «Почему ребята в сказке постарели?»
Это блок вопросов позволяет сформулировать причинно-следственные связи, то есть описать процессы, которые происходят с указанным предметом, явлением.
- «предложи» – «Как ты думаешь, что могли бы посоветовать ребята другим после случившегося с ними?»
Обучающийся должен предложить свою задачу, которая позволяет применить то или иное правило. Либо предложить свое видение проблемы, свои идеи. То есть обучающийся должен объяснить, как использовать то или иное знание на практике, для решения конкретных ситуаций.
- «придумай» – «Что могло бы произойти, если бы все жители города были как эти дети, лодырями и прогульщиками?»
Это вопросы творческие, которые содержат в себе элемент предположения, вымысла.
- «поделись» – «Какие эмоции вызвали у вас ребята своим поведением?»
Вопросы этого блока предназначены для активации мыслительной деятельности учащихся, учат их анализировать, выделять факты и следствия, оценивать значимость полученных сведений, акцентировать внимание на их оценке.
Одним из наиболее эффективных приемов, используемых на стадии рефлексии, является чтение с остановками, однако несмотря на свою легкость, данный прием требует много подготовки для его реализации. Например, при знакомстве с произведением П.П.Бажова «Серебряное копытце» предварительно текст делим на несколько частей. Каждая часть должна иметь логическое завершение и ряд вопросов по ней. Вопросы должны готовить к восприятию следующего отрывка.
Прием «Кластер» – способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Последовательность действий при составлении кластера проста и логична:
1. Посередине чистого листа (доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.
2. Вокруг набросать слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы.
3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.
В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной теме.
Кластер оформляется в виде грозди или модели планеты со спутниками. В центре располагается основное понятие, мысль, по сторонам обозначаются крупные смысловые единицы, соединенные с центральным понятием прямыми линиями. Это могут быть слова, словосочетания, предложения, выражающие идеи, мысли, факты, образы, ассоциации, касающиеся данной темы. И уже вокруг «спутников» центральной планеты могут находиться менее значительные смысловые единицы, более полно раскрывающие тему и расширяющие логические связи. Важно уметь конкретизировать категории, обосновывая их при помощи мнений и фактов, содержащихся в изучаемом материале. На уроках литературного чтения кластер можно использовать при знакомстве со сказками (рисунок 1).
Рисунок 1. Кластер «Сказки»
народные
волшебные
бытовые
о животных
Сказки
литературныее
о животных
волшебные
бытовые
Последняя стадия или рефлексия нужна для того, чтобы обучающиеся оценили результаты совей деятельности на уроке. Одним из наиболее распространенных приемов, используемых на стадии рефлексии, является синквейн. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях.
Данное короткое литературное произведение, характеризующее предмет (тему), пишется по определенным правилам. Синквейн используется для фиксации эмоциональных оценок, описания своих текущих впечатлений, ощущений и ассоциаций.
Правила написания синквейна:
1-я строчка - одно слово - название стихотворения, тема (обычно существительное);
2-я строчка - два слова (прилагательные или причастия) - описание темы (слова можно соединять союзами и предлогами);
3-я строчка - три слова (глаголы): действия, относящиеся к теме;
4-я строчка - четыре слова - фраза, которая показывает отношение автора к теме в 1-ой строчке;
5-я строчка - одно слово - ассоциация, синоним, который повторяет суть темы в 1-ой строчке, обычно существительное.
При знакомстве с произведениями, требующими выражения эмоционального отношения, синквейн является лучшим приемом для рефлексии. Например, при изучении произведения «Аленький цветочек» можно написать такой синквейн, характеризующий главную героиню:
Настенька
Кроткая, верная
Любит, уважает, помогает
Имеет прекрасные душевные качества
Невеста.
Очень полезно для работы с понятиями, противоположными по смыслу, написание диаманты. Диаманта – это стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых – понятия с противоположным значением. Этот вид стиха составляется по следующей схеме:
1, 7 строчки – существительные антонимы;
2 – два прилагательных к первому существительному;
3 – три глагола к первому существительному;
4 – два словосочетания с существительными;
5 – три глагола ко второму существительному;
6 – два прилагательных ко второму существительному.
Написание диаманты полезно для понимания школьниками сути различий и взаимосвязи понятий, противоположных по значению.
Диаманта по теме «Настенька и сестры» по произведению «Аленький цветочек».
Настенька
Добрая, благодарная
Ценит, уважает, любит
Милая Настенька, завистливые сестры
Подставляют, нагнетают, ненавидят
Холодные, эгоистичные
Сестры
В четвертом классе на этапе рефлексии уже можно вводить в применение творческие работы. Основной такой работой является эссе. Эссе –это прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по определенном вопросу. Такой прием вводится постепенно: в первом полугодии дети пишут развернутые ответы на вопросы в свободной форме, а собственно эссе лишь со второго полугодия.
Таким образом, технология развития критического мышления очень эффективна на уроках литературного чтения в начальных классах, так как через чтение и письмо в обучающихся формируются важнейшие навыки работы с информацией, читательской грамотности, конструктивного мышления, развиваются коммуникативные умения. В методических рекомендациях для учителей показана работа с отдельными стратегиями на уроках литературного чтения. Благодаря применению совокупности приемов ТРКМ можно добиться качества обучения младших школьников.
Технология развития критического мышления на современном этапе является одной из эффективных технологий обученияя, так как развивает в обучающихся навыки 21 века – системное, критическое, креативное, стратегическое мышления.
Несмотря на то, что она возникла в середине 20 века, в России она стала популярной с конца прошлого столетия.
ТРКМ является системой стратегий и методических приемов, предназначенных для использования в различных предметных областях, видах и формах работы. Она позволяет добиваться таких образовательных результатов как умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний; умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим; умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; умение решать проблемы; способность самостоятельно заниматься своим обучением; умение сотрудничать и работать в группе; способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми.