kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока литературы в 11 классе по теме "«Ф.М Достоевский. Жизнь и судьба писателя. Идейные и эстетические взгляды».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературы в 11-м классе по теме «Ф.М Достоевский. Жизнь и судьба писателя. Идейные и эстетические взгляды».

Тип урока: урок формирования новых знаний

Форма урока: проблемный

Цель: познакомить с жизнью и творчеством Ф.М.Достоевского, раскрыть  особенности мировоззрения и своеобразие творчества писателя.

Задачи:

-создать условия, необходимые для оптимального усвоения знаний по теме урока, проследить связь биографии с эволюцией мировоззрения писателя;

-развивать логическое мышление об-ся, эмоциональную сферу восприятия обучающимися художественного текста,умение обобщать и делать выводы,

самостоятельно работать с текстом, анализировать прозаическое произведение; совершенствовать монологическую и диалогическую речь учащихся;

-воспитывать нравственно-эстетическое отношение к творчеству Ф.М.Достоевского и читательский вкус к классической русской литературе.

Оснащение урока:

Текст произведений Ф.М.Достоевского «Записки из Мертвого дома», «Подросток»; мультимедийное сопровождение (презентация Microsoft Power Point).

Методические приемы:  организация работы с прозаическим текстом посредством его анализа:

- эвристическая беседа;

- «тонкие и толстые вопросы»;

- работа с ключевыми словами;

- дискуссия «совместный поиск»;

- заполнение кластера;

- прогнозирование.

Методическая цель: формирование филологической и коммуникативной компетенции обучающихся посредством применения ИКТ и технологии развития критического мышления на уроках литературы по анализу разных видов художественных текстов

В процессе проведения урока по технологии развития критического мышления обучающиеся получают знания:

- особенностей  мировоззрения и прозы Ф.М.Достоевского;

- основных теоретико-литературоведческих понятий, содержания лирических произведений;

обретут умения:

- анализировать эпизоды  прозаического произведения;

- раскрывать общечеловеческое содержание литературного произведения;

- выявлять авторскую и читательскую  позицию;

сформируют навыки:

- монологической устной речи обучающихся;

- выразительного чтения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы в 11 классе по теме "«Ф.М Достоевский. Жизнь и судьба писателя. Идейные и эстетические взгляды».»

Урок литературы в 11 классе по теме

«Ф.М Достоевский. Жизнь и судьба писателя. Идейные и эстетические взгляды».






Учитель МАОУ В(С)ОШ №13г.Тюмени Киселева Л.Н.

2017-2018 уч.год.






Урок литературы в 11-м классе по теме «Ф.М Достоевский. Жизнь и судьба писателя. Идейные и эстетические взгляды».

Тип урока: урок формирования новых знаний

Форма урока: проблемный

Цель: познакомить с жизнью и творчеством Ф.М.Достоевского, раскрыть особенности мировоззрения и своеобразие творчества писателя.

Задачи:

-создать условия, необходимые для оптимального усвоения знаний по теме урока, проследить связь биографии с эволюцией мировоззрения писателя;

-развивать логическое мышление об-ся , эмоциональную сферу восприятия обучающимися художественного текста ,умение обобщать и делать выводы,

самостоятельно работать с текстом, анализировать прозаическое произведение; совершенствовать монологическую и диалогическую речь учащихся;

-воспитывать нравственно-эстетическое отношение к творчеству Ф.М.Достоевского и читательский вкус к классической русской литературе.

Оснащение урока:

Текст произведений Ф.М.Достоевского «Записки из Мертвого дома», «Подросток»; мультимедийное сопровождение (презентация Microsoft Power Point).

Методические приемы: организация работы с прозаическим текстом посредством его анализа:

- эвристическая беседа;

- «тонкие и толстые вопросы»;

- работа с ключевыми словами;

- дискуссия «совместный поиск»;

- заполнение кластера;

- прогнозирование.

Методическая цель: формирование филологической и коммуникативной компетенции обучающихся посредством применения ИКТ и технологии развития критического мышления на уроках литературы по анализу разных видов художественных текстов

В процессе проведения урока по технологии развития критического мышления обучающиеся получают знания:

- особенностей мировоззрения и прозы Ф.М.Достоевского;

- основных теоретико-литературоведческих понятий, содержания лирических произведений;

обретут умения:

- анализировать эпизоды прозаического произведения;

- раскрывать общечеловеческое содержание литературного произведения;

- выявлять авторскую и читательскую позицию;

сформируют навыки:

- монологической устной речи обучающихся;

- выразительного чтения.

Ход урока.

Включение в со-деятельность. Определение цели и задач урока.


I.1. Вызов (актуализация опорных знаний, работа со словом)

Слово учителя

-Ребята,перед вами два стихотворения русских поэтов В.Набокова и И Анненского.Прочитайте их.В последней строке стихотворения И.Анненского вставьте подходящее по смыслу и вашему эмоциональному восприятию слово.Подумайте ,о каком писателе русской литературы может идти речь в этих произведениях?

Слайд 1. Стихотворение В.Набокова «Достоевский» 

Тоскуя в мире, как в аду,

уродлив, судорожно светел,

в своем пророческом бреду

он век наш бедственный наметил.

Услыша вопль его ночной,

Подумал Бог: ужель возможно,

чтоб всё, дарованное Мной,

так страшно было бы и сложно?


ИННОКЕНТИЙ АННЕНСКИЙ 

К ПОРТРЕТУ ДОСТОЕВСКОГО
В нем совесть сделалась пророком и поэтом,
И Карамазовы и бесы жили в нем, – 
Но что для нас сияет мягким светом,
То было для него …….. огнем. ( Роковым,сжигающим,мучительным)

(Ребята знакомятся с произведениями поэтов,выполняют задание,делают предположения)

-Итак,о творчестве какого писателя будет идти речь на уроке?(Формулирование уч-ся темы и задач урока)

Слайд 2.Тема урока

Слайд3 I.2. Осмысление .Работа по группам: самостоятельное изучение

биографических материалов с последующей беседой.

1 группа (приложение 1).

Слайд 4.ДЕТСТВО ДОСТОЕВСКОГО. ГОДЫ УЧЕНИЯ.


Отец писателя Михаил Андреевич Достоевский происходил из старинного литовского рода, но сам он был сыном священника, то есть разночинцем. Ещё юношей Михаил Андреевич Достоевский порвал с родными и приехал в Москву, поступил в Медико- хирургическую академию и окончил её. Он принимал участие в Отечественной войне 1812 года, затем вышел в отставку и стал врачом Мариинской больницы для бедных.

Здесь 11 ноября 1821 года родился второй сын Достоевских - Федор. Через год семья перебралась во флигель больницы, где прошли детские и отроческие годы будущего писателя.

Михаил Андреевич был человеком нелюдимым, раздражительным и вспыльчивым. Семью свою он держал в строгости и придирчиво следил за поведением каждого члена семьи.

Мать писателя происходила из купеческой семьи. Она в отличие от своего мужа обладала жизнерадостным характером, была хорошо образованна: любила поэзию, прекрасно играла на гитаре, пела. К матери Фёдор Михайлович относился с необычайной нежностью. Семья Достоевских вела замкнутый образ жизни. Фёдор рано стал всматриваться в окружающих его людей, задумываться над их судьбами и взаимоотношениями. Его можно было часто видеть среди больных, гулявших в саду. Его тянуло к этим бледным, печальным, измученным недугами людям. Иногда он вступал с ними в разговор, хотя родители запрещали ему это делать. Ему хотелось понять их, узнать, как они живут. Немало и других печальных картин видел мальчик. Вокруг жили люди преимущественно бедные, неимущие, вечно озабоченные поисками хлеба насущного. Детские наблюдения и впечатления не прошли бесследно. В мальчике рано пробудилось чувство справедливости и непримиримости ко злу.

Детство писателя скрашивала дружба со старшим братом Михаилом. Их объединяли общие интересы, они оба любили читать и часто делились друг с другом впечатлениями о прочитанном. Больше всего братья любили Пушкина, большинство произведений которого знали наизусть. Любовь к Пушкину Достоевский пронёс через всю жизнь. Гибель Пушкина воспринял как величайшее горе.

Начиная с 1831 года летние месяцы семья Достоевских проводила в селе Даровое Тульской губернии, которое приобрёл отец. Здесь Фёдор впервые увидел, как живут крепостные крестьяне. В 1833 году он вместе с братом Михаилом был отдан в полупансион француза Сушарда, где особое внимание уделялось изучению словесности.

После смерти от чахотки тридцатисемилетней Марии Фёдоровны Достоевской на руках у мужа осталось семеро детей Потеря жены потрясла и сломила Михаила Андреевича. Он вынужден был подать в отставку. Весной 1837 года отец повёз двух старших сыновей, Михаила и Фёдора, в Петербург для подготовки к поступлению в Главное Инженерное училище. Никакого влечения к военной службе братья не испытывали, но такова была воля отца. Михаила признали не совсем здоровым, и он отправился учиться в Ревель.

А Федор Достоевский 16 января 1838 года был зачислен в училище и перебрался в Инженерный замок, где оно располагалось.

Ответьте на вопрос:

«Какие черты характера сформировались у Достоевского в детстве?»

2 группа (приложение 2)

Слайд 5. ИНЖЕНЕРНОЕ УЧИЛИЩЕ.

Михайловский, или Инженерный, замок ещё до переселения в него тревожил воображение Фёдора красотой архитектуры и романтической своей историей. Даже в этом, лучшем из военных училищ, царила гнетущая атмосфера и жестокие нравы. За малейшее упущение начальство строго взыскивало. За расстёгнутый воротник или пуговицу сажали в карцер, ставили у дверей на часы с ранцем за спиной и тяжёлым ружьём в руке, причём ружьё не разрешалось опускать на пол. Жизнь новичка была не лучше каторги. Фёдор получил прозвище «рябец»( «рябчиками» военные презрительно называли штатских) и должен был выносить всевозможные издевательства, изобретаемые теми, кто проучился уже несколько лет. Весьма остроумным считалось налить воды в постель новичка, вылить ему холодную воду за шиворот, выплеснуть на бумагу чернила и заставить «рябца» слизывать. Во время приготовления уроков как только уходил дежурный офицер, ставили стол и заставляли новичков пролезать под ним на четвереньках. С другой стороны стола его встречали кручёными жгутами и хлестали, куда попало. Если «рябец» заплачет или вздумает отбиваться, то его так изукрасят, что один путь - в лазарет. И там он обязан молчать и объяснять своё увечье тем, что споткнулся, разбился, упал с лестницы. Иначе несдобровать. « о товарищах ничего не могу сказать хорошего»,- писал Фёдор отцу. Начальство прекрасно знало обо всём происходящем, но закрывало на это глаза, полагая, что раз так заведено, не нам менять. Буйные выходки студентов и жестокость расправы с ними были равно отвратительны. Фёдор болезненно переживал всякое унижение человеческого достоинства и потому сторонился и товарищей, и начальства. Пребывание в училище ему давалось нелегко, он не желал ни повиноваться, ни повелевать. Но годы, проведённые в Инженерном училище, были временем напряжённой внутренней работы. Достоевский добросовестно изучал специальные предметы, предусмотренные программой, но с большим увлечением занимается историей, литературой и зодчеством. Круг чтения Достоевского необычайно широк. В эти годы он открыл для себя Гоголя. Именно Гоголю Достоевский был обязан тем обострённым вниманием, с каким он стал вглядываться в окружающую жизнь, видеть трагизм повседневной жизни.

Глубоко потрясло молодого Достоевского известие о смерти отца. Обстоятельства его смерти остались не выяснены. Однако, по слухам, он был убит своими собственными крестьянами. В этом был убеждён и Фёдор Михайлович. Именно тогда с ним случился первый припадок тяжёлой болезни- эпилепсии, которой он страдал до конца своих дней.

В 1843 году Достоевский окончил училище и был зачислен на службу в Инженерный департамент, но через год вышел в отставку и стал профессиональным литератором. « Насчёт моей жизни не беспокойся, - пишет он брату.- Кусок хлеба я найду скоро. Я буду адски работать. Теперь я свободен». Первым литературным опытом был перевод романа Бальзака «Евгения Гранде», опубликованный в 1844 году. Работа над ним явилась для Достоевского пробой пера. После выхода романа он почувствовал, что готов к самостоятельному творчеству.

Ответьте на вопрос: «Как повлияло пребывание в училище на формирование личности, внутреннего мира писателя?»

I.3. Рефлексия (обмен мнениями: выступают только 1,2 группа)

-Итак, что мы узнали о детстве и юности писателя?

II. Организация работы по подготовке восприятия творческого наследия и мировоззрения Ф.М.Достоевского.

II.1. Вызов (расширение и углубление знаний)

Слайд 6 Задание. -О чем писал Ф.М.Достоевский –великий русский писатель 19 века?

Прочитайте высказывания Ф.М.Достоевского и ответьте на вопрос: «Какие проблемы, прежде всего, затрагивал в своем творчестве писатель? НАМ ИНТЕРЕСНО ЕГО ТВОРЧЕСТВО? ПОЧЕМУ?» Ответ аргументируйте.

   Человек есть тайна. Её надо разгадать, и ежели будешь разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время. Я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком.            (Ф.Достоевский)

Слово учителя.

В правильности наших предположений нам помогут убедиться 3-4 группы

II.2. Осмысление содержания (погружение в проблему.

Группа 3( ПРИЛОЖЕНИЕ 3).

Слайд 7 НАЧАЛО ЛИТЕРАТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Живя в Петербурге, Достоевский внимательно всматривался в окружающую его действительность. Многое ему показалось страшным и непонятным. Всё чаще Достоевский задумывался над участью бедных и обездоленных людей, и у него возникло страстное желание рассказать об их жизни. Почти год Достоевский работал над романом, который назвал « Бедные люди». По совету своего приятеля он познакомил со своим произведением Некрасова, а потом Белинского. Белинский с первых минут заговорил пламенно, с горящими глазами: « Да вы понимаете ль сами-то, что это вы такое написали! Много лет спустя писатель вспоминал, что это была самая восхитительная минута его жизни.

В центре романа « Бедные люди» история чистой и возвышенной любви чиновника Макара Девушкина и бедной девушки Вареньки Добросёловой. Это роман в письмах. Девушкин трогательно и нежно любит Вареньку, хотя он понимает, что он, пожилой человек, совсем не пара молодой девушке, чувствует, что она умнее и образованнее его. Достоевского интересует не только «бедность» бедного человека, но и искажённое под влиянием нищеты сознание. Достоевский анализирует бедность как особое душевное состояние человека. Физические страдания –ничто по сравнению с душевными страданиями, на которые обрекает бедность. Нищета означает беззащитность, запуганность, униженность, она лишает человека достоинства, бедняк замыкается на своём стыде, ожесточается сердцем. В романе даны пронзительные подробности унижения человека, например, в рассказе Девушкина о том, что он хотел себя немного пообчисть от уличной грязи в департаментской прихожей, но сторож сказал, что он испортит казённую щётку. Но и в этом маленьком человеке возникло сознание своей человеческой ценности, он впервые оказался кому-то нужен. Любовь к Вареньке выпрямляет его, в нём происходит настоящий переворот.Но возмущение социальной несправедливостью сменяется у Девушкина покорностью и признанием незыблемости существующих порядков. Он способен сочувствовать и помогать другим, но не может активно выступить в защиту своих прав.

Роман « Бедные люди» открывал собой целый цикл произведений Достоевского, посвящённых жизни различных слоёв населения Петербурга.

Молодого Достоевского волнует проблема сознания бедного человека. Как в «Бедных людях»» и «Двойнике», так и в следующих ранних произведениях - « Господин Прохарчин», « Слабое сердце», «Ползунков»- он продолжает исследовать опасности, грозящие «слабому сердцу», пристально всматривается в человека, разгадывает его.

Ответьте на вопрос: «Какие проблемы затрагивал в своем творчестве молодой писатель?»

Группа 4 ( ПРИЛОЖЕНИЕ 4).

Слайд 8.РЕВОЛЮЦИОННЫЙ КРУЖОК.АРЕСТ.КАТОРГА.

В марте 1846 года Достоевский познакомился с бывшим служащим министерства иностранных дел Буташевичем- Петрашевским, а начиная с весны 1847 года становится постоянным посетителем его «пятниц.» Идея была спасти Россию, спасти человечество.

На собраниях, которые проходили на квартире Петрашевского, обсуждались политические, философские и социально- экономические вопросы, спорили об учениях социалистов- утопистов. Петрашевцы выдвинули широкую программу демократических преобразований в России, включавшую отмену крепостного права, реформы суда и печати. На собраниях у Петрашевского Достоевский читал вольнолюбивые стихи Пушкина, принимал активное участие в обсуждении вопросов о преобразованиях в России. Он был сторонником немедленной отмены крепостного права, выступал с критикой политики Николая 1, выступал за освобождение русской литературы от цензурного гнёта.

В ночь с 22 на 23 апреля 1849 года по личному приказу Николая 1 Достоевский и другие петрашевцы были арестованы и заключены в Петропавловскую крепость. Почти девять месяцев провёл писатель в сыром каземате Алексеевского равелина. Военный суд признал Достоевского виновным и вместе с другими двадцатью петрашевцами приговорил к расстрелу. 22 декабря 1849 года на Семёновском плацу в Петербурге над петрашевцами был совершён обряд подготовки к смертной казни.

На приговорённых надели белые балахоны и колпаки- саваны. До смерти оставалось пять минут. Достоевскому надо было идти в третью очередь. До смерти оставалось пять минут. В этот момент он обратился с вопросом к другу Николаю Спешневу: « Мы будем там со Христом?» « Мы будем горсткой праха»,- ответил ему Спешнев.Вдруг раздалась барабанная дробь. Били отбой. Ружья подняли стволами вверх. Привязанных отвязали от столба. Зачитали привезённую бумагу о том, что государь дарит жизнь приговорённым и заменяет смертную казнь на наказание в соответствии с провинностью.

Достоевский был приговорён к четырёхлетним работам в крепости, а потом должен быть разжалован в рядовые.

Наказание писатель отбывал в Омской каторжной тюрьме, а затем в Симбирском линейном батальоне номер 7, расквартированном в Семипалатинске. На каторге Достоевский близко столкнулся с народом. Он был поражён, когда увидел с какой ненавистью обитатели острога относились к дворянам, в том числе осуждённым за политические преступления. Мысль о трагическом разъединении с народом становится одним из аспектов его духовной драмы. Оказавшись в мрачных стенах Омского острога Достоевский больше всего тяготился тем, что не мог писать. Однажды тюремный врач Троицкий, относившийся к Достоевскому с большой симпатией, передал ему несколько листков бумаги и карандаш. Они-то и стали основой знаменитой» Сибирской тетради», куда Достоевский заносил свои наблюдения над жизнью каторги. Почти половина всех записей позднее вошла в «Записки из Мёртвого дома».

Через четыре года Достоевский прибыл в Семипалатинск для прохождения военной службы..В Семипалатинске Достоевский написал повести «Дядюшкин сон», « Село Степанчиково и его обитатели».

В начале 1857 года в жизни Достоевского произошло очень важное для него событие: он женился на вдове отставного чиновника Марии Дмитриевне Исаевой. В мае 1859 года Достоевский получил известие о том, что он увольняется по болезни со службы, и в начале июня он навсегда покинул Сибирь. Писатель наконец возвращается в Петербург.

Тридцать один год, вплоть до самой своей смерти, Достоевский посвятил опровержению насмешки Спешнева. Четыре года на каторге Достоевский читал одну книгу- Евангелие, которую подарила ему жена Фонвизина по дороге в Омск. Эта книга коренным образом изменила мировоззрение писателя.

Ответьте на вопрос: «Как под влиянием нового понимания жизни, нового мировоззрения могли измениться личностные характеристики Ф.М. Достоевского?»

(Снисходительность, терпимость, сострадание, милосердие).

II.3. Рефлексия (обобщение)

Слайд 9-10. Заполнение кластера (пример)

Писатель Революционер

Верующий человек

Глава семьи

Военный офицер

Защитник бедных





III. Организация работы по анализу художественного текста.

III.1. Вызов (прогнозирование: восстановление картины текста)

Слайд 11.Слово учителя.

-Итак,мы знаем,что для Достоевского главным в творчестве –это разгадка тайны человека.Какие же тайны человека он раскрывал?


III.2. Осмысление (посредством погружения в текст).

Задание.

Текст1

«Записки из Мёртвого дома».

Давно уж это было; всё это снится мне теперь, как во сне. Помню, как я вошел в острог. Это было вечером, в декабре месяце. Уже смеркалось; народ возвращался с работы; готовились к поверке. Усатый унтер-офицер отворил мне наконец двери в этот странный дом, в котором я должен был пробыть столько лет, вынести столько таких ощущений, о которых, не испытав их на самом деле, я бы не мог иметь даже приблизительного понятия. Например, я бы никак не мог представить себе: что страшного и мучительного в том, что я во все десять лет моей каторги ни разу, ни одной минуты не буду один? На работе всегда под конвоем, дома с двумястами товарищей и ни разу, ни разу — один! Впрочем, к этому ли еще мне надо было привыкать!Были здесь убийцы невзначай и убийцы по ремеслу, разбойники и атаманы разбойников. Были просто мазурики и бродяги — промышленники по находным деньгам или по столевской части. Были и такие, про которых трудно было решить: за что бы, кажется, они могли прийти сюда? А между тем у всякого была своя повесть, смутная и тяжелая, как угар от вчерашнего хмеля. Вообще о былом своем они говорили мало, не любили рассказывать и, видимо, старались не думать о прошедшем. Я знал из них даже убийц до того веселых, до того никогда не задумывающихся, что можно было биться об заклад, что никогда совесть не сказала им никакого упрека. Но были и мрачные лица, почти всегда молчаливые. Вообще жизнь свою редко кто рассказывал, да и любопытство было не в моде, как-то не в обычае, не принято. Так разве, изредка, разговорится кто-нибудь от безделья, а другой хладнокровно и мрачно слушает. Никто здесь никого не мог удивить. «Мы — народ грамотный!» — говорили они часто, с каким-то странным самодовольствием. Помню, как однажды один разбойник, хмельной (в каторге иногда можно было напиться), начал рассказывать, как он зарезал пятилетнего мальчика, как он обманул его сначала игрушкой, завел куда-то в пустой сарай да там и зарезал. Вся казарма, доселе смеявшаяся его шуткам, закричала как один человек, и разбойник принужден был замолчать; не от негодования закричала казарма, а так, потому что не надо было про это говорить, потому что говорить про это не принято.

Текст2


Ф.М.Достоевский Подросток(избранное)

Я так думаю, что когда смеется человек, то в большинстве случаев на него становится противно смотреть. Чаще всего в смехе людей обнаруживается нечто пошлое, нечто как бы унижающее смеющегося, хотя сам смеющийся почти всегда ничего не знает о впечатлении, которое производит. Точно так же не знает, как и вообще все не знают, каково у них лицо, когда они спят. У иного спящего лицо и во сне умное, а у другого, даже и умного, во сне лицо становится очень глупым и потому смешным. Я но знаю, отчего это происходит: я хочу только сказать, что смеющийся, как и спящий, большею частью ничего не знает про свое лицо. Чрезвычайное множество людей не умеют совсем смеяться. Впрочем, тут уметь нечего: это — дар, и его не выделаешь. Выделаешь разве лишь тем, что перевоспитаешь себя, разовьешь себя к лучшему и поборешь дурные инстинкты своего характера: тогда и смех такого человека, весьма вероятно, мог бы перемениться к лучшему. Смехом иной человек себя совсем выдает, и вы вдруг узнаете всю его подноготную. Даже бесспорно

умный смех бывает иногда отвратителен. Смех требует прежде всего искренности, а где в людях искренность? Смех требует беззлобия, а люди всего чаще смеются злобно. Искренний и беззлобный смех — это веселость, а где в людях в наш век веселость, и умеют ли люди веселиться? (О веселости в наш век — это замечание Версилова, и я его запомнил.) Веселость человека — это самая выдающая человека черта, с ногами и руками. Иной характер долго не раскусите, а рассмеется человек как-нибудь очень искренно, и весь характер его вдруг окажется как на ладони. Только с самым высшим и с самым счастливым развитием человек умеет веселиться сообщительно, то есть неотразимо и добродушно. Я не про умственное его развитие говорю, а про характер, про целое человека. Итак: если захотите рассмотреть человека и узнать его душу, то вникайте не в то, как он молчит, или как он говорит, или как он плачет, или даже как он волнуется благороднейшими идеями, а высмотрите лучше его, когда он смеется. Хорошо смеется человек — значит хороший человек.

III.3. Рефлексия (обобщение)

-В чем отличие этих фрагментов?

-В чем они похожи?

-Что является объектом пристального внимания писателя?

-Почему так важно для него было постижение человеческой души,поступков?

IV. Рефлексия.

Итак,подводя итог, вернемся к теме нашего урока «Ф.М Достоевский. Жизнь и судьба писателя. Идейные и эстетические взгляды»

Вашим ответом на этот вопрос станет предложение,которое вы должны продолжить.

Слайд 12

Ф.М.Достоевский-это (кто?) ……………………., ,защищитник (кого?)………… ,раскрывавший в своем творчестве тайны (какие?)………………………


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Киселева Лариса Николаевна

Дата: 22.10.2021

Номер свидетельства: 589246


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства