2. Вызов 1. Актуализация внимания: проверка д\з по рассказу М.Пришвина «Ребята и утята» | Учитель: Вам предлагается поработать с таблицей «Верные – неверные ответы»(дети отмечают верные ответы «+», неверные «-»). 1. Верно ли то, что действие рассказа происходит в городе?(не верно) 2. Верно ли то, что персонажами рассказа являются взрослый человек, ребята, уточка и утята?(верно) 3. Верно ли то, что ребята закидали шапками утят?(верно) 4. Верно ли то, что утят было 3?(неверно) 5. Верно ли то, что в конце рассказа ребята кричали: «До свидания, утята»?(верно) Выполняется ПРОВЕРКА В ПАРАХ (Предлагается образец для проверки) | Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности (р). Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности (р). Использование знаково-символических средств представления информации (п). | Слайд 3 |
2. Вызов 2. Активизация | Учитель: Назовите писателя, являющегося автором этого рассказа. Ученики: Михаил Михайлович Пришвин Учитель: М.Пришвин – писатель, он написал рассказ. А может еще писатель быть и художником к своим рассказам? (на доске появляется вопрос «А может еще писатель быть и художником к своим рассказам?») | Формирование уважительного отношения к иному мнению (л). Умение излагать свое мнение (л). Активное использование речевых средств (п). Готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою (к). | Вопрос на карточке |
Сообщение темы, цели урока Составление КЛАСТЕРа | Учитель: Сегодня на уроке мы постараемся ответить на этот вопрос. А поможет нам в этом еще один рассказ из нашего раздела. (Переворачиваю карточку на доске, на которой написано название.) Учитель: Прочитайте название рассказа. Ученики: Страшный рассказ. Учитель: Подумайте о том, какие ассоциации (представления) вызовет у вас такое название рассказа. Высказанные вами предположения я буду кратко записывать. О чём может быть этот рассказ? Ученики: Наверное, это рассказ-ужастик. - Произойдет в рассказе что-то очень страшное. - Может быть, это рассказ о войне. - Рассказ о привидениях. - Про несчастный случай. - С кем-то что-то случится. Учитель: Давайте подумаем, может что-то в наших предположениях изменится, когда вы узнаете немного о самом писателе, которого зовут Ученики: (читают по слайду) Евгений Иванович Чарушин | Развитие этических чувств, доброжелательности (л). Овладение логическими действиями: установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений (р). Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач (п). | Карточка с названием рассказа Кластер Слайд №4 |
3. Осмысление Метод «Инсерт» (чтение с пометами) Работа с таблицами «Знаю – Узнал новое» Словарная работа (работа над «трудными словами») | (Учащиеся получают раздаточный материал – статья о Чарушине – помечают понятное «+», непонятное «?») Отец Евгения Чарушина был архитектором (придумывал, рисовал дома) – ватман, тушь, краски – всё это нравилось мальчику. С детства Е. Чарушин полюбил поездки за город с отцом. Матери сын помогал собирать семена цветов, приносил из лесу редкие растения и сажал их в саду около дома. Самые яркие воспоминания о детстве связаны у Е. Чарушина с животными. В доме всегда были кошки и собаки, на окнах — банки с рыбками, в клетках распевали и свистели птицы. На его детских рисунках чаще всего были изображены птицы и звери. С 15 лет он стал писать стихи всё о тех же животных, птицах. Став взрослым, Чарушин стал иллюстратором книг М.Горького, В. Бианки, М. Пришвина. Среди лучших работ Чарушина – иллюстрации к книге С.Маршака «Детки в клетке». Е.Чарушин – анималист. Это - художник, который рисует животных. (После прочтения следует аналитическая работа: ученики заполняют таблицу, расположенную на доске) Знаю | Узнал новое | Любит природу Пишет Рисует 30 лет писательской деятельности | архитектор ватман иллюстратор анималист | Учитель: После этого сообщения есть у вас новые предположения о чем будет наш новый рассказ? Ученики:- Может быть рассказ о каком-то очень страшном животном - Или что-то случится с каким-нибудь животным - В беду попадет хозяин животного. Учитель: Прочитав текст, вы узнаете, как было все на самом деле. Учитель: Чтобы нам лучше понять текст, нужно поработать над «трудными словами». Чулан– небольшая комната в деревенской избе, используемая для хранения продуктов. Сени – помещение между жилой частью дома и крыльцом. Чтение трудных слов с доски. в маленьком крокодилов Бросится Рассказали Дёргается Учитель: Чтение рассказа будет осуществляться по частям с остановками, чтобы вы получили возможность предсказывать дальнейший ход событий. | Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками (л). Использование знаково-символических средств представления информации (п). Развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей (л). Готовность излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий (к). Использование разных видов чтения (п). | Слайды №5 – 7 Слайды 8- 9 |
Осмысление Чтение рассказа с остановками. Чтение 1-й части текста: 1, 2 абзац Первая остановка. Чтение 2-й части текста: до слов «Топ…топ...шлёп…шлёп…» Вторая остановка. Чтение 3-й части текста (последние 2 абзаца на стр.137) Третья остановка. Чтение 4-й части. Общее итоговое обсуждение. | Учитель: Что вы почувствовали, когда прочитали первые два абзаца? Ученики: Было опасно и не очень страшно. -Дача была у самого леса. Учитель: Почему? Ученики: Было очень темно. Кто-то ползал-шуршал, что-то скоро случится. Учитель: Что может произойти в данной обстановке? Ученики: Приползет змея. Это лягушка. Может это ветерок. Мальчика укусит скорпион. Появится привидение. Придут грабители. Домик маленький в лесу, значит, соседей нет, может прийти кто угодно. Может быть, это ночная бабочка. Учитель: Что произошло? Ученики: Кто-то действительно пришел. Учитель: Что напугало детей? Ученики: Кто-то ползал, шуршал, негромко топал ногами по полу. Учитель: Какие ощущения у вас возникли? Ученики: Шура и Петя боятся, но сами вида не показывают. Мне тоже страшно. Учитель: Какие картины вы представили: кто мог издавать такие звуки? Ученики: Я представил, что пришел опасный человек, может быть вор. - Медведь из лесу забрел в избушку. Учитель: Какие чувства вы испытали по отношению к героям? Ученики: Мне их жалко. Страшно за них. Учитель: Как вы думаете, поможет им кто-нибудь? Ученики: Может быть, придут мама и папа. Может быть, они не долго будут в гостях. Или кто-нибудь к ним в гости придет. Учитель: Как вы думаете, что случится дальше? Учитель: Что произошло? Ученики: Пришли папа с мамой. Петя и Шура им все рассказали. Учитель: Зная о том, что произошло до настоящего момента, можете вы предсказать, как закончится этот рассказ? Ученики: Мама и папа посмотрят, кто ходил и топал ногами. Мы узнаем, кто это был. Учитель: Как вы думаете, чем все это закончится? Учитель: Прочитаем последнюю часть и узнаем. Учитель: Рассказ закончился так, как вы думали? Ответы учеников | Умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев (п). Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою (к). Активное использование речевых средств (п). Формирование умения контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей (л). Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения (р). | |
4. Рефлексия Игра «Восстанови последователь ность» Составление коллективного синквейна про ежика Самооценка | Игра «Восстанови фразы»: надо правильно восстановить пропущенные слова: (Работа в группах) 1. Мальчики остались…. 2. За дверью кто-то ….ногами по полу. 3. Но тут пришли …. 4. Смотрят – да это …. 5. Он и потом пыхтел по ночам, но никто уже его не ….. Возвращение к записям на доске, которые делались на этапе вызова. Учитель: Действительно ли он был страшным? Ученики: Нет Учитель: А как вы думаете, зачем автор так назвал свой рассказ? Ученики: Чтобы читателям было страшно. Чтобы посмеяться над мальчиками. Учитель: Какое название рассказа придумали бы вы? Ученики: «Случай с мальчиками» «История с ёжиком» Учитель: О чем Чарушин заставляет задуматься маленьких читателей своего рассказа? Ученики: Чтобы не бояться. Надо беречь животных, помогать им вернуться домой. Нельзя детям одним оставаться дома долгое время. ВОЗВРАЩЕНИЕ К ВОПРОСУ: А может еще писатель быть и художником к своим рассказам? Учитель: Найдите иллюстрацию к нашему сегодняшнему рассказу. Как вы думаете, кто ее автор? Ученики: М.М.Пришвин Учитель: А может еще писатель быть и художником к своим рассказам? Ученики: Может. Составление коллективного синквейна про ежика Примерный синквейн про ежика Ёжик Маленький, колючий Пыхтит, шуршит, топает Ёж уничтожает мелких грызунов Зверёк Учитель: Оцените свою работу на сегодняшнем уроке и выберите соответствующую надпись на слайде. 1) Я сегодня доволен своей работой 2)Я сегодня на уроке не всё понял 3)Сегодня на уроке мне многое было непонятно | Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения (р). Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности (р). Готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою (к). Развитие навыков сотрудничества со сверстниками (л). Готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою (к). Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии (р) | Слайд 10 Слайд 11 Слайд 12 |
Домашнее задание Оценки за урок | Учитель: Какое домашнее задание вы могли бы предложить? Ученики: Еще раз прочитать рассказ. Сделать рисунок – иллюстрацию. Написать эссе о прочитанном рассказе. Учитель: Каждый попробует сделать одно из трех перечисленных заданий по выбору. Учитель: Закончить урок мне хочется словами Михаила Пришвина: «Входи в мир природы! Будь внимательным, добрым и смелым. Больше узнавай, больше умей, чтобы вся природа обернулась для тебя большой Родиной. Растения и животные – это наша родная природа. Оберегать и любить их – это значит любить и беречь свою Родину» | Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения (л). Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации (р). | Слайд 13 |