Литературное чтение 3-й класс на тему: «Ф. Тютчев. Есть в осени первоначальной» с применением технологии развития критического мышления
Литературное чтение 3-й класс на тему: «Ф. Тютчев. Есть в осени первоначальной» с применением технологии развития критического мышления
Литературное чтение 3-й класс
на тему: «Ф. Тютчев. Есть в осени первоначальной» с применением технологии развития критического мышления
Литературное чтение 3-й класс
на тему: «Ф. Тютчев. Есть в осени первоначальной» с применением технологии развития критического мышления.Цель: Подготовка нормальной внешней среды для работы на уроке чтения, психологически подготовить детей к общению и предстоящему занятию.
Задачи урока:
Обучающая (Образовательная):
- формировать представление об особенностях лирического стихотворения;
- формировать умение осознанно, грамотно, выразительно читать лирическое произведение.
Развивающая:
- развивать умения анализировать лирическое стихотворение, выделять главное и существенное, понимать замысел поэта;
- развивать коммуникативные компетентности учащихся (через обращение к тексту, анализ содержания и художественных достоинств стихотворения);
Воспитательная:
- воспитывать чувство любви к родной природе;
-прививать интерес к чтению;
- учить культуре общения учеников с учителем, ученика с учеником;
Гипотеза: Если сформировать у учащихся интерес к чтению, то это поспособствует правильному чтению и умению самостоятельно работать с текстом и книгой.
Тип урока: проблемный урок с использованием технологии развития критического мышления.
Методы обучения: наглядный, проблемный, частично - поисковый, объяснительно - иллюстративный.
Дидактическая задача: Формирование, закрепление знаний, контроль за ходом и результатом усвоения материала.
Форма обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная, работа в парах.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Литературное чтение 3-й класс на тему: «Ф. Тютчев. Есть в осени первоначальной» с применением технологии развития критического мышления »
КГУ «Афанасьевская средняя школа»
Литературное чтение 3-й класс
на тему: «Ф. Тютчев. Есть в осени первоначальной» с применением технологии развития критического мышления
Учитель начальных классов: Жанбекова Ж.Б.
Актуальность:В своем послании «Стратегия «Казахстан- 2050» новый политический курс состоявшегося государства» наш Президент Н.А. Назарбаев говорит: «Знания и профессиональные навыки - ключевые ориентиры современной системы образования…» А лучшее усвоение знаний и навыков напрямую связано с более интересной формой подачи учебного материала в начальных классах. На таких занятиях у детей наблюдается интерес к повторению и познанию нового.
Цель: Подготовка нормальной внешней среды для работы на уроке чтения, психологически подготовить детей к общению и предстоящему занятию.
Задачи урока:
Обучающая (Образовательная): - формировать представление об особенностях лирического стихотворения; - формировать умение осознанно, грамотно, выразительно читать лирическое произведение.
Развивающая: - развивать умения анализировать лирическое стихотворение, выделять главное и существенное, понимать замысел поэта; - развивать коммуникативные компетентности учащихся (через обращение к тексту, анализ содержания и художественных достоинств стихотворения);
Воспитательная: - воспитывать чувство любви к родной природе;
-прививать интерес к чтению;
- учить культуре общения учеников с учителем, ученика с учеником;
Гипотеза: Если сформировать у учащихся интерес к чтению, то это поспособствует правильному чтению и умению самостоятельно работать с текстом и книгой.
Тип урока: проблемный урок с использованием технологии развития критического мышления.
Методы обучения: наглядный, проблемный, частично - поисковый, объяснительно - иллюстративный.
Дидактическая задача: Формирование, закрепление знаний, контроль за ходом и результатом усвоения материала.
Форма обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная, работа в парах.
Оборудование: 1. Репродукция картин художников: И. Левитан «Золотая осень». И. Шишкин «Осень». Б. Щербаков «Осень». 2. Листы с печатным текстом о лирике, «бортовые журналы». 3. «Дерево настроения»: листочки зелёного, жёлтого, красного цвета.
I. Организация класса на работу (Создание психологического, положительного и эмоционального настроя на урок, концентрация внимания)
Долгожданный дан звонок
Начинаем наш урок,
Тут затеи и забавы, игры, шутки
Все для вас!
Пожелаю всем удачи! За работу в добрый час!
II .Этап актуализации знаний. Учитель: - Наверное, вы согласитесь, что литература – это необыкновенная волшебная страна. Авторы – это волшебники. И у каждого есть волшебная палочка. У автора – это слово. Одним росчерком пера он может превратить простые слова в необычные, загадочные. Или просто придать им новое значение. Не вдумаешься в слово – не поймешь смысл. И только внимательный читатель способен его разгадать. А вы внимательные читатели? Учитель: - Сейчас мы увидим, насколько вы внимательны. Прочитайте слова 1 и 2-го столбика:
величественный
благородный
возвышенный
памятный
искренний
сердечный
незабываемый
откровенный
душевный
царственный
Учитель: - Из слов второго столбика найдите слово, близкое по значению слову величественный (таким же образом задаются вопросы на поиск слов, близких по значению).
III. Введение в тему урока. Учитель: - Предлагаю вашему вниманию четверостишия. Вы их прослушайте и подумайте над вопросом: Что объединяет эти стихотворения?
1-й ученик:
Меж редеющих верхушек
Показалась синева. Зашумела у опушек
Ярко – желтая листва.
А.Твардовский «Лес осенью».
2-й ученик:
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный, Весёлой, пёстрою стеной Стоит над светлою поляной.
И. Бунин «Осень».
3-й ученик:
Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу… Смело топчу я ногой Вешнюю леса красу.
А.Майков «Осень».
Учитель: - Что объединяет эти стихотворения? Ученики: - Изображение осенней природы в творчестве знаменитых поэтов. - Стихотворения на одну тему, с одинаковым настроением. Учитель: - Продолжая тему урока, мы познакомимся с лирическим стихотворением Федора Ивановича Тютчева. (Портрет Ф.И. Тютчева). Ученица: (Рассказывает заранее подготовленный ученик). - Федор Иванович Тютчев (1803 – 1873) – один из крупнейших поэтов ХIХ века. Трепетной и нежной любовью к своей природе пронизаны его стихотворения. С Тютчевым мы открываем для себя величественную красоту природы. Учитель: - Одним из лучших лирических стихотворений Тютчева, посвященных изображению осенней природы, является стихотворение «Есть в осени первоначальной». IV. Этап постановки учебной задачи на основе первичного восприятия текста. 1) Чтение стихотворения учителем. (На фоне музыки ) - Предлагаю вам задуматься над вопросом: Что такое лирическое стихотворение? Свои предположения запомните, мы к ним ещё вернёмся. V. Стадия вызова. (Бортовой журнал). Бортовой журнал. Работа в парах. - Ребята, возвращаюсь к моему вопросу, поставленному в начале урока. Я предлагаю вам исследовать понятие « лирическое стихотворение». - Как называют поэтов, которые сочиняют такие стихотворения? (лирики) - Как вы знаете, в ходе исследования учёные ведут журналы наблюдений. Давайте с вами подумаем, что подразумевается под понятием «лирика», и заполним левую колонку нашего журнала. Учащиеся работают в парах. Свои предположения записывают в таблице.
Предположение
Новая информация
Поэт описывает картины природы.
Произнесено под звуки лиры.
Показывает свою любовь к природе
Берёт начало в устном народном творчестве.
Передаёт свои чувства и мысли.
Это вид поэзии.
Жанровое разнообразие.
Название поэтов средних веков
VI. Стадия осмысления. 1.Работа с текстом. Чтение текста с маркировкой по методу insert (инсерт). Учитель: - Возьмите простой карандаш. Прочитайте текст, делая пометки карандашом на полях: V»- уже знал, «+» -новое, «?»-не понял. (Учащиеся читают текст). Лирика (от греч. lyrikos-то, что произнесено под звуки лиры) - самый обобщённый и самый глубоко личный, задушевный род литературы. Лирика-вид поэзии, выражающий чувства, мысли, переживания автора. Особенности лирики - сосредоточенное размышление, самосозерцание. Связь лирики с музыкой обеспечила тяготение лирики к стихотворной форме речи. - Запишите в своём журнале, что нового вы узнали о лирике. 2.Первичное закрепление. (Учитель раздает листочки с текстом, в котором надо подчеркнуть особенности лирического произведения.) (Особенности лирического произведения). Учитель: -Перед вами словосочетания. Выберите подходящие к нашему понятию.
Особенности лирического произведения.
Душевные переживания, поучительный вывод, мир дается через переживания героя, высмеивание недостатков людей, события внутренней жизни.
- Почему необходимо изучать этот вид поэзии?
VII. Анализ стихотворения и формирование умения выразительного чтения
а) Чтение первой строфы учениками –Прочитайте первое четверостишие и словесно нарисуйте картину осени. 1-й ученик: (Левитан И. И. «Золотая осень»). - Начало осени. Солнечный, тёплый день. Небо ясное, голубое, воздух прозрачный.
Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора. II Весь день стоит как бы хрустальный, I И лучезарны вечера.....II Ученики выделяют голосом, а карандашом в учебнике подчеркивают наиболее важные в смысловом отношении слова (логическое ударение), выделяют паузы. (Ребята совещаются в паре, прежде чем ответить на вопрос учителя). - Какие эпитеты употребляет автор в этих строфах? Ученики: («Дивная пора», «лучезарны вечера») - Какой прием использует автор в строке: «Весь день стоит как бы хрустальный…»? Ученица: Автор употребляет прием сравнения. 6. Чтение второй строфы учениками. - Прочитайте второе четверостишие. Опишите увиденную вами картину. 2-й ученик: - Поле тихое, пустое. Хлеба убраны. Чернеет земля. На солнце блестит паутина.. (Левитан. И. И. «Золотая осень. Слободка»).
Где бодрый серп гулял и падал колос, I Теперь уж пусто все – простор везде, I Лишь паутины тонкий волос Блестит на праздной борозде. II (Ученики выделяют голосом, а карандашом в учебнике подчеркивают наиболее важные в смысловом отношении слова (логическое ударение), выделяют паузы). 8. Чтение третьей строфы. - Прочитайте третье четверостишие. Какую картину вы представили? - Тишина. Не слышно щебетания птиц. Небо ясное, без единого облачка. - Какое чувство вызывает у самого поэта картина осени? 3.Физкультминутка(музыка для релаксации). Учитель: - Закройте глаза. Нам хорошо и приятно. Мы дышим свежим воздухом и вдыхаем запах опавших листьев. По лазурному небу плывут белоснежные кораблики облаков. Синева неба отражается в реке, как будто в зеркале. Ярко светит солнце. Его последние тёплые лучи падают нам на лицо, руки. Они согревают нас, даря тепло и уют. Спасибо тебе, природа, за создание такой красоты! - Какие чувства вы испытали? VIII. Этап выразительного чтения стихотворения Ф. Тютчева как интерпретация авторского замысла. Работа в группах. (Ребята заранее сформировали состав групп) (Задание для групп). Задание. 1. Чтение стихотворения по строфам . 2. Чтение стихотворения целиком одним учеником. (Способ чтения выбирают дети.) Учитель: В каком темпе его следует читать? Ученики: - Поэт очарован, он боится нарушить покой. Читаем в замедленном темпе, напевно. - В стихотворении нет восклицательных знаков, нет бурной смены чувств. Умиротворение, очарование, спокойствие пришло вместе со стихотворением. IX. Стадия рефлексии. 1.Синквейн. - Заканчивая разговор о лирике, я предлагаю каждой группе написать синквейн. Вспомним, что такое синквейн и как он строится. СИНКВЕЙН - своеобразное стихотворение-миниатюра из пяти строк, имеющее определённое строение. Правила составления синквейна: Первая строка - тема синквейна (одно имя существительное в начальной форме). Вторая строка - характерные признаки предмета (два имени прилагательных). Третья строка - характерные действия или состояния предмета (три глагола). Четвёртая строка - что автор думает? (Фраза из четырёх слов). Пятая строка - новое звучание темы (синоним) (имя существительное в начальной форме). Пример синквейна: Лирика. Эмоциональная, личная. Выражать, чувствовать, размышлять. Лирика-это вид поэзии. Переживание. 2. Физкультминутка. Ходим кругом друг за другом. Эй, ребята, не зевай! Все, что Осень Вам прикажет, Вместе с нею выполняй! Дети выполняют разные движения, в конце Осень раздаёт разноцветные листики, дети выбирают тот цвет, который выражает их отношение к уроку. Красный - отличное настроение, всё понравилось, хотелось многое узнать. Жёлтый - хорошее настроение, было интересно, но были трудности. Зелёный - было скучно, неинтересно, много затруднений. X. Творческая работа. - Давайте пофантазируем и представим себе: о чём мечтают листья осенью? Свои предположения запишите на листьях. XI. Подведение итогов. - Чему мы сегодня учились на уроке? Что такое лирика? Что вы узнали нового и хотели бы рассказать родителям? Запомните правую колонку «журнала наблюдения». XII. Домашнее задание.