Таня и Маша были очень дружны и всегда ходили в детский сад вместе. То Маша заходила за Таней, то Таня за Машей. Один раз, когда девочки шли по улице, начался сильный дождь. Маша была в плаще, а Таня в одном платье. Девочки побежали.
Сними свой плащ, мы накроемся вместе! — крикнула на бегу Таня.
Я не могу, я промокну! — нагнув вниз голову с капюшоном, ответила ей Маша.
В детском саду воспитательница сказала:
Как странно, у Маши платье сухое, а у тебя, Таня, совершенно мокрое, как же это случилось? Ведь вы же шли вместе?
У Маши был плащ, а я шла в одном платье, — сказала Таня.
Так вы могли бы укрыться одним плащом, — сказала воспитательница и, взглянув на Машу, покачала головой. — Видно, ваша дружба до первого дождя!
Обе девочки покраснели: Маша за себя, а Таня за Машу. (В. Осеева)
Ответь на вопросы и выполни задание:
Определи жанр произведения.
1) рассказ 2) сказка 3) стихотворение
Куда направлялись девочки?
шли в магазин игрушек 2) шли на прогулку 3) шли в детский сад
Изменилась ли погода, пока девочки шли по дороге, и как?
да, внезапно начался дождь
да, внезапно началась гроза
нет, весь день светило яркое солнышко
У кого из героев был плащ?
у воспитательницы 2) у Тани 3) у Маши
Что можно сказать о дружбе девочек?
девочек нельзя считать настоящими подругами
девочки всегда во всём помогают друг другу
между Таней и Машей — настоящая дружба
Какая пословица или поговорка подходит к данному тексту?
Семеро одного не ждут.
Друг познаётся в беде.
После дождичка в четверг.
Чему удивилась воспитательница?
Почему рассказ называется: «До первого дождичка»?
Почему покраснела Маша?
Выпиши из текста предложение, в котором говорится о том, что предложила Таня своей подруге, когда начался дождь.
12. Сформулируй и запиши главную мысль текста.
Работа № 2.
Прочитай рассказ В. Осеевой «Навестила».
Валя не пришла в класс. Подруги послали к ней Мусю.
— Пойди и узнай, что с Валей: может, она больна, может, ей что-нибудь нужно?
Муся застала подружку в постели. Валя лежала с завязанной щекой.
— Ох, Валечка! — сказала Муся, присаживаясь на стул. — У тебя, наверно, флюс! Ах, какой флюс был у меня летом! Целый нарыв! И ты знаешь, бабушка как раз уехала, а мама была на работе…
— Моя мама тоже на работе, — сказала Валя, держась за щёку. — А мне надо бы полосканье…
— Ох, Валечка! Мне тоже давали полосканье! И мне стало лучше! Как пополощу, так и лучше! А ещё мне помогала грелка горячая-горячая…
Валя оживилась и закивала головой.
— Да, да, грелка… Муся, у нас в кухне стоит чайник…
— Это не он шумит? Нет, это, верно, дождик! — Муся вскочила и подбежала к окну. — Так и есть, дождик! Хорошо, что я в галошах пришла! А то можно простудиться!
Она побежала в переднюю, долго стучала ногами, надевая галоши. Потом, просунув в дверь голову, крикнула:
— Выздоравливай, Валечка! Я ещё приду к тебе! Обязательно приду! Не беспокойся!
Валя вздохнула, потрогала холодную грелку и стала ждать маму.
— Ну что? Что она говорила? Что ей нужно? — спрашивали Мусю девочки.
— Да у неё такой же флюс, как был у меня! — радостно сообщила Муся. И она ничего не говорила! А помогают ей только грелка и полосканье!
Ответь на вопросы.
№ 1. Как звали девочку, которая навестила подругу? 1) Валя 2) Муся 3) Таня № 2. Почему подруги послали одноклассницу к Вале?
№ 3. Что делала Валя, когда к ней пришла одноклассница? 1) читала книгу 2) играла 3) лежала в постели № 4. Какая болезнь была у Вали? 1) грипп 2) флюс 3) ангина
№ 5. Что особенно помогало девочкам, когда они болели? 1) таблетки 2) микстура 3) полосканье № 6. Где была мама Вали?
№ 8. Чем могла Вале помочь Муся? 1) приготовить полосканье 2) проветрить комнату 3) вскипятить воду № 9. Чему учит рассказ? 1) делать добрые дела, а не болтать попусту 2) быть внимательными к друзьям и близким 3) всегда выполнять свои обещания
Работа № 3.
Прочитай произведение В. Осеевой «Что легче?»
Пошли три мальчика в лес. В лесу грибы, ягоды, птицы. Загулялись мальчики. Не заметили, как день прошёл. Идут домой – боятся: — Попадёт нам дома! Вот остановились они на дороге и думают, что лучше: соврать или правду сказать? – Я скажу, – говорит первый, – будто волк на меня напал в лесу. Испугается отец и не будет браниться. – Я скажу, – говорит второй, – что дедушку встретил. Обрадуется мать и не будет бранить меня. – А я правду скажу, – говорит третий. – Правду всегда легче сказать, потому что она правда и придумывать ничего не надо. Вот разошлись они все по домам. Только сказал первый мальчик отцу про волка. – Нет, – говорит отец, – в этих местах волка. Рассердился отец. За первую вину наказал, а за ложь вдвое. Второй мальчик про деда рассказал. А дед тут как тут в гости идёт. Узнала мать правду. За первую вину наказала, а за ложь – вдвое. А третий мальчик как пришёл, так с порога во всём повинился. Поворчала на него тётка да и простила.
Ответь на вопросы, выполни задания.
№ 1.К какому литературному жанру относится текст? 1) рассказ 2) сказка 3) стихотворение
№ 2. Где гуляли мальчики? 1) во дворе 2) в лесу 3) на улице
№ 3. Что видели мальчики в лесу? 1) грибы 2) цветы 3) овощи
Прочитай рассказ В. Сухомлинского «Петрик и ваза».
Ответь на вопросы, выполни задания.
Маленького Петрика мама оставила дома, а сама отправилась в булочную. Петрик подошёл к открытому окну. На окне стояла ваза. Большая разноцветная бабочка села на край вазы. Петрику захотелось поймать бабочку. Он размахнулся… и ударил по вазе. Ваза упала и разбилась. Петрик испугался: «Что теперь будет? Что скажет мама?» Мальчик собрал осколки, отнёс на огород и закопал их в землю маленькой лопаткой. Потом сел около окна и стал ждать маму. Только мама открыла дверь, Петрик подбежал к ней и сказал: — Мама, это ведь не я разбил вазу, не я отнёс осколки на огород и закопал их там маленькой лопаткой. В глазах мамы Петрик почувствовал тревогу. — Кто же разбил вазу? - спросила мама. — Бабочка… — тихо ответил Петрик. Мама усмехнулась. — Как бабочка разбила вазу — понятно… — сказала она. — Но как она отнесла осколки на огород и там их закопала — этого я понять не могу! Петрик посмотрел на маму и заплакал.
№ 1. Куда ушла мама мальчика? 1) на работу 2) в магазин 3) в булочную
№ 8. Пронумеруй фразы в логической последовательности.
_____ Признание мальчика.
_____ Слёзы Петрика.
_____ Бабочка на вазе.
_____ Ваза разбилась.
_____ Непонятливая мама.
_____ Петрик остался один.
_____ Осколки закопаны.
№ 9. Какая пословица подходит к рассказу:
1) Правде нигде нет места.
2) В ком добра нет, в том и правды мало.
3) Как ни жаться, а в правде признаться.
Работа № 5.
Прочитай рассказ В. Осеевой «Время». Ответь на вопросы.
Два мальчика стояли на улице под часами и разговаривали.
— Я не решил примера, потому что он был со скобками, — оправдывался Юра.
— А я потому, что там были очень большие числа, — сказал Олег.
— Мы можем решить его вместе, у нас ещё есть время!
Часы на улице показывали половину второго.
— У нас целых полчаса, — сказал Юра. — За это время лётчик может перевезти пассажиров из одного города в другой.
— А мой дядя, капитан, во время кораблекрушения в двадцать минут успел погрузить в лодки весь экипаж.
— Что — за двадцать!.. — деловито сказал Юра. — Иногда пять - десять минут много значат. Надо только учитывать каждую минуту.
— А вот случай! Во время одного состязания…
Много интересных случаев вспомнили мальчики.
— А я знаю… — Олег вдруг остановился и взглянул на часы. — Ровно два!
Юра ахнул. — Бежим! — сказал Юра. — Мы опоздали в школу!
— А как же пример? — испуганно спросил Олег. Юра на бегу только махнул рукой.
№ 1. Где состоялся разговор двух мальчиков? 1) у школы; 2) на улице под часами; 3) во дворе.
№ 2. Что не успели сделать дети? 1) помочь маме; 2) списать текст; 3) решить пример. № 3. Почему Юра не решил пример? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
№ 4. Почему Олег не решил пример? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
№ 5. Что решили сделать мальчики? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
№ 6. Сколько времени было у мальчиков для решения примера? 1) пять минут; 2) полчаса; 3) один час.
№ 7. На что потратили мальчики время, которое было у них в запасе? 1) на разговоры друг с другом; 2) на разговоры с родителями; 3) на решение задачи.
№ 8. О ком рассказал Юра? 1) о капитане; 2) о лётчике; 3) о враче.
№ 9. Кто из мальчиков сказал, что надо учитывать каждую минуту? 1) Олег; 2) Юра; 3) Олег и Юра.
№ 10. Научились ли Юра и Олег ценить время?__________________
Прочитай рассказ В. Осеевой «Кто хозяин?». Выполни задания.
Большую чёрную собаку звали Жук. Два мальчика, Коля и Ваня, подобрали Жука на улице. У него была перебита нога. Коля и Ваня вместе ухаживали за ним, и, когда Жук выздоровел, каждому из мальчиков захотелось стать его единственным хозяином. Но кто хозяин Жука, они не могли решить, поэтому спор их всегда кончался ссорой. Однажды они шли лесом. Жук бежал впереди. Мальчики горячо спорили.
- Собака моя, - говорил Коля, - я первый увидел Жука и подобрал его!
- Нет, моя, - сердился Ваня, - я перевязывал ей лапу и таскал для неё вкусные кусочки!
Никто не хотел уступить. Мальчики сильно поссорились.
- Моя! Моя! - кричали оба.
Вдруг из двора лесника выскочили две огромные овчарки. Они бросились на Жука и повалили его на землю. Ваня поспешно вскарабкался на дерево и крикнул товарищу:
- Спасайся!
Но Коля схватил палку и бросился на помощь Жуку. На шум прибежал лесник и отогнал своих овчарок.
№ 14. Подумай и подчеркни те слова в тексте, в которых заключена главная мысль этого рассказа.
Работа № 8.
Прочитай рассказ Валентины Осеевой «Печенье». Выполни задания.
Мама высыпала на тарелку печенье. Бабушка весело зазвенела чашками. Все уселись за стол. Вова придвинул тарелку к себе.
- Дели по одному, - строго сказал Миша.
Мальчики высыпали всё печенье на стол и разложили его на две кучки.
- Ровно? - спросил Вова.
Миша смерил глазами кучки:
- Ровно... Бабушка, налей нам чаю!
Бабушка подала обоим чай. За столом было тихо. Кучки печенья быстро уменьшались.
- Рассыпчатые! Сладкие! – говорил Миша.
- Угу! - отзывался с набитым ртом Вова.
Мама и бабушка молчали. Когда всё печенье было съедено, Вова глубоко вздохнул, похлопал себя по животу и вылез из-за стола. Миша доел последний кусочек и посмотрел на маму - она мешала ложечкой не начатый чай. Он посмотрел на бабушку - она жевала корочку чёрного хлеба...
№ 1. Укажи героев рассказа.
Мама, папа, бабушка, дедушка, Миша, Вова. № 2. Кто съел всё печенье?
Мама подарила Коле цветные карандаши. Однажды к Коле пришёл его товарищ Витя.
— Давай рисовать!
Коля положил на стол коробку с карандашами. Там было только три карандаша: красный, зелёный и синий.
— А где же остальные? — спросил Витя. Коля пожал плечами.
— Да я раздал их: коричневый взяла подружка сестры — ей нужно было раскрасить крышу дома; розовый и голубой я подарил одной девочке с нашего двора — она свои потеряла… А чёрный и жёлтый взял у меня Петя- у него как раз таких не хватало…
— Но ведь ты сам остался без карандашей! — удивился товарищ. — Разве они тебе не нужны?
— Нет, очень нужны, но всё такие случаи, что никак нельзя не дать!
Витя взял из коробки карандаши, повертел их в руках и сказал:
— Всё равно ты кому-нибудь отдашь, так уж лучше дай мне. У меня ни одного цветного карандаша нет!
Коля посмотрел на пустую коробку.
— Ну, бери… раз уж такой случай… — пробормотал он.
Ответь на вопросы.
№ 1. Какой подарок получил Коля? 1) цветную бумагу; 2) пластилин; 3) цветные карандаши.
№ 2. Кто сделал Коле подарок? 1) папа; 2) мама; 3) бабушка. № 3. Сколько карандашей в коробке у Коли обнаружил Витя?...........№ 4. Почему Коля раздавал карандаши?
№ 5. Кому Коля отдал розовый и голубой карандаш? 1) девочке из двора; 2) другу; 3) подруге сестры.
№ 6. Кто взял у Коли чёрный и жёлтый карандаши? 1) Витя; 2) мама; 3) Петя.
№ 7. Кому нужно было раскрасить крышу дома?
1) Коле; 2) Вите; 3) подружке сестры.
№ 8. Чему был удивлен Витя? ..................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................
№ 9. Какое объяснение дал Коля Вите, зачем он раздал карандаши? ..................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................
Две женщины брали воду из колодца. Подошла к ним третья. И старенький старичок на камушек отдохнуть присел. Вот говорит одна женщина другой: – Мой сынок ловок да силён, никто с ним не сладит. – А мой поёт, как соловей. Ни у кого голоса такого нет, – говорит другая. А третья молчит. – Что же ты про своего сына не скажешь? – спрашивают её соседки. – Что ж сказать? – говорит женщина. – Ничего в нём особенного нету. Вот набрали женщины полные вёдра и пошли. А старичок – за ними. Идут женщины, останавливаются. Болят руки, плещется вода, ломит спину. Вдруг навстречу три мальчика выбегают. Один через голову кувыркается, колесом ходит – любуются им женщины. Другой песню поёт, соловьём заливается – заслушались его женщины. А третий к матери подбежал, взял у неё вёдра тяжёлые и потащил их. Спрашивают женщины старичка:
– Ну, что? Каковы наши сыновья? – А где ж они? – отвечает старик. – Я только одного сына вижу! Ответь на вопросы, выполни задания.
№ 1. Откуда женщины брали воду? 1) из колодца2) из речки3) из ведра
№ 2. Кто присел отдохнуть рядом на камушек?
1) мужчина2) женщина3) старичок
№ 3. Что особенного у сына первой женщины?
Он хорошо поёт 2) он умён 3) он ловок и силён
№ 4.Чемотличился сынвторойженщины?
он хорошо учится 2) он хорошо поёт 3) он помогает своей маме
№ 5. Спиши предложение, где говорится, что мамам было тяжело нести воду.
Собаки бывают домашние, охотничьи, ездовые, поводыри для слепых. Они охраняют дом и помогают пастухам пасти скот. У них чуткий нюх и прекрасный слух. Собаки хорошие и преданные друзья. Люди вывели много разных пород собак. Наиболее из них известны - овчарка, пудель, такса, бульдог, доберман. Домашние кошки знакомы всякому. Дети очень любят играть с котятами, брать их на руки, ласкать. Но кошки не любят сидеть на месте. Они охотницы и ловят мышей и птиц. Кошки – хищные животные, родственницы львов и тигров. Существуют разные породы кошек: сиамская, персидская, британская, русская голубая. Многие люди с удовольствием заводят дома кошек и собак. Но нужно помнить, что домашние питомцы требуют заботы и ухода. № 1. Напиши в скобках, о ком идёт речь.
Они бывают домашние, охотничьи, ездовые. ( ................................................................. ).
Они охотницы и ловят мышей и птиц. ( ................................................................ ).
Они не любят сидеть на месте. ( ................................................................. ).
Они охраняют дом и помогают пастухам пасти скот. ( ............................................................... ).
№ 4. Охотничьими считаются собаки, которые... 1) охраняют дом; 2) перевозят людей; 3) помогают на охоте. № 5. Как ты понимаешь выражение: «поводыри для слепых»? 1) собаки, которые указывают путь людям; 2) собаки, которые переводят слепых людей; 3) собаки, которые помогают пастухам.
1) поить молоком; 2) гулять с ними; 3) играть, брать на руки, ласкать. № 8. Выбери лишнее слово. Объясни.
1) овчарка, пудель, такса, сиамская, доберман. 2) сиамская, персидская, бульдог, русская голубая. № 9. Что требуют по отношению к себе домашние питомцы?
Прочитай текст «Как Андрейка перевёз Нину». Выполни задания, ответь на вопросы.
Андрейка и Нина дружили. Они часто вместе возвращались из школы. Вот и в этот весенний денёк Андрейка и Нина шли из школы домой. На их пути был овражек. Пригрело солнце, растаял снег, и в овраге побежала вода. Шумит в овражке бурливый ручеёк. Стоят перед ручейком Андрейка и Нина. Андрейка быстро перешёл через ручеёк и стал на противоположном берегу. Посмотрел мальчик на Нину, и ему стало стыдно. Ведь он в сапожках, а Нина – в туфлях. Как же она перейдёт? - Ой, как нехорошо я сделал, – подумал Андрейка. – Почему я сразу не увидел, что Нина в туфлях?
Мальчик вернулся назад, подошёл к Нине и говорит: – Это я хотел узнать, глубоко ли. Ведь переправляться будем вдвоём. – Как? – удивилась Нина. – Ведь я в туфлях. – Садись мне на спину, – сказал Андрейка. Нина села Андрейке на спину, и мальчик перевёз её. ( По В. Сухомлинскому)
Прочитай текст. Ответь на вопросы, выполни задания.
Сосульки на крышах подтаивали. С их острых кончиков падали крупные капли. В водосточных трубах грохотало. Прохожие испуганно отскакивали, а на тротуар вываливались из труб глыбы льда.
По дороге в школу Кирилке очень посчастливилось. Что-то блеснуло у него под ногами. Кирилка нагнулся и поднял кусочек синего стекла. Вот это удача! На первом же уроке Кирилка вынул стёклышко из кармана брюк и посмотрел в него.
Всё вокруг преобразилось. За окном надвигалась гроза: синие тучи заволокли потемневшее небо. На синей стене класса таблички со слогами «жи» и «ши» выделялись совсем плохо — ничего не стоило их забыть.
Синяя учительница стояла за учительским столом. Синяя Света Курочкина писала синим мелом на доске, похожей на чёрное озеро. А у Петьки Баркова был совершенно синий нос. Кирилка не выдержал и тихонько фыркнул. Валентина Фёдоровна обернулась: «Кирилл Дроздов, по-моему, ты занят чем-то посторонним!». Но стёклышко она не заметила: Кирилка поспешно спрятал его в карман. (По Т. Котовщикову)
№ 1. Какой это текст? 1) сказка 2) рассказ 3) стихотворение
Раз иду я мимо оврага и слышу: кто – то в овраге жалобно скулит. Я спустился в овраг и вижу крошечного щеночка. Когда я подошёл к щенку, он ещё жалобнее стал плакать. Я взял щенка на руки. Он был ещё слепенький. Кожа на нём сморщилась. Он дрожал всем телом и всё плакал жалобно. Принёс я щенка домой и выпросил у матери молочка. Налил в миску и поставил щенку. Но щенок не видит молоко и тычется во все стороны головой. Мать сунула щенка мордочкой в молоко и подержала немного. Щенок стал лакать и перестал плакать.
С тех пор я подружился с моей собачкой, поил и кормил её. Мы дали собачке кличку – Находка. Находка жила у нас долго и очень любила меня.
№ 1. Допиши предложения. Мальчик нашёл щенка в.....................................................................................
Он выпросил для собачки у мамы...............................................................................................................
Щенок стал лакать и перестал...............................................................................................................
№ 3. Какой был щенок? Подчеркни подходящие слова. Крупный, крошечный, зрячий, слепенький, весёлый, грустный.
№ 4. Выпиши из текста слова, которые рассказывают, как вёл себя щенок в овраге. Скулил,.............................................................................................................. ...............................................................................................................
№ 5. Запиши по порядку действия, которые расскажут, как мальчик спас щенка.
Спустился в овраг,.....................................................................................................................................................................................................
№ 6. Опиши характер мальчика. Подчеркни подходящие слова. Добрый, злой, беззаботный, заботливый, жалостливый, невнимательный. № 7. Подчеркни в тексте предложение, в котором указано, кто ухаживал за щенком. № 8. Выбери предложение, которым закончился рассказ. 1) Я взял щенка на руки.
2) Мы дали собачке кличку – Находка. 3) Находка жила у нас долго и очень любила меня. № 9. Составь и запиши план к тексту.