Просмотр содержимого документа
««Работа с одаренными детьми"»»
Работа с одаренными детьми.
Учитeль начальных классoв:
Филина Л.А.
МБОУ «Богатищевская СОШ»
2022 гoд
Кашира
«Одаренность человека – это маленький
росточек, едва проклюнувшийся из земли
и требующий к себе огромного внимания.
Необходимо холить и лелеять, ухаживать
за ним, сделать все необходимое, чтобы
он вырос и дал обильный плод». В.А.Сухомлинский
Среди самых интересных и загадочных явлений природы – детская одаренность, несомненно, занимает одно из ведущих мест. Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной.
Начиная разговор об одарённости, нужно, в первую очередь, раскрыть само это понятие. Одарённость – это генетически обусловленный комплекс способностей, которые развиваются в труде, поисках, усилиях или деградируют при их отсутствии; совокупность ряда способностей, обуславливающая особенно успешную деятельность человека в определённой области и выделяющая его среди других лиц, выполняющих эту деятельность в тех же условиях..
В нашем обществе уровень социального и экономического развития государства, его конкурентоспособность и лидерство на международной арене во многом зависят от способности страны предложить новые идеи, проекты, технологии, отвечающие современным запросам общества. Для выхода государства на передовые научные и экономические рубежи необходимо наличие граждан, которые могут мыслить оригинально, осуществлять творческую деятельность, находить нестандартные решения. В условиях дефицита таких людей остро стоит проблема выявления молодых талантов. В связи с этим во многих странах мира задача поиска и раннего развития одаренных детей имеет статус государственной важности, что обусловливает социальный запрос на исследование феномена детской одаренности, разработку моделей обучения и воспитания талантливой молодежи.
Следует отметить, что в научных подходах, а также в практике сопровождения и поддержки одаренных детей в разных странах наблюдаются существенные различия, в которых отражаются особенности национальной культуры и менталитета. Например, в Швеции и Дании считается неприемлемым как констатировать наличие исключительного потенциала, так и обеспечивать его развитие. В Китае (как и в бывшем Советском Союзе), наоборот, в образовании делается акцент на стимуляцию процесса развития исключительных способностей.
У. Брикман в своем исследовании «Подходы к обучению одаренных и талантливых детей в разных странах», анализируя опыт работы с одаренными детьми в Великобритании, России и Германии, приходит к выводу о том, что в практике педагогической деятельности разных стран можно выделить два основных подхода к обучению одаренных детей:
1) организация обучения одаренных детей в специализированных школах;
2) организация обучения одаренных детей в обычных школах, но с проявлением повышенного к ним внимания.
.
В России наибольшее распространение получил первый подход: спецшколы для талантливых и одаренных детей всегда занимали прочное место в советской школьной системе. Вопросам обучения и воспитания талантливых детей в нашей стране уделялось особое внимание еще до революции. Вплоть до октября 1917 г. в России существовали гимназии, в которых были специальные группы для одаренных учеников, предназначенные в первую очередь для детей высшего света, а также элитные учебные заведения (Царскосельский лицей, Катковский лицей и т.д.), где создавались особая образовательная среда и условия жизни для детей из дворянских семей. Кроме того, действовали специализированные учебные заведения, например балетные школы, в которые отбирали талантливых детей из всех социальных групп.
.
В 1957—1958 гг. МГУ с целью выявления математически одаренных детей провел первые математические олимпиады, а в 1959 г. был создан специальный 9-й класс для детей с математическими способностями в школе № 425 г. Москвы под контролем Министерства образования РСФСР. Постепенно стали создаваться специализированные школы для талантливых в различных дисциплинах учеников. В конце 1960-х гг. начали появляться кружки и различные объединения, чтобы продлить обучение одаренных детей за пределами школы.
Сегодня в ситуации глобальных преобразований всех сфер жизни российского общества вновь актуализировались вопросы детской одаренности. Экономика нашей страны остро нуждается в специалистах, обладающих глубокими знаниями, нестандартным мышлением, творческой активностью и высокой социальной ответственностью. Именно талантливые школьники, демонстрирующие незаурядные способности, представляют для государства основной интерес в качестве интеллектуального и творческого потенциала, обуславливающего будущее развитие страны.
Социальный заказ на активизацию педагогических усилий по выявлению и развитию молодых талантов отчетливо выражен в нормативных документах сферы образования последнего десятилетия, основными из которых являются:
1) Федеральная целевая программа развития образования на 2011— 2015 годы (утверждена постановлением Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. № 61), в которой подчеркивается, что в России пока не сформирована система целенаправленной работы с одаренными детьми и талантливой молодежью. Требуется создание ресурсов и программ для одаренных детей; создание центров поддержки одаренных детей при крупных университетах и дистанционных школ при национальных исследовательских университетах; создание единой федеральной базы данных победителей и призеров Всероссийской олимпиады школьников, олимпиад школьников, мероприятий и конкурсов, по результатам которых присваиваются премии для поддержки талантливой молодежи; разработка и внедрение норматива подушевого финансирования на педагогическое сопровождение развития образования талантливых детей;
2) Национальная стратегия действий в интересах детей Российской Федерации до 2017 года (утверждена указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761). Она указывает на необходимость обеспечения условий для выявления и развития талантливых детей и детей со скрытой одаренностью независимо от сферы одаренности, места жительства и социально-имущественного положения их семей;
3) Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013—2020 годы (утверждена распоряжением Правительства РФ от 22 ноября 2012 г. № 2148-р). Здесь в разд.2.4 «Выявление и поддержка одаренных детей и молодежи» развитие молодых талантов и детей с высокой мотивацией к обучению понимается как важное условие повышения качества человеческого капитала страны;
4) Концепция Российской национальной системы выявления и развития молодых талантов (утверждена Президентом РФ 3 апреля 2012 г.). В документе отмечается, что концепция определяет базовые принципы построения и основные задачи общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, а также основные направления ее функционирования. Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных задач совершенствования системы образования. Однако недостаточный психологический уровень подготовки педагогов для работы с детьми, проявляющими нестандартность в поведении и мышлении, приводит к неадекватной оценке их личностных качеств и всей их деятельности. Нередко творческое мышление одаренного ребенка рассматривается как отклонение от нормы или негативизм. Эксперименты, проведенные во многих странах мира, убедительно показали, насколько сложно перестроить систему образования, изменить отношение педагога к одаренному ребенку, снять барьеры, блокирующие его таланты.
Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Однако в силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления, они более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи. Одаренный ребенок склонен к критическому отношению не только к себе, но и к окружающему. Поэтому педагоги, работающие с одаренными детьми, должны быть достаточно терпимы к критике вообще и себя в частности. Талантливые дети часто воспринимают невербальные сигналы как проявление неприятия себя окружающими. В результате такой ситуации ребенок может производить впечатление отвлекающегося, непоседливого, постоянно на все реагирующего. Для них не существует стандартных требований (все как у всех), им сложно быть конформистами, особенно если существующие нормы и правила идут вразрез с их интересами и кажутся бессмысленными. Для одаренного ребенка утверждение, что так принято, не является аргументом.
Анализ проблемы развития способностей и одаренности во многом будет предопределяться тем содержанием, которое мы будем вкладывать в эти понятия. Значительные трудности в определении понятий способности и одаренности связаны с общепринятым, бытовым пониманием этих терминов. Если мы обратимся к толковым словарям, то увидим, что очень часто термины "способный", "одаренный", "талантливый" употребляются как синонимы и отражают степень выраженности способностей. Но еще более важно подчеркнуть, что понятием "талантливый" подчеркиваются природные данные человека. Так, в толковом словаре В. Даля "способный" определяется как "годный к чему-либо или склонный, ловкий, пригодный, удобный"". Способливый человек характеризуется как находчивый, изворотливый, умеющий способиться, а способляться, в свою очередь, понимается как умение сладить, управиться, устроить дело. Способный здесь фактически понимается как умелый, а понятия "умение" в словаре нет. Таким образом, понятие "способный" определяется через соотношение с успехами в деятельности.
Из сказанного можно сделать вывод, что способности, с одной стороны, одаренность и талант, с другой, выделяются как бы по разным основаниям. Говоря о способности, подчеркивают возможность человека что-то делать, а говоря о таланте (одаренности), подчеркивается прирожденный характер данного качества (способности) человека. Вместе с тем, и способности и одаренность проявляются в успешности деятельности.
Человеческие способности как психологические свойства личности.
Способности различаются по качеству, широте, своеобразию их сочетания (структуре ) и степени развития.
Качество способностей определяется той деятельностью, условием успешного выполнения которой они являются. О человеке обычно говорят не просто, что он способен, а к чему способен, то есть указывают качество его способностей. По качеству способности делятся на математические, технические, художественные, литературные, музыкальные, организаторские, спортивные и т. д.
По широте различаются общие и специальные способности. Никакая отдельная способность не может быть достаточной для успешного выполнения деятельности. Надо, чтобы у человека было много способностей, которые находились бы в благоприятном сочетании. Качественно своеобразное сочетание способностей, необходимых для успешного выполнения какой-либо деятельности, называется одаренностью.
Очень важно исследовать вопрос о том, какие способности являются "ключевыми", ведущими для каждого вида деятельности. Это помогает найти наиболее действенные методы формирования у людей таких способностей и повышения общей культуры и результативности труда. Благодаря качественному своеобразию сочетания способностей у различных людей для всякого творчества характерна его индивидуальность и самобытность. Без этого были бы немыслимы творческий прогресс, все многообразие продуктов творчества людей. Поэтому в процессе воспитания и обучения детей надо не игнорировать появляющееся у них качественное своеобразие способностей и одаренности, а развивать его, применяя к учащимся различные методы индивидуального воздействия. Одаренность - это своего рода мера генетически и опытно предопределенных возможностей человека адаптироваться к жизни. Основные функции одаренности - максимальное приспособление к миру, окружению, нахождение решения во всех случаях, когда создаются новые, непредвиденные проблемы, требующие именно творческого подхода.
В целом же можно представить одаренность как систему, включающую следующие компоненты: 1. биофизиологические, анатомо-физиологические задатки; 2. сенсорно - перцептивные блоки, характеризуемые повышенной чувствительностью; 3. интеллектуальные и мыслительные возможности, позволяющие оценивать новые ситуации и решать новые проблемы; 4. эмоционально - волевые структуры, предопределяющие длительные доминантные ориентации и их искусственное поддерживание; 5. высокий уровень продуцирования новых образов, фантазия, воображение и целый ряд других.
Практические аспекты воспитания и обучения одаренных детей. Ускорение обучения
Вопросы темпа обучения являются предметом давних, до сих пор не утихающих споров как среди ученых-психологов, так и среди педагогов и родителей. Многие горячо поддерживают ускорение, указывая на его эффективность для одаренных учащихся. Другие считают, что установка на ускорение — односторонний подход к детям с высоким уровнем интеллекта, так как не учитываются их потребность в общении со сверстниками, эмоциональное развитие. Следует заметить, что ускорение возможно не только, как это представляют, в форме «перескакивания» через класс. Существуют другие его варианты.
Ускорение связано, в первую очередь, с изменением скорости обучения, а не содержания, того, чему учат. Занятия одаренного ребенка в обычном классе по стандартной учебной программе похожи на тот случай, когда нормального ребенка по ошибке помечают в класс для детей с задержкой умственного развития. Ребенок в таких условиях начинает приспосабливаться, он старается быть похожим на своих одноклассников в самых разных проявлениях, и спустя какое-то время его поведение будет похоже на поведение всех остальных детей в классе. Он начинает подстраивать выполнение заданий по качеству и количеству под соответствующее ожидание учителя. У невнимательного, неподготовленного педагога такой ребенок может надолго задержаться в развитии.
У каждого педагога выстроена своя траектория работы с одарёнными детьми, и многие могут с достоинством поделиться своими наработками в этом плане. Но ни для кого не секрет, что при работе с одарёнными детьми необходимо: • постоянно стимулировать их познавательную активность и познавательную мотивацию; • развивать креативность мышления, стремиться придавать познавательному процессу творческий характер; • ориентируясь на тип направленности интеллекта ученика, выбирать те виды творческой, познавательной деятельности, в которых ребёнок будет наиболее успешным. Учитывая высокий уровень познавательной активности одарённых детей, в своей работе с ними следует: • поощрять или организовывать знакомство с материалом, который обычно не включается в стандартный учебный план; • поощрять глубокую проработку выбранной темы; • стремиться осуществлять учебный процесс в соответствии с познавательными потребностями, а не заранее установленной жёсткой последовательностью; • актуализировать более сложные виды деятельности, требующие владения абстрактными понятиями и мыслительными процессами высокого уровня; • формировать большую мыслительную гибкость в отношении используемых материалов, времени и ресурсов; • предъявлять более высокие требования к самостоятельности и целеустремлённости в решении задач; • поощрять творческое и продуктивное мышление; • создавать эффективные предпосылки для расширения базы знаний и развития языковых способностей.
Если отойти немного от общих фраз и коснуться нашей ежедневной рутины, в которой надо суметь выкроить время для любознательных детей, то выяснится, что все мы используем различные формы и методы работы с одарёнными детьми: • участие в предметных олимпиадах различного уровня; • участие в международной игре «Русский медвежонок – языкознание для всех»; • участие в научно-практических конференциях; • работа в школьном научном обществе; • проведение предметных недель; • создание элективных курсов не только в области словесности, но и по обучению навыкам проектной и исследовательской деятельности.
Заключение
Сегодня каждое образовательное учреждение проводит работу по выявлению одарённых детей и разрабатывает программу поддержки личностных способностей обучающихся. А в условиях ФГОС ещё большее значение уделяется созданию системы поддержки одарённых детей. В этой системе каждый родитель, каждый учитель имеет значимость, так как от них зависит обеспечение возможности для самореализации ребёнка.
Списoк литeратуры
Данилoв И. В. Систeма упражнeний: Развитиe навыкoв учeбнoй дeятeльнoсти младших шкoльникoв – М., 2009
Играeм вмeстe. Виктoрина для дeтeй и рoдитeлeй. // Начальная шкoла - №6, 1994 – С.67-70.
Oвчарoва Р. В. Прoграмма психoкoррeкциoннoй пoмoщи при нeдoстатках развития внимания // Практичeская психoлoгия в начальнoй шкoлe – М., 1996
Пилипкo Н. В. «Здравствуй, шкoла!» Адаптациoнныe занятия с пeрвoклассниками – М., 2004
Арцишeвская И. Л. Психoлoгичeский трeнинг для будущих пeрвoклассникoв. - М., 2008.
5 Битянoва М. Р. Адаптация рeбёнка к шкoлe: диагнoстика, кoррeкция, пeдагoгичeская пoддeржка. – М., 1997.
6 Здравствуй шкoла! Адаптациoнныe занятия с пeрвoклассниками. / Пoд рeд. Пилипкo Н. В. – М., 2002.
7 Истратoва O. Н. Справoчник психoлoга в начальнoй шкoлe. – Рoстoв н/Д, 2008.
Маркoва А. К. Фoрмирoваниe мoтивации учeния в шкoльнoм вoзрастe. – М., 1983.