Просмотр содержимого документа
«Работа с одаренными детьми»
Программа
«Одарённые дети»
Составитель
Набокова Л.Г., заместитель
директора по воспитательной работе,
социальный педагог
№
Содержание
I
Паспорт программы
3-4 стр.
II
Описание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
4-5 стр.
Основные понятия Программы
5-6 стр.
Актуальные проблемы работы с одаренными детьми
6-7 стр.
III
Цель и задачи Программы
7 стр.
IV
Методическое обеспечение программы
7 стр.
V
Пути реализации программы
7 стр
VI
Функциональное обеспечение программы
8 стр.
VII
Ожидаемые результаты программы
8 стр.
Паспорт программы
Наименование
Программы
Программа «Одарённые дети»
Основания для
разработки
Программа разработана на основании документов:
Муниципальная целевая программа «Одаренные дети»
Базисный план
Образовательная программа школы
Заказчик
Программы
Администрация школы
Основной
Разработчик
Творческая группа школы
Цель программы
Цель программы - создание условий для выявления, развития и поддержки способных, талантливых и одаренных детей и обеспечение их личностной, социальной самореализации профессионального самоопределения.
Задачи программы
Основные задачи программы.
1. Объединить усилия педагогов школы с целью пополнения знаний об особенностях поведения и мышления одаренных детей, их личностном развитии и воспитании и с целью создания системы выявления и развития одаренных детей, а также контроля за их познавательной деятельностью;
Создать условия для выявления, поддержки и развития одаренных детей:
разработать с учетом возможностей школы систему диагностики предпочтений, проявлений, склонностей, целостных ориентиров умелых и одаренных детей и контроля за их познавательной деятельностью в целях коррекции развития таких детей;
наладить взаимодействие педагогов школы и других специалистов с родителями выявленных детей с целью реализации целостного подхода в их воспитании и развитии (родители-учащийся-педагоги);
наладить сотрудничество педагогов школы с ДДТ № 3, музыкальной школой, сельским Домом культуры, сельской модельной библиотекой с целью выявления способных и одаренных детей .
3. Совершенствовать информационное, научно-методическое обеспечение школы по проблемам детской одаренности.
Этапы и сроки
реализации
программы
I. Этап предварительного поиска
II. Оценочно-коррекционный этап
III. Этап самостоятельной оценки
IV. Этап заключительного отбора
Ожидаемые результаты
Разработка и внедрение эффективной системы выявления детской одаренности.
Создание условий для социально-педагогической и психологической поддержки одаренных детей.
Создание условий для непрерывного развития способностей детей (общих, специальных, творческих, лидерских, психомоторных, технических и т.д.)
Формирование системы педагогической и психологической подготовки, переподготовки и повышения квалификации учителей и руководителей школы, работающих с одаренными детьми.
Подготовка и апробация нового поколения программно-методических комплектов, пособий для педагогов, работающих с одаренными детьми и их родителями.
Создание необходимой материально-технической базы школы для работы с одаренными детьми.
Создание постоянной творческой группы учителей школы, заинтересованных работой со способными и одаренными детьми.
Сохранение и рост качественной успеваемости при переходе с одного этапа обучения на другой (из начального звена в среднее, а также из класса в класс).
Повышение рейтинга в муниципальных, региональных и всероссийских олимпиадах, конкурсах, викторинах, выставках и т.п.
10. Рост уровня мотивации школьников к учебно-познавательной деятельности.
Описание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Современному обществу требуются люди, интеллектуально и творчески развитые, обладающие коммуникативными навыками, умеющие нестандартно мыслить, уверенные в своих силах и способностях, физически и психически здоровые. Школа, выполняя социальный заказ, должна также содействовать развитию ребенка ради самого ребенка, особенно если он «выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности».
МБОУ «Сусловская СОШ», обладает определенным потенциалом в сфере выявления и развития способных детей.
Анализ работы показывает, что в школе есть дети с высокими способностями в различных областях деятельности и педагоги, готовые работать по выявлению одаренности этих детей. Вместе с тем проблема развития способных и одаренных детей является для школы актуальной как на уровне условий для проявления способностей, так и на уровне создания условий для их реализации.
Школа определила для себя основные понятия и приоритетные направления.
Необходимо учитывать форму проявления одаренности (скрытая одаренность - явная одаренность). Школа должна занимать активную позицию по выявлению и развитию природных способностей и талантов учащихся, то есть не ограничиваться констатацией уровня развития способностей детей, а создавать комфортные условия для развития этих способностей.
Степень проявления способностей у детей может быть разной, то есть одаренность может быть актуальной и потенциальной. Только повышая уровень социальной, интеллектуальной и творческой активности детей, можно добиться их самовыражения. Следовательно, необходимо мотивировать учащихся на участие в предметных и творческих конкурсах, олимпиадах, спортивных соревнованиях и т.п.
Только при условии привлечения ребенка к различным видам деятельности можно выявить его способности и таланты и способствовать их развитию (человек никогда не разовьет свои спортивные способности, если он не будет заниматься спортом).
Основные понятия Программы «Одарённые дети».
Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
В исследованиях проблемы одаренности выделяют два подхода. Первый подход основан на утверждении врожденности способностей, второй - утверждает, что каждый ребенок талантлив. Педагогическая задача в этом случае заключается в создании условий для пробуждения одаренности каждого.
Современная концептуальная модель одаренности, построенная американским ученым Дж. Рензулли, универсальна для воспитания и обучения не только одаренных, но и всех детей. Согласно этой концепции диагностика должна строиться на выявлении уровня интеллекта, креативности и направленности личности (мотивации). Эти качества формируются и развиваются на основе жизненного опыта детей, но для этого необходима благоприятная окружающая среда.
Одаренными считают детей (Савинков А.И.)
с высоким показателем по специальным тестам интеллекта;
с высоким уровнем творческих способностей;
с достижением успехов в каких-либо областях деятельности (музыкальная, художественная, математика, шахматы и др.), их называют еще талантливыми;
хорошо обучающихся в школе (академическая одаренность).
Таким образом, придерживаясь общепринятой типологии одаренности в науке, мы выделяем интеллектуальную, творческую, академическую и социальную одаренность детей.
В условиях основной общеобразовательной школы, когда личность ребенка претерпевает сложные психологические и физиологические изменения, находится на стадии формирования и бурного развития, уместнее говорить не о развитой одаренности, а скорее о потенциале личности, поэтому наряду с понятиями «одаренность» и «одаренный ребенок» Программа оперирует понятиями:
способности - природная предрасположенность человека к осуществлению какой-либо деятельности;
потенциал личности - качества или совокупность качеств личности, которые существуют в скрытом виде и могут проявиться при благоприятных условиях;
развитие личности - процесс перехода из одного состояния личности в другое, более совершенное
Актуальные проблемы работы с одаренными детьми
1. Проблема выявления одаренных детей
Измерение уровня развития ребенка с помощью существующих тестов не дает гарантии, что мы не проглядели одаренности ребенка. Кроме того, часто за основной признак одаренности принимается высокий уровень интеллектуального развития. Если ученик неуспевающий, то его способности и таланты часто остаются скрытыми и остаются на уровне потенциала.
2. Проблема обучения и развития одаренных детей.
Расхожий миф, что талантам, то есть одаренным детям помогать не надо, не всегда соответствует действительности: кто-то из талантливых детей пробьется сам, а кто-то не пробьется, погаснет. Есть категория одаренных детей, которые умением самостоятельно учиться не обладают, и преодолевать возникающие при этом учебные и личностные преграды не умеют. Поэтому-то и принцип интенсивного и экстенсивного обучения, который используют в учебном процессе некоторые педагоги, может подойти не каждому одаренному ребенку.
3. Проблема подготовки педагогических кадров для работы с одаренными детьми.
На смену традиционным образовательным технологиям, ориентированным на передачу учащемуся ЗУН в той или иной предметной области, должны прийти развивающие технологии, ориентированные на развитие способности учащегося быть субъектом образовательной деятельности. Поэтому для специалистов, работающих с одаренными детьми, чрезвычайно важно пройти психотренинговые формы подготовки, которые специально ориентированы на развитие таких «субъект-субъектных» способов восприятия, мышления, общения и поведения, которые опирались бы на своеобразие и интеллектуально-психологические особенности обучения и развития одаренных детей
Цель и задачи Программы «Одарённые дети».
Цель программы - создание условий для выявления, развития и поддержки способных, талантливых и одаренных детей и обеспечение их личностной, социальной самореализации и профессионального самоопределения.
Основные задачи программы.
Объединить усилия педагогов школы с целью пополнения знаний об особенностях поведения и мышления одаренных детей, их личностном развитии и воспитании и с целью создания системы выявления и развития одаренных детей, а также контроля за их познавательной деятельностью;
Создать условия для выявления, поддержки и развития одаренных детей:
* разработать с учетом возможностей школы систему диагностики предпочтений, проявлений, склонностей, целостных ориентиров умелых и одаренных детей и контроля за их познавательной деятельностью в целях коррекции развития таких детей;
*наладить взаимодействие педагогов школы и других специалистов с родителями выявленных детей с целью реализации целостного подхода в их воспитании и развитии (родители – учащийся - педагоги);
*наладить сотрудничество педагогов школы с музыкальной школой, сельским Домом культуры, сельской модельной библиотекой с целью выявления способных и одаренных детей.
3. Совершенствовать информационное, научно-методическое обеспечение школы по проблемам детской одаренности.
Методическое обеспечение Программы «Одарённые дети»
Федеральная целевая программа «Одаренные дети».
Муниципальная целевая программа «Одарённые дети»
Базисный учебный план.
Программы внеурочной деятельности обучающихся школы в рамках ФГОС начального общего образования.
Положения об олимпиадах.
Положения о конкурсах.
Пути реализации Программы «Одарённые дети»
Реализация проектов «Предметная неделя», «Школьный сайт».
Работа научного общества обучающихся «Поиск».
Родительские собрания, посвященные проблеме одаренности детей.
Совершенствование внеурочной деятельности обучающихся.
Укрепление творческих связей с социумом села.
Функциональное обеспечение Программы «Одарённые дети».
Администрация школы осуществляет контроль за реализацией программы и оказывает методическую помощь педагогам, участвующим в реализации программы.
Психолог и классные руководители проводят диагностику детей на разных этапах реализации программы.
Педагоги школы осуществляют:
сбор информации по одаренным детям.
проведение родительских собраний, посвященных проблеме одаренности.
разрабатывают и проводят мероприятия, предусмотренные настоящей Программой.
Ожидаемые результаты реализации Программы «Одарённые дети».
Создание условий для социально-педагогической и психологической поддержки одаренных детей.
Создание условий для непрерывного развития способностей детей (общих, специальных, творческих, лидерских, психомоторных, технических и т.д.)
Создание необходимой материально-технической базы школы для работы с одаренными детьми.
Создание постоянной творческой группы учителей школы, заинтересованных работой со способными и одаренными детьми.
Сохранение и рост качественной успеваемости при переходе с одного этапа обучения на другой.
Повышение рейтинга участия обучающихся школы в олимпиадах, конкурсах, викторинах, выставках и т.п.
Рост уровня мотивации школьников к учебно-познавательной деятельности.