Когда значение интеллектуального и творческого человеческого потенциала значительно возрастает, работа с одаренными детьми является крайне необходимой.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Работа с одаренными детьми»
РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
«В душе каждого ребенка
есть невидимые струны.
Если их тронуть умелой рукой,
они красиво зазвучат».
В.А. Сухомлинский
В настоящее время многие исследователи, писатели, ученые, педагоги занимаются проблемой одаренности ребенка. В современной литературе появляется все больше статей и публикаций, так или иначе затрагивающих эту тему. Это объясняется, прежде всего, современными реалиями. Во всех документах от школьного до федерального уровня поддержка «одаренного ребенка» провозглашается приоритетной задачей, ведь именно от таких детей зависит будущее нашей страны, её престиж на международной арене. Сейчас, когда значение интеллектуального и творческого человеческого потенциала значительно возрастает, такая работа с детьми является крайне необходимой.
Однако, говоря об одаренности, стоит заметить, что не существует четкого и единого определения данного понятия. Значительные трудности в определении понятия одаренности связаны с общепринятым пониманием этого термина, когда одаренность рассматривается как синоним таланта, гениальности. Человеческое мышление, способность к творчеству - величайший дар природы. Очень важно понимать, что даром этим природа отмечает каждого человека. Одарен каким-либо талантом, способностями каждый, каждый многогранен от природы, нужно лишь помочь ребенку развить эти способности, раскрыть эти качества, заложенные в нем, «отшлифовать грани». Следует лишь создать условия для развития творческих способностей каждого учащегося, их совершенствования в условиях школьного образовательного процесса.
Полное раскрытие способностей и талантов ребенка важно не только для него самого, но для общества в целом. От того, какими мы воспитаем детей сейчас, зависит наше будущее, а потому от педагога требуется максимальное содействие развитию потенциальных возможностей личности ученика, способности к творческой мысли. На мой взгляд, в учебном процессе развитие одаренности ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего потенциала, способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности. Ведь главной задачей современной школы и является подготовка самостоятельных, способных к самообучению, ответственных, обладающих коммуникативными навыками граждан, создание условий дляразвития интеллектуальной, активной, разносторонней, творческой личности учащихся.
Непременная отличительная черта такой личности – оригинальность мышления, выражающаяся в непохожести, нестандартности решения, способности к творчеству. Недаром среди концепции одарённости популярной является теория известного американского специалиста в области обучения одарённых детей Джозефа Рензули. Он считает, что одарённые дети имеют общие или специальные способности на среднем уровне, однако для них характерен высокий уровень включённости в задачу, повышенный интерес к обучению, высокий уровень креативности. Поэтому особенно важно использовать такие методы и формы работы, которые позволят ребенку проявить креативность мышления, будут способствовать развитию его интереса и мотивации.
Содержание работы с учащимися определяется в рамках каждой из учебных дисциплин. На уроках русского языка и литературы я использую традиционные и современные методы работы с детьми: исследовательский, поисковый, проектный, который не возможен без информационно-коммуникационных технологий. Стараюсь разнообразить уроки нестандартными и своеобразными формами работы, такими как:
дискуссии и диалоги;
творческие задания;
игровые задания, ребусы, викторины.
Важно обучение не столько фактам, сколько идеям и способам, методам, развивающим мышление, побуждающим к самостоятельной работе, ориентирующим на дальнейшее самосовершенствование и самообразование. На таких уроках ребята учатся выступать с самостоятельными сообщениями, дискутировать, отстаивать свои суждения.
Внеурочные формы и методы работы также обладают широкими возможностями развития способностей учащихся. Наиболее эффективными, на мой взгляд, являются:
творческие конкурсы, интеллектуальные игры, марафоны;
школьные, городские, а также заочные олимпиады;
научно- исследовательские проекты учащихся.
Исследовательская деятельность является одним из самых ярких способов активизации познавательной деятельности учащихся. Возможности исследовательской работы неограниченны. Это не только способ для ребят расширить свои знания, но развитие процессов научного познания, методов самостоятельного мышления. Мы с ребятами выполняли различные исследовательские проекты по русскому языку и литературе: «Этимология слова «Россия», «Архаизмы в творчества Пушкина». Результативность данной работы по развитию навыков поисковой и исследовательской деятельности подтверждается участием в школьных научно-практических конференциях.
Я стараюсь, чтобы мои ученики участвовали в фестивалях и конкурсах разного уровня, выставках творческих работ учащихся.
На уроках литературы к произведениям составляем синквейн, пробуем сами писать стихи. Так, ко Дню Победы детям была дана строка: «Я знаю, когда-то была война…» Дальше ребята должны были продолжить. Вот что получилось.
Я знаю, когда-то была война,
Четыре кровавых года.
Прадеды бились в жестоком бою
За честь своего народа.
Морозова Ангелина.
Я знаю, когда-то была война,
И горе, и смерть несла она.
В огне пылала вся наша страна.
Но встали народы,
Поднялся солдат.
Ценой миллионов,
Повержен был враг.
Вольтер Герман.
В своей работе использую технологию проблемного обучения. Создавая на уроке ситуацию познавательного затруднения, ученики поставлены перед необходимостью самостоятельно воспользоваться несколькими мыслительными операциями: анализом, синтезом, сравнением, аналогией, обобщением и др. Что позволяет организовать активную самостоятельную деятельность учащихся, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Чтобы активизировать процесс обучения, придать ему познавательный, творческий, занимательный характер, в учебной деятельности необходимо использовать различные современные средства информации: медиатеку, Интернет, компьютерные игры по предметам, электронные энциклопедии,
Очень важно для развития ребят и участие в предметных олимпиадах, так как это один из способов определения глубины интереса учащегося к предмету, выявления особых способностей к изучению определенной предметной области. Решение разнообразных филологических задач способствует развитию логического, аналитического и образного мышления. Таким образом, занятия олимпиадной подготовки способствуют развитию интеллекта учащихся, приобретению навыков решения нестандартных задач не только по филологии, но и по предметам естественнонаучного цикла. Все это обусловливает структуру заданий олимпиадной подготовки. Они должны быть разнообразными по форме и содержанию. Задачи, с одной стороны, должны быть нестандартными, с другой стороны – интересными. Ведь нестандартные задания содержат в себе элементы необычайного, удивительного, неожиданного, даже комического, и вызывают интерес у школьников к учебному предмету, способствуют созданию положительной эмоциональной обстановки учения. Появляется возможность развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся, превращающая его из пассивного объекта воздействия в активного субъекта деятельности.
К примеру, на олимпиадной подготовке по русскому языку я предлагаю ученикам такие типы нестандартных заданий:
«Перевод текста» Этот вид нестандартных заданий предполагает работу по опознанию и объяснению языковых явлений, предъявляемых нетрадиционными способами (часто с использованием элементов занимательности). Выполняя эти задания, школьники должны заменить указанные учителем языковые единицы синонимичными.
«перевод» текстов, написанных на несуществующем языке;
«перевод» текстов, составленных в одном стиле, на "язык" другого стиля.
«Лингвистические угадайки»
Работа над нестандартными заданиями этого типа также связана с деятельностью учащихся по опознанию языковых явлений, но, в отличие от «перевода», они должны либо восстановить «первоисточник» по отдельным его деталям и признакам, либо «угадать» слово по его описанию. Полезность такой работы очевидна: обогащается словарный запас учащихся, развивается и совершенствуется чувство языка, умение понимать изобразительно-выразительные возможности языковых единиц, что, в свою очередь, способствует развитию творческих возможностей самих учащихся, часто вызывая желание создавать по аналогии свои произведения. Из нестандартных заданий этой группы можно отметить следующие:
угадывание слов по толкованию или по общему признаку;
расшифровка пословиц, поговорок, фразеологических оборотов по отдельным признакам;
разгадывание загадок.
«Лингвистические вопросы»
Это вопросы, целью которых является активизация мыслительной деятельности учащихся при воспроизведении полученных ранее знаний. Неожиданность формулировок вопросов по форме и нешаблонность их содержания служат хорошим стимулом для выполнения заданий. При выполнении этих заданий главным является не опознание языковых фактов, а их объяснение. К заданиям этой группы относятся:
вопросы проблемного характера (выбор одного варианта из нескольких, сопоставление вариантов);
вопросы занимательного характера (вопросы-шутки, вопросы-загадки, "неожиданные" или "детские" вопросы).
«Творческие задания»
Это задания эвристического характера, требующие знаний в разных областях русского языка, навыков морфемного, словообразовательного, этимологического, морфологического и синтаксического анализа, умения сопоставлять и систематизировать, создавать тексты различных стилей. Этот тип заданий связан с работой над комплексным анализом текста, его толкованием и оформлением, преобразованием. Такие задания требуют от учащихся умения анализировать текст, определять его особенности.
К заданиям этой группы относятся:
составление собственного текста;
редактирование чужого текста;
комплексный анализ текста;
составление дополнительного задания к тексту
Эти и другие задания способствуют углублению знаний по русскому языку и литературе, обогащению словарного запаса учащихся, развивают смекалку, сообразительность, воспитывают «языковое чутьё». Использование нестандартных заданий обеспечивает развитие не только интеллектуальных, но и творческих способностей ребёнка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности; нестандартные задания (шутки, ребусы, кроссворды и др.) требуют языкового анализа, а это один из эффективных методов обучения и развития.
Одной из форм работы с одарёнными детьми в школе является проектирование. Проектный метод представляет такой способ обучения, который, по словам Дж.Дьюи, можно охарактеризовать как «обучение через делание», когда учащийся самым непосредственным образом включён в активный познавательный процесс, самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует возможные варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя «по кирпичикам» новые знания и приобретая новый учебный жизненный опыт. Этот метод находит применение на различных этапах обучения в работе с учащимися и при работе с материалом различной сложности. Метод адаптируется к особенностям практически каждого учебного предмета и в данном аспекте несёт в себе черты универсальности.
Организация проектной деятельности – одна из возможностей реализации деятельностного подхода к обучению и воспитанию обучающихся в связи с требованиями нового ФГОС.
Проектная деятельность позволяет решить мою главную задачу как учителя – активизация познавательной активности. Кроме того, позволяет формировать личностные качества учащихся и в первую очередь – умение работать в коллективе, анализировать результаты своей деятельности. Сегодня проектная деятельность успешно развивается и приобретает все большую популярность за счет рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем.
В своей работе часто использую задания развивающего характера, в том числе викторины, кроссворды, ребусы, игры. Дети с удовольствием готовят самостоятельно вопросы к викторинам, составляют кроссворды, ребусы.
Провожу игру «Правда ли это?», где дети высказывают своё мнение, подтверждение правильности ответа находят в дополнительной литературе.
Любое обучение наиболее эффективно тогда, когда оно приносит радость. Чем лучше ребёнок учится, тем интереснее ему учиться.
Важно направить одарённого ребёнка не на получение определённого объёма знаний, а на творческую его переработку, воспитать способность мыслить самостоятельно, на основе полученного материала.
В заключение хотелось бы отметить, что работа педагога с одаренными детьми — это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителя личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией и обязательно с родителями. Он требует постоянного роста мастерства педагогической гибкости, умения отказаться оттого, что еще сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной.
Литература
1. Вьюжек Т.Логические тесты, игра и упражнения. – М.: Издатель-ство ЭКСМО-Пресс, 2001.
2. Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей. - М., 2004
3. Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. – М, 1991
4. Одаренный ребенок / Под ред. О.М. Дьяченко. - М., 1997.