Работа в группах, создание проблемных ситуаций, как средство формирования коммуникативных УУД
Работа в группах, создание проблемных ситуаций, как средство формирования коммуникативных УУД
В условиях начала реализации Федерального государственного образовательного стандарта наиболее актуально звучит проблема: как научить школьника учиться и применить полученные знания, умения и навыки в реальной жизни. Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Работа в группах, создание проблемных ситуаций, как средство формирования коммуникативных УУД»
Тема: «Работа в группах, создание проблемных ситуаций, как средство формирования коммуникативных УУД»
Введение
Главная задача современной школы – это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Чтобы быть успешным, нужно быть более коммуникативно-активным, способным адаптироваться, эффективно взаимодействовать и управлять процессами общения. Недостаточная степень коммуникативной готовности детей к школьному обучению может иметь серьезные последствия. Без целенаправленного и систематического формирования базовых коммуникативных универсальных учебных действий в ходе обучения обойтись нельзя.
Актуально ли все вышеперечисленное для нашей школы? Безусловно, потому что ежегодная педагогическая диагностика по определению готовности к школьному обучению показывает, что только у 30% будущих первоклассников уровень сформированности коммуникативной компетентности достаточен для их адаптации в классном коллективе. У остальных же наблюдаются проблемы коммуникативного характера, особенно в построении эффективного сотрудничества со сверстниками. Таким образом, существует противоречие между необходимостью целенаправленного формирования коммуникативного компонента универсальных учебных действий и отсутствием такой практики в современной школе.
В условиях начала реализации Федерального государственного образовательного стандарта наиболее актуально звучит проблема: как научить школьника учиться и применить полученные знания, умения и навыки в реальной жизни. Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Согласно Федеральному государственному стандарту «результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:
- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
- готовность слушать собеседника и вести диалог;
- готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
- излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- определение общей цели и путей ее достижения;
- умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.
Одним из ведущих методов современной педагогики является метод групповой работы, который направлен не только на получение знаний, но и на формирование коммуникативных УУД. Таким образом, формирование коммуникативных УУД младшего школьника является актуальной социальной проблемой, решение которой имеет важное значение, как для каждого конкретного человека, так и для общества в целом.
Идея, которую я реализую, заключается в организации работы в группах в учебное и внеурочное время, что, с моей точки зрения, будет способствовать формированию и развитию коммуникативных УУД.
Цель: создание условий для процесса формирования коммуникативных универсальных учебных действий учащихся младших классов через создание проблемных ситуаций, использование работы в группах.
Задачи:
- изучить теоретический материал о формировании и развитии коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников; - выявить особенности метода работы в группе, способствующие формированию и развитию коммуникативных способностей школьников;
- проанализировать воздействие использования метода работы в группах на формирование коммуникативной компетентности;
-включить в образовательный процесс работу в группах;
-на диагностической основе фиксировать уровень сформированности коммуникативных УУД;
- проанализировать опыт работы по формированию коммуникативных универсальных учебных действий на уроках.
Коммуникативные действия
Коммуникативные действияобеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
К коммуникативным действиям относятся:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
- управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Коммуникация - этосмысловой аспект общения и социального взаимодействия, начиная с установления контактов и вплоть до сложных видов кооперации (организации и осуществления совместной деятельности), налаживания межличностных отношений и др.
При поступлении в школу ребенок имеет определенный уровень развития общения.
В состав базовых (т. е. абсолютно необходимых для начала обучения ребенка в школе) предпосылок входят следующие компоненты:
- потребность ребенка в общении со взрослыми и сверстниками;
- владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;
- приемлемое (т. е. не негативное, а желательно эмоционально позитивное) отношение к процессу сотрудничества;
- ориентация на партнера по общению;
- умение слушать собеседника.
Проблемная ситуация
Проблемная ситуация – это средство организации проблемного обучения, начальный момент мышления, вызывающий познавательную потребность учения и создающий внутренние условия для активного усвоения новых знаний и способов деятельности.
Учебники УМК «ГАРМОНИЯ» помогают учителю создавать необходимые проблемные ситуации (примеры)
На уроках русского языка возможен широкий спектр проблемных ситуаций, однако наиболее часто используется проблемная ситуация со столкновением мнений учащихся. Классу предлагается практическое задание на новый материал, т.е. в буквальном смысле предъявляется требование «сделайте то, что только сегодня будем изучать». Так, например, учеников прошу написать слова или предложения на новое правило и тд. При отсутствии знаний по сегодняшней теме это задание неизбежно вызывает разброс мнений учеников. Однако в какой бы форме ни создавалась проблемная ситуация, после выполнения практического задания полученные результаты необходимо озвучить фронтально («Посмотрим, как вы справились с заданием»), чтобы разброс мнений стал очевидным для всех учащихся. В этот момент и возникает проблемная ситуация с удивлением.
Далее разворачивается с классом побуждающий диалог. Для осознания учениками противоречия я произношу следующие реплики: «Задание было одно? А как вы его выполнили? Почему так получилось? Чего мы еще не знаем?». Заканчивается побуждающий диалог одной из двух возможных фраз: «Какой возникает вопрос?» или «Какая будет тема урока?». Далее я фиксирую сформулированную школьниками учебную проблему (вопрос для исследования или тема урока) на доске. На этом этап постановки проблемы завершается.
Работа в парах
Работу в парах начала вводить с первого класса. Работу в парах организовывала как при изучении нового материала, так и при повторении, закреплении, контроля знаний, т.е. на любом этапе, на любом виде урока.
При работе парами дети приучаются внимательно слушать ответ товарища (ведь они выступают в роли учителя), постоянно готовиться к ответу (для ребёнка очень важно, чтобы его спросили), учатся говорить, отвечать, доказывать. Ребёнок может делать в этот момент то, что в другое время не разрешается – свободно общаться с товарищем, свободно сидеть. Детям такая работа очень нравиться. А так как дети ограниченны временем и не хотят отстать от других пар, они стараются не отвлекаться, общаются по теме урока. Есть дети, которые стесняются высказываться при всем классе. В более узком кругу сверстников стеснительные дети начинают говорить. Они знают, что товарищ выслушает их, не будет над ним смеяться, при необходимости объяснит, поможет.
В учебниках УМК «Гармония» предлагается большое количество заданий, которые дети должны выполнять в парах. Свой ответ ребята начинают так: «Мы обсудили и решили…» (образцы)
Групповая работа
При групповых методах работы действуют следующие принципы:
- взаимного обогащения;
- обмена информацией;
- активности (исчезает анонимность деятельности);
- использования личного опыта;
- взаимопомощи, взаимоподдержки и взаимопонимания;
- ответственности и долга;
- общего анализа деятельности.
При групповой работе действуют также воспитательные задачи:
- умение слушать и слышать;
- правильно воспринимать обучающую задачу;
- умение правильно относиться к своей работе и коллективной;
- умение правильно оценивать деятельность свою и своих товарищей;
- умение подчиняться правилам поведения в группе;
- умение преодолевать трудности, конфликты;
- это мощный фактор психического развития учащихся;
- общение и совместная деятельность позволяют укреплять друг в друге самостоятельности, независимости;
- практикуются контроль и оценка ситуации.
Мотивы включения в совместную учебную деятельность:
- вместе работать веселее и интереснее;
- общение, положительный настрой, ведь практически все дети имеют опыт коллективных действий игровых или трудовых;
- возможность научиться способам взаимодействия в обучении (при распределении этапов работы);
- лучшее запоминание материала;
- возможность реально видеть, что по каждому действию, задаче и так далее может существовать не одна, а несколько точек зрения;
- возможность сопоставлять, сравнивать, оспаривать другие точки зрения, доказывать свою правоту;
- ребенок начинает проверять самого себя, искать другие варианты действия, сопоставлять их между собой.
Как может происходить деление на группы?
По желанию. Объединение в группы происходит по взаимному выбору.
Случайным образом. Группа, формируемая по признаку случайности
По определенному признаку. Такой признак задается либо ведущим, либо выбранным участником. Так, можно разделиться по первой букве имени (гласная — согласная), в соответствии с тем, в какое время года родился (на четыре группы), по цвету глаз (карие, серо-голубые, зеленые) и так далее.
По выбору «лидера». «Лидер» в данном случае может либо назначаться организатором (в соответствии с целью, поэтому в качестве такового может выступать и аутсайдер), либо выбираться игроками. Формирование групп осуществляется самими «лидерами».
По выбору педагога. В этом случае ведущий создает группы по некоторому важному для него признаку, решая тем самым определенные педагогические задачи. Он может объединить учеников с близкими интеллектуальными возможностями, со схожим темпом работы, а может, напротив, создать равные по силе команды. ( В моём классе чаще всего происходит деление на группы по желанию, если задаётся внеклассное задание, случайным образом – влияет посадка детей по рядам и по выбору педагога, т. к. делаю группы равноценные)
Основные противопоказания при организации работы в группе
- недопустима пара из двух слабых учеников: им нечем обмениваться, кроме собственной беспомощности.
- детей, которые по каким бы то ни было причинам отказываются сегодня работать вместе, нельзя принуждать к общей работе (а завтра стоит им предложить снова сесть вместе). Чтобы не отвлекать класс во время урока на разбор личных неурядиц, вводится (постепенно, не с первого дня групповой работы) общее правило: «Если ты хочешь сменить соседа, сам договорись с ним и со своим новым соседом и все вместе предупредите учителя до урока».
- если кто-то пожелал работать в одиночку, учитель разрешает ему отсесть и не позволяет себе ни малейших проявлений неудовольствия, ни в индивидуальных, ни тем более в публичных оценках (но один на один с ребенком старается понять его мотивы и поощряет всякое побуждение кому-то помочь или получить чью-то помощь).
Вот некоторые «нельзя» при организации работы в группе:
- нельзя наказывать детей лишением права участвовать в групповой работе. Достаточным наказанием обидчику будет отказ партнера сегодня с ним работать. Но обидчик имеет право найти себе нового товарища для работы на этом уроке (договорившись на перемене и сообщив учителю до звонка)
- нельзя занимать совместной работой детей более 10-15 минут урока в 1 классе и более половины урока во 2 классе - это может привести к повышению утомляемости.
- нельзя требовать абсолютной тишины во время совместной работы дети должны обмениваться мнениями, высказывать свое отношение к работе товарища. Бороться надо лишь с возбужденными выкриками, с разговорами в полный голос. Но бороться мягко, помня, что младшие школьники, увлекшись задачей, не способны к полному самоконтролю. В классе полезен «шумомер»- звуковой сигнал, говорящий о превышении уровня шума.
Плюсы группового обучения:
- психологический комфорт в общении;
- воспитательное значение;
- создание творческого характера мышления в работе;
- возможность решить любую ситуацию самостоятельно либо при обращении к товарищам;
- возможность добывать знания самостоятельно;
- момент игры;
- возможность открыто помогать друг другу;
- учитель не доминирует, а сотрудничает или координирует деятельность учащихся;
- отсутствуют дисциплинарные нарушения;
- учащиеся свободно анализируют свои ошибки, осознают границы своего незнания.
Считаю целесообразно вводить групповую работу на следующих этапах урока: при закреплении изученного материала (работа в группе помогает ученику мобилизовать свои знания по данной теме, уметь владеть методом взаимопроверки), при объяснении нового материала (ставиться задача, которую дети в группе должны решить), при повторении пройденного (дети работают по схеме – «учусь сам – учу другого»).
Групповая технология даёт:
- каждому ребёнку эмоциональную поддержку, без которой у робких и слабых детей развивается школьная тревожность, а у лидеров искажается становление характера;
- возможность самоутвердиться;
- даёт учителю дополнительные мотивационные средства вовлечь детей в содержание обучения.
Результатами моей работы по данной технологии считаю: готовность ребёнка к взаимодействию с окружающим миром, способность работать с информацией разного типа, желание и умение проявлять самостоятельность и инициативу, способность использовать средства речи для получения и передачи информации, умение участвовать в диалоге, способность осуществлять контроль и оценку своей деятельности, способность переводить практическую задачу в учебную, способность решать учебную задачу творчески, желание и умение отказаться от образца, обоснованное желание учиться.
Учитель должен помнить, что важно сохранить стремление ребенка к познанию и развить его.
Список литературы
1. Виноградова МД., Первин И.Б. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников. Из опыта работы. — М., 1977. (Учащиеся в коллективной познавательной деятельности)
2. С. Танцоров. Групповая работа в развивающем образовании. Исследовательская разработка для учителя. – Рига: ПЦ «Эксперимент», 1997
3. И.В.Носова. Особенности работы в малых группах. – «Начальная школа плюс до и после» ,№6 – 2004 г., стр. 69
4. О. В. Чиханова. Групповая форма организации урока введения нового знания. – «Начальная школа плюс до и после», №2 – 2003 г., стр.36
5. Виноградова МД., Первин И.Б. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников. Из опыта работы. — М., 1977. (Учащиеся в коллективной познавательной деятельности)
6. Формирование универсальных учебных действий в основной школе (Стандарты второго поколения), изд. Просвещение 7. Климонова Г. Н. Опыт организации групповой работы на уроках http://www.eidos.ru 8. Гусев А. Как организовать групповую работу на уроке?