Исходным положением построения курса «Этико-психологическая азбука» явилось предположение о том, что психологическая дисциплина, воспитание нравственно-этической культуры школьника в структуре образования имеет особый статус. Она является и самоцелью, и средством для воспитания гармоничной личности. В качестве базовых книг были использованы: книга школьного психолога авторов Новикова Л.М., Самойлова И.В. и материалы к занятиям этико-психологического развития; «Сказка в тренинге» автор И.В.Стишенок.
Современное состояние образования характеризуется тенденцией гуманизации и гуманитаризации обучения. Этот процесс проявляется, прежде всего, в установлении субъектно-субъектных отношений, т.е. ученик рассматривается не как объект для педагогических воздействий, а как субъект со своим внутренним миром, системой ценностей, индивидуальными особенностями и т.д.
Наш лицей ориентируется на разностороннее развитие личности ребенка. Поэтому мы видим необходимость в гармоничном сочетании собственно учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности, способности самостоятельно решать нестандартные задачи и т.п.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
«Как научить детей сотрудничать?» К.Фопель, Генезис, 2006г.
Пояснительная записка
Исходным положением построения курса «Этико-психологическая азбука» явилось предположение о том, что психологическая дисциплина, воспитание нравственно-этической культуры школьника в структуре образования имеет особый статус. Она является и самоцелью, и средством для воспитания гармоничной личности. В качестве базовых книг были использованы: книга школьного психолога авторов Новикова Л.М., Самойлова И.В. и материалы к занятиям этико-психологического развития; «Сказка в тренинге» автор И.В.Стишенок.
Современное состояние образования характеризуется тенденцией гуманизации и гуманитаризации обучения. Этот процесс проявляется, прежде всего, в установлении субъектно-субъектных отношений, т.е. ученик рассматривается не как объект для педагогических воздействий, а как субъект со своим внутренним миром, системой ценностей, индивидуальными особенностями и т.д.
Наш лицей ориентируется на разностороннее развитие личности ребенка. Поэтому мы видим необходимость в гармоничном сочетании собственно учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности, способности самостоятельно решать нестандартные задачи и т.п.
Одной из важнейших задач нашего педагогического коллектива является:
активное введение в учебный процесс этико-психологических, развивающих занятий, специфически направленных на развитие личностно – мотивационной и аналитико-синтетической сфер ребёнка (речи, памяти, внимания, пространственного воображения и ряда других важных функций).
Введение в школьную программу начальных классов курса этико-психологических развивающих занятий имеет целью расширить учебный процесс и, не отрываясь от проблем обучения и воспитания, развить личностные качества ребенка.
Сущность взаимосвязи образовательных и развивающих задач, обучения и развития в целом раскрыта Л.С.Выготским; его исследования позволяют решить кардинальный вопрос типологии обучения. То обучение, которое ограничивается в своих целях лишь овладением внешними средствами культурного развития (к ним относится овладение письмом, чтением, счетом), можно считать традиционным, решающим сугубо образовательные задачи. Обучение, которое в качестве ведущих целей рассматривает обеспечение (организацию) развития высших психических функций личности в целом через овладение внешними средствами культурного развития, является развивающим и приобретает при этом целенаправленный характер. Результатом такого обучения служит достигнутый ребенком уровень развития личности, его индивидуальности. Большое значение в активизации познавательной деятельности младшего школьника имеют игровые моменты, вносящие элемент занимательности в учебный процесс, помогающие снять усталость и напряжение на уроке.
При условии реализации курса этико-психологических развивающих занятий, можно прогнозировать следующий результат: интеллектуальное, личностно - деятельностное развитие младших школьников, а также их готовность к переходу на следующую ступень школьного образования.
Теоретические основы программы:
Представленная программа развивающих занятий в начальной школе в своей теоретической основе опирается на понятие психологического здоровья, этической культуры школьников. Под психологическим здоровьем понимается, прежде всего психологические аспекты психического здоровья, взаимосвязанные со всей личностью в целом и находящиеся в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа. Подчеркивается особое отношение психологического здоровья к духовности – к полноте и богатству развития личности, ориентации человека на абсолютные ценности: Истину, Красоту, Добро. Для младшего школьника характерно внимание к нравственной стороне поступка, желание дать ему моральную оценку, стремление быть хорошим в оценке окружающих. К сожалению, в школе это благоприятное время для усвоения этических норм поведения часто упускается, что приводит порой к разрыву между моральным сознанием и поведением в последующем развитии ребёнка. Поэтому важно в воспитательном влиянии на детей не только закрепить это внимание, но и развить умение и привычку к постоянной моральной оценке своего поведения и поведения окружающих. Если у личности нет этической базы, то нельзя говорить о ее психологическом здоровье.
Целью программы «Четыре путешествия» является:
формирование и профилактика нарушений психологического здоровья детей, создание условий для развития нравственной, социально адаптированной личности, владеющей основами культуры поведения.
Задачи программы:
познакомить детей с терминологией, учить использовать «специальные слова» в речевом общении, помочь освоить нормы этикета;
формирование у детей умения принимать самого себя и других людей, при этом осознавая свои и чужие достоинства и недостатки;
обучать детей пониманию себя и умению «быть в мире с собой»;
развивать умение в трудной ситуации находить силы внутри самого себя и принимать ответственность за свою жизнь на самого себя;
развивать навыки самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения;
способствовать воспитанию интереса к окружающим людям;
помочь воспитать чувства взаимоуважения, взаимодоверия, взаимопонимания;
способствовать воспитанию коммуникабельности и чувства коллективизма;
расширение пассивного и активного психологического словаря детей.
Возрастные особенности маленьких детей требуют, чтобы занятия велись в увлекательной форме, были эмоциональны, методически разнообразно построены, насыщены примерами и конкретными фактами. Структура занятий по этике предполагает ориентацию ребёнка на творческий процесс познания нравственных норм поведения воспитанного человека путём разнообразных методических форм:
Ролевые игры.
Ролевые игры предполагают «примеривание» на себя разнообразных по статусу и содержанию ролей, а также проигрывание не характерных для ребенка ролей. Ролевые игры представлены в нескольких видах: в виде «ролевой разминки», ролевых ситуаций. «Ролевая разминка используется для эмоционального разогрева детей. В ролевых ситуациях учащиеся сталкиваются с ситуациями, похожими по своему содержанию на те, которые присутствуют в их жизни и деятельности, и должны изменить в них свои установки и отношение. С помощью этого метода у детей можно сформировать новые, более продуктивные навыки взаимодействия.
Общение. Правила гостеприимства.
Понятие о хороших манерах. Правила поведения во время знакомства. Традиционные приветствия. Гостеприимство как национальная черта. Этикетные выражения, сопутствующие формы благодарности, одобрения, извинения и т. д.
Коммуникативные игры.
Коммуникативные игры направлены на обучение детей навыкам эффективного взаимодействия, сотрудничества, а также на формирование умения видеть достоинства в партнере по общению и поддерживать его вербально и невербально.
Вежливость и торжество.
Уступчивость как признак силы, чувства собственного достоинства, воспитанности, хорошего характера. Уступчивость как форма поведения в коллективе, в семье, в кругу друзей. Речевые формы выражения вежливой просьбы. Поздравление по поводу различных дат. Каким должен быть подарок. Правила вручения и приёма подарка.
Упражнения, формирующие эмоциональный интеллект.
Эмоциональный интеллект – это комплекс способностей, который объединяет в себе умение различать и понимать эмоции, а также управлять собственными эмоциональными состояниями и эмоциями своих собеседников. Упражнения, формирующие эмоциональный интеллект детей, направлены в первую очередь на знакомство с базовыми, фундаментальными эмоциями(по теории К.Изарда), осознание и выражение их, а также приобретение простейших навыков управления ими. Для этого используются различные приемы: проигрывание, арттерапевтические методы (рисование, лепка и др.), групповые обсуждения, сочинения и чтение сказок, релаксация и др.
Групповые дискуссии.
Групповая дискуссия построена на принципах субъект-субъектного взаимодействия с детьми и позволяет учащимся проявить и принять различные точки зрения на какой-либо предмет. Считается, что младшие школьники еще не слишком способны к ведению дискуссии, поскольку для них более привычно следовать мнению взрослого. Конечно, подобные способности возникают не сразу, для этого необходимо систематическое стимулирование психологом и учителями свободных размышлений и высказываний учащихся. Групповые дискуссии могут проводиться, например, при обсуждении прочитанной сказки, тех или иных причин поведения героев и просто в беседе на какую-либо значимую для детей тему.
Арттерапевтические методы.
Арттерапевтические методы снимают психологическое напряжение, тревогу, повышают творческие способности ребенка, содействуют его самовыражению. Важнейший принцип арттерапии – безусловное принятие и одобрение всех продуктов творческой деятельности ребенка независимо от их содержания и качества.
Упражнения, развивающие исследовательскую деятельность детей.
Эти методы заключаются в том, что дети проводят самостоятельные исследования на выбранные ими или заданные взрослым темы. Известно, что исследовательское обучение развивает познавательную активность и креативность, творческие способности ребенка. Исследовательские методы обычно очень нравятся детям, поскольку возбуждают их природный интерес, любопытство и стимулируют свободные, активные действия.
Методы релаксации.
Релаксация – это достижение общего состояния покоя, отдыха, расслабленности, которое характеризуется уменьшением нервного напряжения. Релаксация необходима ребенку периодически, чередуясь с напряжением. Обычно состояние релаксации достигается серией повторяющихся упражнений (в том числе и дыхательных), направленных на попеременное напряжение и расслабление различных групп мышц.
Занятия проводятся в группе (до 15 человек) 1 раз в неделю. Продолжительность занятия – 35 минут.
Схема построения занятия:
Ритуал приветствия.
Психологическая разминка.
Основное содержание занятия.
Ритуал прощания.
Следует отметить, что игровой, увлекательный характер заданий, являющихся в то же время психологическими тестами, снижает стрессогенный фактор проверки уровня развития, позволяет детям, отличающимся повышенной тревожностью, в более полной мере продемонстрировать свои истинные возможности.
Методическое обеспечение:
Аудио и видео кассеты со сказками, книжки-малышки (для самостоятельного прочтения детьми) настольные игры, памятки детям о правилах поведения, сценарии праздников, анкеты, тесты по определению уровня воспитанности, диагностические карты, дидактические игры.
Материально-техническое оборудование: зона отдыха, арттерапевтические принадлежности, ТСО.
Ожидаемые результаты:
развита привычка моральной оценки своих поступков и поступков одноклассников с позиций доброжелательности и уважения друг к другу, активно употреблять в речи «этикетные» слова и выражения.
накоплен опыт предотвращения конфликтных ситуаций и нравственного решения уже происшедших конфликтов, а также активизировать формирующиеся задатки самоконтроля в поведении детей.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ КУРСА «ЭТИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АЗБУКА» «ЧЕТЫРЕ ПУТЕШЕСТИЯ»
Первый год обучения
№ урока
Дата
Тема
Кол-во часов
Примечание
Я – школьник!
1
Знакомство. Учимся представляться. Введение в мир психологии.
1
2
Я – первоклассник!
1
3
Правила школьной жизни.
1
4
Правила и права.
1
5
Моя школьная жизнь.
1
6
Школа моей мечты.
1
Мир Эмоций.
7
Мимика и Жесты – Язык Мира Эмоций.
1
8
Город Радости и Веселья.
1
9
В Городе Радости только добрые слова!
1
10
Остров Страха и его обитатели.
1
11
Смешные жители Острова Страха.
1
12
Все бывают на Острове Страха.
1
13
Мы умеем побеждать страх!
1
14
Пещера Гнева.
1
15
Откуда берется гнев?
1
16
Может ли гнев быть полезным?
1
17
Обиженная Деревня.
1
18
Прощение растворяет обиды!
1
19
Гора стыда.
1
20
Мы владеем разными эмоциями!
1
Взаимоотношения.
21
Обращение к взрослому. Разговор с незнакомым человеком.
1
22
Разговор с младшим как разговор сильного со слабым.