kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая тетрадь по "Основам православной культуры"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данную тетрадь можно использовать на уроках православной культуры. Еёе можно применять полностью или по необходимости на каком-то одном уроке.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая тетрадь по "Основам православной культуры"»

ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ







РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ































ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ







РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

К учебному пособию А.В.Кураева

«Основы православной культуры»

4 класс





Учени_____ ___________ класса



г. Георгиевск

2022 г.







ПРЕДИСЛОВИЕ



Анисимова О.М. «Основы православной культуры». Рабочая тетрадь для учащихся. Георгиевск, 2022 г.



Пособие является частью учебно-методического комплекта по спецкурсу «Основы религиозных культур светской этики». Его основной частью является учебное пособие А.В.Кураева «Основы православной культуры», Москва, «Просвещение», 2010. Рабочая тетрадь для 4 классов содержит практический материал, тестовые задания, вопросы об истории христианства, направленные на расширение знаний о православной культуре. Данное пособие поможет учителям при проведении уроков, некоторые задания можно предложить учащимся для выполнения домашнего задания.




















Урок №1 Россия – наша Родина

1. Подбери однокоренные слова к слову Родина.

________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Зачем народу традиции? Выбери нужный ответ.

а) они помогают сохранить связь с прошлым Родины, указывают каждому правильный путь;

б) традиции вообще не нужны народу;

в) традиции – это прежде всего праздники, они нужны для того, чтобы было всем весело.

3 . Что из представленного на иллюстрациях можно отнести к духовным, а что к культурным традициям? Объясни свой выбор.









4. Распредели словосочетания на две группы.

Любовь к Отечеству, любовь к семье, уборка класса, плотничество, забота о младших, прополка клумб, уважение к старшим, помощь людям, мытьё полов.

Труд души

Физический труд








Урок № 2 Культура и религия

1. Когда человек считается культурным? Выбери ответ, который ты считаешь верным.

а) когда он знает особенности культуры своей Родины и поступает в соответствии со своим знанием;

б) когда он занимается физической культурой;

в) когда он читал книги о культуре.

2. Выпиши из текста объяснение слова «культура». Подбери к нему однокоренные слова.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. В чём может проявляться у человека любовь к Родине?

________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Прочитай текст учебника. Выпиши из текста объяснение слова «религия».

5. Распредели слова на две группы.

Знание основ живописи, интерес к живописи, нормы морали, посещение музеев, правила поведения, милостыня, исповедание грехов, совесть, интеллигентность, изучение стихосложения, добродетели, чтение книг, помощь ближним, молитва, пост.


Проявление религии в человеке

Проявление культуры в человеке









Урок № 3 Человек и Бог в православии


1. Подбери однокоренные слова к слову «творец». Запиши предложение с одним из слов.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2 . Почему Бога называют Творцом?

а) Бог был сам сотворён;

б) Он помогает людям в творчестве:

в) Он сотворил этот мир.

3. Как ты понимаешь выражение «вездеприсутствие Бога»? Обдумай ответ со своим соседом по парте и выбери правильный ответ.

а) Бог Духом Своим находится везде во вселенной;

б) Бог может находиться там, где хочет этого человек, когда он призывает Имя Божие;

в) Бог может находиться везде, если Он этого захочет.

4. Запиши данные слова в нужный столбик.

Добродетели, дерзость, обман, непослушание, пост, почитание законов, обида, молитва, любовь к ближним, забота о родных, гордость, пороки, скупость, соблюдение заповедей, грех, смирение.

Помогает быть ближе к Богу

Удаляет от Бога








5. Какие дары дал Бог человеку?

________________________________________________________________________________________________________________________________________



Урок №4 Православная молитва


1. Что такое молитва?

________________________________________________________________________________________________________________________________________


2. Перечисли виды молитвы.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Какую молитву произносят христиане в разные моменты жизни?

Совершается грех, тревога на сердце, страшно, мучает совесть, рождается ребёнок, нужна защита, поступил неправильно, происходит радость, нужен хороший урожай, благословляют детей, сомнения.


Покаянная Благодарственная Просительная

молитва молитва молитва

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Внимательно рассмотри рисунок. Как и для чего используют изображенные на нём предметы православные христиане?

_ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


5. На странице 15 даны вопросы. Ответь на 2 и 3 вопросы.

Ответы запиши в тетрадь.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Урок №5 Библия и Евангелие


1. Кто такой христианин? Найди ответ на вопрос в учебнике.

________________________________________________________________________________________________________________________________________




2. Как называется главная книга христиан? Из каких частей она состоит?


________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Выпиши из статьи учебника объяснение слова «пророки»

________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Как соотносятся между собой Библия и Евангелие?

а) Библия входит в состав Евангелия;

б) Евангелие входит в состав Библии;

в) это две совершенно разные отдельные книги.

5. Евангелие в переводе означает «благая весть». О чём эта весть?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Распредели словосочетания на две группы.

Искушение Христа в пустыне, Всемирный потоп, Нагорная проповедь, грехопадение, сотворение мира, крестная смерть Спасителя, крещение Христа в Иордане, Воскресение Христово, дарование людям закона Моисеева.



События Ветхого Завета

События Нового Завета












7. Прочитай в учебнике притчу «Суд царя Соломона» и ответь на вопрос «Кто был настоящей матерью ребёнка?»



Урок №6 Проповедь Христа

1. Для чего человеку нужны правила?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Используя статью учебника, запиши, чему учил Иисус Христос.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Кого учил любить Иисус Христос?

а) тех, кого нам хочется любить;

б) всех людей, даже своих врагов;

в) тех, кто нас любит.

4. Определи по рисунку какое событие изображено на иллюстрации.








4. Распредели слова на две группы.

Мудрость, сдержанность, щедрость, трудолюбие, воспитанность, развитость, деньги, богатство, верность, телефон, заботливость, конфеты, компьютер, знания, красивая одежда, серебро, воля, сочувственность, практичность, вера, терпение, доброта, сила, вежливость, надежда, комфорт, золото, уют, дружба, шуба, смелость.

Нетленные сокровища (вечные)

Тленные сокровища (временные)








Урок №7 Христос и Его крест

1. Город, в котором родился Иисус Христос?


___________________________________

2. Что заповедал делать Иисус Христос, чтобы зло не разрасталось в мире?

а) любить врагов;

б) с добрыми быть добрым, со злыми быть злым;

в) злом отвечать на зло.

3. Что помогло одному из разбойников, который был распят рядом с Христом, попасть в Царствие Небесное? Подчеркни нужный ответ.

дерзость покаяние лесть

4. Распредели слова на две группы.

Нагорная проповедь, смерть, Воскресение, Рождество Христово, сошествие во ад, несение креста, явление воскресшего Христа ученикам, предательство Иуды.

События до распятия


События после распятия







4. Что означает терновый венец на голове Иисуса Христа?

_____________________________________________________________________________________________________________________


Урок №8 Пасха


1. Символом, какого праздника является верба? Что означает этот праздник? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. С каким событием связан праздник Пасхи?

а) Мария Магдалина подарила императору Тиверию красное яйцо;

б) с весенним праздником мая;

в) Христос воскрес из мертвых.




3. Какой день недели называют малой Пасхой? Подчеркни нужное слово.

субботу воскресенье понедельник

4. Что символизирует яйцо?

распятие весь мир спасение

5. Распредели словосочетания на две группы.

Ношение скромных одежд, поздравления, тишина, радостные песнопения, украшение дома, крашение яиц, воздержание в пище, приготовление куличей, скромность в поведении, игры и веселие, ликование, катание яиц с горки.

Дни Великого поста

Праздничные пасхальные традиции












6. Выпиши из текста учебника слова главного пасхального гимна.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Нарисуй пасхальное яйцо.



















8. Какие традиционные блюда пасхального стола изображены на иллюстрации? Что они символизируют?

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------



Урок №9 Православное учение о человеке

1. В чем, по-твоему, главное отличие человека от животного?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Зачем Бог даровал человеку свободу?

а) чтобы человек свободно и добровольно вступал на путь истины и добра и мог, если захочет, выбрать для себя жизнь с Богом;

б) чтобы сделать жизнь человека проще;

в) чтобы человек делал только то, что хочет.








3. Какие действия можно отнести к животным, а какие - к людям?

Философствуют, говорят, творят, сорадуются, помогают, ближним, чувствуют, едят, ищут истину, подвластны совести, чувствуют боль, добреют, сострадают, создают что-то новое, сомневаются, боятся, беспокоятся.


животные

люди









4. Прочитай в учебнике православную молитву о душе.

5. Как называется ряд обрядов и молитв, являющихся внешним выражением веры?

____________________________________________________________


Урок №10 Совесть и раскаяние


1. Выпиши из статьи учебника, как в православии толкуются понятия добро, зло, грех.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


2. Что помогает человеку различать добро и зло?

  • чтение книг;

  • совесть;

  • экстрасенсорные способности

3. Что, по твоему мнению, указывает человеку на его грех?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


4. На каких рисунках изображено добро, а каких зло?


5. Распредели высказывания на две группы.

Помогает росту души человека, реализует недоброе движение чувства, мысли воли человека, вредит ближнему, помогает другим людям, разрушает человека, радует Бога.

добро




грех




6. Прочитай в учебнике раздел «Это интересно». Выпиши в тетрадь понравившиеся тебе мысли и слова.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Урок №11 Заповеди


1. Нужны ли сейчас современному человеку данные Богом заповеди? Напиши, что ты думаешь по этому поводу.



2. Вставь пропущенное слово в предложение.

За выполнение заповеди ………………………………………………. Бог обещает человеку земную награду.

( о запрете убийства, о запрете кражи, о почитании родителей)


3. Из статьи учебника выпиши заповеди Бога. А какие ещё заповеди ты знаешь?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


4. Кто изображён на иллюстрации? Что ты узнал об этом святом из учебника?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Урок №12 Милосердие и сострадание


1. Однажды Иисуса Христа спросили о том, какая самая главная среди множества заповедей. Что ответил Иисус? Ответ можешь найти в учебнике.

________________________________________________________________________________________________________________________________________


2. Выбери тот поступок человека, который можно назвать милосердным.

  • не обращать внимания на чужие беды и горести;

  • помогать людям, надеясь получить награду;

  • помогать людям, которые в этом нуждаются.


3. Когда у человека должно быть сострадание? Расскажи с опорой на иллюстрации.

_ ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



4. Закончи предложение.

Сострадательный и милосердный человек помогает ……...........................

( тем, кто помогал тебе; тем, кто может отплатить за оказанную помощь; тем, кто нуждается в помощи)


Сострадание помогает человеку ……………………………………………

(стать лучше; стать замеченным; стать ценным в глазах других)









Урок №13 Золотое правило этики

1. Выпиши из учебника золотое правило этики православных христиан.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Если кто-то из приятелей или друзей начинает сплетничать, то надо:

а) осудить осуждающих;

б) принять участие в осуждении чужих недостатков;

в) сказать ребятам, что осуждать нехорошо, и попытаться перевести разговор на другую тему.

3. Закончи предложение.

Чтобы нас любили люди, мы должны ……………………….. .

4. Как понимаешь выражение: «любить грешника и ненавидеть грех»?

а) мы должны любить человека, но если он сделал неправильно, мы должны осудить его;

б) мы должны видеть в любом человеке то доброе и светлое, что в нём есть, и за это его любить, но должны осуждать его плохие поступки, которые он совершает;

в) мы должны любить человека до тех пор, пока он не совершит греха, потом его надо ненавидеть.



Урок №14 Храм

1. Что православные христиане называют «Домом Божьим»?

________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Выпиши из учебника основные атрибуты храма.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Почему центральные врата в алтарь называются «Царскими»?

а) потому что они богато украшены;

б) потому что через них выносят Святые Дары, с которыми к молящимся незримо входит Царь Славы, Господь Иисус Христос;

в) потому что в них в древности входили цари.

4. Что такое иконостас?

а) стена из икон, за которой находится алтарь;

б) подставка для икон;

в) одна из боковых сторон.


5. Что такое икона?

________________________________________________________________________________________________________________________________________

6 . Подпиши рисунки.



________________ ____________ _________ _________




Урок №15 Икона


1. В чём отличие иконы и картины?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


2. Для чего пишут иконы?

а) иконы помогают людям обращаться к Богу и святым;

б) чтобы украсить храм;

в) чтобы прославиться и разбогатеть.

3. Почему на иконах не рисуют тень?

а) потому что мир победившей святости наполнен только светом и не имеет ничего тёмного;

б) чтобы не портить композицию;

в) для красоты.

4. Зачем люди молятся перед иконой? Ответ найди в учебнике.

________________________________________________________________________________________________________________________________________



5. Перечислите основные особенности изображения икон.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. На рисунке изображена Донская икона Пресвятой Богородицы. Какие ещё иконы с изображением Пресвятой Богородицы ты знаешь?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Урок №16 Сочинение на тему

«Как я понимаю золотое правило этики»?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Урок №18 Как христианство пришло на Русь

1. Князя Владимира называли «Красное солнышко», потому что:

а) своей любовью он согревал людей;

б) у него был необычный цвет лица;

в) он был главой государства.

2. До крещения князь Владимир был:

а) таким же добрым;

б) таким же, как и после крещения;

в) жестоким и немилосердным.


3. Что из того, что сделал князь Владимир, важнее всего для Руси?

а) он объединил её земли;

б) он победил врагов;

в) он крестил Русь.

4. Как связано понятие Святая Русь с крещением Руси?

а) не связано с крещением Руси;

б) крещение Руси было следствием того, что Русь стала святой, так как тогда люди поняли, что нужно креститься;

в) после крещения Руси люди старались жить свято и возникло понятие Святая Русь.

5. Прочитай в учебнике статью «Это интересно» (стр.61). Постарайся ответить на вопрос «Что просит человек, принимая крещение?»

________________________________________________________________________________________________________________________________________

Урок №19 Подвиг

1. Подбери однокоренные слова к слову подвиг. Составь и запиши предложение с одним из слов

________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Запиши в два столбика слова, которые относятся к тому или иному виду подвига.

Подвиг ради себя

Подвиг ради другого человека










3. В России особо почитаются русские воины, ставшие святыми: Александр Невский, Дмитрий Донской, Фёдор Ушаков. Как ты думаешь почему?

- они были из знатных родов, и все люди их уважали и почитали;

- они хотели прославиться своими подвигами;

- они всей жизнью явили подвиг христианского служения Богу и людям.


4. Можно ли считать «мученичество», которое человек принял за свою веру, подвигом?

Ибо радость из-за муки рвётся,

И надеждой кажется мне кровь.

Пусть она за эту радость льётся,

За Того, к Кому моя любовь… (З.Н.Гиппиус)

- нет, потому, что человек своими страданиями никому не помогает;

- да, потому, что человек принимает муки за свою веру в Бога, а это и есть настоящий подвиг;

- нет, потому, что человек мог бы отказаться от веры и не мучиться.

5. Закончи предложение.

Подвигу всегда сопутствуют ……………………………………… .

6 . Внимательно посмотри на рисунок. В честь кого и где воздвигнут этот памятник?



_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Урок №20 Заповеди блаженств

1. Прочитай статью учебника и выпиши из неё заповеди блаженств.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

К какой заповеди можно отнести данные рисунки?



2. В чём главное отличие заповедей Ветхого Завета от заповедей блаженства?

- Ветхозаветные заповеди были даны всему народу, заповеди блаженства только ученикам Христа;

- в Ветхом Завете был запрет на совершение греха, а в Новом Завете Христос указывает на то, каким надо быть, чтобы попасть в Царствие Небесное;

- Ветхозаветные заповеди должны строго соблюдаться, новозаветные носят рекомендательный характер.

3. Закончи предложение.

Человек познаёт всю полноту счастья, когда понимает, что…..

- он сказочно разбогател;

- он не один страдает в этой жизни;

- «Царство Божие – внутри вас», т.е. ощущает присутствие Бога.

4. Прочитай внимательно статью учебника и найди ответы на вопросы.

Какой плач имеется в виду в словах Христа: «Блаженны плачущие, ибо они утешатся»?

____________________________________________________________________

Что значит «Блаженны алчущие и жаждущие правды»?

____________________________________________________________________


Урок №21 Зачем творить добро?


1. Подберите однокоренные слова к слову добро? Составьте и запишите предложение с одним из слов.

________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Запиши антонимы к слову добро.

____________________________________________________________________

3. Какие пословицы о добре ты знаешь? Запиши и объясни её смысл.

________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Христос пришёл в мир, чтобы:

- Ему служили люди, потому что Он – Сын Божий;

- Его боялись все ученики;

- самому послужить людям, Своими страданиями искупив их грехи.

5.Закончи предложение.

Добрым православный человек должен быть с ……………………. .

6. Продолжи фразу.

Добрые дела помогают человеку ………………………………………… .

- начать неуважительно относиться к тем, кто добрых дел не делает;

- возгордиться;

- стать ближе к Богу.

7. Иллюстрацию, к какой притче ты видишь? В чём главная мысль притчи?

Урок №22 Чудо в жизни христианина.


1. «Помощниками Бога» в совершении чуда христиане могут стать, когда:

- делают добрые дела;

- сами стараются сделать маленькие чудеса;

- сами решают свои проблемы.


2. Выпиши из учебника главные христианские добродетели.

________________________________________________________________


3. Продолжи предложение подходящим по смыслу словом.

Когда человек теряет возможность увидеть чудо, то его сердце …

…………………………………………….. .


4. Что в жизни христианина может быть названо чудом?

- сверхъестественные события, навеянные колдовством или чародейством;

- обычные ситуации, в которых по Промыслу Божьему человек вдруг получает ответы на свои вопросы;

- фокусы мага или волшебника.


5. Ответь на вопросы кроссворда, и ты узнаешь, что присутствует в жизни христианина.

(кроссворд дан на диске)



6. Подготовь рассказ к следующему уроку о чудодейственных иконах или святых.



Урок №23 Православие о Божием суде


1. Что такое для православных христиан вечная жизнь?

- это жизнь души с Богом;

- это жизнь на другой планете, где всё устроено так, как было на земле;

- это жизнь на земле, только в другом измерении.


2. Одинаковый ли смысл в православии имеют слова «бессмертие» и «вечная жизнь»?

- нет, бессмертие – это жизнь человека на земле без смерти, а вечная жизнь – то, что происходит с человеком, который переступает порог смерти;

- да, потому что вечно жить может только бессмертный человек;

- да, потому что бессмертный человек живёт вечно.


3. Закончи предложение.

После Божьего суда …..

- люди вернутся на землю и будут жить так, как жили;

- праведники будут вечно прибывать в Любви Божьей в раю;

- никто не будет жить, всё исчезнет.



Урок №24 Таинство Причастия


1. От какого слова образовано слово «причастие»?

________________________________________________________________


2. Таинство называется так, потому что:

- человеку невозможно до конца понять его воздействие;

- о нём нельзя рассказывать;

- к нему хотят привлечь внимание.


3. Подбери однокоренные слова к слову благодать. Что это слово значит в жизни христиан?

________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Используя интерактивное сопровождение, выпиши

а) основные таинства православной Церкви.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

б) Святые Дары

________________________________________________________________________________________________________________________________________

в) церковные обряды

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Урок №25 Монастырь

1. Выпиши из учебника объяснение слова монах.

________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Найди в учебнике ответ на вопрос и выпиши его в тетрадь.

Когда люди уходят в монастырь?

________________________________________________________________________________________________________________________________________


3. Что в монастыре для монаха важнее всего?

- воздержание;

- желание стать главным;

- жизнь, в которой ты ничем и никому не обязан.


4. Закончи предложение.

Послушание в монастыре нужно для того, чтобы …………..

- узнать, что такое уважение;

- поработить окружающих, говоря об их послушании;

- победить в себе грех.

5. Выпиши из учебника названия предметов монашеского облачения.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Урок №26 Отношение христианина к природе


1. Должен ли быть человек ответственным за окружающий его мир?

- нет, потому что человек должен брать от мира и от природы всё, что только можно;

- да, потому что Бог повелел человеку быть ответственным за мир;

- нет, потому что человек может жить отдельно от природы.

2. Как ты понимаешь название иллюстрации «Умиротворение»?

____________________________________________________________________

2. Напиши небольшое сочинение о твоём отношении к природе.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Урок №27 Христианская семья


1. Выпиши из учебника словосочетание, в православии обозначающее семью.__________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Почему в православии семью называют «малой церковью». Как ты думаешь почему?

- потому что в христианской семье существует иерархия. Как в Церкви, главой является Бог, ему подчиняется отец семейства, отцу повинуется мать, а дети послушны своим родителям. И между всеми царит любовь;

- если все в семье верующие, её называют «малая церковь»;

- потому что все люди в семье ходят в церковь.


3. Почему при венчании жених с невестой дают обет верности друг другу до самой смерти?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


4. Что ты знаешь о символике обручальных колец?


________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Напиши сочинение на тему «Моя семья»

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Урок №28 Защита Отечества


1. В истории известно случаи, когда на поле боя выходили безоружные монахи, держа в руках иконы, и противники уходили с поля боя без сражения. Чем были движимы эти монахи?

- желанием привести врага в замешательство, обмануть, отвлечь и потом напасть с оружием;

- желанием прославиться;

- любовью к своему Отечеству, верой в Бога и в Его всемогущество.


2. Вспомни пословицы и поговорки о мире, дружбе, защите Родины. Запиши их тетрадь.

________________________________________________________________________________________________________________________________________


3. От какого слова образовалось слово Отечество? Подбери родственные слова.

________________________________________________________________________________________________________________________________________



4. Закончи предложение.

На войне солдатам помогает ………………………………….. .

(любовь близких; жестокость; злоба)


5. Как ты понимаешь слова великого русского полководца Александра Невского: «Кто на русскую землю с мечом придёт, от меча и погибнет»?

- воевать надо всегда, так как только мечом можно убедить другого человека в своей правоте;

- людям только дай повод, сразу начнут войну;

- если кто-то с войной придёт на русскую землю, русские сумеют за себя постоять.


6. За какие заслуги перед Отечеством князь Александр Невский был причислен к лику святых?

________________________________________________________________________________________________________________________________________


Урок №29 Христианин в труде


1. Подбери и запиши однокоренные слова к слову труд. Составь и запиши предложение со словом труд.

________________________________________________________________________________________________________________________________________


2. Вспомни и запиши пословицы о труде.

________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Прежде всего, земной труд должен:



- приносить много денег;

- быть честным пред людьми и Богом;

- лёгким и незатруднительным.


4. Христианин трудится и работает для того, чтобы:

- приблизиться к Богу, стараясь делать те дела, которые Богу угодны;

- приобрести статус, который бы все уважали;

- стать богаче и лучше жить.


Урок №30 Любовь и уважение к Отечеству


1. Почему мы называем свою страну Отечеством?

- она суровая, подобно отцу;

- это Родина наших отцов и предков, и мы должны любить её, как тех, кто даровал нам жизнь;

- её называли все и всегда.

2. Как ты понимаешь смысл выражения «любовь к Родине»? Напиши мини-сочинение.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Подбери и запиши однокоренные слова к слову Любовь.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Закончи предложение.

Каждый человек, родившийся на русской земле, хранит в себе образ ………………………………. .

(Родины, государства, империи)

5. А ты знаешь гимн своей Родины?





7. Когда отмечается в России День Народного Единства?



_______________________________________________________________





























Итоговая тестовая работа

по спецкурсу «Основы православной культуры»

1. Как ты думаешь, что даёт человеку изучение «Основ православной культуры»?

А) представление о России как стране, имеющей большую территорию и богатейшие ресурсы;

Б) разнообразный набор знаний, непригодный для жизни;

В) знание традиций своей страны и своего народа, понимание веры отцов и приобщение к культурному наследию страны.

2. Чему может научить предмет «Основы православной культуры»?

А) любви к Родине и ближним, которые живут рядом с нами, а также уважению традиций и пониманию своих истоков;

Б) вражде к другим религиям;

В) безразличию к культурному наследию страны.

3. Закончи предложение.

Православный человек всегда …….

А) усталый, так как делает много добрых дел;

Б) унылый, потому что нужно больше каяться;

В) радостный, потому что в его жизни присутствует Бог.

4. Закончи предложение.

Православная вера основана на ………

А) стремлении к славе;

Б) личной выгоде;

В) любви к Богу и ближним.

5. Закончи предложение.

Чтобы нас любили люди, мы должны ……..

А) льстить им;

Б) любить их;

В) требовать любви.

6. Как ты думаешь, как должен относиться православный человек к людям других религий?

А) пытаться убедить других поменять религию;

Б) плохо, если человек не православный, его нельзя уважать и нельзя любить;

В) твёрдо стоять в своей вере, но уважать людей, которые исповедуют другие религии.

7. Кому в первую очередь должен помогать православный человек?

А) православным христианам;

Б) своей семье;

В) тем, кто нуждается в помощи.

8. Закончи предложение.

Добро вознаграждается ……

А) душевной радостью;

Б) деньгами;

В) славой;

Г) хорошим мнением общества.

9. Заполни пропуск подходящим словом по смыслу.

…….. может показать борьбу зла и добра в человеке.

( икона, фотография, картина)


10. Если кто-то из друзей начинает сплетничать, то надо:

А) сказать, что осуждать нехорошо, и попытаться перевести разговор на другую тему;

Б) принять участие в обсуждении чужих недостатков;

В) осудить осуждающих.

11. Как связано понятие Святая Русь с крещением Руси?

А) после крещения Руси люди старались жить свято и так возникло понятие Святая Русь;

Б) крещение Руси было следствием того, что Русь стала святой, так как тогда поняли люди, что нужно креститься;

Б) не связано с крещение Руси.

12. Зачем люди крестят детей?

А) чтобы были успешными в жизни;

Б) чтобы они умерли для греховной жизни и снова родились для жизни со Христом;

В) чтобы их не сглазили.

13. Закончи предложение.

После крещения князь Владимир …….

А) стал милостивым;

Б) требовал от других подчинения;

В) отомстил врагам.

14. Закончи предложение.

Князя Владимира называли «Красное Солнышко», потому что …….

А) своей любовью он согревал людей;

Б) у него был необычный цвет лица;

В) был головой государства.

15. Православные люди часто называют храм «Домом Божьим». Почему?

А) каждому человеку, который приходит в храм, хорошо в нём как дома, где хозяин – Отец Небесный;

Б) в храме живёт Бог;

В) В храме собираются люди, которые верят в Бога.

16. Почему врата в алтаре называются «царскими»?

А) в них в древности входили цари;

Б) богато украшены;

В) через них со Святыми Дарами к верующим незримо выходит Царь Славы, Господь Иисус Христос.

17. Какой праздник для православных христиан самый главный?

А) Пасха, так как воскресение Христа даёт надежду воскресения каждому человеку;

Б) 8 марта, так как в православии восстановлено достоинство женщины;

В) 1 мая, так как все православные должны много трудиться.

18. Что для православных христиан является в праздник самым главным?

А) принять молитвенное участие в праздничном богослужении и причаститься;

Б) вкусно покушать;

В) весело провести время.

19. Нужны ли сейчас современному человеку данные Богом заповеди?

А) да, потому что нравственные законы важны для любого времени;

Б) да, потому что соблюдение заповедей даёт право считать себя избранным из людей, потому что ты лучший;

В) нет, потому что они были нужны в древности, когда народ был необразованным, сейчас все люди грамотные потому эти законы не нужны.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Рабочая тетрадь по "Основам православной культуры"

Автор: Анисимова Ольга Михайловна

Дата: 29.06.2023

Номер свидетельства: 634613

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(199) "Технологическая карта урока по основам религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. "
    ["seo_title"] => string(114) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-po-osnovam-rielighioznykh-kul-tur-i-svietskoi-etiki-osnovy-pravoslavnoi-kul-tury"
    ["file_id"] => string(6) "214966"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432540518"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(240) "Краеведение на уроках православной культуры и во внеурочной деятельности как средство духовно-нравственного воспитания учащихся"
    ["seo_title"] => string(148) "kraieviedieniie-na-urokakh-pravoslavnoi-kul-tury-i-vo-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-kak-sriedstvo-dukhovno-nravstviennogho-vospitaniia-uchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "278168"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453042011"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "конспект занятия по ОРКСЭ модуль "Православная культура" по теме "Совесть""
    ["seo_title"] => string(65) "konspiektzaniatiiapoorksemodulpravoslavnaiakulturapotiemiesoviest"
    ["file_id"] => string(6) "268951"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450718193"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Конспект урока ОРКС для 4 класса по теме" Христос и его Крест""
    ["seo_title"] => string(68) "konspiekt_uroka_orks_dlia_4_klassa_po_tiemie_khristos_i_iegho_kriest"
    ["file_id"] => string(6) "376420"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1483869860"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "Урок по ОРКСЭ "Библия и Евангелие" "
    ["seo_title"] => string(37) "urok-po-orkse-bibliia-i-ievanghieliie"
    ["file_id"] => string(6) "162179"
    ["category_seo"] => string(3) "ork"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422333034"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства