Краеведение на уроках православной культуры и во внеурочной деятельности как средство духовно-нравственного воспитания учащихся
Краеведение на уроках православной культуры и во внеурочной деятельности как средство духовно-нравственного воспитания учащихся
Представляю свой опыт работы по теме "Краеведение на уроках православной культуры и во внеурочной деятельности как средство духовно-нравственного воспитания учащихся" с опорой на :
1) УМК "Основы православной культуры" А Кураев, учебник для урока в 4 классе,
2) УМК "Основы православной культуры" рабочие тетради 2-4 год обучения, ВОИПКиПРО г.Воронеж, Романовой Л.И и Веретенниковой С.В. - для внеурочной деятельности.
Я считаю, что грамотное использование краеведческого материала в школе и его интеграция с другими предметами – ключ к решению многих проблем образования:
воспитания интеллектуального и нравственного человека,
активизации мыслительной деятельности учащихся,
повышения эффективности и плотности урока,
повышения интереса к истории города, села, своей семьи,
воспитания в младших школьниках патриотических чувств, любви и уважения к историческому и литературному наследию родного края,
развитие творческих и исследовательских умений.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Краеведение на уроках православной культуры и во внеурочной деятельности как средство духовно-нравственного воспитания учащихся»
Смирнова Н.Н., учитель начальных классов, ОРКСЭ и ОДНКНР МКОУ Евстратовская СОШ Россошанского муниципального района Воронежской области «Краеведение на уроках православной культуры и во внеурочной деятельности как средство духовно-нравственного воспитания учащихся»
Коренные изменения в жизни страны, связанные с реформированием российского общества, в значительной степени обострили социальные проблемы населения, что в первую очередь сказалось на самой уязвимой его части – детях. Поэтому сегодня, как никогда прежде, Россия нуждается в укреплении своих самобытных устоев. Никогда над нашей культурой и вековыми традициями не нависала столь явная угроза их утраты. И проблема духовно-нравственного воспитания учащихся в настоящее время является основной. Одним из любимых увлечений нынешних подростков являются компьютерные игры, но не история родного края. Поэтому я считаю, что необходимо подрастающее поколение воспитывать на примере старших, формировать чувство любви к своему родному краю, изучать историю малой Родины, которая для каждого человека всегда оставляет самый неизгладимый след. [1]
Духовное краеведение ставит цели историко-культурологического и духовно-нравственного образования в системе начального, полного среднего образования. Именно с познания своего края начинается изучение истории Отечества. С воспитания любви к малой родине начинается воспитание любви к Отечеству. А Отечество, как писал митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн, «понятие священное, ибо его даровал всякому народу сам Господь Бог, от которого именуется каждое Отечество».
Каждое образовательное учреждение призвано выполнять свои задачи по образованию, воспитанию и развитию учащихся, определять свою стратегию сохранения «духовного здоровья». Объединив усилия педагогов, детской организации, семьи, Церкви сформировать у учащихся высокую духовность, активную гражданскую позицию, любовь к Родине, национальное достоинство, готовность взять на себя ответственность за будущее Отчизны, за возрождение России.
Одним из главных условий успешности работы в этом направлении является грамотная организация воспитательного и образовательного процесса, система занятий, способных влиять на повышение культурного уровня учащихся в условиях конкретного образовательного учреждения.
Не только с введением преподавания предмета «Основы православной культуры» педагоги серьёзно задумались над проблемой приобщения детей к духовным ценностям через краеведческий материал.
Работу приходилось строить сначала с опорой на имеющийся небольшой семейный опыт православного воспитания.
Организация духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся с основами краеведения осуществляется по следующим направлениям:
1. «Ученик – патриот и гражданин».
Цель: воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Мероприятия внеурочной и внеклассной деятельности:
Поисковая работа «Судьба моих родственников в судьбе России в годы ВОвойны»,
Творческий проект урока литературного внеклассного чтения в 3 классе «Альбом «Богатыри земли русской».
Сбор общешкольного банка данных «Бессмертный полк» (о боевых прадедах).
Участие в информационной акции «Календарь памятных дат военной истории России».
Участие в акции «Солдаты в каменных шинелях» (уборка четырёх сельских памятников участникам двух войн).
Участие в акции «Цветы Победы!» (озеленение территории сельского Мемориала землякам, погибшим на фронтах ВОВ».)
Участие в региональной акции «Живи долго» (изготовление поздравительных открыток ветеранам и детям войны к 1 октября и 9 мая).
Клас.час «Дети тоже имеют право!».
Клас.час «Государственные символы России».
Клас.час «Воронеж – город воинской славы».
Клас.час «Россошь – поселение воинской доблести».
Краеведение по теме «Ты живи, цвети Евстратовка моя!»
Митинг к освобождению Россошанского района от фашизма.
Митинг памяти С.Я.Макевнина, чьё имя носит наша школа.
2. Второе направление представляет семейно-обрядовую культуру. В обрядовой культуре до сих пор сохранились следы древней ритуальности, те добрые традиции, которые формируют культуру труда, приносят здоровье, сплачивают людей, а также вселяют привязанность к родным местам. С точки зрения православных понятий семья представляет «малую церковь», именно семья с малых лет ребенку прививает основы духовности и нравственности, воздействует на человека посредством общественного мнения. Исстари в семье приобщали и к разным жанрам фольклора, к различным видам ремесла. Семья растила не просто ребенка, она воспитывала будущих мать и отца.
Мероприятия внеурочной и внеклассной деятельности:
Социальный сельский проект «Детская площадка» (из автопрокрышек совместно с родителями).
Состязания на День отца (спортивно – интеллектуальные),
Праздничный концерт с сувенирами и чаепитием ко Дню Матери,
Выставка поделок «У мамы руки золотые»
Состязания «Папа, мама и я – спортивная семья»,
Отчётный концерт «За честь школы», проводимый ко Дню семьи 15 мая,
Состязания «Мамины помощницы» к 8 марта,
Состязания «Супер-бабушка» (бабушки и внуки).
Творческий проект урока литературное чтение в 3 классе «Книга «Фольклор моей семьи».
Участие в региональной акции «Живи долго» (изготовление поздравительных открыток к праздникам пожилых людей, Дню матери, 23 февраля, 8 марта).
Участие в ежегодной школьной благотворительной акции «Подари книгу школе».
Внеурочная деятельность: ДО «Театр», пьеса «Пасхальный куличик».
3. «Ученик и его отношение к природе»:
воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
Мероприятия внеурочной и внеклассной деятельности:
Творческий проект урока литературное чтение в 3 классе «Сборник авторских рассказов «Экологические рассказы».
Экологический проект по окружающему миру в 3 классе «Красная книга Воронежской области».
Экологический проект по окружающему миру в 4 классе «Красная книга РФ».
Экологический проект «Чистый берег» (30 мая – общешкольный, потом в пришкольном лагере).
Экологический проект «Родник».
Экологическая акция «Скворушка» (изготовление и развешивание скворечников и синичников).
Экологическая акция «Птичья столовая» (изготовление и развешивание кормушек для зимующих птиц).
Участие в акции «Марш парков», «Парк Победы» (озеленение территории школы, сельского Дома культуры).
Общешкольная осенняя туриада (туристические состязания на природе).
Спортивный праздник «День здоровья».
4. «Ученик и его нравственность».
Цель: воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Ценности: нравственный выбор, жизнь и смысл жизни, справедливость, милосердие, честь, достоинство, уважение родителей, уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувства долга, забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших, свобода совести и вероисповедования, толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.
Мероприятия внеурочной и внеклассной деятельности:
Внеурочная деятельность ДО «Уроки здоровья» 1-11 класс.
Уроки литературного внеклассного чтения с подборкой тем об ответственности и чувстве долга, заботе и помощи, морали, честности, щедрости, заботе о старших и младших, совести, дружбе, добре…
Внеурочная деятельность ДО «Культура православия»: знакомство с притчами на темы ответственности и чувстве долга, заботе и помощи, морали, честности, щедрости, заботе о старших и младших, совести, дружбе, добре, свободе вероисповедования, толерантности, представлений о вере, духовной культуре и светской этике.
5. «Ученик и Мир прекрасного».
Цель: воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
Ценности: красота, гармония, духовный мир человека, эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.
Мероприятия внеурочной и внеклассной деятельности:
Участие в выставках и конкурсах технического и живописного творчества разного уровня.
Участие в праздничных концертах с художественными номерами.
Посещение занятий внеурочной деятельности по творчеству и искусству.
Посещение местных и районных музеев и выставок картин.
Все направления духовно-нравственного развития и воспитания на основе краеведения важны, они дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.
6. Предметная направленность.
Каждый предмет, изделие, вещь народного и декоративно- прикладного искусства, а также орнамент, украшающий их поверхность, народный танец, народная песня, элементы обрядовой культуры являются своеобразным источником нравственных и духовных исканий человека-творца. Знакомясь с былинами легендами, танцами, песнями, ремеслами, дети видели образы героизма, духовности, нравственности, житейской мудрости, справедливости, патриотизма, смекалки, которыми были наделены герои, творцы. Среди них любимые персонажи, реально существующие люди, на которых хотелось быть похожими.
Мероприятия внеурочной и внеклассной деятельности:
Внеурочная деятельность ДО «Культура православия»: темы программы дополняю знакомством с традициями, обычаями и обрядами православной культуры.
В последний учебный день на масленичной неделе проводится ежегодное общешкольное мероприятие: «Масленица» с играми, забавами и горячими блинами.
Посещение Храма в День Святой Троицы (пришкольный лагерь),
Посещение Храма в День семьи, любви и верности (пришкольный лагерь).
Участие в ежегодной региональной благотворительной акции «Рождественское чудо – детям».
Участие в ежегодной региональной благотворительной акции «Белый цветок».
Внеклассное мероприятие в 1-4 классах «Зимние святки», где дети не только узнают о святочных днях, традициях, но и инсценируют вместе со мной Рождественский сочельник с колядками, кутьёй и играми с козой.
«Рождественская сказка» в сельском Доме культуры.
Рождественская ёлка в сельском Храме Преображения Господня.
К Светлой Пасхе дети не только узнают традиции предков, но ещё разучиваем детские игры с яйцами, на кружке «Акварелька» пробуем расписывать модели яиц - «крашенки», «писанки» и «малёванки». Дети потом дома с мамой с удовольствием расписывают яйца к празднику. На занятиях творческого мастерства делаем пасхальные сувениры: из глины, солёного теста, расписные подставки под яйца.
Так же ежегодно участвуем в районных конкурсах рисунков и поделок к Пасхе и Рождественском фестивале «Вифлеемская звезда»
Большую помощь в духовно-нравственном воспитании младших школьников на основе краеведческих понятий мне оказал УМК «Основы православной культуры» ВОИПКиПРО г.Воронеж, куда вошлирабочая тетрадь 2-4 год обучения Романовой Л.И и Веретенниковой С.В., методическое пособие с качественными текстовыми материалами и Хрестоматия для учителя. В этом комплекте уже запланированы темы сразу с краеведческой направленностью или те, которые можно дополнить местным краеведческим материалом:
Работая по учебнику А.Кураева «Основы православной культуры», модернизировала свою рабочую программу тем, что темы, оставленные на защиту индивидуальных проектов, распределила на знакомства с семейными традициями православных праздников:
Зимние святки
Традиции моей семьи: православный праздник Крещение (добавлена к теме)
Традиции моей семьи: День Святого Валентина или День Петра и Февронии.
Традиции моей семьи: Масленица
Традиции моей семьи: 22 марта – Сороки, Жаворонки
Традиции моей семьи: православный праздник Благовещенье. (добавлена к теме)
20 апреля - Пасха. Традиции моей семьи: православный праздник Радоница.
Виды творческих заданий на уроках «ОПК» в 4 кл:
Наизусть стих-е о красоте и величии Родины
Узнать какие православные книги есть дома.
Найти детские произведения, где герой раскаивается в своём поступке.
Найти детское произведение, где герой совершил добрый поступок.
Рассказ о подвигах пионеров-героях.
Выставка рисунков «Подвиги бывают разными».
Коллективный творческий проект «Альбом «Масленица» (рисунок)
Вместе с мамой испечь булочки-жаворонки.
Найти детское произведение, где жизнь семьи можно назвать «по- христиански».
Найти нформацию о подвиге в годы ВОВ
В моей работе мне помогают дополнительные книги, доступные для детского понимания:
Б.Ганаго «Детям о вере», «Детям о душе», «Детям о молитве» …,
книга Л.Нечаев «Рассказы о чудесных спасениях»
А- Лопатина, М. Скребцова «ПРИТЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ВЗЕОСЛЫХ»
А. Лопатина М. Скребцова «НАЧАЛА МУДРОСТИ. 50 уроков о добрых качествах» - сказки, стихи, игры, беседы и творческие задания, направленные на глубокое проживание той или иной темы, на развитие творческого потенциала детей. На их текстах ребята учатся высказывать свои мысли, работать в группах, ставить спектакли, рисовать.
Духовно-нравственное воспитание школьников не может быть полноценным, если оно ограничивается рамками учебного времени. Поэтому целесообразно вовлекать учащихся в исследовательскую деятельность во внеурочное время, приобщать школьников к духовным истокам родного края посредством самостоятельного изучения краеведческого материала через участие в походах, экскурсиях, творческих конкурсах. Исследовательские задания являются логическим продолжением учебных и творческих заданий.
Я считаю, что грамотное использование краеведческого материала в школе и его интеграция с другими предметами – ключ к решению многих проблем образования:
воспитания интеллектуального и нравственного человека,
активизации мыслительной деятельности учащихся,
повышения эффективности и плотности урока,
повышения интереса к истории города, села, своей семьи,
воспитания в младших школьниках патриотических чувств, любви и уважения к историческому и литературному наследию родного края,
развитие творческих и исследовательских умений,
Нельзя предсказать, нельзя знать заранее, гарантировать какими вырастут наши дети, но мы делаем все от нас зависящее, чтобы каждый ребенок вырос человеком, несущим в себе нравственный стержень, не позволяющий ему навсегда забыть о заповедях Божьих. Преподобный Серафим Саровский говорил иноку Тимону: «Сей, всюду сей данную тебе пшеницу. Сей на благой земле, сей на песке, сей на камени, сей при пути, сей и в тернии: все где-нибудь да прозябнет, и возрастет, и плод принесет, хотя и не скоро». И семена добра, посеянными нами, Бог даст, прорастут в душах наших детей. Если, конечно, мы успеем их вовремя посеять.
Источники
[1]- «Духовно- нравственное развитие школьников на основе традиций православной культуры», Из опыта работы Зубковой Л.В.
[]- А.Кураев «ОРКСЭ. Основы православной культуры», учебник 4 класс, изд «Просвещение»,
[]- CD-диск В Духанин «Знакомство с православием. Или начало познания духовного мира».
[]- Рабочие тетради «Основы православной культуры» 2-4 год обучения, ВОИПКиПРО г.Воронеж, Романовой Л.И и Веретенниковой С.В.,
Полезная литература
Б.Ганаго «Детям о вере», «Детям о душе», «Детям о молитве» …,
книга Л.Нечаев «Рассказы о чудесных спасениях»
А- Лопатина, М. Скребцова «ПРИТЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ВЗЕОСЛЫХ»
А. Лопатина М. Скребцова «НАЧАЛА МУДРОСТИ. 50 уроков о добрых качествах» - сказки, стихи, игры, беседы и творческие задания, направленные на глубокое проживание той или иной темы, на развитие творческого потенциала детей. На их текстах ребята учатся высказывать свои мысли, работать в группах, ставить спектакли, рисовать.
Л.В.Суворова «Оглядываясь на заповеди», Москва, изд Библиофон, Храм Казанской иконы Божьей матери, 2014г.
«Десять заповедей»Пособие для детей и взрослых по изучению основ православной веры», г.Клин, протоиерей Б.Балашов, изд Христианская жизнь
«Православный букварь для малышей и родителей», Москва, изд Даръ, 2012г.,