Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности обучающихся 1 классов «В мире сказок»»
Закрытое административно-территориальное образование
город Заречный Пензенской области
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 222 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ПРЕДМЕТОВ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ»
(МОУ «СОШ №222»)
УТВЕРЖДЕНО
Директором МОУ «СОШ № 222»
Приказ № 19/ОД от 01.06.2018 г.
_________________
ПРИНЯТО
Педагогическим советом МОУ «СОШ №222»
Протокол № 89 от 29.05.2018
Рабочая программа
внеурочной деятельности обучающихся 1 классов
«В мире сказок»
Срок реализации – 1 год
Автор- составитель: Рахманина О.Н.,
воспитатель ГПД
Пензенская область
г. Заречный
2018 год
Пояснительная записка
Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников и предназначена для реализации в первых классах.
Программа предполагает равномерное распределение часов по неделям и проведение регулярных внеурочных занятий со школьниками 1 классов два раза в неделю.
Сказка по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: она является средством общения и воздействия, средством хранения и усвоения знаний, средоточием духовной культуры народа, основной формой проявления национального и личностного самосознания и, наконец, элементом художественной литературы как словесного искусства. Познание языка через сказку в период младшего школьного детства нераздельно связан с развитием речи детей.
Цель организации внеурочной деятельности:
создание условий для получения учащимися социального опыта и формирования общепринятой системы ценностей;
создание условий для гармоничного развития личности обучающихся;
создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время;
развитие здоровой, творческой личности, обладающей гражданской ответственностью и правовым самосознанием, способной к социально значимой практической деятельности.
Задачи:
обеспечение в школе условий для общественно полезной, досуговой деятельности учащихся;
развитие у учащихся позитивного отношения к базовым общечеловеческим ценностям (человек, семья, здоровье, природа, мир, дружба, взаимовыручка, знания, культура, труд);
формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья обучающихся;
удовлетворение интересов детей и запросов родителей в сфере внеурочной занятости.
Внеурочная деятельность школы осуществляется через:
учебный план образовательного учреждения, а именно, через часть, формируемую участниками образовательного процесса (дополнительные образовательные модули: углубление предметов художественно-эстетического профиля, занятия которых проводятся во второй половине дня);
организацию деятельности групп продленного дня;
воспитательную работу классных руководителей (часы общения, экскурсии, праздники, общественно полезные дела, КТД, проекты и т. д.);
внеклассную работу учителей физической культуры, ЗОЖ, педагога-организатора, воспитателя ГПД.
Основные характеристики и критерии подбора методического материала программы:
знакомство со сказками, которые обычно не включается в стандартный учебный план;
осуществление познавательного процесса в соответствии с познавательными потребностями детей, а не по заранее установленной жесткой последовательности;
предоставление широких возможностей для развития и демонстрации индивидуальных творческих способностей.
В начальных классах учащиеся еще не расстались с миром сказки, часто их фантазии приобретают сказочную форму. Сказочный мир дарит радость, будит воображение, дети представляют себя его героями, примеряя на себя поведение и качество личности героев. Определяют для себя: на кого они хотели бы быть похожими или наоборот не похожими. Превращая реальный мир в сказки, мы дарим возможность глубже проникнуть в тайны волшебства и чудес. Используя накопленный опыт, мы пришли к выводу, что необходимо включить элемент личного участия учеников в сказочной реальности. Именно разыгрывание сценок и больших театральных сказок, выполнение иллюстраций к сказкам, объединенных идеей раскрытия человеческих возможностей, помогает маленьким актерам и зрителям на равных воспринимать их, наделяя мыслями, чувствами, чудесами.
Предполагаемые результаты реализации программы
Личностными результатами являются следующие умения:
оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Ожидаемые результаты реализации программы
Учащиеся должны знать:
· жанры сказок;
· 10-15 сказок по выбору ученика;
Учащиеся должны уметь:
· эмоционально воспринимать средства художественной выразительности;
· отличать сказку о животных от других видов сказок;
· отличать волшебную сказку от других видов сказок;
· находить черты сходства и различия в сказке;
· отвечать на вопросы;
· сопереживать, сочувствовать героям, давать им характеристику и оценку их поступков
В области личностных планируемых результатов будут формироваться УУД:
- готовность и способность учащихся к саморазвитию;
- внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе;
- ценностное отношение к миру фольклорной (народной) сказки;
- начальные навыки адаптации в динамично меняющемся мире;
- формирование мотивации дальнейшего изучения сказок.
В областиметапредметныхпланируемых результатов будут формироваться коммуникативные, регулятивные и познавательныеУУД.
Коммуникативные УУД:
- обращаться за помощью;
- задавать и отвечать на вопросы, для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- определять общую цель и пути её достижения;
- осуществлять взаимный контроль;
- вести устный и письменный диалог;
- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Регулятивные УУД:
- формулировать и удерживать учебную задачу;
- ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;
- составлять план и последовательность действий;
- адекватно воспринимать предложения учителя, товарищей, родителей по исправлению допущенных ошибок;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
- выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить;
- различать способ и результат действия;
- осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия.
Познавательные УУД:
- поиск и выделение необходимой информации из разных источников в разных формах (текст, рисунок, таблица);
- сбор, обработка и передача информации;
- анализ и синтез, сравнение, классификация по заданным критериям;
- осуществлять рефлексию способов и условий действий;
- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
- построения рассуждения;
- применение и представление информации;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера.
В области предметных планируемых результатов обучающиеся научатся:
- свободно работать с различными источниками информации;
- устно и письменно делиться своими впечатлениями и наблюдениями.
Учебно-тематический план
№
Название раздела
Общее
количество
часов
Часы
аудиторных
занятий
Часы
внеаудиторных
активных
занятий
1
Вводное занятие
1
1
2
А.Н. Толстой «Приключение Буратино»
3
2
1
3
Русская народная сказка «По щучьему велению»
3
2
1
4
Сказка «Варвара Краса - длинная коса»
3
2
1
5
Сказка «Королевство кривых зеркал»
3
2
1
6
Сказка «Финист – Ясный Сокол»
3
2
1
7
Братья Грим «Бременские музыканты»
3
2
1
8
Русская народная сказка «Морозко»
3
2
1
9
Сказка «Новогодние приключения Маши и Вити»
3
2
1
10
Русская народная сказка «Кощей Бессмертный»
3
2
1
11
С. Я. Маршак «Двенадцать месяцев»
3
2
1
12
В. Катаев «Цветик - семицветик»
2
1
1
13
Музыкальный фильм - сказка «Мама»
3
2
1
14
Сказка « Огонь, вода и медные трубы»
3
2
1
15
Сказка «Волк и семеро козлят»
4
1
3
16
Сказка «Марья – Искуссница»
3
2
1
17
Сказка «Приключение жёлтого чемоданчика»
3
2
1
18
Г.Х. Андерсен «Огниво»
2
1
1
19
Сказка А.С. Пушкина «Сказка о Попе и работнике его Балде»
2
1
1
20
А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане и сыне его славном Гвидоне»
3
2
1
21
А.С. Пушкин «Золотой петушок»
2
1
1
22
Русская народная сказка «Золотые рога»
3
3
1
23
Итоговый проект
5
5
ВСЕГО
66
38
28
Содержание программы
Тема 1. Вводное занятие. (1 час)
Путешествие в сказку. Знакомство с выставкой народных сказок в школьной библиотеке и иллюстрациями к ним. Беседа-диалог: «Твоя любимая сказка».
Просмотр фильма-сказки. Творческое задание: придумать продолжение сказки.
Тема 18. Г.Х. Андерсен «Огниво» (2 часа)
Просмотр мультфильма/ фильма-сказки. Беседа «Черты характера героев». Творческое задание: нарисовать любимого героя.
Тема 19. Сказка А.С. Пушкина «Сказка о Попе и работнике его Балде» (2 час)
Просмотр. Беседа-диалог о главных героях.
Тема 20. А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане и сыне его славном Гвидоне» (3 часа)
Просмотр мультфильма/ фильма-сказки. Художественные средства, создающие образы основных героев. Творческое задание: создание иллюстраций к сказке.
Тема 21. А.С. Пушкин «Золотой петушок» (2 часа)
Просмотр мультфильма/ фильма-сказки. Творческое задание: конкурс на лучшее прочтение отрывка из сказки
Тема 22. Русская народная сказка «Золотые рога» (3 часа)
Просмотр фильма-сказки. Обсуждение смысла названия. Герои положительные и отрицательные.
Тема 23. Итоговое занятие (5 час).
Викторина по сказкам. Проект «Сказка для друзей»
Список литературы
Литература, используемая педагогом для разработки программы:
Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.:Просвещение, 2010.
А. Лопатина, М. Скребцова «Ступени мудрости. 50 уроков о добрых качествах для занятий с детьми младшего и среднего школьного возраста», - М.: ООО «Книжный Дом Локус», 2003 (серия «Образование и творчество»)
Сборник программ внеурочной деятельности: 1– 4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М.: Вентана-Граф, 2011. — 168 с.
Литература, рекомендуемая для детей и родителей:
А. Лопатина, М. Скребцова «Ступени мудрости. 50 уроков о добрых качествах для занятий с детьми младшего и среднего школьного возраста», - М.: ООО «Книжный Дом Локус», 2003 (серия «Образование и творчество»)