Пояснительная записка
Необходимость нравственного образования в школе начиная с начальных классов основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и правилам общения, нести моральную ответственность за свои действия и поступки. Нравственное взросление младших школьников связано прежде всего с тем, что идеи добра и справедливости, проблемы общения наиболее интересны для детей данного возраста.
Основная цель деятельности кружка «Этика: азбука добра» — формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, а также основ мировоззрения и самовоспитания.
Нравственное развитие личности обучающегося, как приоритетная цель начальной школы предполагает организацию нравственного образования младших школьников, как в процессе изучения учебных предметов, так и во внеурочной деятельности.
В основе отбора содержания нравственного образования, методов его реализации в учебно-воспитательном процессе лежит принцип гуманизма.
Для развития нравственного сознания, как основы морального поведения, эмоциональной отзывчивости используются разнообразные методы работы с детьми:
—личностно направленные, когда содержание становится актуальным для каждого ребёнка;
—стимулирующие, когда через диалог поддерживается свобода высказываний, что способствует раскованности, пробуждению у детей интереса к нравственным проблемам и созданию общественного мнения;
—активизирующие, пробуждающие творческие способности личности, её эмоциональную сферу.
Содержание деятельности кружка ориентировано на игровые, творческие
формы, проектную деятельность, работу с фольклорной и художественной литературой. Это позволяет в яркой форме довести до сознания ребёнка представления о внутреннем мире человека: его переживаниях, мотивах, сопровождающих выбор действия и являющихся двигателями поступков. Всё это в реальной жизни скрыто от внимания ребёнка, а использование художественного произведения позволит учителю прибегать к эмоционально-образной форме народных произведений и художественной детской литературы в целях развития личностно значимого поведения.
Программа кружка «Этика: азбука добра» разработана на основе Программы внеурочной деятельности «Этика: азбука добра». В связи с изменением количества часов на ведение кружковой работы с 33 часов до 17 часов в год были произведены изменения: в соответствии с программой на изучение каждой темы уменьшено количество с 1 часа до 0,5 часа в неделю.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения программы. Итогом деятельности обучающихся является получение знаний о характере взаимоотношений с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирование нравственного сознания младшего школьника.
Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, младшие школьники начинают осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда.
Обсуждение сказок, их инсценировка, обсуждение произведений художественной литературы — всё это нацелено на воспитание первоначальных этических представлений обучаемых (понятия добра и зла,
значение слов вежливости, правил вежливого поведения и их мотивации), развитие их эмоционального восприятия.
Система вопросов и заданий, носящая диагностический и тренинговый характер, позволяет решать задачи самооценки и самопроверки, повторять, уточнять и формировать начальные нравственные представления, знакомить с нравственными понятиями (например, «Что такое добрый поступок?», «Какой нравственный выбор сделал герой?», «Что можно посоветовать в этой ситуации? Как её изменить?», «Бывает ли так в реальной жизни?»).
Для овладения метапредметными результатами (сравнение, анализ,
синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам, уста-
новление аналогий и причинно-следственных связей) запланированы упражнения, способствующие активизации интеллектуальной деятельности обучающихся. В них предлагается установить соответствие поступков нравственным правилам; сопоставить, сравнить героев, их поведение; классифицировать материал по разным основаниям (определить группы пословиц по теме — о добре, трудолюбии, об отношении к учёбе); сравнить иллюстрации с текстом для определения эмоционального состояния героев.
В целях формирования коммуникативных универсальных учебных действий (ведение диалога, признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; выражение своего и аргументация своей точки зрения; уважительное восприятие других точек зрения) в материалах для занятий представлены задания, их формирующие. Так, с обучающимися организуются коллективные обсуждения, предлагаются вопросы «открытого» типа, например «Почему?», «Как?», которые помогают детям высказывать свою точку зрения, выслушивать мнение одноклассников, т. е. работать коллективно или в группах, парах, а также предлагаются задания на выбор ответа, альтернативного решения и др.
Использование художественной литературы и работа в библиотеке помогает школьникам учиться использовать различные способы поиска информации: в библиотеке, Интернете. Тематика заданий этой рубрики позволяет детям научиться работать в библиотечном пространстве, с целью решения информационных и коммуникативных задач.
Содержание программы
- Школьный этикет (понятие об основных правилах поведения в школе)
Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. При-
ход в школу без опозданий, правильная организация работы на уроке,
учебное сотрудничество.
Школьные перемены как время активного отдыха, игры.
Поведение в столовой, правила поведения за столом.
Универсальные учебные действия:
—воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной си-
туации;
—оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на
перемене).
- Правила общения (взаимоотношения с другими людьми)
Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недоб-
рых поступках. Знакомство с образом этих поступков с помощью художе-
ственных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких
детям жизненных ситуаций (школьного коллектива, семьи). Активное
освоение в речевой и поведенческой практике вежливых слов, их значения
в установлении добрых отношений с окружающими.
Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые
и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к
родителям, близким (конкретные жизненные ситуации). Практическое
знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно,
без конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление
ссор, драк, признание своей вины).
Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной),
оценка ситуации.
Универсальные учебные действия:
—использовать в речи слова вежливости;
—участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по теме,
анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказы-
вания;
—высказывать предположение о последствиях недобрых поступков
(в реальной жизни, героев произведений);
—создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положитель-
ный, отрицательный);
—описывать сюжетную картинку (серию);
—оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты;
—самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.
- О трудолюбии
Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязан-
ность школьника; виды труда детей в школе и дома (начальные пред-
ставления). Прилежание и старательность в учении и труде. Трудолюбие
как главная ценность человека.
Элементы культуры труда. Стимулирование оценки учащимися
собственного отношения к труду. Способы бережного отношения
к вещам, созданным трудом других людей.
Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление
от неорганизованности, недисциплинированности).
Анализ и оценка своих действий во время уроков, труда, де-
журства.
Универсальные учебные действия:
—проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня,
корректировать его;
—оценивать свои действия во время уроков, дежурств.
- Культура внешнего вида
Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность
в человеке.
Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окру-
жающих, собственного хорошего самочувствия.
Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккурат-
ность, опрятность, удобство, соответствие ситуации.
Универсальные учебные действия:
—воспроизводить основные требования к внешнему виду человека
в практических и жизненных ситуациях;
—оценивать внешний вид человека.