Рабочая программа внеурочной деятельности "Путешествие карандаша и кисточки" 4 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности "Путешествие карандаша и кисточки" 4 класс
Данная рабочая программа по внеурочной деятельности (духовно - нравственное направление) "Путешествие карандаша и кисточки" предназначина для обучающихся 4 классов. Программа соответствкет ФГОС. Рассчитана на 2 часа в неделю, 68 часов в год. Состоит из пять блоков:"гером любимых мультфильмов", "По страницам любимых сказок", "Декоративное искусство", "Народное искусство", "Мир архитектуры и дизайна".
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "Путешествие карандаша и кисточки" 4 класс »
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Ершовская средняя общеобразовательная школа
имени Героя Советского Союза Василия Фабричнова
«Утверждаю»
директор МБОУ Ершовской
средней общеобразовательной школы имени Героя Советского Союза Василия Фабричнова
__________Т.В. Гарькавая
28 августа 2014 год
Приказ № 499 от 28 августа 2015 года
«Согласовано»
зам. директора по ВР
____________Е. Ю. Семина
28 августа 2015 год
«Рассмотрено»
на заседании ШМО
Протокол № 1 от 27 августа 2015 года
Руководитель ШМО______Л.М. Лещенкова
Проектная деятельность в 4 «А» классе
«Путешествие карандаша и кисточки»
(Духовно-нравственное направление)
Учитель Агафонова Лариса Александровна, первая квалификационная категория
2015 – 2016 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования: Приказ МО Российской Федерации № 1089 от 05.03.2004 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»
Данная рабочая программа разработана в полном соответствии с основной общеобразовательной программой НОО МБОУ Ершовской средней общеобразовательной школы имени Героя Советского Союза Василия Фабричнова
Программа рассчитана на 68 часов в год, 2 часа в неделю (35 минут).
Программа по изобразительному искусству разработана с учётом требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Содержание программы «Путешествие карандаша и кисточки» соответствует следующим целям:
приобщение школьников к миру изобразительного искусства, развитие их творчества и духовной культуры;
освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребёнка;
воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к её традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
Реализация целей программы рассматривается в связи с системой функцийпроектной деятельности «Путешествие карандаша и кисточки»:
эмоционально-развивающая функция, состоящая в воздействии искусства на эмоционально-чувственную сферу личности, способствующая обогащению этой сферы, развитию эмоциональной отзывчивости личности на произведения искусства как на отражение человеческих переживаний, эмоций, чувств;
ценностно-ориентационная функция, позволяющая учащимся использовать приобретённые художественные знания, умения и навыки для самостоятельной ориентации в художественной культуре, в окружающей их социокультурной среде по высшим духовно-нравственным и эстетическим критериям;
арт-терапевтическая, состоящая в коррекции негативных психологических состояний и оздоровлении учащихся в процессе организации их художественной деятельности;
информационная функция, обеспечивающая расширение общего и художественного информационного пространства через освоение учащимися основных источников и каналов информации об искусстве (в том числе аудиовизуальных, компьютерных, текстовых и др.).
Программа «Путешествие карандаша и кисточки» позволяет решать следующие задачи:
сформировать первоначальные представления о роли изобразительного искусства в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
сформировать познавательный интерес и положительное отношение к изобразительному искусству, народному и декоративно-прикладному искусству, архитектуре и дизайну;
ознакомить с шедеврами русского и зарубежного изобразительного искусства;
—сформировать эстетическое восприятие произведений искусства; эстетическое отношения к миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
сформировать представления о видах и жанрах изобразительного искусства, в том числе об архитектуре, дизайне как видах искусства, об основных видах народного и декоративно-прикладного искусства;
сформировать практические умения и навыки в восприятии, анализе и оценке произведений искусства; обучить пониманию языка графики, живописи, скульптуры, умению анализировать средства художественной выразительности произведений искусства;
обучить теоретическим и практическим основам рисунка, живописи, композиции, лепки;
обучить основам народного и декоративно-прикладного искусства;
развить у школьников способность выражать в творческих работах своё отношение к окружающему миру;
обучить элементарным умениям, навыкам, способам художественной деятельности;
обучить основным средствам художественной выразительности (линия, пятно, цвет, колорит, фактура, тон, композиция, ритм, гармония и др.), необходимым для создания художественного образа;
обучить способам изображения растений, животных, пейзажа, портрета и фигуры человека на плоскости или в объёме;
развить эмоционально-эстетическую и нравственную сферы личности.
Основные разделы программы
В программе выделены следующие структурные линии, реализующие концентрический принцип предъявления содержания обучения, что даёт возможность постепенно расширять и усложнять его с учётом конкретного возрастного этапа: «Герои любимых мультфильмов», «По страницам любимых сказок», «Декоративное искусство», «Народное искусство», «Мир архитектуры и дизайна». Изучаются их ценностные аспекты и закономерности, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
4 класс (68 часов)
Герои любимых мультфильмов - 20 часов Вводное занятие. Подготовка рабочего места. Инструктаж по технике безопасности. Мальчик с пальчик. Ш Перро «Красная шапочка». Ш Перро «Кот в сапогах». «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Любимый персонаж. И.А. Крылов «Ворона и Лисица». Белоснежка и семь гномов. Любимый герой. Русалочка. Бобик в гостях у Барбоса. Выставка лучших работ. Мои творческие достижения.
Художественная керамика и фарфор. Декоративные звери и птицы. Художественный текстиль. Орнаменты народов мира. Выставка лучших работ.
Народное искусство - 10часов
Русское кружево. Вологодские узоры. Холмогорские узоры. Ансамбль женского костюма. Головные уборы. Мужской костюм. Обувь. Одежда народов Севера, Кавказа, народный костюм. Тульские самовары и пряники. Лепка «Русский самовар». Человек в дизайне.
Мир архитектуры и дизайна - 8 часов.
Бионические формы в архитектуре и дизайне.Дизайнкостюма. Фитодизайн. Человек в дизайне. Человек в дизайне.
Основные задачи обучения и развития:
продолжение освоения выразительных возможностей графических материалов, различных способов штриховки графитными и цветными карандашами, фломастерами, пером и тушью, пастельными мелками, углем, сангиной и др.;
продолжение освоения живописных приёмов (по-сырому, лессировка, раздельный мазок, от пятна и др.) и способов применения смешанной техники работы разнообразными художественными материалами (акварель с белилами, акварель и штриховка тушью, грато-графия и др.);
продолжение освоения правильной передачи пропорциональных соотношений фигуры человека и животных;
продолжение изучения способов передачи пространства на плоскости листа (изучение основ линейной и воздушной перспективы);
изучение основ светотени;
продолжение освоения цветоведения, изучение и составление гармоничных цветовых сочетаний, освоение колористической живописи, изучение особенностей выступающих и отступающих цветов;
формирование умения передавать движение в композиции;
продолжение формирования умения точно передавать в тематической композиции, иллюстрации сюжет, создавать выразительные образы;
развитие умения выбирать формат композиции в зависимости от замысла, выделять один или несколько композиционных центров;
продолжение знакомства с традиционными народными художественными промыслами (Федоскино, Палех, Мстёра, Касли, Вологда);
знакомство с традиционными орнаментами и костюмами народов России;
продолжение обучения умению создавать эскизы и модели объектов дизайна на основе растительных и живо животных форм;
продолжение ознакомления с проектной деятельностью исследовательского и творческого характера.
Планируемые результаты освоения программы
Данная программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.
Личностные результаты
Обязательный уровень:
осознание изобразительного искусства как способа познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств человека;
представление о роли искусства в жизни человека;
восприятие изобразительного искусства как части национальной культуры;
положительная мотивация и познавательный интерес к изучению классического современного искусства; к знакомству с выдающимися произведениями отечественной художественной культуры;
понимание богатства и разнообразия художественных средств для выражения эмоционально-ценностного отношения к миру;
основы эмоционально-ценностного, эстетического отношения к миру, явления жизни и искусства, понимание красоты как ценности.
Повышенный уровень:
устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры;
понимание ценности искусства в сотворении гармонии между человеком и окружающим миром;
понимание героизма и нравственной красоты подвига защитников Отечества, запечатлённого в произведениях отечественной художественной культуры;
потребность в художественном творчестве и в общении с искусством;
эстетические чувства при восприятии произведений искусства и в процессе выполнения творческих работ (графических, живописных, декоративных и дизайнерских);
восприятие и оценка произведений изобразительного, декоративного и народного искусства, дизайна и архитектуры;
художественный вкус, развитие интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческого потенциала, способности оценивать окружающий мир по законам красоты;
способность выражать в творческих работах своё отношение к окружающему миру;
понимание причин успеха в творческой деятельности;
способность к самооценке.
Метапредметные результаты
Регулятивные результаты
Обязательный уровень:
самостоятельно выполнять художественно-творческую работу;
планировать свои действия при создании художественно-творческой работы;
следовать при выполнении художественно-творческой работы инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные действия;
руководствоваться определёнными техниками и приёмами при создании художественно-творческой работы;
определять критерии оценки работы, анализировать и оценивать результаты собственной и коллективной художественно-творческой работы по выбранным критериям.
Повышенный уровень:
ставить собственные цели и задачи при создании творческой работы;
осмысленно выбирать способы и приёмы действий при решении художественно- творческих задач; осуществлять самостоятельную художественно-творческую деятельность; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результатам самостоятельной художественно-творческой деятельности;
вносить необходимые коррективы в ходе выполнения художественно-творческих работ; анализировать и оценивать результаты собственной и коллективной художественно- творческой работы с учётом разных критериев.
наблюдать природу и природные явления, различать их характер и эмоциональное состояние; использовать знаково-символические средства цветовой гаммы в творческих работах;
устанавливать и объяснять причину разного изображения природы (время года, время суток, при различной погоде);
различать многообразие форм предметного мира;
сравнивать произведения изобразительного искусства по заданным критериям, классифицировать их по видам и жанрам;
группировать и соотносить произведения разных искусств по характеру и эмоциональному состоянию;
выполнять несложные модели дизайнерских объектов;
выстраивать в композиции сюжет, смысловую связь между объектами, последовательность событий;
конструировать по свободному замыслу.
Повышенный уровень:
осуществлять поиск необходимой информации по разным видам искусства, используя справочно-энциклопедическую литературу, учебные пособия, фонды библиотек и Интернет;
анализировать приёмы изображения объектов, средства выразительности и материалы, применяемые для создания декоративного образа;
моделировать образы животных, человека и предметов на плоскости и в объёме при выполнении дизайнерских объектов, архитектурных макетов;
сопоставлять формы природных объектов с формами окружающих предметов;
использовать знаково-символические средства цветовой гаммы, языка графики, живописи, скульптуры, дизайна, декоративно-прикладного искусства в собственной художественно-творческой деятельности; понимать роль художника в театре, понимать символический язык театральной декорации, созданной художником;
узнавать и различать характерные черты некоторых культур мира (Древняя Греция, средневековая Европа, Япония или Индия).
Коммуникативные результаты
Обязательный уровень:
высказывать собственное мнение о художественно-творческой работе;
задавать вопросы уточняющего характера по содержанию и художественно- выразительным средствам;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций при создании художественно-творческой работы в группе;
договариваться и приходить к общему решению;
владеть монологической формой речи, уметь рассказывать о художественных промыслах народов России; владеть диалогической формой речи, уметь дополнять или отрцать суждение, приводить примеры.
Повышенный уровень:
оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
задавать вопросы на понимание использования основных средств художественной выразительности, технических приёмов, способов; вопросы, необходимые для организации работы в группе;
аргументировать собственную позицию и координировать её с позиций партнеров при выработке решений творческих задач.
Предметные результаты
Обязательный уровень:
различать основные жанры (портрет, пейзаж, натюрморт, исторический, батальный, бытовой, анималистический) произведений изобразительного искусства и его виды: графика (книжная графика, каллиграфия, компьютерная графика), живопись, скульптура;
называть ведущие художественные музеи России и мира;
различать и называть цвета цветового круга (12 цветов), основные и составные цвета, тёплые и холодные цвета; применять эти цвета в творческой работе;
применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и лепке (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных роботах; иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;
правильно и выразительно использовать в работе разнообразные графические материалы (различные способы штриховки графитными и цветными карандашами, фломастерами, пером и тушью, пастельными мелками, углём, сангиной и др.) и живописные приёмы то сырому, лессировка, раздельный мазок, от пятна и др.), а также способы применения мешанной техники работы разнообразными художественными материалами (акварель с белилами, акварель и штриховка тушью, гратография и др.);
выполнять наброски, эскизы, учебные и творческие работы с натуры, по памяти и воображению в разных художественных техниках;
изображать с натуры и по памяти отдельные предметы, группы предметов, человека, фрагменты природы, интерьера, архитектурных сооружений;
передавать объёмное изображение формы предмета с помощью светотени;
использовать пропорциональные соотношения при изображении лица и фигуры человека; изображать глубину пространства на плоскости с помощью элементов линейной и воздушной перспективы;
передавать в композиции сюжет и смысловую связь между объектами, выстраивать последовательность событий, выделять композиционный центр;
определять (узнавать), группировать произведения традиционных народных художественных;
изготавливать изделия в традициях художественных промыслов;
выполнять несложные модели дизайнерских объектов и доступные архитектурные макеты; выражать в творческой деятельности своё отношение к изображаемому через создание художественного образа.
Повышенный уровень:
сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства) с целью выявления средств художественной выразительности произведений;
узнавать и называть отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников;
использовать выразительные возможности выступающих и отступающих цветов; подбирать гармоничные цветовые сочетания из 2, 3 и 4 цветов по цветовому кругу, выразительно использовать их в творческой работе;
использовать язык графики, живописи, скульптуры, дизайна, декоративно-прикладного искусства в собственной художественно-творческой деятельности;
передавать с помощью ритма движение и эмоциональное состояние в композиции;
моделировать образы животных, человека и предметов на плоскости и в объёме;
выполнять ассоциативные рисунки и лепку;
различать и называть центры традиционных народных художественных промыслов России, художественные особенности создания формы в зависимости от традиционной технологии народного промысла, взаимосвязь народного орнамента и формы изделия, выразительные возможности цветового решения в разных школах народного мастерства, зависимость колористического решения художественной вещи от традиционной технологии её изготовления; использовать стилизацию форм для создания орнамента;
создавать средствами компьютерной графики выразительные образы природы, человека, животного (в программеPaint, Photoshop);
оценивать произведения искусства (выражать собственное мнение) при рассмотрении репродукций, слайдов, посещении декоративных и дизайнерских выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.
Система оценки достижения планируемых результатов. Критерии оценивания
Данный курс «Путешествие карандаша и кисточки» подразумевает как творческое развитие, так и формирование знаний о материалах, инструментах, техниках, умение применять их в работе.
Программа обеспечивается следующими учебными и методическими пособиями.
репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы;
портреты русских и зарубежных художников;
таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента;
таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта;
схемы рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека;
таблицы по народным промыслам, национальному костюму, архитектуре, декоративно-прикладному искусству;
открытки и календари с репродукциями художников, фотокалендари с изображением пейзажей, художественные фотокалендари с изображением цветов и натюрмортов, животных и птиц, насекомых; фотоматериалы с объектами дизайна и архитектуры различных форм;
объекты и модели предметов дизайна, декоративного творчества;
стеллажи для хранения художественных материалов, бумаги, детских работ, книг, таблиц;
складные мольберты с планшетами;
демонстрационные столики;
разнообразные материалы и атрибуты для художественного творчества.
Электронно-программное обеспечение:
электронные библиотеки по искусству, DVD фильмы по изобразительному искусству, о природе, архитектуре;
записи классической и народной музыки;
специализированные цифровые инструменты учебной деятельности (компьютерные программы).
Технические средства обучения:
мультимедийный проектор, плееры, МРЗ плееры;
компьютер с художественным программным обеспечением;
музыкальный центр;
демонстрационная доска для работы маркерами;
цифровой фотоаппарат; сканер, ксерокс и цветной принтер.
№ п/п
Дата план
Дата факт
Тема урока
Примечание
Герои любимых мультфильмов -20 часов
1
Вводное занятие. Подготовка рабочего места.
2
Инструктаж по технике безопасности.
3
Мальчик с пальчик.
4
Мальчик с пальчик.
5
Ш. Перро «Красная шапочка».
6
Ш. Перро «Красная шапочка».
7
Ш Перро «Кот в сапогах»
8
Ш Перро «Кот в сапогах»
9
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Любимый персонаж.
10
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Любимый персонаж.