РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Юный краевед»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Юный краевед»
внеурочной деятельности «Мой родной край» ориентирована на социальное направление Программа кружка составлена для работы с младшими школьниками и направлена на социокультурную адапцию младшего школьника, на подготовку его к гражданской и нравственной деятельности. Изучение родного края способствует воспитанию патриотического курса. Дает возможность привлечь к поисково-исследовательской работе. Обучение путем открытий- актуальная проблема нашего времени. Она имеет две черты: исследовательскую активность учащихся и самостоятельное приобретение знаний. Программа обучения рассчитана на школьников 4 классов. В ее основе развитие личности ребёнка посредством знакомства с историей родного края.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Юный краевед»»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 30
Утверждена приказом
директора МАОУСОШ№30
Приказ №
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Юный краевед»
для обучающихся 4-го класса
Разработала Корабельникова Г. С.
2016 - 2017 год
Рассмотрена и рекомендована к утверждению Методическим советом школы Приказ №
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Мой родной край» ориентирована на социальное направление Программа кружка составлена для работы с младшими школьниками и направлена на социокультурную адапцию младшего школьника, на подготовку его к гражданской и нравственной деятельности. Изучение родного края способствует воспитанию патриотического курса . Дает возможность привлечь к поисково-исследовательской работе. Обучение путем открытий- актуальная проблема нашего времени. Она имеет две черты: исследовательскую активность учащихся и самостоятельное приобретение знаний. Программа обучения рассчитана на школьников 4 классов. В ее основе развитие личности ребёнка посредством знакомства с историей родного края.
Цель: способствовать воспитанию у детей нравственности и духовности посредством изучения родного края, гражданственности, бережного отношения к традициям, культуре и истории своего народа .,расширение собственного культурного опыта.
Задачи:
приобщать учащихся к историческому и духовному наследию малой Родины через практическое участие в сборе и хранении документов, изучении экспонатов природы и культуры;
познакомить ребят с историей города, в котором они проживают;
формировать культуру поведения в природе;
обогащать представление об окружающем мире;
учить детей быть ответственными за свои поступки
способствовать развитию основных процессов мышления (анализ, синтез, сравнение)
Развивать творческое воображение, познавательные возможности детей;
воспитывать бережное отношение к окружающей среде родного края, необходимость рационально относиться к компонентам неживой природы;
прививать любовь к природе., желание о ней заботится.
Актуальность программы обусловлена тем, что именно краеведение во всех его формах способствует всестороннему развитию личности, совершенствованию интеллектуального, духовного развития, посредством изучения родного края, бережного отношения к традициям, культуре и истории своего народа, через практическое участие в сборе и хранении документов, изучении экспонатов природы и культуры .Ребёнок в этот период учится правильно относится к себе и людям как к части природ,. к вещам и материалам природного происхождения ,.которыми они пользуется..
Новизна программы по краеведению "Мой край родной" предполагает другой стиль общения учителя и учеников. Такая форма организации занятий способствует не назидательному изучению основ краеведения. а развивает интерес к истории родного края, научно-познавательной деятельности на основе организованной работы по наблюдению за окружающей средой, экскурсионной деятельности,. ведет к эстетическим переживаниям, .практической готовности созидать вокруг себя., бережному обращению с вещами не только потому, что это чей-то труд, но ещё и потому. что затрачены материалы, взятые из природы.
Программа составлена в соответствии:
- с основными нормативными документами в области образования РФ и Тамбовской области;
-Закон РФ "Об образовании"
-типовое положение об образовательном учреждении ,дополнительного образования детей от 22.02.1997 №212
-Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации до 2010
-Санитарно-эпидеми
Краеведческая деятельность направлена на воспитание у детей гражданственности и патриотизма, ведь проявление этих чувств начинается с детства, с любви к матери, к дому, к своим друзьям, к родному селу.
Работа по краеведению в школе позволяет решить целый ряд познавательных задач, развивает школьников, заинтересовывает их и при правильной организации дает импульс к самостоятельной деятельности. Изучение особенностей родного края способствует формированию нравственных убеждений, творческих способностей. Занятия помогут обучающимся овладеть рядом умений и навыков, которые потребуются им в процессе дальнейшего обучения и в будущей самостоятельной жизни.
Процесс познания родного края необходимо тесно связывать с изучением его природы, мира животных, с начальным экологическим и эстетическим воспитанием. Занятия предусматривают привитие детям такой черты, как бережное отношение к памятникам прошлого. Следуя таким путем, можно заложить основы высококультурной, разносторонней личности. На занятиях ведется целенаправленная работа над осознанием каждым школьником своей личной связи с историей Родины.
Формы проведения внеурочных занятий: теоретические занятия, экскурсии по своему городу, в лес, поле, на озеро; встречи с интересными людьми, живущими рядом; работа над сбором материалов в школьный краеведческий музей, тематические экскурсии в другие музеи.
Свои впечатления об увиденном и услышанном на занятиях, учащиеся оформляют в виде рисунков, устных рассказов, докладов, которые сопровождаются презентациями. Ребята создают простейшие коллекции, гербарии растений нашей местности. На основе индивидуальных детских работ создаются коллективные: тематические книжки-раскладушки, газеты, выставки.
Данная программа предназначена для обучающихся 34го класса, рассчитана на 35 часа.
Программа направлена на закрепление умений и навыков, полученных при изучении отдельных тем уроков окружающего мира.
Цель: способствовать воспитанию у детей нравственности и духовности посредством изучения родного края, гражданственности, бережного отношения к традициям, культуре и истории своего народа.
Задачи:
приобщать учащихся к историческому и духовному наследию малой Родины через практическое участие в сборе и хранении документов, изучении экспонатов природы и культуры;
познакомить ребят с историей города, в котором они проживают;
организовать познавательную деятельность младших школьников.
Данная программа способствует формированию у младших школьников следующих видов универсальных учебных действий.
Метапредметные результаты
Личностные универсальные учебные действия
основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.
Регулятивные универсальные учебные действия
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
адекватно воспринимать оценку учителя.
Познавательные универсальные учебные действия
строить речевое высказывание в устной форме;
осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
включаться в творческую деятельность под руководством учителя.
Коммуникативные универсальные учебные действия
строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.
Планируемые результаты реализации программы «Юный краевед» ориентированы на достижение всех трёх уровней воспитательных результатов.
Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни).
Школьники приобретают знания об истории происхождения названия города, об основных занятиях и быте крестьян; об истории школы; о семье и семейных традициях; о жизни ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников тыла; о правилах коллективной работы; о способах самостоятельного поиска и нахождения информации.
Ученик научится:
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
адекватно воспринимать оценку учителя;
строить речевое высказывание в устной форме;
осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.
Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом).
Идёт развитие ценностных отношений школьника к историческому и духовному наследию малой родины, к людям труда, к членам своей семьи, к школе, к памятникам культуры, к природе, к людям других поколений, к своему дому, друзьям, к традициям памяти событий Великой Отечественной войны.
Ученик получит возможность для формирования основ экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения; для формирования гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.
Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия).
Школьник может приобрести опыт природосберегающей и природоохранной деятельности; опыт охраны памятников истории и культуры; опыт общения с представителями других поколений, с участниками и очевидцами Великой Отечественной войны; опыт волонтёрской деятельности; опыт организации совместной деятельности с другими детьми и работы в группе.
Ученик научится:
включаться в творческую деятельность под руководством учителя;
строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности
К концу обучения школьники должны уметь:
Уметь выполнять правила безопасного и экологического поведения в природе
Подбирать материал о традициях, исторических событиях, культурном и экологическом развитии объектов
Уметь выражать эстетические чувства и переживания творческими средствами.
Программа «Мой край родной » способствует формированию у младших школьников следующих качеств личности:
патриотизм;
терпимость и уважение к истории, традициям, обрядам, культуре, языку нации и народностей;
ответственность и чувство долга, милосердие, достоинство, уважение;
трудолюбие;
настойчивость;
дисциплинированность;
любовь к малой родине;
Формы учёта знаний, умений
В процессе оценки достижения планируемых результатов будут использованы разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (тестовые материалы, проекты, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения).
Формы подведения итогов:
Проект «Растительный мир родного края»4
Проект «Животный мир родного края»4
Праздник «По дорогам родного края» 2
Акция «Помоги птицам зимой»
Фотовыставка «Наблюдаем за птицами» 3
Проект «Достопримечательности родного края» 4
Ролевая игра «Обычаи и традиции родных мест» 5
Выпуск альманаха «Родные поэты» 4
Доклад и презентация «Наши земляки - участники Великой Отечественной войны» 4
Газета «Сохраним природу - значит, сохраним Родину»3
За участие в школьных конференциях и по итогам года проводятся церемонии награждения обучающихся, которые предусматривают вручение похвальных грамот, дипломов, призов по нескольким номинациям, что позволяет отметить достижения каждого без исключения обучающегося в той или иной области и является важным стимулирующим (мотивационным) фактором. Номинации, по которым будет осуществляться награждение в конце года, объявляются обучающимся задолго до его окончания.
2. Учебный план
№ п\п
Темы:
Всего часов
Кол-во часов
теория
практика
1.
Введение в предмет «Краеведение»
1
1
1
2.
Природа моего края
13
3
10
3.
Достопримечательности родного края
4
1
3
4.
Обычаи и традиции родных мест
4
1
3
5.
Родные поэты
4
1
3
6.
Наши земляки - участники Великой Отечественной войны
4
1
3
7.
Сохраним природу – значит любить Родину
3
1
2
8.
Подведение итогов работы за год
1
1
Всего часов:
34
9
25
Список литературы:
Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников. - М.:2010.
Асмолова, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия. - М.:Просвещение, 2012, 119с.
Аверина, Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников / Н.Г. Аверина // Нач. школа. - 2005 - №11 - С. 68-71
Григорьев, Д.В., Степанов, П.В. Внеурочная деятельность школьников./ Методический конструктор. - М.: Просвещение, 2013, 223с.
Жарковская, Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях / Т.Г. Жарковская // Стандарты и мониторинг в образовании - 2003 - №3 - С. 9-12
Планируемые результаты начального общего образования / [Л. Л. Алексеева, С. В. Анащенкова, М. З. Биболетова и др.] ; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. - М. : Просвещение, 2009. - 120 с. - (Стандарты второго поколения). - ISBN 9785090210584.
Чуракова, Р.Г. Программы по учебным предметам. Базисный план внеурочной деятельности (Текст): 1-4 кл.: в 2 ч.- М.: Академкнига/Учебник, 2013.- Ч. 1: 240 с.