Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "Культура общения"»
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Управление образования и науки Тамбовской области МАОУ СОШ №30 г.Тамбов
УТВЕРЖДАЮ Директор ______________( хххххххх. ) Приказ №_____________________ от "____" ______________ 2022 г.
Рабочая программа учебного курса
«Культура общения»
для 3-ых классов
(начальное общее образование)
на 2022/2023 учебный год
г.Тамбов 2022
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основой для современной организации воспитательной работы с детьми младшего школьного возраста является сама цель обучения и воспитания - общее развитие ребёнка. Составляющая общих целей - освоение учениками общечеловеческих ценностей и умение учащихся жить в окружающем их мире.
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Культура общения" составлена на основании документа «Наша новая школа», утверждённого президентом РФ, которая отмечает главные задачи современной школы – это «раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире». А в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, являющейся методологической основой федерального государственного образовательного стандарта общего образования, и разработанной в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании», на основе ежегодных посланий Президента России Федеральному собранию Российской Федерации, определён современный национальный воспитательный идеал.
Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик учащегося:
любящий свой народ, свой край и свою Родину;
уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Актуальность программы. Социальный заказ общества, семьи и самого ребенка, предъявляемый к общеобразовательному учреждению все настойчивее требует изменений, которые позволят ученику приобрести универсальные учебные действия, социальные компетентности, помогут стать конкурентоспособным и успешным в жизни человеком, гражданином своей страны, принимающим активное участие в общественно-политической жизни строящегося гражданского общества. Однако, детским душам (да и взрослым тоже) сейчас так не хватает доброты и милосердия. Уметь радоваться успехами своих товарищей, достойно переживать свои неудачи и быть рядом, когда неудача у другого – вот те маяки, на которые необходимо постоянно равняться. Воспитание в ребенке чувства доброты, отзывчивости, сострадания, толерантности невозможно без комплексного подхода к каждой индивидуальной личности.
Широкое понятие культуры непременно включает в себя то, что называют культурой общения, культурой речевого поведения. Чтобы владеть ею , важно понимать сущность русского речевого этикета. Речевой этикет — это зеркало, которое отражает уровень воспитанности и внутренней культуры человека. Ведь только искреннее, доброжелательное отношение к собеседнику, побуждают человека выразить свое дружелюбие и благосклонность. Потребность в культуре поведения и общения очевидна, что связано с потребностью людей познать, как нужно вести себя в той или иной обстановке, как правильно устанавливать и поддерживать речевой, а через него и деловой, дружеский и другой контакт. В коммуникации люди передают друг другу ту или иную информацию, те или иные смыслы, что- то сообщают, к чему- то побуждают, о чем- то спрашивают, совершают определенные речевые действия. Однако прежде, чем перейти к обмену логико-содержательной информацией, необходимо вступить в речевой контакт, а это совершается по определенным правилам. Осознание норм общения и речевого поведения полезно всем, чему будет способствовать изучение данного курса.
Социальная и педагогическая целесообразность. Характерной тенденцией сегодняшнего дня становится повышение социального статуса воспитания. Наше общество все более осознает, что непрерывность процесса формирования личности требует обеспечения в образовательных учреждениях системной работы, направленной на становление личности. Психологическими особенностями младшего школьного возраста, имеющими непосредственное отношение к духовно-нравственному воспитанию детей, являются: активность, любознательность, стремление к развитию; динамика в развитии функции головного мозга (переход от дивергентного мышления к конвергентному); развитие произвольной сферы, способности к самоконтролю; формирование моральных чувств под влиянием конкретных воздействий, увиденного примера и собственного действия; зависимости формирования ценностных ориентаций от предъявленных образцов – факторов культуры. Во взаимодействии с окружающим миром младшему школьнику свойственны субъективация объектов; высокая эмоциональность; преобладание предметного чувственного восприятия окружающего, его мифологичность, выделение собственного «Я» из окружающего мира по мере взросления. Школа ставит своей целью стать для ребенка вторым домом, в котором хорошо, комфортно и интересно каждому. Но постепенно выдвигалась необходимость в создании более системного, глобального проекта, где ребенок мог бы реализовать себя в различных направлениях.
Программа предусматривает все стороны развития личности ребенка:
- патриотическое;
- нравственное;
- эстетическое;
- воспитание гражданственности, толерантности;
- экологическое;
- формирование культуры поведения, навыков самоуправления;
- развитие творческих способностей.
Цель: формирование навыков общения и культуры поведения детей, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности
Задачи:
воспитывать важные личностные качества младшего школьника: доброту, милосердие, терпимость (толерантность), уважение другого, заботливое отношение к миру;
познакомить учащихся с правилами, нормами поведения в общественных местах;
развивать коммуникативные способности школьников;
содействовать формированию адаптивного типа взаимодействия со сверстниками и взрослыми, уважительного и тактичного отношения к личности другого человека;
укреплять психическое и физическое здоровье учащихся через организацию спортивно-оздоровительных мероприятий и тренингов;
выявлять склонности и познавательные интересы учащихся;
установить тесное сотрудничество семьи и школы в решении воспитательных задач.
Условия эффективности системы воспитания:
учет возрастных особенностей учащихся, знание интересов и их увлечений, использование современных педагогических и воспитательных технологий и их реализация, взаимодействие с социумом, готовность участников воспитательного процесса к реализации поставленных целей и задач, удовлетворенность участников воспитательного процесса своей и совместной деятельностью, содержанием и организацией.
На изучение «Культура общения» в 3 классе отводится 1 час в неделю, всего 34 часа.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности "Культура общения" для 3 класса
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Культура общения" составлена на основании нормативно-правовых документов:
- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Изучение курса направлено на достижение следующей цели:
формирование навыков общения и культуры поведения детей, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности
Цель курса реализуется через следующие задачи:
воспитывать важные личностные качества младшего школьника: доброту, милосердие, терпимость (толерантность), уважение другого, заботливое отношение к миру;
познакомить учащихся с правилами, нормами поведения в общественных местах;
развивать коммуникативные способности школьников;
содействовать формированию адаптивного типа взаимодействия со сверстниками и взрослыми, уважительного и тактичного отношения к личности другого человека;
укреплять психическое и физическое здоровье учащихся через организацию спортивно-оздоровительных мероприятий и тренингов;
выявлять склонности и познавательные интересы учащихся;
установить тесное сотрудничество семьи и школы в решении воспитательных задач.
Место программы в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом начального общего образования и примерной программой рабочая программа по внеурочной деятельности «Культура общения» в 3-ом классе предусматривает 34 часа в год (1 час в неделю, 34 учебные недели).
Планируемые результаты освоения внеурочной деятельности
Личностными результатами освоения программы внеурочной деятельности «Культура общения» являются:
- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
- определять и высказывать простые общие для всех людей правила поведения
- уважительное отношение к культуре других народов
- понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств;
- уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи;
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- проговаривать последовательность действий ;
- учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрациями ;
- учиться работать по предложенному учителем и составленному самостоятельно плану;
- учиться анализировать свой ответ и ответы товарищей ;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
Обучающиеся получат возможность научиться:
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском и иностранном языках;
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного
-делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в различных источниках — добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя различные источники , свой жизненный опыт
Коммуникативные УУД
- слушать и понимать речь других
- читать и пересказывать текст
- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика)
Выпускник научится:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений:
- описывать различные явления, качества личности
- выделять существенные признаки тех или иных понятий
- сравнивать между собой различные понятия
- обобщать, делать выводы
- классифицировать явления, предметы
- определять последовательность событий , делать выводы из полученных результатов
- судить о противоположных явлениях
- давать определения тем или иным понятиям
2.Содержание внеурочной деятельности
Раздел 1. Культура общения. (8 часов)
«Здравствуйте!» Что означает это слово? Встреча с феей Добра. Есть страна, где хозяйничает фея Зла. Она сделала так, что люди разучились беречь друг друга. В этой стране все печально и трудно. Жадность заменяется щедростью, зависть – доброжелательностью, расположенностью, добродушием. Грубость – нежностью, лаской, снисходительностью. Жестокость – жалостью, сочувствием и т.д.. Учимся видеть добрые поступки вокруг. Высказывания детей, особенно о тех, кого не всегда любят и замечают в классе, всего того хорошего, чего он заслужил. Дополнение этих характеристик учителем. Чтобы быть приятными окружающим и себе, надо соблюдать определенные правила. Главное из них – проявлять уважение к другому человеку: уметь видеть его настроение и считаться с ним, уметь поддержать интерес, считаться с желанием другого, уступать ему. Подчеркнуть как интересно в классе, когда каждый имеет свою изюминку, и всем от этого хорошо. Устраивается общий праздник общения, где каждый дарит коллективу подарок: выдумку, песенку, рассказ.
Раздел 2. Этикет (7 часов)
Этикет – свод правил поведения человека в разных жизненных ситуациях. Постижение этой мудрости, чтобы достойно жить среди людей. Этикет – свод правил поведения человека в разных жизненных ситуациях. Знакомство с правилами школьного этикета. Разрабатывается ряд правил поведения в общественных местах: на улице, в магазине, в транспорте, в театре, в музее, в библиотеке. Обсуждение волнующих детей семейных проблем: чтобы не произошла ссора, чтобы не было крика, чтобы нравилось быть дома. Речь должна быть полноводной, как река, ничто не должно мешать ее течению, засорять ее поток. Классный «Огонек» с праздничным столом.
Раздел 3. Этика отношений с окружающими (12 часов)
Обсуждение ситуаций: «Я плачу, когда …», «Я смеюсь, когда …», «Я радуюсь, когда …» Душевные силы могут изменить жизненные ситуации: чтобы не остаться одиноким, добро украшает мир, делает его разнообразнее. Волшебные двери сердца – двери добра и доверия. Рисование любимых героев песен. Размышление о главном в человеке. Все мы разные, у каждого свое мироощущение и представление о жизни. Каждый человек индивидуален. Вглядываясь в себя и в других, мы задумываемся о хорошем и плохом. Диалог, в котором дети раскрываются друг перед другом: где живет, с кем проводит время, какая семья, что больше всего любит делать дома, что интересно, что не любит. Настоящее – это то, что реально существует и влияет на наши чувства, поступки, жизнь. И это не только все живое: люди, животные, природа, но и понятия, которые определяют наши отношения ко всему окружающему. Часто ли всей семье собираемся и обсуждаем общие и наболевшие проблемы? Тепло дома должно согревать всех его обитателей. Занятие в виде праздника. Цветы – это живое воплощение, отклик Родины на наше чувство, живая ниточка, связывающая нашу жизнь с местом, где мы родились. Итоговое занятие – праздник весны и песни.
Раздел 4. Этика отношений в коллективе (7 часов)
Постановка задачи: преодолеть все плохое в коллективе. Каждый намечает свой путь, каждый сам себе дает задание в этом пути. И радость тоже общая. Как жить в коллективе, будучи очень разными? Что считать хорошим в коллективе, что плохим? Занятие проводится по традиционной методике. Вопросник отдельно для мальчиков и девочек. Задание на будущее и цель, как достичь намеченное. Путешествие по лабиринту мудрых откровений, которые помогли нам лучше понять себя, других, стать строже к себе и добрее, снисходительнее к другим, помогли стать умней и добрей Заключительный праздник со всеми элементами этической направленности.
Тематическое планирование
№ п/п
Наименование разделов и тем программы
Количество часов
Дата изучения
ПО ПЛАНУ
Дата изучения
ПО ФАКТУ
Виды деятельности
Виды, формы контроля
Электронные (цифровые) образовательные ресурсы
всего
контрольные работы
практические работы
Раздел 1.Культура общения
1.1
Вводный инструктаж т/б.Здравствуйте все.
1
0
0
02.09.2022
02.09.
Знать требования к манерам; отличать корректное поведение от галантного;
Устный опрос
Учи.ру
1.2
Будем беречь друг друга.
1
0
0
09.09.2022
16.09
Воплощать свои этические знания в повседневном поведении, в привычках
Устный опрос
Учи.ру
1.3
Дружим с добрыми словами
1
0
0
16.09.2022
16.09
Знать добрые и вежливые слова
Устный опрос
Учи.ру
1.4
Любим добрые поступки.
1
0
0
23.09.2022
23.09
Добывать сведения об источниках наших нравственных знаний
Устный опрос
Учи.ру
1.5
Подари дело и слово доброе
1
0
0
30.09.2022
30.09
Воплощать свои этические знания в повседневном поведении, в привычках
Устный опрос
Учи.ру
1.6
Умеем общаться
1
0
0
07.10.2022
07.10
Знать требования к манерам; отличать корректное поведение от галантного;
Устный опрос
Учи.ру
1.7
Каждый интересен
1
0
0
14.10.2022
14.10
Воплощать свои этические знания в повседневном поведении, в привычках
Устный опрос
Учи.ру
1.8
Подарок коллективу
1
0
0
21.10.2022
21.10
Воплощать свои этические знания в повседневном поведении, в привычках. Уметь цитировать афоризмы
Устный опрос
Учи.ру
Итого по разделу
8
Раздел 2.Этикет
2.1
Премудрости дедушки Этикета
1
0
0
28.10.2022
28.10
Знать требования к манерам; Знать правила поведения в разных жизненных ситуациях
Устный опрос
Учи.ру
2.2
За столом дедушки Этикета
1
0
1
11.11.2022
Знать требования к манерам; Знать правила поведения в разных жизненных ситуациях
Практическая работа
Учи.ру
2.3
Школьные правила этикета
1
0
1
18.11.2022
Знать правила школьного этикета Знать требования к манерам; Знать правила поведения в разных жизненных ситуациях
Практическая работа
Учи.ру
2.4
Когда рядом много людей.
1
0
0
25.11.2022
Знать требования к манерам; Знать правила поведения в разных жизненных ситуациях
Устный опрос
Учи.ру
2.5
Как решать семейные проблемы
1
0
0
02.12.2022
Знать требования к манерам; Знать правила семейного кодекса
Устный опрос
Учи.ру
2.6
Чистый ручеек вашей речи.
1
0
0
09.12.2022
Знать требования к манерам; Знать правила поведения в разных жизненных ситуациях
Устный опрос
Учи.ру
2.7
Встречаем Новый год
1
0
0
16.12.2022
Знать требования к манерам; Знать правила поведения в разных жизненных ситуациях
Устный опрос
Учи.ру
Итого по разделу
7
Раздел 3.Этика отношений с окружающими
3.1
Душа это наше творение
1
0
0
23.12.2022
Добывать сведения об источниках наших нравственных знаний.
Устный опрос
Учи.ру
3.2
Отворите волшебные двери добра и доверия
1
0
0
30.12.2022
Знать о пользе доброжелательности, доверии, внимательности Знать правила поведения в разных жизненных ситуациях
Устный опрос
Учи.ру
3.3
Хорошие песни к добру ведут
1
0
0
13.01.2023
Уметь предвидеть последствия своих поступков. Владеть монологической и диалогической формами речи
Устный опрос
Учи.ру
3.4
Вглядись в себя ,сравни с другом
1
0
0
20.01.2023
Знать правила поведения в разных жизненных ситуациях. Уметь цитировать афоризмы
Устный опрос
Учи.ру
3.5
Помоги понять себя.
1
0
0
27.01.2023
Уметь предвидеть последствия своих поступков. Владеть монологической и диалогической формами речи
Устный опрос
Учи.ру
3.6
О настоящем и поддельном.
1
0
0
03.02.2023
Уметь предвидеть последствия своих поступков.
Устный опрос
Учи.ру
3.7
Тепло родного дома
1
0
0
10.02.2023
Добывать сведения об источниках наших нравственных знаний.
Устный опрос
Учи.ру
3.8
Тепло родного дома
1
0
0
17.02.2023
Добывать сведения об источниках наших нравственных знаний.
Устный опрос
Учи.ру
3.9
Поздравляем наших мам.
1
0
1
24.02.2023
Владеть монологической и диалогической формами речи Знать правила семейного кодекса
Практическая работа
Учи.ру
3.10
Поздравляем наших мам.
1
0
1
03.03.2023
Владеть монологической и диалогической формами речи Знать правила семейного кодекса
Практическая работа
Учи.ру
3.11
Цветы, цветы – в них Родины душа.
1
0
0
10.03.2023
Добывать дополнительную информацию, используя справочную литературу
Устный опрос
Учи.ру
3.12
Когда солнце тебе улыбается.
1
0
0
17.03.2023
Иметь сформированное желание активно преобразовывать действительность
Устный опрос
Учи.ру
Итого по разделу
12
Раздел 4. Этика отношений в коллективе
4.1
Чтобы быть коллективом
1
0
0
07.04.2023
Иметь сформированное желание активно преобразовывать действительность
Устный опрос
Учи.ру
4.2
Коллектив начинается с меня
1
0
0
14.04.2023
Воплощать свои этические знания в повседневном поведении, в привычках
Устный опрос
Учи.ру
4.3
Подарок коллективу
1
0
1
21.04.2023
Воплощать свои этические знания в повседневном поведении, в привычках Знать правила речевого поведения
Практическая работа
Учи.ру
4.4
Секретные советы девочкам и мальчикам
1
0
0
28.04.2023
Воплощать свои этические знания в повседневном поведении, в привычках
Устный опрос
Учи.ру
4.5
Скажи себе сам
1
0
0
05.05.2023
Воплощать свои этические знания в повседневном поведении, в привычках
Устный опрос
Учи.ру
4.6
Вот и стали добрей и умней
1
0
0
12.05.2023
Воплощать свои этические знания в повседневном поведении, в привычках
Устный опрос
Учи.ру
4.7
Школе посвящается
1
0
0
19.05.2023
Воплощать свои этические знания в повседневном поведении. Иметь сформированное желание активно преобразовывать действительность
Устный опрос
Учи.ру
Итого по разделу
7
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
34
Календарно - тематическое планирование по внеурочной деятельности "Культура общения" 3 класса "е" (34 часа)
Герасимова, В.А. Классный час играючи [Текст]:/сборник уроков выпуск №5/ В.А. Герасимова. – М.: Творческий центр, 2017.
Парусникова, И.В. Речь и культура общения [Текст] /И.В. Парусникова// Педсовет. – 2017.- №10.
4. Баландина Е.В. Школа этикета, или Вы пришли в театр [Текст] / Е.В. Баландина // Педсовет.- 2016. - №11
5. Сборника программ « Организация внеурочной деятельности в начальной школе». Методическое пособие / Составили А. П. Мишина, Н.Г. Шевцова / Под общ.ред. А. П. Мишиной. – М.: Планета, 2016. – 272с.
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства:
Мультимедийные (цифровые) инструменты и образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, обучающие программы по предмету.
Курьянова, Е.Н. Авторизированная программа кружка «Юный риторик» с элементами театральной культуры. (http://festival.1september.ru/)
Исрафилова, Г.Ю. Программа «Этикет» Обучение младших школьников правилам общения. (http://festival.1september.ru/)
Стихи для детей с картинками о правилах этикета. (http://umm4.com/stories_tales_poems/pravila-etiketa-dlya-samyx-malenkix.htm)
Технические средства обучения:
Аудиторная доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц.
Экспозиционный экран.
Персональный компьютер.
Мультимедийный проектор.
Экранно-звуковые пособия:
Видеофильмы (в том числе в цифровой форме)
Аудиозаписи в соответствии с содержанием обучения (в том числе в цифровой форме).
- Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) http://school-collection.edu.ru,
- Детские электронные книги и презентации: http://viki.rdf.ru/