kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа внеурочной деятельности учащихся «этикетики»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель данной программы: формирование навыков общения и культуры поведения обучающихся в начальных классах, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности, развитие самосознания учащихся, личностное развитие каждого, сплочение, совершенствование классного коллектива как значимой социально-психологической группы.

Программа «Этикетики» представляет собой систему занятий для детей в возрасте 8-9 лет, включает 34 занятия: одно занятие в неделю. Предлагаемая рабочая программа внеурочной деятельности составлена по общекультурному направлению.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности учащихся «этикетики»»














РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЩЕКУЛЬТУРНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

«ЭТИКЕТИКИ»

(разработано для учащихся 2 класса)







Автор программы:

Петухова Е.А.







Челябинск, 2020

Содержание

1.Пояснительная записка 3

2.Содержание программы 5

3.Календарно-тематическое планирование 7

4.Планируемые результаты 10

5. Система оценки планируемых результатов 10

6.Ресурсное обеспечение 15

7.Конспекты отдельных занятий по программе 16





1.Пояснительная записка

Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также основной образовательной программы начального общего образования.

Программа «Этикетики» представляет собой систему занятий для детей в возрасте 8-9 лет, включает 34 занятия: одно занятие в неделю. Предлагаемая рабочая программа внеурочной деятельности составлена по общекультурному направлению.

Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования.

Актуальность

В условиях введения новых Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования актуализируется проблема формирования коммуникативной деятельности детей. Российская система образования претерпевает реформирование, направленное на разработку педагогических моделей, адекватных социальному заказу общества. Поиском оптимальных путей и способов внедрения коммуникативных технологий в педагогическую практику и сферу образования занимаются как учёные, так и практико-ориентированные специалисты. Овладение коммуникативной деятельностью влияет не только на результативность обучения детей, но и на процесс их социализации и развития личности в целом. Умения формируются в деятельности, а коммуникативные умения формируются и совершенствуются в процессе общения.

Главная цель данной программы: формирование навыков общения и культуры поведения обучающихся в начальных классах, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности, развитие самосознания учащихся, личностное развитие каждого, сплочение, совершенствование классного коллектива как

значимой социально-психологической группы.

Содержание рабочей программы предполагает решение следующих задач:

-обучение навыкам общения и сотрудничества;

-формирование у младших школьников навыков речевого этикета и культуры поведения;

-развитие коммуникативных умений в процессе общения;

-введение в мир человеческих отношений, нравственных ценностей;

-формирование личности;

Результатами программы станет:

-высокий уровень самосознания, самодисциплины;

-умение выделят и отобразить в речи существенные ориентиры действия, а также передать их партнеру,

-умение по согласованию усилий в процессе организации и осуществлении сотрудничества;

-действия, направленные на учет позиции собеседника.

Формы организации внеурочной деятельности:

- Беседы, викторины;

-Коллективные творческие дела;

-Конкурсы, выставки;

-Тренинги общения;

-Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций;

-Ролевые игры;

-Просмотр и обсуждение кинофильмов, мультфильмов.

Структура занятия:

1)Разминка или релаксационный блок (направленный на включение детей в процесс общения и взаимодействия);

2)Основная часть занятия (повторение и объяснение нового материала);

3)Домашнее задание (на занятиях дети получают домашнее задание. Но, во-первых, это необязательно, а во-вторых, само задание нетрадиционно: понаблюдай, подумай, узнай свою родословную, обсуди с близкими свой характер, вспомни или нарисуй, сочини, изобрази, приклей в тетрадь свою лучшую фотографию и др. Каждый ученик участвует в совместных обсуждениях и выполняет домашние и любые задания только добровольно);

4)Подведение итогов занятия (итог подводится в конце каждого занятия с помощью цветописи. Регулярная фиксация школьника своего настроения с помощью цвета позволяет педагогу проанализировать, какое настроение преобладает в классе, насколько одноклассники дружелюбны друг к другу, эффективна ли работа с коллективом. Регулярное фиксирование своего настроения важно и для ребёнка, оно является стимулом более осознанного отношения к себе и к своей жизни, самоанализа и самовоспитания).

2.Содержание программы

Смыслообразующие идеи программы:

1)наиболее продуктивные и достойные человека способы взаимодействия людей друг с другом – сотрудничество, компромисс, взаимные уступки, что невозможно без умения общаться, договариваться, преодолевать себя;

2)умение жить в коллективе, если дети заняты общей, увлекательной для них деятельностью, если в классе доброжелательная атмосфера, если каждый стремиться понять себя и другого и в то же время умеет принимать достойное индивидуальное решение и следовать ему;

3)умение принимать достойное решение – самостоятельный и ответственный выбор, осуществляемый конкретной личностью, исходя из её индивидуальных интересов и возможностей и из интересов и возможностей окружающих;

4)осуществлять самостоятельный выбор, требуемый от человека определённой личностной зрелости, оно невозможно без осмысленной инициативы и определённой компетентности;

5)умение быть самостоятельным – целостное проявление человека. В нём проявляется индивидуальность, отражается прошлое, проецируется будущее школьника;

6)углубление внутрисемейных отношений, обогащение связи школы с семьёй, привлечение родителей к совместной работе с детьми.

Основным методом реализации программы является познание самого себя, умение договариваться и жить в коллективе, быть коммуникабельным человеком, изучение речевого этикета, приучение школьников к выполнению культурного поведения и разъяснение им соответствующих норм морали на основе игровой деятельности, решение проблемных ситуаций.


2 класс (34 часа)

Раздел I «Этика общения» (7 часов)

Этикет (повторение); Устное и письменное приглашение на День Рождение; Встреча и развлечение гостей; Приглашение к столу. Поведение в гостях; Как дарить подарки? Подарок своими руками.

Раздел II «Дружеские отношения» (8 часов)

Дружба каждому нужна, дружба верностью сильна. Преданный друг; Чего в других не любишь, того и сам не делай; О зависти и скромности; Беседа «Кого я могу назвать своим лучшим другом?»; Мой друг (фотогалерея).

Раздел III «Этика отношений с окружающими» (11 часов)

От чего зависит настроение. Учимся понимать настроение других по внешним признакам; Не стесняйтесь доброты своей. О тактичности и бестактном поведении; Учимся находить хорошее в человеке, каким бы он ни был; «Мой дом – моя семья»; Все на белом свете солнышкины дети; Поздравляем наших мам (концерт, выставка рисунков и поделок).

Раздел IV «Этика отношений в коллективе» (8 часов)

Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались (песня «Настоящий друг»); Общее и особенное для девочек и мальчиков; Путешествие по весеннему лесу (экскурсия в парк); Подарок коллективу; Делаем газету; Итоговое занятие: Доброта, что солнце.

Распределение занятий по четвертям

Предмет

Кол-во часов в неделю

Кол-во часов по четвертям

Кол-во часов за год

I

II

III

IV

Этика

1

9

7

9

9

34


3.Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Дата

Тема

Кол-во часов

Задачи занятия

Раздел I «Этика общения» (7 часов)

1.


Этикет (повторение)

1 ч.

Дать основы этикета; развивать умения выбирать оптимальный вариант речевого выражения для определенной ситуации; воспитывать уважительное отношение к собеседнику, культуру поведения; Планирование сотрудничества со взрослым и сверстниками; Постановка вопросов; владение диалогической формой речи.

2.


Устное и письменное приглашение на День Рождение

1 ч.

3.


Встреча и развлечение гостей

1 ч.

4.


Приглашение к столу. Поведение в гостях

2 ч.

5.


Как дарить подарки? Подарок своими руками

2 ч.

Раздел II «Дружеские отношения» (8 часов)

6.


«Дружба каждому нужна, дружба верностью сильна». Преданный друг

2 ч.

Формирование навыков культурного поведения в обществе; Воспитание взаимопонимания, доброты; Воспитание дружелюбия, чуткости, чувства сопереживания; Развитие монологической и диалогической формы речи в соответствии с синтаксическими и грамматическими нормами родного языка.

7.


Чего в других не любишь, того и сам не делай

2 ч.

8.


О зависти и скромности

1 ч.

9.


Беседа «Кого я могу назвать своим лучшим другом?»

1 ч.

10.


Мой друг (фотогалерея)

2 ч.

Раздел III «Этика отношений с окружающими» (11 часов)

11.


От чего зависит настроение.

Учимся понимать настроение других по внешним признакам

2 ч.

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; определение способов взаимодействия; Воспитание дружелюбия, чуткости, чувства сопереживания; Восстановление традиционного образа семьи, как величайшей святыни; воспитание традиционной бытовой и семейной культуры, заботливое отношении к членам своей семьи.

12.


Не стесняйтесь доброты своей.

О тактичности и бестактном поведении

2 ч.

13.


Учимся находить хорошее в человеке, каким бы он ни был

1 ч.

14.


«Мой дом – моя семья»

2 ч.

15.


Все на белом свете солнышкины дети

1 ч.

16.


Поздравляем наших мам (концерт, выставка рисунков и поделок)

3 ч.

Раздел IV «Этика отношений в коллективе» (8 часов)

17.


Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались (песня «Настоящий друг»)

1 ч.

развитие эмоциональной сферы ребёнка, чувства прекрасного, творческих способностей; формирование коммуникативной общекультурной компетенций; овладение учащимися навыками продуктивной индивидуальной и коллективной деятельности; овладение навыками межличностного общения;


18.


Общее и особенное для девочек и для мальчиков

1 ч.

19.


Путешествие по весеннему лесу (экскурсия в парк)

2 ч.

20.


Подарок коллективу

1 ч.

21.


Делаем газету

2 ч.

22.


Итоговое занятие: Доброта, что солнце

1 ч.

Общее кол-во часов: 34


4.Планируемые результаты

1.Изменения в модели поведения школьника:

- проявление коммуникативной активности при получении знаний в диалоге

(высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства); в монологическом высказывании (рассказ, описание, творческая работа);

- соблюдение культуры поведения и общения, правильных взаимоотношений; проявление доброжелательности, взаимопомощи, сочувствия, сопереживания; проявление самостоятельности, инициативы, лидерских качеств; создание условий для реальной социально ценной деятельности и обеспечение формирования реально действующих мотивов.

2.Изменения объема знаний, расширение кругозора в области нравственности и этики:

- использование полученной на уроках информации во внеурочной и внешкольной деятельности;

-краткая характеристика (высказывание суждений) общечеловеческих ценностей и осознанное понимание необходимости следовать им;

- объективная оценка поведения реальных лиц, героев художественных произведений с точки зрения соответствия нравственным ценностям.

3.Изменения в мотивационной и рефлексивной сфере личности:

- способность объективно оценивать собственное поведение и поведение других людей;

- сформированность самоконтроля и самооценки: действия контроля ситуативного поведения, побуждение вовремя его изменить; способность «видеть» свои недостатки и желание их исправить.





5. Система оценки планируемых результатов

1.Входная диагностика.

1.Когда ты сможешь высказать свою точку зрения, слушая собеседника?

а. остановлю его болтовню и выскажу свою точку зрения;

б. дослушаю собеседника до конца и тогда выскажу свою точку зрения;

в. свою точку зрения выскажу сразу, слушать собеседника не стану.

2.Назови из перечисленных ниже то приветствие, которое неприлично говорить учителю при встрече с классом.

а. «Здравствуйте, дети!»

б. «Доброе утро, дети!»

в. «Хай, дети!»

3.Как ты будешь вести себя при осмотре картины на выставке в музее?

а. буду передвигаться бесшумно, никому не мешая;

б. буду громко комментировать увиденное;

в. буду трогать все руками.

4.Ты опоздал в театр. Идёт спектакль. Нужно ли сразу проходить на своё место?

а. Нужно пройти на своё место;

б. нужно сдать билет в кассу;

в. следует сесть на свободное место.

5.В каком транспорте следует здороваться с незнакомыми пассажирами?

а. в купе пассажирского поезда;

б. в вагоне метро;

в. в салоне автобуса.

6.Почему, набрав номер по сотовому телефону, желательно спросить человека: «Вы можете говорить?»?

а. чтобы быть уверенным, что человек хочет говорить с тобой;

б. чтобы узнать настроение человека;

в. чтобы перезвонить попозже, если человек занят работой или за рулём машины.

7.Когда следует навещать своих друзей, подруг, знакомых?

а. когда меня пригласили;

б. когда мне скучно;

в. когда я захочу.

8.Ты с другом идёшь по улице встречаешь своего знакомого. Как должен поступить твой друг?

а. поздороваться и отойти в сторону;

б. принять участие в разговоре;

в. пока ты будешь говорить со знакомым, уйти.

9.К тебе пришли гости и принесли подарок. Что ты будешь делать?

а. молча отнесу его в комнату;

б. разверну и поблагодарю;

в. разверну, придирчиво рассматривая и комментируя цвет, форму, размер.

10.«Слово- серебро, молчание — золото». Как ты это понимаешь?

а. за плохое слово могут наказать, лучше промолчать;

б. лучше не говорить попусту, чтобы потом не было стыдно;

в. слушать труднее, чем говорить.

Критерии оценивания:

За каждый правильный ответ ученик получает 1 балл.

Ключ. 1.б, 2.в, 3.а, 4.в, 5.а, 6.в, 7.а, 8.а, 9.б, 10.в.

10 - 8б. Высокий уровень развития коммуникативного поведения.

5 - 7 б. Средний уровень развития коммуникативного поведения.

0 – 4 б. Низкий уровень развития коммуникативного поведения.
2. Итоговый тест.

1.Кто должен здороваться первым: стоящий юноша или проходящий пожилой человек?

а. стоящий юноша;

б. проходящий пожилой человек;

в. не имеет значения.

2.Если ты не согласен с собеседником, как ты поступишь?

а. перебью его на полуслове и выскажу свою точку зрения;

б. дослушаю собеседника до конца и тогда выскажу свою точку зрения;

в. свою точку зрения выскажу сразу, слушать собеседника не стану.

3.Кто раньше тебя должен войти в школьное здание, если у входа собралась большая группа детей?

а. младшие школьники и девочки;

б. старшеклассники;

в. отличники школы.

4.Тебе представили Сидорова Петю. Петя сказал: «Очень приятно, Сидоров Петя!» Твои действия?

а. с легким поклоном головы протянуть руку;

б. похлопать его по спине;

в. ответить: «Рад познакомиться!».

5.Зачем в школе существуют правила?

а. чтобы все ученики слушались учителей;

б. чтобы сохранить жизнь и здоровье учеников;

в. чтобы родители не беспокоились о своих детях.

6.Попробуй с товарищем выяснить, кто будет первым читать стихотворение, а кто оценивать. Затем поменяйтесь ролями. Отметь, как вы себя вели при этом?

а. сразу же договорились про очередность, приведя убедительные доводы;

б. вообще не смогли договорить и разругались;

в. договорились, но немного поспорили.

7.У себя в книжном шкафу ты случайно обнаружил книгу, которую друг дал тебе почитать, а ты забыл её вернуть. Твои действия?

а. не возвращать книгу, если друг о ней не напомнил;

б. вернуть книгу, извинившись;

в. незаметно подложить книгу в ранец друга.

8.Куда ты положишь ложку, если уже поел?

а. положу на скатерть;

б. буду держать в руке;

в. положу в пустую тарелку.

9.Определи ряд, в котором все словосочетания обозначают мимику.

а. подмигнуть глазом, покривить душой, пожать руку;

б. махать рукой, показать язык, надуть губы;

в. сморщить лоб, широко улыбнуться, раскрыть рот.

10.Где ты можешь найти достоверную информацию, неизвестную тебе?

а. в словарях, справочниках, энциклопедиях и сети Интернет;

б. я сам всё знаю;

в. в библиотеке.

Критерии оценивания:

За каждый правильный ответ 1 балл.

Ключ. 1.а, 2.б, 3.а, 4.в, 5.б, 6.а, 7.б, 8.в, 9.в,10.а.

7-10 б. Высокий уровень развития коммуникативного поведения и УУД.

- знает установленные правила поведения

(планирует свои действия, прогнозирует результат; осуществляет поиск информации в справочниках и цифровых источниках; строит сообщения в устной и письменной форме; адекватно использует речевые средства для решения коммуникативных задач; учитывает разные мнения, договаривается, приходит к общему решению в совместной деятельности).

4-6 б. Средний уровень развития коммуникативного поведения и УУД.

- знает установленные правила поведения

(планирует свои действия, но не прогнозирует результат; осуществляет поиск информации лишь в печатных в справочниках; строит небольшие сообщения в устной форме и письменной форме; не всегда адекватно использует речевые средства для решения коммуникативных задач; пытается учитывать разные мнения и договориться в совместной деятельности).

1-4 б. Низкий уровень развития коммуникативного поведения и УУД.

- знает не все установленные правила поведения,

(недостаточно планирует свои действия для получения результата; частично осуществляет поиск информации; строит небольшие сообщения лишь в устной или письменной форме; неадекватно использует речевые средства для решения коммуникативных задач; не учитывает разные мнения, трудно договаривается с партнёрами).

6.Ресурсное обеспечение

Список литературы

1. Богуславская, Н.Е. Веселый этикет. Развитие коммуникативных способностей ребенка [Текст] / Н.Е. Богуславская. – М: Наука, 2007.

2. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя [Текст] /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011.

3. Методика воспитательной работы [Текст]: учебное пособие / Л.А. Байкова, Л.К. Гребенкина, О.В. Еремкина; под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2005.

4. Максимова Т. Н. Классные часы. 2 класс [Текст] / Т.Н. Максимова. – М.: «Вако», 2008.

Литература для учащихся

1.Данкова Р.Е. Вежливые дети. Стихи и рассказы о правильном и неправильном поведении [Текст] / Р.Е. Данкова. – М.: Оникс 21 век, 2008.

2. Панкеев И.А. Энциклопедия этикета для детей. [Текст] / И.А. Панкеев. – М.: Олма-Пресс, 2002.

3. Черенкова Е. Уроки этикета и вежливости для детей. Учимся играючи [Текст] /Е. Черенкова. – М.: Рипол Классик Дом XXI век, 2008.

7.Конспекты отдельных занятий по программе

«Этикет» (повторение)

Релаксационный блок: игра «Приветствие»

Каждый ученик представляется и на заглавную букву своего имени называет какое-нибудь положительное качество личности. Например, Олег – Ответственный и т.д.

Основная часть: Прочитайте высказывание на доске Джонатана Свифта «Хорошими манерами обладает тот, кто наименьшее количество людей ставит в неловкое положение». Как вы понимаете эти слова?

Человек живёт среди людей. Отношение к тебе других людей зависит от многих факторов, в том числе от внутренних качеств личности, но людям необходимо время, чтобы тебя узнать.

Русская пословица гласит: «Встречают по одёжке…». Это значит, что многое зависит от того, какое впечатление производит человек. Внешний облик. Манеры поведения определяют восприятие одного человека другим. А мостиком, соединяющим внутренний мир человека с его внутренним проявлением, является этикет. А что же такое этикет? Этикет – это установленный порядок поведения людей в обществе. Сущность этикета заключается в уважении к окружающим.

Что такое вежливость? Быть вежливым значит, знать как себя вести, с уважением относиться к окружающим. Что принято считать хорошими манерами? В обществе хорошими манерами считают скромность, сдержанность, деликатность, умение контролировать свои поступки, внимательно и тактично общаться с людьми.

Игра: «Давайте говорить друг другу комплименты»

Учитель предлагает выйти 4 участникам. Каждый ученик должен сказать комплимент, учитывая предложенную ситуацию.

Ситуация 1. После каникул вы случайно встретили своего друга и обратили внимание. Что он хорошо выглядит: загорел, вырос, повзрослел. Сделайте ему комплимент.

Ситуация 2. Вам понравился ответ друга на уроке. Сделайте ему комплимент.

Ситуация 3. Ваш учитель чем-то расстроен. Сделайте ей комплимент, который бы поднял ей настроение.

Ситуация 4. Вам сделал комплимент младший товарищ. Как бы вы ответили?

Умение вести себя красиво, владея хорошими манерами, следуя правилам этикета помогает нам производить хорошее впечатление на людей, заводить много друзей.

Обладать хорошими манерами несложно, просто приобретите эту привычку:

Растает даже ледяная глыба

От слова тёплого СПАСИБО.

Зазеленеет старый пень,

Когда услышит ДОБРЫЙ ДЕНЬ!

Когда же нас бранят за шалости,

Произнеси – ПРОСТИ, ПОЖАЛУЙСТА!

В России, во Франции и в Дании

При расставании скажут – ДО СВИДАНИЯ!

Домашнее задание: сочини небольшое стихотворение о вежливых словах.

Подведение итогов занятия.

«Устное и письменное приглашение на День Рождения»

Релаксационный блок: игра «Жмурки». С завязанными глазами необходимо поймать участника группы и назвать его имя.

Основная часть: Мы продолжаем с вами говорить о правилах поведения. Сегодня мы будем говорить о правилах поведения на… А где, вы узнаете, когда посмотрите на картинку и ответите на мои вопросы.

Ребята, посмотрите, кто изображен на картинке? Из какого произведения этот литературный герой? Кто его автор?

(«Муха-Цокотуха» К. И.Чуковский.)

Как вы думаете, на какой праздник пришли гости к Мухе-Цокотухе? (На день рождения).

Да, сегодня занятие посвящено дню рождения, когда именинники приглашают гостей, получают подарки. Что же за праздник – день рождения? (День, в который родился человек). Как еще называют день рождения? (Именины). Раньше «именины» имело другое значение. Через какое-то время после рождения ребенка крестили в церкви и там давали ему имя. Называли его обычно по имени того святого, память которого церковь отмечает в этот день. Отсюда «именины» — день, в который человек получил свое имя.

На день рождения принято приглашать гостей. Как это можно сделать? (Лично, написать приглашение, по телефону).

В приглашении обязательно должно быть:

1. Обращение.

2. На какое мероприятие приглашаете.

3. Где оно будет проходить, т.е. место проведения мероприятия.

4. Когда и во сколько вы ждете гостей.

5. Подпись.

Какие слова при этом надо сказать или написать. Работа в группах. Составьте приглашение на день рождения:

— личное приглашение;

— письменное приглашение;

— приглашение по телефону. Молодцы, правильно составили приглашение.

Итак, вы получили приглашение на День Рождения. Что нужно сказать в ответ? (Поблагодарить за приглашение).

Домашнее задание: изготовь приглашение для друга/подруги на свой День Рождения.

Подведение итогов занятия.

«Как дарить подарки?»

Релаксационный блок: Игра «Объятия»

Каждый ребенок, сидя в кругу, должен обнять соседа слева, а затем соседа справа.

Основная часть: Чтение стихотворения подготовленной ученицей:

Через день мой день рождения,

У меня есть предложение:

Твержу дяде Коле,

Прошу дяде Роме,

Подружек по школе,

По классу второму,

Шепчу тете Рите,

Позвав её в угол:

«Вы мне не дарите, пожалуйста, кукол.

Подарите мне тигренка полосатого,

Удивленного, смышленого, усатого!

В школу нас бы провожал он,

И с работы бы встречал он.

Встречал дядю Колю,

Встречал дядю Рому,

Подружек по школе

По классу второму.

Встречать успевал бы и маму, и папу

И мне подавал бы

По-дружески лапу.

Подарите мне тигренка полосатого…»(И. Кашежева)

В день рождения принято дарить подарки имениннику. И кому не хочется получить что-нибудь очень-очень интересное в свой день рождения? Но подумайте, удобно ли, даже употребляя все-все вежливые слова, просить каждого из приглашенных принести тебе определенный подарок?

Как вы принимаете подарки?

Послушайте стихотворение Игоря Шевчука «Подарок»

Чтение стихотворения подготовленным учеником:

На день рождения Кактусу

Подарок подарили

И поздравленья Кактусу

Любезно говорили:

Примите, милый Кактус,

От нас сегодня в дар

Прекрасный — распрекрасный

Большой воздушный…

Бах!

Удачный ли подарок подарили Кактусу? Можно ли подарить то, что тебе самому не нужно? Как вы поступите, если вам подарили два одинаковых подарка?

Обсуждение в группах.

Как правильно поступить с подаренными цветами?

Как правильно поступить с подаренной коробкой конфет или тортом?

Как правильно поступить с запакованным подарком?

Подаренные цветы надо поставить в вазу в той комнате, где будут гости.

Коробку конфет или торт надо открыть и поставить на стол.

Подарок рассмотреть, поблагодарить.

Все правильно! Молодцы. Какие слова говорят, что желают, когда поздравляют с днем рождения? (Выслушиваются ответы детей)

Прочитайте два поздравления:

Дорогой дедушка!

Поздравляю тебя с днем рождения. Желаю тебе крепкого здоровья и успехов в работе. Целую, Коля.

Мой дорогой, любимый дедушка!

Поздравляю тебя с днем рождения! Я хочу, чтобы ты никогда не болел, чтобы чаще приезжал в гости. Еще хочу, чтобы у тебя всегда все получалось. А я постараюсь тебя не огорчать. Целую и обнимаю, твой внук Коля.

Какое поздравление лучше? Почему? Второе. Оно добрее, искреннее. Здесь теплые, ласковые слова.

Итак, поздравление должно состоять из…? (Обращение. Поздравление и пожелание).

Задание по группам.

Подготовьте поздравление мульт-героям с днем рождения. Не забывайте, что приятнее услышать или прочитать (на открытке) искренние поздравления.

Маша (из мультфильма «Маша и Медведь»).

Нолик (из мультфильма «Фиксики»)

Копатыч (из мультфильма «Смешарики»).

Обсуждение.

Домашнее задание: нарисуй свой День Рождения.

Упражнение «Тарелка с водой»

Учащиеся молча, с закрытыми глазами, передают по кругу тарелку с водой. В результате при такой передачи развиваются способы коммуникации: поиск рук партнера до момента передачи тарелки, предупреждение о передачи прикосновением и т.д.

Подведение итогов занятия.


Беседа «Кого я могу назвать своим лучшим другом?»

Релаксационный блок: Игра «Закорючка»

Ребята, у меня есть волшебный фломастер. Он превращает простые закорючки в разные предметы, животных и растения.

Первый игрок берет фломастер и рисует на нашем листе небольшую закорючку. Затем передает этот лист следующему игроку, который дополнит закорючку так, чтобы получился какой-нибудь предмет, животное или растение. Потом второй игрок рисует для следующего игрока новую закорючку и т.д. В конце мы определим победителя этой игры.

Основная часть: Звучит песня В. Шаинского «Если с другом вышел в путь». Вам понравилась эта песня? О ком она? У вас есть друзья? Расскажите о своем друге (рассказы нескольких детей о своих друзьях).

Постарайтесь придерживаться такого плана:

1.Как зовут друга?

2.Где он живет?

3.Чем увлекается?

4.Приходил ли он к тебе на помощь?

Похвалить детей за полные и интересные рассказы.

Таким образом, лучший друг – это…

(дети делают выводы самостоятельно).

А как вы должны относиться к своему лучшему другу?

Работа с пословицами в парах. Игра «Собери пословицу».

Без беды друга не узнаешь.

Без друга в жизни туго.

Будете друг за дружку держаться - можете ничего не бояться.

Был бы друг, найдётся и досуг.

Был у друга, пил воду - показалась слаще мёду.

Верный друг лучше сотни слуг.

Вещь хороша, когда новая, а друг - когда старый.

Дальний путь, да ближний друг.

Обсуждение пословиц.

Игра «Сплети паутинку»

Дети становятся в круг.

А сейчас вспомните, кто из нашего класса и какое добро сделал вам. Вы будете передавать клубок с нитками тому, кто сделал вам добро, держа нитку в руках, тем самым у нас получится паутина доброты.

Домашнее задание: приклей в тетрадь фотографию со своим лучшим другом.

Подведение итогов занятия: Отметка своего настроения с помощью цветописи.

«От чего зависит настроение?»

Релаксационный блок: Игра «Все у кого…»

Похлопайте в ладоши те, у кого голубые глазки.

Коснитесь кончика носа те, у кого светлые волосы.

Подмигните правым глазом те, у кого есть белый цвет в одежде.

Погладьте себя по голове те, кто съел сегодня весь завтрак.

Улыбнитесь те, у кого есть собака.

Скажите «Гав-гав» те, кто живет выше 3 этажа.

Встаньте на правую ногу те, кто получил сегодня пятерку.

И наконец, попрыгайте те, у кого сегодня хорошее настроение.

Основная часть: Закройте глаза и попробуйте представить весь свой день и всех, с кем вы общаетесь. (Дети называют). Видите, как много. Это и ваши домашние, близкие, и учителя в школе, и школьный персонал, и посторонние люди на улице, и ваши сверстники во дворе, в классе.

Как вы думаете, зависит ли ваше настроение и от них тоже? В чем? Да, на настроение влияет то, как вы общаетесь с человеком.

Как мы называем человека, который никогда не забывает, что к другому нужно относиться внимательно? Это вежливый, воспитанный человек.

Раньше слово "вежа" означало "знаток, тот, кто знает правила приличия, общепринятые формы выражения доброго отношения к людям".

Игра "Вежливо - невежливо". Вежливо - 2 хлопка, невежливо - 1 хлопок.

поздороваться при встрече

толкнув, не извиниться

помочь подняться, поднять упавшую вещь

взять билеты в автобусе

не уступать место в транспорте

не заметить недовольство мамы.

Вежливость тогда настоящая, когда она искренняя, естественная. Старайся всегда и со всеми быть вежливым, уважать другого человека.

От чего еще зависит хорошее настроение, мы узнаем, исполнив фрагмент песни "Хорошее настроение". Хорошее настроение зависит от улыбки.

К нашей полянке слетелись "бабочки". Раскрасьте бабочку и подарите ее и хорошее настроение с улыбкой своему соседу.

Домашнее задание: понаблюдай как и от чего зависит настроение твоих родных дома.

Подведение итогов занятия.

«Мой дом – моя семья»

Релаксационный блок: игра «Поздороваемся»

Учитель предлагает всем поздороваться за руку, но особенным образом. Здороваться нужно двумя руками с двумя участниками одновременно, при этом отпустить одну руку можно только, когда найдешь того, кто тоже готов поздороваться, т. е. руки не должны оставаться без дела больше секунды. Во время игры не должно быть разговоров.

Основная часть: Сегодня мы будем говорить о доме о семье. Чтобы настроиться на этот разговор. Прослушаем небольшой фрагмент песни

(звучит фрагмент песни «Родительский дом»).

Всему начало – отчий дом. У каждого человека есть свой дом. Что же такое дом?(дом – квартира, семья, родители, уют, внимание, любовь, забота).

Слова «дом», «семья» входят в наше подсознание с первых дней жизни. Семья – это великий дар. Когда-то великий писатель Л. Толстой сказал: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». Каждому из нас нужно такое место, где не надо притворяться, где тебя не обманут. Где тебе спокойно и хорошо, где можно отдохнуть душой. Такое место – твоя семья, дом.

К сегодняшнему занятию вы заранее подготовили фотографии, которые рассказывают о вашей семье. На них мы видим, как вам вместе тепло и уютно дома, спокойно в поездке или путешествии. Расскажите, как вы любите проводить время вместе со своей семьей.

Творческая работа. Рисуночный тест «Моя семья»

Недаром говорится в пословице «Вся семья вместе, так и душа на месте». Вы сами рассказали как хорошо, радостно на душе когда все дома, рядом с вами.

Нарисуйте, пожалуйста, на листочках всю вашу семью, такой, какой вы её себе представляете. Выставка работ детей.

Домашнее задание: узнай свою родословную. Древо семьи.

Подведение итогов занятия.

«Общее и особенное для девочек и для мальчиков»

Релаксационный блок: Игра «Лишний стул»

Участники игры ходят по внешнему кругу вокруг стульев. Одного стула не хватает. По хлопку ведущего нужно успеть сесть на стул. Затем с каждым витком игры убирается один стул, но выбывающих игроков нет, так как можно садиться на колени и т.п. В конце концов, остается куча мала на одном стуле (следить за техникой безопасности!).

Основная часть: Тема нашего сегодняшнего занятия звучит в этой песне, послушайте. (Звучит детская песенка «Из чего же, из чего же, из чего же…»).

О чем говорится в песне? (О мальчиках и девочках).

Очень часто в школе встречаюсь с такими ситуациями: мальчик пробежал и толкнул девочку, или девочка толкнула мальчика. Входя в школьный автобус, мальчики забывают пропустить вперед девочек. Мальчики дерутся с девочками, а девочки потом плачут. Очень часто девочки дразнят мальчиков. Таких примеров очень много.

Я думаю, вы тоже такие ситуации встречали много раз. А в нашем классе встречаются такие ситуации? В нашем классе девочки и мальчики ладят между собой? (ответы детей).

Тема нашего занятия «Общее и особенное для мальчиков и девочек».

Подумаем в связи с этим о том, какие у нас сложности в отношениях и проявлениях между мальчиками и девочками. Что вы можете сказать по этому поводу. (Доска разделена на четыре части: по краям – «девочки», «мальчики». По центру – «сложности», « правила». Ответы детей записываются в соответствующей части доски).

Давайте вместе подумаем, как же нам решить данную проблему. (Выслушиваются предложения детей).

Давайте попробуем собрать все советы девочек к мальчикам в красном «свитке», а мальчиков к девочкам в синем «свитке». Те советы, которые будут часто встречаться, запишем на доске в виде общих пожеланий для девочек и мальчиков. Согласны?

Это мы оформим в виде правил и станем считать требованием коллектива, которое нужно обязательно выполнять. (Работа со свитками).

Сегодня мы эти правила запишем на доске, а наши художники, на большом листе, красиво оформят эти правила, и мы их повесим в классе на видное место. Договорились? (После того как дети сделают записи, оба «свитка» зачитываются, повторяющиеся советы обсуждаются и записываются на доске в виде таблицы правил для девочек и мальчиков).

Посмотрим внимательно, что у нас получилось.

Какие советы можно считать общими?

Какие только для мальчиков или девочек?

Согласны выполнять эти коллективно выработанные правила-советы?

Теперь важно этот наказ в виде советов выполнять. Давайте выберем ответственного за выполнение данных советов у девочек и мальчиков. Он будет напоминать себе и другим ребятам о важности соблюдения данного коллективного наказа в отношениях между мальчиками и девочками.

По вашему мнению, какой это должен быть человек? (Ответственный, справедливый, честный). Кто из ребят, по вашему мнению, наиболее достоин такой работы? (Дети выбирают ответственного).

Ну что ж, хорошо, что мы обо всем договорились. Вы согласны стремиться стать лучше, жить по этим правилам? Какое из этих правил самое легкое для выполнения? Какое самое трудное? (Ответы детей).

Наши художники оформят правила. Мы их повесим на видное место и в течение следующей недели попробуем придерживаться этих правил. Следующее занятие мы начнем с обсуждения наших первых результатов. Согласны? Я надеюсь, что эти правила помогут нам всем стать добрее, вежливее, дружнее.

Домашнее задание.

Подведение итогов занятия.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа внеурочной деятельности учащихся «этикетики»

Автор: Петухова Екатерина Андреевна

Дата: 04.04.2020

Номер свидетельства: 545384


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства