kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа внеурочной деятельности "Читательская грамотность"

Нажмите, чтобы узнать подробности

рабочая программа внеурочной деятельности "Читательская грамотность " расчитана для учащися  с 1 по 4 классы

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "Читательская грамотность"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение ‌‌

средняя общеобразовательная школа ‌

МБОУ Буйлэсанская СОШ

РАССМОТРЕНО


УТВЕРЖДЕНО
















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

«Читательская грамотность»

для обучающихся 1-4 классов





















Пояснительная записка

Программа курса внеурочной деятельности для 1 - 4 классов «Читательская грамотность» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требования к основной образовательной программе начального общего образования.

Программа «Читательская грамотность» составлена на основе авторского курса программы «Функциональная грамотность» для 1-4 классов (авторы-составители М.В. Буряк, С.А. Шейкина).

Программа «Читательская грамотность» учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника.

Целью изучения курса «Читательская грамотность» является развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексией на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей.

Программа курса внеурочной деятельности «Читательская грамотность» предназначена для реализации в 1 классе начальной школы и рассчитана на 17 часов (при 0,5 часа в неделю). Программа курса внеурочной деятельности «Читательская грамотность» предназначена для реализации во 2-4 классах начальной школы и рассчитана на 17 часов (при 0,5 часа в неделю).

Учитель может варьировать, чередовать последовательность проведения занятий по своему усмотрению.

Для повышения мотивации изучения курса и с учетом возрастных особенностей первоклассников для занятий используются сюжеты авторских и русских народных сказок.

Для повышения мотивации изучения курса и с учетом возрастных особенностей второклассников для занятий используются сюжеты художественных и научно-познавательных текстов.

В 3-4 классе начальной школы проводятся занятия с использованием сюжетов художественных и научно-познавательных текстов.

Формы организации занятий:

  • Предметные недели;

  • Библиотечные уроки;

  • Деловые беседы;

  • Участие в научно-исследовательских дискуссиях;

  • Практические упражнения



Содержание программы

1 класс

Анализ текстов авторских и русских народных сказок, составление характеристики героев прочитанных произведений, деление текстов на части, составление картинного плана, ответы по содержанию прочитанных произведений, эмоциональная и личностная оценка прочитанного.

2 класс

Понятия «художественный» и «научно-познавательный»; жанровое сходство и различия художественных и научно-познавательных текстов; составление характеристики героев прочитанных произведений; деление текстов на части, составление плана; ответы по содержанию прочитанных произведений, эмоциональная и личностная оценка прочитанного;



3 класс

Научно-познавательные тексты; основная мысль текста, тема текста, деление текста на части, составление плана текста; ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста, лексическое значение слов; личностная оценка прочитанного.



4 класс

Научно-познавательные тексты; основная мысль текста, тема текста, деление текста на части, составление плана текста; ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста, лексическое значение слов; личностная оценка прочитанного.





Планируемые результаты освоения курса

Программа обеспечивает достижение младшими школьниками следующих личностных, метапредметных результатов.



Личностные результаты изучения курса:

– осознавать себя как члена семьи, общества и государства;

– осознавать личную ответственность за свои поступки;

– развивать самостоятельность в поиске решения различных речевых задач;

– формировать духовные и эстетические потребности;

– сознательно расширять свой личный читательский опыт;

–находить в прочитанных текстах общее с русской культурой, осознавать общность нравственных ценностей;

– уметь пользоваться предлагаемыми учителем формами самооценки и

взаимооценки;

– уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных ситуациях;

–уметь переносить примеры ответственного и самостоятельного поведения в свой личный жизненный опыт, объяснять необходимость использования готовой модели поведения для своего самосовершенствования.

Метапредметные результаты изучения курса:

Познавательные:

– осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследования;

– использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;

– овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

– использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;

– ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

– делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации;

– добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;

– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;

– преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Регулятивные:

– проявлять познавательную и творческую инициативу;

– принимать и сохранять учебную цель и задачу;

– планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;

– контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;

– уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;

– оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями оценивания, самооценка и взаимооценка.

Коммуникативные:

– адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;

– доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);

– слушать и понимать речь других;

– совместно договариваться о правилах работы в группе;

– учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметные результаты изучения курса:

– понимание основных фактов, основной идеи текста, поиск в тексте информации, представленной в различном виде, формулирование прямых выводов и заключений на основе имеющейся в тексте информации;

–анализ, интерпретацию и обобщение информации, представленной в тексте, формулирование на ее основе сложных выводов и оценочных суждений;

– использование информации из текста для различных целей;

– способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни;

– способность различать тексты различных жанров и типов;

– умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;

– умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;

– умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей;

– способность оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.



Тематическое планирование программы

1 класс




№ п/п

Тема занятия

Всего часов

1.

Вводное занятие. Как хорошо уметь читать.

1



2.

Путешествие в школьную библиотеку. Практическое занятие. Как обернуть книгу.



1

3.

Стихи А.Л. Барто.

2

4.

Читательский дневник. В.Бианки. Лиси мышонок.

2



5.

Загадки обо всем на свете. Проект. Книжка-малышка для самых маленьких.



2

6.

Времена года. Н.Сладков. Почему год круглый?

2

7.

В. Бианки. Рассказы о животных.

2

8.

Стихотворения о детях.

2

9.

Разговор про вежливость. М. Пляцковский. Урок дружбы.

1

10.

Рисунки по прочитанным книгам. Оформление выставки.

1


Итого:

16



Тематическое планирование

2класс



№ п/п

Тема занятия

Всего часов



1.

Вводное занятие. Знакомство с «Читательским портфелем».



1



2.

Рассказы о животных Е.И.Чарушина. Рассказ «Лесной

котенок». Рассказ «Две мышки»



2



3.

Творческая работа №1. Мини- рассказ «Пропущенные буквы». Работа с текстом И. Соколов- Микитов. «В берлоге».



1

4.

Работа с текстом Г.Цыферова «Жил на свете слоненок».

1

5.

Веселые рассказы о школьной жизни.

1



6.

Чтение текстов из учебника русского языка и окружающего мира.



2

7.

Сходство и различие текстов разных предметов.

1

8.

Работа с текстом С. Юцзунь «Светлячок и Муравей»

1



9.

Уточнение, выбор под тем проекта

«Мои лучшие друзья–это книги!».



2



10.

Творческая работа «Твоѐ представление о настоящем читателе»



2

11.

Работа с текстом В.Танасийчука «Лосось».

1

12.

Защита творческих проектов «Мои лучшие друзья – это книги!»

2


Итого:

17







Тематическое планирование

3класс





№ п/п



Тема занятия



Всего часов



1.

Книга учебная, художественная, справочная..



1

2.

Фольклор разных народов.

1



3.

Фольклорное произведение как источник информации.



1

4.

Тексты разговорных стилей.

1

5.

Звучащая речь (высказывание собеседника, чтение различных текстов).


1



6.

Главная мысль текста, его частей.



2

7.

Типы текстов: текст описание

2



8.

Типы текстов: текст рассуждение.



2



9.

Типы текстов: текст повествование.



2

10.

Работа со сплошным текстом.

1



11.

Прозаическая и стихотворная речь Л.Фадеева «Двойка»



1




12.

Нахождение в тексте слов и выражений,

характеризующих героя и событие.




1



13.

Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки.



1


Итого

17







Тематическое планирование

4класс



№ п/п

Тема занятия

Всего часов




1.

Определение основной темы и главной мысли в произведении. Рассказы современных писателей.




2




2.

Определение авторской позиции в художественном тексте. Вводный мониторинг.




2




3.

Как понимать информацию, содержащую информацию тексте, как преобразовывать текстовую информацию с учѐтом цели дальнейшего использования.




2



4.

Чтение произведения Е.В.Медведева «Баранкин, будь человеком».



1



5.

Работа с текстом. Типы текстов: повествование, описание, рассуждение



2

6.

Работа над текста .

1

7.

Учебный текст как источник информации. Промежуточный мониторинг.

2



8.

Составление плана на основе исходного текста. Работа над текстом.



2




9.

Создавать собственные тексты, применять информацию из текста

при решении учебно-практических задач. Сочинение. .




3


Итого:

17



















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа внеурочной деятельности "Читательская грамотность"

Автор: Куклева Оксана Владимировна

Дата: 24.11.2025

Номер свидетельства: 677737

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Рабочая программа по внеурочной деятельности "Читательская грамотность"."
    ["seo_title"] => string(72) "rabochaia_programma_po_vneurochnoi_deiatelnosti_chitatelskaia_gramotnost"
    ["file_id"] => string(6) "638723"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1698163619"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(245) "Рабочая программа внеурочной деятельности для 3 класс по формированию читательской грамотности для обучающихся с ОВЗ "Читаю-понимаю""
    ["seo_title"] => string(80) "rabochaia_programma_vneurochnoi_deiatelnosti_dlia_3_klass_po_formirovaniiu_chita"
    ["file_id"] => string(6) "637193"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1695620566"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "рабочая программа кружка "Родное слово""
    ["seo_title"] => string(38) "rabochaiaproghrammakruzhkarodnoieslovo"
    ["file_id"] => string(6) "278314"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1453053580"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Рабочая программа по внеурочной деятельности "Читательская грамотность" 1 класс"
    ["seo_title"] => string(80) "rabochaia_programma_po_vneurochnoi_deiatelnosti_chitatelskaia_gramotnost_1_klass"
    ["file_id"] => string(6) "660100"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1732379448"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Программа курса внеурочной деятельности "Я - Читатель" для 1 класса "
    ["seo_title"] => string(72) "proghramma-kursa-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-ia-chitatiel-dlia-1-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "108222"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1403615391"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства