Программа курса внеурочной деятельности для 1 - 4 классов «Читательская грамотность» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требования к основной образовательной программе начального общего образования.
Программа «Читательская грамотность» составлена на основе авторского курса программы «Функциональная грамотность» для 1-4 классов (авторы-составители М.В. Буряк, С.А. Шейкина).
Программа «Читательская грамотность» учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника.
Цельюизучениякурса«Читательская грамотность» является развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексией на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей.
Программа курса внеурочной деятельности «Читательская грамотность» предназначена для реализации в 1 классе начальной школы и рассчитана на 17 часов (при 0,5 часа в неделю). Программа курса внеурочной деятельности «Читательская грамотность» предназначена для реализации во 2-4 классах начальной школы и рассчитана на 17 часов (при 0,5 часа в неделю).
Учитель может варьировать, чередовать последовательность проведения занятий по своему усмотрению.
Для повышения мотивации изучения курса и с учетом возрастных особенностей первоклассников для занятий используются сюжеты авторских и русских народных сказок.
Для повышения мотивации изучения курса и с учетом возрастных особенностей второклассников для занятий используются сюжеты художественных и научно-познавательных текстов.
В 3-4 классе начальной школы проводятся занятия с использованием сюжетов художественных и научно-познавательных текстов.
Формы организации занятий:
Предметные недели;
Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие в научно-исследовательских дискуссиях;
Практические упражнения
Содержание программы
1 класс
Анализ текстов авторских и русских народных сказок, составление характеристики героев прочитанных произведений, деление текстов на части, составление картинного плана, ответы по содержанию прочитанных произведений, эмоциональная и личностная оценка прочитанного.
2 класс
Понятия «художественный» и «научно-познавательный»; жанровое сходство и различия художественных и научно-познавательных текстов; составление характеристики героев прочитанных произведений; деление текстов на части, составление плана; ответы по содержанию прочитанных произведений, эмоциональная и личностная оценка прочитанного;
3 класс
Научно-познавательные тексты; основная мысль текста, тема текста, деление текста на части, составление плана текста; ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста, лексическое значение слов; личностная оценка прочитанного.
4 класс
Научно-познавательные тексты; основная мысль текста, тема текста, деление текста на части, составление плана текста; ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста, лексическое значение слов; личностная оценка прочитанного.
Планируемые результаты освоения курса
Программа обеспечивает достижение младшими школьниками следующих личностных, метапредметных результатов.
Личностные результаты изучения курса:
– осознавать себя как члена семьи, общества и государства;
– осознавать личную ответственность за свои поступки;
– развивать самостоятельность в поиске решения различных речевых задач;
– формировать духовные и эстетические потребности;
– сознательно расширять свой личный читательский опыт;
–находить в прочитанных текстах общее с русской культурой, осознавать общность нравственных ценностей;
– уметь пользоваться предлагаемыми учителем формами самооценки и
взаимооценки;
– уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных ситуациях;
–уметь переносить примеры ответственного и самостоятельного поведения в свой личный жизненный опыт, объяснять необходимость использования готовой модели поведения для своего самосовершенствования.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
– осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследования;
– использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
– овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
– использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
– ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
– делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации;
– добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
– проявлять познавательную и творческую инициативу;
– принимать и сохранять учебную цель и задачу;
– планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;
– контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;
– уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
– оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями оценивания, самооценка и взаимооценка.
Коммуникативные:
– адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;
– доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
– слушать и понимать речь других;
– совместно договариваться о правилах работы в группе;
– учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты изучения курса:
– понимание основных фактов, основной идеи текста, поиск в тексте информации, представленной в различном виде, формулирование прямых выводов и заключений на основе имеющейся в тексте информации;
–анализ, интерпретацию и обобщение информации, представленной в тексте, формулирование на ее основе сложных выводов и оценочных суждений;
– использование информации из текста для различных целей;
– способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни;
– способность различать тексты различных жанров и типов;
– умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
– умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
– умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей;
– способность оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Тематическое планирование программы
1 класс
№ п/п
Тема занятия
Всего часов
1.
Вводное занятие. Как хорошо уметь читать.
1
2.
Путешествие в школьную библиотеку. Практическое занятие. Как обернуть книгу.
1
3.
Стихи А.Л. Барто.
2
4.
Читательский дневник. В.Бианки. Лиси мышонок.
2
5.
Загадки обо всем на свете. Проект. Книжка-малышка для самых маленьких.
2
6.
Времена года. Н.Сладков. Почему год круглый?
2
7.
В. Бианки. Рассказы о животных.
2
8.
Стихотворения о детях.
2
9.
Разговор про вежливость. М. Пляцковский. Урок дружбы.
1
10.
Рисунки по прочитанным книгам. Оформление выставки.
1
Итого:
16
Тематическое планирование
2класс
№ п/п
Тема занятия
Всего часов
1.
Вводное занятие. Знакомство с «Читательским портфелем».
1
2.
Рассказы о животных Е.И.Чарушина. Рассказ «Лесной
котенок». Рассказ «Две мышки»
2
3.
Творческая работа №1. Мини- рассказ «Пропущенные буквы». Работа с текстом И. Соколов- Микитов. «В берлоге».
1
4.
Работа с текстом Г.Цыферова «Жил на свете слоненок».
1
5.
Веселые рассказы о школьной жизни.
1
6.
Чтение текстов из учебника русского языка и окружающего мира.
2
7.
Сходство и различие текстов разных предметов.
1
8.
Работа с текстом С. Юцзунь «Светлячок и Муравей»
1
9.
Уточнение, выбор под тем проекта
«Мои лучшие друзья–это книги!».
2
10.
Творческая работа «Твоѐ представление о настоящем читателе»
2
11.
Работа с текстом В.Танасийчука «Лосось».
1
12.
Защита творческих проектов «Мои лучшие друзья – это книги!»
2
Итого:
17
Тематическое планирование
3класс
№ п/п
Тема занятия
Всего часов
1.
Книга учебная, художественная, справочная..
1
2.
Фольклор разных народов.
1
3.
Фольклорное произведение как источник информации.
1
4.
Тексты разговорных стилей.
1
5.
Звучащая речь (высказывание собеседника, чтение различных текстов).
1
6.
Главная мысль текста, его частей.
2
7.
Типы текстов: текст описание
2
8.
Типы текстов: текст рассуждение.
2
9.
Типы текстов: текст повествование.
2
10.
Работа со сплошным текстом.
1
11.
Прозаическая и стихотворная речь Л.Фадеева «Двойка»
1
12.
Нахождение в тексте слов и выражений,
характеризующих героя и событие.
1
13.
Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки.
1
Итого
17
Тематическое планирование
4класс
№ п/п
Тема занятия
Всего часов
1.
Определение основной темы и главной мысли в произведении. Рассказы современных писателей.
2
2.
Определение авторской позиции в художественном тексте. Вводный мониторинг.
2
3.
Как понимать информацию, содержащую информацию тексте, как преобразовывать текстовую информацию с учѐтом цели дальнейшего использования.
2
4.
Чтение произведения Е.В.Медведева «Баранкин, будь человеком».
1
5.
Работа с текстом. Типы текстов: повествование, описание, рассуждение
2
6.
Работа над текста .
1
7.
Учебный текст как источник информации. Промежуточный мониторинг.
2
8.
Составление плана на основе исходного текста. Работа над текстом.
2
9.
Создавать собственные тексты, применять информацию из текста
при решении учебно-практических задач. Сочинение. .