Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности "Читательская грамотность".»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Дубровинская средняя общеобразовательная школа
Вагайского района Тюменской области
РАССМОТРЕНО
На заседании МО
Классных руководителей
Руководитель:
Бабикова Т.Н.
_________________/
__________________
Протокол от
«28» августа 2023 г № 1
УТВЕРЖДАЮ
приказ МАОУ Дубровинская СОШ
от «28» августа 2023 г
№ -ОД
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Читательская грамотность»
5-6, 8,10 классы
Учитель: Урамаева А. Б.
на 2023 – 2024 учебный год
с. Большой Карагай.
Оглавление.
Содержание
Страница
Пояснительная записка
3
Личностные и метапредметные результаты
освоения курса
4
Содержание курса
5
Тематическое планирование
6
Информационные ресурсы
11
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Читательская грамотность» для учащихся 5-6, 8,10 классов составлена с опорой на:
• Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
• СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189);
• Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования");
• Информационное письмо МОиН РФ №03-296 от 12 мая 2011г. «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
• Приказ МОиН РФ от 31 декабря 2015 года №1577«О внесении изменений в ФГОС ООО»;
• Письмо Министерства образования и науки РФ «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» от 12 мая 2011 г. № 03-2960;
Цель программы:
Создать условия, актуализирующие потребность в свободном, осмысленном, развивающем чтении с учетом изменившихся реалий существования текста как социокультурного и образовательного феномена.
Задачи:
Способствовать мотивации школьников к чтению через формирование интереса к книге, работе с текстом;
Инициировать расширение поля читательских ориентаций школьников за счет обогащения интеллектуального, духовного и социального потенциала чтения;
Содействовать формированию читательских компетенций, включая такие умения как: поиск информации и понимание прочитанного; преобразование и интерпретация информации; оценка информации;
Поддерживать читательскую активность школьников через включение в различные формы социального и учебно-исследовательского проектирования с использованием потенциала текстов разной природы;
Осуществлять педагогическое сопровождение читателя-школьника с помощью своевременной диагностики и коррекции возникающих проблем;
Создать предпосылки (образовательную среду, событийный контекст) для формирования полноценного читательского сообщества школьников, учителей, родителей и социальных партнеров, готовых к принятию чтения как личностно-значимой ценности.
Словосочетание «читательская грамотность» появилось в контексте международного тестирования в 1991 г. В исследовании PISA «читательская грамотность — способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».
В соответствии с требованиями к содержанию и планируемым результатам освоения учащимися основной образовательной программы общего образования в качестве результата рассматривается формирование у обучающихся универсальных учебных действий. Особое место среди них занимает чтение и работа с информацией. В Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения в качестве приоритетной цели называется «…формирование читательской компетентности школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования».
У развитого читателя должны быть сформированы две группы умений:
умения, целиком основанные на тексте:
– извлекать из текста информацию и строить на ее основании простейшие суждения;
– найти в тексте информацию, представленную в явном виде;
– основываясь на тексте, делать простые выводы;
умения, основанные на собственных размышлениях о прочитанном:
– интегрировать, интерпретировать и оценивать информацию текста в контексте собственных знаний читателя»;
– устанавливать связи, которые не высказаны автором напрямую;
– интерпретировать их, соотнося с общей идеей текста;
– реконструировать авторский замысел, опираясь не только на содержащуюся в тексте информацию, но и на формальные элементы текста (жанр, структуру, язык).
Планируемые результаты
Предметные результаты
Учащиеся получат возможность использовать навыки смыслового чтения на уроках различных предметных областей, где есть необходимость работы с текстом для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач; обогатить, углубить знания, расширить культурный кругозор.
Личностные результаты
В сфере личностных результатов приоритетное внимание уделяется формированию:
• основ гражданской идентичности личности (включая когнитивный, эмоционально-ценностный и поведенческий компоненты); патриотизм, уважение к Отечеству, осознание субъективной значимости использования русского языка;
• основ социальных компетенций (включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание);
• осознания значения семьи в жизни человека и общества, принятия ценности семейной жизни, уважительного и заботливого отношения к членам своей семьи;
• развитого морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора;
• нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
• готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
• целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
• готовности и способности к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
Метапредметные результаты
Познавательные УУД:
Ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание).
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя).
Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.
Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.
Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.
Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).
Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.
Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.
Сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности.
Регулятивные УУД:
Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.
Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном.
Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом).
В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа».
Учащийся научится:
ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл: определять главную тему, общую цель или назначение текста;
выбирать из текста или придумывать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;
формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;
предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;
объяснять порядок частей (инструкций), содержащихся в тексте;
сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты; обнаруживать соответствия между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т. д.;
находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте);
решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста: определять назначение разных видов текстов;
ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;
выделять главную и избыточную информацию;
прогнозировать последовательность изложения идей текста;
сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;
выполнять смысловое свертывание выделенных фактов и мыслей;
формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определенной позиции; понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.
Учащийся получит возможность научиться:
анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и ее осмысления;
выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста);
определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или конфликтной ситуации.
Место учебного курса
По учебному плану на курс «Читательская грамотность» в 5-6, 8,10 классах отводится 34 часа в год (1 час в неделю).
Общая характеристика курса
Программа по формированию навыков смыслового чтения ориентирована на развитие навыков работы с текстом, воспитание и развитие учащихся с учетом их индивидуальных (возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных и других) особенностей, образовательных потребностей и возможностей, личностных склонностей. Это достигается путем создания благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития каждого школьника. Педагогическая система базируется на раннем выявлении склонностей, интересов, природных задатков детей, которая в дальнейшем позволит развитие универсальных компетентностей обучающихся.
Формы контроля
Рефлексия по каждому занятию в форме вербального проговаривания, письменного выражения своего отношения к теме.
По завершении курса обучающиеся пишут итоговую работу.
Итоги учёта знаний, умений, овладения обучающимися универсальных учебных действий подводятся посредством листов педагогических наблюдений, опросников.
Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу «портфолио».
Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности
зависит от тематики и содержания изучаемого раздела.
Календарно-тематическое планирование,5 класс
№
Дата
Тема урока
По плану
Фактически
1
06.09.
Умеем ли мы читать? (Виды чтения)
2
13.09.
Как выбрать книгу? (Виды чтения: просмотровое, ознакомительное) Библиотечный урок
3
20.09.
Учимся ставить цель чтения («Знаю – хочу узнать – узнал»)
4
27.09.
Что и о чём? (Углубление понятия о тексте)
5
04.10.
С чего начинается текст? (Роль заглавия)
6
11.10.
Зачем нужен эпиграф? (Роль заглавия и эпиграфа)
7
18.10.
Внимание к слову
8
25.10.
Тематический конкурс чтецов
9
08.11.
Наши друзья и помощники (Словари и справочники)
10
15.11.
Учимся читать учебный текст (Элементы учебного текста)
11
22.11.
Главное и неглавное в тексте (Виды информации в учебном тексте)
12
29.11.
Практикум-диагностика (Тестовая работа по применению умений работать с информацией и выделять главную мысль)
13
06.12.
Как читать несплошной текст?
14
13.12.
Шифровка и дешифровка текста
15
20.12.
Как построен текст? (Строение текстов разных типов речи)
16
27.12.
Ролевая игра «Заседание Учёного совета лексикографов»
17
10.01.
Погружение в текст
18
17.01.
Погружение в текст
19
24.01.
Диалог с текстом
20
31.01.
Диалог с текстом («Толстые и тонкие» вопросы)
21
07.02.
Диалог с текстом (Выделение главной мысли)
22
14.02.
Составление плана текста
23
21.02.
Формирование списка книг для чтения
24
28.02.
Создание собственных письменных материалов на основе прочитанных текстов: отзывы о прочитанном
25
06.03.
Учимся читать «между строк» (Скрытая информация в тексте)
26
13.03.
Что помогает понять текст (Перекодирование информации: пометки, выписки, цитаты)
27
20.03.
Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста
28
27.03.
Выражение собственного мнения о прочитанном
29
10.04.
Выражение собственного мнения о прочитанном и его аргументация
30
17.04.
Достоверность и недостоверность информации в тексте. Текст задачи «Крыжовник»
31
24.04.
Недостающая или избыточная информация. Текст задачи «Крыжовник»
32
22.05.
Участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста
33
29.05.
Сопоставление различных точек зрения на информацию.
34
30.05.
Итоговое занятие. Анализ текста
Календарно – тематическое планирование, 6 класс
№
Дата
Тема урока
По плану
Фактически
1
07.09.
Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений
2
14.09.
Типология текстов. Речевая ситуация
3
21.09.
Функционально-стилевая дифференциация текстов (разговорный стиль, художественный стиль, официально-деловой стиль, научный стиль)
4
28.09.
Языковые особенности разных стилей речи. Жанр текста
5
05.10.
Понимание текста с опорой на тип, стиль, жанр, структуру и языковые средства
6
12.10.
Осознанное чтение текстов с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта, освоения и использования информации
7
19.10.
Текст, тема текста, основная мысль, идея. Авторская позиция
8
26.10.
Способы связи предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте
9
09.11.
Смысловые части текста, микротема, абзац, план текста
10
16.11.
Простой, сложный, тезисный план. Понимание информации, представленной в неявном виде
11
23.11.
Разные способы представления информации: словесно, в виде символа, таблицы, схемы, знака
12
30.11.
Использование формальных элементов текста (подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации
13
07.12.
Подробный и сжатый пересказ (устный и письменный)
14
14.12.
Вопросы по содержанию текста
15
21.12.
Формулирование выводов, основанных на содержании текста
Сопоставление разных точек зрения и разных источников информации по заданной теме
18
18.01.
Применение информации из текста при решении учебно-познавательных задач
19
25.01.
Составление на основании текста небольшого монологического высказывания в качестве ответа на поставленный вопрос
20
01.02.
Преобразование (дополнение) информации из сплошного текста в таблицу
21
08.02.
Преобразование таблицы в связный текст, информации, полученной из схемы, в текстовую задачу
22
15.02.
Составление схем с опорой на прочитанный текст
23
22.02.
Формирование списка используемой литературы и других информационных источников
24
29.02.
Создание собственных письменных материалов на основе прочитанных текстов: выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования, небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном
25
07.03.
Создание небольших письменных текстов по предложенной теме, представление одной и той же информации разными способами, составление инструкции к выполненному действию
26
14.03.
Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, презентацию)
27
21.03.
Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста
28
28.03.
Выражение собственного мнения о прочитанном
29
11.04.
Выражение собственного мнения о прочитанном и его аргументация
30
18.04.
Достоверность и недостоверность информации в тексте. Текст задачи «Крыжовник»
31
25.04.
Недостающая или избыточная информация. Текст задачи «Крыжовник»
32
16.05.
Участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста
33
23.05.
Сопоставление различных точек зрения на информацию.
«Дятловы горы»
34
30.05.
Итоговое занятие. Анализ текста
Календарно – тематическое планирование, 8 класс
№
Дата
Тема урока
По плану
Фактически
1
04.09.
Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений.
2
11.09.
Типология текстов. Речевая ситуация.
3
18.09.
Функционально- стилевая дифференциация текстов (разговорный стиль, художественный стиль, официально-деловой стиль, научный стиль).
4
25.09.
Языковые особенности разных стилей речи. Жанр текста.
5
02.10.
Понимание текста с опорой на тип, стиль, жанр, структуру и языковые средства.
6
09.10.
Осознанное чтение текстов с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта, освоения и использования информации.
Способы связи предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте.
9
06.11.
Смысловые части текста, микротема, абзац, план текста.
10
13.11.
Простой, сложный, тезисный план. Понимание информации, представленной в неявном виде.
11
20.11.
Разные способы представления информации: словесно, в виде символа, таблицы, схемы, знака.
12
27.11.
Использование формальных элементов текста (подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации.
13
04.12.
Подробный и сжатый пересказ (устный и письменный).
14
11.12.
Вопросы по содержанию текста.
15
18.12.
Формулирование выводов, основанных на содержании текста.
16
25.12.
Аргументы, подтверждающие вывод.
17
15.01.
Соотнесение фактов с общей идеей текста, установление связей, не показанных в тексте напрямую.
18
22.01.
Составление на основании текста небольшого монологического высказывания в качестве ответа на поставленный вопрос.
19
29.01.
Преобразование (дополнение) информации из сплошного текста в таблицу.
20
05.02.
Преобразование таблицы в связный текст, информации, полученной из схемы, в текстовую задачу
21
12.02.
Составление схем с опорой на прочитанный текст.
22
19.02.
Составление схем с опорой на прочитанный текст.
23
26.02.
Формирование списка используемой литературы и других информационных источников.
24
04.03.
Создание собственных письменных материалов на основе прочитанных текстов: выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования, небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.
25
11.03.
Создание небольших
письменных текстов по предложенной теме, представление одной и той же информации разными способами, составление инструкции к выполненному действию.
26
18.03.
Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, презентацию).
27
25.03.
Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.
28
08.04.
Выражение собственного мнения о прочитанном и его аргументация.
29
15.04.
Достоверность и недостоверность информации в тексте.
30
22.04.
Недостающая или избыточная информация.
31
29.04.
Пути восполнения недостающей информации.
32
06.05.
Участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.
33
13.05.
Соотнесение позиции автора текста с собственной точкой зрения.
34
20.05.
Сопоставление различных точек зрения на информацию.
Календарно-тематическое планирование, 10 класс
№
Дата
Тема урока
По плану
Фактически
1
05.09.
Введение (1ч.)
Текст: понятие текста и виды его обработки (5 ч.)
2
12.09.
Виды обработки текста
3
22.09.
Копирайтинг и рерайтинг как виды работы с текстом
4
19.09.
Уровни понимания и обработки текстов Уровни понимания текстов
5
26.09.
Практикум. Переработка текстов как вид вторичной текстовой деятельности
6
03.10.
Практикум. Переработка текстов как вид вторичной текстовой деятельности
Виды структурной переработки текста (7ч.)
7
10.10.
Компрессия и декомпрессия
8
17.10.
Развернутые полуразвернутые и свернутые тексты
9
24.10.
Зачетная работа. Мини-исследование. Библиографическое описание
10
07.11.
Зачетная работа. Мини-исследование. Библиографическое описание
11
14.11.
Аннотирование
12
21.11.
Реферирование
13
28.11.
Виды семантической переработки текстов
Виды функциональной переработки текстов (10 ч.)
14
05.12.
Тексты репродуктивного типа и непреднамеренная переработка текста
15
12.12.
Тексты репродуктивного типа и преднамеренная переработка текста. Пересказ.
16
19.12.
Конспект
17
26.12.
Мини-исследование
18
09.01.
Мини-исследование
19
16.01.
Интерпретация, адаптация и имитация как виды переработки текста
20
23.01.
Интертекстуальные явления в обработке и переработке текстов
21
30.01.
Правила включения чужой речи в ткань текста
22
06.02.
Типы нелинейного текста Нелинейное и линейное представление информации
23
13.02.
Степень обработки и варьирования вербальной и визуальной информации в тексте
Информационная переработка текстов (12 ч.)
24
20.02.
Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста.
25
27.02.
Практическое занятие. Поиск и отбор информации.
26
05.03.
Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров.
27
12.03.
Свободная ориентация и восприятие тестов разных стилей.
28
19.03.
Практикум. Определение композиционных частей прозаического текста разных жанров, стилей, направлений.
29
26.03.
Практикум. Определение композиционных частей прозаического текста разных жанров, стилей, направлений.