Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности "ИЗО студия"»
Пояснительная записка
Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:
· быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения
· быть ориентированными на лучшие конечные результаты.
Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями. Среди многообразия видов творческой деятельности изобразительное искусство и художественно-творческая деятельность занимают одно из ведущих положений. Этот вид деятельности связан с эмоциональной стороной жизни человека, в ней находят своё отражение особенности восприятия человеком окружающего мира.
Занятия художественной практической деятельностью, по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребенка. В силу того, что каждый ребенок является неповторимой индивидуальностью со своими психофизиологическими особенностями и эмоциональными предпочтениями, необходимо предоставить ему как можно более полный арсенал средств самореализации. Освоение множества технологических приемов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные возможности и способности, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Важное направление в содержании программы «ИЗО студия» уделяется духовно-нравственному воспитанию младшего школьника. На уровне предметного содержания создаются условия для воспитания:
- патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;
конструирования и моделирования изделий, навыков творческого оформления результатов своего труда и др.);
- ценностного отношения к прекрасному, формирования представлений об эстетических ценностях (знакомство обучающихся с художественно-ценными примерами материального мира, восприятие красоты природы, эстетическая выразительность предметов рукотворного мира, эстетика труда, эстетика трудовых отношений в процессе выполнения коллективных художественных проектов);
-ценностного отношения к природе, окружающей среде (создание из различного материала образов картин природы, животных, бережное отношение к окружающей среде в процессе работы с природным материалом и др.);
- ценностного отношения к здоровью (освоение приемов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга и т.д.).
Наряду с реализацией концепции духовно-нравственного воспитания, задачами привития младшим школьникам технологических знаний, трудовых умений и навыков программа «ИЗО студия» выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:
- интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий;
- формирование информационной грамотности современного школьника;
- развитие коммуникативной компетентности;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие обучащихся.
Цель программы: состоит в том, чтобы дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области изобразительного искусства и творческой деятельности. Всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие младших школьников, логического мышления, художественного вкуса, расширение кругозора.
Формирование у учащихся устойчивых систематических потребностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самоопределению в процессе познания искусства, истории, культуры, традиций.
Задачи:
-Развивать природные задатки и способности, помогающие достижению успеха в изобразительном искусстве и творческой деятельности.
-Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности.
-Научить слушать, видеть, понимать и анализировать произведения искусства;
-Научить правильно использовать термины, формулировать определения понятий, используемых в опыте мастеров искусства.
-Вооружить детей знаниями в изучаемой области, выработать необходимые практические умения и навыки;
-Учить замечать и выделять основные средства выразительности.
-Реализовать духовные, эстетические и творческие способности воспитанников, развивать фантазию, воображение, самостоятельное мышление;
- Развитие стремления к творческой самореализации средствами художественной деятельности.
Общая характеристика курса
Программа способствует:
развитию разносторонней личности ребенка, единство воспитания и образования, обучения и творческой деятельности учащихся; сочетание практической работы с развитием способности воспринимать и понимать произведения искусства.
связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, роль искусства в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребёнка – главный смысловой стержень программы, который обеспечивает активную творческую деятельность учащихся;
содержание программы направлено на активное развитие у детей эмоционально-эстетического и нравственно оценочного отношения к действительности, эмоционального отклика на красоту окружающих предметов, природы и т. д.;
на протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох, познают художественную культуру своего народа;
Задания направлены на освоение языка художественной выразительности станкового искусства (живопись, графика, скульптура), а также языка декоративно-прикладного искусства (аппликация, декоративные композиции из скульптурного материала) и бумажной пластики. Кроме этого, предполагается творческая работа с природными материалами. Разнообразие видов деятельности и большой выбор материалов для работы позволяют и помогают каждому обучающему раскрыть свои индивидуальные способности при изготовлении поделок, что, безусловно, окажет влияние на дальнейшее обучение.
Обучающиеся вовлекаются в творческую внеурочную деятельность с интересом, им интересен как сам процесс работы, так и её результат, ведь изготавливают вещи, игрушки, поделки, украшения для интерьера, они для себя и своих близких.
Данные занятия способствует воспитанию эстетической культуры и трудолюбия обучающихся, расширению кругозора, развитию способности воспринимать и чувствовать прекрасное.
Программа поможет решить различные учебные задачи: освоение детьми основных правил изображения; овладение материалами и инструментами изобразительной деятельности; развитие стремления к общению с искусством; воспитательные задачи: формирование эстетического отношения к красоте окружающего мира; развитие умения контактировать со сверстниками в творческой деятельности; формирование чувства радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности; творческие задачи: умение осознанно использовать образно-выразительные средства для решения творческой задачи; развитие стремления к творческой самореализации средствами художественной деятельности.
Программа способствует:
-развитию разносторонней личности ребенка, воспитание воли и характера;
-помощи в его самоопределении, самовоспитании и самоутверждению в жизни;
-формированию понятия о роли и месте декоративно – прикладного искусства в жизни;
-освоению современных видов декоративно – прикладного искусства;
-обучению практическим навыкам художественно – творческой деятельности, пониманию связи художественно – образных задач с идеей и замыслами, умению обобщать свои жизненные представления с учетом возможных художественных средств;
-созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе взаимопонимания коллективной работы;
-знакомству с историей пластилина, бумагопластики, и изготовления кукол, народными традициями в данных областях.
Программа строится на основе знаний возрастных, психолого–педагогических, физических особенностей детей младшего школьного возраста.
Программа «Смотрю на мир глазами художника» разработана на два года занятий с обучающимися младшего школьного возраста и рассчитана на поэтапное освоение материала на занятиях во внеурочной деятельности.
Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю)
Основной формой работы являются учебные занятия. На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, коллективное творчество.
Занятия включают в себя теоретическую часть и практическую деятельность обучающихся.
Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала (с использованием компьютерных технологий). Изложение учебного материала имеет эмоционально – логическую последовательность, которая неизбежно приведет детей к высшей точке удивления и переживания.
Дети учатся аккуратности, экономии материалов, точности исполнения работ, качественной обработке изделия. Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с техническими средствами, которые разнообразят деятельность и повышают интерес детей.
Описание места курса в плане внеурочной деятельности
Содержание программы «ИЗО студия» является продолжением изучения смежных предметных областей (изобразительного искусства, технологии, декоративно-прикладное творчество, истории) в освоении различных видов и техник искусства. В программу включены следующие направления декоративно – прикладного творчества: живопись, графика, скульптура, аппликация, бумагопластика, работа с природными материалами. Большое внимание уделяется творческим заданиям, в ходе выполнения которых у детей формируется творческая и познавательная активность. Значительное место в содержании программы занимают вопросы композиции, цветоведения.
Описание ценностных ориентиров содержания программы
В основу рабочей программы положена идея реализации объективно существующего единства двух форм искусства: художественного восприятии и художественного выражения (языка изобразительного искусства). Овладение основами художественного языка (художественное выражение) позволит младшему школьнику проявить себя в творчестве, поможет при освоении смежных дисциплин, будет способствовать формированию эмоционально-ценностного отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.
Данная рабочая программа создаёт условия для формирования:
- патриотизма, ценностного отношения к культурно-историческому наследию своего народа, чему способствует знакомство с образцами классического искусства и народного художественного творчества, чувство гордости за русскую художественную культуру;
- интереса к мировым достижениям в области искусства, культуры;
- уважение к созидательному труду, к обучению; трудолюбия, потребности в новых знаниях и опыте, осознанного отношения к многогранности и творческому характеру;
- ценностного отношения к прекрасному; формирования представлений об эстетических идеалах и ценностях;
- нравственных чувств, этического сознания;
-ценностного отношения к природе и окружающей среде, экологического сознания через знакомство с разнообразными явлениями и состояниями природы;
-ценностного отношения к здоровью; уделяется внимание правильной организации рабочего места, соблюдению правил техники безопасности, применению в работе безвредных веществ и экологически чистых материалов.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы курса внеурочной деятельности
Освоение детьми программы внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Декоративное творчество» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
- учебно – познавательный интерес к изобразительному искусству;
- толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций
- навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ;
- ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;
- способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;
- заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.
Младшие школьники получат возможность для формирования:
- устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;
- осознанных устойчивых эстетических предпочтений ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
- возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне;
- эмоционально – ценностное отношения к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей.
Метапредметные рузультаты. Регулятивные
- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ. Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;
- учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;
- адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих;
- навыкам работы с разнообразными материалами и навыкам создания образов посредством различных технологий;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.
Младшие школьники получат возможность научиться:
-осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
- пользоваться средствами выразительности языка изобразительного искусства, декоративно – прикладного искусства, художественного конструирования ;
- моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы средствами изобразительного творчества.
-осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации;
-отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла;
Познавательные
- различать изученные виды изобразительного искусства, представлять их место и роль в жизни человека и общества;
- приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;
- осваивать особенности художественно – выразительных средств, материалов и техник, применяемых в изобразительном икусстве.
- развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства;
- развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного декоративно – прикладного искусства;
Младшие школьники получат возможность научиться:
-создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач;
- понимать культурно – историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, и уважать их;
- более углубленному освоению понравившегося ремесла, и в изобразительно – творческой деятельности в целом.
- сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми
- формировать собственное мнение и позицию;
Младшие школьники получат возможность научиться:
- учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
В результате занятий изобразительным искусством у обучающихся должны быть развиты такие качества личности, как умение замечать красивое, аккуратность, трудолюбие, целеустремленность.
Предметные результаты
-уважать и ценить искусство и художествено-творческую деятельность человека;
-понимать образную сущность искусства;
-сочувствовать событиям и персонажам, воспроизведенным в произведениях пластических искусств, их чувствам и идеям; эмоционально-ценностному отношению к природе, человеку и обществу и его передачи средствами художественного языка.
-выражать свои чувства, мысли, идеи и мнения средствами художественного языка;
-воспринимать и эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства.
-создаватьэлементарные композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве.
–создавать графическими и живописными средствами выразительные образы природы, человека, животного.
Учащиеся должны знать:
- Материалы и приспособления, применяемые в работе художника, разнообразие техник;
- особенности построения композиции, понятие симметрия на примере бабочки в природе и в рисунке, основные декоративные элементы интерьера;
- историю возникновения и развития бумагопластики, сведения о материалах, инструментах и приспособлениях, технику создания работ с использованием мятой бумаги, способы декоративного оформления готовых работ;
-общие понятия построения объемно-пространственной композиции. Понятия: масштаб, ритм, симметрия, ассиметрия. Технология создания панно.
-понятие «аппликация», виды аппликации, исторический экскурс. Цветовое и композиционное решение;
- историю возникновения и развития бумагопластики, историю возникновения бумаги, сведения о материалах, инструментах и приспособлениях, о технике создания работ с использованием мятой бумаги;
- виды бумаги, ее свойства и применение. Материалы и приспособления, применяемые при работе с бумагой. Разнообразие техник работ с бумагой;
-общие понятия построения объемно-пространственной композиции. Понятия: масштаб, ритм, симметрия, ассиметрия;
Учащиеся должны уметь
-наблюдать, сравнивать, сопоставлять, производить анализ геометрической формы предмета, изображать предметы различной формы, использовать простые формы для создания выразительных образов;
-моделировать с помощью трансформации природных форм новые образы;
-пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования.
-воспринимать и эмоционально оценивать шедевры русского и зарубежного искусства, изображающие природу, человека, явления;
-понимать культурные традиции;
-учитывать символическое значение образов и узоров в произведениях народного искусства;
– называть функциональное назначение приспособлений и инструментов;
- выполнять приемы разметки деталей и простых изделий с помощью приспособлений (шаблон, трафарет);
- выполнять приемы удобной и безопасной работы ручными инструментами: ножницы, игла, канцелярский нож;
- выполнять графические построения (разметку) с помощью чертёжных инструментов: линейка, угольник, циркуль;
- выбирать инструменты в соответствии с решаемой практической задачей
наблюдать и описывать свойства используемых материалов;
- подбирать материалы в зависимости от назначения и конструктивных особенностей изделия;
- сочетать разные по свойствам, видам и фактуре материалы в конкретных изделиях, творческих работах
-добывать необходимую информацию (устную и графическую).
- анализировать конструкцию изделий и технологию их изготовления;
- определять основные конструктивные особенности изделий;
– подбирать оптимальные технологические способы изготовления деталей и изделия в целом
- соблюдать общие требования дизайна изделий;
- планировать предстоящую практическую деятельность. Осуществлять самоконтроль
Содержание программы «ИЗО студия»
Направлена на удовлетворение интересов детей в приобретении базовых знаний и умений о простейших приемах и техниках работы с материалами и инструментами (акварельные краски, гуашь, графические материалы, пластилин, бумага и картон и т.д.), знакомство с историей данных видов и жанров изобразительного искусства, изготовление простейших декоративно – художественных изделий, учатся организации своего рабочего места.
Для эффективного развития творческих способностей и прочного усвоения теоретических знаний учащимися программа составлена по разделам, которые чередуются в течение учебного года по возрастанию сложности предлагаемых заданий.
Введение: правила техники безопасности.
Знакомство с основными направлениями работы на занятиях; материалами и оборудованием; инструктаж по правилам техники безопасности.
1. Живопись . Углубление знаний об основных и составных цветах, о тёплых и холодных, о контрасте тёплых и холодных цветов. Расширение опыта получения эмоционального изменения цвета путём насыщения его ахроматической шкалой (насыщение цвета белой и чёрной краской). Осваивается способ насыщения серой краской, и дети знакомятся с эмоциональной выразительностью глухих цветов
Практическая работа: Изображение пейзажей, камней, сказочных персонажей..
1. Игра с красками. Основные цвета.
2. Тёплые цвета
3. Холодные цвета.
4. Осень (пейзаж).
5. «Натюрморт» цветы.
6. Рисуем деревья (сказочные образы).
7. Насыщение цветового пятна белым цветом. Зима.
8. Композиция «Зимние игры, забавы.
9. Изображение животных, птиц.
10. Насыщение цветового пятна чёрным цветом.
11. Первоцвет.
2.Графика. Продолжение освоения выразительности графической незамкнутой линии, развитие динамики руки (проведение пластичных, свободных линий). Расширение представлений о контрасте толстой и тонкой линии. Продолжение освоения разного нажима на мягкий графический материал (карандаш) с целью получения тонового пятна. Кроме этого, знакомство с другими графическими материалами – углём, сангиной, мелом и работы с ними в различных сочетаниях. Знакомство с техникой рисования цветными карандашами. Закрепление представлений о значении ритма, контраста тёмного и светлого пятен в создании графического образа.
Практическая работа: изображение животных и птиц, портрета человека, предметов быта.
Упражнения (штрихи).
Объёмные предметы (пр. карандаш).
Поздняя осень (пейзаж).
Зарисовки птиц (фломастеры).
Упражнения (штрихи).
Техника «Чёрный фломастер» лес.
Техника «Восковой мелок и акварель» узоры.
Граттаж «Сказочный замок»
Изображение животных (восковые мелки).
Весенние ручейки (цветные карандаши).
3. Скульптура . Развитие навыка использования основных приёмов работы (защипление, заминание, вдавливание и т.д.) со скульптурными материалами – глиной и пластилином. Работа с пластикой плоской формы (изображение листьев), изучение приёмов передачи в объёмной форме фактуры.
Практическая работа: лепка листьев, объёмных форм (ваз), сказочных персонажей.
Животные.
Рельеф.
Объёмная лепка транспорт.
4. Аппликация . Развитие навыка использования техники обрывной аппликации, навыка работы с ножницами и получения симметричных форм. Особое внимание уделяется работе с готовыми цветовыми эталонами двух и трёх цветовых гамм.
Практическая работа: изображение пейзажей, архитектурных сооружений, овощей, фруктов.
1. Аппликация «Зимний пейзаж».
2. Объёмная аппликация из бумажных комков.
3. Обрывная аппликация из бумаги «Натюрморт».
4. Аппликация из ткани.
5. Бумажная пластика.Знакомство с выразительностью силуэтного вырезания формы, при котором в создании художественного образа участвует как вырезанный белый силуэт, так и образовавшаяся после вырезания дырка. Углубление представлений о получении объёма с помощью мятой бумаги.
Практическая работа: изображение природных объектов (деревьев, кустов), отдельных фигурок.
«Дерево» из бумажных полос.
Игрушки из конуса.
Игрушки из конуса.
6.Работа с природными материалами . Разнообразие природных материалов расширяется введением в работу скорлупок грецких орехов, молодых побегов, шишек, косточек, семян и т.д.
Практическая работа: изображение домиков в лесу, флота с парусами, уголков природы и других сюжетов (по выбору детей).
Аппликация из семян клёна «корзина»
Аппликация из семян клёна «корзина».
7.Организация и обсуждение выставки детских работ. Школьники вспоминают темы,
изученные в течение года, находят свои работы. При обсуждении творческих результатов первого года обучения учащиеся определяют наиболее удачные произведения и пытаются объяснить, чем они им нравятся. При умелом руководстве процессом обсуждения дети вспоминают основные темы и содержание учебных задач.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п
Тема занятия
Количество часов
Теория
Практика
1.
Введение: правила техники безопасности.
1
1
0
2.
Живопись
21
10
11
3.
Графика
21
6
15
4.
Скульптура
6
1
5
5.
Аппликация
8
2
6
6.
Бумагопластика
6
1
5
7.
Работа с природными материалами
4
0
4
8.
Организация и обсуждение выставки детских работ
1
1
0
Итого
68
22
46
Тематическое планирование
2 класс
№
Основные темы раздела
Основные знания
Количество часов
1
Введение: правила техники безопасности.
Инструктаж по правилам техники безопасности.
1
Живопись (21 часов)
2-3
Игра с красками. Основные цвета.
Виды жанров живописи. Материалы и приспособления, применяемые при работе с живописными материалами. Понятие основные и составные цвета.
2
4-5
Тёплые цвета.
Прием «вливания одного цвета в другой».
Работа с гуашевыми красками.
2
6-7
Холодные цвета.
Прием «вливания одного цвета в другой».
Форма, пропорции предмета. Работа с гуашевыми красками.
2
8-9
Осень (пейзаж).
Понятие пейзаж, линейная и воздушная перспектива. Свойства теплых и холодных цветов. Создание выразительного образа посредством цвета. Работа акварелью.
2
10-11
«Натюрморт» цветы.
Понятиё натюрморт, линейное построение рисунка. Создание выразительного образа посредством объема и цвета. Приёмы работы кистью (мазки).
2
12-13
Рисуем деревья (сказочные образы).
Особенности построения композиции разнообразие конструктивных растительных форм. Композиция, цветовое решение рисунка.
2
14-15
Насыщение цветового пятна белым цветом. Зима.
Цветовые отношения, насыщение цветового пятна белым цветом.Использовать пятно как основу изобразительного образа на плоскости.
2
16-17
Композиция «Зимние игры, забавы».
Цветовые отношения, насыщение цветового пятна белым цветом.Использовать пятно как основу изобразительного образа на плоскости. Изображение фигуры человека.
2
18-19
Изображение животных, птиц.
Понятие пятно, прорисовывание деталей, контур.
2
20-21
Насыщение цветового пятна чёрным цветом.
Цветовые отношения, насыщение цветового пятна чёрным цветом.Использовать пятно как основу изобразительного образа на плоскости.
2
22
Первоцвет.
Понятие первоцвет, разновидности конструктивных особенностей, цвета. Линейное построение. Техника акварели.
1
Графика (21 часов)
1
Упражнения (штрихи).
Понятие штрих, линия. Разновидности линий, применение их в рисунке.
1
2-3
Объёмные предметы (цв.карандаши).
Понятие объём в рисунке, пердачасветотени, штрих, линия. Разновидности линий, применение их в рисунке.
2
4-5
Поздняя осень (пейзаж).
Понятие пейзаж, линейная и воздушная перспектива. Линейно-конструктивное построение рисунка. Линия, штрих, пятно.
2
6-7
Зарисовка птиц техника (фломастеры).
Формирование композиционных навыков. Линейно-конструктивное построение рисунка.
2
8
Упражнения (штрихи).
Понятие штрих, линия. Разновидности линий, применение их в рисунке.
1
9-11
Техника «Чёрный фломастер» лес.
Формирование композиционных навыков. Линейно-конструктивное построение рисунка. Линия, штрих, пятно.
3
12-14
Техника «Восковые мелки и акварель» узоры.
Сочетание в работе разных материалов, свойство материалов. Растительный орнамент в полосе.
3
15-17
Граттаж «Сказочный замок».
Понятие «Граттаж», приёмы работы воском, акварелью, гуашью.
3
18-19
Изображение животных (восковые мелки).
Свойство графических материалов их разновидности. Линейное построение рисунка.
2
20-21
Весенние ручейки (цветные карандаши).
Формирование композиционных навыков. Линейно-конструктивное построение рисунка. Линия, штрих, пятно.
2
Скульптура (6 часа)
1-2
Животные.
Приёмы объёмной работы с пластилином. Лепка из отдельных деталей Приёмы работы (катание, вытягивание, сплющивание, заглаживание)
2
3-4
Рельеф.
Понятие рельеф. Приёмы объёмной, плоскостной работы с пластилином.
2
5-6
Объёмная лепка, транспорт.
Приёмы объёмной работы с пластилином. Лепка из отдельных деталей. Понятие транспорт.
2
Аппликация (8 часа)
1-2
Аппликация «Зимний пейзаж»
Понятие аппликация, геометрические формы, разметка деталей по шаблону, способом складывания. Правила работы с ножницами, клеем. Аппликация из ткани.
2
3
Объёмная аппликация из бумажных комков.
Понятия (объёмная аппликация), заготовка материала, этапы выполнения работы.
1
4-5
Обрывная аппликация из бумаги «Натюрморт».
Обрывная аппликация, заготовка материала, этапы выполнения работы.
2
6-8
Аппликация из ткани.
Понятие аппликация, геометрические формы, разметка деталей по шаблону, способом складывания. Правила работы с ножницами, клеем. Аппликация из ткани.
3
Бумагопластика (6 часов)
1-2
«Дерево» из бумажных полос.
История возникновения и развития бумагопластики, сведения о материалах, инструментах и приспособлениях.
2
3-4
Игрушки из конуса.
Последовательность изготовления работы с использованием шаблона для разметки круглых деталей. Понятие круг, конус, деление окружности на 2-4 части.
2
5-6
Игрушки из конуса.
Последовательность изготовления работы с использованием шаблона для разметки круглых деталей. Понятие круг, конус, деление окружности на 2-4 части.
2
Работа с природными материалами (4 часа)
1-2
Аппликация из семян клёна «корзина».
Последовательность выполнение работы. Благоприятные цветовые сочетания.
2
3-4
Аппликация из семян клёна «корзина».
Последовательность выполнение работы. Благоприятные цветовые сочетания.
2
1
Организация и обсуждение выставки детских работ.
Организация и обсуждение выставки детских работ. Оформление работ, подготовка представления своих работ.
1
Планируемые результаты
Личностные результаты: эмоционально - ценностно относиться к природе, человеку, обществу;
различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного образного языка;
осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественно-творческой деятельности;
узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны окружающего мира и жизненных явлений.
Метапредметные результаты: наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы;
выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта — природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т.д. — в живописи, графике и скульптуре, выражая своё отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия;
планировать и выполнять практическое задание (практическую работу) с опорой на инструкционную карту, образец; при необходимости вносить коррективы в выполняемые действия;
на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно подбирать доступные в обработке материалы для изделий по декоративно-художественным и конструктивным свойствам в соответствии с поставленной задачей;
отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов оптимальные и доступные технологические приёмы их ручной обработки (при разметке деталей, их выделении из заготовки, формообразовании, сборке и отделке изделия);
применять приёмы рациональной безопасной работы ручными инструментами: чертёжными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы) и колющими (швейная игла);
распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них; изготавливать плоскостные и объёмные изделия по простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам;
анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму, определять взаимное расположение, виды соединения деталей;
Предметные результаты:
различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;
различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;
создавать простые композиции на заданную тему;
использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла;
создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ животного, передавать на плоскости и в объёме пропорции фигуры; передавать характерные черты внешнего облика;
использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента.
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
1.Учебно-методическое обеспечение учебного процесса:
Коротеева Е. И. Азбука аппликации / Е. И. Коротеева - М., 2009.
Коротеева Е. И. Весёлые друзья-фантики: аппликация из фантиков/ Е. И. Коротеева - М., 2009.
Коротеева Е. И. Графика. Первые шаги / Е. И. Коротеева.-М., 2009.
Коротеева Е. И. Живопись. Первые шаги / Е. И. Коротеева.-М., 2009.
Коротеева Е. И. Изобразительное искусство: учебно-наглядное пособие для учащихся 1-4 классов / Е. И. Коротеева.-М., 2003.
Коротеева Е. И. Озорные подружки-нитки: аппликация из ниток / Е. И. Коротеева.-М., 2009.
Неменский Б. М. Педагогика искусства / Б.М. Неменский.-М., 2007.
Неменский Б. М. Познание искусством / Б.М. Неменский. – М., 2000.
2. Материально-техническое оснащение учебного процесса:
- репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы;
- портреты русских и зарубежных художников;
-таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента;
- таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта;