Рабочая программа внеурочной деятельности "Вокальная студия" 5-9 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности "Вокальная студия" 5-9 класс
В основу образовательного процесса на эстетическом отделении положена концепция развивающего обучения, согласно которой работа над приобретением и совершенствованием исполнительских навыков и умений находится в неразрывной связи с всесторонним, универсальным развитием личности ученика, расширением его художественного и общекультурного кругозора.
Вокальное исполнение – один из самых активных видов музыкально-практической деятельности учащихся, а в эстетическом воспитании всегда имеет позитивное начало. Крылатая фраза «запоет школа – запоет народ» очень точно передает суть вопроса.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Вокальная студия» для 5-9 класса общекультурной направленности, по конкретному виду внеурочной деятельности.
Рабочая программа разработана на основе Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителей/ Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011 и авторской программы «Мир вокального искусства» /авт.- сост.Г.А.Суязова.- Волгоград: Учитель, 2011г. - 138 с.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "Вокальная студия" 5-9 класс»
муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 17
имени А.А. Герасимова
Рассмотрена Утверждена
на заседании ПК Приказ по школе № 01-02/123-2
протокол № 1 от 01.09.2020 года
от «26» августа 2020года
Директор____________С.В.Серебрякова
Согласована
на заседании научно-методического совета
протокол № 1
от «28» августа 2020года
Рабочая программа
внеурочной деятельности
вокальной студии
для 5-9 классов
Срок реализации 1 год (68 часов)
Учитель: Савина Елена Юрьевна
г. Рыбинск
2020 – 2021 учебный год
В основу образовательного процесса на эстетическом отделении положена концепция развивающего обучения, согласно которой работа над приобретением и совершенствованием исполнительских навыков и умений находится в неразрывной связи с всесторонним, универсальным развитием личности ученика, расширением его художественного и общекультурного кругозора.
Вокальное исполнение – один из самых активных видов музыкально-практической деятельности учащихся, а в эстетическом воспитании всегда имеет позитивное начало. Крылатая фраза «запоет школа – запоет народ» очень точно передает суть вопроса.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Вокальная студия» для 5-9 класса общекультурной направленности, по конкретному виду внеурочной деятельности.
Рабочая программа разработана на основе Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителей/ Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011 и авторской программы «Мир вокального искусства» / авт.- сост.Г.А.Суязова.- Волгоград: Учитель, 2011г. - 138 с.
1. Планируемые результаты
Личностные
1.Сформулированность эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии; Учащиеся научатся:
размышлять об истоках возникновения музыкального искусства;
наблюдать за музыкой в жизни человека и звучанием природы;
расширять музыкальный кругозор и получать общие представления о музыкальной жизни современного социума.
2.Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования.
Учащиеся научатся:
участвовать в коллективном пении, вовремя начинать и заканчивать пение, слушать паузы, понимать дирижерские жесты.
участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы и анализе условий учебной задачи.
Предметные
1.Сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии.
Учащиеся научатся:
- проявлять личностное отношение при восприятии музыкальных произведений, эмоциональную отзывчивость;
- понимать степень значения роли музыки в жизни человека;
- пониманию истоков музыки и ее взаимосвязи с жизнью;
- воспринимать учебный материал небольшого объема со слов учителя, умению внимательно слушать;
- узнавать на слух основную часть произведений.
2.Сформированность основ музыкальной культуры на материале музыкальной культуры родного края
- ориентироваться в музыкально- поэтическом творчестве родного края, сопоставлять различные образцы музыки; ребята научатся:
- осмысленно владеть способами певческой деятельности: пропевание мелодии, проникнуться чувством сопричастности к природе, добрым отношением к ней;
- реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально — исполнительские замыслы в различных видах деятельности.
3.Развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности накопления музыкально-слуховых представлений и воспитания художественного вкуса.
Учащиеся научатся:
- понимать термины: мелодия и аккомпанемент. Что мелодия – главная мысль музыкального произведения;
- обогащению индивидуального музыкального опыта;
- воплощению собственных мыслей, чувств в звучании голоса и различных инструментов.
4.Умение воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальному произведению; учащиеся научатся:
- внимательно слушать музыкальные фрагменты и находить характерные особенности музыки в прозвучавших литературных фрагментах;
- узнавать изученные музыкальные произведения, высказывать свое отношение к различным музыкальным сочинениям, явлениям;
- определять и сравнивать характер, настроение в музыкальных произведениях;
- эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление.
5.Использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнения вокально-хоровых произведений, в импровизации. Учащиеся научатся:
- определять характер, настроение, жанровую основу песен-попевок;
- принимать участие в элементарной импровизации и исполнительской деятельности;
- участвовать в коллективном пении, исполнение ритма, изображение звуковысотности мелодии движением рук;
- выразительно исполнять песню и составлять исполнительский план вокального сочинения исходя из сюжетной линии стихотворного текста, находить нужный характер звучания, импровизировать «музыкальные разговоры» различного характера;
- передавать настроение музыки в пении;
- откликаться на характер музыки пластикой рук, ритмическими хлопками;
- исполнять, инсценировать песни;
- передавать настроение музыки в пластическом движении, пении, давать определения общего характера музыки.
Метапредметные
1.Применение знаково-символических и речевых средствдлярешения коммуникативных и познавательных задач; учащиеся научатся:
- использовать музыкальную речь, как способ общения между людьми и передачи информации, выраженной в звуках;
- выделять отдельные признаки предмета и объединять по общему признаку;
- приобретать (моделировать) опыт музыкально-творческой деятельности через сочинение, исполнение, слушание;
- выделять отдельные признаки предмета и объединять по общему признаку;
- выражать собственные мысли, настроения и чувства с помощью музыкальной речи в пении, движении, игре на инструментах;
- приобретать (моделировать) опыт музыкально- творческой деятельности через сочинение, исполнение, слушание;
- найти нужную речевую интонацию для передачи характера и настроения песни;
- владеть элементами алгоритма сочинения мелодии.
2.Участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределения функций и ролей. Учащиеся научатся:
- самостоятельно выполнять упражнения;
- участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов;
- видеть взаимосвязь всех школьных уроков друг с другом и роль музыки в отражениях различных явлениях жизни;
- участвовать в коллективном пении, вовремя начинать и заканчивать пение, слушать паузы, понимать дирижерские жесты;
- оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий.
2. Содержание курса с указанием основных видов деятельности
Певческая установка. Посадка певца, положение корпуса, головы. Навыки пения сидя и стоя. Знакомство с основными разделами и темами программы, режимом работы коллектива, правилами поведения в кабинете, правилами личной гигиены вокалиста. Подбор репертуара. Беседа о правильной постановке голоса во время пения. Правила пения, распевания, знакомство с упражнениями. Певческая установка. Теоретические основы. Психологическая готовность к выступлению. Форма организации: вводное занятие; музыкальное занятие. Вид деятельности: коллективное и групповое исполнение
Пение специальных упражнений для развития слуха и голоса. Введение понятия унисона. Работа над точным звучанием унисона. Формирование вокального звука. Форма организации: музыкальное занятие. Вид деятельности: коллективное исполнение и работа по группам.
Формирование правильных навыков дыхания. Упражнения для формирования короткого и задержанного дыхания. Упражнения, направленные на выработку рефлекторного певческого дыхания, взаимосвязь звука и дыхания. Твердая и мягкая атака. Типы певческого дыхания. Работа над певческим дыханием. Цепное дыхание. Дыхание перед началом пения. Одновременный вдох и начало пения. Различные характеры дыхания перед началом пения в зависимости перед характером исполняемого произведения: медленное, быстрое. Смена дыхания в процессе пения. Форма организации: музыкальное занятие. Вид деятельности: коллективное исполнение.
Дикция и артикуляция. Формирование правильного певческого произношения слов. Работа, направленная на активизацию речевого аппарата с использованием речевых и муз. Скороговорок, упражнения по системе В.В.Емельянова. Работа над согласными и гласными. Распевание. Развитие звуковысотного и динамического диапазона. Форма организации: музыкальное занятие. Вид деятельности: коллективное исполнение.
Ансамбль. Унисон. Воспитание навыков пения в ансамбле, работа над интонацией, единообразие манеры звука, ритмическое, темповое, динамическое единство звука. Одновременное начало и окончание песни. Использование а капелла. Формирование чувства ансамбля. Выработка активного унисона (чистое и выразительное интонирование диатонических ступеней лада) устойчивое интонирование одноголосого пения при сложном аккомпанементе. Форма организации: репетиция, концерт. Вид деятельности: коллективное исполнение.
Музыкально – исполнительская работа. Развитие навыков уверенного пения. Обработка динамических оттенков и штрихов. Работа над снятием форсированного звука в режиме «громко». Распевание. Работа над тембром. Форма организации: репетиция, концерт. Вид деятельности: коллективное исполнение.
Ритм. Знакомство с простыми ритмами и размерами. Игра «Эхо», «Угадай мелодию», осознание длительностей и пауз. Умение воспроизвести ритмический рисунок мелодии – игра. Форма организации: репетиция, концерт. Вид деятельности: коллективное исполнение.
Сценодвижение. Воспитание самовыражения через движение и слово. Умение изобразить настроение в различных движениях и сценках для создания художественного образа. Игры на раскрепощение. Работа над сценическим образом. Использование элементов ритмики, сценической культуры. Движения под музыку. Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой. Обучение ребёнка пользованию фонограммой осуществляется с помощью аккомпанирующего инструмента в классе, в соответствующем темпе. Пение под фонограмму - заключительный этап работы. Форма организации: репетиция, концерт. Вид деятельности: коллективное, групповое и сольное исполнение. Формировать у детей культуру поведения на сцене. Форма организации: музыкальное занятие, репетиция, концерт. Вид деятельности: коллективное, групповое и сольное исполнение.
Репертуар. Соединение музыкального материала с танцевальными движениями. Выбор и разучивание репертуара. Разбор технически добрых мест, выучивание текстов с фразировкой, нюансировкой. Работа над образом исполняемого произведения. Распевание. Работа над подвижностью голосов. Работа над выразительностью слов в пении. Форма организации: музыкальное занятие. Вид деятельности: коллективное исполнение.
Теоретические основы. Нотная грамота. Гигиена певческого голоса. Психологическая готовность к выступлению. Гигиена голоса - группа мероприятий, направленных на предотвращение заболеваний голосового аппарата. Звук – результат колебаний упругого тела. Всё многообразие звуков можно сгруппировать в три категории – звуки музыкальные, не музыкальные (шумы) и звоны. Музыкальные звуки, в отличие от всех остальных, являются результатом регулярных колебаний, поэтому их высота может быть точно определена. Форма организации: музыкальное занятие, репетиция, концерт. Вид деятельности: коллективное, групповое и сольное исполнение.
Концертная деятельность. Работа с воспитанниками по культуре поведения на сцене, на развитие умения сконцентрироваться на сцене, вести себя свободно раскрепощено. Разбор ошибок и поощрение удачных моментов. Форма организации: музыкальное занятие. Вид деятельности: коллективное исполнение.
Отбор лучших номеров, репетиции. Анализ выступления.
3. Тематическое планирование
№
п/п
Темы
Количество часов
1
Владение голосовым аппаратом.
Разучивание песен.
3
2
Использование певческих навыков.
Разучивание песен.
3
3
Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками пения.
Разучивание песен.
3
4
Охрана голосового аппарата.
Разучивание песни про учителей.
3
5
Певческая установка
Разучивание народных песен.
4
6
Звукообразование.
Музыкальные штрихи
Разучивание песен о здоровом образе жизни
3
7
Дыхание. Разучивание песни о дружбе.
4
8
Дикция и артикуляция.
Разучивание песен о Рыбинске.
4
9
Ансамбль. Унисон.
Разучивание туристических песен.
4
10
Ансамбль.
Элементы двухголосия.
Разучивание туристических песен
3
11
Музыкально-исполнительская работа. Разучивание песен о зиме и про Новый год.
3
11
Ритм. Разучивание песен о зиме и про Новый год.
3
12
Сценодвижение. Разучивание патриотических песен .
4
13
Работа над звуковедением и чистотой интонирования.
Разучивание песен о весне.
4
14
Работа с фонограммой. Разучивание песен о весне.
4
15
Выразительное исполнение песни.
Разучивание песен о доброте, о дружбе.
4
16
Создание сценического образа. Разучивание песен к 9 мая.
4
17
Теоретические основы. Нотная грамота.
Песни о государственной символике: гимн, герб, флаг.
4
18
Теоретические основы. Нотная грамота.
Разучивание песен о Родине, о лете и т.д.
4
ИТОГО:
68
Приложение 1
№
Содержание занятий
часы
Способы отслеживания результатов
1
Вводное занятие. Ознакомление с программой, основными терминами, режимом работы. Начальная диагностика.
1
Коллективное, групповое и сольное исполнение
2
Правила личной гигиены вокалистов. Работа над чистым интонированием.
1
Коллективное и групповое исполнение
3
Естественное звучание унисон. Упражнения на правильное звукоизвлечение.
1
Коллективное исполнение и работа по группам
4
Упражнение на точное исполнение одноголосного произведения. Трубачев «Моя Родина»
1
Коллективное исполнение и работа с солистами
5
Разучивание произведения с элементами двухголосия в терцию «Совершите чудо».
1
Коллективное исполнение и работа с солистами
6
Подготовка к городскому конкурсу туристической песни. Работа над песнями: «Совершите чудо», «Добрые люди»
1
Коллективное и групповое исполнение
7
Работа над формированием высокой певческой позиции в песне «Рассвет-чародей»
1
Коллективное исполнение и работа с солистами
8
«Рассвет-чародей». Закрепление навыка правильного открытия рта при звукоизвлечение.
1
Коллективное исполнение и работа по группам
9
Отработка навыка цепного дыхания на примере русской народной песни «В темном лесе»
1
Коллективное исполнение и работа с солистами
10
Короткое и задержанное дыхание.
1
Мониторинг участия в конкурсе туристической песни
11
Работа над достижением однородности звучания тембров разных голосовых регистров.
1
Коллективное и групповое исполнение
12
Упражнения, попевки на скачкообразный переход в разные регистры.
1
Коллективное исполнение и работа по группам
13
Взаимосвязь качества звука и дыхания. Разучивание песни «Ты, да я, да мы с тобой»
1
Коллективное исполнение и работа с солистами
14
Канон. Русская народная песня «Со вьюном»
1
Коллективное исполнение и работа с солистами
15
Работа над песней «Сапожки русские». Исполнение группой и с солистом.
1
Коллективное и групповое исполнение
16
Развитие навыка уверенного пения в legato,staccato,marcato,nonlegato.
1
Коллективное исполнение и работа с солистами
17
Снятие форсированного звука в режиме пенияfи ff.
1
Коллективное исполнение и работа по группам
18
Исполнение в единстве хоровой звучности. Е.Крылатов «Бьют часы на старой башне»
1
Коллективное исполнение и работа с солистами
19
Разучивание песни «Дин-дон» с элементами двухголосия.
1
Коллективное и групповое исполнение
20
Работа над дикцией и артикуляцией в песне «Дин-дон»
1
Коллективное исполнение и работа по группам
21
Музыкально-ритмические движения при исполнении песенного материала. Работа на сцене.
1
Коллективное исполнение и работа с солистами
22
Работа над точным интонированием и естественным унисоном.
1
Коллективное исполнение и работа с солистами
23
Формирование высокой певческой позиции. Работа над песней «Снег январский»
1
Коллективное и групповое исполнение
24
Раскрепощение певческого аппарата. Разучивание песни «Зимний сад».
Работа над произведением «Последний час декабря». Соотношение текста и мелодии в песне. Распевы.
1
Коллективное и групповое исполнение
27
Работа с микрофоном. Музыкально- ритмические движения в песенном материале. Создание сценического образа.
1
Коллективное исполнение и работа по группам
28
Импровизация. Создание исполнительского образа.
1
Коллективное исполнение и работа с солистами
29
Концертная деятельность на новогодних праздниках. Работа с микрофоном.
1
Коллективное исполнение и работа с солистами
30
Упражнения на расширение голосового диапазона.
1
Коллективное и групповое исполнение
31
Отработка динамических оттенков и штрихов в вокальных произведениях.
1
Коллективное исполнение и работа с солистами
32
Работа над снятие форсирования звука в режиме пения fи ff. Работа над песней «Снег кружится»
1
Коллективное исполнение и работа с солистами
33
Упражнения направленные на сохранение певческого тона и диафрагмального дыхания.
1
Коллективное и групповое исполнение
34
Совершенствование унисона, переход к многоголосному пению.
1
Коллективное исполнение и работа с солистами
35
Включение в репертуар песен с различными видами двухголосия (подголосочного и каноничного)
1
Коллективное исполнение и работа с солистами
36
Имитационное двухголосие. «Баллада о гитаре и трубе» Я.Френкеля.
1
Коллективное исполнение и работа с солистами
37
Ритмический канон. Музыкальные и речевые скороговорки: «Как на горке на пригорке стоят 33 Егорки».
1
Коллективное и групповое исполнение
38
Работа над песней «Адрес детства-Россия»
1
Коллективное исполнение и работа по группам
39
Артикуляционная гимнастика. «Адрес детства-Россия» Работа с микрофоном.
1
Коллективное исполнение и работа с солистами
40
Подготовка к конкурсу патриотической песни: «Гимн детей России»
1
Коллективное исполнение и работа с солистами
41
Работа над фразировкой в песне «Гимн детей России»
1
Коллективное и групповое исполнение
42
Пение по ролям во втором куплете «Гимн детей России». Упражнение на дикцию.
1
Коллективное исполнение и работа с солистами
43
Музыкально-ритмические движения, эмоциональное состояние и образ во время исполнения песни.
1
Коллективное исполнение и работа по группам
44
Разучивание песен А.Пахмутовой «Надежда»
1
Коллективное исполнение и работа с солистами
45
«Песня о тревожной молодости», «Герои спорта». Работа над текстом и мелодией.
1
Коллективное и групповое исполнение
46
Работа над фразировкой в песне «Сигнальщики-горнисты» А.Пахмутовой
1
Коллективное исполнение и работа с солистами
47
Динамика и динамические оттенки в песне «Сигнальщики-горнисты»
1
Коллективное исполнение и работа по группам
48
Сольное и групповое пение в песне «Сигнальщики-горнисты»
1
Коллективное исполнение и работа с солистами
49
Разучивание песен о Великой Отечественной войне: «Песня о маленьком трубаче».
1
Коллективное и групповое исполнение
50
Ритмический рисунок в «Песне о маленьком трубаче», вступление из-за такта.
1
Коллективное исполнение и работа с солистами
51
Дикция в маршевых песнях. «Последний бой». Тренировочные упражнения, скороговорки.
1
Коллективное исполнение и работа с солистами
52
Песня «От героев» - разучивание, работа над мелодией.
1
Коллективное и групповое исполнение
53
Работа с микрофоном. Исполнение песен о войне. Подготовка к митингу.
1
Коллективное исполнение и работа с солистами
54
Ян Френкель «Журавли». Вокализация запева, двухголосие.
1
Коллективное исполнение и работа по группам
55
Исполнение песни «Журавли» с солистом, используя двухголосие. Создание сценического образа.
1
Коллективное исполнение и работа с солистами
56
Двухголосное пение в терцию. Песня А. Пахмутовой «Надежда»
1
Коллективное и групповое исполнение
57
«Ветер перемен» разучивание песни из к|ф «Мери Попинс, до свидания»
1
Коллективное исполнение и работа с солистами
58
Расширение певческого диапазона. Упражнения.
1
Коллективное исполнение и работа по группам
59
Дикция и артикуляция при исполнении. Песня «Каникулы» - работа над текстом и мелодией.
1
Коллективное исполнение и работа с солистами
60
Синхронное завершение и начало фраз. Работа на сцене с микрофоном.
1
Коллективное и групповое исполнение
61
Подготовка вокальных произведений к итоговым ассамблеям. Песня «До свидания» - исполнение в стиле рэп.
1
Коллективное исполнение и работа по группам
62
Работа над музыкально- ритмическими движениями в песне. Создание образа.
1
Коллективное исполнение и работа с солистами
63
Скачкообразные переходы в различные регистры. Отработка навыка.
1
Коллективное и групповое исполнение
64
Разучивание песен на стихи рыбинских поэтов Льва Ошанина и Зои Крыловой.
1
Коллективное исполнение и работа с солистами
65
Разучивание песни «Рыбинск» на стихи Зои Крыловой.
1
Коллективное исполнение и работа по группам
66
Вокально-творческое самовыражение, импровизация.
1
Коллективное и групповое исполнение
67
Участие в школьных итоговых ассамблеях.
1
Коллективное исполнение и работа с солистами
68
Итоговое занятие. Подведение итогов года. Обобщение.
1
Коллективное, групповое и сольное исполнение
Итого: 68 часов
Список литературы
Асафьев, Б.В. Музыкальна форма как процесс. - Ленинград.: Музыка, 1971 - 376 с.
Асафьев, Б.В. О народной музыке. - Ленинград.: Музыка, 1987 - 248 с.
Балабан, О.В. Импровизация как средство постижения народной музыкальной культуры. - Мир науки, культуры, образования, № 2 (51), 2015 - 199-200 с.
Барбан, Е.С. Джазовые диалоги издательство. - СПб.: Композитор, 2006 - 304 с.
Беспалов, О.И. К вопросу об экспериментальном исследовании по развитию музыкально-импровизационных способностей подростков. - Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова, № 3, 2009 - 325-330 с.
Будницкая, Т.А. Принципы работы вокалиста над джазовым репертуаром. - Журнал Психология и педагогика: современные методики и инновации, опыт практического применения, № 9, 2015 - 8с.
Дмитриев, Л.Б. Основы вокальной методики. - М.: Музыка, 2007 - 338 с.
Дмитриева, Т.А. Диссертация на тему Развитие креативности подростка в процессе обучения импровизации. - М.: МПГУ, 2005 - 214 с.
Иофис Б.Р. Импровизация и сочинение музыки. - М.:МПГУ, 2006 - 72 с.
Зайцева, А.С. Дидактические особенности обучения джазовой импровизации вокалистов музыкального искусства эстрады в ВУЗах культуры и искусств. - М.: автореферат, 2012 - 25с.
Зайцева, А.С. Некоторые вопросы обучения джазовой импровизации вокалиста в процессе профессиональной подготовки в ВУЗах культуры и искусства. - Вестник МГУКИ 5 (49) сентябрь-октябрь, 2012 - 167-171 с.
Карягина, А.В. Джазовый вокал. - СПб.: Планета музыки, 2008 - 48 с.
Кинус, Ю.Г. Импровизация и композиция в джазе. - Ростов-на-Дону.: Феникс, 2008 - 192 с.
Клипп, О.Я. Постановка голоса эстрадного певца. - М.: МПГУ, 2003 - 18 с.
Клипп, О.Я. История эстрадной и джазовой музыки. - М.: МПГУ, 2014 - 87 с.