kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по окружающему миру (система РО Занкова) 2 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Рабочая программа по окружающему миру составлена с учетом УУД.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру (система РО Занкова) 2 класс»

Пояснительная записка


Рабочая программа учебного курса «Окружающий мир» для 2 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373; Примерной основной образовательной программы начального общего образования (одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08.04.2015 №1/15); Основной образовательной программы начального общего образования Муниципального общеобразовательного учреждения гимназии №1 имени Героя Советского Союза Евгения Дикопольцева (2015 г.), Примерных программ начального общего образования (М., Просвещение, 2009 г.), авторской программы по окружающему миру Н.Я. Дмитриевой и А.Н.Казакова (М., Просвещение, 2011), рекомендованной Министерством образования Российской Федерации.

Общая характеристика учебного предмета


В Федеральных государственных образо­вательных стандартах начального общего образования нового поколения предмет «Окружающий мир», с одной стороны, рас­сматривается как фундамент для изучения значительной части предметов основной школы: физики, химии, биологии, геогра­фии, обществознания, истории; с другой стороны - как первый, единственный и по­следний предмет в школе, рисующий широ­кую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. Именно такое понимание роли учебного предмета «Окружающий мир» изначально заложено в программу и учебники, разрабо­танные в системе развивающего обучения Л.В. Занкова.

Л.В. Занков полагал, что без знаний по биологии, географии, истории невозмож­но воспитание у детей младшего школь­ного возраста качеств человека-гражданина, патриота. Эти знания, по его мнению, со­действуют широкому охвату явлений мира в его многообразии, они учат восприни­мать факты и явления окружающего мира во времени и пространстве.

Стержнем курса является логика истори­ческого развития Земли, природы, человека и человеческого общества, знаний человека об окружающем мире в их единстве и взаи­мопроникновении. По мере продвижения от класса к классу обучающиеся обогаща­ются новыми знаниями, новыми способами деятельности и методами познания, добы­тыми человеком на каждом этапе его исто­рического развития.

Реализовать такое содержание может ин­тегрированный курс, основу содержания ко­торого составляют «Естествознание» (Чело­век и природа) и «Обществознание» (Чело­век и общество), как это и предполагают ФГОС нового поколения. Привязывание яв­лений и событий к базовым философским понятиям: ко времени (исторический блок) и пространству (географический блок) слу­жит упорядочиванию того широкого и раз­нообразного содержания, которое характе­ризует интегрированный курс.

Понять, почему в результате историчес­кого развития мир стал таким, каков он есть сейчас, невозможно не только без есте­ственно-научных и исторических знаний, но и без получения опыта непосредствен­ного общения с природой, с людьми как представителями общества. Так создаются условия для социализации ребенка, приоб­щение его к ценностям гражданского обще­ства, становление активной и ответственной гражданской позиции, для воспитания эко­логической культуры, заботливого отноше­ния к природе.

Организация активной учебной деятель­ности школьников является главным усло­вием освоения предлагаемой ниже програм­мы курса «Окружающий мир» в системе развивающего обучения Л.В. Занкова. Толь­ко собственная деятельность может вызвать эмоционально-ценностное отношение к изу­чаемым событиям, фактам, явлениям, тем самым реализуя и воспитательные возмож­ности курса.

Учебный курс «Окружающий мир» приз­ван решать в системе общего развития уча­щихся следующие задачи:

- формировать широкую целостную кар­тину мира с опорой на современные науч­ные достижения;

- на основе предметных знаний и уме­ний подвести учеников к осознанию при­чинно-следственных связей между приро­дой, обществом и человеком, к осознанию разнообразия и многомерности окружающе­го мира, его противоречивости;

- в ходе решения первых двух задач раз­вивать логичность и самостоятельность мышления, развивать историческое мышле­ние, формировать экологическую культуру, элементарные правила нравственного пове­дения в мире природы и людей, норм здо-ровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

- формировать общеучебные умения: воспринимать проблему, выдвигать гипоте­зу, классифицировать, сравнивать, обоб­щать, делать выводы; ориентироваться в пространстве и времени; работать с карта­ми, таблицами, схемами; добывать инфор­мацию в соответствующей литературе, пользоваться справочниками, развивать уст­ную и письменную речь;

- освоить доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт и др. с получением инфор­мации из разных источников);

- воздействовать на развитие эмоционально-волевых, нравственных качеств лич­ности; воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине, гордости за свой край, уважения к своей семье, истории, культуре, способствовать эстетическому воспитанию.

Решению поставленных задач способ­ствует особое структурирование содержа­ния, что нашло выражение в данной прог­рамме.

От 1 к 4 классу прослеживаются следую­щие взаимозависимости. Начальные предс­тавления о Космосе служат базой для пони­мания процессов, происходящих в природе Земли. В свою очередь неживая и живая природа - это та среда, в которой развива­ется история человечества, а человек своей деятельностью изменяет природу Земли. Таким образом, предметом исследования школьников является единство неживой и живой природы, роль развития человека, общества, его открытий на разных этапах истории, постепенное высвобождение чело­века из-под власти природы и, наконец, вмешательство человека в природу.

Этот подход к развитию содержания со­храняется во 2 классе, в котором на пер­вый план выступает неживая и живая при­рода. Она является той основой, на которой базируются рассматриваемые в учебнике связи: природа - жизнь человека - развитие общества. Ознакомление со строением Зем­ли и ее оболочек способствует осознанию взаимозависимостей между компонентами неживой природы, пониманию процесса об­разования на Земле условий, в которых оказалось возможным возникновение и раз­витие живых организмов, то есть биосферы.

Содержание выстроено таким образом, чтобы провоцировать учебно-исследова­тельскую деятельность школьников, вклю­чая в непосредственные наблюдения, опы­ты, эксперименты, в непосредственное об­щение друг с другом и другими людьми. В курсе особое внимание обращается на проведение практических работ, экскурсий, проектов, но кроме того, создаются условия и для формирования умения работать с текстами и информацией.

Программа построена по принципу «дифференциации, то есть расчленения це­лого на многообразные формы и ступени, возникновение различий в процессе движе­ния содержания» (Л.В. Занков. Обучение и развитие. В соответствии с этим принципом отбор содержания предмета осу­ществляется на основе сочетания мироведе-ния и краеведения. Мироведческий подход позволяет раскрыть широкое разнообразие современного мира, его единство и целост­ность, тогда как краеведение на основании сравнения далекого и близкого конкретизи­рует это далекое, воображаемое, приближая его к опыту детей.

Таким образом, с 1 класса постоянно увеличивается количество и уровень рас­сматриваемых ребенком связей, постепенно они образуют, по выражению Л.В. Занко­ва, все более и более густую сетку. Предме­тами осмысления учеников становятся веч­ное движение, изменчивость самого мира и представлений о нем человека, долгий и трудный процесс познания законов и яв­лений природы, методы исследования и формы выражения этих представлений.

В курсе реализуется диалектическое единство теоретического и практического содержания в их историческом развитии. Все естественные науки выросли из челове­ческой практики. Чтобы выжить, человек вынужден был приспосабливаться к мест­ным условиям. При этом у него возникало много вопросов: почему сменяются день и ночь, почему идет снег и дождь, почему бывает холодно и тепло, почему разнообра­зен растительный и животный мир Земли, почему так отличается в других странах жизнь людей и их культура и т.д. Посте­пенно человек накапливал достаточно зна­ний, чтобы отвечать на возникающие воп­росы.

Взаимозависимость теоретического и эм­пирического при изучении окружающего мира реализуется в ходе раскрытия в содер­жании следующих линий: 1) история отк­рытия и познания природы Земли; 2) раз­витие человека и человеческого общества; 3) сведения о людях, вошедших в истори­ческую память народа.

Широкая содержательная область, кото­рая представлена в учебниках «Окружа­ющий мир», дает возможность каждому ребенку найти сферу своих интересов, соз­давая условия для формирования универ­сальных учебных действий. Так, погружение в широкую природную и общественную среду активизирует эмоционально-чувствен­ную сферу детей, пробуждает у них интерес к своей Земле и родному краю, к людям Земли и их прошлому, к своей семье, чувство сопричастности тому, что происхо­дит в нашем общем доме.

Отбор и структурирование содержания курса «Окружающий мир», организация процесса освоения этого содержания как са­мостоятельной поисковой деятельности обучающихся при использовании разных форм (фронтальной, групповой, парной, ин­дивидуальной) позволит к концу начально­го обучения достичь тех результатов в фор­мировании универсальных и предметных учебных действий, которые предусмотрены представленной ниже программой.

Место предмета « Математика» в учебном плане

На предмет «Окружающий мир» для 2 класса базисным учебным планом начального общего образования отводится 68 часов,34 учебные недели).



Количество часов в неделю -2;

Количество часов в 1четверти- 16;

Количество часов во 2 четверти-14;

Количество часов в 3 четверти- 22;

Количество часов в 4четверти -16




Результаты изучения учебного предмета


Программа обеспечивает достижение учащимися начальной школы личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

У обучающихся будут сформированы:

- внутренняя позиция школь­ника на уровне положительно­го отношения к занятиям по курсу «Окружающий мир», к школе;

- интерес к предметно-иссле­довательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях;

- ориентация на понимание предложений и оценок учите­лей и товарищей;

- понимание причин успеха в учебе;

- оценка одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятель­ности;

понимание нравственного содержания поступков окру­жающих людей;

- этические чувства (стыда, вины, совести) на основе ана­лиза поступков одноклассни­ков и собственных поступков;

- представление о своей граж­данской идентичности в фор­ме осознания «Я» как гражда­нина России;

- представление о своей этни­ческой принадлежности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

- интереса к познанию окру­жающего мира;

- ориентации на анализ соот­ветствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;

- самооценки на основе задан­ных критериев успешности учебной деятельности;

чувства сопричастности и гордости за свою Родину и па­ров;

- ориентации в поведении на принятые моральные нормы;

- понимания чувств одноклас­сников, учителей;

- представления о красоте природы России и родного края на основе знакомства с окру­жающим миром.

Метапредметные результаты:

Регулятивные:

Обучающийся научится:

- принимать и сохранять учеб­ную задачу;

учитывать выделенные учи­телем ориентиры действия в учебном материале;

- принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

- самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представлен­ной на наглядно-образном уровне;

- осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;

- вносить необходимые кор­рективы в действия на основе принятых правил;

- адекватно воспринимать оценку своей работы учителя­ми, товарищами, другими ли­цами;

- принимать роль в учебном сотрудничестве;

- выполнять учебные дейст­вия в устной, письменной речи и во внутреннем плане.

Обучающийся получит возможность научиться:

- контролировать и оцени­вать свои действия при рабо­те с наглядно-образным (ри­сунками, картой), словесно-образным и словесно-логичес­ким материалом при

сотруд­ничестве с учителем, одно­классниками;

- в сотрудничестве с учите­лем, классом находить не­сколько вариантов решения учебной задачи;

- на основе результатов реше­ния практических задач делать теоретические выводы о свой­ствах изучаемых природных объектов в сотрудничестве с учителем

и одноклассниками;

- самостоятельно адекватно оценивать правильность вы­полнения действия и вносить необходимые коррективы в ис­полнение в конце действия с

наг­лядно-образным материалом.

Познавательные:

Обучающийся научится:

- пользоваться знаками, сим­волами, таблицами, диаграм­мами, моделями, схемами, приведенными в учебной ли­тературе;

- строить сообщения в устной форме;

- находить в тексте ответ на заданный вопрос;

- ориентироваться на возмож­ное разнообразие способов ре­шения учебной задачи;

- анализировать изучаемые объекты с выделением сущест­венных и несущественных признаков;

- смысловому восприятию познавательного текста;

- анализировать объекты с вы­делением существенных и не­существенных признаков (в кол­лективной организации дея­тельности);

- осуществлять синтез как составление целого из частей;

- проводить сравнение, сериа­цию и классификацию изучен­ных объектов по самостоя­тельно выделенным основани­ям (критериям) при указании количества групп;

- устанавливать причинно-следственные связи в изучае­мом круге явлений;

- обобщать (выделять класс объ­ектов как по заданному при­знаку, так и самостоятельно);

- подводить анализируемые объекты (явления) под поня­тия разного уровня обобщения (природа сделанное челове­ком; природа живая - нежи­вая; группы

растений, группы животных);

- проводить аналогии между изучаемым материалом и соб­ственным опытом.

Обучающийся получит возможность научиться:

- осуществлять поиск нужного иллюстративного материала в дополнительных источниках литературы или медиаресурсах, рекомендуемых учителем;

- строить небольшие сообще­ния в устной и письменной форме;

- выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей;

- осуществлять запись (фик­сацию) указанной учителем информации об окружающем мире;

- проводить сравнение, сериа­цию и классификацию изучен­ных объектов по самостоя­тельно выделенным основани­ям (критериям) при указании и без

указания количества групп;

- понимать структуру пост­роения рассуждения как связи простых суждений об объекте (явлении);

- обобщать (самостоятельно выделять класс объектов).

Коммуникативные:

Обучающийся научится:

- выбирать адекватные рече­вые средства в диалоге с учите­лем, одноклассниками;

- воспринимать другое мнение и позицию;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- умению договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя);

- строить понятные для парт­нера высказывания;

- задавать вопросы, адекват­ные данной ситуации, позво­ляющие оценить ее в процессе общения.

Обучающийся получит возможность научиться:

- строить монологическое высказывание;

- ориентироваться на пози­цию партнера в общении и взаимодействии;

- учитывать другое мнение и позицию;

- умению договариваться, приходить к общему решению (при работе, в группе, в паре);

- контролировать действия партнера: оценивать качест­во, последовательность дей­ствий, выполняемых партне­ром, производить сравнение данных операций с тем,

как бы их выполнил «я сам»;

- адекватно использовать средства устной речи для ре­шения различных коммуника­тивных задач;

- навыкам взаимоконтроля.

Предметные результаты:

Человек и природа

Обучающийся научится:

- устанавливать связи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе (на основе изученного матери­ала); использовать их для объ­яснения

необходимости бе­режного отношения к природе: сравнивать объекты приро­ды на основе внешних призна­ков или известных характер­ных свойств;

- проводить несложные наб­людения в природе и воспро­изводить опыты в соответ­ствии с инструкцией, исполь­зуя простейшее лабораторное оборудование и

измеритель­ные приборы; соблюдать тех­нику оезопасности;

- описывать на основе предло­женного плана изученные объ­екты и явления живой и нежи­вой природы;

- характеризовать Землю как планету, Солнце как звезду, Луну как спутник Земли;

- ориентироваться на местнос­ти относительно своего тела; знать правила пользования компасом, определять основ­ные стороны горизонта по компасу, по природным

приме­там;

- различать твердые, жидкие н газообразные вещества;

- измерять температуру воды, воздуха и своего тела;

- различать три состояния во­ды; определять основные свой­ства воды, ее значение для жи­вых организмов и хозяйствен­ной деятельности человека; объяснять причины

кругово­рота воды в природе;

- определять основные свой­ства воздуха, его значение для растений, животных, человека;

- определять условия, необхо­димые для жизни растений (свет, тепло, воздух, вода);

- различать хвойные, цветко­вые; дикорастущие и культур­ные растения; съедобные и ядо­витые грибы;

- определять условия, необхо­димые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища);

- различать диких и домашних животных; животных разных групп (насекомые, рыбы, пти­цы, звери);

- приводить примеры предста­вителей разных групп расте­ний и животных;

- правилам ухода (полива, рыхления) за комнатными растениями;

- строить простейшие кор­мушки и подбирать корм для подкармливания различных птиц зимой.

Обучающийся получит возможность научиться:

- определять причины смены на Земле дня и ночи, смены времен года;

- показывать на карте и гло­бусе основные формы земной поверхности и водоемы;

- различать водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цвет­ковые растения;

- различать животных раз­ных групп (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающие­ся, птицы, млекопитающие).

Человек и общество

Обучающийся научится:

- понимать назначение орга­нов чувств для познания окру­жающего мира;

- выполнять правила личной гигиены, безопасного поведе­ния в доме, на улице, в природ­ной среде;

- соблюдать правила орга­низации учебного труда дома и в школе, понимать роль учи­теля;

- определять принадлежность организмов к царствам живой природы: растениям, живот­ным, грибам, бактериям.

Обучающийся получит возможность научиться:

- использовать на практике основные правила познания ок­ружающего мира;

- понимать различия между источниками информации об окружающем мире: наблюде­ние, измерение, опыт, книги, Интернет;

- оценивать характер взаи­моотношений людей в клас­сном, школьном коллективах.











Содержание программы


2 класс (68 часов)

Общий взгляд на Землю (6 часов)

Человек и природа

Материки и океаны Земли. Россия - самое большое государство ми­ра. Москва - столица. Россия - родина кос­монавтики.

Практическая работа. Работа с физи­ческой картой России и полушарий, глобу­сом, с контурной картой полушарий.

Как изучают окружающий мир (10 часов)

Человек и общество

Органы чувств человека. Правила гигие­ны. Что надо знать, чтобы сохранить орга­ны чувств здоровыми. Правила организации учебного труда дома и в школе.

Источники информации об окружающем мире: наблюдение, измерение, опыт, книги, Интернет. Исследовательская работа. Труд и творчество старших и сверстников. Учеба как вид творческой деятельности. Клас­сный, школьный коллектив. Роль учителя.

Инструменты и приборы. Назначение и устройство термометра.

Человек и природа

Вещества. Три состояния вещества в природе - твердое, жидкое, газообразное, их основные свойства. Экология - наука о взаимосвязях между живыми организма­ми и окружающей средой.

Практические работы. Определение с помощью органов чувств разных объектов окружающего мира и их свойств; определе­ние свойств веществ, находящихся в твер­дом, жидком и газообразном состоянии; знакомство с лупой, термометром; измере­ние температуры тела, воздуха, воды, снега.

Космос и Земля (14 часов)

Человек и природа

Звезды. Солнце - звезда. Планеты. Лу­на - спутник Земли. Форма Земли. Враще­ние Земли вокруг оси и Солнца. Время: год, месяц, неделя, сутки. Причина смены дня и ночи. Ориентирование по отношению к собст­венному телу, Солнцу и местным призна­кам

Область жизни на Земле.

Ориентирование по отношению к собст­венному телу, Солнцу и местным призна­кам. Горизонт, стороны горизонта. Компас.

Представление о глобусе и географичес­кой карте. Основные формы земной поверх­ности (рельеф): равнина, горы, холмы, овра­ги. Формы земной поверхности, свойствен­ные родному краю. Красота и разнообразие ландшафтов России и родного края.

Практические работы. Ориентирование на местности относительно собственного тела, по Солнцу, компасу и местным при­знакам. Нахождение на глобусе и карте изучаемых объектов. Изготовление прими­тивного компаса.

Наблюдения за высотой Солнца над го­ризонтом, за изменением длины тени от предметов в течение светового дня, за фаза­ми Луны; за погодой.

Взаимодействие сил природы (22 часа)

Человек и природа

Влияние Солнца на сушу.

Тепловые пояса Земли и смена времен года. Причина смены времен года.

Вода. Вода на Земле. Водоемы естествен­ные: океан, море, озеро, река, болото. Водо­емы искусственные - пруд, водохранилище, каналы. Правила безопасного пользования источниками воды. Три состояния воды. Во­да в атмосфере. Снег, лед. Свойства воды. Вода - растворитель. Очистка воды от при­месей фильтрованием. Вода - одно из усло­вий жизни на Земле. Вода в быту.

Воздух. Представление о его составе. Свойства воздуха. Воздух как условие горе­ния. Что такое ветер. Значение воздуха для растений, животных и человека.

Взаимосвязи и взаимозависимости между компонентами неживой природы. Явления природы: снегопад, листопад, ветер, гроза; смена времени суток, смена времен года.

Круговорот воды в природе. Представле­ние о стихийных бедствиях на Земле. Сти­хийные бедствия, возможные в местности, где находится школа. Изменение поверх­ности Земли под воздействием Солнца, во­ды, ветра и деятельности человека.

Охрана суши, воды и воздуха от загряз­нения вредными веществами.

Практические работы. Определение свойств воздуха и воды; измерение темпера­туры воздуха и воды; растворение в воде веществ, фильтрование; определение нап­равления ветра с помощью флюгера.

Экскурсия к водоему: наблюдения за состоянием водоема в разное время года. Обсуждение правил поведения у водоема. Ознакомление с экологическим состоянием своей местности.

Живая природа (16 часов)

Человек и природа

Царства живой природы: бактерии, гри­бы, растения, животные. Признаки живых организмов: дыхание, питание, движение, рост, размножение, умирание. Представле­ние о взаимосвязи живых организмов с не­живой природой, о связях между разными представителями живой природы.

Растения, их разнообразие. Роль расте­ний в природе и жизни человека. Бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия, краткая характерис­тика на основе наблюдений. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растений (свет, тепло, воздух, вода). Водоросли, мха, папоротники, хвойные и цветковые расте­ния. Деревья, кустарники, травы. Дикорас­тущие и культурные растения. Овощи и фрукты. Части растений, которые мы едим. Плоды и корнеплоды.

Животные, их разнообразие. Условия, не­обходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Представление о груп­пах животных: насекомые, рыбы, земновод­ные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитаю­щие (или насекомые, рыбы, птицы, звери); разнообразие животных. Особенности пита­ния разных животных (хищные, раститель­ноядные, всеядные). Размножение живот­ных (насекомые, рыбы, птицы, звери). Ди­кие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отно­шение человека к животным. Животные родного края, их названия, краткая характе­ристика на основе наблюдений. Правила поведения с домашними животными.

Сохранение редких растений, животных. Красная книга.

Грибы - съедобные и ядовитые, их раз­нообразие. Правила сбора грибов.

Бактерии, их роль в жизни живой при­роды и человека. Гигиена тела и жилища.

Красота и разнообразие природы России.

Практические работы. Проращивание семян; наблюдение за развитием растений в разных условиях; наблюдение и уход за комнатными растениями, за животными в уголке живой природы; изучение особен­ностей внешнего строения различных групп животных и растений с помощью коллек­ций и гербариев; рассматривание и класси­фикация плодов и семян; рассматривание строения плода и корнеплода; различение ядовитых грибов.

Экскурсия в природу.



Учебно - тематический план

п/п

Название азделов

Количество часов



Всего

Из них практических работ

Из них проверочных работ.

1

Общий взгляд на Землю

6

5

1

2

Как изучают окружающий мир

10

7

1

3

Космос и Земля

14

3

1

4

Взаимодействие сил природы

22

4

2

5

Живая природа

16

4

2


Всего:

68

23

7

























Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2класс


п.п

Дата

Тема урока

Терминология

Экскурсии и практические работы

УУД

ЦОР

1

02.09

Россия - самое большое государство ми­ра. Москва - столица Д\з по теме

« Наша Родина

Родина, Москва Россия Символы страны россияне национальность граница

Пр/р Работа с контурной картой полушарий Земли

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям по курсу «Окружающий мир», к школе;

- представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;

- находить в тексте ответ на заданный вопрос;

- ориентироваться на возмож­ное разнообразие способов ре­шения учебной задачи;

CD Гимн РФ, Презентация «Символы России»

2

07.09

История Земли. Связь прошлого с настоящим.


Исторические источники финикийцы летопись обряд

Пр/р «Сбор информации из различных источников»

воспринимать другое мнение и позицию;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- умению договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя);

- строить понятные для парт­нера высказывания;

- задавать вопросы, адекват­ные данной ситуации, позво­ляющие оценить ее в процессе общения.

CD Киноальбом Сборник образовательных мультипликационных фильмов «Всемирная история. Древний человек»

3

09.09

Россия – родина космонавтики

Космонавтика, Вселенная Галактика

Экскурсия в Музей завода имени А.Гагарина

Презентация «Освоение космоса»

4

14.09

Материки и океаны Земли.

Тепловые пояса.

Материки тепловой пояс меридианы

Пр/р Нахождение на глобусе и карте изучаемых объектов.

Обучающийся получит возможность для формирования:

- интереса к познанию окружающего мира;

- ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;


Наглядно-дидактическое пособие для использования с интерактивной доской. «Форма Земли. Ориентирование на местности»

5

16.09

Мировой океан.


Пангея. Материки части света

Пр./рН ахождение на глобусе и карте изучаемых объектов.

интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях;

- строить сообщения в устной форме;

- находить в тексте ответ на заданный вопрос;

- ориентироваться на возмож­ное разнообразие способов ре­шения учебной задачи;

- пользоваться знаками, сим­волами, таблицами, диаграм­мами, моделями, схемами, приведенными в учебной ли­тературе;

интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях;


Наглядно-дидактическое пособие для использования с интерактивной доской. «Форма Земли.»

6

21.09

Северный Ледовитый океан.

Экспедиция путешественники


7

23.09

Органы чувств человека. Терминологический диктант

Органы чувств отоларинголог. Офтальмолог

профессионализм

Пр/р Определение с помощью органов чувств разных объектов окруж. мира и их свойств.

Презентация «Органы чувств человека»

8

28.09

Органы чувств человека. Зрение и слух.


Пр/р Знакомство с лупой, термометром и их практическое применение.

- пользоваться знаками, сим­волами, таблицами, диаграм­мами, моделями, схемами, приведенными в учебной ли­тературе;


Презентация «Органы чувств человека»

9

30.09

Органы чувств человека. Обоняние и вкус, осязание.

Зрение дальнозоркость близорукость

Пр/р Измерение температуры воды, воздуха, тела.

- анализировать изучаемые объекты с выделением сущест­венных и несущественных признаков;

- смысловому восприятию познавательного текста;


Оборудование Цифровая лаборатория по естествознанию для начальных классов

10

05.10

Источники информации об окружающем мире: наблюдение, измерение, опыт, книги, Интернет Тестирование по теме «Органы чувств»


Гипотеза предположение


- ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей;

- понимание причин успеха в учебе;

- оценка одноклассников на основе заданных

- представление о своей этнической принадлежности.

- ориентации в поведении на принятые моральные нормы;

- анализировать объекты с вы­делением существенных и не­существенных признаков (в кол­лективной организации дея­тельности);

- строить сообщения в устной форме;

- находить в тексте ответ на заданный вопрос;

- ориентироваться на возмож­ное разнообразие способов ре­шения учебной задачи;

- строить сообщения в устной форме; - осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;



- принимать и сохранять учеб­ную задачу;

учитывать выделенные учи­телем ориентиры действия в учебном материале;

- принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

- самостоятельно находить несколько вариатов решения учебной задачи, представлен­ной на наглядно-образном уровне;

CD «Времена года»

CD Киноальбом Сборник образовательных мультипликационных фильмов «Природоведение для самых маленьких»

11

07.10

Наблюдения, рассуждения, выводы. Сезонная экскурсия к водоёму

Русло исток течение правый левый берег вниз по течению вверх по течению

Экскурсия к водоёму Наблюдение за состоянием водоёма в осенний период.

12

12.10

Инструменты и приборы.

Температура холодно тепло шкала градусника

Пр./р Использование термометра для определения температуры .

Оборудование Цифровая лаборатория по естествознанию для начальных классов.

13

14.10

Книги и другие средства информации.

Исследователи энциклопедия

ПР/р Сбор информации с использованием ресурсов интернета, справочников, энциклопедий.

Презентация «В мире книг»

14

19.10

Вещества. Три состояния вещества в природе - твердое, жидкое, газообразное, их основные свойства

Разные состояния веществ частица молекула атом

Пр/р Определение свойств воздуха

Обучающийся получит возможность для формирования:

- интереса к познанию окружающего мира;

- ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи; - осуществлять синтез как составление целого из частей;

- проводить сравнение, сериа­цию и классификацию изучен­ных объектов по самостоя­тельно выделенным основани­ям (критериям) при указании количества групп;

Наглядно-дидактическое пособие для использования с интерактивной доской «Мир природы» « Круговорот веществ в природе»

15

21.10

Проверочная работа по теме « Пути изучения окружающего мира»

Экология природные катаклизмы и аномалия


- оценка одноклассников на основе заданных

- представление о своей этнической принадлежности.

- ориентации в поведении на принятые моральные нормы;

- на основе результатов реше­ния практических задач делать теоретические выводы о свой­ствах изучаемых природных объектов в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;


Наглядно-дидактическое пособие для использования с интерактивной доской «Живая и неживая природа»

16

26.10

Работа над ошибками Охрана природных богатств: воды, воздуха,

Заповедники заказники памятники природы


понимание причин успеха в учебе;

- оценка одноклассников на основе заданных

- представление о своей этнической принадлежности.

- ориентации в поведении на принятые моральные нормы;


- пользоваться знаками, сим­волами, таблицами, диаграм­мами, моделями, схемами, приведенными в учебной ли­тературе;

вносить необходимые кор­рективы в действия на основе принятых правил;

- адекватно воспринимать оценку своей работы учителя­ми, товарищами, другими ли­цами;

Программно-методический комплекс «Фантазёры» Волшебный конструктор» Сказки природы»

17

28.10

Главные особенности космоса. Звезда по имени Солнце.

Млечный Путь Теллурий ось Земли Солнечная система

Пр./р Наблюдения за высотой Солнца над го­ризонтом

СD Учебный фильм «Звёзды и созвездия»

СD CD Киноальбом Сборник образовательных мультипликационных фильмов «География для самых маленьких»

18

09.11

Планеты. Звезды и созвездия.

Созвездие Солнечная система

Полярная


интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях;


19

11.11

Луна – спутник Земли.


Путешественник, кругосветное плавание


- ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;

- самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

чувства сопричастности и гордости за свою Родину

- устанавливать причинно-следственные связи в изучае­мом круге явлений;

- на основе результатов реше­ния практических задач делать теоретические выводы о свой­ствах изучаемых природных объектов в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;

- в сотрудничестве с учите­лем, классом находить не­сколько вариантов решения учебной задачи;

Наглядно-дидактическое пособие для использования с интерактивной доской «Смена времён года. Смена дня и ночи»

20

16.11

Враще­ние Земли вокруг оси и Солнца

Земная ось, световой день


Наглядно-дидактическое пособие для использования с интерактивной доской «Смена времён года. Смена дня и ночи»

21

18.11

Влияние Солнца на климат Земли.

Гидросфера

Литосфера

атмосфера


для использования с интерактивной доской «Мир природы»

22

23.11

Горизонт. Тестирование по теме «Планеты Солнечной системы»

Горизонт

Линия горизонта


Обучающийся получит возможность для формирования:

- интереса к познанию окружающего мира;

- ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;


Наглядно-дидактическое пособие для использования с интерактивной доской «Ориентирование на местности»

23

25.11

Строение Земли.

Область жизни на Земле.

Биосфера


критериев успешности учебной деятельности;

понимание нравственного содержания поступков окружающих людей;

- в сотрудничестве с учите­лем, классом находить не­сколько вариантов решения учебной задачи;

- самостоятельно адекватно оценивать правильность вы­полнения действия и вносить необходимые коррективы в ис­полнение в конце действия с наг­лядно-образным материалом.



24

30.11

Ориентирование. Стороны горизонта.


Ориентир, ориентирование

местность


Наглядно-дидактическое пособие для использования с интерактивной доской «Мир природы

25

02.12

Компас

.компас, стороны горизонта

Пр./р Изготовление прими­тивного компаса

CD Киноальбом Сборник образовательных мультипликационных фильмов «Природоведение для самых маленьких»

26

07.12

Народные приметы ориентирования.



интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях;


Наглядно-дидактическое пособие для использования с интерактивной доской «Ориентирование на местности»

Презентация «Глобус и карта»

27

14.12

Глобус и географическая карта Проверочная работа по теме « Земля –наш общий дом»

Глобус, модель, карта, меридианы, параллели

ПР./р Нахождение на глобусе и карте изучаемых объектов.

- понимания чувств одноклассников, учителей;

- представления о красоте природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром.

- строить монологическое высказывание;

- ориентироваться на пози­цию партнера в общении и взаимодействии;

- учитывать другое мнение и позицию;

28

16.12

Основные формы земной поверх­ности

Холм Гора

Рельеф овраг

Равнина

Низменность


- умению договариваться, приходить к общему решению (при работе, в группе, в паре);

- контролировать действия партнера: оценивать качест­во, последовательность дей­ствий, выполняемых партне­ром, производить сравнение данных операций с тем, как бы их выполнил «я сам»;

- адекватно использовать средства устной речи для ре­шения различных коммуника­тивных задач;

- навыкам взаимоконтроля.

Наглядно-дидактическое пособие для использования с интерактивной доской «Мир природы» «Форма Земли»

29

21.12

Красота и разнообразие ландшафтов России и родного края

Ландшафт

пейзаж


Наглядно-дидактическое пособие для использования с интерактивной доской «Мир природы» Живая и неживая природа

30

23.12

Планета Земля

.


Обучающийся получит возможность для формирования:

- интереса к познанию окружающего мира;

- ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;


CD Киноальбом Сборник образовательных мультипликационных фильмов «Природоведение для самых маленьких»

3четверть

31

28.12

Тепловые пояса Земли.


Тепловые пояса

экватор


- обобщать (выделять класс объ­ектов как по заданному при­знаку, так и самостоятельно);

- подводить анализируемые объекты (явления) под поня­тия разного уровня обобщения (природа сделанное челове­ком; природа живая - нежи­вая; группы растений, группы животных

- умению договариваться, приходить к общему решению (при работе, в группе, в паре);

- контролировать действия партнера: оценивать качест­во, последовательность дей­ствий, выполняемых партне­ром, производить сравнение данных операций с тем, как бы их выполнил «я сам»;


32

28.12

Обобщение по теме «Земля –наш общий дом»



Наглядно-дидактическое пособие «Мир природы»

33

11.01

Смена времен года.


Солнцестояние

равноденствие


CD Киноальбом Сборник образовательных мультипликационных фильмов «Природоведение для самых маленьких»

34

15.01

Причина смены времен года.


Солнцестояние

равноденствие


- адекватно использовать средства устной речи для ре­шения различных коммуника­тивных задач;


35

18.01

Вода на Земле. Водоёмы естественные. Водоёмы искусственные.

Водоём

Искусственный

Естественный

Канал Болото

Пруд Река Озеро

водохранилище

ПР./р Составление таблицы «Свойства воды в разных состояниях».

- навыкам взаимоконтроля.

- обобщать (выделять класс объ­ектов как по заданному при­знаку, так и самостоятельно);

- подводить анализируемые объекты (явления) под поня­тия разного уровня обобщения (природа сделанное челове­ком; природа живая - нежи­вая; группы растений, группы животных

- принимать роль в учебном сотрудничестве;

- выполнять учебные дейст­вия в устной, письменной речи и во внутреннем плане.

Наглядно-дидактическое пособие для использования с интерактивной доской «Мир природы»

36

22.01

Вода одно из условий жизни на Земле.



интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях;

- контролировать и оцени­вать свои действия при рабо­те с наглядно-образным (ри­сунками, картой), словесно-образным и словесно-логичес­ким материалом при сотруд­ничестве с учителем, одно­классниками;

- умению договариваться, приходить к общему решению (при работе, в группе, в паре);

CD Киноальбом Сборник образовательных мультипликационных фильмов «Природоведение для самых маленьких»

37

25.01

Вода в быту.


Пр/р Измерение температуры воды в тепле и на улице.

СD Программно-методический комплекс «Академия младшего школьника»

38

29.01

Экскурсия к водоёму. Наблюдение за состоянием водоёма в зимнее время. Терминологический диктант

Безопасность

Экскурсия к водоёму. Наблюдение за состоянием водоёма в зимнее время.

- контролировать действия партнера: оценивать качест­во, последовательность дей­ствий, выполняемых партне­ром, производить сравнение данных операций с тем, как бы их выполнил «я сам»;

- умению договариваться, приходить к общему решению (при работе, в группе, в паре);

СD Программно-методический комплекс «Академия младшего школьника»

39

01.02

Три состояния воды. Вода в атмосфере.

Твёрдое Жидкое

Газообразное

Текучесть испарение

прозрачность


- ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;

- самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

чувства сопричастности и гордости за свою Родину


Наглядно-дидактическое пособие для использования с интерактивной доской «Мир природы»

40

05.02

Снег, лёд. Свойства воды.


Пр/р «Определение вещества»

- умению договариваться, приходить к общему решению (при работе, в группе, в паре);

- контролировать действия партнера: оценивать качест­во, последовательность дей­ствий, выполняемых партне­ром, производить сравнение данных операций с тем, как бы их выполнил «я сам»;

- адекватно использовать средства устной речи для ре­шения различных коммуника­тивных задач;

- навыкам взаимоконтроля.

- контролировать действия партнера: оценивать качест­во, последовательность дей­ствий, выполняемых партне­ром, производить сравнение данных операций с тем, как бы их выполнил «я сам»;

CD Киноальбом Сборник образовательных мультипликационных фильмов «Природоведение для самых маленьких»

41

08.02

Очистка воды от примесей фильтрованием.

фильтрование


Наглядно-дидактическое пособие для использования с интерактивной доской «Мир природы»

42

12.02

Вода – растворитель.

растворитель



43

15.02

Воды Земли. Подземные воды.

Тестирование по теме «Вода»

Гейзер

айсберг


СD Программно-методический комплекс «Академия младшего школьника»

44

19.02

Воздух представление о его составе.


Азот

Углекислый газ

Кислород

Пр/р Определение свойств воздуха.

- ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;

- самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

чувства сопричастности и гордости за свою Родину

- обобщать (выделять класс объ­ектов как по заданному при­знаку, так и самостоятельно);

- подводить анализируемые объекты (явления) под поня­тия разного уровня обобщения (природа сделанное челове­ком; природа живая - нежи­вая; группы растений, группы животных

Презентация «Свойства воздуха»

45

22.02

Свойства воздуха. Воздух как условие горения.


Проводимость

Звук мираж


СD Программно-методический комплекс «Академия младшего школьника»

46

26.02

Значение воздуха для растений, животных и человека.

Ветер

Рельеф

Ураган

смерч


- понимания чувств одноклассников, учителей;

- представления о красоте природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром.

Наглядно-дидактическое пособие для использования с интерактивной доской «Мир природы»

47

01.03

Круговорот воды в природе.

Круговорот


- в сотрудничестве с учите­лем, классом находить не­сколько вариантов решения учебной задачи;

- самостоятельно адекватно оценивать правильность вы­полнения действия и вносить необходимые коррективы в ис­полнение в конце действия с наг­лядно-образным материалом.

Наглядно-дидактическое пособие для использования с интерактивной доской «Мир природы»

48

05.03

Взаимосвязи и между компонентами неживой природы Тестирование по теме»Воздух»

Промышленность

переработка


- анализировать изучаемые объекты с выделением сущест­венных и несущественных признаков;

- смысловому восприятию познавательного текста;


СD Программно-методический комплекс «Академия младшего школьника»

49

12.03

Явления природы: снегопад, листопад, ветер, гроза

Цунами. Вулкан. Огненное кольцо Тихого океана, шкала Рихтера

землетрясение амплитуда

Пр/р Определение направления ветра с помощью самодельного флюгера

- умению договариваться, приходить к общему решению (при работе, в группе, в паре);

- контролировать действия партнера: оценивать качест­во, последовательность дей­ствий, выполняемых партне­ром, производить сравнение данных операций с тем, как бы их выполнил «я сам»;


CD Киноальбом Сборник образовательных мультипликационных фильмов «Природоведение для самых маленьких»

50

15.03

Представления о стихийных бедствиях на Земле.

Чрезвычайная ситуация

Бедствие

МЧС


Презентация «Стихийные бедствия и явления»

51

19.03

Охрана суши, воды и воздуха от загрязнения вредными веществами. Проверочная работа по теме «Взаимодействие сил природы

Законодательство

Охрана природы


интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях;

- контролировать действия партнера: оценивать качест­во, последовательность дей­ствий, выполняемых партне­ром, производить сравнение данных операций с тем, как бы их выполнил «я сам»;

Наглядно-дидактическое пособие для использования с интерактивной доской «Мир природы»

52

22.03

Работа над ошибками .Изменение поверхности Земли под воздействием деятельности человека.

Деятельность человека

факторы


- анализировать изучаемые объекты с выделением сущест­венных и несущественных признаков;

- смысловому восприятию познавательного текста;

Обучающийся получит возможность для формирования:

- интереса к познанию окружающего мира;

- ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;

- обобщать (выделять класс объ­ектов как по заданному при­знаку, так и самостоятельно);

- подводить анализируемые объекты (явления) под поня­тия разного уровня обобщения (природа сделанное челове­ком; природа живая - нежи­вая; группы растений, группы животных


Наглядно-дидактическое пособие для использования с интерактивной доской «Мир природы»

53

02.04

Царства живой природы.:

бактерии, грибы, растения, животные.

Бактерии

Микробы

микроорганизмы

Пр/р наблюдение и уход за комнатными растениями.

Наглядно-дидактическое пособие для использования с интерактивной доской «Мир природы»

54

05.04

Растения. И их разнообразие.



55

09.04

Роль растений в природе и жизни человека.


Пр/ р Проращивание семян фасоли. гороха

- понимания чувств одноклассников, учителей;

- представления о красоте природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром.

- анализировать изучаемые объекты с выделением сущест­венных и несущественных признаков;

- смысловому восприятию познавательного текста;

- в сотрудничестве с учите­лем, классом находить не­сколько вариантов решения учебной задачи;

- самостоятельно адекватно оценивать правильность вы­полнения действия и вносить необходимые коррективы в ис­полнение в конце действия с наг­лядно-образным материалом.


СD Программно-методический комплекс «Академия младшего школьника»

56

12.04

Хвойные и цветковые растения. Терминологическийдиктант

Хвойные

Лиственные растения


CD Времена года

57

16.04

Дикорастущие и культурные растения.


Дикорастущие

культурные

П/рРассматривание и классификация плодов и семян

Наглядно-дидактическое пособие для использования с интерактивной доской «Мир природы»

58

19.04

Условия для прорастания семян и роста растений. Растения, которые мы едим

Корнеплод


- адекватно использовать средства устной речи для ре­шения различных коммуника­тивных задач;

- навыкам взаимоконтроля.

Наглядно-дидактическое пособие для использования с интерактивной доской «Мир природы»

59

23.04

Растения

родного края,краткая характеристика на основе наблюдения.

Эндемики

Реликтовые растения



интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях;


Наглядно-дидактическое пособие для использования с интерактивной доской «Мир природы»

60

26.04

Овощи

и фрукты. Части растений, которые мы едим. Плоды и корнеплоды Тестирование по теме «Растения»

Ягода

Фрукт

овощ

Пр/р Рассматривание

строения плода и корнеплода;

- самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

чувства сопричастности и гордости за свою Родину

- обобщать (выделять класс объ­ектов как по заданному при­знаку, так и самостоятельно);

- подводить анализируемые объекты (явления) под поня­тия разного уровня обобщения (природа сделанное челове­ком; природа живая - нежи­вая; группы растений, группы животных

Наглядно-дидактическое пособие для использования с интерактивной доской «Мир природы»

61

30.04

Грибы.

Съедобные

несъедобные

Пр/р Различение

ядовитых грибов.


Обучающийся получит возможность для формирования:

- интереса к познанию окружающего мира;

- адекватно использовать средства устной речи для ре­шения различных коммуника­тивных задач;

- навыкам взаимоконтроля.

СD Программно-методический комплекс «Академия младшего школьника»

62

03.05

Животные. Взаимосвязь растительного и животного мира.



CD Времена года

63

07.05

Животные, их разнообразие.


Ракообразные

паукообразные Пресмыкающиеся

Земноводные

Экскурсия в зооцентр «Питон» Животные, их разнообразие.

- адекватно использовать средства устной речи для ре­шения различных коммуника­тивных задач;

- навыкам взаимоконтроля.

- обобщать (выделять класс объ­ектов как по заданному при­знаку, так и самостоятельно);

- подводить анализируемые объекты (явления) под поня­тия разного уровня обобщения (природа сделанное челове­ком; природа живая - нежи­вая; группы растений, группы животных


Наглядно-дидактическое пособие для использования с интерактивной доской «Мир природы»

6

10.05

Условия, необходимые для жизни животных.



Презентация «Животные, их среда обитания»

65

14.05

Особенности размножения разных групп животных. Итоговая контрольная работа за год

Пресмыкающиеся

Земноводные

Рептилии

птицы


- ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;

- самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

чувства сопричастности и гордости за свою Родину



66

17.05

Особенности питания разных животных

Цепи питания

Млекопитающие Насекомоядные

Хищники

растительноядные


- адекватно использовать средства устной речи для ре­шения различных коммуника­тивных задач;

- навыкам взаимоконтроля.

- самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

чувства сопричастности и гордости за свою Родину

- обобщать (выделять класс объ­ектов как по заданному при­знаку, так и самостоятельно);

CD Киноальбом Сборник образовательных мультипликационных фильмов «Природоведение для самых маленьких»

67

21.05

Дикие и домашние животные. Роль животных

в природе и жизни людей,

Заповедник

Зоопарк

Парк природы


интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях;


Наглядно-дидактическое пособие для использования с интерактивной доской «Мир природы»

68

24.05

Сохранение редких растений, животных.

Красная книга.

Красная книга

Организация Гринпис



СD Программно-методический комплекс «Академия младшего школьника»



Список литературы

Основная литература

Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружа­ющий мир: Учебник для 2 класса. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Изда­тельский дом «Федоров».

Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Рабочая тетрадь для 2 класса к учебнику «Окру­жающий мир». - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом -«Федоров».

Дополнительная литература

Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Методи­ческие рекомендации к курсу «Окружаю­щий мир», 1-2 класс. - Самара: Издатель­ство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».

Любые доступные для детей энциклопе­дии, справочники, альбомы, по содержанию связанные с природой, историей, человеком и его здоровьем.

Оборудование

Наглядные пособия:

- натуральные: гербарии, чучела, коллек­ции минералов и горных пород, скелет че­ловека, скелет любого млекопитающего;

- изобразительные:

- муляжи плодов, животных и отдель­ных органов человека;

- таблицы групп растений и животных, отдельных органов человека и систем орга­нов, внешнего и внутреннего строения чело­века, значения полезных ископаемых;

- физический глобус Земли, компас, тел­лурий, муляжи;

- атлас для начальных классов;

- настенные карты: «Физическая карта полушарий», «Физическая карта мира», «Физическая карта России», «Карта при­родных зон мира», «Карта природных зон России», «Политическая карта мира»;

- самодельные наглядные пособия;

- интерактивная доска.

ЦОРы

Цифровая лаборатория по естествознанию для начальных классов

CD Киноальбом Сборник образовательных мультипликационных фильмов «Природоведение для самых маленьких»

Наглядно-дидактическое пособие для использования с интерактивной доской «Мир природы»

Программно-методический комплекс «Фантазёры»

СD Программно-методический комплекс «Академия младшего школьника»



















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа по окружающему миру (система РО Занкова) 2 класс

Автор: Смородинова Елена Эдуардовна

Дата: 04.10.2016

Номер свидетельства: 347397

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса (система Л. В. Занкова) "
    ["seo_title"] => string(81) "rabochaia-proghramma-po-okruzhaiushchiemu-miru-dlia-2-klassa-sistiema-l-v-zankova"
    ["file_id"] => string(6) "112244"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1408452616"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(49) "Рабочая программа окр. мир "
    ["seo_title"] => string(28) "rabochaia-proghramma-okr-mir"
    ["file_id"] => string(6) "113062"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1409109757"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Рабочая программа по окружающему миру 3 класс. Система Л.В. Занкова "
    ["seo_title"] => string(75) "rabochaia-proghramma-po-okruzhaiushchiemu-miru-3-klass-sistiema-l-v-zankova"
    ["file_id"] => string(6) "223646"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1437995421"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Рабочая программа по предмету окружающий мир с включением регионального компонента "
    ["seo_title"] => string(100) "rabochaia-proghramma-po-priedmietu-okruzhaiushchii-mir-s-vkliuchieniiem-rieghional-nogho-komponienta"
    ["file_id"] => string(6) "115968"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1412182730"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "рабочая программа по изобразительному искусству 1 класс (Система Л. В. Занкова) "
    ["seo_title"] => string(80) "rabochaia-proghramma-po-izobrazitiel-nomu-iskusstvu-1-klass-sistiema-l-v-zankova"
    ["file_id"] => string(6) "110265"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1405776765"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства