Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру (система РО Занкова) 2 класс»
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса «Окружающий мир» для 2 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373; Примерной основной образовательной программы начального общего образования (одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08.04.2015 №1/15); Основной образовательной программы начального общего образования Муниципального общеобразовательного учреждения гимназии №1 имени Героя Советского Союза Евгения Дикопольцева (2015 г.), Примерных программ начального общего образования (М., Просвещение, 2009 г.), авторской программы по окружающему миру Н.Я. Дмитриевой и А.Н.Казакова (М., Просвещение, 2011), рекомендованной Министерством образования Российской Федерации.
Общая характеристика учебного предмета
В Федеральных государственных образовательных стандартах начального общего образования нового поколения предмет «Окружающий мир», с одной стороны, рассматривается как фундамент для изучения значительной части предметов основной школы: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории; с другой стороны - как первый, единственный и последний предмет в школе, рисующий широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. Именно такое понимание роли учебного предмета «Окружающий мир» изначально заложено в программу и учебники, разработанные в системе развивающего обучения Л.В. Занкова.
Л.В. Занков полагал, что без знаний по биологии, географии, истории невозможно воспитание у детей младшего школьного возраста качеств человека-гражданина, патриота. Эти знания, по его мнению, содействуют широкому охвату явлений мира в его многообразии, они учат воспринимать факты и явления окружающего мира во времени и пространстве.
Стержнем курса является логика исторического развития Земли, природы, человека и человеческого общества, знаний человека об окружающем мире в их единстве и взаимопроникновении. По мере продвижения от класса к классу обучающиеся обогащаются новыми знаниями, новыми способами деятельности и методами познания, добытыми человеком на каждом этапе его исторического развития.
Реализовать такое содержание может интегрированный курс, основу содержания которого составляют «Естествознание» (Человек и природа) и «Обществознание» (Человек и общество), как это и предполагают ФГОС нового поколения. Привязывание явлений и событий к базовым философским понятиям: ко времени (исторический блок) и пространству (географический блок) служит упорядочиванию того широкого и разнообразного содержания, которое характеризует интегрированный курс.
Понять, почему в результате исторического развития мир стал таким, каков он есть сейчас, невозможно не только без естественно-научных и исторических знаний, но и без получения опыта непосредственного общения с природой, с людьми как представителями общества. Так создаются условия для социализации ребенка, приобщение его к ценностям гражданского общества, становление активной и ответственной гражданской позиции, для воспитания экологической культуры, заботливого отношения к природе.
Организация активной учебной деятельности школьников является главным условием освоения предлагаемой ниже программы курса «Окружающий мир» в системе развивающего обучения Л.В. Занкова. Только собственная деятельность может вызвать эмоционально-ценностное отношение к изучаемым событиям, фактам, явлениям, тем самым реализуя и воспитательные возможности курса.
Учебный курс «Окружающий мир» призван решать в системе общего развития учащихся следующие задачи:
- формировать широкую целостную картину мира с опорой на современные научные достижения;
- на основе предметных знаний и умений подвести учеников к осознанию причинно-следственных связей между природой, обществом и человеком, к осознанию разнообразия и многомерности окружающего мира, его противоречивости;
- в ходе решения первых двух задач развивать логичность и самостоятельность мышления, развивать историческое мышление, формировать экологическую культуру, элементарные правила нравственного поведения в мире природы и людей, норм здо-ровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
- формировать общеучебные умения: воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, классифицировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; ориентироваться в пространстве и времени; работать с картами, таблицами, схемами; добывать информацию в соответствующей литературе, пользоваться справочниками, развивать устную и письменную речь;
- освоить доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт и др. с получением информации из разных источников);
- воздействовать на развитие эмоционально-волевых, нравственных качеств личности; воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине, гордости за свой край, уважения к своей семье, истории, культуре, способствовать эстетическому воспитанию.
Решению поставленных задач способствует особое структурирование содержания, что нашло выражение в данной программе.
От 1 к 4 классу прослеживаются следующие взаимозависимости. Начальные представления о Космосе служат базой для понимания процессов, происходящих в природе Земли. В свою очередь неживая и живая природа - это та среда, в которой развивается история человечества, а человек своей деятельностью изменяет природу Земли. Таким образом, предметом исследования школьников является единство неживой и живой природы, роль развития человека, общества, его открытий на разных этапах истории, постепенное высвобождение человека из-под власти природы и, наконец, вмешательство человека в природу.
Этот подход к развитию содержания сохраняется во 2 классе, в котором на первый план выступает неживая и живая природа. Она является той основой, на которой базируются рассматриваемые в учебнике связи: природа - жизнь человека - развитие общества. Ознакомление со строением Земли и ее оболочек способствует осознанию взаимозависимостей между компонентами неживой природы, пониманию процесса образования на Земле условий, в которых оказалось возможным возникновение и развитие живых организмов, то есть биосферы.
Содержание выстроено таким образом, чтобы провоцировать учебно-исследовательскую деятельность школьников, включая в непосредственные наблюдения, опыты, эксперименты, в непосредственное общение друг с другом и другими людьми. В курсе особое внимание обращается на проведение практических работ, экскурсий, проектов, но кроме того, создаются условия и для формирования умения работать с текстами и информацией.
Программа построена по принципу «дифференциации, то есть расчленения целого на многообразные формы и ступени, возникновение различий в процессе движения содержания» (Л.В. Занков. Обучение и развитие. В соответствии с этим принципом отбор содержания предмета осуществляется на основе сочетания мироведе-ния и краеведения. Мироведческий подход позволяет раскрыть широкое разнообразие современного мира, его единство и целостность, тогда как краеведение на основании сравнения далекого и близкого конкретизирует это далекое, воображаемое, приближая его к опыту детей.
Таким образом, с 1 класса постоянно увеличивается количество и уровень рассматриваемых ребенком связей, постепенно они образуют, по выражению Л.В. Занкова, все более и более густую сетку. Предметами осмысления учеников становятся вечное движение, изменчивость самого мира и представлений о нем человека, долгий и трудный процесс познания законов и явлений природы, методы исследования и формы выражения этих представлений.
В курсе реализуется диалектическое единство теоретического и практического содержания в их историческом развитии. Все естественные науки выросли из человеческой практики. Чтобы выжить, человек вынужден был приспосабливаться к местным условиям. При этом у него возникало много вопросов: почему сменяются день и ночь, почему идет снег и дождь, почему бывает холодно и тепло, почему разнообразен растительный и животный мир Земли, почему так отличается в других странах жизнь людей и их культура и т.д. Постепенно человек накапливал достаточно знаний, чтобы отвечать на возникающие вопросы.
Взаимозависимость теоретического и эмпирического при изучении окружающего мира реализуется в ходе раскрытия в содержании следующих линий: 1) история открытия и познания природы Земли; 2) развитие человека и человеческого общества; 3) сведения о людях, вошедших в историческую память народа.
Широкая содержательная область, которая представлена в учебниках «Окружающий мир», дает возможность каждому ребенку найти сферу своих интересов, создавая условия для формирования универсальных учебных действий. Так, погружение в широкую природную и общественную среду активизирует эмоционально-чувственную сферу детей, пробуждает у них интерес к своей Земле и родному краю, к людям Земли и их прошлому, к своей семье, чувство сопричастности тому, что происходит в нашем общем доме.
Отбор и структурирование содержания курса «Окружающий мир», организация процесса освоения этого содержания как самостоятельной поисковой деятельности обучающихся при использовании разных форм (фронтальной, групповой, парной, индивидуальной) позволит к концу начального обучения достичь тех результатов в формировании универсальных и предметных учебных действий, которые предусмотрены представленной ниже программой.
Место предмета « Математика» в учебном плане
На предмет «Окружающий мир» для 2 класса базисным учебным планом начального общего образования отводится 68 часов,34 учебные недели).
Количество часов в неделю -2;
Количество часов в 1четверти- 16;
Количество часов во 2 четверти-14;
Количество часов в 3 четверти- 22;
Количество часов в 4четверти -16
Результаты изучения учебного предмета
Программа обеспечивает достижение учащимися начальной школы личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
У обучающихся будут сформированы:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям по курсу «Окружающий мир», к школе;
- интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях;
- ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей;
- понимание причин успеха в учебе;
- оценка одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
понимание нравственного содержания поступков окружающих людей;
- этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа поступков одноклассников и собственных поступков;
- представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;
- представление о своей этнической принадлежности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- интереса к познанию окружающего мира;
- ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;
- самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
чувства сопричастности и гордости за свою Родину и паров;
- ориентации в поведении на принятые моральные нормы;
- понимания чувств одноклассников, учителей;
- представления о красоте природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
- принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне;
- осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;
- вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил;
- адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;
- принимать роль в учебном сотрудничестве;
- выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане.
Обучающийся получит возможность научиться:
- контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при
сотрудничестве с учителем, одноклассниками;
- в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;
- на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых природных объектов в сотрудничестве с учителем
и одноклассниками;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с
- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
- смысловому восприятию познавательного текста;
- анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности);
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- обобщать (выделять класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);
- подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (природа сделанное человеком; природа живая - неживая; группы
растений, группы животных);
- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять поиск нужного иллюстративного материала в дополнительных источниках литературы или медиаресурсах, рекомендуемых учителем;
- строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;
- выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей;
- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об окружающем мире;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без
указания количества групп;
- понимать структуру построения рассуждения как связи простых суждений об объекте (явлении);
- обобщать (самостоятельно выделять класс объектов).
Коммуникативные:
Обучающийся научится:
- выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;
- воспринимать другое мнение и позицию;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- умению договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя);
- строить понятные для партнера высказывания;
- задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения.
Обучающийся получит возможность научиться:
- строить монологическое высказывание;
- ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- учитывать другое мнение и позицию;
- умению договариваться, приходить к общему решению (при работе, в группе, в паре);
- контролировать действия партнера: оценивать качество, последовательность действий, выполняемых партнером, производить сравнение данных операций с тем,
как бы их выполнил «я сам»;
- адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач;
- навыкам взаимоконтроля.
Предметные результаты:
Человек и природа
Обучающийся научится:
- устанавливать связи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе (на основе изученного материала); использовать их для объяснения
необходимости бережного отношения к природе: сравнивать объекты природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств;
- проводить несложные наблюдения в природе и воспроизводить опыты в соответствии с инструкцией, используя простейшее лабораторное оборудование и
- описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы;
- характеризовать Землю как планету, Солнце как звезду, Луну как спутник Земли;
- ориентироваться на местности относительно своего тела; знать правила пользования компасом, определять основные стороны горизонта по компасу, по природным
приметам;
- различать твердые, жидкие н газообразные вещества;
- измерять температуру воды, воздуха и своего тела;
- различать три состояния воды; определять основные свойства воды, ее значение для живых организмов и хозяйственной деятельности человека; объяснять причины
круговорота воды в природе;
- определять основные свойства воздуха, его значение для растений, животных, человека;
- определять условия, необходимые для жизни растений (свет, тепло, воздух, вода);
- различать хвойные, цветковые; дикорастущие и культурные растения; съедобные и ядовитые грибы;
- определять условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища);
- различать диких и домашних животных; животных разных групп (насекомые, рыбы, птицы, звери);
- приводить примеры представителей разных групп растений и животных;
- правилам ухода (полива, рыхления) за комнатными растениями;
- строить простейшие кормушки и подбирать корм для подкармливания различных птиц зимой.
Обучающийся получит возможность научиться:
- определять причины смены на Земле дня и ночи, смены времен года;
- показывать на карте и глобусе основные формы земной поверхности и водоемы;
- различать животных разных групп (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие).
Человек и общество
Обучающийся научится:
- понимать назначение органов чувств для познания окружающего мира;
- выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения в доме, на улице, в природной среде;
- соблюдать правила организации учебного труда дома и в школе, понимать роль учителя;
- определять принадлежность организмов к царствам живой природы: растениям, животным, грибам, бактериям.
Обучающийся получит возможность научиться:
- использовать на практике основные правила познания окружающего мира;
- понимать различия между источниками информации об окружающем мире: наблюдение, измерение, опыт, книги, Интернет;
- оценивать характер взаимоотношений людей в классном, школьном коллективах.
Содержание программы
2 класс (68 часов)
Общий взгляд на Землю (6 часов)
Человек и природа
Материки и океаны Земли. Россия - самое большое государство мира. Москва - столица. Россия - родина космонавтики.
Практическая работа. Работа с физической картой России и полушарий, глобусом, с контурной картой полушарий.
Как изучают окружающий мир (10 часов)
Человек и общество
Органы чувств человека. Правила гигиены. Что надо знать, чтобы сохранить органы чувств здоровыми. Правила организации учебного труда дома и в школе.
Источники информации об окружающем мире: наблюдение, измерение, опыт, книги, Интернет. Исследовательская работа. Труд и творчество старших и сверстников. Учеба как вид творческой деятельности. Классный, школьный коллектив. Роль учителя.
Инструменты и приборы. Назначение и устройство термометра.
Человек и природа
Вещества. Три состояния вещества в природе - твердое, жидкое, газообразное, их основные свойства. Экология - наука о взаимосвязях между живыми организмами и окружающей средой.
Практические работы. Определение с помощью органов чувств разных объектов окружающего мира и их свойств; определение свойств веществ, находящихся в твердом, жидком и газообразном состоянии; знакомство с лупой, термометром; измерение температуры тела, воздуха, воды, снега.
Космос и Земля (14 часов)
Человек и природа
Звезды. Солнце - звезда. Планеты. Луна - спутник Земли. Форма Земли. Вращение Земли вокруг оси и Солнца. Время: год, месяц, неделя, сутки. Причина смены дня и ночи. Ориентирование по отношению к собственному телу, Солнцу и местным признакам
Область жизни на Земле.
Ориентирование по отношению к собственному телу, Солнцу и местным признакам. Горизонт, стороны горизонта. Компас.
Представление о глобусе и географической карте. Основные формы земной поверхности (рельеф): равнина, горы, холмы, овраги. Формы земной поверхности, свойственные родному краю. Красота и разнообразие ландшафтов России и родного края.
Практические работы. Ориентирование на местности относительно собственного тела, по Солнцу, компасу и местным признакам. Нахождение на глобусе и карте изучаемых объектов. Изготовление примитивного компаса.
Наблюдения за высотой Солнца над горизонтом, за изменением длины тени от предметов в течение светового дня, за фазами Луны; за погодой.
Взаимодействие сил природы (22 часа)
Человек и природа
Влияние Солнца на сушу.
Тепловые пояса Земли и смена времен года. Причина смены времен года.
Вода. Вода на Земле. Водоемы естественные: океан, море, озеро, река, болото. Водоемы искусственные - пруд, водохранилище, каналы. Правила безопасного пользования источниками воды. Три состояния воды. Вода в атмосфере. Снег, лед. Свойства воды. Вода - растворитель. Очистка воды от примесей фильтрованием. Вода - одно из условий жизни на Земле. Вода в быту.
Воздух. Представление о его составе. Свойства воздуха. Воздух как условие горения. Что такое ветер. Значение воздуха для растений, животных и человека.
Взаимосвязи и взаимозависимости между компонентами неживой природы. Явления природы: снегопад, листопад, ветер, гроза; смена времени суток, смена времен года.
Круговорот воды в природе. Представление о стихийных бедствиях на Земле. Стихийные бедствия, возможные в местности, где находится школа. Изменение поверхности Земли под воздействием Солнца, воды, ветра и деятельности человека.
Охрана суши, воды и воздуха от загрязнения вредными веществами.
Практические работы. Определение свойств воздуха и воды; измерение температуры воздуха и воды; растворение в воде веществ, фильтрование; определение направления ветра с помощью флюгера.
Экскурсия к водоему: наблюдения за состоянием водоема в разное время года. Обсуждение правил поведения у водоема. Ознакомление с экологическим состоянием своей местности.
Живая природа (16 часов)
Человек и природа
Царства живой природы: бактерии, грибы, растения, животные. Признаки живых организмов: дыхание, питание, движение, рост, размножение, умирание. Представление о взаимосвязи живых организмов с неживой природой, о связях между разными представителями живой природы.
Растения, их разнообразие. Роль растений в природе и жизни человека. Бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия, краткая характеристика на основе наблюдений. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растений (свет, тепло, воздух, вода). Водоросли, мха, папоротники, хвойные и цветковые растения. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Овощи и фрукты. Части растений, которые мы едим. Плоды и корнеплоды.
Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Представление о группах животных: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие (или насекомые, рыбы, птицы, звери); разнообразие животных. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (насекомые, рыбы, птицы, звери). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, их названия, краткая характеристика на основе наблюдений. Правила поведения с домашними животными.
Сохранение редких растений, животных. Красная книга.
Грибы - съедобные и ядовитые, их разнообразие. Правила сбора грибов.
Бактерии, их роль в жизни живой природы и человека. Гигиена тела и жилища.
Красота и разнообразие природы России.
Практические работы. Проращивание семян; наблюдение за развитием растений в разных условиях; наблюдение и уход за комнатными растениями, за животными в уголке живой природы; изучение особенностей внешнего строения различных групп животных и растений с помощью коллекций и гербариев; рассматривание и классификация плодов и семян; рассматривание строения плода и корнеплода; различение ядовитых грибов.
Экскурсия в природу.
Учебно - тематический план
№п/п
Название азделов
Количество часов
Всего
Из них практических работ
Из них проверочных работ.
1
Общий взгляд на Землю
6
5
1
2
Как изучают окружающий мир
10
7
1
3
Космос и Земля
14
3
1
4
Взаимодействие сил природы
22
4
2
5
Живая природа
16
4
2
Всего:
68
23
7
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2класс
№ п.п
Дата
Тема урока
Терминология
Экскурсии и практические работы
УУД
ЦОР
1
02.09
Россия - самое большое государство мира. Москва - столица Д\з по теме
« Наша Родина
Родина, Москва Россия Символы страны россияне национальность граница
Пр/р Работа с контурной картой полушарий Земли
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям по курсу «Окружающий мир», к школе;
- представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;
- находить в тексте ответ на заданный вопрос;
- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
CD Гимн РФ, Презентация «Символы России»
2
07.09
История Земли. Связь прошлого с настоящим.
Исторические источники финикийцы летопись обряд
Пр/р «Сбор информации из различных источников»
воспринимать другое мнение и позицию;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- умению договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя);
- строить понятные для партнера высказывания;
- задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения.
CD Киноальбом Сборник образовательных мультипликационных фильмов «Всемирная история. Древний человек»
3
09.09
Россия – родина космонавтики
Космонавтика, Вселенная Галактика
Экскурсия в Музей завода имени А.Гагарина
Презентация «Освоение космоса»
4
14.09
Материки и океаны Земли.
Тепловые пояса.
Материки тепловой пояс меридианы
Пр/р Нахождение на глобусе и карте изучаемых объектов.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- интереса к познанию окружающего мира;
- ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;
Наглядно-дидактическое пособие для использования с интерактивной доской. «Форма Земли. Ориентирование на местности»
5
16.09
Мировой океан.
Пангея. Материки части света
Пр./рН ахождение на глобусе и карте изучаемых объектов.
интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях;
- строить сообщения в устной форме;
- находить в тексте ответ на заданный вопрос;
- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
Органы чувств человека. Обоняние и вкус, осязание.
Зрение дальнозоркость близорукость
Пр/р Измерение температуры воды, воздуха, тела.
- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
- смысловому восприятию познавательного текста;
Оборудование Цифровая лаборатория по естествознанию для начальных классов
10
05.10
Источники информации об окружающем мире: наблюдение, измерение, опыт, книги, Интернет Тестирование по теме «Органы чувств»
Гипотеза предположение
- ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей;
- понимание причин успеха в учебе;
- оценка одноклассников на основе заданных
- представление о своей этнической принадлежности.
- ориентации в поведении на принятые моральные нормы;
- анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности);
- строить сообщения в устной форме;
- находить в тексте ответ на заданный вопрос;
- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
- строить сообщения в устной форме; - осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;
- принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
- принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- самостоятельно находить несколько вариатов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне;
CD «Времена года»
CD Киноальбом Сборник образовательных мультипликационных фильмов «Природоведение для самых маленьких»
11
07.10
Наблюдения, рассуждения, выводы. Сезонная экскурсия к водоёму
Русло исток течение правый левый берег вниз по течению вверх по течению
Экскурсия к водоёму Наблюдение за состоянием водоёма в осенний период.
12
12.10
Инструменты и приборы.
Температура холодно тепло шкала градусника
Пр./р Использование термометра для определения температуры .
Оборудование Цифровая лаборатория по естествознанию для начальных классов.
13
14.10
Книги и другие средства информации.
Исследователи энциклопедия
ПР/р Сбор информации с использованием ресурсов интернета, справочников, энциклопедий.
Презентация «В мире книг»
14
19.10
Вещества. Три состояния вещества в природе - твердое, жидкое, газообразное, их основные свойства
Разные состояния веществ частица молекула атом
Пр/р Определение свойств воздуха
Обучающийся получит возможность для формирования:
- интереса к познанию окружающего мира;
- ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи; - осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;
Наглядно-дидактическое пособие для использования с интерактивной доской «Мир природы» « Круговорот веществ в природе»
15
21.10
Проверочная работа по теме « Пути изучения окружающего мира»
Экология природные катаклизмы и аномалия
- оценка одноклассников на основе заданных
- представление о своей этнической принадлежности.
- ориентации в поведении на принятые моральные нормы;
- на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых природных объектов в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;
Наглядно-дидактическое пособие для использования с интерактивной доской «Живая и неживая природа»
16
26.10
Работа над ошибками Охрана природных богатств: воды, воздуха,
Заповедники заказники памятники природы
понимание причин успеха в учебе;
- оценка одноклассников на основе заданных
- представление о своей этнической принадлежности.
- ориентации в поведении на принятые моральные нормы;
вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил;
- адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;
Программно-методический комплекс «Фантазёры» Волшебный конструктор» Сказки природы»
17
28.10
Главные особенности космоса. Звезда по имени Солнце.
Млечный Путь Теллурий ось Земли Солнечная система
Пр./р Наблюдения за высотой Солнца над горизонтом
СD Учебный фильм «Звёзды и созвездия»
СD CD Киноальбом Сборник образовательных мультипликационных фильмов «География для самых маленьких»
18
09.11
Планеты. Звезды и созвездия.
Созвездие Солнечная система
Полярная
интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях;
19
11.11
Луна – спутник Земли.
Путешественник, кругосветное плавание
- ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;
- самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
чувства сопричастности и гордости за свою Родину
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых природных объектов в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;
- в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;
Наглядно-дидактическое пособие для использования с интерактивной доской «Смена времён года. Смена дня и ночи»
20
16.11
Вращение Земли вокруг оси и Солнца
Земная ось, световой день
Наглядно-дидактическое пособие для использования с интерактивной доской «Смена времён года. Смена дня и ночи»
21
18.11
Влияние Солнца на климат Земли.
Гидросфера
Литосфера
атмосфера
для использования с интерактивной доской «Мир природы»
22
23.11
Горизонт. Тестирование по теме «Планеты Солнечной системы»
Горизонт
Линия горизонта
Обучающийся получит возможность для формирования:
- интереса к познанию окружающего мира;
- ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;
Наглядно-дидактическое пособие для использования с интерактивной доской «Ориентирование на местности»
23
25.11
Строение Земли.
Область жизни на Земле.
Биосфера
критериев успешности учебной деятельности;
понимание нравственного содержания поступков окружающих людей;
- в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с наглядно-образным материалом.
24
30.11
Ориентирование. Стороны горизонта.
Ориентир, ориентирование
местность
Наглядно-дидактическое пособие для использования с интерактивной доской «Мир природы
25
02.12
Компас
.компас, стороны горизонта
Пр./р Изготовление примитивного компаса
CD Киноальбом Сборник образовательных мультипликационных фильмов «Природоведение для самых маленьких»
26
07.12
Народные приметы ориентирования.
интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях;
Наглядно-дидактическое пособие для использования с интерактивной доской «Ориентирование на местности»
Презентация «Глобус и карта»
27
14.12
Глобус и географическая карта Проверочная работа по теме « Земля –наш общий дом»
Глобус, модель, карта, меридианы, параллели
ПР./р Нахождение на глобусе и карте изучаемых объектов.
- понимания чувств одноклассников, учителей;
- представления о красоте природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром.
- строить монологическое высказывание;
- ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- учитывать другое мнение и позицию;
28
16.12
Основные формы земной поверхности
Холм Гора
Рельеф овраг
Равнина
Низменность
- умению договариваться, приходить к общему решению (при работе, в группе, в паре);
- контролировать действия партнера: оценивать качество, последовательность действий, выполняемых партнером, производить сравнение данных операций с тем, как бы их выполнил «я сам»;
- адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач;
- навыкам взаимоконтроля.
Наглядно-дидактическое пособие для использования с интерактивной доской «Мир природы» «Форма Земли»
29
21.12
Красота и разнообразие ландшафтов России и родного края
Ландшафт
пейзаж
Наглядно-дидактическое пособие для использования с интерактивной доской «Мир природы» Живая и неживая природа
30
23.12
Планета Земля
.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- интереса к познанию окружающего мира;
- ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;
CD Киноальбом Сборник образовательных мультипликационных фильмов «Природоведение для самых маленьких»
3четверть
31
28.12
Тепловые пояса Земли.
Тепловые пояса
экватор
- обобщать (выделять класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);
- подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (природа сделанное человеком; природа живая - неживая; группы растений, группы животных
- умению договариваться, приходить к общему решению (при работе, в группе, в паре);
- контролировать действия партнера: оценивать качество, последовательность действий, выполняемых партнером, производить сравнение данных операций с тем, как бы их выполнил «я сам»;
32
28.12
Обобщение по теме «Земля –наш общий дом»
Наглядно-дидактическое пособие «Мир природы»
33
11.01
Смена времен года.
Солнцестояние
равноденствие
CD Киноальбом Сборник образовательных мультипликационных фильмов «Природоведение для самых маленьких»
34
15.01
Причина смены времен года.
Солнцестояние
равноденствие
- адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач;
35
18.01
Вода на Земле. Водоёмы естественные. Водоёмы искусственные.
Водоём
Искусственный
Естественный
Канал Болото
Пруд Река Озеро
водохранилище
ПР./р Составление таблицы «Свойства воды в разных состояниях».
- навыкам взаимоконтроля.
- обобщать (выделять класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);
- подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (природа сделанное человеком; природа живая - неживая; группы растений, группы животных
- принимать роль в учебном сотрудничестве;
- выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане.
Наглядно-дидактическое пособие для использования с интерактивной доской «Мир природы»
36
22.01
Вода одно из условий жизни на Земле.
интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях;
- контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;
- умению договариваться, приходить к общему решению (при работе, в группе, в паре);
CD Киноальбом Сборник образовательных мультипликационных фильмов «Природоведение для самых маленьких»
37
25.01
Вода в быту.
Пр/р Измерение температуры воды в тепле и на улице.
СD Программно-методический комплекс «Академия младшего школьника»
38
29.01
Экскурсия к водоёму. Наблюдение за состоянием водоёма в зимнее время. Терминологический диктант
Безопасность
Экскурсия к водоёму. Наблюдение за состоянием водоёма в зимнее время.
- контролировать действия партнера: оценивать качество, последовательность действий, выполняемых партнером, производить сравнение данных операций с тем, как бы их выполнил «я сам»;
- умению договариваться, приходить к общему решению (при работе, в группе, в паре);
СD Программно-методический комплекс «Академия младшего школьника»
39
01.02
Три состояния воды. Вода в атмосфере.
Твёрдое Жидкое
Газообразное
Текучесть испарение
прозрачность
- ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;
- самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
чувства сопричастности и гордости за свою Родину
Наглядно-дидактическое пособие для использования с интерактивной доской «Мир природы»
40
05.02
Снег, лёд. Свойства воды.
Пр/р «Определение вещества»
- умению договариваться, приходить к общему решению (при работе, в группе, в паре);
- контролировать действия партнера: оценивать качество, последовательность действий, выполняемых партнером, производить сравнение данных операций с тем, как бы их выполнил «я сам»;
- адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач;
- навыкам взаимоконтроля.
- контролировать действия партнера: оценивать качество, последовательность действий, выполняемых партнером, производить сравнение данных операций с тем, как бы их выполнил «я сам»;
CD Киноальбом Сборник образовательных мультипликационных фильмов «Природоведение для самых маленьких»
41
08.02
Очистка воды от примесей фильтрованием.
фильтрование
Наглядно-дидактическое пособие для использования с интерактивной доской «Мир природы»
42
12.02
Вода – растворитель.
растворитель
43
15.02
Воды Земли. Подземные воды.
Тестирование по теме «Вода»
Гейзер
айсберг
СD Программно-методический комплекс «Академия младшего школьника»
44
19.02
Воздух представление о его составе.
Азот
Углекислый газ
Кислород
Пр/р Определение свойств воздуха.
- ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;
- самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
чувства сопричастности и гордости за свою Родину
- обобщать (выделять класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);
- подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (природа сделанное человеком; природа живая - неживая; группы растений, группы животных
Презентация «Свойства воздуха»
45
22.02
Свойства воздуха. Воздух как условие горения.
Проводимость
Звук мираж
СD Программно-методический комплекс «Академия младшего школьника»
46
26.02
Значение воздуха для растений, животных и человека.
Ветер
Рельеф
Ураган
смерч
- понимания чувств одноклассников, учителей;
- представления о красоте природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром.
Наглядно-дидактическое пособие для использования с интерактивной доской «Мир природы»
47
01.03
Круговорот воды в природе.
Круговорот
- в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с наглядно-образным материалом.
Наглядно-дидактическое пособие для использования с интерактивной доской «Мир природы»
48
05.03
Взаимосвязи и между компонентами неживой природы Тестирование по теме»Воздух»
Промышленность
переработка
- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
- смысловому восприятию познавательного текста;
СD Программно-методический комплекс «Академия младшего школьника»
49
12.03
Явления природы: снегопад, листопад, ветер, гроза
Цунами. Вулкан. Огненное кольцо Тихого океана, шкала Рихтера
землетрясение амплитуда
Пр/р Определение направления ветра с помощью самодельного флюгера
- умению договариваться, приходить к общему решению (при работе, в группе, в паре);
- контролировать действия партнера: оценивать качество, последовательность действий, выполняемых партнером, производить сравнение данных операций с тем, как бы их выполнил «я сам»;
CD Киноальбом Сборник образовательных мультипликационных фильмов «Природоведение для самых маленьких»
50
15.03
Представления о стихийных бедствиях на Земле.
Чрезвычайная ситуация
Бедствие
МЧС
Презентация «Стихийные бедствия и явления»
51
19.03
Охрана суши, воды и воздуха от загрязнения вредными веществами. Проверочная работа по теме «Взаимодействие сил природы
Законодательство
Охрана природы
интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях;
- контролировать действия партнера: оценивать качество, последовательность действий, выполняемых партнером, производить сравнение данных операций с тем, как бы их выполнил «я сам»;
Наглядно-дидактическое пособие для использования с интерактивной доской «Мир природы»
52
22.03
Работа над ошибками .Изменение поверхности Земли под воздействием деятельности человека.
Деятельность человека
факторы
- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
- смысловому восприятию познавательного текста;
Обучающийся получит возможность для формирования:
- интереса к познанию окружающего мира;
- ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;
- обобщать (выделять класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);
- подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (природа сделанное человеком; природа живая - неживая; группы растений, группы животных
Наглядно-дидактическое пособие для использования с интерактивной доской «Мир природы»
53
02.04
Царства живой природы.:
бактерии, грибы, растения, животные.
Бактерии
Микробы
микроорганизмы
Пр/р наблюдение и уход за комнатными растениями.
Наглядно-дидактическое пособие для использования с интерактивной доской «Мир природы»
54
05.04
Растения. И их разнообразие.
55
09.04
Роль растений в природе и жизни человека.
Пр/ р Проращивание семян фасоли. гороха
- понимания чувств одноклассников, учителей;
- представления о красоте природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром.
- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
- смысловому восприятию познавательного текста;
- в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с наглядно-образным материалом.
СD Программно-методический комплекс «Академия младшего школьника»
56
12.04
Хвойные и цветковые растения. Терминологическийдиктант
Хвойные
Лиственные растения
CD Времена года
57
16.04
Дикорастущие и культурные растения.
Дикорастущие
культурные
П/рРассматривание и классификация плодов и семян
Наглядно-дидактическое пособие для использования с интерактивной доской «Мир природы»
58
19.04
Условия для прорастания семян и роста растений. Растения, которые мы едим
Корнеплод
- адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач;
- навыкам взаимоконтроля.
Наглядно-дидактическое пособие для использования с интерактивной доской «Мир природы»
59
23.04
Растения
родного края,краткая характеристика на основе наблюдения.
Эндемики
Реликтовые растения
интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях;
Наглядно-дидактическое пособие для использования с интерактивной доской «Мир природы»
60
26.04
Овощи
и фрукты. Части растений, которые мы едим. Плоды и корнеплоды Тестирование по теме «Растения»
Ягода
Фрукт
овощ
Пр/р Рассматривание
строения плода и корнеплода;
- самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
чувства сопричастности и гордости за свою Родину
- обобщать (выделять класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);
- подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (природа сделанное человеком; природа живая - неживая; группы растений, группы животных
Наглядно-дидактическое пособие для использования с интерактивной доской «Мир природы»
61
30.04
Грибы.
Съедобные
несъедобные
Пр/р Различение
ядовитых грибов.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- интереса к познанию окружающего мира;
- адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач;
- навыкам взаимоконтроля.
СD Программно-методический комплекс «Академия младшего школьника»
62
03.05
Животные. Взаимосвязь растительного и животного мира.
CD Времена года
63
07.05
Животные, их разнообразие.
Ракообразные
паукообразные Пресмыкающиеся
Земноводные
Экскурсия в зооцентр «Питон» Животные, их разнообразие.
- адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач;
- навыкам взаимоконтроля.
- обобщать (выделять класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);
- подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (природа сделанное человеком; природа живая - неживая; группы растений, группы животных
Наглядно-дидактическое пособие для использования с интерактивной доской «Мир природы»
6
10.05
Условия, необходимые для жизни животных.
Презентация «Животные, их среда обитания»
65
14.05
Особенности размножения разных групп животных. Итоговая контрольная работа за год
Пресмыкающиеся
Земноводные
Рептилии
птицы
- ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;
- самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
чувства сопричастности и гордости за свою Родину
66
17.05
Особенности питания разных животных
Цепи питания
Млекопитающие Насекомоядные
Хищники
растительноядные
- адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач;
- навыкам взаимоконтроля.
- самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
чувства сопричастности и гордости за свою Родину
- обобщать (выделять класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);
CD Киноальбом Сборник образовательных мультипликационных фильмов «Природоведение для самых маленьких»
67
21.05
Дикие и домашние животные. Роль животных
в природе и жизни людей,
Заповедник
Зоопарк
Парк природы
интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях;
Наглядно-дидактическое пособие для использования с интерактивной доской «Мир природы»
68
24.05
Сохранение редких растений, животных.
Красная книга.
Красная книга
Организация Гринпис
СD Программно-методический комплекс «Академия младшего школьника»
Список литературы
Основная литература
Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир: Учебник для 2 класса. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».
Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Рабочая тетрадь для 2 класса к учебнику «Окружающий мир». - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом -«Федоров».
Дополнительная литература
Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Методические рекомендации к курсу «Окружающий мир», 1-2 класс. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».
Любые доступные для детей энциклопедии, справочники, альбомы, по содержанию связанные с природой, историей, человеком и его здоровьем.
Оборудование
Наглядные пособия:
- натуральные: гербарии, чучела, коллекции минералов и горных пород, скелет человека, скелет любого млекопитающего;
- изобразительные:
- муляжи плодов, животных и отдельных органов человека;
- таблицы групп растений и животных, отдельных органов человека и систем органов, внешнего и внутреннего строения человека, значения полезных ископаемых;
- физический глобус Земли, компас, теллурий, муляжи;