Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса (система Л. В. Занкова)
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса (система Л. В. Занкова)
Рабочая программа составлена на основе программы "Окружающий мир" 1 - 4 класс (система Л. В. Занкова). Авторы программы: Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казаков. Рабочая программа содержит пояснительную записку, общую характеристику учебного предмета,описание места учебного предмета в учебном плане, описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета, личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, содержание учебного предмета, тематическое планирование и основные виды деятельности учащихся, материально - техническое обеспечение образовательного процесса.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса (система Л. В. Занкова) »
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №54»
Рабочая программа
по окружающему миру
для 2 класса
Рабочая программа составлена на основе программы:
«Окружающий мир» 1– 4 класс (система Л. В.Занкова)
Авторы программы: Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казаков
Автор – составитель
рабочей программы
учитель начальных классов
Малофеева А. М.
Обсуждено на заседании
методического объединения
Протокол № 5
от 14 апреля 2014 г.
Руководитель
Т. Г. Паутова ______________
Утверждено на педагогическом совете
Протокол № 5
от 27 августа 2014 г.
Директор МБОУ «СОШ №54»
Н.Г. Зырянова_________________
Кемерово
2014
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Пояснительная записка ………………………………………………………
Общая характеристика учебного предмета………………………………….
Описание места учебного предмета в учебном плане………………………
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета………
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета………………………………………………………………….
Содержание учебного предмета………………………………………………
Тематическое планирование и основные виды деятельности учащихся…
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса…
стр.
3
3
5
5
6
10
12
20
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета « Окружающий мир» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ МОиН РФ от 06.2009 года №373), примерной программы начального общего образования и авторской программы Н. Я. Дмитриевой, А. Н. Казакова по окружающему миру (система развивающего обучения Л.В.Занкова).
В Федеральных государственных образовательных стандартах начального общего образования нового поколения предмет «Окружающий мир», с одной стороны, рассматривается как фундамент для изучения значительной части предметов основной школы: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории; с другой стороны - как первый, единственный и последний предмет в школе, рисующий широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира.
Именно такое понимание роли учебного предмета «Окружающий мир» изначально заложено в программу и учебники, разработанные в системе развивающего обучения Л.В. Занкова.
Л.В. Занков полагал, что без знаний по биологии, географии, истории невозможно воспитание у детей младшего школьного возраста качеств человека - гражданина, патриота. Эти знания, по его мнению, содействуют широкому охвату явлений мира в его многообразии, они учат воспринимать факты и явления окружающего мира во времени и пространстве.
Учебный курс «Окружающий мир» призван решать в системе общего развития учащихся следующие задачи:
формировать широкую целостную картину мира с опорой на современные научные достижения;
на основе предметных знаний и умений подвести учеников к осознанию причинно-следственных связей между природой, обществом и человеком, к осознанию разнообразия и многомерности окружающего мира, его противоречивости;
в ходе решения первых двух задач развивать логичность и самостоятельность мышления, развивать историческое мышление, формировать экологическую культуру, элементарные правила нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровье сберегающего поведения в социальной среде;
формировать общеучебные умения: воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, классифицировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; ориентироваться в пространстве и времени; работать с картами, таблицами, схемами; добывать информацию в соответствующей литературе, пользоваться справочниками, развивать устную и письменную речь;
освоить доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт и др. с получением информации из разных источников);
воздействовать на развитие эмоционально-волевых, нравственных качеств личности; воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине, гордости за свой край, уважения к своей семье, истории, культуре, способствовать эстетическому воспитанию.
Общая характеристика учебного предмета
Стержнем курса является логика исторического развития Земли, природы, человека и человеческого общества, знаний человека об окружающем мире в их единстве и взаимопроникновении. По мере продвижения от класса к классу обучающиеся обогащаются новыми знаниями, новыми способами деятельности и методами познания, добытыми человеком на каждом этапе его исторического развития.
Реализовать такое содержание может интегрированный курс, основу содержания которого составляют «Естествознание» (Человек и природа) и «Обществознание» (Человек и общество), как это и предполагают ФГОС нового поколения. Привязывание явлений и событий к базовым философским понятиям: ко времени (исторический блок) и пространству (географический блок) служит упорядочиванию того широкого и разнообразного содержания, которое характеризует интегрированный курс.
Понять, почему в результате исторического развития мир стал таким, каков он есть сейчас, невозможно не только без естественнонаучных и исторических знаний, но и без получения опыта непосредственного общения с природой, с людьми как представителями общества. Так создаются условия для социализации ребенка, приобщение его к ценностям гражданского общества, становление активной и ответственной гражданской позиции, для воспитания экологической культуры, заботливого отношения к природе.
Организация активной учебной деятельности школьников является главным условием освоения предлагаемой ниже программы курса «Окружающий мир» в системе развивающего обучения Л.В. Занкова. Только собственная деятельность может вызвать эмоционально-ценностное отношение к изучаемым событиям, фактам, явлениям, тем самым реализуя и воспитательные возможности курса.
От 1 к 4 классу прослеживаются следующие взаимозависимости. Начальные представления о Космосе служат базой для понимания процессов, происходящих в природе Земли. В свою очередь неживая и живая природа- это та среда, в которой развивается история человечества, а человек своей деятельностью изменяет природу Земли.
Таким образом, предметом исследования школьников является единство неживой и живой природы, роль развития человека, общества, его открытий на разных этапах истории, постепенное высвобождение человека из-под власти природы и, наконец, вмешательство человека в природу.
Курс носит пропедевтический характер, но в нем уже заложен исторический подход к рассматриваемым явлениям.
Этот подход к развитию содержания сохраняется и во 2 классе, в котором на первый план выступает неживая и живая природа. Она является той основой, на которой базируются рассматриваемые в учебнике связи: природа - жизнь человека – развитие общества. Ознакомление со строением Земли и ее оболочек способствует осознанию взаимозависимостей между компонентами неживой природы, пониманию процесса образования на Земле условий, в которых оказалось возможным возникновение и развитие живых организмов, то есть биосферы.
Столь же значимой является связь истории России с историей малой родины. Программа предоставляет широкие возможности в каждой теме привлекать краеведческий, близкий ребенку материал, который конкретизирует общие для мира или России закономерности, на что нацеливают специально сформулированные в учебнике задания.
Содержание выстроено таким образом, чтобы провоцировать учебно-исследовательскую деятельность школьников, включая в непосредственные наблюдения, опыты, эксперименты, в непосредственное общение друг с другом и другими людьми.
В курсе особое внимание обращается на проведение практических работ, экскурсий, проектов, но кроме того, создаются условия и для формирования умения работать с текстами и информацией.
Программа построена по принципу «дифференциации, то есть расчленения целого на многообразные формы и ступени, возникновение различий в процессе движения содержания». В соответствии с этим принципом отбор содержания предмета осуществляется на основе сочетания мироведения и краеведения. Мироведческий подход позволяет раскрыть широкое разнообразие современного мира, его единство и целостность, тогда как краеведение на основании сравнения далекого и близкого конкретизирует это далекое, воображаемое, приближая его к опыту детей.
Таким образом, с 1 класса постоянно увеличивается количество и уровень рассматриваемых ребенком связей, постепенно они образуют, по выражению Л.В. Занкова, все более и более густую сетку. Предметами осмысления учеников становятся вечное движение, изменчивость самого мира и представлений о нем человека, долгий и трудный процесс познания законов и явлений природы, методы исследования и формы выражения этих представлений.
В курсе реализуется диалектическое единство теоретического и практического содержания в их историческом развитии. Все естественные науки выросли из человеческой практики. Чтобы выжить, человек вынужден был приспосабливаться к местным условиям. При этом у него возникало много вопросов: почему сменяются день и ночь, почему идет снег и дождь, почему бывает холодно и тепло, почему разнообразен растительный и животный мир Земли, почему так отличается в других странах жизнь людей и их культура и т.д. Постепенно человек накапливал достаточно знаний, чтобы отвечать на возникающие вопросы.
Взаимозависимость теоретического и эмпирического при изучении окружающего мира реализуется в ходе раскрытия в содержании следующих линий: 1) история открытия и познания природы Земли; 2) развитие человека и человеческого общества;3) сведения о людях, вошедших в историческую память народа.
Широкая содержательная область, которая представлена в учебниках «Окружающий мир», дает возможность каждому ребёнку найти сферу своих интересов, создавая условия для формирования универсальных учебных действий. Так, погружение в широкую природную и общественную среду активизирует эмоционально-чувственную сферу детей, пробуждает у них интерес к своей Земле и родному краю, к людям Земли и их прошлому, к своей семье, чувство сопричастности тому, что происходит в нашем общем доме.
Отбор и структурирование содержания курса «Окружающий мир», организация процесса освоения этого содержания как самостоятельной поисковой деятельности обучающихся при использовании разных форм (фронтальной, групповой, парной, индивидуальной) позволит к концу начального обучения достичь тех результатов в формировании универсальных и предметных учебных действий, которые предусмотрены представленной ниже программой.
Описание места учебного предмета в учебном плане
На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится 2ч в неделю. Программа рассчитана на 270ч: 1 класс —66ч (33 учебные недели), 2, 3 и 4 классы — по 68ч (34 учебные недели).
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи какпервой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма -одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества - осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям по курсу «Окружающий мир», к школе;
- интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях;
- ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей;
- понимание причин успеха в учебе;
- оценка одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
понимание нравственного содержания поступков окружающих людей;
- этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа поступков одноклассников и собственных поступков;
- представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;
- представление о своей этнической принадлежности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- интереса к познанию окружающего мира;
- ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;
- самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
чувства сопричастности и гордости за свою Родину и паров;
- ориентации в поведении на принятые моральные нормы;
- понимания чувств одноклассников, учителей;
- представления о красоте природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
- принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне;
- осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;
- вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил;
- адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;
- принимать роль в учебном сотрудничестве;
- выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане.
Обучающийся получит возможность научиться:
- контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;
- в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;
- на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых природных объектов в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с наглядно-образным материалом.
- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
- смысловому восприятию познавательного текста;
- анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности);
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- обобщать (выделять класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);
- подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (природа сделанное человеком; природа живая - неживая; группы растений, группы животных);
- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять поиск нужного иллюстративного материала в дополнительных источниках литературы или медиаресурсах, рекомендуемых учителем;
- строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;
- выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей;
- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об окружающем мире;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;
- понимать структуру построения рассуждения как связи простых суждений об объекте (явлении);
- обобщать (самостоятельно выделять класс объектов).
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;
- воспринимать другое мнение и позицию;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- умению договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя);
- строить понятные для партнера высказывания;
- задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения.
Обучающийся получит возможность научиться:
- строить монологическое высказывание;
- ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- учитывать другое мнение и позицию;
- умению договариваться, приходить к общему решению (при работе, в группе, в паре);
- контролировать действия партнера: оценивать качество, последовательность действий, выполняемых партнером, производить сравнение данных операций с тем, как бы их выполнил «я сам»;
- адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач;
- навыкам взаимоконтроля.
Предметные результаты
Человек и природа
Обучающийся научится:
- устанавливать связи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе (на основе изученного материала); использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе: сравнивать объекты природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств;
- проводить несложные наблюдения в природе и воспроизводить опыты в соответствии с инструкцией, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; соблюдать технику безопасности;
- описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы;
- характеризовать Землю как планету, Солнце как звезду, Луну как спутник Земли;
- ориентироваться на местности относительно своего тела; знать правила пользования компасом, определять основные стороны горизонта по компасу, по природным приметам;
- различать твердые, жидкие и газообразные вещества;
- измерять температуру воды, воздуха и своего тела;
- различать три состояния воды; определять основные свойства воды, ее значение для живых организмов и хозяйственной деятельности человека; объяснять причины круговорота воды в природе;
- определять основные свойства воздуха, его значение для растений, животных, человека;
- определять условия, необходимые для жизни растений (свет, тепло, воздух, вода);
- различать хвойные, цветковые; дикорастущие и культурные растения; съедобные и ядовитые грибы;
- определять условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища);
- различать диких и домашних животных; животных разных групп (насекомые, рыбы, птицы, звери);
- приводить примеры представителей разных групп растений и животных;
- правилам ухода (полива, рыхления) за комнатными растениями;
- строить простейшие кормушки и подбирать корм для подкармливания различных птиц зимой.
Обучающийся получит возможность научиться:
- определять причины смены на Земле дня и ночи, смены времен года;
- показывать на карте и глобусе основные формы земной поверхности и водоемы;
- различать животных разных групп (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие).
Человек и общество
Обучающийся научится:
- понимать назначение органов чувств для познания окружающего мира;
- выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения в доме, на улице, в природной среде;
- соблюдать правила организации учебного труда дома и в школе, понимать роль учителя;
- определять принадлежность организмов к царствам живой природы: растениям, животным, грибам, бактериям.
Обучающийся получит возможность научиться:
- использовать на практике основные правила познания окружающего мира;
- понимать различия между источниками информации об окружающем мире: наблюдение, измерение, опыт, книги, Интернет;
- оценивать характер взаимоотношений людей в классном, школьном коллективах.
VI. Содержание учебного предмета
Общий взгляд на Землю (6 часов)
Человек и природа
Материки и океаны Земли.
Россия - самое большое государство мира. Москва - столица. Россия - родина космонавтики.
Практическая работа. Работа с физической картой России и полушарий, глобусом, с контурной картой полушарий.
Как изучают окружающий мир (10 часов)
Человек и общество
Органы чувств человека. Правила гигиены. Что надо знать, чтобы сохранить органы чувств здоровыми. Правила организации учебного труда дома и в школе.
Источники информации об окружающем мире: наблюдение, измерение, опыт, книги, Интернет. Исследовательская работа. Труди творчество старших и сверстников. Учеба как вид творческой деятельности. Классный, школьный коллектив. Роль учителя.
Инструменты и приборы. Назначение и устройство термометра.
Человек и природа
Вещества. Три состояния вещества в природе - твердое, жидкое, газообразное, их основные свойства. Экология –наука о взаимосвязях между живыми организмами и окружающей средой.
Практические работы. Определение с помощью органов чувств разных объектов окружающего мира и их свойств; определение свойств веществ, находящихся в твердом, жидком и газообразном состоянии; знакомство с лупой, термометром; измерение температуры тела, воздуха, воды, снега.
Космос и Земля (14 часов)
Человек и природа
Звезды. Солнце - звезда. Планеты. Луна - спутник Земли. Форма Земли. Вращение Земли вокруг оси и Солнца. Время: год, месяц, неделя, сутки. Причина смены дня и ночи.
Область жизни на Земле. Ориентирование по отношению к собственному телу, Солнцу и местным признакам. Горизонт, стороны горизонта. Компас.
Представление о глобусе и географической карте. Основные формы земной поверхности (рельеф): равнина, горы, холмы, овраги. Формы земной поверхности, свойственные родному краю. Красота и разнообразие ландшафтов России и родного края.
Практические работы. Ориентирование на местности относительно собственного
тела, по Солнцу, компасу и местным признакам. Нахождение на глобусе и карте изучаемых объектов. Изготовление примитивного компаса.
Экскурсия в планетарий.
Наблюдения за высотой Солнца над горизонтом, за изменением длины тени от предметов в течение светового дня, за фазами Луны; за погодой.
Взаимодействие сил природы (22 часа)
Человек и природа
Влияние Солнца на сушу.
Тепловые пояса Земли и смена времен года. Причина смены времен года.
Вода. Вода на Земле. Водоемы естественные: океан, море, озеро, река, болото. Водоемы искусственные - пруд, водохранилище, каналы. Правила безопасного пользования источниками воды. Три состояния воды. Вода в атмосфере. Снег, лед. Свойства воды. Вода - растворитель. Очистка воды от примесей фильтрованием. Вода - одно из условий жизни на Земле. Вода в быту.
Воздух. Представление о его составе. Свойства воздуха. Воздух как условие горения. Что такое ветер. Значение воздуха для растений, животных и человека.
Взаимосвязи и взаимозависимости между компонентами неживой природы. Явления природы: снегопад, листопад, ветер, гроза; смена времени суток, смена времен года.
Круговорот воды в природе. Представление о стихийных бедствиях на Земле. Стихийные бедствия, возможные в местности, где находится школа. Изменение поверхности Земли под воздействием Солнца, воды, ветра и деятельности человека.
Охрана суши, воды и воздуха от загрязнения вредными веществами.
Практические работы. Определение свойств воздуха и воды; измерение температуры воздуха и воды; растворение в воде веществ, фильтрование; определение направления ветра с помощью флюгера.
Экскурсия к водоему: наблюдения за состоянием водоема в разное время года. Обсуждение правил поведения у водоема. Ознакомление с экологическим состоянием своей местности.
Живая природа (16 часов)
Человек и природа
Царства живой природы: бактерии, грибы, растения, животные. Признаки живых
организмов: дыхание, питание, движение, рост, размножение, умирание. Представление о взаимосвязи живых организмов с неживой природой, о связях между разными представителями живой природы.
Растения, их разнообразие. Роль растений в природе и жизни человека. Бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия, краткая характеристика на основе наблюдений. Части растения(корень, стебель, лист, цветок, плод, семя).
Условия, необходимые для жизни растений(свет, тепло, воздух, вода). Водоросли, мхи, папоротники, хвойные и цветковые растения. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Овощи и фрукты. Части растений, которые мы едим. Плоды и корнеплоды.
Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух,
вода, тепло, пища). Представление о группах животных: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие (или насекомые, рыбы, птицы, звери);разнообразие животных. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (насекомые, рыбы, птицы, звери). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, их названия, краткая характеристика на основе наблюдений. Правила поведения с домашними животными.
Сохранение редких растений, животных. Красная книга.
Грибы - съедобные и ядовитые, их разнообразие. Правила сбора грибов.
Бактерии, их роль в жизни живой природы и человека. Гигиена тела и жилища.
Красота и разнообразие природы России.
Практические работы. Проращивание семян; наблюдение за развитием растений в разных условиях; наблюдение и уход за комнатными растениями, за животными в уголке живой природы; изучение особенностей внешнего строения различных групп животных и растений с помощью коллекций и гербариев; рассматривание и классификация плодов и семян; рассматривание строения плода и корнеплода; различение
ядовитых грибов.
Экскурсия в природу, в зоопарк, в ботанический сад.
Тематическое планирование и основные виды деятельности учащихся
№
Тема урока
К-во часов
Дата
Виды учебной деятельности
1 четверть (18 часов)
Общий взгляд на Землю (6 часов)
1
Наша Родина.
1
Работа с физической и административной картами мира
и России. Участие в игре «Продолжи ассоциативный ряд по теме «С чего начинается Родина». Прослушивание или исполнение Государственного гимна России
2
Семья и труд
1
Оценка взаимоотношения людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников, этнос) с позиции развития этических чувств, доброжелательности, толерантности, эмоционально-нравственной отзывчивости. Рассказ о профессиях родителей.
3
Загадки Земли. Связь прошлого с настоящим.
1
Участие в игре «Продолжи ассоциацию» по теме «Какой самый старый предмет я держал в руках?» (применение собственного опыта в контексте предложенной ситуации).
4
Россия – родина космонавтики. Космонавты Кемеровской области.
1
Подготовка коротких сообщений. Просмотр тематической компьютерной презентации. Составление вопросов к просмотренному материалу
5
Материки. Мировой океан.
1
Работа с физической картой России и полушарий, глобусом, контурной картой полушарий. Участие в викторине «По материкам и океанам»
6
Северный Ледовитый океан.
1
Участие в коллективном мини проекте «Покорители Северного Ледовитого океана».
Подготовка короткого сообщения
Как изучают окружающий мир (10 часов)
7
Сто наук.
1
Экскурсия в природу. Наблюдение объектов живой и неживой природы. Подготовка сообщений о способах познания окружающего мира.
8
Органы чувств человека.
1
Прослушивание записей звуков природы и фрагментов музыкальных произведений разных композиторов. Просмотр фотографий с видами природы, репродукций пейзажной и жанровой живописи. Анализ информации, полученной из разных источников
9
Органы чувств человека.
1
Определение с помощью органов чувств разных объектов окружающего мира и их свойств.
10
Язык науки. Тест «Органы чувств»
1
Самостоятельная работа с текстом и рисунками учебника. Составление сообщения по теме.
11
Наблюдения, рассуждения, выводы.
1
Демонстрационный опыт: исследование условий, необходимых для горения.
Определение основных этапов исследовательской деятельности
12
Инструменты и приборы.
1
Практические работы: Измерение температуры свое го тела. Измерение температуры воздуха; температуры воды; температуры снега (льда). Изучение мелких предметов при помощи лупы, микроскопа
13
Книги и другие средства информации
1
Классификация различных информационных источников по признаку их достоверности/недостоверности. Знакомство с методикой сбора информации в процессе исследовательской деятельности
14
Тела и вещества
1
Различение природных объектов и изделий (искусственных предметов). Характеристика их отличительных свойств. Определение веществ, из которых образованы природные
или сделанные человеком предметы (тела).
Определение образов природы в изделиях, созданных руками человека
15
Свойства веществ
1
Формулирование вопросов, требующих развернутого ответа, по содержанию текста.
Знакомство с правилами сохранения тепла (теплого воздуха) в доме зимой (расположение отопительных приборов
относительно форточек и т.д.) Проведение демонстрационных опытов. Исследование изменений свойств твердых, жидких и газообразных веществ при нагревании.
16
Человек и природа.
Проверочная работа.
1
Обсуждение темы «Как следует беречь природу родного края»
Космос (4 часа)
17
Главные особенности космоса. Звезда по имени Солнце.
1
Анализ домашних наблюдений в классе. Обсуждение и определение значения солнечной энергии для жизни человека, растений и животных.
18
Планеты
1
Работа в группе над созданием учебной презентации «Планеты Солнечной системы»
2 четверть (14 часов)
19
Звезды и созвездия
1
Нахождение на карте звездного неба изученных космических тел.
Различение звезд и созвездий.
20
Луна – спутник Земли. Не верь глазам своим!
1
Обсуждение в группе результатов наблюдений за фазами Луны.
Характеристика фаз Луны (новолуние, первая четверть,
полнолуние, последняя четверть). Сравнение и различение объектов неживой природы, находящихся в космосе.
Планета Земля (10 часов)
21
Наш общий дом. Кемеровская область на карте и глобусе
1
Нахождение на физической карте и глобусе материков и океанов, географических объектов с указанием их названий. Характеристика условных знаков, составляющих легенду карты.
22
Горизонт
1
Слушание и извлечение главной мысли из текста и обсуждение полученных сведений (отрывок из сказки Л.И. Лагина «Старик Хоттабыч»). Объяснение причины расширения линии горизонта при подъеме.
23
Строение Земли
1
Различение внутренних час тей Земли. Обсуждение смысла понятий «Земля» и «земля». Извлечение из учебника необходимой информации о живых организмах, обитающих в
разных оболочках Земли.
24
Ориентирование
1
Ориентирование на местности ; по Солнцу и Полярной звезде. Обозначение (на схемах и картах) при помощи общепринятых знаков основных и промежуточных направлений сторон горизонта. Обсуждение плана рассказа «Стороны горизонта». Определение расположения различных объектов относительно сторон горизонта.
25
Ориентирование по компасу
1
Ориентирование на местности с помощью устных команд и
компаса. Соблюдение правил пользования компасом.
26
Определение сторон горизонта по народным приметам. Самостоятельная работа
1
Ориентирование на местности по народным приметам. Анализ главного правила похода в лес – присутствие взрослого человека.
27
Глобус и географическая карта
1
Работа с глобусом и картой. Нахождение на глобусе поясов Земли, полушарий, полюсов, экватора.
28
Рельеф Земли. Характер местности нашего края
1
Определение характера рельефа местности (равнины, горы, холмы, овраги) на карте с помощью цвета и условных обозначений. Сравнение и различение на карте высоты гор и глубины участков Мирового океана. Участие в создании макета
рельефа участка Земли
29
Ландшафт
1
Выявление отличий между понятиями «ландшафт» и «рельеф».
Сочинение «Красота природы родного края».
30
Рельеф и ландшафт родного края. Влияние деятельности человека на ландшафт родного края
1
Сравнение фотографий, на которых человек нарушает природный ландшафт местности (свалки, котлованы, вырубание лесов), с фотографиями создания красивых мест (ландшафтный дизайн)
Взаимодействие сил природы (22часа)
31
Тепловые пояса Земли
1
Работа с контурной картой: различение тепловых поясов
Земли с помощью раскрашивания соответствующим цветом, отделяющих друг от друга зоны тепловых поясов. Установление связи между углом падения солнечных лучей и нагреванием поверхности Земли. Определение зависимости живой природы от нахождения в различных тепловых поясах
32
Смена времен года. Тест
1
Моделирование движения Земли вокруг Солнца с помощью теллурия или глобуса и лампы. Коллективное составление
альбома «А в это время на другом краю Земли…»
3 четверть (20 часов)
33
Особенности Земли как планеты
1
Описание особенностей Земли как космического тела.
Составление рассказа о необходимых условиях для возникновения различных живых организмов на Земле
34
Суша под Солнцем
1
Изучение влияния различных температур на разрушение
камня. Объяснение причин этого разрушения. Формулирование общего вывода. Изучение энергии солнечных лучей, собранной с помощью увеличительного стекла. Обсуждение значения изобретения устройств, в которых используется энергия солнечного света. Сравнение различных способов получения человеком энергии по их безопасности для природы
35
Внутренние силы Земли
1
Повторение понятий и обобщение изученного материала
(работа со словарем учебника). Составление загадок на основе
ранее изученных тем. Отгадывание загадок одноклассников.
Оценка загадок и выделение наиболее удачных из них.
36
Вода: ее значение и свойства. Тепло и вода
1
Определение свойств воды как жидкости. Объяснение результатов опытов. Формулирование общих выводов.
Фиксирование результатов наблюдений в таблице (рабочая тетрадь, № 51). Измерение температуры воды. Формирование измерительных навыков работы со спиртовым термометром.
Чтение показателей температуры со шкалы деления термометра
37
Три состояния воды. Водяной пар
1
Проведение опытов по изучению перехода воды из одного
состояния в другое. Изучение явлений испарения
воды; перехода водяного пара в жидкость; замерзания воды.
Анализ результатов опытов. Формулирование общих выводов. Фиксация результатов наблюдений в таблице (рабочая тетрадь, № 51, 3_й столбец). Изучение испарения воды при
комнатной температуре: анализ результатов опыта, формулирование общего вывода
38
Что такое снег. На дне снежного моря.
1
Изучение свойств льда (воды в твердом состоянии). Фиксация результатов опыта в таблице (рабочая тетрадь, № 51). Определение веществ, попадающих в снег из воздуха. Объяснение результатов эксперимента.
Формулирование общих выводов.
39
Почему лед плавает. Жизнь
животных и растений зимой.
1
Фиксация информации, полученной в ходе наблюдений в вербальной (составление рассказа, ведение таблицы) и графической форме (составление схемы, рисунков). Обсуждение мероприятий по оказанию помощи птицами зверям в морозные зимние дни.
40
Вода – растворитель.
1
Растворение веществ в воде: объяснение результатов опыта, формулирование общего вывода, фиксация результатов наблюдений в таблице.
41
Фильтрование.
1
Фильтрование не растворимых в воде веществ: объяснение результатов опыта, формулирование общего вывода, фиксация результатов наблюдений.
Устное описание процесса растворения и фильтрования
42
Подземные воды.
1
Исследование свойств минеральной воды: извлечение необходимой информации о лечебных свойствах минеральной воды из дополнительных источников (справочники, энциклопедии, Интернет, этикетки).
43
Обобщающий урок. Источники
воды в нашей местности
1
Сообщения о местных подземных источниках. Подготовка презентации «Животные, обитающие в водоемах нашей области»
44
Атмосфера. Состав воздуха.
1
Просмотр учебного фильма «Атмосфера Земли» или компьютерной презентации, подготовленной учителем.
Формулирование сложных вопросов, требующих развернутого ответа по материалам видеоряда. Графическое представление
данных о составе воздуха на примере круговой диаграммы.
45
Свойства воздуха
1
Извлечение необходимой информации из текста учебника.
Определение свойств воздуха (сжимаемость и упругость): объяснение результатов опыта, формулирование общих
выводов, фиксация результатов наблюдений в таблице.
Измерение температуры воздуха. Чтение показателей температуры со шкалы деления термометра
46
Движение воздуха. Грозные ветры.
1
Определение направления ветра с помощью флюгера.
Самостоятельное изготовление простейшего флюгера.
Обсуждение возникновения и направления ночного и дневного ветра на побережье. Объяснение значения ветра в жизни растений и животных. Описание ветродвигателей,
мельниц и других устройств. Выявление факторов опасности для жизни и здоровья. Освоение основных правил выживания в экстремальных условиях.
47
Круговорот воды в природе
1
Самостоятельное составление схемы круговорота воды в
природе. Обсуждение проблемы: есть ли круговорот воды в аквариуме; благодаря чему в нем существует жизнь.
Моделирование ситуации: что бы было на Земле без круговорота воды.
48
Работа воды и ветра.
1
Составление правил экономного использования воды и
электроэнергии в доме. Участие в инсценировке возможного диалога, который могли бы вести вода, ветер и
Солнце, если бы могли с помощью слов доказывать свое огромное значение в природе.
49
Охрана воды и воздуха.
Проблемы экологии
1
Моделирование ситуации, касающейся попадания промышленных и бытовых отходов в водоемы
50
Природные явления и стихийные бедствия в вашей местности. Человек и неживая природа
1
Классификация различных природных явлений по предложенным или самостоятельно выявленным основаниям. Составление кроссворда «Земля – наш общий дом»
51
Проверочная работа «Взаимодействие сил природы»
1
52
Обобщающий урок
1
Извлечение из учебника необходимой информации об особенностях разрушения рельефа. Анализ процессов разрушения рельефа. Обсуждение правил поведения при стихийных бедствиях.
4 четверть (16 часов)
Живая природа (16 часов)
53
Жизнь - особенность нашей планеты
1
Обсуждение условий, необходимых живым организмам для жизни. Определение связи множества разнообразных организмов
между собой, соотношения живых организмов на Земле.
Характеристика биологии как науки, изучающей живую
природу (работа со схемой «Царства живой природы»). Определение роли растений в природе (очистители воздуха
и пища для животных и человека)
54
Водоросли, лишайники, мхи, папоротники
1
Изучение особенностей внешнего строения водорослей,
мхов, папоротников (на основе гербарных образцов, рисунков).
Сравнение и различение групп растений – деревья, кустарники, травянистые растения. Графическое изображение
частей травянистого растения, дерева, кустарника (с подписью названий частей)
55
Хвойные и цветковые растения. Растения Кузбасса
1
Изучение в группе особенностей внешнего строения хвойных и цветковых (на основе гербарных образцов, коллекций шишек, семян и плодов, рисунков). Изображение частей цветкового растения (листья, плоды, поперечный срез ствола древесных растений)
56
Дикорастущие и культурные растения.
1
Изучение и описание внешнего строения зерновых, масленичных, овощных, плодово-ягодных растений. Характеристика природных
условий, влияющих на растения, изменяющих их внешний вид.
Загадывание и отгадывание загадок о фруктах на основе выделения существенных признаков
57
Условия, необходимые растениям для роста
и развития.
1
Наблюдение за развитием растений в различных условиях.
Обсуждение в классе условии проведения эксперимента
58
Растения, которые мы едим. Что выращивают в нашем крае
1
Изучение внешнего строения плодов и корнеплодов.
Различение овощей и фруктов на рисунках. Классификация растений по самостоятельно выделенным критериям.
Извлечение необходимой информации из текста учебника
59
Растения - путешественники
1
Наблюдение и уход за комнатными растениями. Определение названий комнатных растений, произрастающих в классе и коридорах школы, по школьному определителю растений и с помощью учителя; изготовление бирок с названиями
растений и мест, откуда они родом
60
Грибы
1
Различение на рисунках, в природе съедобных и ядовитых грибов.
Выращивание хлебной плесени. Фиксация результатов наблюдения. Формулирование общего вывода. Обмен опытом, обсуждение проблемы в классе: почему нельзя поедать незнакомые грибы, употреблять пищу с плесенью
61
Значение растений и животных
на Земле
1
Классификация растений и животных на группы по различным признакам. Установление взаимосвязи растений и животных по схеме, приведенной в учебнике или самостоятельно.
Определение значения животных и растений на Земле.
62
Группы животных: моллюски, насекомые, паукообразные.
1
Выделение существенных признаков строения животных.
Классификация животных по выделенным признакам на группы.
Определение групп животных своей местности. Изучение особенностей внешнего строения моллюсков, насекомых, паукообразных .
63
Группы животных: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся.
1
Характеризовать разнообразие внешнего вида рыб. Работать с иллюстрациями учебника. Извлекать необходимую информацию из текста. Изучать особенности внешнего строения рыб, земноводных, пресмыкающихся (на основе биологических препаратов, представителей живого уголка, рисунков)
64
Группы животных: птицы и млекопитающие.
1
Изучение особенностей внешего строения птиц и млекопитающих (на основе биологических препаратов, чучел, представителей живого уголка, рисунков). Составление схемы «Группы
животных». Обсуждение значения млекопитающих и птиц в жизни человека, в природе.
65
Размножение животных
1
Определение последовательности стадий развития животных.
Анализ различных способов (стратегий) выживания животных в природе
66
Среда обитания. Питание животных
1
Установление связи внешнего строения животных с особенностью их обитания в природе и питанием. Соотнесение изучаемых организмов и мест их обитания
67
Дикие и домашние животные
1
Рассказ о своем домашнем питомце. Обсуждение условий ухода: питание, необходимое домашним животным. Объяснение, почему нельзяуносить диких животных из природной среды. Классификация животных на группы по различным признакам. Освоение правил безопасного поведения с животными
68
Бактерии. Гигиена. Проверочная работа
1
Обсуждение значения бактерий в жизни человека. Наблюдение размеров бактерий с помощью микроскопа. Составление схемы «Значение бактерий в природе». Ознакомление с оказанием
первой помощи при повреждении кожного покрова на руке:
обработка раны йодом или зеленкой, наложение бинта. Обсуждение и составление правил гигиены, предохраняющих организм человека от попадания опасных бактерий. Составление схемы «Как опасные бактерии попадают в организм человека»
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Учебная и методическая литература
Дмитриева, Н. Я., Казаков А. Н. Окружающий мир: Учебник для 2 класса : в 2 частях / Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казаков. – Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров»
Дмитриева, Казаков А. Н. Н. Я. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир. 2 класс» / Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казаков. – Самара: Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров»
Дмитриева, Н. Я. Методические рекомендации к курсу «Окружающий мир. 2 класс» / Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казаков. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров»
Сборник программ для начальной школы. Система Л. В. Занкова / сост. Н. В. Нечаева. – Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров»
Трафимова Г.В. Секреты и диковинки окружающего мира: Книга для чтения по курсу «Окружающий мир». – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».
Контрольные работы по системе Л.В. Занкова. 1-е полугодие/ сост. С.Г. Яковлева. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров»
Контрольные работы по системе Л.В. Занкова. 2-е полугодие/ сост. С.Г. Яковлева. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров»
Наглядные пособия
Натуральные: гербарии, коллекции минералов и горных пород.
Изобразительные: таблицы групп растений и животных, отдельных органов человека и систем органов, внешнего и внутреннего строения человека, значения полезных ископаемых.