рабочая программа по изобразительному искусству 1 класс (Система Л. В. Занкова)
Рабочая программа по изобразительному искусству 1 класс (Система Л. В. Занкова)
Рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" составлена на основе:
Закона РФ «Об образовании».
Основной образовательной программы НОО, в соответствии с планируемыми результатами и программой формирования УУД.
Авторской программы по предмету "Изобразительное искусство" С. Г. Ашикова для 1 класса в соответствии с ФГОС НОО.
Программы начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров», 2011г.
Цель данного курса: духовно-нравственное развитие личности учащегося, воспитание его ценностного отношения к прекрасному на основе эмоционально-ценностного восприятия явлений жизни и опыта художественно-творческой деятельности.
Задачи курса:
развитие эмоционально-эстетического отношения к явлениям жизни;
воспитание ценностного отношения к отечественным культурным традициям, уважения к культуре народов других стран;
реализация творческого потенциала учащегося средствами художественной деятельности, развитие воображения и фантазии ребенка;
воспитание потребности учащихся в «общении» с произведениями искусства, формирование способности воспринимать прекрасное на основе представления о красоте как высшем проявлении добра;
расширение общего и художественного кругозора учащихся; развитие наблюдательности в отношении явлений и процессов, происходящих в окружающем мире, целостного восприятия сложных объектов и явлений;
знакомство с основами изобразительного искусства, овладение элементарной художественной грамотностью, приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности;
развитие способности младших школьников к сотрудничеству в художественной деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«рабочая программа по изобразительному искусству 1 класс (Система Л. В. Занкова) »
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №54»
Рабочая программа
по изобразительному искусству
для 1 класса
Рабочая программа составлена на основе программы:
«Изобразительное искусство» 1– 4 класс (Система Л. В. Занкова)
Автор программы: С. Г. Ашикова
Автор – составитель
рабочей программы
учитель начальных классов
Т. Г. Паутова
Обсуждено на заседании
методического объединения
Протокол №5
от 14 апреля 2012 г.
Руководитель
Т. Г. Паутова ______________
Утверждено на педагогическом совете
Протокол №5
от 27 августа 2012 г.
Директор МБОУ «СОШ №54»
Н.Г. Зырянова_________________
Кемерово
2012
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
I. Пояснительная записка ……………………………………………………………………
II. Общая характеристика учебного предмета………………………………………………
III. Описание места учебного предмета в учебном плане…………………………………
IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета…………………
V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
VI. Содержание учебного предмета………………………………………………………
VII. Тематическое планирование и основные виды деятельности учащихся……………
VIII. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса………………...
стр.
3
3
4
4
4
6
8
8
I. Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" составлена на основе:
Закона РФ «Об образовании».
Основной образовательной программы НОО, в соответствии с планируемыми результатами и программой формирования УУД.
Авторской программы по предмету "Изобразительное искусство" С. Г. Ашикова для 1 класса в соответствии с ФГОС НОО.
Программы начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров», 2011г.
Цель данного курса: духовно-нравственное развитие личности учащегося, воспитание его ценностного отношения к прекрасному на основе эмоционально-ценностного восприятия явлений жизни и опыта художественно-творческой деятельности.
Задачи курса:
развитие эмоционально-эстетического отношения к явлениям жизни;
воспитание ценностного отношения к отечественным культурным традициям, уважения к культуре народов других стран;
реализация творческого потенциала учащегося средствами художественной деятельности, развитие воображения и фантазии ребенка;
воспитание потребности учащихся в «общении» с произведениями искусства, формирование способности воспринимать прекрасное на основе представления о красоте как высшем проявлении добра;
расширение общего и художественного кругозора учащихся; развитие наблюдательности в отношении явлений и процессов, происходящих в окружающем мире, целостного восприятия сложных объектов и явлений;
знакомство с основами изобразительного искусства, овладение элементарной художественной грамотностью, приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности;
развитие способности младших школьников к сотрудничеству в художественной деятельности.
II. Общая характеристика учебного предмета
В соответствии с системно-деятельностным подходом содержание курса нацелено на активизацию художественно-эстетической и познавательной деятельности учащегося с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей, преемственности с уже имеющимся у детей опытом и на подготовку к дальнейшему образованию, формирование мотивации детей к художественному творчеству, к активной деятельности на уроке и во внеурочное время.
Содержание курса направлено на целостное развитие личности ребенка посредством активного овладения различными видами деятельности. Это:
Восприятие произведений искусства, которое развивает эмоциональную отзывчивость, способность к эмоциональному оцениванию увиденного не только в искусстве, но и в жизни, а также способность одномоментного восприятия сложных объектов и явлений; в дальнейшем это позволит позитивно воспринимать мир, испытывать положительные чувства и эмоции в процессе его познания;
Рисунок – постепенный переход от знакомства и овладения простыми линиями разной формы, их изобразительно-выразительными возможностями, через приобретение навыка различного нажима на карандаш и тонирования поверхности бумаги графитным карандашом к основам построения и передачи объема и пространства на листе бумаги;
Живопись – наблюдения детей за цветовыми сочетаниями в природе дополняются сначала их представлением о том, как они отражаются в картинах художников, а затем непосредственной деятельностью учащихся с цветом на основе различных материалов, включая эксперименты;
Композиция – учит понимать целое, состоящее из различных частей, оценивать и понимать их роль в пространстве картины, рисунка, изделия, выделять главное и второстепенное, видеть соподчиненность элементов, выстраивать последовательность планов «ближе-дальше», «больше-меньше». «выше-ниже»;
Декоративно-прикладное искусство раскрывает самобытность народной культуры, знакомит с традициями и обрядами разных народов, их бытом и образом жизни, показывает разнообразие и единство культур разных народов;
Скульптура и дизайн наглядно показывают пространственные особенности изучаемых предметов и объектов, показывают соотношение частей и целого, развивают пространственное мышление, знакомят с формообразованием, приобщают к красоте.
III. Описание места учебного предмета в учебном плане
Предмет входит в образовательную область «Искусство»
В 1 классе 33 часа в год, 1 час в неделю.
IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к изо как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии.
Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета
Личностные универсальные учебные действия
- интерес к русской художественной культуре на основе знакомства с произведениями И.И. Шишкина, И.И. Левитана, З.Е. Серебряковой и др.;
- основа для восприятия художественного произведения, определение его основного настроения;
- эмоциональное восприятие образов природы, в том числе растительного и животного мира, отраженных в рисунке, картине;
- первоначальное представление о поликультурности изобразительного искусства;
- положительное отношение к занятиям изобразительным искусством, интерес к отдельным видам художественно-творческой деятельности;
- чувство гордости за свой народ через знакомство с народным творчеством;
- интерес к человеку, его чувствам, мыслям через восприятие портретов, в том числе детских образов, автопортретов известных художников;
- основа для развития чувства прекрасного через доступные для детского восприятия художественные произведения.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- понимания значения изобразительного искусства в жизни человека;
- понимания роли изобразительного искусства в собственной жизни
- внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к предмету «Изобразительное искусство» через освоение роли автора своих художественных работ;
- первоначальной ориентации на оценку результатов собственной художественно-творческой деятельности;
- уважения к чувствам и настроениям другого человека, представления о дружбе, доброжелательном отношении к людям;
- мотивации к коллективной творческой работе;
- представления о труде художника, его роли в жизни каждого человека;
- личностной идентификации на основе общего представления о творческом самовыражении, о мире профессий в изобразительном искусстве.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- принимать учебную задачу;
- оценивать совместно с одноклассниками и учителем результат своей художественно-творческой деятельности;
- понимать выделенные учителем ориентиры
- адекватно воспринимать предложения учителя.
Обучающийся получит возможность научиться:
- принимать художественную задачу, инструкцию учителя и ход выполнения работы, предложенный в учебнике;
- на первоначальном уровне понимать особенности художественного замысла и его воплощения;
- осуществлять под руководством учителя контроль по результату своей деятельности;
- воспринимать мнение и предложения сверстников, родителей.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- ориентироваться на первоначальном уровне в информационном и иллюстративном материале учебника, осуществлять поиск нужной информации в справочном материале;
- использовать рисуночные и простые символические варианты выполнения работы;
- понимать содержание художественных произведений;
- читать простое схематическое изображение.
Обучающийся получит возможность научиться:
- соотносить произведения по настроению, форме, по некоторым средствам художественной выразительности;
- делать несложные выводы;
- строить рассуждения о доступных, наглядно воспринимаемых свойствах изобразительного искусства;
- соотносить содержание рисунков в рубриках «Впечатление» и «Выражение».
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- допускать существование различных точек зрения о произведении изобразительного искусства;
- участвовать в работе парами, в групповом создании творческих работ;
- контролировать свои действия в коллективной работе;
- принимать настроение других людей, их эмоции от восприятия репродукций картин и фотоматериалов.
Обучающийся получит возможностьнаучиться:
- соотносить собственное впечатление от произведения искусства и мнение других людей о нем;
- обсуждать со сверстниками ход выполнения работы и ее результаты;
- использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления от произведения живописи;
- следить за действиями других участников в процессе совместной деятельности.
Предметные результаты
Восприятие искусства и виды художественной деятельности
Обучающийся научится:
- эмоционально и эстетически воспринимать художественные фотографии и репродукции картин, сравнивать их, находить сходство и различие, воспринимать и выражать свое отношение к шедеврам русского и мирового искусства;
- группировать и соотносить произведения разных видов искусств по характеру, эмоциональному состоянию;
- владеть графитными и живописными материалами в достаточном разнообразии для своего возраста;
- осознавать, что архитектура и декоративно-прикладные искусства во все времена украшали жизнь человека;
- называть ведущие художественные музеи России.
Обучающийся получит возможность научиться:
- понимать содержание и выразительные средства художественных произведений;
- принимать условность и субъективность художественного образа;
- сопоставлять объекты и явления реальной жизни и их образы, выраженные в произведениях искусства, и объяснять разницу;
- выражать в беседе свое отношение к произведению изобразительного искусства.
Азбука искусства. Как говорит искусство?
Обучающийся научится:
- владеть простейшими основами языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, дизайна;
- создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости (рисунок, живопись);
- применять начальные навыки изображения растений, животных, человека, явлений природы;
- использовать простые формы для создания выразительных образов в рисунке и живописи;
- различать основные и составные, теплые и холодные цвета;
- применять на их основе различные материалы для живописи, чтобы передавать образы явлений в природе;
- использовать простые формы для создания выразительных образов человека в скульптуре.
Обучающийся получит возможность научиться:
- создавать графическими средствами выразительные образы природы, человека, животного;
- выбирать характер линий для изображения того или иного образа;
- овладевать на практике основами цветоведения;
- использовать пропорциональные соотношения лица, фигуры человека при создании детского портрета;
- использовать приемы пластических средств при трансформации готовых форм предметов в целостный художественный образ.
Значимые темы искусства. О чем говорит искусство?
Обучающийся научится:
- выбирать художественные материалы для создания образов природы, человека,
явлений;
- решать художественные задачи с опорой на правила перспективы, цветоведения;
- передавать характер объекта в живописи, графике и скульптуре.
Обучающийся получит возможность научиться:
- создавать средствами живописи эмоционально-выразительные образы природы;
- видеть и изображать красоту и разнообразие природы, предметов;
- изображать пейзажи, натюрморты, выражая к ним свое эмоциональное отношение.
VI.Содержание учебного предмета
Раздел 1. Природа _ главный художник. (Графика. Основы рисунка. Линия. Штрих.
Цветовое пятно. Эскиз)
Азбука рисования: Мы - семья карандашей. Мы - семья кистей. Мы - семья красок. А я - бумага. Берем в руки карандаш… Берем в руки кисти… Как хранить кисти. Как хранить рисунки. Впечатление. Выражение: Природа вокруг нас (передача в рисунке пространства неба и земли). Обитатели неба (передача пространства неба и земли другими материалами + дополнительный рисунок природных явлений в небе). Обитатели Земли (простой рисунок форм животного мира с детальными проработками фактуры их поверхности). Между небом и землей (рисунок явлений природы, которые соединяют небо и землю, опускаются с неба на землю; в различных техниках). Природные стихии. Путешествие воды (изображение различных состояний воды, по выбору, простыми средствами). Живое тянется к солнцу (изображение пространства неба и земли и растительного мира в трех стадиях роста - динамика развития растений). В мастерской художника: Природные стихии (анализ произведений изобразительного искусства с изображением разных явлений природы).
Коллективная работа: Шире круг (закрепление навыка - рисунок непрерывной линии, штриховки внутри формы и прорисовка мелких деталей в крупной форме; первый опыт коллективной деятельности и оформления класса).
Раздел 2. Мир цвета. (Основы цветоведения. Основные цвета. Составные цвета. Цветовые гаммы. Цветовые оттенки)
Азбука рисования: Смешение красок на палитре. Техника работы кистью. На чем пишут картины. Впечатление. Выражение: Краски неба и земли (цвето-тональное изображение пространства неба и земли, рисунок природных явлений). Где ночует радуга (порядок расположения цветов в радуге, цветные рисунки с элементами радужного спектра). Эксперимент И. Ньютона (в лаборатории ученого - наглядное знакомство с разложением солнечного света на 7 цветов). По законам радуги (знакомство с основными и составными цветами). Зимой и летом - разным цветом (знакомство с теплой и холодной гаммой и ролью белой гуаши). Весна и осень - в гости просим (составление нежной и сдержанной цветовых гамм). Ходит солнышко по кругу (знакомство с цветовыми особенностями утра, дня, вечера и ночи, составление и подбор соответствующих цветовых гамм). В мастерской художника: Гаммы удивительных оттенков (работа с репродукциями картин художников). Художник, влюбленный в осень (о творчестве И.И. Левитана). Коллективная работа: Оранжевое небо (работа с оттенками оранжевого цвета - грунтовка поверхности ватмана, вырезание фигур из подготовленной бумаги, составление композиции из созданных изображений).
Раздел 3. Искусство в человеке. (Виды изобразительного искусства. Живописец. Скульптор. Архитектор. Дизайнер)
Азбука рисования: Где пишут картины. Впечатление. Выражение: Художник-живописец (ученику предлагается роль художника-живописца, который сам выбирает сюжет своей будущей картины). Деревья поведали (изображение леса различными материалами по выбору). Скульптор (моделирование фигуры Снегурочки из соленого теста с помощью вспомогательных форм). Архитектор (рисунок - проект нового дома). Пряничный домик (создание объемной формы здания с помощью пластических материалов). Дизайнер (изготовление веера по выбору из трех вариантов). Золотая трава хохломы (знакомство с элементами русской росписи по дереву). В мастерской художника: Художник, полюбивший лес (о творчестве пейзажиста И.И. Шишкина). Творческое содружество (рассказ о художнике-скульпторе и художнике-живописце). Коллективная работа: Изумрудный город (обобщение знаний, приобретенных на уроках данного раздела).
Раздел 4. Человек в искусстве. (Портретный жанр. Пропорции человека. Детский портрет)
Впечатление. Выражение: Человек - звезда (древний символ человека, пропорции человека в круге). Три возраста (знакомство с изображением человека в разном возрасте). Рисуем детский портрет (знакомство с особенностями изображения детского портрета, поэтапное изображение рисунка). В мастерской художника: С любовью к детям (о творчестве З.Е. Серебряковой). Знакомство с музеем: Государственная Третьяковская галерея; Всероссийский музей декоративно-прикладного искусства; Дом - музей И.И. Левитана в Плесе.
VII. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
№
п\п
Кол-во
часов
Тема
Дата проведения
Характеристика деятельности
обучающихся
I четверть (9 часов)
Знакомство с художественными материалами 3 ч.
1.
1
Берем в руки карандаш (базовые упражнения)
Наблюдать цветовые сочетания в природе; смешивать краски (прием «живая краска»); овладевать первичными навыками живописи
Сравниватьи различать темные и светлые оттенки цвета и тона;
Смешивать цветные краски с белой и
черной для получения нужного
колорита; создавать пейзажи, различные по настроению.
2.
1
Берем в руки кисти. Прозрачность акварели (базовые упражнения)
3.
1
Берем в руки кисти. Возможности гуаши (базовые упражнения)
Природа – главный художник 7 ч.
4.
1
Природа вокруг нас. Передача в рисунке пространства неба и земли.
Использовать свои наблюдения за природными явлениями в художественно – творческой деятельности;
Передавать характер природных явлений выразительными средствами изобразительного искусства (цвет, линия, пятно, форма, объем);
Образно воспринимать искусство и окружающую действительность;
Принимать ценность искусства в сотворении гармонии между человеком и окружающим миром.
5.
1
Обитатели неба. Рисование природных явлений в небе.
6.
1
Обитатели земли. Простой рисунок форм животного мира.
7.
1
Между небом и землей. Изображение явлений природы.
8.
1
Путешествие воды. Изображение различных состояний воды.
9.
1
Живое тянется к солнцу. Рисование растения в трёх стадиях роста.
II четверть (7часов)
10.
1
Шире круг (коллективная работа).
Мир цвета 8 ч.
11.
1
Краски неба и земли. Цвето-тональное изображение пространства неба и земли.
Использовать различные художественные материалы и средства для создания выразительных образов природы;
Образно воспринимать искусство и окружающую действительность;
Выполнять композицию по представлению на обозначенные темы графическими и живописными средствами;
Продумывать и выстраивать композицию рисунка.
Использовать свои наблюдения за природными явлениями в художественно – творческой деятельности;
12.
1
Где ночует радуга. Основные и составные цвета.
13.
1
По законам радуги. Цветные рисунки с элементами радужного спектра.
14.
1
Зимой и летом - разным цветом. Знакомство с тёплой и холодной гаммой цвета.
15.
1
Весна и осень - в гости просим. Составление нежной и сдержанной цветовых гамм.
16.
1
Ходит солнышко по кругу. Знакомство с цветовыми особенностями утра, дня, вечера и ночи.
III четверть (9 часов)
17
1
Ходит солнышко по кругу. Знакомство с цветовыми особенностями утра, дня, вечера и ночи.
18.
1
Оранжевое небо (коллективная работа).
Искусство в человеке 9 ч.
19.
1
Художник-живописец. Сюжет для своей картины.
Использовать выразительные возможности различных художественных материалов для передачи собственного замысла;
Образно воспринимать искусство и окружающую действительность;
Находить ассоциации природных форм, предметов быта, состояний природы, произведений разных видов искусства.
Рисовать по представлению на обозначенные темы;
Создавать простые художественные изделия подарочного характера;
Применять средства художественной выразительности в рисунке и живописи, декоративных и конструктивных работах, иллюстрациях к произведениям литературы и музыки.
20.
1
Изображение леса различными материалами.
21.
1
Скульптор. Моделирование фигуры Снегурочки.
22.
1
Архитектор. Рисунок-проект нового дома.
23.
1
Пряничный домик. Создание объёмной формы.
24.
1
Дизайнер. Рисование веера.
25.
1
Золотая трава хохломы. Знакомство с элементами русской росписи по дереву.
IV четверть (8 часов)
26.
1
Золотая трава хохломы. Знакомство с элементами русской росписи по дереву.
27.
1
Изумрудный город (коллективная работа)
Человек в искусстве 4 ч.
28.
1
Человек - звезда. Пропорции человека в круге.
Знать традиции своего народа, народности, региона, семьи, запечатленные в искусстве;
Понимать ценность искусства в сотворении гармонии между человеком и окружающим миром;
Уметь создать образ по представлению.
29.
1
Рисуем детский портрет. Поэтапное изображение рисунка.
30.
1
Три возраста. Изображение человека в разном возрасте.
31.
1
Человек в искусстве (коллективная работа).
Знакомство с музеем 2 ч.
32.
1
Государственная Третьяковская галерея (заочная экскурсия).
Выражать собственное мнение при посещении художественных музеев.
Воспринимать и эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства.
33.
1
Экскурсия в художественный музей.
VIII. Описание материально - технического обеспечения образовательного процесса
Ашикова С.Г. Изобразительное искусство: учебник для 1 класса / под ред. А.А. Мелик-Пашаева, С.Г. Яковлевой. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».