Рабочая программа по окружающему миру 3 класс. Система Л.В. Занкова
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс. Система Л.В. Занкова
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования, авторской программы Н.Я. Дмитриевой, А.Н. Казакова «Окружающий мир. 1-4 класс» (Программа начального общего образования. Система Л.В. Занкова /Сост. Н.В. Нечаева, С.В. Бухалова. – Самара: Издательский дом «Федоров», 2011. – 224 с.) и основной образовательной программы начального общего образования МОУ «Серебряно-Прудская СОШ имени маршала В.И. Чуйкова».
Уровень изучения предмета - базовый. Тематическое планирование рассчитано на 2 учебных часа в неделю, что составляет 70учебных часов в год.
Изучение окружающего мира в начальной школе направлено на достижение следующей цели: формировать широкую целостную картину мира с опорой на современные научные достижения.
Для достижения поставленной цели в 3 классе необходимо решение следующих задач:
- на основе предметных знаний и умений подвести учеников к осознанию объективно существующих связей и зависимостей между природой, обществом и человеком, к осознанию разнообразия и многомерности окружающего мира, его противоречивости;
- в ходе решения первых двух задач развивать логичность и самостоятельность мышления, развивать историческое мышление, формировать экологическую культуру;
- формировать общеучебные умения: воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, делать обобщения и выводы; ориентироваться в пространстве и времени; формировать умение работы с картами, таблицами, схемами, добывать информацию в соответствующей литературе, пользоваться справочниками, развивать устную и письменную речь; самостоятельно проводить опыты, наблюдения, практические, исследовательские работы;
- воздействовать на развитие эмоционально-волевых, нравственных качеств личности; воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине, гордости за свой край, способствовать эстетическому воспитанию; на ознакомительном уровне представить науки, помогающие познавать окружающий мир.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру 3 класс. Система Л.В. Занкова »
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Серебряно-Прудская средняя общеобразовательная школа
имени маршала В.И. Чуйкова»
УТВЕРЖДЕНО
Приказом № 262
от 01.09.2014 года
Рабочая программа
по окружающему миру
( базовый уровень)
для 3 А класса
Составитель: Бычкова Ирина Алексеевна
Учитель начальных классов
первой квалификационной категории
год
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования, авторской программы Н.Я. Дмитриевой, А.Н. Казакова «Окружающий мир. 1-4 класс» (Программа начального общего образования. Система Л.В. Занкова /Сост. Н.В. Нечаева, С.В. Бухалова. – Самара: Издательский дом «Федоров», 2011. – 224 с.) и основной образовательной программы начального общего образования МОУ «Серебряно-Прудская СОШ имени маршала В.И. Чуйкова».
Уровень изучения предмета - базовый. Тематическое планирование рассчитано на 2 учебных часа в неделю, что составляет 70учебных часов в год.
Изучение окружающего мира в начальной школе направлено на достижение следующей цели: формировать широкую целостную картину мира с опорой на современные научные достижения.
Для достижения поставленной цели в 3 классе необходимо решение следующих задач:
- на основе предметных знаний и умений подвести учеников к осознанию объективно существующих связей и зависимостей между природой, обществом и человеком, к осознанию разнообразия и многомерности окружающего мира, его противоречивости;
- в ходе решения первых двух задач развивать логичность и самостоятельность мышления, развивать историческое мышление, формировать экологическую культуру;
- формировать общеучебные умения: воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, делать обобщения и выводы; ориентироваться в пространстве и времени; формировать умение работы с картами, таблицами, схемами, добывать информацию в соответствующей литературе, пользоваться справочниками, развивать устную и письменную речь; самостоятельно проводить опыты, наблюдения, практические, исследовательские работы;
- воздействовать на развитие эмоционально-волевых, нравственных качеств личности; воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине, гордости за свой край, способствовать эстетическому воспитанию; на ознакомительном уровне представить науки, помогающие познавать окружающий мир.
Для выполнения всех видов обучающих работ по окружающему миру в 3 классе в УМК имеются учебник, учебные пособия:
1) Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков. Окружающий мир: Учебник для 3 класса. В 2 частях. - 9-е изд., - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2013. - ISBN 978-5-9507-173558-2
2) Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков. Рабочая тетрадь по окружающему миру. 3 класс – 8-е изд. - Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2013- 56 с. :ил.+4с. Вкл.. - ISBN 978-5-393-00893-2.
3) Садырин В.В.Крылатые загадки: Фотоальбом к курсу «Окружающий мир» 3 – 4 классы. - Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2013- 88 с. - ISBN 978-5-9507-1753-6
Нижеуказанные пособия позволяют организовать методическое обеспечение учебного предмета «Окружающий мир» в 3 классе:
- Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Методические рекомендации к курсу «Окружающий мир». 3 класс. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».
В Федеральных государственных образовательных стандартах начального общего образования нового поколения предмет «Окружающий мир», с одной стороны, рассматривается как фундамент для изучения значительной части предметов основной школы: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории; с другой стороны - как первый, единственный и последний предмет в школе, рисующий широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. Именно такое понимание роли учебного предмета «Окружающий мир» изначально заложено в программу и учебники, разработанные в системе развивающего обучения Л.В. Занкова.
Стержнем курса является логика исторического развития Земли, природы, человека и человеческого общества, знаний человека об окружающем мире в их единстве и взаимопроникновении. По мере продвижения от класса к классу обучающиеся обогащаются новыми знаниями, новыми способами деятельности и методами познания, добытыми человеком на каждом этапе его исторического развития. Привязывание явлений и событий к базовым философским понятиям: ко времени (исторический блок) и пространству (географический блок) служит упорядочиванию того широкого и разнообразного содержания, которое характеризует курс. Понять, почему в результате исторического развития мир стал таким, каков он есть сейчас, невозможно не только без естественно-научных и исторических знаний, но и без получения опыта непосредственного общения с природой, с людьми как представителями общества. Так создаются условия для социализации ребенка, приобщение его к ценностям гражданского общества, становление активной и ответственной гражданской позиции, для воспитания экологической культуры, заботливого отношения к природе. Организация активной учебной деятельности школьников является главным условием освоения предлагаемой программы курса «Окружающий мир» в системе развивающего обучения Л.В. Занкова.
3. Место учебного предмета, курса в учебном плане.
Согласно базисному плану образовательных учреждений РФ всего на изучение окружающего мира в начальной школе выделяется 270 ч.
Программа по окружающему миру для 3 класса рассчитана на 70 часов.
4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Базовыми ценностными ориентирами содержания общего образования, положенными в основу данной программы, являются:
- природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества;
- культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм;
- наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума;
- искусство (живопись, архитектура, литература, музыка и др.) как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества;
- человечество как многообразие народов, культур, религий;
- международное сотрудничество как основа мира на Земле;
- патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству;
- социальная солидарность как признание свободы личной и национальной, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и другим людям;
- гражданственность как личная сопричастность идеям правового государства, гражданского общества, свободы совести и вероисповедания, национально-культурного многообразия России и мира;
- семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества;
- труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности;
- традиционные российские религии и межконфессиональный диалог как основа духовно-нравственной консолидации российского общества;
- здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное;
- нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
5. Планируемые результаты освоения программы
по окружающему миру к концу 3 класса
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы: ориентация на принятие образца «хорошего ученика»; интерес к познанию окружающего мира; ориентация на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи; предпосылки для готовности самостоятельно оценить успешность своей деятельности на основе предложенных критериев; осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности; осознание своей гражданской идентичности: «Я» как гражданин России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; понимание нравственного содержания собственных поступков, поступков окружающих людей, исторических лиц; ориентация в поведении на общепринятые моральные нормы; сопереживание другим людям, в том числе историческим лицам; понимание чувств одноклассников, учителей, мотивов поступков исторических лиц; принятие ценности природного мира, природоохраны, здоровьесберегающего поведения; понимание красоты природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром. Обучающийся получит возможность для формирования: внутренней позиции на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения; выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; учебно-познавательного интереса к нахождению разных способов решения учебной задачи; способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; – ориентации на реализацию основ гражданской идентичности в поступках; следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям; установки на здоровый образ жизни; ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни; эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится: принимать и сохранять учебную задачу; следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения; контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой, таблицей, схемой, диаграммой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками; отбирать адекватные средства достижения цели деятельности; вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью.
Обучающийся получит возможность научиться: самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с наглядно-образным, словесно-образным и словесно-логическим материалом; на основе результатов решения практических задач делать выводы о свойствах изучаемых природных объектов.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится: осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем; – осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об окружающем мире; пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе; строить небольшие сообщения в устной и письменной форме; находить в содружестве с одноклассниками разнообразные способы решения учебной задачи; воспринимать смысл познавательных текстов, выделять информацию из сообщений разных видов (в том числе текстов) в соответствии с учебной задачей; анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков; осуществлять синтез как составление целого из частей; проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп; устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; понимать структуру построения рассуждения как связи простых суждений об объекте (явлении); обобщать (самостоятельно выделять класс объектов); подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (природа; природа живая – неживая; природные зоны; природные сообщества; группы растений, группы животных и др.); проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Обучающийся получит возможность научиться: осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек, медиаресурсов; записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ; создавать и преобразовывать модели и схемы по заданиям учителя; строить сообщения в устной и письменной форме; находить разнообразные способы решения учебной за; дачи; осуществлять сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) без указания количества групп; строить логическое рассуждение как связь простых суждений об объекте (явлении).
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится: строить сообщение в соответствии с учебной задачей; ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывать другие мнение и позицию; договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, в паре); контролировать действия партнера; адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач.
Обучающийся получит возможность научиться: строить монологическое высказывание (при возможности сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе при возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения; допускать возможность существования различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет; использовать речь для регуляции своего действия; – адекватно использовать языковые средства для решения различных коммуникативных задач; понимать ситуацию возникновения конфликта, содействовать его разрешению; оказывать в сотрудничестве необходимую помощь; использовать речь для планирования своей деятельности.
Предметные результаты
Человек и природаОбучающийся научится: устанавливать связи между неживой природой и живыми организмами; взаимосвязи в живой природе: между растениями и животными, между разными группами животных; осуществлять классификацию объектов окружающего мира по самостоятельно выделенным признакам (при указании и без указания количества групп); использовать естественнонаучные тексты для поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний; использовать различные справочные издания для поиска необходимой информации; использовать готовые модели (глобус) для объяснения явлений или описания свойств объектов; определять местонахождение крупных природных объектов на физической карте России; проводить наблюдения за погодой и природой родного края (на примере одного из сообществ); оценивать свое поведение и поведение других людей в природе; – сравнивать изучаемые природные зоны России (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы); сравнивать изучаемые природные сообщества (лес, луг, водоем и др.) как единство живой (растения, животные) и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва); приводить примеры растений и животных, характерных для того или иного природного сообщества; выделять характерные признаки сезонов года на примере природы родного края; узнавать наиболее распространенные и охраняемые в родном крае растения и животных; соблюдать правила поведения в природе, правила безопасности в лесу и во время отдыха у водоема; узнавать по внешнему виду изученные растения: хвойные, цветковые; фиксировать с помощью условных знаков основные признаки погоды; составлять ее устную характеристику.
Обучающийся получит возможность научиться: узнавать в природе изученные растения: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые; оформлять результаты исследовательской работы («Человек и природа») с использованием (в случае необходимости) таблиц, графиков, простейших столбчатых диаграмм, рисунков, кратких выводов; моделировать экологические ситуации, в которых человек оказывает существенное влияние на природные сообщества, оценивать их последствия; планировать, контролировать и оценивать учебно-познавательную деятельность, направленную на изучение окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Человек и обществоОбучающийся научится: различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком, находить место изученных событий на ленте времени; пользоваться историческими картами; используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать исторические факты от вымыслов; оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников, этнос), в том числе с позиции понимания чувств других людей и сопереживания им; устанавливать связь между деятельностью человека и условиями его жизни и быта в разные эпохи, в разных природных зонах; выделять главное в текстах учебника (в соответствии с заданиями).
Обучающийся получит возможность научиться: оценивать устное высказывание одноклассников: его соответствие обсуждаемой теме, полноту и доказательность; оформлять результаты исследовательской работы («Человек и общество») с использованием (в случае необходимости) таблиц, графиков, простейших столбчатых диаграмм, рисунков, кратких выводов; осознавать существующую связь между человеком и разнообразными окружающими социальными группами; ориентироваться в важнейших для страны событиях и фактах в изучаемый исторический период; наблюдать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах страны (на примерах исторических лиц, литературных героев и современников); проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, участвовать в коллективной коммуникативной деятельности; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, о путях достижения ее цели, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Обучающийся получит возможность узнать: о древнейшей истории человека, о первых государствах; об истории Древней Руси, Московского государства, о событиях общественной и культурной жизни страны в изучаемые исторические периоды; – об особенностях быта, труда, о духовно-нравственных и культурных традициях людей в изучаемые исторические периоды; имена выдающихся российских государственных деятелей (в изучаемый период): князья Владимир, Ярослав Мудрый, Александр Невский, Дмитрий Донской, царь Иван IV Грозный; Кузьма Минин, Дмитрий Пожарский; связанные с ними события и их влияние на историю нашего Отечества; об истории и выдающихся людях родного края.
6. Содержание учебного предмета
№
Тема раздела
Количество часов
Практическая часть
1
Природные условия Земли.
12
Пр/р 5
2
Человек в далеком и прошлом.
9
Пр./р. 1
Эк. 1
Исслед. 1
3
Земли восточных славян. Образование Древнерусского государства
22
Пр./р. 3
Эк. 2
Исслед. 4
4
Московское государство. Объединение русских земель вокруг Москвы
12
Пр/р 3.
Эк. 1
5
Путь от Руси к России. Какая она, Азия. Россия в 17 веке
13
Эк. 1
Исслед. 1
6.
Резерв
2
7
Итого
70
Экскурсии
5
Практические работы
12
Исследовательские работы
6
Система контролирующих материалов, позволяющих оценить уровень и качество знаний, умений, навыков обучающихся на входном, текущем и итоговом этапах изучения предмета включает в себя сборники текстовых заданий: