kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проектная деятельность младших школьников как средство реализации ФГОС НОО.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье рассматривается наиболее эффективная с точки зрения развития познавательного интереса, самостоятельности и продуктивности мышления, сотрудничества, сотворчества детей и взрослых технология проектного обучения.

Младший школьный возраст - благоприятный и значимый период для выявления и развития творческого потенциала личности. Он любопытен, ему всё надо знать, всё интересно, всё хочется изучить, потрогать. Ведь это и есть врождённые исследовательские качества!

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность младших школьников как средство реализации ФГОС НОО. »

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Черноборская средняя общеобразовательная школа»

п. Черноборский Челябинской области











Проектная деятельность младших школьников как средство реализации ФГОС НОО.









Работа учителя начальных классов

МБОУ Черноборская сош

п.Черноборский Челябинской области

Цыбренок Натальи Сергеевны

2013г.





Оглавление

  1. Введение………………………………………………………3

  2. Основная часть……………………………………………….3-4

  3. Практические результаты……………………………………5-7

  4. Заключение……………………………………………………7

  5. Выводы………………………………………………………..8

  6. Приложения……………………………………………………8-9

  7. Использованная литература…………………………………..10

































I. Введение:

Начало XXI века в России отмечается особым интересом научно-педагогической общественности к развитию личности обучающихся. Современному развивающемуся обществу нужны образованные, высоко нравственные, всесторонне и гармонично развитые, творческие  личности, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора.

     Традиционное обучение не всегда способно выполнить данный заказ общества. Поиски наиболее эффективных путей развития личности обучающихся в процессе обучения привели к инновационным процессам в педагогике.

В данной статье рассматривается наиболее эффективная с точки зрения развития познавательного интереса, самостоятельности и продуктивности мышления, сотрудничества, сотворчества детей и взрослых технология проектного обучения.

Младший школьный возраст - благоприятный и значимый период для выявления и развития творческого потенциала личности. Он любопытен, ему всё надо знать, всё интересно, всё хочется изучить, потрогать. Ведь это и есть врождённые исследовательские качества!

В этом возрасте закладываются основы творческой и образовательной траектории, психологическая база продуктивной деятельности, формируется комплекс ценностей, качеств, способностей, потребностей личности, лежащих в основе ее творческого отношения к действительности. Поэтому развивать заложенную в каждом ребенке творческую активность, воспитывать у него необходимые для этого качества, - значит, создавать педагогические условия, которые будут способствовать этому процессу. Введение проектной деятельности в начальной школе очень актуально в наши дни. Важно на раннем этапе обучения создать необходимые психолого-педагогические условия для реализации возрастной потребности в поисковой

активности.

II Основная часть:

На настоящее время перед учителем начальной школы стоит сложная задача – как сделать процесс обучения более доступным, интересным для каждого обучающегося при этом повысить качество обучения и работать над формированием личности.

Начиная работать по теме самообразования «Проектная деятельность» с 2009года я думала, а какие же виды проектных заданий следует предлагать школьникам, чтобы они учились изобретательской, творческой деятельности? В проектную деятельность я стала включать школьников постепенно, начиная с первого класса. Вначале – это доступные творческие задания, выполняемые на уроках окружающего мира, трудового обучения и в форме коллективных творческих дел, проводимых во внеурочное время. А уже в 3 классе учащиеся с большим интересом выполняют довольно сложные проекты, под руководством учителя проводят коллективное научное исследование, в которое могут быть включены результаты проектно-исследовательской работы каждого ученика.

Темы детских проектных работ мы выбираем из содержания учебных предметов или из близких к ним областей. Дело в том, что для проекта требуется личностно значимая проблема, знакомая младшим школьникам и значимая для них. Проблема проекта, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов учащихся и находиться в зоне их ближайшего развития.

Длительность выполнения проекта в режиме урочно-внеурочных заданий целесообразно ограничить одним уроком (в 1 классе), одной-двумя неделями (во 2 классе) и постепенно переходить к долгосрочным проектам, рассчитанным на месяц, четверть, полугодие. Формируя навыки научно-исследовательской и проектной деятельности свою работу я выстраиваю от однопредметных проектов к межпредметным, от личных проектов к групповым и общеклассным. В работе мне помогает технологическая карта «Этапы работы над проектом» (приложение 1).

III Практическая часть:

В 1 классе моими учениками были созданы следующие проекты:

«Мы – первоклассники!» создание коллективного классного фотоальбома.

Цель проекта: Поддержание интереса к учебной деятельности. Развитие умения работать сообща. Результатом стал фотоальбом жизни нашего класса.

«Оживим наш Алфавит» проектная деятельность на уроке в период закрепления изученных букв (каждой букве соответствовала картинка с животными).

Цель проекта: Закрепление темы звуки и буквы. Составление и подбор слов на соответствующие звуки и буквы. Развитие умения работать сообща.

Практико –ориентированный проект «Учимся составлять загадку»

Цель проекта: Разработать приемы работы с загадкой, изучающие её языковые особенности и создать программу по составлению загадки.

Во 2 классе

Проект « Родословная семьи»

Цель: содействие возрождению традиций семейного воспитания; сплотить родителей и детей, заинтересовать их одним общим делом.

В 3 классе

Проект к «Дню пожилого человека» назывался «Моя бабуля».

Цель: узнать и собрать материал о своей бабушке и рассказать своим одноклассникам.

Проект « Во что играют дети»

Цель:





В работе над экологическим проектом «Моя малая родина!» обучающимся третьего класса была предложена только тема проекта. Остальное они осуществляли самостоятельно, в случае трудностей консультируясь с учителем. В группах обучающиеся разрабатывали свои варианты проекта, планировали этапы его осуществления, материальную базу, необходимую для  выполнения проекта, осуществляли деятельность, а затем на уроке окружающего мира участвовали в презентации своего проекта. В рамках данного проекта обучающиеся самостоятельно осуществляли поиск информации о родном посёлке Черноборском, делали фотоснимки, рисунки. Во время презентации от каждой группы выступал представитель, который объяснял, почему так важна цель данного проекта. Обучающиеся рассказывали о том, что нового узнали они о родном посёлке, о долгожителях, о тружениках СХПК «Черноборский», работая над проектом. Таким образом, в ходе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических действий обучающиеся не только приобретали новые знания, умения, но и начинали ощущать свою ответственность за благополучие родного посёлка.

По окончании работы над данным проектом, после подведения итогов деятельности, обучающимся могут быть вручены дипломы «Самый оригинальный проект», «Самой дружной группе».

В настоящее время идёт плодотворная работа над коллективным проектом «170 лет образования Чесмы»,который мы будем защищать к концу учебного года.

Родители спрашивали меня: «А зачем нужны детям эти проекты? Очень много времени уходит на работу над ним». Я объясняла им, что проектная деятельность способствует формированию технологической культуры учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Она не ориентирует школьников на готовые знания, а выявляет и развивает творческие способности учащихся. Привлекая к этой работе родителей важно, чтобы они не брали на себя выполнение части работы детей над проектами, иначе губится сама идея метода проектов. А вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей – важный фактор поддержки мотивации и обеспечение самостоятельности школьников при выполнении ими проектной деятельности. С этой целью я провожу специальные собрания-лекции, на которых разъясняю родителям суть метода проектов и его значимость для развития личности детей; рассказываю об основных этапах проектной деятельности и формах возможного участия родителей в ней.

Большинство родителей меня поддержали и стали первыми моими помощниками. Творческий отчет, на котором присутствуют и родители, проходит в конце каждой четверти, и ребята там представляют, защищают свои творческие проекты. А родительский комитет награждает и поощряет детей.

А всё начиналось так:

Сначала происходила подготовка к осуществлению проектной деятельности. Учащиеся овладевали элементарными технологическими знаниями и выполняли творческие разноуровневые задания и упражнения в совместной деятельности с учителем.

В течение этого времени мы все познавали мир, делали открытия, удивлялись, разочаровывались, совершали ошибки, исправляли их, приобретали опыт общения. Но каждый из нас шел путем открытий незнакомого, неизведанного ранее, а вместе мы делали одно дело: учились и учили друг друга.



Приложение:

Этапы работы над проектом

Этапы работы над проектом

Цели и задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Деятельность родителей

1. Погружение в проект

Цель – подготовка учащихся к проектной деятельности.

Задачи:

– определение проблемы, темы и целей проекта в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся;

– создание группы (групп) учащихся для работы над проектом.

Отбирает возможные темы и предлагает их учащимся.

Побуждает у учащихся интерес к теме проекта.

Помогает сформулировать:

• проблему проекта;

• сюжетную ситуацию;

• цель и задачи.

Мотивирует учащихся к обсуждению, созданию проекта.

Организует поиск учащимися оптимального способа достижения поставленных целей проекта.

Помогает в анализе

и синтезе, наблюдает,

контролирует.

Консультирует учащихся при постановке цели и задач, при необходимости корректирует их формулировку.

Формирует необходимые

специфические умения

и навыки.

Осуществляют вживание в ситуацию.

Обсуждают тему проекта, предмет исследования с учителем.

Получают дополнительную информацию.

Определяют свои потребности.

Принимают в составе группы (или самостоятельно) решение по поводу темы (подтем) проекта и аргументируют свой выбор.

Осуществляют:

• анализ ресурсов и поиск оптимального способа достижения цели проекта;

• личностное присвоение проблемы.

Формулируют (индивидуально или в результате обсуждения в группе) цель проекта.

Помогают в выборе тематического поля, темы; в формулировке проблемы, цели и задач проекта.

Мотивируют детей.


2. Планирование деятельности

Цель – пооперационная разработка проекта с указанием перечня конкретных действий и результатов, сроков и ответственных.

Задачи:

– определение источников информации, способов сбора и анализа информации, вида продукта и возможных форм презентации результатов проекта, сроков презентации;

– установление процедур и критериев оценки результатов и процесса;

– распределение задач (обязанностей) между членами группы.

Направляет процесс поиска информации учащимися (при необходимости помогает определить круг источников информации, рекомендует экспертов).

Предлагает учащимся:

• различные варианты и способы хранения и систематизации собранной информации; • организовать группы;

• распределить роли в группах;

• спланировать деятельность по решению задач проекта;

• продумать возможные формы презентации результатов проекта;

• продумать критерии оценки результатов и процесса.

Формирует необходимые

специфические умения

и навыки.

Организует процесс контроля (самоконтроля) разработанного плана деятельности и ресурсов.

Осуществляют:

• поиск, сбор, систематизацию и анализ информации;

• разбивку на группы;

• распределение ролей в группе;

• планирование работы;

• выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов;

• принятие решения по установлению критериев оценивания результатов и процесса.

Продумывают продукт групповой и/или индивидуальной деятельности на данном этапе.

Проводят оценку (самооценку) результатов данного этапа работы.


Консультируют в процессе поиска информации.

Оказывают помощь в выборе способов хранения и систематизации собранной информации, в составлении плана предстоящей деятельности.

3. Осуществление деятельности по решению проблемы

Цель – разработка проекта.

Задачи:

– самостоятельная работа учащихся по своим индивидуальным или групповым задачам проекта.

– промежуточные обсуждения полученных данных в группах, на консультациях (на уроках и/или во внеурочное время).

Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью, отвечает на вопросы учащихся.

Контролирует соблюдение правил техники безопасности.

Следит за соблюдением временных рамок этапов деятельности.


Выполняют запланированные действия самостоятельно, в группе или в комбинированном режиме.

При необходимости консультируются с учителем (экспертом).

Осуществляют промежуточные обсуждения полученных данных в группах.

Наблюдают.

Контролируют соблюдение правил техники безопасности.

Следят за соблюдением временных рамок этапов деятельности.

Оказывают помощь в сборе информации, оформлении материалов и портфолио проектной деятельности.

4. Оформление результатов

Цель – структурирование полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков.

Задачи:

– анализ и синтез данных;

– формулирование выводов.

Наблюдает, советует,

направляет процесс анализа.

Помогает в обеспечении проекта.

Мотивирует учащихся, создает чувство успеха; подчеркивает социальную и личностную важность достигнутого.

Оформляют проект,

изготавливают продукт.

Участвуют в коллективном анализе проекта, оценивают свою роль, анализируют выполненный проект, выясняют причины успехов, неудач.

Проводят анализ достижений поставленной цели. Делают выводы.

Наблюдает, советует.

Помогает в обеспечении проекта.

Мотивирует учащихся, создает чувство успеха.

5. Презентация результатов

Цель – демонстрация материалов, представление результатов.

Задачи:

– подготовка презентационных материалов;

– подготовка публичного выступления;

– презентация проекта.

Организует презентацию.

Продумывает и реализует взаимодействие с родителями.

При необходимости консультирует учащихся по вопросам подготовки презентации и оформления портфолио.

Репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов проектной деятельности.

Выступает в качестве эксперта.

Принимает отчет:

• обобщает и резюмирует полученные результаты;

• подводит итоги обучения;

• оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать свое мнение, толерантность и др.;

• акцентирует внимание на воспитательном моменте: умении работать в группе на общий результат и др.

Выбирают (предлагают) форму презентации.

Готовят презентацию.

Продолжают оформлять портфолио.

При необходимости консультируются с учителем (экспертом).

Осуществляют защиту проекта.

Отвечают на вопросы слушателей.

Демонстрируют:

• понимание проблемы, цели и задач;

• умение планировать и осуществлять работу;

• найденный способ решения проблемы;

• рефлексию деятельности и результата.

Выступают в качестве эксперта, т.е. задают вопросы и высказывают критические замечания (при презентации других групп \ учащихся) на основе установленных критериев оценивания результатов и процесса.

Консультируют в выборе формы презентации.

Оказывают помощь в подготовке презентации.

Выступают в качестве эксперта.

6. Оценка результатов и процесса проектной деятельности

Цель – оценка результатов и процесса проектной деятельности.

Задачи:

– коллективное обсуждение результатов проекта;

– самоанализ проектной деятельности.

Оценивает усилия учащихся, креативность, использование источников, неиспользованные возможности, потенциал продолжения, качество отчета, мотивирует учащихся.

Наблюдает, направляет процесс.

Осуществляют оценивание деятельности и ее результативности в ходе:

• коллективного обсуждения;

• самоанализа.

Консультируют в оформлении отчета.





















Литература

  1. Бычков А.В. Метод проектов в современной  школе. – М., 2000

  2. Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223с. – (Стандарты второго поколения).

  3. Кривобок Е. В. Исследовательская деятельность младших школьников [Текст]: / Кривобок Е. В.  Волгоград: Учитель, 2008 – 126с.

  4. Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших

школьников. Книга для учителя начальных классов. – М.: Вента-Графф, 2002. – 112с.: ил. – (Библиотека учителя).

  1. Потанина В.Я. Введение проектной деятельности в начальной школе [Текст]: - В.Я. Потанина, М.: Академия, 2009 - 12с.

  2. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. –

М., 2005.

  1. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников [Текст]: / Савенков А.И – Самара: Учебная литература, 2008 – 119с.

  2. Феоктистова В.Ф.  Исследовательская и проектная деятельность младших школьников. Рекомендации. Волгоград, 2011.

  3. Шатилова М.Ю. Проектирование в начальной школе: от замысла к реализации. – Волгоград: Учитель, 2010.

  4. ФГОС Примерная программа начального образования.- М.:Просвещение, 2009 г., 192 стр.

  5. ФГОС Программа внеурочной деятельности учащихся.- М.:Просвещение, 2009 г.

  6. ФГОС Планируемые результаты начального общего образования.- М.: Просвещение, 2009 г., 128 стр.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Проектная деятельность младших школьников как средство реализации ФГОС НОО.

Автор: Цыбренок Наталья Сергеевна

Дата: 16.02.2015

Номер свидетельства: 173931

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "«СИСТЕМА ОЦЕНКИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ   В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО» "
    ["seo_title"] => string(79) "sistiema-otsienki-planiruiemykh-riezul-tatov-v-usloviiakh-riealizatsii-fgos-noo"
    ["file_id"] => string(6) "232866"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1442936238"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(248) "Проектная деятельность как средство достижения планируемых результатов младших школьников в условиях реализации требований ФГОС НОО"
    ["seo_title"] => string(80) "proiektnaia_dieiatiel_nost_kak_sriedstvo_dostizhieniia_planiruiemykh_riezul_tato"
    ["file_id"] => string(6) "468685"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1525701185"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(195) "«Проектно- исследовательская деятельность, как средство формирования УУД в условиях реализации ФГОС НОО»"
    ["seo_title"] => string(80) "proiektno_issliedovatiel_skaia_dieiatiel_nost_kak_sriedstvo_formirovaniia_uud_v_"
    ["file_id"] => string(6) "436709"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1509800775"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "Тема доклада: "Проектная деятельность с учащимися на уроке и во внеурочной деятельности» "
    ["seo_title"] => string(101) "tiema-doklada-proiektnaia-dieiatiel-nost-s-uchashchimisia-na-urokie-i-vo-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "246114"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446296974"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "«Реализация  ФГОС НОО на уроках искусства»"
    ["seo_title"] => string(38) "riealizatsiiafgosnoonaurokakhiskusstva"
    ["file_id"] => string(6) "303756"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1457600586"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства