Требования новых стандартов состоят в переходе от традиционных технологий к технологиям развивающего обучения, которые носят личностно ориентированный характер обучения, вариативны, повышают ответственность школьников за результаты обучения.
На сегодняшний день образовательные программы, учебники, количество часов остались прежними. А изменился подход к их изучению. По требованию новых стандартов полученные знания не должны быть мертвым грузом: вызубрил правило, но ничего не понял. А ребенок должен уметь свободно пользоваться этими знаниями, самостоятельно их находить и наращивать, применять в жизни. Поэтому в требованиях нового стандарта – это формирование и развитие у ребенка тех или иных навыков, компетенций.
А внедрение ФГОС второго поколения требует от учителя времени, дополнительных усилий. Учитель должен научить детей не только читать, считать и писать. Ему должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий. Ко второй формирование у детей мотивации к обучению, помощи им в самоорганизации и саморазвитии. А сам учитель должен быть примером для подражания.
С 1 сентября 2011-2012 учебного года в нашей школе начали работу по новому образовательному стандарту второго поколения, который ориентирует образование на новое качество, соответствующее современным запросам личности, общества и образования.
Уже в 1 классе на своих уроках учим детей ставить цель, составлять план ее достижения, осуществлять поиск решения, рефлексировать результаты своей деятельности, осуществлять самоконтроль и давать самостоятельную оценку своей работы на уроке. В условиях безотметочного обучения предлагаю детям оценить свою работу с помощью «дерева - яблони с яблоками трех цветов», которую использую на уроке изобразительного искусства, а для уроков музыки применяю «светофор», где они отмечают качество своей работы. Затем обсуждаем это в паре, анализируем в группе, корректируем оценку. С каждым разом дети объективнее оценивают свою работу. Таким образом, дети на основе системно–деятельностного подхода должны учиться учить и оценивать самого себя.
Важным элементом формирования УУД является ориентировка младших школьников в информационно-коммуникативных технологиях. Вполне очевидно, что дальнейшее развитие начального образования будет связано более глубоким внедрением ИКТ - технологий для развития познавательной способности младших школьников.
Мы получили новое оборудование-это компьютеры и мультимедийный проектор, которые широко используем на уроке при подаче материала. Хотелось бы и нам учителям, как и других сельских школ, получить интерактивный моноблок, который поможет расширить возможности работы на уроке. Все новое детям интересно и они постоянно спрашивают, будем ли работать с оборудованием.
В новых ФГОСах большое внимание уделено интегрированному подходу в обучении, который предполагает активное использование знаний, полученных при изучении одного предмета, на уроках по другим предметам.
Например: На уроке ИЗО – рисуем осень.
На уроке технологии – выполняем сюжетную аппликацию. В результате получается коллективный проект, изображающий осень во всем ее многообразии.
Проектный и исследовательский метод, широко представленный в новых стандартах. Мы с детьми тоже готовим проекты. Проекты различны по форме, теме, содержанию. В 1 классе – это рисунки, поделки. Во 2 классе - мини-сочинения, книжки-малышки. В этом учебном году наши первоклассники представляли свои проекты в форме устных выступлений на тему: «Кто я?», «Какой я?», «Расскажи мне о себе». Также авторы учебников тоже предлагают работу над проектами. По изобразительному искусству мы сделали уже несколько проектов. Такая работа позволяет привлечь родителей в помощь детям. Проекты делают все. На уроках мы собираем нужный материал, обсуждаем тему, а дома ребята воплощают свои идеи в жизнь. В этом им помогают родители, затем в классе дети защищают свои работы.
В новых ФГОСах нашла свое отражение и тема дифференцированного обучения, которую использую в своей практике. Большое внимание в новых стандартах уделено продуктивности предлагаемых детям заданий, так как продуманное и правильно сформулированное задание – это одно из главных средств достижения нового результата образования.
В своей работе этому вопросу уделяю большое внимание. По итогам диагностики продумываю разноуровневые задания, индивидуальные карточки. Стараюсь не давать знания в готовом виде. Учу сравнивать, обобщать, делать выводы. Тщательно продумываю систему заданий. Стараюсь не задавать прямых вопросов.
Например: -Как обычно ставится вопрос. Перечислите отличия растения от животного?
Я организую работу по-другому:
Например, говорю: Лягушонок прыгал и кричал: «Я зеленый – значит я растение! Как вы думаете, что ему ответил умный утенок?». Что тут начинается, ребята высказываются, приводя веские доводы своей правоты. И каждый раз мы должны соглашаться с их ответами, убеждениями.
Изучая новый стандарт, я заметила такую особенность – акцент делается на умение применять знания в жизни, на развитие личности, ее социализацию, т.е. современное образование должно обеспечить способность жить в современном обществе.
На уроках изобразительного искусства нацеливаю детей не столько на усвоения конкретных знаний, сколько на работу с информацией, схемами, таблицами. Уже в 1 классе учу ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Много работаем в группах. Учимся выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя) критика в виде игры «Шепталка».
Таким образом, в соответствии с ФГОСами, уроки должны строиться по совершенно другой схеме. Перестроиться очень сложно, но я стремлюсь к этому. Стараюсь усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать, что школьные занятия – это необходимая подготовка к жизни. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса.
Высший пилотаж в проведении урока и идеальное воплощение новых стандартов на практике – это урок, на котором так организована работа, что учитель лишь направляет и дает рекомендации, заставляя детей мыслить, выдвигать свои гипотезы и аргументировать их. Это сложно, но очень важно для гармоничного развития личности.
Как должен выглядеть портрет нашего выпускника школы?
1. Инициативный
2. Искренний, доброжелательно настроенный к миру, к людям
3. Умеет использовать свои знания и умения в реальных жизненных ситуациях
4. Желает активно высказывать свою точку зрения, аргументировать ее
5. Любознательный
6. Умеет организовывать свои дела, решая различные проблемы
7. Умеет результативно мыслить, добывать информацию и работать с ней
8. Может оценивать свои и чужие поступки, занимать свою позицию
9. Умеет общаться с разными людьми, договариваться с ними, делая что-то сообща
В заключении хочу сказать, что многое зависит от желания и характера педагога. Если учитель открыт для всего нового и не боится перемен, то он, несомненно, будет делать первые уверенные шаги в новых условиях реализации ФГОСов, потому что именно учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм – главный ресурс, без которого невозможно воплощение новых стандартов школьного образования. Возможно, у меня еще не все получается идеально, но думаю я на правильном пути и всему научусь.
Литература:
1.ФГОС НОО второго поколения, Москва «Просвещение», 2010 год.
2. «Методика исследовательского обучения младших школьников», А.Е.Савенков, издательство «Учебная литература», 2008 год.
3.«Юным умникам и умницам», О.Холодова, методическое пособие, Москва РОСТ книга, 2010 год.
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2010
Чиндилова О.В. Разноуровневые задания по освоению младшими школьниками коммуникативных универсальных учебных действий /О. В. Чиндилова / Начальная школа плюс до и после/. – 2011
Кузнецова М.И. ФГОС и совершенствование системы контроля и оценивания достижений младших школьников / М. И. Кузнецова / Начальная школа плюс до и после./ - 2011.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Реализация ФГОС НОО на уроках искусства»»
«Реализация ФГОС НОО на уроках искусства»
Требования новых стандартов состоят в переходе от традиционных технологий к технологиям развивающего обучения, которые носят личностно ориентированный характер обучения, вариативны, повышают ответственность школьников за результаты обучения.
На сегодняшний день образовательные программы, учебники, количество часов остались прежними. А изменился подход к их изучению. По требованию новых стандартов полученные знания не должны быть мертвым грузом: вызубрил правило, но ничего не понял. А ребенок должен уметь свободно пользоваться этими знаниями, самостоятельно их находить и наращивать, применять в жизни. Поэтому в требованиях нового стандарта – это формирование и развитие у ребенка тех или иных навыков, компетенций.
А внедрение ФГОС второго поколения требует от учителя времени, дополнительных усилий. Учитель должен научить детей не только читать, считать и писать. Ему должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий. Ко второй формирование у детей мотивации к обучению, помощи им в самоорганизации и саморазвитии. А сам учитель должен быть примером для подражания.
С 1 сентября 2011-2012 учебного года в нашей школе начали работу по новому образовательному стандарту второго поколения, который ориентирует образование на новое качество, соответствующее современным запросам личности, общества и образования.
Уже в 1 классе на своих уроках учим детей ставить цель, составлять план ее достижения, осуществлять поиск решения, рефлексировать результаты своей деятельности, осуществлять самоконтроль и давать самостоятельную оценку своей работы на уроке. В условиях безотметочного обучения предлагаю детям оценить свою работу с помощью «дерева - яблони с яблоками трех цветов», которую использую на уроке изобразительного искусства, а для уроков музыки применяю «светофор», где они отмечают качество своей работы. Затем обсуждаем это в паре, анализируем в группе, корректируем оценку. С каждым разом дети объективнее оценивают свою работу. Таким образом, дети на основе системно–деятельностного подхода должны учиться учить и оценивать самого себя.
Важным элементом формирования УУД является ориентировка младших школьников в информационно-коммуникативных технологиях. Вполне очевидно, что дальнейшее развитие начального образования будет связано более глубоким внедрением ИКТ - технологий для развития познавательной способности младших школьников.
Мы получили новое оборудование-это компьютеры и мультимедийный проектор, которые широко используем на уроке при подаче материала. Хотелось бы и нам учителям, как и других сельских школ, получить интерактивный моноблок, который поможет расширить возможности работы на уроке. Все новое детям интересно и они постоянно спрашивают, будем ли работать с оборудованием.
В новых ФГОСах большое внимание уделено интегрированному подходу в обучении, который предполагает активное использование знаний, полученных при изучении одного предмета, на уроках по другим предметам.
Например: На уроке ИЗО – рисуем осень.
На уроке технологии – выполняем сюжетную аппликацию. В результате получается коллективный проект, изображающий осень во всем ее многообразии.
Проектный и исследовательский метод, широко представленный в новых стандартах. Мы с детьми тоже готовим проекты. Проекты различны по форме, теме, содержанию. В 1 классе – это рисунки, поделки. Во 2 классе - мини-сочинения, книжки-малышки. В этом учебном году наши первоклассники представляли свои проекты в форме устных выступлений на тему: «Кто я?», «Какой я?», «Расскажи мне о себе». Также авторы учебников тоже предлагают работу над проектами. По изобразительному искусству мы сделали уже несколько проектов. Такая работа позволяет привлечь родителей в помощь детям. Проекты делают все. На уроках мы собираем нужный материал, обсуждаем тему, а дома ребята воплощают свои идеи в жизнь. В этом им помогают родители, затем в классе дети защищают свои работы.
В новых ФГОСах нашла свое отражение и тема дифференцированного обучения, которую использую в своей практике. Большое внимание в новых стандартах уделено продуктивности предлагаемых детям заданий, так как продуманное и правильно сформулированное задание – это одно из главных средств достижения нового результата образования.
В своей работе этому вопросу уделяю большое внимание. По итогам диагностики продумываю разноуровневые задания, индивидуальные карточки. Стараюсь не давать знания в готовом виде. Учу сравнивать, обобщать, делать выводы. Тщательно продумываю систему заданий. Стараюсь не задавать прямых вопросов.
Например: -Как обычно ставится вопрос. Перечислите отличия растения от животного?
Я организую работу по-другому:
Например, говорю: Лягушонок прыгал и кричал: «Я зеленый – значит я растение! Как вы думаете, что ему ответил умный утенок?». Что тут начинается, ребята высказываются, приводя веские доводы своей правоты. И каждый раз мы должны соглашаться с их ответами, убеждениями.
Изучая новый стандарт, я заметила такую особенность – акцент делается на умение применять знания в жизни, на развитие личности, ее социализацию, т.е. современное образование должно обеспечить способность жить в современном обществе.
На уроках изобразительного искусства нацеливаю детей не столько на усвоения конкретных знаний, сколько на работу с информацией, схемами, таблицами. Уже в 1 классе учу ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Много работаем в группах. Учимся выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя) критика в виде игры «Шепталка».
Таким образом, в соответствии с ФГОСами, уроки должны строиться по совершенно другой схеме. Перестроиться очень сложно, но я стремлюсь к этому. Стараюсь усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать, что школьные занятия – это необходимая подготовка к жизни. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса.
Высший пилотаж в проведении урока и идеальное воплощение новых стандартов на практике – это урок, на котором так организована работа, что учитель лишь направляет и дает рекомендации, заставляя детей мыслить, выдвигать свои гипотезы и аргументировать их. Это сложно, но очень важно для гармоничного развития личности.
Как должен выглядеть портрет нашего выпускника школы?
1. Инициативный
2. Искренний, доброжелательно настроенный к миру, к людям
3. Умеет использовать свои знания и умения в реальных жизненных ситуациях
4. Желает активно высказывать свою точку зрения, аргументировать ее
5. Любознательный
6. Умеет организовывать свои дела, решая различные проблемы
7. Умеет результативно мыслить, добывать информацию и работать с ней
8. Может оценивать свои и чужие поступки, занимать свою позицию
9. Умеет общаться с разными людьми, договариваться с ними, делая что-то сообща
В заключении хочу сказать, что многое зависит от желания и характера педагога. Если учитель открыт для всего нового и не боится перемен, то он, несомненно, будет делать первые уверенные шаги в новых условиях реализации ФГОСов, потому что именно учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм – главный ресурс, без которого невозможно воплощение новых стандартов школьного образования. Возможно, у меня еще не все получается идеально, но думаю я на правильном пути и всему научусь.
Литература:
ФГОС НОО второго поколения, Москва «Просвещение», 2010 год.
«Методика исследовательского обучения младших школьников», А.Е.Савенков, издательство «Учебная литература», 2008 год.
«Юным умникам и умницам», О.Холодова, методическое пособие, Москва РОСТ книга, 2010 год.
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2010
Чиндилова О.В. Разноуровневые задания по освоению младшими школьниками коммуникативных универсальных учебных действий /О. В. Чиндилова / Начальная школа плюс до и после/. – 2011
Кузнецова М.И. ФГОС и совершенствование системы контроля и оценивания достижений младших школьников / М. И. Кузнецова / Начальная школа плюс до и после./ - 2011.