Проектная деятельность как средство развития коллектива
Проектная деятельность как средство развития коллектива
Начало обучения и воспитания – это первая ступенька в непрерывной лестнице развития ребёнка в школе. Его надо многому научить, а главное - научить «быть личностью», т.е. быть «субъектом деятельности, общения, самосознания» (В.А.Петровский).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность как средство развития коллектива»
4
Проектная деятельность как средство развития коллектива.
Начало обучения и воспитания – это первая ступенька в непрерывной лестнице развития ребёнка в школе. Его надо многому научить, а главное - научить «быть личностью», т.е. быть «субъектом деятельности, общения, самосознания» (В.А.Петровский).
Всё чаще основными составляющими содержания образования называют умение коммуникации, навыки труда в коллективе. Предъявляются новые требования к организации обучения:
1) Рост роли каждого участника в формировании, реализации и оценивании его учебной инициативы в сотрудничестве с другими участниками.
2) Изменение роли педагога, который становится сотрудничающим наставником.
3) Создание соответствующей образовательной среды, включая доступ к определенным новым информационным технологиям.
Большую роль в ходе реализации требований ФГОС , воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, играет участие младших школьников в проектной деятельности. Проектная деятельность является практически первой возможностью для учеников начать коллективную работу и играет большую роль в развитии ребёнка и его отношений со сверстниками. Общая работа, объединяет её участников.
Поэтому именно в этой деятельности могут начать развиваться отношения между сверстниками. Именно в ней дети учатся эффективно искать информацию, общаться, сотрудничать и совместно решать проблемы, что способствует развитию коллектива.
Проектная деятельность позволяет интегрировать знания учащихся из разных предметных областей для решения одной проблемы, организовать обучение в деятельностном режиме, приблизить его к интересам ребенка.
Замысел проекта объединяет, роли распределяются, далее идёт содержательная работа. Так складываются группы, которые могут стать первым толчком к созданию прочных дружеских связей. Предлагая детям участвовать в проектной деятельности, мы получаем возможность управлять созданием групп.
В качестве «новой» ситуации я выделяю возраст учащихся, для которых провожу проект. Первоклассник – «чистый лист», не имеющий абсолютно никакого представления о том, что такое «учебный проект». Первый класс – время адаптации ребенка к школе, время, когда детки не всегда могут проявить свои способности в полной мере (по разным причинам) и время, когда учитель еще не совсем «знает» своих учеников. Первоклассники пока не имеют опыта работы в малых группах, не всегда понимают, что общий успех зависит не только от личного участия, но и от слаженной работы группы. Этому им только предстоит научиться.
Вот один из проектов, который мы с детьми провели уже во второй четверти. Это учебный проект «Моя семья – мое богатство». Реализация проекта шла через урочную и внеурочную деятельность детей.
Обязательно при работе с проектом ставятся перед учеником направляющие, проблемные и учебные вопросы.
Например:
- Что делает человека счастливым?
- Почему говорят, что дерево держится корнями, а человек – семьей?
- Какую семью мы называем счастливой?
- Что такое семья?
Все задания любого проекта должны иметь одну и ту же цель, должны быть направлены на достижение одних и тех же результатов (личностных, метапредметных, предметных).
Успех любой проектной деятельности лежит в положительной мотивации всех детей, в развитии коммуникативных навыков, в решении задач, стоящих перед каждой личностью в отдельности и перед группой в целом, в возможности увидеть конечный продукт деятельности.
В данном проекте конечный продукт:
Выставка рисунков «Моя семья»
Составление родословного древа на бумаге и в виде живого макета
Составление облака слов о счастливой семье
Оформление плаката «Счастливая семья»
Изготовление поделки «Счастливая семейка»
Написание рассказов и рисование иллюстраций к теме «Семейные традиции».
Результат по проектно – исследовательской деятельности будет тогда, когда будет совместная работа ученика, учителя и родителя, поэтому, на родительском собрании родителей знакомлю с темой «Как учить детей исследовать».
В условиях демократизации школьной жизни проект становится продуктивной формой организации совместной деятельности взрослых и детей, построения социальных коммуникаций на новой, равноправной основе. проектом стала тема «Победители. Солдаты ВОВ».
Начали работу с постановки цели, задач. Наметили с детьми план работы. Также установили исследовательский интерес каждого ребенка и определились с темами.
Дети вместе с родителями подбирали материал, советовались со мной, обсуждая собранный материал. На заключительном этапе дети защищали свою работу в классе.
Этап защиты является заключительным и очень важным в проектно-исследовательской работе. Дети оформили результаты исследования с помощью компьютерных технологий, рисунков, газет, рефератов. Они приготовили публичные выступления в классе.
Основными способами сплочения детской группы являются увлечение и включение её в совместную деятельность.
Таким образом, создавая условия и координируя работу учащихся для приобщения детей к проектной деятельности, мы учим их анализировать и обобщать, создавать атмосферу творческого поиска, радоваться успехам.
Проектная деятельность способствует развитию коммуникативных умений межличностного взаимоотношения и направлена на актуализацию практико – коммуникативного компонента содержания образования в начальной школе.
Есть старая мудрая поговорка: «Посеешь поступок - пожнёшь привычку, посеешь привычку - пожнёшь характер, посеешь характер - пожнёшь судьбу». К ней, опираясь на современную психологию, можно добавить: «Посеешь коллектив - пожнёшь личность».